богоматерь описание ее земной жизни и чудотворных икон
Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон — мученик Евгений Поселянин
Святитель Димитрий Ростовский, чья пламенная душа расширялась великим усердием к Пресвятой Деве, пишет: «Мы не Отчаиваемся в Божием милосердии, ибо в жизни нашей есть у нас премилостивая Одигитрия, благая Наставница, Пречистая Дева, данная нам от Бога, как столп израильтянам, к обетованной земле ведущий. Она — божественный огонь, просвещающий тех, кто ходит во тьме. Она — облако, носившее Бога и изливающее нам дождь Божьей благодати. Она— столп, утверждающий ратующую на земле церковь и защищающий ее от врагов видимых и невидимых».
Ветхозаветный храм Соломонов сам по себе и всем тем, что в нем вмещалось, служил прообразом Пречистой Девы. Скиния Моисея и «Святая святых», и «кивот завета», и «трапеза», и «светильник», и «кадильница», — все в этом храме было прообразом таинственной Девы.
А теперь, в наши новозаветные дни, сколько раз по внешней природе верующее сердце увидит и почувствует символы Матери Божией!
И плещущие воды половодья, омывающие прибрежные луга, обеспечивая богатый сбор покоса, и тихо торжественно разгорающаяся на горизонте заря, и звезда, утренняя провозвестница солнца, — все это символы Той, Которая обняла, обхватила Собой всю жизнь человеческую.
Появление Девы Марий исподволь готовилось Божественным Промыслом. Последовательно в длинной цепи поколений возвышалось благородство, утончались чувства, все духовно совершеннеестановилась природа, пока, наконец, благословенная чета, Иоакйм и Анна, оказались той благодатной почвой, на которой мог появиться такой чудный всход, как Пресвятая Дева Мария.
В трех днях пути от Иерусалима лежал ничтожный городок Назарет, где жили Иоаким и Анна, которых мы представляем себе теперь не иначе, как с усвоенным им церковью именем «Богоотцов», Происходили они из царственного рода Давида, подомки которого в то время смешались в общем множестве народа, ничем от других не отличаясь. Они жили безбедно, и Иоаким владел многочисленными стадами. Отличительной чертой их характера было милосердие к бедным. На себя они тратили только одну треть со своих доходов, другую жертвовали в храм, а третью раздавали бедным. Большего ничего не известно Об их жизни, но то самое, что от них произошла Пресвятая Дева, должно было доказывать, что они праведностью своею превзошли всех ране живших людей, были тою высшею точкой, до которой могла только достичь жизнь людей в ветхом завете. Однако горе, неисходное, ежедневное, постоянно грызущее горе, омрачало жизнь этих добрых людей. У них не было детей, а у израильтян это считалось позор ным, потому что бездетные люди лишались надежды иметь Мессию своим потомком.
В один из великих праздников Иоаким пришел со своими соплеменниками в Иерусалимский храм для приношения жертвы Богу. Но здесь случился человек, который стал говорить уничижительно о его бездетном браке. Тут в храме, к которому так лежала душа праведного Иоакима, пред жертвой, которую он намеревался с такой любовью принести, его проняло жуткое чувство своего недостоинства.
Весть о печальном событии в Иерусалиме дошла в Назарет до Анны. Она тосковала еще более, чем ее муж, считая себя причиною всего происшедшего, и, как муж ее, горячо молила Бога, чтобы он разрешил ее неплодие.
Как-то, копаясь в саду, она увидала среди ветвей лаврового дерева гнездо едва оперившихся птичек, и вид этого счастливого, полного жизни гнезда поверг ее в еще большее уныние. «Одна я, — говорила она, — мертва и безжизненна. Вся природа прославляет Тебя своими плодами. Все радуются о детях своих, я одна безчадна, как степь безводная… Господи, Господи! Ты даровал Сарре сына в старости; услыши же и меня, и я принесу рожденное от меня в дар Тебе, и да благословится в нем Твое милосердие!»
Всю душу свою вложила Анна в эту молитву. И, едва кончила ее, как предстал пред нею ангел Божий и сказал: «Твоя молитва услышана; вопли твои прошли через облака, слезы твои упали пред престолом Господа, Ты родишь дочь благословенную, высшую всех дочерей земных. Ради Нее благословятся все роды земные. Чрез Нее дастся спасение всему миру, и наречется она Марией». Анна тут же дала обещание: если у нее будет дитя, отдать его на служение Богу, и, прежде чем поделиться радостью с мужем, отправилась в Иерусалимский храм, чтобы благодарить Бога и повторить там свой обет.
Между тем ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал ему:« Бог услышал твою молитву, у жены твоей Анны родится дочь и станет вашею общею радостью. В знак верности моих слов иди в Иерусалим. Там у Золотых ворот ты найдешь твою жену, которой я уже возвестил эту радость».
Счастливые супруги встретились в Иерусалиме, рассказали друг другу о явлении ангела и вместе принесли в храме жертву.
9 декабря Православная Церковь празднует Зачатие Пресвятой Девы Анною, а через 9 месяцев после этого дня, 8 сентября, Пречистая Дева родилась на свет.
Хотя Иоакими Анна не выделялись внешним значением своим, Пресвятая Дева имела за собой длинный ряд предков, восходивший в отдаленные века, и среди них были имена патриархов, первосвященников и царей Иудейских.
Существует предание, что по исполнении Марии шестимесячного возраста Анна поставила Ее на землю, чтобы посмотреть, может ли Она стоять. Дитя сделалосемь шагов, потом пошло обратно в руки матери. Анна решила, что дочь ее не будет ходить по земле, пока она Ее не введет в храм Господень. Когда Марии исполнился год, отец Ее сделал пир, на который собрал священников, старейшин и много народу и подносил Марию под благословение священников и первосвященников. Анна же радостно прославляла Бога, что он разрешил ее неплодие и «отъял поношение врагов ее».
Еще через год Иоаким думал исполнить над Мариею обет посвящения Ее Богу, но Анна, боясь, что в храме дитя соскучится по дому, и желая по материнской нежности дольше удержать Ее при себе, уговорила мужа отсрочить на один год его намерение. Всего трех лет от роду Пресвятая Дева была введена во храм Иерусалимский. При храме в то время проживали мужи и жены — из вдов и девиц, ведшие чистый, благочестивый образ жизни. Это был как бы первообраз будущих христианских иноков.
Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон — мученик Евгений Поселянин
Елецкая икона Богородицы в летнее время находится в главном Успенском соборном храме обители, а на зимнее время переносится в теплый Петровский, где и занимает особое место в киоте, с правой стороны за клиросом. Перенесение это совершается с особенной торжественностью, при соборном участии братии в священных облачениях, с пением тропаря Богоматери и при колокольном звоне.
В Черниговском Елецком монастыре с очень давних времен существует обычай каждую среду пред литургией служить молебен Богоматери с акафистом. К этому молебному пению и акафисту, совершаемым пред чудотворной иконой, усердные богомольцы, несмотря ни на какую погоду, всегда стекаются в значительном числе. Жители Чернигова имеют обыкновение брать этот чудотворный образ в свои дома.
Икона Богоматери, называемая Елецкая-Черниговская, имеется также в Харьковском Успенском соборе. Окольничий князь Даниил Барятинский, находившийся под начальством князя Василия Голицына и командовавший новгородскими полками, в 1687 году возвращался из похода в Крым. В Харькове он сильно заболел и, находясь уже при смерти, отдал бывшую при нем в походе Елецкую икону Богоматери в харьковский Успенский собор, где она и находится до сего дня.
Этот образ Божией Матери прославился многочисленными чудесами. На нем имеется весьма древняя надпись, сделанная киноварью: «Образ Пресвятая Богородица Елецкая-Черниговская», а в древнейшей описи Успенского собора, сделанной в 1724 году, значится: «Образ чудотворной Пресвятыя Богородицы Елецкой; риза серебряная, позолоченная, подана курченином Финогеном Безходарным, а подсвещник позолоченный полковником Григорием Кветкою». Таким образом, древность этой иконы вне всякого сомнения.
6 февраля
Смирнская икона
В Смирне, одном из малоазийских городов, с древнего времени росло одно кипарисовое дерево, внутри которого неизвестно кем и когда был положен образ Пресвятой Богородицы. Открытие этого образа последовало 6‑го февраля 892 года.
Некто, проходя мимо этого кипариса, заметил внутри его свет. Подойдя к дереву, он увидел, что свет этот исходит от иконы Божией Матери. Тотчас же он поспешил донести о виденном Смирнскому епископу. Епископ, обрадованный явлением иконы, прославил Бога и Пречистую Его Матерь за милостивое посещение его паствы, а потом соорудил на месте явления храм в честь Преблагословенной Богородицы, в котором и поставил новоявленный Ее образ.
8 февраля
Чудесная помощь Богоматери Иоанну Цимисхию
Это было в 971 году, когда Византийский император Иоанн Цимисхий (969—975) принужден был вступить в последнее и самое решительное сражение с русским князем Святославом (955—972). Накануне того дня, когда должно было произойти сражение, одна благочестивая женщина удостоилась видеть во сне Пресвятую Богородицу. Это видение было в Константинополе. Богоматерь, обращаясь к одному воину, говорила:
— Феодоре! Мой и твой друг Иоанн в опасности; спеши к нему на помощь.
Началась решительная битва. Во время сражения, по свидетельству греческих летописцев, появился на белом коне неизвестный воин и привел в смятение русские полки. В то же время с юга подул сильный ветер, подул прямо в лицо русским и ослепил их густыми облаками пыли. Они должны были прекратить битву и отступить с большим уроном.
Иоанн Цимисхий видел в этом не свою победу, а победу Пресвятой Богородицы и св. великомученика Феодора Стратилата, скончавшегося в 319‑м году.
Императору была приготовлена великолепная колесница для торжественного его вступления в город.
Но он отказался сесть на нее и приказал положить на нее болгарские одеяния, а поверх них поставить образ Богоматери. Сам же он на белом коне сопровождал колесницу до торжища, где при громадном стечении народа был отслужен благодарственный молебен Пресвятой Богородице.
10 февраля
Огневидная икона
Относительно времени и места явления Огневидной иконы Богоматери никаких сказаний не сохранилось. Божия Матерь на этой иконе изображается одна, без
Младенца Иисуса. Лик Ее обращен в правую сторону. Одежда на Пресвятой Деве красного цвета, и это послужило поводом к наименованию сей иконы Огневидной.
11 февраля
Керкирская, или Корцирская икона
Эта св. икона Богоматери в настоящее время находится на острове Корфу, в одном предместье, расположенном недалеко от города Керкиры, или Корциры. От этого места она и получила свое наименование.
Прославилась она И февраля 1603 года. Так как сей образ Богоматери значительно обветшал, то его хотели обновить в г. Парга. С этой целью был приглашен один живописец. Он осмотрел икону и оставил ее в храме, на архиерейской кафедре, намереваясь на следующий день приняться за работу. Но на утро местные жители были встревожены страшными громовыми раскатами, несшимися из храма. Они поспешили туда. И вот на глазах собравшегося народа святая икона Богоматери была поднята невидимыми руками на воздух и перенесена на свое прежнее место.
В воспоминание об этом чуде каждый год пред Корцирской иконой Божией Матери совершается по особому чину молебен.
12 февраля
Иверская-Московская икона
Заветную святыню древней русской столицы Москвы составляет Иверская икона Богоматери. Среди московских святынь есть иконы, имеющие за собой громадную давность, какова, например, знаменитая Владимирская икона, писанная, по преданию, при жизни Богоматери и с Самой Пречистой Девы евангелистом Лукой. Такую же давность имеют — гвоздь, послуживший при распятии Христа, и риза Христова. Иверская икона сравнительно совсем недавняя: она написана на Афоне и прислана в Москву при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне в XVII веке, так что по времени происхождения своего она является одной из самых недавних московских святынь.
Но почитание ее чрезвычайно распространилось и укрепилось в московском населении, и нет другой святыни, которая настолько, так сказать, вошла бы в обиход Москвы, слилась с бытом ее жителей, как Иверская икона.
Иверская часовня находится в средоточии московской жизни, в двух шагах от Кремлевских стен, от исторической Красной площади, самых многолюдных улиц шумной, торговой Москвы — Ильинки, Никольской, Кузнецкого Моста, около городской Думы, Охотного ряда, кормящего Москву, в центре всей хлопотливой деятельности торговой Москвы. С раннего утра до позднего вечера вы увидите всходящий по чугунным плитам во внутрь заповедной часовни московский народ всех слоев. Многие представители крупных московских фирм не начнут торгового дня, не побывав у Иверской. Редкий учащийся не зайдет к ней перед экзаменами; и незадолго до того хваставший своим неверием юнец в гимназической или студенческой форме с трепетом и надеждой вперяет просящие глаза в потемневший лик…
Сколько тут произнесено молитв, сколько излито скорбей! Поколения рождаются, проходят со всей своей разнообразной жизнью пред этой московской святыней, скрываются в могилы. Их дети, их внуки, их правнуки стоят пред старым ликом, как стояли отцы, деды и прадеды — и все так же неизменный, всеслышащий лик Богоматери на старой доске склоняет венчанную короной небес главу к этим детям земли с их нескончаемой повестью страданий и нужд, к неслышному воплю утомленных сердец и затаенных надежд.
Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон — мученик Евгений Поселянин
Обителью стал управлять иеромонах Феодорит. Под его руководством монастырь Оранский быстро оправился от разорения. Монахи стали по-прежнему вести пустынную, подвижническую жизнь. Чтобы предотвратить новые нападения на обитель со стороны разных злоумышленников, монастырские крестьяне были переселены к самым стенам обители, на то место, где и в настоящее время стоит деревня Оранки, или Поляна. Благодаря этой разумной мере, обитель на будущее время была защищена от нападений разбойников. Близость деревни, откуда во всякое время могла быть подана помощь, держала мордву и разбойников в отдалении от Оранского монастыря и делала невозможным или крайне опасным всякое открытое нападение на него.
Число братии в Оранской обители было невелико. Всем необходимым она была обеспечена благодаря вкладам самого основателя монастыря Гладкова и его сыновей. Вследствие этого с 1665 года для обители началась давно желанная мирная, спокойная жизнь, а это дало возможность братии позаботиться о внешнем благоустройстве монастыря. К этому времени храм, в котором находилась Оранская икона Богоматери, и все монастырские здания совершенно обветшали. К тому же количество братии постоянно увеличивалось, и возникала необходимость строить новые кельи для новоприбывших иноков. Средств для новых построек монастырь имел достаточно, и братия приступила к его перестройке. Наиболее важные постройки были произведены в XVIII столетии, при архимандритах Афанасии и Иоакиме. Взамен деревянного храма был выстроен каменный. Около него поставили каменную колокольню, а монастырь обнесли в видах безопасности каменной же стеной. В самой стене была выстроена небольшая церковь во имя свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Для братии монастыря и его настоятеля выстроили новые каменные кельи, а остальные деревянные постройки исправили и подновили. Благодаря всем этим постройкам, монастырь принял благоустроенный вид. Издержки, потраченные на эти постройки, сильно истощили монастырскую казну. К тому же она сильно пострадала в 1710 году, накануне Покрова Пресвятой Богородицы, когда грабители ночью пробрались в обитель, ворвались в церковь и кельи и все ценное унесли с собой. Это нападение и грабеж разбойников поставили Оранскую обитель в очень затруднительное положение. Единственным источником пропитания для братии были добровольные даяния богомольцев, которые приходили в монастырь часто из очень отдаленных мест. Привлекала их сюда молва о чудотворной иконе Богоматери.
Количество богомольцев, а вместе с тем и приношений особенно увеличилось после смерти основателя обители Петра Гладкова. Приношения делались не одним простым народом, всегда ревновавшим о святыне, но и людьми знатными. Так, из рода Гладковых, как вкладчица Оранской обители, известна внучка Петра Гладкова, Прасковья Алексеевна, пожертвовавшая в 1696 году Оранскому монастырю треть своего двора, находившегося в нижегородском кремле. Около этого же времени царевна Имеретинская, Дарья Арчиловна, распорядилась ежегодно отпускать в казну монастыря 6 рублей на поминовение своих родных. Кроме этих лиц, единовременными или постоянными вкладчиками были князья Одоевские, Черкасские, Бабичевы, Щербатовы, Горчаковы, Болховиковы, бояре Строгановы, Бутурлины и многие другие. Вклад одного из князей Одоевских сохранился даже до настоящего времени. Это напрестольное полудестевое Евангелие, печатанное в 1654 году. Теперь оно находится в Успенской церкви села Подъяблонного Горбатовского уезда, хотя неизвестно, как и когда оно туда попало.
Прославлению обители Оранской и стечению в нее богомольцев особенно много содействовали чудеса, совершавшиеся у Оранского образа Божией Матери над больными, с верой приходившими к чудотворной иконе и горячо молившимися Пречистой Богоматери. Из них мы приведем только самые примечательные.
Первое чудо совершилось в 1635 году. На пятой неделе Великого поста, во время вечернего славословия с акафистом, все присутствовавшие в монастырском храме видели, как от св. Оранской иконы Богоматери, а именно — от главы Младенца Иисуса, истекло благовонное миро, и весь храм наполнился благоуханием.
Царице Небесной угодно было прославить Свою икону не только в Нижегородском крае, но и в других местах нашего отечества, напр., в Москве, пред лицом благочестивейшего царя Алексея Михайловича и патриарха Иоасафа. Спустя шесть или семь месяцев после освящения монастырского храма в Нижний Новгород прибыл из Москвы боярский сын Василий Потапов. В то время Нижегородская область не была еще самостоятельной епархией и состояла под ведением Московского патриарха, которому должна была платить церковную дань. За этой-то данью и прибыл Потапов, состоявший на службе у патриарха. Во время сбора дани он от многих слыхал о чудотворной Оранской иконе Божией Матери. Как человек религиозный и набожный, он поверил рассказам о чудесах, совершившихся при чудотворном образе Богоматери, и с радостью сообщил о всем слышанном патриарху Иоасафу. Благочестивый Иоасаф, со вниманием выслушав Потапова, тотчас послал грамоту к протоиерею нижегородского Архангельского собора Иосифу и архимандриту нижегородского Печерского монастыря Рафаилу, в которой повелевал составить и препроводить ему, патриарху, описание чудес, явленных св. чудотворной Оранской иконой Богоматери за все время ее существования. Они должны были узнать, кто получил исцеление, какого он звания, возраста, пола, какой страдал болезнью и сколько времени, когда получил исцеление и где: в пустыни, дома или на дороге. Кроме рассказов самих исцеленных, они должны были отобрать сведения от их родителей, родственников, соседей, знакомых и вообще от всех, кто что-либо знал о чудесах. Исполняя распоряжение патриарха, Рафаил и Иосиф четыре месяца вели расспросы о чудесах. В обитель были приглашены не только те, кто получил исцеления, но и многие окрестные жители. В числе их были архимандриты, протоиереи, игумены, иереи, диаконы, иноки и люди разных сословий. Расспрашивая о чудесах, явленных Оранским образом Богоматери, Иосиф и Рафаил подводили рассказывающих под присягу. При этом оказалось, что все единодушно подтвердили истину о чудесах, совершившихся в Оранской обители, и ни один не решился даже предположить, что какое-либо чудесное событие не было действительным чудом, а было просто случайностью. Показания очевидцев этих чудес и исцелений были тщательно записаны, скреплены подписями тех, кто был грамотен, и в таком виде отправлены в Москву к патриарху Иоасафу. По получении этих сведений патриарх представил их государю Михаилу Феодоровичу.
