богослужебные песнопения православного храма
Божественная Литургия
Божественная Литургия (Песнопения Киево-Печерской Лавры)
Хор Киевской Духовной Академии и Семинарии. Записано в церкви Рождества Богородицы Киево-Печерской Лавры в июне 1997 года.
От Восток Солнца до Запад. Божественная литургия. Братский хор Киево-Печерской Лавры
Братский хор Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Регент иеродиакон Геронтий (Борисевич).
Божественная литургия. Хор Московского Сретенского монастыря
Песнопения Божественной литургии в исполнении хора Сретенского монастыря.
Божественная литургия св. Иоанна Златоуста (Валаам)
Хор братии Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, регент иеродиакон Герман (Рябцев).
Литургия с пояснениями
Хор храма Вознесения Христова, г. Белово. Регент — Наталья Петровна Гутович. Настоятель — протоиерей Петр Гутович. Текст читает иерей Евгений Попов.
Литургия святителя Иоанна Златоустого
Литургия свт. Иоанна Златоустого, совершенная архиепископом Вениамином (Пушкарем), в исполнении архиерейского хора кафедрального собора св. Николая г. Владивостока под управлением Л. Макаренко.
Чтение Священного Писания на современном русском языке во время богослужения
Чтение Священного Писания на современном русском языке во время богослужения.
Литургия свт. Иоанна Златоуста. Хор братии Валаамского монастыря
Именуемый в прошлом Северным Афоном, Валаамский монастырь стоял у истоков отечественного Православия, был его центром на Северо-Западе России. Валаам имеет многовековую и богатую историю.
Беседы о Божественной Литургии
О главном христианском богослужении, его истории и смысле рассказывает преподаватель Института богословия и философии протоиерей Александр Глебов.
Божественная Литургия свт. Иоанна Златоуста
Музыка И.А. Ручкина — выпускника Ленинградской консерватории (хоровое дирижирование). В его творческом портфеле Литургия Св. Иоанна Златоуста, Месса (латинская), хоры на стихи Гумилева, Мандельштама, Трусенкова, Борейко и других авторов.
КЛИРОС (Последования, песнопения)
Данная группа создана в помощь для руководителей простых сельских хоров, не имеющих специального образования. Здесь будут выкладываться чинопоследования служб, написанных церковно-славянским и гражданским шрифтом, песнопения в нотном и аудио форматах. А также ссылки на сайты, где есть вся необходимая информация для ведения служб на приходах.
Группа создана 14 сентября 2017 года.
4 ноября 2021 года. Четверг. Празднование Казанской иконе Божией Матери.
Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца. Свв. семи отроков, иже во Ефесе. Прпп. Феодора и Павла Ростовских.
https://vk.com/bazki_prihod?w=wall-166713292_9124
5 ноября 2021 года. Пятница. Апостола Иакова, брата Господня по плоти.
Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца. Сщмч. Владимира Амбарцумова, пресвитера Московского.
https://vk.com/bazki_prihod?w=wall-166713292_9126
6 ноября 2021 года. Димитриевская родительская суббота. Мч. Арефы и с ним 4 299 мучеников.
https://vk.com/bazki_prihod?w=wall-166713292_9127
7 ноября 2021 года. Неделя 20 я по Пятидесятнице. Глас 3 й. Мчч. Маркиана и Мартирия.
https://vk.com/bazki_prihod?w=wall-166713292_9130
8 ноября 2021 года. Понедельник. Вмч. Димитрия Солунского. Воспоминание великого и страшного трясения.
https://vk.com/bazki_prihod?w=wall-166713292_9132
9 ноября 2021 года. Вторник. Мч. Нестора Солунского.
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах. Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском.
https://vk.com/bazki_prihod?w=wall-166713292_9133
10 ноября 2021 года. Среда. Мчч. Терентия и Неонилы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии. Прп. Стефана Савваита, творца канонов. Свт. Димитрия, митр. Ростовского. Прп. Иова, игумена Почаевского.
https://vk.com/bazki_prihod?w=wall-166713292_9134
КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена
Базковский приход
14 ноября 2021 года. Неделя 21 я по Пятидесятнице. Глас 4 й. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских.
Собор всех Бессребреников (в Неделю, 1 ноября или ближайшую к 1 ноября).
Служба свв. Космы и Дамиана шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха.
Показать полностью.
Порядок чтений, согласно календарю:
Утр. – Ин. 21:1–14 (зач. 66).
Лит. – Гал. 2:16–20 (зач. 203). Лк. 8:26–39 (зач. 38).
Бессребреников: 1 Кор. 12:27 – 13:8 (зач. 153). Мф. 10:1, 5–8 (зач. 34 от полу’).
ТЕКСТЫ, НОТЫ, ПЕСНОПЕНИЯ ЧЕТВЕРТОГО ГЛАСА:
https://vk.com/topic-133187436_39273818
ТЕКСТЫ, НОТЫ МИНЕИ:
стр.3 https://vk.com/topic-153619896_39643491?offset=40
33. Святы́х и чудотво́рцов безсре́бреников Космы́ и Дамиа́на, и́же от Аси́и
АКАФИСТЫ
стр.4 https://vk.com/topic-166713292_40102281?offset=60
25. Акафист святым безсребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Асийским
ТОЛКОВАНИЕ, ТЕКСТЫ, НОТЫ, ВИДЕО В ГРУППЕ «Воскресная онлайн-школа «Светоч»
https://vk.com/club172191219
ТРОПАРИ и КОНДАКИ
Воскресный
Тропарь воскресный, глас 4
Све́тлую воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся сме́рть,/ воскре́се Христо́с Бо́г,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.
Кондак воскресный, глас 4
Спа́с и Изба́витель мо́й/ из гро́ба, я́ко Бо́г,/ воскреси́ от у́з земноро́дныя,/ и врата́ а́дова сокруши́,// и я́ко Влады́ка воскре́се тридне́вен.
Перевод: Спаситель и Избавитель мой от гроба, как Бог воскресил из оков на земле рожденных, и врата ада сокрушил, и как Владыка воскрес на третий день.
Святым бессребреникам Косме и Дамиану, чудотворцам Асийским
Святи́и безсре́бреницы и чудотво́рцы, Космо́ и Дамиа́не, / посети́те не́мощи на́ша: // ту́не прия́сте, ту́не дади́те нам.
Перевод: Святые бессребреники, и чудотворцы Косма и Дамиан, посетите немощи наши; даром вы получили благодать, даром подайте и нам.
Кондак святым бессребреникам Косме и Дамиану, чудотворцам Асийским, глас 2
Благода́ть прии́мше исцеле́ний, / простира́ете здра́вие су́щим в ну́ждах, / вра́чеве, чудотво́рцы пресла́внии, / но ва́шим посеще́нием ра́тников де́рзости низложи́те, // мир исцеля́юще чудесы́.
Перевод: Получив благодать исцелений, простираете вы здравие пребывающим в бедах, врачи, чудотворцы славные; но вашим посещением и врагов дерзости низложите, мир исцеляя чудесами.
КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена
Клирос. Хоровые партии
КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена
КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена
♫♬ КЛИРОС♪ (регенты, певчие, любители)
28 октября ст.ст. / 10 ноября н.ст.
Святыя великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы
КЛИРОС (Последования, песнопения) запись закреплена
Новые сборники для клироса
ПОДГОТОВКА РЕГЕНТА К СЛУЖБЕ
Сразу хочу оговорить, что это только мой личный опыт, а не универсальный и общепринятый метод. Я встречала десятки прекрасных регентов, которые ничем подобным в своей жизни не занимались, и при этом безошибочно проводят шикарные службы. Но, тем не менее, поехали!
Показать полностью.
То, что скажу в самом начале звучит ужасно, но только при таком восприятии службы, может что-то и получится. В конце концов, мы сейчас разбираем технологию, а не сакральный смысл Богослужения. Так вот, при подготовке любую службу нужно воспринимать как СПЕКТАКЛЬ, СЦЕНАРИЙ КОТОРОГО ВЫ СЕЙЧАС БУДЕТЕ КОНСПЕКТИРОВАТЬ. («Действующие лица»: Священник, диакон, алтарник, хор.) Сначала служба должна пройти у Вас в голове, затем остаться на бумаге, и только потом реализоваться в храме.
Начну описывать подготовку на примере предстоящего всенощного бдения в ближайшую субботу: 1/14 ноября. Свв. Безсребренников Косьмы и Дамиана. В начале я уточнила у настоятеля, что будем им служить шестеричную службу, а не полиелей, т.е. никаких паримий и величаний.
Рядом со стихирами (я это делала синей ручкой) можно подписать, в какой книге и на какой странице эти стихиры искать. В самих книгах эти стихиры можно пронумеровать или подписать себе «Вот он славник!», «Богородичен ищи на стр. 328!» (к примеру).
Теперь про возгласы священства и соответствующие им ответы хора. Друзья мои, это нужно вызубрить, если само не запомнилось. Диаконские возгласы на ектениях тоже в идеале регент должен знать, чтобы вовремя давать тон и отвечать «Господи. помилуй». «Подай, Господи» и т.д. В общем, это часть «сценария», которую нужно знать наизусть!
И последнее: конспект лучше писать от руки, потому что, пока Вы пишете, Ваш мозг об этом думает. Фото моего конспекта прилагается.
Если кто-то изъявит желание, можете сделать конспект утрени (например, «аще святым будем служить полиелей») и выложить его в комментарии.
Песнопения в Церкви: как различить и как звучат? (+ АУДИО)
Сегодня в музыкальной гостиной начинается образовательный цикл по Литургическому музыковедению. Все лекции основываются на фундаментальном труде «Богослужебное пение Русской Православной Церкви» Ивана Алексеевича Гарднера — выдающегося русского ученого-историка, палеографа, археолога, жившего в XX веке. Эти лекции были подготовлены для учащихся школы духовного пения при храме святой мученицы Татианы преподавателем школы Сергеем Юрьевичем Маркеловым.
Сегодня мы познакомимся с основными видами литургических песнопений.
История богослужебного пения
Всякий человек, приходя в храм, открывает для себя дивный мир богослужебного искусства — иконописи, архитектуры, поэзии и, конечно — пения.
Искусство это обладает огромной притягательной силой, секрет же этой притягательности в том, что церковное, богослужебное искусство соединяет в себе несоединимое (по человеческим представлениям): с одной стороны, любой род богослужебного искусства строится по вековым, тысячелетним канонам, строго и подробно разработанным, содержащим много весьма жестких ограничений… Но для истинного гения они становятся не оковами, мешающими «свободе самовыражения», а трамплином для взлета к поистине небесным высотам!
Канон не ограничивает истинные таланты, наоборот, становится, образно выражаясь, единообразной оправой, в которой сияют дивные самоцветы: вдохновенные и смелые тексты — стихиры, кондаки Космы Маиумского, Андрея Критского, Романа Сладкопевца, Афанасия (Сахарова); солнечные и ликующие мозаики Равенны IV века, целомудренные и сосредоточенные фрески Дионисия и «Троица» прп.Андрея Рублева.
Еще в церковном искусстве привлекает его удивительная деликатность: прп. Андрей Рублев вряд ли писал «Троицу» с мыслью, что создает величайший шедевр. Никогда произведения истинно церковного искусства не будут самодовлеющими, а будут, скорее, прикладными. И их дивная красота и гармония являются, можно сказать, «побочным эффектом», а на самом деле, приношением верующих сердец творцов этого искусства Первоисточнику всякой красоты и гармонии.
Главное же назначение, например, храма — произведения архитектуры — быть местом для совершения богослужения и — главое — Бескровной Жертвы. Назначением иконы будет — помочь возвести ум и сердце человека к Первообразу — тому, кто изображен на иконе и, будучи абсолютно реальным, но невидимым в нашем мире, внимает молитвам…
Все эти качества должны быть и у музыки, звучащей в храме, только тогда ее можно будет по праву назвать богослужебным искусством.
photosight.ru. Фото: Еля Старикова
Но, постойте, а применимо ли вообще слово «музыка» к пению, звучащему во время богослужения? Может, мы ошибаемся и смешиваем несмешиваемые, на самом деле, понятия?
Музыка – «искусство воспроизведения в звуках чувств и настроений с целью вызвать в слушателе соответствующие чувства и настроения» /Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона/.
Музыка — искусство, предназначенное для удовлетворения душевных потребностей человека, посредством пения и/или игры на музыкальных инструментах. Не имеет музыкально-выразительных ограничений. Может рассматриваться, как нечто самодостаточное (условно говоря, на концерт собираются ради музыки, и только: одни – чтобы исполнять, другие, чтобы слушать).
Богослужебное пение – это вид певческого /литургического / творчества, предназначенный для совершения богослужения пением (посредством пения), где тексты произносятся нараспев. Мелодические модели (на основе которых распеваются тексты) были выработаны соборным разумом, а музыкально-выразительные средства прошли строгий отбор и были приняты Церковью к употреблению.
Литургический текст играет доминирующую роль по отношению к напеву. Песнопения не «исполняют» для кого-то, а посредством их молятся, обращаются к Богу, святым, или молящимся в храме, можно сказать: общаются с ними. Первичным всегда остается СЛОВО, а напев следует во всех отношениях за ним, т. е. музыкальная составляющая самодостаточной не является. /В полном смысле определение это применимо только к уставному богослужебному пению/.
Вот, что говорит наука, называемая «Литургическое музыковедение«, об этом предмете. Мы попробуем разобраться в вопросах музыки и богослужебного пения, но для начала — небольшой «ликбез».
Виды и названия песнопений:
Стихира
строфа из 8-12 строк. Важнейший гимнографический материал. Дает основное направление мысли слушателя на богослужении.
Разновидности:
1. На «Господи воззвах».
2. На «Хвалитех» ( – стихиры вставляются между строками соответствующих псалмов – стих предшествует стихире).
3. На стиховне (стих следует за стихирой).
4. На литии (стихов нет).
5. По 50-м псалме (на утрени на праздничной службе: полиелей и Всенощное бдение).
6. Евангельские (12 стихир, «Славники» на «Хвалитех» на воскресной утрени).
7. Блаженны на литургии на 3-м изобразительном антифоне
Тропарь
строфа из 4-6 строк, содержащая главную мысль праздника.
Канон
поэма, состоящая из 9 песен, основанных на 9 библейских песнях. Занимает центральное положение в Утрени. Каждая песнь состоит из Ирмоса – образца по напеву и ритмике стиха для Тропарей. Ирмосы собраны в книге «Ирмологий»
Кондак и связанный с ним Икос
в сущности – целая поэма, НЕ основанная на библейских песнях, развивающая тему празднуемого события более или менее подробно. Состоял первоначально из разного числа (до 24) метрически одинаковых строф, кончающихся одними и теми же словами («припев») – ИКОСОВ. Всю поэму начинала строфа, отличная от других по метрике, но оканчивающаяся теми же словами – КУКУЛИОН. В этой строфе кратко излагается главная тема и идея всей поэмы. Последующие икосы развивают эту тему, иногда в форме диалога. С течением времени кондак, т.е. вся поэма сократились в богослужении таким образом, что остался только кукулион, на который и было перенесено название «кондак», и 1й икос.
Акафист
«неседальное пение» = полный кондак, состоит из кукулиона и 24 более кратких строф с чередующимися с ними более пространными строфами. Краткие называются «кондаками», пространные – «икосами». Первые оканчиваются словами «Аллилуия», вторые (как и кукулион – первый «кондак») – «Радуйся, Невесто Неневестная» Название «Акафист» в данном случае указывает не на литературную или музыкальную форму поэмы, а на положение молящихся. Собственно «Акафист» только один – Божией Матери. По уставу поется в субботу 5 Седмицы Великого Поста. Все другие – подражание этому, в уставе отсутствуют. Акафисты часто в современной практике буквально поются.
Ипакои
(в некоторых древнерусских рукописях: «упакои») — строфа тропарного характера, исполняемая на утрени на том месте, где положен седален (по большей части – после 3 песни канона).
Антифон
антифоном могут быть названы те песнопения, которые всегда исполняются (или, по крайней мере, должны исполняться) двумя хорами попеременно.
Разновидности
1. В литургии – псалмы литургии оглашенных, составляющие первые три ее антифона (в начале, сразу после великой ектении): а) будничные, б) изобразительные, в) праздничные.
2. Три «славы» первой кафизмы на субботней вечерне («Блажен муж»).
3. Три строфы тропарного характера, исполняемые на воскресной утрени перед Евангелием – «Степенны антифоны». Каждая строфа, пропетая одним хором, повторяется другим. В основе – содержание псалмов 119-132 («песнь степеней»). Не в воскресенье (но в дни, когда положен полиелей или всенощная) поется первый антифон 4 гласа («От юности моея»). В каждом гласе имеют свои, только им свойственные напевы. Во всех гласах, кроме 8-го три антифона; в 8 – четыре.
4. Строфы тропарного характера, различного объема, сгруппированные в 15 антифонов, которые исполняются на утрени Великого Пятка («12 Евангелий») между первыми пятью Евангельскими чтениями. Каждая строфа также повторяется противостоящим хором.
Седален
строфа тропарного характера, при пении или чтении коей на общественном богослужении начинали садиться для слушания так называемых «чтений», положенных Уставом (состояли из толкований Апостола, Евангелия и т.д.). Некоторые седальны являются также и тропарями (седален по 1-й кафизме 7 гласа = тропарь Недели о Фоме /первая после Пасхи/). Таким образом, название указывает (как и в акафисте) на положение молящихся во время его исполнения. В некоторых случаях при исполнении седальна положено стоять, тогда в Уставе об этом сказано (богородичен 8 гласа Октоиха /в Неделю утра/: «О Тебе радуется» — «…не седяще поем, но стояще и со страхом и благоговением»).
Прокимен
(греч» — «предлежащее») – первоначально, часть псалма (реже – весь псалом), теперь только один или два стиха какого-либо псалма. Прокимен непосредственно предваряет чтение Священного Писания и исполняется в антифонно-респонсорном виде: чтец возглашает «Глас …» и текст прокимна – певцы поют этот стих. Чтец – следующий стих псалма – певцы (если есть – то другой хор) повторяют первый стих. Чтец – первую половину 1го стиха (давая знать, что прокимен закончен) – певцы (вновь первый хор) – 2ю половину стиха. Чтец всегда посередине храма, певцы – на своих местах. Мелодии прокимнов обычно краткие, силлабически-невматического стоения. нередко (в знаменном роспеве) мелодия прокимна представляет собой одну из попевок соответствующего гласа.
Разновидности:
1. Обычный – двукратное пение стиха псалма с промежуточным (между повторениями первого) стихом и разделенным между чтецом и хором 1м стихом в конце.
2. Великий (т.е. большой), состоящий из четырех, а не двух стихов; окончание – как у обычного. Положен на вечерни в субботу и вечерни Господских двунадесятых праздников.
Аллилуарий
торжественное пение слова «Аллилуия», многократно (обычно трижды) повторяемого с промежуточными стихами (1-2) из псалмов, которые по содержанию имеют отношение к теме воспоминаемого события. На литургии предшествует чтению Евангелия, являясь его ПРОКИМНОМ (а не завершением чтения Апостола). Исполняется (и возглашается) аллилуарий так же, как прокимен. поется на глас, т.е. имеется распетым на все 8 гласов. Как при прокимне, так и при аллилуарии возможно участие в пении всех присутствующих.
Катавасия
(от греч. «схожу вниз»). Обыкновенно катавасией называют схождение обоих хоров, правого и левого с их мест и соединение в один хор на середине храма. Сейчас название «катавасия» прилагается к ирмосу, которым заканчивается песнь или группа песней канона.
В XIII веке катавасией назывались некоторые другие песнопения, для исполнения которых на амвон выходил один певец или сходились на середину храма оба хора. Так, например, «катавасией» названы в Московском Успенском Кондакаре 1207 года ипакои по 3 песни канона на Рождество Христово («Начаток язык…»), на Богоявление («Егда явлением Твоим…») и нынешнее ипакои на Пасху («Предварившия утро…»)
Эксапостиларий или Светилен
– строфа тропарного типа, которая на утрени поется перед хвалитными (148-150) псалмами с их (если есть) стихирами. Название «эксапостиларий» (от греч. – «высылаю») происходит, вероятно, потому, что для исполнения его высылается из среды певцов один на середину храма, или на амвон. Объяснение, что название это произведено от содержания (т.к. в одиннадцати воскресных Э. говорится о послании апостолов на проповедь) применимо лишь к ним. Название «светилен» производят от содержания текста, где, как правило, говорится о свете; или потому, что время исполнения С. приходится на конец утрени, когда уже должен начинаться рассвет.
Причастен (Киноник)
стих из псалма (реже какой-либо другой текст из Священного Писания), который поется на литургии во время причащения священнослужителей в алтаре, и заканчивается протяжным мелизматическим пением «Аллилуия», повторяемым иногда несколько раз. По содержанию соответствует главной теме дня. Т.к. причастен должен заполнить время, когда священнослужители причащаются в алтаре, то уставные мелодии причастных стихов обычно бывают очень мелизматически развиты. В древних певческих рукописях (кондакарях) текст причастна снабжен знаками кондакарной нотации. В современной практике пение причастна свелось во многих случаях просто к читке на одном аккорде, а время причастия заполняется пением не имеющих, порой, никакого отношения к теме дня стихов, стихир, ирмосов и.т.д., а чаще всего «концертов».