Богом зданные пещеры псково печерского монастыря как попасть
Богом зданные пещеры
А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.
Позже, когда храм и пещеры приводили в более благолепный вид, наружную стену укрепили кирпичом, заложив при этом надпись. Но тогда уже и без надписи всем было известно, что Псково-Печерская обитель действительно создана и утверждена Богом.
«Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью».
При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.
Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек.
В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С.
Вблизи входа в пещеры стены для прочности обложены кирпичом.
В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.
В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.
Слева от креста покоятся мощи новомученика Российского епископа Георгия (Садковского), долгие годы находившегося в заключении в тюрьмах и лагерях. После освобождения из последнего заключения владыка Георгий с 1947 года занимал сначала Великолукскую кафедру, а затем стал епископом Порховским. 4 марта 1949 года епископ Георгий скончался и был погребен в монастырских пещерах. Собранные насельниками обители материалы о его жизни представлены в Комиссию по канонизации при Священном Синоде. Здесь же по левой стороне покоятся валаамские старцы.
Насельников монастыря, которые служили Богу в священном сане, обычно погребают в отдельных нишах. Монахов, не облеченных саном, и послушников хоронят на специальном братском кладбище, которое находится в завершении одной из улиц.
В надписях на керамидах встречаются славные фамилии Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских. Погребены в монастырских пещерах предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.
Погребены в пещерах также и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн.
В знак всеобщего воскресения одна из подземных улиц завершается храмом Воскресения Христова, построенным незадолго до начала Великой Отечественной войны. Богослужения здесь совершаются в день памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) и в дни поминовения усопших.
Сегодня новые поколения верующих людей обращаются за помощью к этим старцам, приходя на место их погребения, и по их молитвенному предстательству получают милость от Господа.
Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних пещер. Ближние пещеры — П-образные в плане и имеют протяженность около 15 м. В них находятся гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы. Над гробницей преподобного Лазаря висят его вериги.
За ближними пещерами следуют дальние, состоящие из семи подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6-й галереи (церковной улицы) и кануном в конце центральной улицы. Эти пещеры являются монастырским кладбищем.
Протяженность дальних пещер составляет около 200 м. В них поддерживается постоянная температура около +10° С. Первоначально пещеры служили только для погребения иноков. Затем в пещерах стали погребать благочестивых мирян: государственных деятелей, князей, дворян, ктиторов, паломников, защитников монастыря. Первым из мирян захороненным в пещерах был государев дьяк Мисюрь Мунехин (1528 год).
Рядом с кануном похоронены: епископ Георгий (Садковский), митрополит Вениамин (Федченков), старцы Псково-Печерской обители, подвизавшиеся в ней в XX веке: валаамские старцы (иеросхимонах Михаил, схиигумен Лука, игумен Геннадий, монах Сергий, схимонах Николай, иеросхимонах Иоанн, схимонах Герман), архимандрит Серафим (Розенберг), архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
На горнем месте храма Воскресения Христова похоронен архимандрит Алипий (Воронов), в нише храма за мраморной плитой похоронены другие старцы монастыря: схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко), схиигумен Онисифор (Михайлов), схииеродиакон Марк (Мурин). В алтаре храма находится мраморная икона Воскресения Христова.
Среди мирян в пещерах погребены предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского, А.Н. Плещеева, В.Н. Татищева и другие. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.
Монахов монастыря погребают на пятой и шестой улицах, мирян – на других улицах. Их хоронят в гробах, помещаемых в стены пещер, не засыпая землей. При этом в пещерах отсутствует запах тления тел усопших.
Общее число захоронений составляет около 10 тыс. человек.
Адрес: 181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5
Время работы: с 10:00 до 18:00
Телефоны: +7 (81148) 2-27-43, +7 (911) 360-11-77 (заказ экскурсий) Звонить с 9.00 до 17.00 (перерыв с 13.00 до 14.00)
Общая информация
Первое упоминание Богом Зданных пещер относится к 1392 году. По легенде, во время рубки местным крестьянином-земледельцем Иваном Дементьевым деревьев на Святой горе произошло непредвиденное: одно из срубленных деревьев покатилось под гору, увлекая за собой большой пласт земли. В результате людям открылось устье пещеры, над входом в которую руками человека была сделана надпись «Богом зданная пещера». Происхождение надписи не известно до сих пор. По одной из версий, в этой пещере скрывались от крымских татар беглые монахи Киево-Печерского монастыря, по другой – они специально удалились в пещеры для спасения своих душ в молитвах и уединении.
С надписью также связана интересная история. Как свидетельствуют летописи, примерно в конце XVI века один из монахов – юродивый Варлаам – неоднократно стирал надпись, но она появлялась вновь «как нечто незыблемое».
С течением времени и храм, и пещеры стараниями местной братии привели в надлежащее состояние, в частности, укрепили кирпичом наружную стену. Это было сделано в 1824 году во время визита Александра I к о. Лазарю из соображений царской безопасности. К сожалению, пострадала надпись – в ходе ремонтных работ ее скрыли от людских глаз.
В настоящее время пещеры выполняют функцию монастырского кладбища. Точное число захороненных не установлено, возможно, речь идет о более чем 10 000 человек. Ранее здесь, в основном, хоронили монахов, паломников, меценатов, благочестивых людей и защитников монастыря. Так, в пещере захоронены мощи преподобных Печерских Лазаря Прозорливого, Марка, Ионы и преподобной матери Вассы.
Интересно, что монахов хоронили в отдельных нишах, а послушников и монахов, не облаченных саном, на специальном братском кладбище в конце одной из галерей пещеры.
Внутреннюю структуру пещеры можно представить следующим образом: • возле входа расположены ближние пещеры, где захоронены первые жители монастыря; • от входа в глубь идут 7 подземных галерей («улиц»). Они в большей степени являются творением рук человеческих, поскольку неоднократно расширялись и удлинялись; • стены пещер оборудованы керамидами – надгробными памятниками, сделанными из известняковых и керамических плит (всего их около 350); • в конце центральной (церковной) галереи установлен специальный столик для отправления панихид («канун»); • за кануном находится большой крест, возле которого захоронены выдающиеся церковные деятели: митрополит Вениамин (Федченков), новомученик Георгий (Садковский), Валаамские старцы, архимандриты Иоанн (Крестьянкин) и Серафим (Розенберг); • одна из галерей заканчивается храмом Воскресения Христова, который был построен в знак всеобщего воскресения незадолго до начала ВОВ. Богослужения здесь совершаются всего лишь несколько раз в год: в день поминания усопших и в Воскресение словущее.
Свободный доступ в пещеры закрыт. Эта мера связана с необходимостью соблюдения температурного режима.
Прихожане имеют право посетить пещеры только с благословения и во время проведения служб. Для передвижения по галереям не требуется каких-либо особых навыков – в отличие от пещер Киево-Печерской лавры, псковские галереи достаточно высоки и просторны для передвижения людей любой комплекции.
Стоимость билетов и экскурсионное обслуживание
Вход на территорию Псково-Печерского монастыря бесплатный, но в Богом зданные пещеры можно подойти только в составе экскурсионной группе и церковных служб.
На территории монастыря проводятся экскурсии. Для группы до 5 человек достаточно позвонить по одному из телефонов и записаться на экскурсию: +7 (81148) 2-27-43, +7 (911) 360-11-77. Запись по телефону осуществляется в период с 9.00 до 17.00, кроме обеденного перерыва с 13.00 до 14.00. Лучше всего звонить до 11 часов, так как потом начинаются экскурсии и на звонки отвечают реже.
Групповые экскурсии проводятся каждый час, начиная с 9.00 часов и заканчивая в 16.00.
Если группа численностью больше 5 человек, то для проведения экскурсии требуется написание прошения на официальном бланке, после заполнения который необходимо отправить на e-mail: excurs-ppm@mail.ru. Форму бланка можно найти ниже.
Это важно Ежегодно с 6 по 9 января, с 26 по 29 августа Богом зданные пещеры закрыты!
Во время экскурсии можно посетить Ближние и Дальние пещеры, но стоит обратить внимание, что в свободном доступе находятся только Ближние пещеры, где находятся раки с мощами Псково-Печерских преподобных, а Дальние пещеры, являющиеся местом упокоения братии монастыря, имеют свой микроклимат, нарушение которого сказывается на состоянии песчаника. В связи с этим количество паломников, которые могут находиться в дальних пещерах, ограничено!
Это важно Дальние пещеры закрыты каждый понедельник и каждую пятницу
Как добраться?
Богом зданные пещеры является частью Псково-Печерского монастыря, поэтому достаточно знать, как добраться до монастыря, а там не проблематично будет найти и сами пещеры.
Детальный маршрут проезда до монастыря можно посмотреть в разделе Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь-Как добраться?
В Печоры мы заезжали дважды, сначала по дороге из Эстонии, а второй раз — перед отъездом домой. В первый день погода была пасмурная, зато во второй повезло — светило солнце. Но некоторые пасмурные фотографии получились лучше солнечных, так что будут и те, и другие:)
Печоры — это город в Псковской области, райцентр. Население — всего 9 тысяч человек. Казалось бы, такая провинция. Но именно здесь находится одно из наиболее почитаемых в Православии мест — Псково-Печорский Свято-Успенский мужской монастырь. И ради этого сюда едут многие тысячи паломников.
У входа в монастырь
Святые врата (Петровская башня). Главные ворота обители.
С внутренней стороны ворота охраняют казаки:)
Храм в честь святителя Николая (1564). Чтобы попасть к центру монастыря, дальше надо пройти через него.
Если же пойти направо, то там будет более современный собор Михаила Архангела (1827), построенный в честь победы над Наполеоном. Считается, что это молитвы монахов остановили французов, и они не дошли ни до Пскова, ни до Петербурга. Ну и еще немного корпус Витгенштейна помог 🙂
Вдали видна круглая Тайловская башня. А вот срезать путь по лестнице не получилось — там служебная территория. Идти надо через Никольскую церковь.
Сразу за церковью вниз идет главная аллея монастыря — т.н. Кровавый путь. Назван он так был, потому что в 1570 году именно здесь Иван Грозный отрубил голову игумену Корнилию, который чем-то прогневил царя. Голова покатилась вниз, оставляя кровавый след.
Подходим к Успенской площади — центральной площади всего монастыря
В глубине площади, у подножия холма, полукругом располагается комплекс из нескольких церквей, самая древняя из которых — Успенская пещерная церковь. Устроил ее в природной пещере священноинок Иона еще в XV веке, а потом стал просить церковное начальство в Пскове узаконить ее. Те поначалу отказывались, мол что это за церковь — в пещере. Но Иона дошел до самого Новгородского архиепископа Феофила, и в 1473 году тот согласился освятить необычный храм. С этой даты и ведет свою историю Псково-Печорский монастырь.
Иона вскоре умер и был похоронен в пещере. В дальнейшем здесь стали хоронить не только монахов, но и других почетных граждан, и со временем здесь возник целый пещерный некрополь.
В XVIII веке поверх пещерного храма была построена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. На фото справа — желтого цвета.
Над левой дверью церкви можно увидеть надпись — «Вход в пещеры, Богом зданные». Это те самые пещеры, откуда пошел весь монастырь. Они делятся на ближние и дальние. Ближние пещеры небольшие, их протяженность всего 15 метров, и в них покоятся мощи самых первых местных святых. Дальние пещеры гораздо больше, они состоят из нескольких подземных «улиц», и там вот уже 500 лет хоронят умерших монахов, а раньше хоронили и особо достойных мирян.
В ближние пещеры разрешается заходить всем желающим, для посещения же дальних надо записываться за две недели. В пещерах поддерживается температура около +5 градусов, что позволяет хоронить умерших, не засыпая землей. Довольно зловещий обычай, надо сказать, напоминает захоронения в катакомбах Рима и Парижа. Ну ладно, раз не судьба увидеть, то вставлю сюда фото с Википедии. Угадаете, кто это со свечкой стоит? 🙂
А к церкви примыкает Большая звонница, включающая в себя 17 колоколов, самый большой и самый древний из которых — «Великопостный», отлитый в 1540 году.
Красная башенка — это Ризница, здесь хранятся монастырские ценности — драгоценная церковная утварь, золотые и серебряные кресты, облачения для церковной службы, подарки царей и императоров. В годы войны все эти предметы были вывезены немецкими оккупантами в Германию, но большую их часть потом удалось найти и вернуть.
Вообще в плане сохранения церковных ценностей Печорскому монастырю, можно сказать, повезло. В 1918 году пришедшие к власти большевики не успели его разорить, т. к. уже в начале года в Изборск и Печоры пришли немцы. А когда в конце года они ушли, здесь вспыхнули бои уже между красными с одной стороны и белыми и войсками независимой Эстонии — с другой. Белых в итоге большевикам удалось разбить, но вот Печоры и Изборск по Тартускому мирному договору пришлось отдать Эстонии.
Для Печорского монастыря эстонская власть была, конечно, спасением. На церковную жизнь и на православную веру эстонцы не покушались, а всяческая индустриализация местных священников интересовала слабо. Ходят люди в церковь — и хорошо. Когда же Эстония снова оказалась в составе СССР, накал борьбы с религией уже спал, так что монастырь опять избежал закрытия. Да и война скоро началась.
Как тут прочитал на одном сайте —
«в годы войны монастырь находился на оккупированной немцами территории, но наместник Павел (Горшков) сумел найти ту тонкую и умную линию в отношениях с оккупационными властями, которая позволила сохранить братию, обитель и все ценности»
Как выглядела эта «тонкая линия», можно увидеть вот на этой фотографии деятелей «Псковской православной миссии», сделанной в 1943 году во время архиерейского совещания в Печорском монастыре. Ну то есть весь мир сражается с нацистами, миллионы людей гибнут на полях сражений и в концлагерях, но для этих священников главное — что им опять разрешили открыть храмы. Об этой неоднозначной странице истории в 2009 году режиссер Владимир Хотиненко снял фильм «Поп».
Честно говоря, ни фильм не смотрел, ни про эту миссию ничего не слышал до нашей прошлогодней поездки в Тихвин, где эти миссионеры тоже успели отметиться в ноябре 1941 года. Когда, кстати, решалась судьба Ленинграда.
Белая церковь слева от ризницы — Сретенская (1870). А красная слева от нее — Благовещенская (1541). Под зеленым куполом — святой источник в честь преподобномученика Корнилия.
Но святых источников в монастыре два, еще один — Живоносный — находится напротив Благовещенской церкви, на ним построена шестигранная Надкладезная часовня (1911).
Благовещенская церковь. Белое здание за ним — Братский корпус № 1, там уже живут монахи.
Перед церквями на площади разбита клумба с цветами
Ну что ж, а теперь пойдем к выходу, а затем осмотрим монастырь с внешней стороны
И тут опять интересно. Большая белая церковь с зеленым куполом — обычная православная церковь Сорока мучеников севастийских. А вот небольшая красная церковь с зеленой крышей перед ней — это православная церковь народности сету. Тех самых сету, что живут по обе стороны границы, и в Эстонии, и в России. Уних есть свой язык, который является смесью эстонского с русским, но все же в большей степени эстонский, чем русский. После того, как Печоры отошли к Эстонии, православный приход в городе разделился, службы на эстонском языке стали проходить в этой церкви, а на русском языке — в соседней церкви Сорока мучеников. Сейчас обе они русскоязычные.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь на территории Псковской области считается одним из крупнейших в России. Его история начинается со второй половины XV века, и с тех пор он ни разу не закрывался. Долгое время обитель находилась в приграничном положении, вследствие чего подвергалась нападкам неприятелей, однако заступничество Божией Матери благодаря усердным молитвам перед ее образами «Успение» и «Умиление» не раз спасали монастырь и его жителей.
Не миновали обитель и разрушительные последствия в ходе боев во время Великой Отечественной войны, но силами братии удалось восстановить ее, по сей день она развивается и украшается. Псково-Печерский монастырь — место притяжения паломников, многие мечтают посетить его храмы, пещеры и поклониться местным святыням. Большой интерес обитель вызывает и у путешественников, желающих ознакомиться с ее богатой историей, оценить красоту архитектурного ансамбля и насладиться особенной умиротворяющей атмосферой этого места.
Псково-Печерский монастырь на google-панораме:
Расписание богослужений Псково-Печерского монастыря
Расписание служб по будним дням:
Также в определенные дни проводится таинство Соборования.
Расписание богослужений в выходные дни:
Отцы Псково-Печерского монастыря
Благодаря подвижническому труду иноков удалось создать эту обитель и превратить ее в одну из самых известных в нашей стране. Ее насельники совершали настоящий духовный подвиг, направляя свои усердные молитвы Богу о людях, приезжающих в обитель за помощью и советом. Было явлено множество чудесных исцелений, в благодарность за которые люди делали приношения, шедшие не только на нужды монастыря, но и на помощь ближним. Так, есть сведения о том, что братия помогала беженцам во время войн, выделяла средства на восстановление домов в окрестных селениях, разрушенных набегами неприятелей. Кроме того, монастырь во время перемирий выкупал у захватчиков пленных.
Многие старцы еще при жизни особо почитались верующими, наставляя и укрепляя в вере окружающих, но и после своей смерти они помогают людям, обращающимся к ним со своими молитвами. Имена многих из них занесены в историю обители. Среди тех, кто служил в монастыре в XX веке, часто выделяют архимандрита Алипия, приложившего много усилий по восстановлению обители после ВОВ, реставрации крепостных стен и башен. Многим паломникам знаком и архимандрит Адриан, ушедший из жизни в 2018 году. Он имел дар помогать людям, одержимым бесовской силой. В течение многих лет он принимал и наставлял паломников, став для многих духовником. Также памятны верующим игумены Гавриил и архимандрит Тихон (Секретарев).
Посещение для паломников
Посетить обитель могут как организованные группы, так и одиночные паломники и путешественники. Паломнические центры организуют поездки из разных городов России.
Экскурсии в Псково-Печерский монастырь
При монастыре работает экскурсионная служба, проводящая экскурсии для групп и одиночных паломников в течение дня с 9 до 19 часов, для участия необходима предварительная запись. В ходе нее паломников знакомят с историей обители, экспозицией Ризницы и музея Старцев.
Одиночным паломникам следует учитывать, что группы на посещение Ризницы формируются в 14:00, музея Старцев — в 14:30.
Можно также посетить Богом зданные пещеры, для поддержания в них естественного температурного режима доступ туда ограничен, поэтому обязательно необходимо оставлять предварительную заявку на их посещение. Они открыты во вторник, среду, четверг, субботу, воскресенье с 9 до 16:00, по понедельникам и пятницам они закрыты. Для одиночных путешественников группы на посещение пещер формируются по будням в 12:00, в воскресенье и праздничные дни — в 13:00.
Кроме того, паломническая служба при подворье Псково-Печерского монастыря организует поездки по святым местам Пскова и области.
Гостиницы при Псково-Печерском монастыре
Паломники, приехавшие в обитель на несколько дней, могут разместиться в одной из монастырских гостиниц. Две из них расположены в шаговой доступности от монастырского комплекса и имеют номера разной вместимости и категорий. Также путешественники могут остановиться в паломническом центре, который находится примерно в 2 км от обители, доехать от него до монастыря можно на автобусе, он совершает рейсы несколько раз в день. При паломническом центре работает трапезная, пообедать можно и в монастырском кафе, расположенном перед входом в монастырь.
Пещеры Псково-Печерского монастыря
Многие паломники стремятся посетить Богом зданные (созданные) пещеры, открытие которых послужило отправной точкой для создания обители. В наши дни они представляют собой некрополь — место захоронения иноков, благочестивых мирян и паломников, воинов, защищавших стены монастыря в непростые времена нападения неприятелей. Даже после смерти старцы помогают людям, которые обращаются к ним со своими молитвами и получают милость от Господа. Пещеры разделены на несколько улиц, на которых располагаются захоронения, мощи новомучеников, в пещерах совершаются панихиды.
Кроме религиозной некрополь имеет еще и историческую ценность — в нем сохранились керамические и каменные надгробные плиты XVI-начала XVIII веков, которые по сути являются памятниками одного из направлений декоративного искусства древнего Пскова. Одна из улиц пещер выходит к храму Воскресения Христова, построенному перед началом ВОВ. В нем проводятся богослужения, в его стенах покоятся старцы монастыря.
Иконы
Одной из святынь обители является чудотворная икона Успения Божией Матери (старая), явившаяся в пещере в 1472 году. Годом позднее во время освящения Успенского собора, от образа получила исцеление слепая женщина. Иконе братия обители приписывали чудесное избавление от войска польского короля Стефана Батория, осаждавшего стены обители.
Также в монастыре хранится образ Успения Божией Матери в житии — по ее сторонам можно увидеть изображения значимых событий в жизни Богоматери. Многократно она демонстрировала чудеса исцеления людей от различных недугов. Кроме того, считается, что и эта икона послужила спасением обитателей монастыря от польской армии Батория.
Другие почитаемые святыни — два чтимых списка с чудотворного образа Божией Матери «Умиление». Ей также приписывается множество чудес и избавление от завоевателей.
Паломники имеют возможность поклониться и точной копии чудотворного образа Святителя Николая Великорецкого. Все эти иконы находятся в Успенском пещерном храме.
Храмы
Архитектурный ансамбль обители формировался на протяжении его истории, первым храмом на его территории стал Успенский собор. Его особенность в том, что он устроен в горе и имеет только внешний фасад. Со временем появлялись и другие церкви, которые позднее неоднократно перестраивались. Некоторые храмы были возведены в честь значимых событий, к примеру, Михайловский собор был построен после изгнания русскими войсками наполеоновской армией из Полоцка, что избавило Псков от угрозы нападения врага.
На территории монастыря находятся следующие церкви:
История
Монастырь был основан на изъеденной пещерами местности. Существует несколько легенд, связанных с появлением здесь обители. Одна из них повествует об охотниках из Изборска, которые услышали дивное пение и почувствовали приятное благоухание. Позже рядом с этим местом крестьянин Иван Дементьев, рубивший здесь лес, повалил одно дерево, при падении открывшее вход в пещеру, над которым сразу оказалось написано «Богом зданная пещера».
В 1473 году бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (в наши дни г. Тарту), постригшийся после смерти жены в монахи под именем Иона, устроил в этих пещерах храм, известный сейчас как Успенский. В тот период Псковские земли были пограничными землями Руси, и монастырь постоянно оказывался под ударом и страдал от набегов. Поэтому российские правители старались усилить его защиту. Во времена правления Ивана Грозного были построены мощные оборонительные сооружения — крепостные каменные стены и башни. В 1564 году возведена надвратная церковь Николы Вратаря с проездными воротами в монастырь.
В монастырской обители во время вражеских набегов и войн прятались не только монахи, но и миряне. Более ста пятидесяти лет монастырь служил надежным защитником для местных жителей. Он выдержал осаду войск Стефана Батория в 1581 году, армии шведского короля Карла XII в. 1703 году и вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 году стоял на страже западных границ страны. Однако, несмотря на утрату оборонительной функции, обитель не потеряла своего значения духовного, продолжая привлекать огромное количество паломников и верующих людей. Примечательно, что она никогда не закрывалась, возможно, ее спасло то, что в годы гонений на церковь в СССР она находилась на территории Эстонии.
Как доехать до Псково-Печерского монастыря
В обитель приезжают паломники из разных городов, однако чаще всего здесь можно встретить путешественников из расположенных рядом Пскова и Санкт-Петербурга, также много паломнических поездок совершается из Москвы. Добраться до обители можно как в рамках организованной паломнической поездки, так и самостоятельно.
Как доехать из Пскова
Удобно добираться до Псково-Печерского монастыря на машине, расстояние от Пскова до него составляет около 50 км.
Как добраться до монастыря из Пскова на машине
Есть возможность доехать и на автобусе, рейсы осуществляют 2 перевозчика — ООО «Нива» и «Псковпассажиравтотранс», с расписанием и стоимостью билетов можно ознакомиться на их сайтах.
Еще один вариант — поездка на скоростном поезде «Ласточка».
Также можно доехать до монастыря на такси или, воспользовавшись сервисом поиска попутчиков, к примеру, BlaBlaCar.
Как доехать из Москвы
Напрямую до монастыря можно добраться на машине, для этого необходимо преодолеть расстояние примерно в 750 км.
Как доехать из Москвы до Псково-Печерского монастыря на машине
На общественном транспорте добраться из столицы можно через Псков, самый быстрый способ — на самолете, время в пути составляет чуть менее 1,5 часов. С расписанием рейсов можно ознакомиться на сайте авиакомпании.
Другой вариант — поездка на поезде, основная часть поездов отходит от Ленинградского вокзала.
Также можно доехать до Пскова на автобусе, ежедневно в этом направлении осуществляется несколько рейсов.
Как доехать из Санкт-Петербурга
Многие паломники предпочитают добираться до обители на машине, расстояние составляет около 350 км.
Как добраться из Санкт-Петербурга до монастыря на машине
До Печор можно доехать быстро и с комфортом по железной дороге — на «Ласточке», поезд довезет до места примерно за 4 часа.
Также есть прямое автобусное сообщение с Печорами, перевозками, к примеру, занимается компания «VIKING», отправление осуществляется от станции метро «Парк Победы». Ориентировочное время в пути — 5 часов.