Из сведений, собранных Рафаилом и Иосифом, видно, что у чудотворной Оранской иконы Богоматери совершилось громадное число чудесных исцелений. Так, в первый год основания обители с 20 сентября 1635 года до ноября 1636 года было 131 исцеление от самых разнообразных, часто застарелых и неизлечимых болезней. Женщины, мужчины, взрослые и дети, богатые и бедные, крестьяне и лица других сословий — все получали помощь и утешение от Небесной Заступницы рода христианского, когда обращались к Ней с усердной молитвой пред чудотворным Ее образом. Сразу избавлялся от своей болезни слепой, двадцать или даже более лет не видавший света солнца; начинал ходить хромой, много лет не имевший возможности двигаться; покидал свой одр болевший горячкой несколько недель; говорили немые; стали слышать глухие, и бесноватые, страдавшие от действия духа злобы на их тела, и вообще одержимые какими-нибудь болезнями возвращались домой здоровыми. Наибольшее количество исцелений приходится, однако, на долю слепых.
Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон — мученик Евгений Поселянин
И вот в эти дни сомнения, тоски и горя мы находим благую Утешительницу в Матери Божьей.
Ее мы не боимся! Мы знаем, что Ее тихая святыня не отвернется от нас, в каких бы язвах, из каких бы позорных пропастей греха мы к Ней ни пришли.
Мы не видали Ее. Но мы знаем и чувствуем безошибочным внутренним чувством, что часто-часто задумчивый и заботливый взор чудной Матери-Девы останавливается на нас. Сложны чувства верующего христианина к Матери Божией. Жгучее сострадание к Той смиренной Деве Назарета, Которая от дней рождения Христа жила под страшным пророчеством ожидавшей Ее Муки; «Тебе оружие пройдет душу»; ужас пред той вершиной страдания, до которой возведена была Ее душа на Голгофе; какая- то нежданная радость при воспоминании о слове, которым Христос с высоты креста в лице Иоанна усыновлял Ей каждого из нас: «Жено, се сын Твой». «Се мати твоя», — и умиленный восторг при мысли о силе и власти сияющей вечною славою Царицы Небес…
Она была человеком, родившимся, как мы, в условиях земного ограничения; но как высоко вознесла ее благодать!
Почитание Богоматери является одной из отраднейших сторон христианства и угаснет только тогда, когда будет вытравлена в душе человеческой жажда материнской любви, материнской ласки и заботы.
Мы нуждаемся в сердце всепрощающем, любящем нас не за то, что мы хороши или приятны, а за то, что мы существуем, что оно нас в себя вместило раз навсегда и уже не может от нас отказаться, как река не может не течь и звезда не может не сиять.
Человечество поняло, испытало на себе эту материнскую черту всеобъемлющего, безграничного сердца Марии, Матери Божией. В этом сердце оно нашло надежнейшее убежище от горя земного, и чудные связи связали страдающее, рвущееся к небу, но прикованное к земле, со светлыми порывами и неисчислимыми падениями человечество с Непорочной Девой Марией.
К Ее лику, смотрящему с улыбкой услады или тихою грустью на приходящих к Ней, бегут малые дети, шепча свои несложные желания, доверяя свои заботы и делишки. Женское сердце, переполненное счастьем разделенной любви или страдающее мукой любви, — к Ней же, не знавшей иной любви, как поклонение Своему Иисусу, — несет свою радость и печаль, Ей рассказывает свои надежды и мечты. Строгий затворник, уединясь от людей в подземной пещере, куда никогда не проникает свет солнца, ставит у себя Ее икону с неугасимой лампадой, и Пречистая Дева Мария одна заменяет ему все те радости и утехи, которых он себя добровольно лишил.
Итальянский разбойник, идя на свое страшное дело, склоняет колени и преступную голову перед Ее статуей и тем как будто говорит: «В моей беззаконной жизни есть одна святыня и луч, который не по меркнет для меня и тогда, как я посягаю на жизнь людей… Ты свет погибшей души моей, и во аде я буду славить Тебя, Пресвятая, Пречистая Дева Мария».
Магометане, язычники знают о любви и вере христиан к таинственной Деве, и когда Царица Небес вставала на защиту Своих детей, они не пытались бороться с Ней, зная, что сила Пресвятой Девы Марии необорима.
Подумайте о красоте, о всем значении того» что происходит вот уже девятнадцать веков между небом и землей. Не было за эти два тысячелетия ни одной минуты, в которую бы не несся с земли зов души человеческой к Матери Божией.
Нестрахом, не угрозами, а любовью и безграничным милосердием ведет людей ко Христу Богоматерь. Она жалеет человечество каким-то жгучим, всепрощающим состраданием. Она принимает на Свои руки людей, которым, по-видимому, уже нет возврата к благой жизни.
Одному афонскому монастырю угрожали разбойники, и воля Божия была в том, чтоб иноки были наказаны разрушением обители за их нерадивую жизнь. Тогда одному иноку, молившемуся пред иконой Богоматери, был слышен от этой иконы голос, предупреждавший об опасности. Младенец Христос хотел заградить Своей ручкой уста Приснодевы, но Богоматерь со сладостной улыбкой отводила эту руку от Своих уст, и обитель была спасена. Вот верный и трогательный символ этой чудной, продолжающейся в веках борьбы Божественного правосудия и ничем не истощимого, никогда еще не побежденного милосердия Пречистой Девы.
В именах прославляемых икон Богоматери благодарное человечество отразило свои чувства к Теплой Заступнице мира холодного.
То радость весны, ибо Дева была, действительно, весной для человечества,- то похвала милующей любви Ее, — вот что звучит во многих из этих имен:
«Благодатное Небо», «Благоуханный цвет», «Взыграние», «Взыскание погибших», «Воспитание», «Всех скорбящих Радость», «Милующая», «Живоносный Источник», «Избавительница», «Милостивая», «Млекопитательница», «Нечаянная Радость», «Услышательница», «Неувядаемый цвет», «Призри на смирение», «Скоропослушница», «Сладкое Лобзание», «Спасительница утопающих», «Сподручница грешных», «Умиление», «Утоли мои печали», «Целительница», «Утешение в скорбях и печалях».
Если б мы на земле жили жизнью бесплотных, мы бы не имели нужды ни в чем внешнем, и чувства наши не нуждались бы во внешнем выражении.
Но человек не есть дух. Он — дух, облеченный в плоть. Он окружен видимыми, осязаемыми вещами, а внутренняя жизнь его выливается во внешних действиях, и чувства его невольно выражаются внешним образом.
Он любит — и ему надо видеть любимое существо, смотреть в любимые глаза, слушать любимый голос. А в разлуке он жаждет видеть изображение любимого человека, вглядываться в черты его на портрете, который он как бы оживляет силою своей привязанности и своего воображения.
Вот это свойство души — возноситься мыслью и сердцем к любимым существам, смотря на их изображения, —и дало повод к возникновению почитания икон.
Забота Богоматери о роде людском избрала иконы, как средство постоянного и близкого общения Ее с людьми.
Величайшее утешение и отрада для современных Ей христиан, Богоматерь знала, как пусто и холодно будет людям без Нее по уходе Ее из мира. И вот Она решилась в изображениях лика Своего оставить христианам залог Своего непрекращающегося общения с ними. Святая Дева дала списать с Себя апостолу Луке, искусному живописцу, несколько изображений Своих и обещала, что с этими изображениями-иконами Ее, пребудет всегда — Ее благодать.
Люди искали новыми и новыми изображениями выразить переполнявшее их к Пречистой Деве чувство восторга и любви. Лучшие художники на своих полотнах старались в красках выразить слагавшуюся в их душе мечту о Пречистой Деве. В тихих кельях монахи-иконописцы изображали на темных досках в несовершенном по живописи, но дышащем верою и умилением, образе лик Пречистой.
Однообразен темный цвет,
И дремлет краска вековая;
Но в этом греческом письме,
Но в этой простоте старинной
Есть тайна, внятная душе,
С приветом дня мольбы невинной.
Родное что-то говорит
В чертах, невидимому, хладных:
Святая милость их манит
Призванье песней безотрадных;
На сердце, сжатое тоской,
Они наводят умиленье,
Они шлют горестям покой
И укрощают дум. волненье.