богоматерь знамение софийский собор новгород

ЗНАМЕНИЕ, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

богоматерь знамение софийский собор новгород
Новгородская икона Божией Матери «Знамение». XII в., Софийский собор, Великий Новгород.

«Знамение,» икона Божией Матери

Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов и наследует таким древним изображениям как Оранта и Никопея. В Греции таким изображением обозначалось обыкновенно Рождество Христово, и только в России такие иконы получили наименование «Знамения», т. е. знака милости Богоматери. Такие иконы Божией Матери появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения, случившегося в 1170 году от такой иконы в Новгороде.

Новгородское Знамение Пресвятой Богородицы

Описание иконы

Новгородская Знаменская икона имеет 13 1/2 вершков вышины и 12 ширины. Над левым оком Богоматери остался след от стрелы. По сторонам иконы имеются изображения великомученика Георгия Победоносца, мученика Иакова Персиянина и преподобных Петра Афонского и Онуфрия Великого. На иконе была золотая риза весом свыше 71/2 фунтов с драгоценными камнями.

История

В Новгороде храмы не закрывались ни днем ни ночью, и пение церковное смешивалось с плачем народа. Архиепископ святитель Илия с тех пор, как под Новгород подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в соборе святой Софии о спасении города. В третью ночь, стоя перед иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет, и тогда от иконы раздался голос:

Архиепископ принял на руки чудотворный образ, приложился к нему, и затем икону с торжеством понесли на городскую стену и поставили ее лицом к нападавшим. Но воины Мстислава не смягчились и пустили в новгородцев целые тучи стрел, одна из которых вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её истекли слезы, и икона сама повернулась ликом к городу. В то же время на нападавших напал ужас. У них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы, ободренные знамением бросились на врагов, разбили их наголову и многих увели в плен. Те же, которые спаслись бегством, не могли найти себе пропитания там, где раньше сами произвели безжалостное опустошение. Они гибли от голода и болезней, и как с ужасом говорит летописец, в Великий пост питались мясом своих лошадей.

Празднование и новые чудеса от Новгородского образа

Архиепископ Илия тогда же установил празднование в память чудесного заступления, оказанного Богоматерью Новгороду. Так как 25 февраля — день, когда совершилось это событие — почти всегда приходится на масленицу или Великий пост, то праздник переносится на 27 ноября. Изображение Знаменского образа стало помещаться на печатях Новгородского владыки.

Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских Знаменских иконах в трех деяниях изображается само чудесное событие 1170 года: вверху — перенесение иконы из церкви Спаса на городскую стену; ниже — переговоры между обеими сторонами, а внизу — сама битва, где новгородцам помогают ангелы с длинными пиками.

В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление пораженные чумой.

Почти два века чудотворная икона «Знамение» Богоматери стояла на Ильинской улице, в деревянной церкви Спаса. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1357 году ее перенесли во вновь построенную на той же Ильинской улице каменную церковь в честь Знамения, ставшую собором Знаменского монастыря.

В 1565 году икона была возобновлена митрополитом Макарием [1]. В следующем году в Новгороде вспыхнул сильный пожар, охвативший много улиц. Никакими усилиями нельзя было остановить грозную стихию. Тогда митрополит Макарий пошел с крестным ходом в церковь Знамения и там, преклонив колени перед чудотворной иконой, молился о прекращении бедствия. Затем, подняв икону, он понес ее крестным ходом по берегу Волхова. Скоро ветер подул в сторону реки, и пожар от этого стал утихать.

В 1611 году Новгородом овладели шведы. Избивая новгородцев, они грабили дома и храмы, иконы подвергали поруганию, а священную посуду и утварь уносили. Как-то несколько шведов подошли к церкви Знамения, где в то время совершалась служба, и двери поэтому были открыты. Они ринулись в церковь, чтобы ограбить ее, но невидимая сила отбросила их назад. Они снова бросились к дверям и снова были отброшены. Это стало известно всем шведам, и никто из них уж больше не пытался войти в этот храм.

В 1636 году эту церковь задумал обокрасть серебряных дел мастер Лука Плавильщиков. По окончании вечерней службы на 27 ноября он притаился в церкви, а ночью вошел в алтарь, собрал серебряные сосуды с жертвенника, высыпал деньги из кружек и, наконец, стал подходить к чудотворной иконе, чтобы сорвать с нее драгоценные украшения. Но едва он коснулся ризы, как был отброшен от иконы и без чувств упал на пол. Перед утреней явившийся в церковь пономарь вывел его, полагая, что Лука в пьяном виде остался в церкви. Он не заметил при этом, что при Плавильщикове были церковные сосуды. Кража обнаружилась, когда стали служить утреню, и все нашлось в доме Луки. Вор на время потерял рассудок и только впоследствии рассказал о бывшем от иконы чуде.

Впоследствии чудотворная икона «Знамение» Богородицы стояла в иконостасе Знаменского собора, слева от царских врат.

После Октябрьской революции 1917 года икона попала в музейное собрание Новгородского музея. Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей-заповедник.

15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы Новгородской епархии. В этот день многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: радуга окружила кольцом золотой купол Новгородского Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в безоблачном небе. Икона пребывает в Софийском соборе Великого Новгорода.

Чудотворные списки

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России и за ее пределами. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Абалакская, Верхнетагильская, Вологодская, Дионисиево-Глушицкая, Курская-Коренная, Павловская, Серафимо-Понетаевская, Соловецкая, Царскосельская и многие другие.

Молитвы

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемчя Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

См. также

Использованные материалы

[1] Возможно ошибка, т.к. к этому времени святитель Московский Макарий скончался.

Источник

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.

богоматерь знамение софийский собор новгород
Битва новгородцев с суздальцами. Фрагмент иконы

богоматерь знамение софийский собор новгород
Чудо от иконы Богоматерь Знамение. Битва новгородцев с суздальцами. XV век

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.

Посмотрим ещё на эту прекасную икону

богоматерь знамение софийский собор новгород
Икона Божией Матери «Знамение». Кон. XVI в. Собрание П.Д. Корина

Руки Богородицы воздеты к небу, они распахнуты навстречу Тому, Кто выше всей вселенной, и в то же время они благословляют молящихся. Это очень древний молитвенный жест: по свидетельству Тертуллиана, руки христианами его времени воздевались и распростирались, «подражая страсти Господней». Молитвенно воздетые руки Богородицы означают также заступничество за людей пред Богом. Надпись на одной из византийских печатей начала XIII века гласит: «Простирая Свои руки и принося заступничество Свое всей вселенной, дай и мне Свой покров, о Пречистая, для того, что я должен совершить». С руками, воздетыми к небу, молился и Моисей во время битвы израильтян с амаликитянами: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной стороны, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17: 11–12). Здесь наглядно подтверждается значение всей психофизической стороны моления: мало произносить слова в сердце, не последнюю роль играет поза молящегося и его жесты. Обратим также внимание на тему света и благодати, сопровождающую этот жест. Имя «Аарон» переводится как «гора света», «Ор» – «свет». А руки самого Моисея были «подняты до захождения солнца», то есть руки, поддерживаемые «светами», протягивались к Свету и получали благодать Божию. Точно так же во время литургии перед престолом протягивает руки священник, возглашая: «Горе имеем сердца». Потому можно говорить о каноничности данного жеста, издревле применяемого в литургии, о своеобразной связи через этот жест Ветхого и Нового Заветов.

То же самое заложено в иконографии Богородичного образа «Знамение». И здесь мы видим исполнение Ветхого Завета в Новом. Богомладенец в изобразительном отношении условно, но извечно рождается в мир на его спасение. Потому Он нередко и помещен в мандорле, сквозь круги которой как бы исходят в мир Божественные энергии (опять тема света и благодати, отраженная даже в цвете одежды Эммануила). Мандорла в данном случае выступает в роли знака движения – движения Младенца и света.
И когда при осаде Новгорода стрела суздальцев попала в икону и икона отвернулась от нападавших, то суздальцы тем самым лишились света и благодати, а новгородцы, напротив, получили эту благодать для решительных действий и победы над противником.

В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» – то есть «слышать, ощущать».
Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.

Источник

Икона Божией Матери «Знамение»

Протографы образа Богоматери «Знамение» известны тоже с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V–VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении. Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI–XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене. Тем не менее, многие искусствоведы считают временем появления этого извода лишь середину XI столетия, ссылаясь на сохранившиеся изображения монет (номисма императриц Зои и Феодоры, 1042 г.) и на сфрагистику (печати императрицы Евдокии Макремволитиссы, жены Константина Х в 1059–1067 гг. и Романа IV в 1068–1071 гг.). По всей видимости, путаница здесь происходит из-за нечеткой классификации названий иконографических типов, поскольку традиция закрепления устойчивых наименований того или иного типа Богородичных икон складывается лишь ко времени заката Византийской империи, а возможно и позже – уже в поствизантийское время.

В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» – то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.

[1] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 289.

[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1994. Т. 1. С. 687.

[3] Кстати, отсюда и греческие омонимы γέννησις (рождение) и γένεσις (творение), которые нельзя путать между собой, но которые еще со времен ересиарха Ария, к сожалению, принимают одно за другое.

[4] Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995. С. 93.

[5] Тертуллиан. О молитве // Избранные сочинения. М., 1994. С. 299.

[6] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292.

[7] В древности новгородская икона производила светоносное впечатление более сильное, чем сегодня, ибо по силуэту изображения была обрамлена блестящим металлическим окладом, предохранявшим святыню от механических повреждений.

[8] Известнейший ученый из Петербурга Г.М. Прохоров находит время крестообразным. Этот крест составляют прошлое, настоящее (в средокрестии), будущее и вечность, которая обозначается верхней частью креста. Прохоров трактует Боговоплощение как вхождение вечности во время, ведь Сын Божий, будучи рожден «прежде всех век» и оставаясь пребывающим в вечности, стал Сыном Человеческим, родился во времени. Отсюда вытекает естественный вывод: Христос представлял «вечность-в-настоящем», а его противники — «прошлое-в-настоящем» (см.: Прохоров Г. Крестообразность времени, или Пушкинский дом и около. СПб., 2002; Прохоров Г. Напоминание о Христе – противоядие против либерально-коммунистических фантазий и источник нового христианского творческого воображения в новом тысячелетии // http://www.agnuz.info/book.php?id=193&url=page06.htm; Погосов Артем. Икона и образ // Церковный вестник. М., 2006. № 3.

[9] Валерий Лепахин считает время иконой вечности: «Время, будь то хронологическое или циклическое, не самостоятельно и автономно, но тесно связано с вечностью, оно понимается и изображается как двуединая времевечность. Время не мыслится вне вечности, из которой оно «выпадает» при сотворении мира и которая полагает ему конец (см.: Откр. 10: 6) перед Вторым пришествием и началом Страшного суда» (Лепахин Валерий. Иконичный образ святости // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050617200127). Отметим, что еще Платон связывал время с вечностью. Для него время – несовершенный образ вечности.

[10] Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, 1497 год: Исследование и реставрация. М., 1988. С. 320.

[11] На иконе пророка Софонии, ныне находящейся в Русском музее, можно видеть надпись: «Аз тя проповеда младу, из нея же страшно знамение» (См.: Смирнова Э.С. Московская икона XIV–XVII веков. Л., 1988. Табл. 104).

[12] Любопытно, что от этого греческого термина произошло некогда очень популярное слово – «энтузиазм».

[13] См. печати Киевских митрополитов Никифора I (1104–1121) и Михаила (1131–1147), Новгородских епископов Нифонта (1131–1156) и Аркадия (1156–1158 годы), Смоленского епископа Мануила (1137–1167), Галичского епископа Космы (1157–1165).

[14] См., например: 1) фреска Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии Форбиотиссы в Асину на Кипре (1105–1106); 2) фреска кисти Феофана Грека Богоматерь Знамение над входом Троицкого придела, хоры храма Спаса на Ильине улице, Новгород (1378); 3) фреска Оранта (с Богомладенцем в медальоне) из монастыря Молдовита, Буковина, Румыния (XVI в.).

[15] См. фреску Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии в Трикомо на Кипре (начало XII в. – 1130-е гг.) и др.

[16] Логвин Г.Н. София Киевская. Киев, 1971. С. 26.

[17] Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 2006. С. 234.

[19] Языкова И.К. Богословие иконы. С. 189.

[21] См. настенные росписи в храме Панагии Форбиотиссы в Асину и в храме Панагии в Трикомо, которые упоминались выше (примеч. 13, 14).

[22] «Название “Влахернитисса” встречается как на композициях с Богоматерью Орантой без медальона с Эммануилом, так и на композициях с Богоматерью Орантой и Эммануилом, то есть как на новгородской иконе. Однако сами византийцы применяли это название не только к этим, но и к другим изображениям, например к Богоматери с Младенцем типа “Умиления”, по иконографии более всего напоминающую нашу Толгскую. Вероятно, все чтимые образы Влахерн, с их разнообразными иконографическими типами, могли называться “Влахернитисса”, в том числе и вариант новгородской чудотворной иконы» (Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292).

[23] «Знамение Божией Матери во Влахернской церкви эсхатологично. По пророчествам, Покров является знамением и чудом последних времен. Значение этой тайны откроется тогда, когда зло одержит на земле уже как будто полную и безоговорочную победу. Что это будет за откровение, нам неизвестно теперь», – пишет современный автор (Рогозянский Андрей. Покров: богословская тайна и исторический парадокс // http://www.rusk.ru/st.php?idar=103738).

[24] Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение. С. 290.

[25] См.: Лазарев В.Н. Русская иконопись // Иконы XI–XIII вв. М., 2000. С. 42, 166; а также: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. 2. С. 105–123.

Источник

Икона Богородицы «Знамение» Новгородская

Празднование

История

Ико­на эта про­сла­ви­лась в XII ве­ке в Нов­го­ро­де, ко­гда вла­ди­ми­ро-суз­даль­ский князь Ан­дрей Бо­го­люб­ский всту­пил в со­юз с кня­зья­ми смо­лен­ским, по­лоц­ким, ря­зан­ским, му­ром­ским и дру­ги­ми и за­мыс­лил с их по­мо­щью по­ко­рить Ве­ли­кий Нов­го­род и для это­го по­слал сы­на сво­е­го Мсти­сла­ва. Со­ста­ви­лась гро­мад­ная рать, — по сло­вам ле­то­пис­ца «ма­ло не вся зем­ля рус­ская со­во­ку­пи­ся, еди­ных бо кня­зей то­гда бя­ше 72». Еще за­дол­го до Нов­го­ро­да лю­ди ста­ли гра­бить и жечь се­ла, из­би­вать муж­чин, а де­тей и жен­щин брать в плен, чтоб сде­лать из них сво­их ра­бов. Зи­мой 1170 го­да гро­мад­ное опол­че­ние это об­ло­жи­ло Нов­го­род, по­тре­бо­вав сда­чи. Не раз обе сто­ро­ны на­чи­на­ли пе­ре­го­во­ры, но не мог­ли прий­ти к со­гла­сию.

На­ча­лось сра­же­ние. Яс­но бы­ло, на чьей сто­роне прав­да, и нов­го­род­цы с чи­стым серд­цем мог­ли про­сить Бо­га о по­мо­щи и ждать небес­но­го за­ступ­ле­ния. Так они и по­сту­пи­ли. Хра­мы не за­тво­ря­лись ни днем ни но­чью, и пе­ние цер­ков­ное сме­ши­ва­лось с пла­чем на­ро­да. Ар­хи­епи­скоп Иоанн с тех пор, как под Нов­го­род под­сту­пи­ли вра­ги, три дня и три но­чи неустан­но мо­лил­ся в со­бо­ре св. Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей о спа­се­нии го­ро­да. В тре­тью ночь, стоя пе­ред ико­ной Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са, он вдруг по­чув­ство­вал свя­щен­ный тре­пет, и то­гда от ико­ны раз­дал­ся го­лос:

— Иди в цер­ковь Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, что на Ильин­ской ули­це, возь­ми там об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, воз­не­си его на го­род­ские сте­ны, и то­гда узришь спа­се­ние гра­да.

Чуд­ное успо­ко­е­ние про­ли­лось то­гда в ис­том­лен­ное серд­це свя­ти­те­ля. В го­ря­чей, уми­лен­ной мо­лит­ве без слов пал он ниц пе­ред ико­ной и про­вел в мо­лит­ве всю ночь. Утром со­брал он ду­хо­вен­ство и го­род­ских пред­ста­ви­те­лей и рас­ска­зал им о та­ин­ствен­ном го­ло­се. То­гда у скорб­ных нов­го­род­цев по­яви­лась на­деж­да. Ар­хи­епи­скоп Иоанн по­слал про­то­дья­ко­на и кли­ри­ков в цер­ковь Спа­са на Ильин­ской ули­це, чтоб при­не­сти от­ту­да ико­ну Бо­го­ма­те­ри, а сам стал петь со­борне мо­ле­бен. Но несмот­ря на все уси­лия по­слан­ных они ни­как не мог­ли сдви­нуть ико­ну с ее ме­ста, и с этим из­ве­сти­ем воз­вра­ти­лись к ар­хи­епи­ско­пу. То­гда сам свя­ти­тель Иоанн во гла­ве крест­но­го хо­да, со­про­вож­да­е­мый на­ро­дом и ду­хо­вен­ством, по­шел в цер­ковь Спа­са. Там упал он на ко­ле­ни пе­ред ико­ной Бо­го­ма­те­ри и со сле­за­ми взы­вал:

— О Пре­ми­ло­сти­вая Вла­ды­чи­ца Бо­го­ро­ди­ца, упо­ва­ние и за­ступ­ни­ца гра­ду на­ше­му, не пре­дай нас за гре­хи на­ши вра­гам на­шим. Но услышь плач наш и по­ща­ди лю­дей Тво­их.

Ста­ли слу­жить мо­ле­бен, и ко­гда за­пе­ли: «Пред­ста­тель­ство хри­сти­ан непо­стыд­ное, хо­да­тай­ство ко Твор­цу непре­лож­ное, не пре­зри греш­ных мо­ле­ний гла­сы», ико­на са­ма за­ко­ле­ба­лась, как бы дви­га­ясь к ар­хи­епи­ско­пу. Ви­дя это чу­до, на­род и клир ра­дост­но взы­ва­ли: «Гос­по­ди, по­ми­луй!».

Ар­хи­епи­скоп при­нял на ру­ки чу­до­твор­ный об­раз, при­ло­жил­ся к нему, и за­тем ико­ну с тор­же­ством по­нес­ли на го­род­скую сте­ну и по­ста­ви­ли ее ли­цом к на­па­дав­шим. Но во­и­ны Мсти­сла­ва не смяг­чи­лись и пу­сти­ли на это ме­сто сте­ны це­лые ту­чи стрел. И вот од­на из них ра­ни­ла свя­щен­ный лик. То­гда со­вер­ши­лось но­вое чу­до: ико­на об­ра­ти­лась са­ма ли­ком к го­ро­ду, и из очей ее по­тек­ли сле­зы. В то же вре­мя на на­па­дав­ших на­пал ужас. У них по­мра­чи­лось зре­ние, и они ста­ли по­ра­жать друг дру­га. Нов­го­род­цы, обод­рен­ные зна­ме­ни­ем, от­во­ри­ли во­ро­та, бро­си­лись на вра­гов, раз­би­ли их на­го­ло­ву и мно­гих уве­ли в плен. Те же, ко­то­рые спас­лись бег­ством, не мог­ли най­ти се­бе про­пи­та­ния там, где рань­ше са­ми про­из­ве­ли без­жа­лост­ное опу­сто­ше­ние. Они гиб­ли от го­ло­да и бо­лез­ней, и как с ужа­сом го­во­рит ле­то­пи­сец, в Ве­ли­кий пост пи­та­лись мя­сом сво­их ло­ша­дей.

Ар­хи­епи­скоп Иоанн то­гда же уста­но­вил празд­но­ва­ние в па­мять чу­дес­но­го за­ступ­ле­ния, ока­зан­но­го Бо­го­ма­те­рью Нов­го­ро­ду. Так как 25 фев­ра­ля — день, ко­гда со­вер­ши­лось это со­бы­тие — по­чти все­гда при­хо­дит­ся на мас­ле­ни­цу или Ве­ли­кий пост, то празд­ник пе­ре­но­сит­ся на 27 но­яб­ря.

По­чти два ве­ка чу­до­твор­ная ико­на «Зна­ме­ние» Бо­го­ма­те­ри сто­я­ла на Ильин­ской ули­це, в де­ре­вян­ной церк­ви Спа­са. В 1357 го­ду ее пе­ре­нес­ли во вновь по­стро­ен­ную на той же Ильин­ской ули­це ка­мен­ную цер­ковь во имя Зна­ме­ния.

В 1566 го­ду в Нов­го­ро­де вспых­нул силь­ный по­жар, охва­тив­ший мно­го улиц. Ни­ка­ки­ми уси­ли­я­ми нель­зя бы­ло оста­но­вить гроз­ную сти­хию. То­гда мит­ро­по­лит Ма­ка­рий по­шел с крест­ным хо­дом в цер­ковь Зна­ме­ния и там, пре­кло­нив ко­ле­ни пе­ред чу­до­твор­ной ико­ной, мо­лил­ся о пре­кра­ще­нии бед­ствия. За­тем, под­няв ико­ну, он по­нес ее крест­ным хо­дом по бе­ре­гу Вол­хо­ва. Ско­ро ве­тер по­дул в сто­ро­ну ре­ки, и по­жар от это­го стал ути­хать.

В 1611 го­ду Нов­го­ро­дом овла­де­ли шве­ды. Из­би­вая нов­го­род­цев, они гра­би­ли до­ма и их хра­мы. Ико­ны они под­вер­га­ли по­ру­га­нию, а свя­щен­ную по­су­ду и утварь уно­си­ли. Как-то несколь­ко шве­дов по­до­шли к церк­ви Зна­ме­ния, где в то вре­мя со­вер­ша­лась служ­ба, и две­ри по­это­му бы­ли от­кры­ты. Они ри­ну­лись в цер­ковь, чтобы огра­бить ее, но неви­ди­мая си­ла от­бро­си­ла их на­зад. Они сно­ва бро­си­лись к две­рям и сно­ва бы­ли от­бро­ше­ны. Это ста­ло из­вест­но всем шве­дам, и ни­кто из них уж боль­ше не пы­тал­ся вой­ти в Зна­мен­скую цер­ковь.

В 1636 г. за­ду­мал обо­красть эту цер­ковь се­реб­ря­ных дел мас­тер Лу­ка Пла­виль­щи­ков. По окон­ча­нии ве­чер­ней служ­бы на 27 но­яб­ря он при­та­ил­ся в церк­ви, а но­чью во­шел в ал­тарь, со­брал се­реб­ря­ные со­су­ды с жерт­вен­ни­ка, вы­сы­пал день­ги из кру­жек и, на­ко­нец, стал под­хо­дить к чу­до­твор­ной иконе, чтобы со­рвать с нее дра­го­цен­ные укра­ше­ния. Но ед­ва он кос­нул­ся ри­зы, как был от­бро­шен от ико­ны и без чувств упал на пол. Пе­ред утре­ней явив­ший­ся в цер­ковь по­но­марь вы­вел его, по­ла­гая, что Лу­ка в пья­ном ви­де остал­ся в церк­ви. Он не за­ме­тил при этом, что при Пла­виль­щи­ко­ве бы­ли цер­ков­ные со­су­ды. Кра­жа об­на­ру­жи­лась, ко­гда ста­ли слу­жить утре­ню, и все на­шлось в до­ме Лу­ки. Вор на вре­мя по­те­рял рас­су­док и толь­ко впо­след­ствии рас­ска­зал о быв­шем от ико­ны чу­де.

Чу­до­твор­ная ико­на «Зна­ме­ние» Бо­го­ро­ди­цы сто­ит в ико­но­ста­се Зна­мен­ско­го со­бо­ра, сле­ва от цар­ских врат. Она име­ет 13 1/2 верш­ков вы­ши­ны и 12 ши­ри­ны. Над ле­вым оком Бо­го­ма­те­ри остал­ся след от стре­лы. По сто­ро­нам ико­ны име­ют­ся изо­бра­же­ния ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца, му­че­ни­ка Иа­ко­ва Пер­си­я­ни­на и пре­по­доб­ных Пет­ра и Онуф­рия Афон­ских. В 1565 го­ду ико­на воз­об­нов­ле­на мит­ро­по­ли­том Ма­ка­ри­ем. На иконе зо­ло­тая ри­за ве­сом свы­ше 71/2 фун­тов с дра­го­цен­ны­ми ка­ме­нья­ми.

Ико­на «Зна­ме­ние» пред­став­ля­ет Бо­го­ма­терь с мо­лит­вен­но под­ня­ты­ми ру­ка­ми и яв­ля­е­мым на лоне ее Бо­же­ствен­ным Мла­ден­цем. Изо­бра­же­ние это по­ме­ща­лось на пе­ча­тях епи­ско­па Нов­го­род­ско­го. Оно весь­ма древ­не­го про­ис­хож­де­ния, так как в Ри­ме, в ка­та­ком­бах св. Аг­нии, есть изо­бра­же­ние IV в. Бо­го­ма­те­ри с мо­лит­вен­но рас­про­стер­ты­ми ру­ка­ми и с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ко­ле­нях. В Гре­ции та­ким изо­бра­же­ни­ем озна­ча­лось обык­но­вен­но Рож­де­ство Хри­сто­во, и толь­ко у нас, в Рос­сии, ико­ны по­лу­чи­ли на­име­но­ва­ние «Зна­ме­ния», т. е. зна­ка ми­ло­сти Бо­го­ма­те­ри. На неко­то­рых го­род­ских ико­нах в трех де­я­ни­ях изо­бра­жа­ет­ся са­мо чу­дес­ное со­бы­тие 1170 го­да: ввер­ху — пе­ре­не­се­ние ико­ны из церк­ви Спа­са на го­род­скую сте­ну; ни­же — пе­ре­го­во­ры меж­ду обе­и­ми сто­ро­на­ми, а вни­зу — са­ма бит­ва, где нов­го­род­цам по­мо­га­ют ан­ге­лы с длин­ны­ми пи­ка­ми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *