богоматерь описание ее земной жизни и чудотворных икон

Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон — мученик Евгений Поселянин

Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский, чья пла­мен­ная душа рас­ши­ря­лась вели­ким усер­дием к Пре­свя­той Деве, пишет: «Мы не Отча­и­ва­емся в Божием мило­сер­дии, ибо в жизни нашей есть у нас пре­ми­ло­сти­вая Оди­гит­рия, бла­гая Настав­ница, Пре­чи­стая Дева, дан­ная нам от Бога, как столп изра­иль­тя­нам, к обе­то­ван­ной земле веду­щий. Она — боже­ствен­ный огонь, про­све­ща­ю­щий тех, кто ходит во тьме. Она — облако, носив­шее Бога и изли­ва­ю­щее нам дождь Божьей бла­го­дати. Она— столп, утвер­жда­ю­щий рату­ю­щую на земле цер­ковь и защи­ща­ю­щий ее от вра­гов види­мых и невидимых».

Вет­хо­за­вет­ный храм Соло­мо­нов сам по себе и всем тем, что в нем вме­ща­лось, слу­жил про­об­ра­зом Пре­чи­стой Девы. Ски­ния Мои­сея и «Свя­тая свя­тых», и «кивот завета», и «тра­пеза», и «све­тиль­ник», и «кадиль­ница», — все в этом храме было про­об­ра­зом таин­ствен­ной Девы.

А теперь, в наши ново­за­вет­ные дни, сколько раз по внеш­ней при­роде веру­ю­щее сердце уви­дит и почув­ствует сим­волы Матери Божией!

И пле­щу­щие воды поло­во­дья, омы­ва­ю­щие при­бреж­ные луга, обес­пе­чи­вая бога­тый сбор покоса, и тихо тор­же­ственно раз­го­ра­ю­ща­яся на гори­зонте заря, и звезда, утрен­няя про­воз­вест­ница солнца, — все это сим­волы Той, Кото­рая обняла, обхва­тила Собой всю жизнь человеческую.

Появ­ле­ние Девы Марий испод­воль гото­ви­лось Боже­ствен­ным Про­мыс­лом. После­до­ва­тельно в длин­ной цепи поко­ле­ний воз­вы­ша­лось бла­го­род­ство, утон­ча­лись чув­ства, все духовно совер­шен­не­еста­но­ви­лась при­рода, пока, нако­нец, бла­го­сло­вен­ная чета, Иоакйм и Анна, ока­за­лись той бла­го­дат­ной поч­вой, на кото­рой мог появиться такой чуд­ный всход, как Пре­свя­тая Дева Мария.

В трех днях пути от Иеру­са­лима лежал ничтож­ный горо­док Наза­рет, где жили Иоаким и Анна, кото­рых мы пред­став­ляем себе теперь не иначе, как с усво­ен­ным им цер­ко­вью име­нем «Бого­от­цов», Про­ис­хо­дили они из цар­ствен­ного рода Давида, подо­мки кото­рого в то время сме­ша­лись в общем мно­же­стве народа, ничем от дру­гих не отли­ча­ясь. Они жили без­бедно, и Иоаким вла­дел мно­го­чис­лен­ными ста­дами. Отли­чи­тель­ной чер­той их харак­тера было мило­сер­дие к бед­ным. На себя они тра­тили только одну треть со своих дохо­дов, дру­гую жерт­во­вали в храм, а тре­тью раз­да­вали бед­ным. Боль­шего ничего не известно Об их жизни, но то самое, что от них про­изо­шла Пре­свя­тая Дева, должно было дока­зы­вать, что они пра­вед­но­стью своею пре­взо­шли всех ране жив­ших людей, были тою выс­шею точ­кой, до кото­рой могла только достичь жизнь людей в вет­хом завете. Однако горе, неис­ход­ное, еже­днев­ное, посто­янно гры­зу­щее горе, омра­чало жизнь этих доб­рых людей. У них не было детей, а у изра­иль­тян это счи­та­лось позор ным, потому что без­дет­ные люди лиша­лись надежды иметь Мес­сию своим потомком.

В один из вели­ких празд­ни­ков Иоаким при­шел со сво­ими сопле­мен­ни­ками в Иеру­са­лим­ский храм для при­но­ше­ния жертвы Богу. Но здесь слу­чился чело­век, кото­рый стал гово­рить уни­чи­жи­тельно о его без­дет­ном браке. Тут в храме, к кото­рому так лежала душа пра­вед­ного Иоакима, пред жерт­вой, кото­рую он наме­ре­вался с такой любо­вью при­не­сти, его про­няло жут­кое чув­ство сво­его недостоинства.

Весть о печаль­ном собы­тии в Иеру­са­лиме дошла в Наза­рет до Анны. Она тос­ко­вала еще более, чем ее муж, счи­тая себя при­чи­ною всего про­ис­шед­шего, и, как муж ее, горячо молила Бога, чтобы он раз­ре­шил ее неплодие.

Как-то, копа­ясь в саду, она уви­дала среди вет­вей лав­ро­вого дерева гнездо едва опе­рив­шихся пти­чек, и вид этого счаст­ли­вого, пол­ного жизни гнезда поверг ее в еще боль­шее уны­ние. «Одна я, — гово­рила она, — мертва и без­жиз­ненна. Вся при­рода про­слав­ляет Тебя сво­ими пло­дами. Все раду­ются о детях своих, я одна без­чадна, как степь без­вод­ная… Гос­поди, Гос­поди! Ты даро­вал Сарре сына в ста­ро­сти; услыши же и меня, и я при­несу рож­ден­ное от меня в дар Тебе, и да бла­го­сло­вится в нем Твое милосердие!»

Всю душу свою вло­жила Анна в эту молитву. И, едва кон­чила ее, как пред­стал пред нею ангел Божий и ска­зал: «Твоя молитва услы­шана; вопли твои про­шли через облака, слезы твои упали пред пре­сто­лом Гос­пода, Ты родишь дочь бла­го­сло­вен­ную, выс­шую всех доче­рей зем­ных. Ради Нее бла­го­сло­вятся все роды зем­ные. Чрез Нее дастся спа­се­ние всему миру, и наре­чется она Марией». Анна тут же дала обе­ща­ние: если у нее будет дитя, отдать его на слу­же­ние Богу, и, прежде чем поде­литься радо­стью с мужем, отпра­ви­лась в Иеру­са­лим­ский храм, чтобы бла­го­да­рить Бога и повто­рить там свой обет.

Между тем ангел явился и Иоакиму в пустыне и ска­зал ему:« Бог услы­шал твою молитву, у жены твоей Анны родится дочь и ста­нет вашею общею радо­стью. В знак вер­но­сти моих слов иди в Иеру­са­лим. Там у Золо­тых ворот ты най­дешь твою жену, кото­рой я уже воз­ве­стил эту радость».

Счаст­ли­вые супруги встре­ти­лись в Иеру­са­лиме, рас­ска­зали друг другу о явле­нии ангела и вме­сте при­несли в храме жертву.

9 декабря Пра­во­слав­ная Цер­ковь празд­нует Зача­тие Пре­свя­той Девы Анною, а через 9 меся­цев после этого дня, 8 сен­тября, Пре­чи­стая Дева роди­лась на свет.

Хотя Иоакими Анна не выде­ля­лись внеш­ним зна­че­нием своим, Пре­свя­тая Дева имела за собой длин­ный ряд пред­ков, вос­хо­див­ший в отда­лен­ные века, и среди них были имена пат­ри­ар­хов, пер­во­свя­щен­ни­ков и царей Иудейских.

Суще­ствует пре­да­ние, что по испол­не­нии Марии шести­ме­сяч­ного воз­раста Анна поста­вила Ее на землю, чтобы посмот­реть, может ли Она сто­ять. Дитя сде­ла­ло­семь шагов, потом пошло обратно в руки матери. Анна решила, что дочь ее не будет ходить по земле, пока она Ее не вве­дет в храм Гос­по­день. Когда Марии испол­нился год, отец Ее сде­лал пир, на кото­рый собрал свя­щен­ни­ков, ста­рей­шин и много народу и под­но­сил Марию под бла­го­сло­ве­ние свя­щен­ни­ков и пер­во­свя­щен­ни­ков. Анна же радостно про­слав­ляла Бога, что он раз­ре­шил ее непло­дие и «отъял поно­ше­ние вра­гов ее».

Еще через год Иоаким думал испол­нить над Мариею обет посвя­ще­ния Ее Богу, но Анна, боясь, что в храме дитя соску­чится по дому, и желая по мате­рин­ской неж­но­сти дольше удер­жать Ее при себе, уго­во­рила мужа отсро­чить на один год его наме­ре­ние. Всего трех лет от роду Пре­свя­тая Дева была вве­дена во храм Иеру­са­лим­ский. При храме в то время про­жи­вали мужи и жены — из вдов и девиц, вед­шие чистый, бла­го­че­сти­вый образ жизни. Это был как бы пер­во­об­раз буду­щих хри­сти­ан­ских иноков.

Источник

Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон — мученик Евгений Поселянин

Елец­кая икона Бого­ро­дицы в лет­нее время нахо­дится в глав­ном Успен­ском собор­ном храме оби­тели, а на зим­нее время пере­но­сится в теп­лый Пет­ров­ский, где и зани­мает осо­бое место в киоте, с пра­вой сто­роны за кли­ро­сом. Пере­не­се­ние это совер­ша­ется с осо­бен­ной тор­же­ствен­но­стью, при собор­ном уча­стии бра­тии в свя­щен­ных обла­че­ниях, с пением тро­паря Бого­ма­тери и при коло­коль­ном звоне.

В Чер­ни­гов­ском Елец­ком мона­стыре с очень дав­них вре­мен суще­ствует обы­чай каж­дую среду пред литур­гией слу­жить моле­бен Бого­ма­тери с ака­фи­стом. К этому молеб­ному пению и ака­фи­сту, совер­ша­е­мым пред чудо­твор­ной ико­ной, усерд­ные бого­мольцы, несмотря ни на какую погоду, все­гда сте­ка­ются в зна­чи­тель­ном числе. Жители Чер­ни­гова имеют обык­но­ве­ние брать этот чудо­твор­ный образ в свои дома.

Икона Бого­ма­тери, назы­ва­е­мая Елец­кая-Чер­ни­гов­ская, име­ется также в Харь­ков­ском Успен­ском соборе. Околь­ни­чий князь Даниил Баря­тин­ский, нахо­див­шийся под началь­ством князя Васи­лия Голи­цына и коман­до­вав­ший нов­го­род­скими пол­ками, в 1687 году воз­вра­щался из похода в Крым. В Харь­кове он сильно забо­лел и, нахо­дясь уже при смерти, отдал быв­шую при нем в походе Елец­кую икону Бого­ма­тери в харь­ков­ский Успен­ский собор, где она и нахо­дится до сего дня.

Этот образ Божией Матери про­сла­вился мно­го­чис­лен­ными чуде­сами. На нем име­ется весьма древ­няя над­пись, сде­лан­ная кино­ва­рью: «Образ Пре­свя­тая Бого­ро­дица Елец­кая-Чер­ни­гов­ская», а в древ­ней­шей описи Успен­ского собора, сде­лан­ной в 1724 году, зна­чится: «Образ чудо­твор­ной Пре­свя­тыя Бого­ро­дицы Елец­кой; риза сереб­ря­ная, позо­ло­чен­ная, подана кур­че­ни­ном Фино­ге­ном Без­хо­дар­ным, а под­свещ­ник позо­ло­чен­ный пол­ков­ни­ком Гри­го­рием Квет­кою». Таким обра­зом, древ­ность этой иконы вне вся­кого сомнения.

6 фев­раля

Смирн­ская икона

В Смирне, одном из мало­азий­ских горо­дов, с древ­него вре­мени росло одно кипа­ри­со­вое дерево, внутри кото­рого неиз­вестно кем и когда был поло­жен образ Пре­свя­той Бого­ро­дицы. Откры­тие этого образа после­до­вало 6‑го фев­раля 892 года.

Некто, про­ходя мимо этого кипа­риса, заме­тил внутри его свет. Подойдя к дереву, он уви­дел, что свет этот исхо­дит от иконы Божией Матери. Тот­час же он поспе­шил доне­сти о виден­ном Смирн­скому епи­скопу. Епи­скоп, обра­до­ван­ный явле­нием иконы, про­сла­вил Бога и Пре­чи­стую Его Матерь за мило­сти­вое посе­ще­ние его паствы, а потом соору­дил на месте явле­ния храм в честь Пре­бла­го­сло­вен­ной Бого­ро­дицы, в кото­ром и поста­вил ново­яв­лен­ный Ее образ.

8 фев­раля

Чудес­ная помощь Бого­ма­тери Иоанну Цимисхию

Это было в 971 году, когда Визан­тий­ский импе­ра­тор Иоанн Цимис­хий (969—975) при­нуж­ден был всту­пить в послед­нее и самое реши­тель­ное сра­же­ние с рус­ским кня­зем Свя­то­сла­вом (955—972). Нака­нуне того дня, когда должно было про­изойти сра­же­ние, одна бла­го­че­сти­вая жен­щина удо­сто­и­лась видеть во сне Пре­свя­тую Бого­ро­дицу. Это виде­ние было в Кон­стан­ти­но­поле. Бого­ма­терь, обра­ща­ясь к одному воину, говорила:

— Фео­доре! Мой и твой друг Иоанн в опас­но­сти; спеши к нему на помощь.

Нача­лась реши­тель­ная битва. Во время сра­же­ния, по сви­де­тель­ству гре­че­ских лето­пис­цев, появился на белом коне неиз­вест­ный воин и при­вел в смя­те­ние рус­ские полки. В то же время с юга подул силь­ный ветер, подул прямо в лицо рус­ским и осле­пил их густыми обла­ками пыли. Они должны были пре­кра­тить битву и отсту­пить с боль­шим уроном.

Иоанн Цимис­хий видел в этом не свою победу, а победу Пре­свя­той Бого­ро­дицы и св. вели­ко­му­че­ника Фео­дора Стра­ти­лата, скон­чав­ше­гося в 319‑м году.

Импе­ра­тору была при­го­тов­лена вели­ко­леп­ная колес­ница для тор­же­ствен­ного его вступ­ле­ния в город.

Но он отка­зался сесть на нее и при­ка­зал поло­жить на нее бол­гар­ские оде­я­ния, а поверх них поста­вить образ Бого­ма­тери. Сам же он на белом коне сопро­вож­дал колес­ницу до тор­жища, где при гро­мад­ном сте­че­нии народа был отслу­жен бла­го­дар­ствен­ный моле­бен Пре­свя­той Богородице.

10 фев­раля

Огне­вид­ная икона

Отно­си­тельно вре­мени и места явле­ния Огне­вид­ной иконы Бого­ма­тери ника­ких ска­за­ний не сохра­ни­лось. Божия Матерь на этой иконе изоб­ра­жа­ется одна, без

Мла­денца Иисуса. Лик Ее обра­щен в пра­вую сто­рону. Одежда на Пре­свя­той Деве крас­ного цвета, и это послу­жило пово­дом к наиме­но­ва­нию сей иконы Огневидной.

11 фев­раля

Кер­кир­ская, или Кор­цир­ская икона

Эта св. икона Бого­ма­тери в насто­я­щее время нахо­дится на ост­рове Корфу, в одном пред­ме­стье, рас­по­ло­жен­ном неда­леко от города Кер­киры, или Кор­циры. От этого места она и полу­чила свое наименование.

Про­сла­ви­лась она И фев­раля 1603 года. Так как сей образ Бого­ма­тери зна­чи­тельно обвет­шал, то его хотели обно­вить в г. Парга. С этой целью был при­гла­шен один живо­пи­сец. Он осмот­рел икону и оста­вил ее в храме, на архи­ерей­ской кафедре, наме­ре­ва­ясь на сле­ду­ю­щий день при­няться за работу. Но на утро мест­ные жители были встре­во­жены страш­ными гро­мо­выми рас­ка­тами, нес­ши­мися из храма. Они поспе­шили туда. И вот на гла­зах собрав­ше­гося народа свя­тая икона Бого­ма­тери была под­нята неви­ди­мыми руками на воз­дух и пере­не­сена на свое преж­нее место.

В вос­по­ми­на­ние об этом чуде каж­дый год пред Кор­цир­ской ико­ной Божией Матери совер­ша­ется по осо­бому чину молебен.

12 фев­раля

Ивер­ская-Мос­ков­ская икона

Завет­ную свя­тыню древ­ней рус­ской сто­лицы Москвы состав­ляет Ивер­ская икона Бого­ма­тери. Среди мос­ков­ских свя­тынь есть иконы, име­ю­щие за собой гро­мад­ную дав­ность, какова, напри­мер, зна­ме­ни­тая Вла­ди­мир­ская икона, писан­ная, по пре­да­нию, при жизни Бого­ма­тери и с Самой Пре­чи­стой Девы еван­ге­ли­стом Лукой. Такую же дав­ность имеют — гвоздь, послу­жив­ший при рас­пя­тии Хри­ста, и риза Хри­стова. Ивер­ская икона срав­ни­тельно совсем недав­няя: она напи­сана на Афоне и при­слана в Москву при царе Алек­сее Михай­ло­виче и пат­ри­архе Никоне в XVII веке, так что по вре­мени про­ис­хож­де­ния сво­его она явля­ется одной из самых недав­них мос­ков­ских святынь.

Но почи­та­ние ее чрез­вы­чайно рас­про­стра­ни­лось и укре­пи­лось в мос­ков­ском насе­ле­нии, и нет дру­гой свя­тыни, кото­рая настолько, так ска­зать, вошла бы в оби­ход Москвы, сли­лась с бытом ее жите­лей, как Ивер­ская икона.

Ивер­ская часовня нахо­дится в сре­до­то­чии мос­ков­ской жизни, в двух шагах от Крем­лев­ских стен, от исто­ри­че­ской Крас­ной пло­щади, самых мно­го­люд­ных улиц шум­ной, тор­го­вой Москвы — Ильинки, Николь­ской, Куз­нец­кого Моста, около город­ской Думы, Охот­ного ряда, кор­мя­щего Москву, в цен­тре всей хло­пот­ли­вой дея­тель­но­сти тор­го­вой Москвы. С ран­него утра до позд­него вечера вы уви­дите всхо­дя­щий по чугун­ным пли­там во внутрь запо­вед­ной часовни мос­ков­ский народ всех слоев. Мно­гие пред­ста­ви­тели круп­ных мос­ков­ских фирм не нач­нут тор­го­вого дня, не побы­вав у Ивер­ской. Ред­кий уча­щийся не зай­дет к ней перед экза­ме­нами; и неза­долго до того хва­став­ший своим неве­рием юнец в гим­на­зи­че­ской или сту­ден­че­ской форме с тре­пе­том и надеж­дой впе­ряет про­ся­щие глаза в потем­нев­ший лик…

Сколько тут про­из­не­сено молитв, сколько излито скор­бей! Поко­ле­ния рож­да­ются, про­хо­дят со всей своей раз­но­об­раз­ной жиз­нью пред этой мос­ков­ской свя­ты­ней, скры­ва­ются в могилы. Их дети, их внуки, их пра­внуки стоят пред ста­рым ликом, как сто­яли отцы, деды и пра­деды — и все так же неиз­мен­ный, все­слы­ша­щий лик Бого­ма­тери на ста­рой доске скло­няет вен­чан­ную коро­ной небес главу к этим детям земли с их нескон­ча­е­мой пове­стью стра­да­ний и нужд, к неслыш­ному воплю утом­лен­ных сер­дец и зата­ен­ных надежд.

Источник

Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон — мученик Евгений Поселянин

Оби­те­лью стал управ­лять иеро­мо­нах Фео­до­рит. Под его руко­вод­ством мона­стырь Оран­ский быстро опра­вился от разо­ре­ния. Монахи стали по-преж­нему вести пустын­ную, подвиж­ни­че­скую жизнь. Чтобы предот­вра­тить новые напа­де­ния на оби­тель со сто­роны раз­ных зло­умыш­лен­ни­ков, мона­стыр­ские кре­стьяне были пере­се­лены к самым сте­нам оби­тели, на то место, где и в насто­я­щее время стоит деревня Оранки, или Поляна. Бла­го­даря этой разум­ной мере, оби­тель на буду­щее время была защи­щена от напа­де­ний раз­бой­ни­ков. Бли­зость деревни, откуда во вся­кое время могла быть подана помощь, дер­жала мордву и раз­бой­ни­ков в отда­ле­нии от Оран­ского мона­стыря и делала невоз­мож­ным или крайне опас­ным вся­кое откры­тое напа­де­ние на него.

Число бра­тии в Оран­ской оби­тели было неве­лико. Всем необ­хо­ди­мым она была обес­пе­чена бла­го­даря вкла­дам самого осно­ва­теля мона­стыря Глад­кова и его сыно­вей. Вслед­ствие этого с 1665 года для оби­тели нача­лась давно желан­ная мир­ная, спо­кой­ная жизнь, а это дало воз­мож­ность бра­тии поза­бо­титься о внеш­нем бла­го­устрой­стве мона­стыря. К этому вре­мени храм, в кото­ром нахо­ди­лась Оран­ская икона Бого­ма­тери, и все мона­стыр­ские зда­ния совер­шенно обвет­шали. К тому же коли­че­ство бра­тии посто­янно уве­ли­чи­ва­лось, и воз­ни­кала необ­хо­ди­мость стро­ить новые кельи для ново­при­быв­ших ино­ков. Средств для новых построек мона­стырь имел доста­точно, и бра­тия при­сту­пила к его пере­стройке. Наи­бо­лее важ­ные постройки были про­из­ве­дены в XVIII сто­ле­тии, при архи­манд­ри­тах Афа­на­сии и Иоакиме. Вза­мен дере­вян­ного храма был выстроен камен­ный. Около него поста­вили камен­ную коло­кольню, а мона­стырь обнесли в видах без­опас­но­сти камен­ной же сте­ной. В самой стене была выстро­ена неболь­шая цер­ковь во имя свв. пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Петра и Павла. Для бра­тии мона­стыря и его насто­я­теля выстро­или новые камен­ные кельи, а осталь­ные дере­вян­ные постройки испра­вили и под­но­вили. Бла­го­даря всем этим построй­кам, мона­стырь при­нял бла­го­устро­ен­ный вид. Издержки, потра­чен­ные на эти постройки, сильно исто­щили мона­стыр­скую казну. К тому же она сильно постра­дала в 1710 году, нака­нуне Покрова Пре­свя­той Бого­ро­дицы, когда гра­би­тели ночью про­бра­лись в оби­тель, ворва­лись в цер­ковь и кельи и все цен­ное унесли с собой. Это напа­де­ние и гра­беж раз­бой­ни­ков поста­вили Оран­скую оби­тель в очень затруд­ни­тель­ное поло­же­ние. Един­ствен­ным источ­ни­ком про­пи­та­ния для бра­тии были доб­ро­воль­ные дая­ния бого­моль­цев, кото­рые при­хо­дили в мона­стырь часто из очень отда­лен­ных мест. При­вле­кала их сюда молва о чудо­твор­ной иконе Богоматери.

Коли­че­ство бого­моль­цев, а вме­сте с тем и при­но­ше­ний осо­бенно уве­ли­чи­лось после смерти осно­ва­теля оби­тели Петра Глад­кова. При­но­ше­ния дела­лись не одним про­стым наро­дом, все­гда рев­но­вав­шим о свя­тыне, но и людьми знат­ными. Так, из рода Глад­ко­вых, как вклад­чица Оран­ской оби­тели, известна внучка Петра Глад­кова, Прас­ко­вья Алек­се­евна, пожерт­во­вав­шая в 1696 году Оран­скому мона­стырю треть сво­его двора, нахо­див­ше­гося в ниже­го­род­ском кремле. Около этого же вре­мени царевна Име­ре­тин­ская, Дарья Арчи­ловна, рас­по­ря­ди­лась еже­годно отпус­кать в казну мона­стыря 6 руб­лей на поми­но­ве­ние своих род­ных. Кроме этих лиц, еди­но­вре­мен­ными или посто­ян­ными вклад­чи­ками были кня­зья Одо­ев­ские, Чер­кас­ские, Баби­чевы, Щер­ба­товы, Гор­ча­ковы, Бол­хо­ви­ковы, бояре Стро­га­новы, Бутур­лины и мно­гие дру­гие. Вклад одного из кня­зей Одо­ев­ских сохра­нился даже до насто­я­щего вре­мени. Это напре­столь­ное полу­де­сте­вое Еван­ге­лие, печа­тан­ное в 1654 году. Теперь оно нахо­дится в Успен­ской церкви села Подъ­яб­лон­ного Гор­ба­тов­ского уезда, хотя неиз­вестно, как и когда оно туда попало.

Про­слав­ле­нию оби­тели Оран­ской и сте­че­нию в нее бого­моль­цев осо­бенно много содей­ство­вали чудеса, совер­шав­ши­еся у Оран­ского образа Божией Матери над боль­ными, с верой при­хо­див­шими к чудо­твор­ной иконе и горячо молив­ши­мися Пре­чи­стой Бого­ма­тери. Из них мы при­ве­дем только самые примечательные.

Пер­вое чудо совер­ши­лось в 1635 году. На пятой неделе Вели­кого поста, во время вечер­него сла­во­сло­вия с ака­фи­стом, все при­сут­ство­вав­шие в мона­стыр­ском храме видели, как от св. Оран­ской иконы Бого­ма­тери, а именно — от главы Мла­денца Иисуса, истекло бла­го­вон­ное миро, и весь храм напол­нился благоуханием.

Царице Небес­ной угодно было про­сла­вить Свою икону не только в Ниже­го­род­ском крае, но и в дру­гих местах нашего оте­че­ства, напр., в Москве, пред лицом бла­го­че­сти­вей­шего царя Алек­сея Михай­ло­вича и пат­ри­арха Иоасафа. Спу­стя шесть или семь меся­цев после освя­ще­ния мона­стыр­ского храма в Ниж­ний Нов­го­род при­был из Москвы бояр­ский сын Васи­лий Пота­пов. В то время Ниже­го­род­ская область не была еще само­сто­я­тель­ной епар­хией и состо­яла под веде­нием Мос­ков­ского пат­ри­арха, кото­рому должна была пла­тить цер­ков­ную дань. За этой-то данью и при­был Пота­пов, состо­яв­ший на службе у пат­ри­арха. Во время сбора дани он от мно­гих слы­хал о чудо­твор­ной Оран­ской иконе Божией Матери. Как чело­век рели­ги­оз­ный и набож­ный, он пове­рил рас­ска­зам о чуде­сах, совер­шив­шихся при чудо­твор­ном образе Бого­ма­тери, и с радо­стью сооб­щил о всем слы­шан­ном пат­ри­арху Иоасафу. Бла­го­че­сти­вый Иоасаф, со вни­ма­нием выслу­шав Пота­пова, тот­час послал гра­моту к про­то­и­е­рею ниже­го­род­ского Архан­гель­ского собора Иосифу и архи­манд­риту ниже­го­род­ского Печер­ского мона­стыря Рафа­илу, в кото­рой пове­ле­вал соста­вить и пре­про­во­дить ему, пат­ри­арху, опи­са­ние чудес, явлен­ных св. чудо­твор­ной Оран­ской ико­ной Бого­ма­тери за все время ее суще­ство­ва­ния. Они должны были узнать, кто полу­чил исце­ле­ние, какого он зва­ния, воз­раста, пола, какой стра­дал болез­нью и сколько вре­мени, когда полу­чил исце­ле­ние и где: в пустыни, дома или на дороге. Кроме рас­ска­зов самих исце­лен­ных, они должны были отобрать све­де­ния от их роди­те­лей, род­ствен­ни­ков, сосе­дей, зна­ко­мых и вообще от всех, кто что-либо знал о чуде­сах. Испол­няя рас­по­ря­же­ние пат­ри­арха, Рафаил и Иосиф четыре месяца вели рас­спросы о чуде­сах. В оби­тель были при­гла­шены не только те, кто полу­чил исце­ле­ния, но и мно­гие окрест­ные жители. В числе их были архи­манд­риты, про­то­и­е­реи, игу­мены, иереи, диа­коны, иноки и люди раз­ных сосло­вий. Рас­спра­ши­вая о чуде­сах, явлен­ных Оран­ским обра­зом Бого­ма­тери, Иосиф и Рафаил под­во­дили рас­ска­зы­ва­ю­щих под при­сягу. При этом ока­за­лось, что все еди­но­душно под­твер­дили истину о чуде­сах, совер­шив­шихся в Оран­ской оби­тели, и ни один не решился даже пред­по­ло­жить, что какое-либо чудес­ное собы­тие не было дей­стви­тель­ным чудом, а было про­сто слу­чай­но­стью. Пока­за­ния оче­вид­цев этих чудес и исце­ле­ний были тща­тельно запи­саны, скреп­лены под­пи­сями тех, кто был гра­мо­тен, и в таком виде отправ­лены в Москву к пат­ри­арху Иоасафу. По полу­че­нии этих све­де­ний пат­ри­арх пред­ста­вил их госу­дарю Миха­илу Феодоровичу.

Из све­де­ний, собран­ных Рафа­и­лом и Иоси­фом, видно, что у чудо­твор­ной Оран­ской иконы Бого­ма­тери совер­ши­лось гро­мад­ное число чудес­ных исце­ле­ний. Так, в пер­вый год осно­ва­ния оби­тели с 20 сен­тября 1635 года до ноября 1636 года было 131 исце­ле­ние от самых раз­но­об­раз­ных, часто заста­ре­лых и неиз­ле­чи­мых болез­ней. Жен­щины, муж­чины, взрос­лые и дети, бога­тые и бед­ные, кре­стьяне и лица дру­гих сосло­вий — все полу­чали помощь и уте­ше­ние от Небес­ной Заступ­ницы рода хри­сти­ан­ского, когда обра­ща­лись к Ней с усерд­ной молит­вой пред чудо­твор­ным Ее обра­зом. Сразу избав­лялся от своей болезни сле­пой, два­дцать или даже более лет не видав­ший света солнца; начи­нал ходить хро­мой, много лет не имев­ший воз­мож­но­сти дви­гаться; поки­дал свой одр болев­ший горяч­кой несколько недель; гово­рили немые; стали слы­шать глу­хие, и бес­но­ва­тые, стра­дав­шие от дей­ствия духа злобы на их тела, и вообще одер­жи­мые какими-нибудь болез­нями воз­вра­ща­лись домой здо­ро­выми. Наи­боль­шее коли­че­ство исце­ле­ний при­хо­дится, однако, на долю слепых.

Источник

Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон — мученик Евгений Поселянин

И вот в эти дни сомне­ния, тоски и горя мы нахо­дим бла­гую Уте­ши­тель­ницу в Матери Божьей.

Ее мы не боимся! Мы знаем, что Ее тихая свя­тыня не отвер­нется от нас, в каких бы язвах, из каких бы позор­ных про­па­стей греха мы к Ней ни пришли.

Мы не видали Ее. Но мы знаем и чув­ствуем без­оши­боч­ным внут­рен­ним чув­ством, что часто-часто задум­чи­вый и забот­ли­вый взор чуд­ной Матери-Девы оста­нав­ли­ва­ется на нас. Сложны чув­ства веру­ю­щего хри­сти­а­нина к Матери Божией. Жгу­чее состра­да­ние к Той сми­рен­ной Деве Наза­рета, Кото­рая от дней рож­де­ния Хри­ста жила под страш­ным про­ро­че­ством ожи­дав­шей Ее Муки; «Тебе ору­жие прой­дет душу»; ужас пред той вер­ши­ной стра­да­ния, до кото­рой воз­ве­дена была Ее душа на Гол­гофе; какая- то неждан­ная радость при вос­по­ми­на­нии о слове, кото­рым Хри­стос с высоты кре­ста в лице Иоанна усы­нов­лял Ей каж­дого из нас: «Жено, се сын Твой». «Се мати твоя», — и уми­лен­ный вос­торг при мысли о силе и вла­сти сия­ю­щей веч­ною сла­вою Царицы Небес…

Она была чело­ве­ком, родив­шимся, как мы, в усло­виях зем­ного огра­ни­че­ния; но как высоко воз­несла ее благодать!

Почи­та­ние Бого­ма­тери явля­ется одной из отрад­ней­ших сто­рон хри­сти­ан­ства и угас­нет только тогда, когда будет вытрав­лена в душе чело­ве­че­ской жажда мате­рин­ской любви, мате­рин­ской ласки и заботы.

Мы нуж­да­емся в сердце все­про­ща­ю­щем, любя­щем нас не за то, что мы хороши или при­ятны, а за то, что мы суще­ствуем, что оно нас в себя вме­стило раз навсе­гда и уже не может от нас отка­заться, как река не может не течь и звезда не может не сиять.

Чело­ве­че­ство поняло, испы­тало на себе эту мате­рин­скую черту все­объ­ем­лю­щего, без­гра­нич­ного сердца Марии, Матери Божией. В этом сердце оно нашло надеж­ней­шее убе­жище от горя зем­ного, и чуд­ные связи свя­зали стра­да­ю­щее, рву­ще­еся к небу, но при­ко­ван­ное к земле, со свет­лыми поры­вами и неис­чис­ли­мыми паде­ни­ями чело­ве­че­ство с Непо­роч­ной Девой Марией.

К Ее лику, смот­ря­щему с улыб­кой услады или тихою гру­стью на при­хо­дя­щих к Ней, бегут малые дети, шепча свои неслож­ные жела­ния, дове­ряя свои заботы и делишки. Жен­ское сердце, пере­пол­нен­ное сча­стьем раз­де­лен­ной любви или стра­да­ю­щее мукой любви, — к Ней же, не знав­шей иной любви, как покло­не­ние Сво­ему Иисусу, — несет свою радость и печаль, Ей рас­ска­зы­вает свои надежды и мечты. Стро­гий затвор­ник, уеди­нясь от людей в под­зем­ной пещере, куда нико­гда не про­ни­кает свет солнца, ста­вит у себя Ее икону с неуга­си­мой лам­па­дой, и Пре­чи­стая Дева Мария одна заме­няет ему все те радо­сти и утехи, кото­рых он себя доб­ро­вольно лишил.

Ита­льян­ский раз­бой­ник, идя на свое страш­ное дело, скло­няет колени и пре­ступ­ную голову перед Ее ста­туей и тем как будто гово­рит: «В моей без­за­кон­ной жизни есть одна свя­тыня и луч, кото­рый не по мерк­нет для меня и тогда, как я пося­гаю на жизнь людей… Ты свет погиб­шей души моей, и во аде я буду сла­вить Тебя, Пре­свя­тая, Пре­чи­стая Дева Мария».

Маго­ме­тане, языч­ники знают о любви и вере хри­стиан к таин­ствен­ной Деве, и когда Царица Небес вста­вала на защиту Своих детей, они не пыта­лись бороться с Ней, зная, что сила Пре­свя­той Девы Марии необорима.

Поду­майте о кра­соте, о всем зна­че­нии того» что про­ис­хо­дит вот уже девят­на­дцать веков между небом и зем­лей. Не было за эти два тыся­че­ле­тия ни одной минуты, в кото­рую бы не несся с земли зов души чело­ве­че­ской к Матери Божией.

Нестра­хом, не угро­зами, а любо­вью и без­гра­нич­ным мило­сер­дием ведет людей ко Хри­сту Бого­ма­терь. Она жалеет чело­ве­че­ство каким-то жгу­чим, все­про­ща­ю­щим состра­да­нием. Она при­ни­мает на Свои руки людей, кото­рым, по-види­мому, уже нет воз­врата к бла­гой жизни.

Одному афон­скому мона­стырю угро­жали раз­бой­ники, и воля Божия была в том, чтоб иноки были нака­заны раз­ру­ше­нием оби­тели за их нера­ди­вую жизнь. Тогда одному иноку, молив­ше­муся пред ико­ной Бого­ма­тери, был слы­шен от этой иконы голос, пре­ду­пре­ждав­ший об опас­но­сти. Мла­де­нец Хри­стос хотел загра­дить Своей руч­кой уста Прис­но­девы, но Бого­ма­терь со сла­дост­ной улыб­кой отво­дила эту руку от Своих уст, и оби­тель была спа­сена. Вот вер­ный и тро­га­тель­ный сим­вол этой чуд­ной, про­дол­жа­ю­щейся в веках борьбы Боже­ствен­ного пра­во­су­дия и ничем не исто­щи­мого, нико­гда еще не побеж­ден­ного мило­сер­дия Пре­чи­стой Девы.

В име­нах про­слав­ля­е­мых икон Бого­ма­тери бла­го­дар­ное чело­ве­че­ство отра­зило свои чув­ства к Теп­лой Заступ­нице мира холодного.

То радость весны, ибо Дева была, дей­стви­тельно, вес­ной для чело­ве­че­ства,- то похвала милу­ю­щей любви Ее, — вот что зву­чит во мно­гих из этих имен:

«Бла­го­дат­ное Небо», «Бла­го­ухан­ный цвет», «Взыг­ра­ние», «Взыс­ка­ние погиб­ших», «Вос­пи­та­ние», «Всех скор­бя­щих Радость», «Милу­ю­щая», «Живо­нос­ный Источ­ник», «Изба­ви­тель­ница», «Мило­сти­вая», «Мле­ко­пи­та­тель­ница», «Неча­ян­ная Радость», «Услы­ша­тель­ница», «Неувя­да­е­мый цвет», «При­зри на сми­ре­ние», «Ско­ро­по­слуш­ница», «Слад­кое Лоб­за­ние», «Спа­си­тель­ница уто­па­ю­щих», «Спод­руч­ница греш­ных», «Уми­ле­ние», «Утоли мои печали», «Цели­тель­ница», «Уте­ше­ние в скор­бях и печалях».

Если б мы на земле жили жиз­нью бес­плот­ных, мы бы не имели нужды ни в чем внеш­нем, и чув­ства наши не нуж­да­лись бы во внеш­нем выражении.

Но чело­век не есть дух. Он — дух, обле­чен­ный в плоть. Он окру­жен види­мыми, ося­за­е­мыми вещами, а внут­рен­няя жизнь его выли­ва­ется во внеш­них дей­ствиях, и чув­ства его невольно выра­жа­ются внеш­ним образом.

Он любит — и ему надо видеть люби­мое суще­ство, смот­реть в люби­мые глаза, слу­шать люби­мый голос. А в раз­луке он жаж­дет видеть изоб­ра­же­ние люби­мого чело­века, вгля­ды­ваться в черты его на порт­рете, кото­рый он как бы ожив­ляет силою своей при­вя­зан­но­сти и сво­его воображения.

Вот это свой­ство души — воз­но­ситься мыс­лью и серд­цем к люби­мым суще­ствам, смотря на их изоб­ра­же­ния, —и дало повод к воз­ник­но­ве­нию почи­та­ния икон.

Забота Бого­ма­тери о роде люд­ском избрала иконы, как сред­ство посто­ян­ного и близ­кого обще­ния Ее с людьми.

Вели­чай­шее уте­ше­ние и отрада для совре­мен­ных Ей хри­стиан, Бого­ма­терь знала, как пусто и холодно будет людям без Нее по уходе Ее из мира. И вот Она реши­лась в изоб­ра­же­ниях лика Сво­его оста­вить хри­сти­а­нам залог Сво­его непре­кра­ща­ю­ще­гося обще­ния с ними. Свя­тая Дева дала спи­сать с Себя апо­столу Луке, искус­ному живо­писцу, несколько изоб­ра­же­ний Своих и обе­щала, что с этими изоб­ра­же­ни­ями-ико­нами Ее, пре­бу­дет все­гда — Ее благодать.

Люди искали новыми и новыми изоб­ра­же­ни­ями выра­зить пере­пол­няв­шее их к Пре­чи­стой Деве чув­ство вос­торга и любви. Луч­шие худож­ники на своих полот­нах ста­ра­лись в крас­ках выра­зить сла­гав­шу­юся в их душе мечту о Пре­чи­стой Деве. В тихих кельях монахи-ико­но­писцы изоб­ра­жали на тем­ных дос­ках в несо­вер­шен­ном по живо­писи, но дыша­щем верою и уми­ле­нием, образе лик Пречистой.

Одно­об­ра­зен тем­ный цвет,
И дрем­лет краска вековая;
Но в этом гре­че­ском письме,
Но в этой про­стоте старинной
Есть тайна, внят­ная душе,
С при­ве­том дня мольбы невинной.
Род­ное что-то говорит
В чер­тах, неви­ди­мому, хладных:
Свя­тая милость их манит
При­зва­нье пес­ней безотрадных;
На сердце, сжа­тое тоской,
Они наво­дят умиленье,
Они шлют горе­стям покой
И укро­щают дум. волненье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *