богоявления в ветхом завете

Богоявления в Ветхом Завете

Тим Чеффи, Организация «Ответы в книге Бытия»

Недавно, читая 18-ю главу книги Бытия, я был несколько смущен и шокирован. Складывается впечатление, что в этой главе предполагается, что Бог явился Аврааму в человеческом обличье (и я знаю, то же происходит позднее, когда Бог сражается с Иаковом). Мне это не очень понятно, ведь это упраздняет уникальность и важность того, что Иисус стал воплощением Бога. Если Бог мог когда угодно явить себя в человеческом обличье, то зачем был весь этот процесс с непорочным зачатием Иисуса, Его детством и т.д.? И откуда Аврааму было знать, что человек, с которым он общается, был Богом? Зачем вообще Богу было принимать человеческий облик? А если ангелы могли являться в виде людей, то разве это не стирает границы между ангелами и людьми? В чем же тогда важность человека, потомка Адама, если ангелы способны так просто принимать наше обличье?

На самом деле мне хотелось бы попросить дать мне какое-то лучшее понимание воплощения Бога и ангелов в человеческом обличье.

Спасибо и пусть Бог благословит Вас!

Спасибо, что обратились в организацию «Ответы в книге Бытия» и за Ваши отличные вопросы. Давайте разберемся в них шаг за шагом.

«Недавно, читая 18 главу книги Бытия, я был несколько смущен и шокирован. Складывается впечатление, что в этой главе предполагается, что Бог явился Аврааму в человеческом обличье (и я знаю, то же происходит позднее, когда Бог сражается с Иаковом)».

Вам не одному кажется довольно странным тот факт, что Господь являлся в человеческом облике Аврааму и Иакову, а также многим другим ветхозаветным людям. Давайте рассмотрим два отрывка, которые Вы упомянули.

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Бытие 18:1–3).

«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, [говорил он], я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Бытие 32:24–25, 28–30).

Многие теологи называют явления Бога, описанные в этих и других подобных отрывках «теофаниями» (греч.: theos = «Бог» + phaino = «являться») или «христофаниями». Эти слова соответственно означают «явления Бога» или «явления Христа».

«И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына; итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян. Жена пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего» (книга Судей 13:3–6).

«Мне это не очень понятно, ведь это упраздняет уникальность и важность того, что Иисус стал воплощением Бога».

Христиане обычно соглашаются с тем, что в приведенных выше и в других подобных отрывках, где упоминается «Ангел Господень», речь идет о явлениях Христа до его воплощения в человеке. 2 Давайте рассмотрим некоторые характеристики этого «Ангела», приведенные в различных отрывках

Хотя ангелы время от времени совершали подобные дела – чудеса и пророчества, есть четкие примеры, когда «Ангел Господень» не рассматривается, как обычный ангел. Иногда Он воспринимается как Бог, принимает хвалу, и как минимум двое людей подумали, что умрут, увидев Его лицом к лицу. Эти же характеристики и действия во всем Писании четко относятся к Богу.

Эти истины заставили многих исследователей Писания прийти к выводу о том, что «Ангел Господень» в Ветхом Завете – это не кто иной, как Сам Христос. Его называют Богом, Он имеем характеристики Бога, Его видели люди, прославляли Его и Он отличается от Бога-Отца и Святого Духа. Поэтому богоявления вовсе не упраздняют уникальность и важность Христа, а наоборот их утверждают. Они также демонстрируют близость отношений Бога со Своим творением, опровергая идею о некоем далеком боге, с которым некоторые люди неправильно ассоциируют Библейского Бога.

Некоторые люди утверждают, что Иисус – это архангел Михаил. Например, основатель движения свидетелей Иеговы, Чарльз Тейз Рассел, использовал понятие о том, что Иисус и Михаил – одна и та же личность, чтобы говорить о Христе, как о сотворенном существе, а не как о Творце всего сущего.

«Если Бог мог когда угодно явить себя в человеческом обличье, то зачем был весь этот процесс с непорочным зачатием Иисуса, Его детством и т.д.?»

«По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евреям 10:10, 12–14)

Будучи зачатым в теле Марии, Иисус принял человеческую плоть, чтобы стать нашим «родственником-искупителем» (чтобы лучше понять концепцию «родственника-искупителя», смотрите Руфь 3:12). 6 Будучи прямым потомком Адама, Иисус мог стать совершенной жертвой для сыновей Адама. Он умер, был погребен и воскрес из мертвых во плоти по Писанию ( 1 Коринфянам 15:3–5 ). Он умер и воскрес, чтобы подарить жизнь потомкам Адама (человека, принесшего в мир грех и смерть) – тем из них, кто покается в грехах и уверует в Иисуса Христа, как в своего Господа и Спасителя ( 1 Коринфянам 15:21–22 ).

Иисус не только был одним из нас, но и совершенно исполнил Закон, отдав Себя, как непорочного агнца ( Евреям 9:14; 1 Петра 1:19 ). Прожив Свою жизнь без греха, Он также дал нам совершенный пример послушания, которому мы должны следовать. И благодаря своей совершенной жизни и смерти во плоти, он поразил дела Сатаны ( Евреям 2:14 ).

«Откуда Аврааму было знать, что человек, с которым он общается, был Богом? Зачем вообще Богу было принимать человеческое обличье?»

До 19 главы книги Бытия, Бог являлся Аврааму как минимум дважды ( Бытие 12:7,17:1 ) и несколько раз обращался к нему другими способами ( Бытие 12:1; 13:14; 15:1 ). Разумно предположить, что в 18 главе книге Бытия Бог явился в том же виде, как и ранее, чтобы Авраам узнал Его. На самом деле, увидев Господа и двух других «мужей» (ангелов), Авраам побежал к Нему и поклонился.

Конечно же, если в Библии четко не говорится, что Бог принял человеческое обличье, чтобы общаться с людьми, мы можем лишь строить предположения. Независимо от того, почему иногда Бог избирал тот или иной метод общения, мы знаем, что, являясь Своему посланнику, Он эффективно передавал ему Свое послание.

«А если ангелы могли являться в виде людей, то разве это не стирает границы между ангелами и людьми? В чем же тогда важность человека, потомка Адама, если ангелы способны так просто принимать наше обличье?»

Возможно, вам кажется, что подобные события стирают грань между людьми и ангелами, однако между ними существуют четкие различия. Ангелы – это духовные существа ( Евреям 1:13–14 ), а люди созданы из плоти и костей, при этом обладая и духовным компонентом ( Луки 24:39; Деяния 17:16 ). Ангелы, по крайней мере, некоторые из них, могут перевоплощаться в людей, однако люди не в состоянии принять ангельское обличие. В послании к Евреям процитирован отрывок из Псалма 8:4–6, где сказано, что человек «умален перед ангелами». Конечно же, ангелы обладают большей силой по сравнению с людьми, и им известно намного больше, чем известно нам.

Однако существуют моменты, в которых человек наделен преимуществами по сравнению с ангелами. В 1 Петра 1:12 говорится, что есть то, «во что желают проникнуть ангелы», а именно все, что касается спасения. Фактически, только люди могут получить спасение, поскольку Иисус был потомком Адама, и только потомки Адама могут обрести спасение. Иисус не воплощался в ангелов, чтобы спасти их (Евреям 2:16).

Поэтому, несмотря на то, что ангел с помощью каких-то сверхъестественных сил и способностей может принять человеческое обличье, он не может стать фактическим потомком Адама. Восставшие ангелы не могут получить спасение, а восставшие люди могут спастись, покаявшись в своих грехах и уверовав в то, что только Христос может их спасти.

В Библии также говорится, что сатана и множество восставших ангелов всячески пытаются обмануть людей ( Ефесянам 6:10–13; 2 Коринфянам 11:14–15 ), поэтому нам следует «испытывать духов», (1Иоанна 4:1–3; Галатам 1:6–9 ), чтобы определить, соответствует ли слышимое нами послание Писанию, а особенно это касается послания Евангелия. 8 Помня о том, что мы находимся в духовной борьбе с мастерами лжи, мы должны еще более усердно изучать Писание, убеждаясь в том, что мы истинно следуем за Христом, а не за «лжехристами» (Матфея 24:24).

Я надеюсь, этот краткий ответ поможет вам. Пусть Бог благословит вас в познании Его Слова и в Вашем желании следовать за Ним.

Источник

ТЕОФАНИЯ, БОГОЯВЛЕНИЕ (THEOPHANY)

Слово теофания происходит от двух греческих слов, означающих «Бог» и «показывать». Таким образом, теофания – это явление божества. Явления Бога отмечены в еврейском Писании как важные события в жизни Израиля. С течением времени описания божества становились более мистическими и менее личными, в них подчеркивалось всемогущество и космическое величие Господа. Другие древние народы создавали статуи, картины и другие изображения своих богов. Евреи – возможно, потому, что им было запрещено делать «изображения» ( Исх. 20:4 ), – больше ценили словесные описания встреч со Своим Богом, которые присутствуют в их Писании.

Ветхий Завет. В Книге Бытие описываются личные, семейные отношения между людьми и Богом в Едемском саду ( Быт. 3:8–11 ). Но вследствие грехопадения человечество стало отчуждено от своего Творца. Истории о встречах с Господом драгоценны, они хранятся в Писании; часто авторы украшают и расширяют работу своих предшественников, особенно в пророческих книгах.

Иногда в еврейском Писании Бог бывает воплощен в силах природы: «Возгремел на небесах Господь. Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их» ( Пс. 17:14–15 ). Господь описывается как хананейский божественный воин: «Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию. солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих. Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы» ( Авв. 3:9– 12 ). Огонь, молния, буря и облако – частые образы этих описаний, наряду со страхом человека, наблюдающего за делами Всемогущего.

Патриархи. В рассказах о патриархах, возможно, проявляются более личные отношения между Богом и людьми, чем где-либо в Ветхом Завете. Когда впервые Бог призывает Аврама, Он говорит Авраму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» ( Быт. 12:1 ). Чуть позже Господь является Авраму и говорит: «Потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу, Который явился ему» ( Быт. 12:7 ). Патриархи часто отмечали места своих встреч с Богом, как делает здесь Аврам и как Иаков сделал в Вефиле после сна о лестнице, по которой «Ангелы Божии восходят и нисходят» ( Быт. 28:12–19 ); подобные повествования объясняют происхождение разных святилищ.

Знаменитая встреча Господа и Авраама произошла так: «Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него» ( Быт. 18:2 ). Постепенно становится ясно, что один из этих трех мужей (или вся троица) – Господь, Который сообщает Аврааму о Своем намерении судить города Содом и Гоморру. Тогда Авраам просит, чтобы праведники были спасены от божественного возмездия ( Быт. 18:2–32 ).

Некоторые ученые считают теофаниями только наиболее драматические встречи с Богом, подобные эпизоду с Моисеем и горящим кустом. Нечто среднее в этом перечне встреч с божеством представляет собой борьба Иакова с кем-то, кто должен был покинуть его на заре. Иаков явно считает, что боролся с Господом: «И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» ( Быт. 32:24–30 ). Кроме того, в результате встречи имя Иакова было изменено на Израиль ( Быт. 32:28 ); часто смена имени сопровождает и другие теофании (напр., Аврам/Авраам; Сара/Сарра; в Новом Завете – Кифа/Петр; Савл/Павел), как указание на некую глубокую духовную перемену или благословение.

Одна из наиболее драматических теофаний Ветхого Завета происходит, когда Моисей поднимается на гору Хорив: «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!» ( Исх. 3:2–4 ). Опасность, связанная со встречами с Божеством, становится понятна позже, когда Моисей просит Бога показать ему Свою славу. Господь отвечает: «Я проведу пред тобою всю славу Мою, и провозглашу имя Иеговы пред тобою; и, кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33:18–20 ).

Иов. Другая памятная теофания Ветхого Завета присутствует в теодицее Иова. Потеряв своих детей, имущество и богатства, Иов настаивает на своей невиновности перед Господом и просит у Него объяснений, почему подобный кризис постиг верного Богу человека. Наконец Иову дарован божественный ВИЗИТ (см. ВСТРЕЧА ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ): «ГОСПОДЬ отвечал Иову из бури» ( Иов 38:1 ). Но, вместо того чтобы ответить на вопрос Иова, Бог Сам задает ему ряд вопросов: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» ( Иов 38:4–7 ). Так Господь уверяет Иова в Своей власти поддержать его, перечисляя славные чудеса творения. «И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» ( Иов 42:1–2 ).

Пророки. В Ветхом Завете Бог всегда трансцендентен, Он вне Своего творения, хотя оно способно отражать Его славу и могущество. Представляется, что это подчеркивается в эпизоде с Илией. Господь велит Илии встать на горе Хорив, а Сам проходит мимо: «И вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь; но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра» ( 3Цар. 19:11–12 ). Пророки часто встречались с Богом в снах и видениях, как Даниил в Вавилоне. Увидев четырех апокалиптических зверей, он смотрит, как «воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. тысячи тысяч служили Ему» ( Дан. 7:9–10 ).

В других местах книг пророков теофании обычно связаны с призванием или поручением, данным пророку как Божьему вестнику, что показывает: люди играют жизненно важную роль в Божьей драме. Например, Исаия так описывает свое собственное призвание: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл» ( Ис. 6:1–2 ). Дом наполнился курениями, и пророк исполняется страхом от такого видения, но очищается от своего греха и слышит слова Господа: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?». Исаия отвечает: «Вот я, пошли меня» ( Ис. 6:4–8 ).

Призвание Иезекииля описывается в похожих словах, там присутствуют «животные», херувимы, в качестве стражей Божьего престола: «А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем» ( Иез. 1:26 ). Пророк завершает описание так: «В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом. Такое было видение подобия славы Господней» ( Иез. 1:28 – 2:1 ).

Новый Завет. Некоторые ученые применяют термин теофания только к ветхозаветным явлениям, из-за новозаветного богословия воплощения («Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины», Ин. 1:14 ). Однако мы не можем отрицать, что в ряде важных отрывков Нового Завета авторы опираются на теофанические традиции, чтобы прибавить моменту драматичности. В особенности это относится к эпизодам из жизни Иисуса, когда авторы евангелий позволяют Его Божественности «просвечивать» сквозь человеческий облик. Как объясняет Иоанн, «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ).

Жизнь Иисуса. В повествовании Луки о детстве Иисуса небесное объявление о рождении Христа пастухам в полях ночью делается в знакомых терминах теофании: «Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим». Ангел тут же уверяет пастухов, что им нечего бояться, и сообщает «великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» ( Лк. 2:8–11 ).

Следующее важное событие в истории жизни и служения Иисуса – его крещение в реке Иордан: «И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф. 3:16–17 ).

Одна из наиболее драматических теофаний Нового Завета – преображение Иисуса, которое происходит, когда Он берет с Собой трех учеников: «И возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» ( Мф. 17:1–2 ). Видя Иисуса с Моисеем (представителем закона) и Илией (представителем пророчества), Петр хочет создать нечто в память об этой сцене. «Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» ( Мф. 17:4–5 ). И ослепительный свет, и голос с небес подчеркивают значение Христа.

Смерть Иисуса тоже сопровождается знамениями, и образы теофании используются здесь, чтобы акцентировать это: «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху до низу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» ( Мф. 27:51–52, 54 ).

Воскресение Иисуса давно считается событием чрезвычайной важности, подтверждающим Его Божественность. Опять же, для описания его используются теофанические элементы: «И вот, сделалось великое землетрясение; ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был как молния, и одежда его бела как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые». Обращаясь к женщинам, которые оплакивают Иисуса, ангел объявляет, что Он «воскрес, как сказал» ( Мф. 28:2–4, 6 ).

Наконец, вознесение Иисуса, очевидно, с горы Елеонской, описано в знакомых выражениях: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» ( Деян. 1:9 ). Следующее событие также соответствует образцу: небесные вестники объясняют случившееся. «Вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1:10–11 ).

Другие новозаветные теофании. Вне евангелий самая известная новозаветная теофания произошла на Пятидесятницу, когда Святой Дух впервые явился собранию последователей Христа: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Исполненные Духом, ученики обретают чудесную способность общаться со всеми на их родном языке ( Деян. 2:1–4 ) – событие, обратное истории Вавилонской башни ( Быт. 11:1–9 ).

Среди других новозаветных теофаний – драматическое обращение Павла на пути в Дамаск, когда «внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян. 9:3–4 ).

Наконец, следует упомянуть видение Иоанна в Книге Откровение, напоминающее видения Исаии и Иезекииля, он видит «подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его – как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи; и голос Его – как шум вод многих» ( Отк. 1:13–15 ). Иоанн также упоминает «четырех животных», встречающихся в пророческих видениях Ветхого Завета ( Отк. 4:6 ). Таким способом авторы Нового Завета подчеркивали важность событий жизни Христа и ранней церкви, охотно пользуясь традицией теофании, представленной в еврейском Писании.

Заключение. Теофания – это явление Бога. В религии, которая запрещает художественные изображения Божества, словесные описания приобретают повышенное значение. Но и такие описания должны оставаться косвенными. Наш обзор показал, что библейское откровение много говорит о природе Бога.

Однако по всей Библии постоянно используется определенный набор образов. Два наиболее важных из них взаимосвязаны. Бог часто является в образе огня и дыма (или облака). Огонь привлекает и пугает. Дым, с другой стороны, скрывает, показывая, что, хоть мы и видим Бога, Он остается скрытым от нас. Мы узнаем истины о Боге, но наше знание никогда не станет исчерпывающим. Конечно, самое драматическое и полное «явление Бога» – Иисус Христос. Он – Само Слово Божье, жившее среди нас во плоти и крови ( Ин. 1 ).

См. также: АНГЕЛЫ, БЛАГОВЕЩЕНИЕ, БОГ, БУРЯ, ГОРЯЩИЙ КУСТ, ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ЛИЦО, МОЛНИЯ, ОГОНЬ, ПОКЛОНЕНИЕ, СВЕТ, СИНАЙ, СЛАВА, СНЫ, СТРАХ БОЖИЙ.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *