богослужение епископа сергия великолукская епархия псковская область
Епископ Великолукский и Невельский Сергий
(Булатников Владимир Леонидович)
Дата рождения: 16 апреля 1950 г.
Дата хиротонии: 13 июня 2013 г.
Дата пострига: 13 ноября 1979 г.
День ангела: 8 октября
Страна: Россия
В 1965 г. по окончании средней школы № 15 г. Омска поступил в медицинское училище, которое окончил в 1969 г. по специальности фельдшер.
В 1970 г. поступил послушником в Псково-Печерский Успенский монастырь.
В 1974 г. зачислен в клир Смоленской епархии и назначен псаломщиком Вознесенского храма г. Гагарина Смоленской обл.
14 апреля 1974 г. рукоположен в сан диакона, 21 апреля того же года в сан иерея епископом Смоленским и Вяземским Феодосием в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска. Назначен настоятелем Введенской церкви с. Докудово Починковского р-на Смоленской обл. Служил на приходах с. Дуброво и с. Липецы Смоленской обл.
В 1974-1979 гг. обучался в Московской духовной семинарии.
В 1978 г. принят в клир Курской епархии. Архиепископом Курским и Белгородским Хризостомом назначен настоятелем Тихвинской церкви с. Кулевка Горшеченского р-на Курской обл.
13 ноября 1979 г. пострижен в мантию с именем Сергий в честь прп. Сергия Радонежского.
В 1983 г. принят в клир Орловской епархии. Архиепископом Орловским и Брянским Глебом (Смирновым) назначен настоятелем Крестовоздвиженской церкви г. Севска.
В 1985 г. поступил в Московскую духовную академию на заочный сектор. В 1988 г. перевелся в Ленинградскую духовную академию на очную форму обучения, которую окончил в 1989 г. Дипломная работа на тему «Храмы ладожской земли». По окончании ЛДА был рекомендован для прохождения служения в Ленинградской епархии.
9 февраля 1989 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием назначен настоятелем Всехсвятской церкви г. Приозерска.
11 апреля 1992 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым) назначен настоятелем во вновь открывшийся Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь.
В 1994 г. по приглашению архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека (Лебедева) прибыл в новообразованную Брянскую епархию для устроения монашеской жизни.
6 января 1995 г. архиепископом Брянским Мелхиседеком назначен настоятелем во вновь открывшуюся Казанскую Богородицкую Площанскую пустынь. В 1996 г. при монастыре открыт филиал реабилитационного центра им. А.С. Хомякова по работе с наркозависимой молодежью.
Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. (журнал № 44) избран епископом Клинцовским и Трубчевским.
Наречен во епископа 11 июня 2013 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 13 июня за Литургией в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских ворот в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. (журнал № 151) включен в состав Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.
Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 г. (журнал № 118) назначен Преосвященным Великолукским и Невельским.
Образование:
Награды: За активную церковную и общественную деятельность представлен к различным церковным, государственным и общественным наградам.
Богослужение епископа сергия великолукская епархия псковская область
24 мая 2020 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.
В этот день отмечается День славянской письменности и культуры и тезоименитство Его Святейшества.
По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь:
Поздравляю вас с двойным праздником — с пасхальным воскресеньем, посвященным воспоминанию об исцелении слепого Господом и Спасителем, и с памятью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.
Люди светские, говоря о солунских братьях Кирилле и Мефодии, в первую очередь говорят об их вкладе в развитие славянского языка и славянской культуры. Это правильно, потому что именно с письменности, которую святые братья изобрели и ввели в жизнь, на которую были положены тексты, и начинается, собственно говоря, культурная традиция славянских народов. Особый вклад Кирилла и Мефодия в становление славянской культуры никак нельзя минимизировать и поставлять в некую тень их жизни. Но если мы будем говорить о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии лишь как о культурных деятелях, мы совершим роковую ошибку. Потому что в первую очередь мы прославляем солунских братьев как равноапостольных, как великих угодников Божиих, которые принесли славянским народам Евангелие, которые принесли славянским народам весть о Христе Воскресшем.
Кирилл и Мефодий были нашими славянскими апостолами. И для того чтобы их апостольская миссия, их апостольское служение было убедительным, чтобы оно достигло сердец тогдашних славян — людей темных, непросвещенных, грозных, враждебных; чтобы слова просветителей растопили сердца людей, переориентировали сознание от борьбы за существование, которая была единственным законом жизни этих диких племен, к попыткам строить общественные, межличностные отношения на основе Божиих заповедей — и произошел этот переворот в жизни славянских народов. Наверное, это и было самым главным, что произошло через миссионерское служение святых солунских братьев.
Но когда мы говорим об их вкладе в культуру, мы не должны забывать еще одно очень важное обстоятельство — то, что у слов «культура» и «культ» один корень, а значит, эти понятия теснейшим образом связаны. Об этом сегодня не говорят светские историки культуры, но вся культура первоначально исходила и развивалась вокруг культа, то есть вокруг богослужения. Без славянской азбуки, без славянского языка не было бы славянского богослужения, а значит, не развивалась бы славянская культура, и неизвестно, состоялось бы вообще становление славян как самостоятельной этнической группы, отличной от окружающих этносов, со своей системой ценностей, со своим языком, со своей письменностью.
Когда мы говорим о культуре, давайте не забывать, что культура связана с культом, с богослужением, то есть с духовным измерением человеческой жизни. Ну, а что происходит с культурой, когда ее отрывают от этого духовного измерения? Здесь мне можно остановиться и ни о чем не говорить. Каждый из нас, мои дорогие, видит это своими глазами. Люди с пронзительным зрением называют это культурным упадком. Люди, оценивающие это явление культурологически, пожимают плечами и также свидетельствуют: чем дальше современная культура отходит от духовной основы, от вертикального измерения жизни, от высшего Божественного начала, тем менее пригодной она становится для человека. Потому что если в результате конъюнктурного делания совершенствуются только разум и эстетическое чувство, а нравственное чувство человека разрушается, то мало пользы от такой культуры.
Сказанное становится очевидным, когда современный человек, часто далекий от тех мыслей, которыми мы сегодня делимся, начинает не столько рационально, сколько сердцем чувствовать, что что-то не так в той культуре, которая предлагает человеку вместо возвышенного идеала грех. Ведь когда культура предлагает человеку грех в качестве модели поведения, в качестве основного вектора человеческой жизни, когда грех романтизируется и предлагается не только как способ получать наслаждение и удовольствие, но и как непременное условие жизни современного человека, — тогда и происходит упадок культуры. Культура превращается в антикультуру, в разрушительную силу, истребляющую нравственное начало человека.
Совсем не такую культуру предложил нашим далеким предкам этот удивительный духовный тандем двух братьев — просвещеннейших мужей, энциклопедистов, филологов, историков, богословов, соединивших блистательную эрудицию с самым главным — непоколебимой верой и осознанием того, что культура только тогда становится плодоносной, когда она поднимает человеческий дух. А культура, низвергающая дух долу, становится страшной и разрушительной силой. Поэтому сегодня для многих людей, особенно работающих в сфере культуры, встает более чем серьезный, жизненно важный вопрос: а какой культуре они служат? А каков результат их участия в культурном делании?
Пусть день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия поможет не только деятелям культуры, но и многим из нас ответить на вопрос: когда мы участвуем в некоем процессе — образования, воспитания — на какую культуру мы работаем? К чему мы направляем жизнь следующих поколений — к обладанию подлинной духовной культурой, возвышающей ум и нравственное чувство, или же, напротив, работаем на стороне той силы, которая используя антикультуру, разрушает человека, начиная с его души и сердца?
Да помогут святые равноапостольные Кирилл и Мефодий следовать их путем и нам, и Церкви нашей, и нашей системе образования, и культуре, с тем чтобы укреплялась духовная жизнь, чтобы человек возвышался над животным миром, чтобы все, что делается на этом поле брани, было направлено на разрушение зла и на укрепление начал духа и добродетели. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил cоборное богослужение духовенства Великолукской епархии
4 сентября, в общеепархиальную дату дня памяти епископа Великолуского, священномученика Иоанна (Троянского), епископ Великолукский и Невельский Сергий возглавил cоборное богослужение духовенства Великолукской епархии. Как сообщили Псковскому агентству информации в пресс-службе епархии, ему сослужило духовенство Великолукской епархии – более пятидесяти священнослужителей и диаконов.
Песнопения литургии исполнил хор Свято-Вознесенского кафедрального собора Великих Лук, регент Ольга Смольченкова.
Во время богослужения, на малом входе, во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви, епископ Сергий удостоил настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери в селе Глубокое иерея Михаила Петрова права ношения наперсного креста, а настоятеля храма Преображения Господня в поселке Локня иерея Вадима Яковлева – права ношения камилавки.
После отпуста литургии, перед иконой святителя, было совершено славление священномученику Иоанну (Троянскому), епископу Великолукскому.
По окончании богослужения владыка Сергий обратился к верующим с архипастырским словом, посвященным гонениям на Церковь Христову, в котором коснулся подвига священномученика Иоанна (Троянского) и новомучеников и исповедников Русской Церкви, и преподал святительское благословение.
Затем, во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с личными юбилейными датами, епископ Сергий вручил Патриаршие награды клирикам Великолукской епархии.
Ордена Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского III степени удостоены:
— протоиерей Петр Нетреба – благочинный Невельского церковного округа, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора в Невеле, в связи с 30-летием служения в сане пресвитера;
Патриаршей Грамоты удостоены:
Кроме того, во внимание к трудам во благо Русской Православной Церкви в Великолукской епархии, а также в связи с личными памятными датами, владыка Сергий удостоил Епархиальных наград следующих лиц:
Права ношения медали преподобного Мартирия Зеленецкого III степени:
Благословенной Архиерейской грамотой наградили:
Великолукская епархия
«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». (Гал., VI, 7-8.)
Великолукская епархия запись закреплена
Святогорский монастырь, Пушкинские горы
Великолукская епархия запись закреплена
Русская Православная Церковь
НОВОСТИ | Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц
2 ноября 2021 года состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со священниками, которые посещают «красные зоны» больниц.
Показать полностью.
Во встрече приняли участие священнослужители из Москвы, Екатеринбурга, Ярославля, Петропавловска-Камчатского и других городов, а также координаторы добровольцев православной службы «Милосердие», которые ухаживают за пациентами ковидных стационаров. Участники встречи обсудили помощь Церкви в период пандемии, служение священников в «красных зонах», помощь православных добровольцев.
Эта встреча стала первой в ряду регулярных Первосвятительских встреч, которые будут организованы с теми, кто помогает в Церкви нуждающимся людям, сообщает Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.
Предстоятель Русской Православной Церкви поблагодарил за служение в «красных зонах» священников и добровольцев, которые, рискуя собственной жизнью, «на передней линии фронта борьбы с пандемией осуществляют свое христианское служение милосердия».
Святейший Владыка поделился размышлениями о духовном значении испытаний, связанных с распространением коронавирусной инфекции.
«Многие говорят о нынешней пандемии как о времени кризиса. Я хотел бы напомнить, что одно из значений греческого слова «кризис» — суд Божий, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — В кризисах обнаруживается подлинная правда, и особенно правда человека о самом себе. Те, кто воевал на передней линии фронта, говорят, что в окопах нет атеистов. В состоянии кризиса, от переживания того, что в любой момент может оборваться твоя жизнь, в человеке уже нет никакой лжи, никакой рисовки, никакой позы, он абсолютно обнажен перед лицом Божией правды».
В условиях пандемии, по словам Его Святейшества, особенно важно проявить милосердие и любовь к ближним.
«Вокруг нас сейчас так много страданий, скорби. Где мы в этой тяжелой картине мира? Что мы делаем для того, чтобы наше христианское призвание было очевидно — в первую очередь для нас самих, но и для окружающего нас мира?» — задался вопросом Святейший Патриарх Кирилл.
Процитировав слова из послания апостола Иакова «вера без дел мертва» (Иак. 2:20), Предстоятель призвал всех христиан спросить себя: «А что я делаю для того, чтобы моя вера была не мертвой?»
«Дела без любви тоже мертвы, когда мы делаем добрые дела механически, по принуждению, по инструкции. А чтобы эти дела шли от сердца, нужно поставить себя на место другого человека», — сказал Святейший Патриарх Кирилл.
Модератором встречи выступил председатель Синодального отдела по благотворительности, руководитель Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы епископ Верейский Пантелеимон. Священники и добровольцы рассказали о своем опыте служения в «красных зонах», о трудностях, с которыми приходится сталкиваться в период пандемии, о том, что утешает и дает силы продолжать служение, и задали вопросы Святейшему Патриарху Кириллу.
Встреча была организована Синодальным отделом по благотворительности и Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
В онлайн-беседе участвовали:
протоиерей Сергий Кляев, клирик храма Живоначальной Троицы в Усадьбе Свиблово г. Москвы, заместитель председателя Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы;
протоиерей Димитрий Мышев, клирик храма Живоначальной Троицы в Останкине г. Москвы, член Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы;
протоиерей Алексий Трубач, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве г. Москвы;
протоиерей Евгений Попиченко, настоятель Успенского собора в Екатеринбурге, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии;
протоиерей Виктор Музыкант, ключарь кафедрального собора Живоначальной Троицы г. Петропавловска-Камчатского, руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Петропавловской епархии;
иеромонах Агафангел (Шкуранков), настоятель Вознесенско-Благовещенского храма г. Ярославл, настоятель Спасо-Преображенского архиерейского монастырского подворья г. Ярославля, руководитель Отдела по социальному служению, благотворительности и взаимодействию с медицинскими учреждениями Ярославской епархии, координатор окормления больных коронавирусной инфекцией, больничный священник в Госпитале ветеранов войн г. Ярославля;
иеромонах Роман (Сокольников), настоятель храма Вознесения Господня с. Ново-Воскресенское Александровской епархии;
иерей Иоанн Захаров, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Российской детской клинической больнице, член Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы;
иерей Петр Иванов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Гольянове г. Москвы, ответственный за окормление КБ Управделами Президента РФ;
иерей Александр Лаврухин, клирик храма царевича Димитрия при 1-й Градской больнице г. Москвы;
иерей Михаил Лихачев, клирик храма священномученика Ермогена в Гольянове г. Москвы;
иерей Иоанн Новиков, клирик храма священномученика Ермогена в Крылатском г. Москвы;
иерей Виктор Янкаускас, клирик храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине г. Москвы, член Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы;
иерей Владимир Толстой, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Раеве г. Москвы, член Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы;
иерей Владимир Суханов, настоятель храма Живоначальной Троицы при Детской городской клинической больнице св. Владимира г. Москвы, член Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы;
иерей Сергий Сиротин, настоятель храма равноапостольного князя Владимира при Московском президентском кадетском училище им. Шолохова;
иерей Димитрий Селивановский, клирик храма страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине г. Москвы; ответственный за богослужебную и социальную деятельность в храме великомученика Пантелеимона в ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда РФ;
иерей Николай Юрченко, настоятель храма святителя Луки Крымского в г. Азове (Ростовская епархия);
иерей Александр Загиров, клирик Михаило-Архангельского храма с. Зирган Салаватской епархии, руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению и Отдела по взаимоотношениям со СМИ, государством и обществом Салаватской епархии;
иерей Алексий Некрасов, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа в Перове г. Москвы;
М.П. Меринова, координатор православных добровольцев ковид-госпиталя в Сокольниках г. Москвы, сестра милосердия при храме Живоначальной Троицы при Детской больнице св. Владимира г. Москвы;
Н.В. Шакуро, руководитель направления больничного служения Синодального отдела по благотворительности, координатор Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы.
В мероприятии также приняли участие управляющий делами Московской Патриархии, председатель Рабочей группы при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции митрополит Воскресенский Дионисий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе.
Посещение священниками больных коронавирусом в Москве началось с апреля 2020 года. Был организован круглосуточный телефон для приглашения священника к больному коронавирусом, сформирована специальная группа священников (сейчас в ней 35 священников), разработаны правила совершения таинств в «красных зонах».
Со 2 апреля 2020 года по 2 ноября 2021 года в московском регионе совершено свыше 4200 выездов священников на дом и в больницу. Около 80% от числа всех вызовов — в больницы. С весны 2020 года священники посетили 57 больниц Москвы и Московской области.
По примеру столицы такие группы священников появились и в других епархиях. Была организована серия очных обучающих занятий и вебинаров для священников — о том, как совершать таинства в «красной зоне», как использовать средства защиты. Был составлен типовой требный набор и комплект средств индивидуальной защиты (СИЗ) для каждого священника. К сегодняшнему дню Синодальный отдел по благотворительности направил 5034 комплекта таких СИЗ в 124 епархии.
Регулярное посещение больных коронавирусом организовано в Ярославской, Орской (Оренбургская митрополия), Салаватской (Башкортостанская митрополия) и других епархиях — от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. В Ярославле священники посещают 8 ковидных больниц, в двух городских больницах организованно постоянное дежурство трех священников в будние дни. Всего в посещении коронавирусных больных в Ярославле с начала пандемии участвует 14 священников. В посещении больных коронавирусом регулярно участвуют и архиереи, в частности, епископ Орский и Гайский Ириней, епископ Волгодонский и Сальский Антоний, епископ Салаватский и Кумертауский Николай, епископ Верейский Пантелеимон.
Просьбы о посещении священниками пациентов поступают непосредственно в храмы епархий и на федеральный телефон церковной социальной помощи «Милосердие» 8 800 70-70-222, открытый в феврале 2021 года.
С июля 2021 года в Москве организованы краткосрочные курсы для православных добровольцев «красных зон». Курсы проходят на базе Учебного центра Больницы святителя Алексия при поддержке Департамента здравоохранения и Департамента социальной защиты Москвы. Всего на курсы поступило свыше 900 заявок, окончили курсы 410 человек, с лета в «красных зонах» было задействовано 350 добровольцев, сейчас регулярно приходят в «красные зоны» 230 волонтеров. Набор на курсы продолжается, еженедельно обучаются 1-2 новые группы добровольцев. В октябре 2021 года набор на подобные курсы для православных добровольцев «красных зон» открылся в Екатеринбурге. Добровольцы в «красных зонах» помогают пациентам в приеме пищи, гигиеническом уходе, общаются с больными и поддерживают их.
Помощь пациентам больниц оказывают также сестры милосердия. В Бишкеке в 2020 году на фоне сложной эпидемиологической обстановки, по согласованию с местными властями, был открыт амбулаторный ковидный госпиталь в здании епархиального управления, куда ежедневно обращались 40 человек. Социальный отдел Бишкекской епархии, сестры милосердия взяли на себя обеспечение работы госпиталя. Синодальный отдел по благотворительности помог оплатить работу фельдшера.
На встрече 2 ноября уделялось внимание обеспечению доступа священников к верующим пациентам. Ранее высокую оценку служению Церкви в период пандемии дали председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко, вице-премьер России Т.А. Голикова, директор Европейского бюро ВОЗ Ханс Клюге. В.И. Матвиенко и Т.А. Голикова высказались в поддержку создания в России института больничных капелланов на международной конференции «Духовная помощь больничных священников (капелланов) в медучреждениях: право, психология, организация», которую 6 октября организовали Совет при Правительстве России по вопросам попечительства в социальной сфере, Минздрав России и Синодальный отдел по благотворительности. В конференции приняли участие больничные капелланы, ученые, врачи, священнослужители, представители органов власти из России, США, Германии, Италии, Франции, Великобритании, Ватикана, представители Всемирной организации здравоохранения.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси