богоматерь русского царства великого икона

Царебожническая иконография

От редакции. Продолжаем серию публикаций о современной иконографии: кто и как пишет иконы, какие существуют тенденции, направления, и какие в этой сфере порой встречаются неожиданности.

Часто ли мы всерьёз задумываемся над тем, насколько опасны некоторые околоцерковные течения, так или иначе проникающие внутрь церковной ограды?

Например – так называемое царебожие. Иногда верующие считают, что это всего-навсего гипертрофированное почитание государя-страстотерпца Николая II, эдакая безобидная блажь. Сразу оговорюсь, что простое предпочтение монархии, как политического устройства, само по себе не может быть ни хорошо, ни плохо с точки зрения религиозности. Но, в отличие от простых верующих, имеющих монархические взгляды или просто чтущих Царственных Страстотерпцев, учение царебожников искажает, сужает, компрометирует и оскверняет память Царя Страстотерпца.

богоматерь русского царства великого икона

Богословский аспект этого учения не является непосредственным предметом рассмотрения данной статьи. Мы рассмотрим иконографию царебожников на примере двух «икон», в которых наиболее полно отображена суть их идеологии.

Первое изображение называется: «Богоматерь Русского Царства Великого. Икона Престола Царствующего Дома Романовых в ожидании Грядущего Царя-Победителя».

Само название уже программно. Разумеется, есть Богородичные иконы, «приписанные» к определённым местностям: Казанская, Владимирская, Иверская и т.д. Но здесь приписку имеет уже не икона, но Сама Богородица. Более того, появляется ярко выраженный националистический аспект.

Читайте также по теме:

Теперь обратимся ко второй «иконе»: «Святой Великомученик Царь Николай». Напомню, что для царебожников государь Николай II является «искупителем грехов русского народа». Но мы знаем, что единственным Искупителем грехов всего человечества является Господь наш Иисус Христос. Снова подмена. И эта «икона» демонстрирует её со всей наглядностью.

богоматерь русского царства великого икона

Характерной элементом иконографии мучеников является крест. А в данном случае мы видим не символический небольшой крест в руке мученика, но полноразмерный голгофский крест Спасителя. Далее мы видим терновый венец, который также является исключительным атрибутом крестных мук Христа.

богоматерь русского царства великого икона

Одна такая «икона» может рассказать больше, чем целый тематический сайт. Ведь словами можно и жонглировать, а иконные изображения в этом смысле более наглядны.

Таким образом, в обоих случаях мы видим подмену Христа личностью царя. Проще говоря, вопреки заповеди самого Христа отдавать «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21), царебожники Божие отдают кесарю.

Зарождающаяся ересь налицо. Можно было бы махнуть рукой – ну это же не мы. Но в том-то и дело, что помимо махровых раскольников в лице бывшего епископа Диомида и его сторонников, есть довольно большой процент прихожан, которые в той или иной мере разделяют эти взгляды или сочувствуют им. Именно о них нам не стоит забывать и по мере сил разъяснять весь соблазн, всю лживость царебожия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *