богоявленский анастасиин женский монастырь в костроме официальный сайт
Богоявленский анастасиин женский монастырь в костроме официальный сайт
История монастыря часть 1
Богоявленско-Анастаси́ин Монастырь основан в 1426 году по Благословению Преподобного Сергия Радонежского – его родственником и учеником Преподобным Никитой Костромским (1365-1450). Преподобный Никита стал духовным отцом монашества на Костромской земле, он перенес в Богоявленский Монастырь Устав Троицкой Обители Преподобного Сергия. Преподобный Никита обучал монахов труду и молитве, подавал пример служения Богу и ближним, чтил монашеские правила Троицкой Обители и традиции, которые вошли в жизнь насельников Богоявленского Монастыря.
В древней рукописи написано: «В древних синодиках Монастыря именуется строителем места сего Преподобный старец Никита, племянник и ученик Преподобнаго Сергия, живший во время княжения Великаго Князя Василия Васильевича Темнаго и пользовавшийся особенною любовью и уважением его. Долгое время была Обитель чуднаго Богоявления приютом смиренных подвижников веры и иноческаго благочестия, привлекая внутренним богатс-твом добродетелей и внешния вещественныя средства к убранию благолепных Храмов«.
Преподобный Никита родился в 1365 году в Ростове, в семье, которая состояла в родстве с Преподобным Сергием Радонежским. «На родственное отношение старца Никиты к Преподобному Сергию указывает то обстоятельст-во, что в синодике Богоявленской Обители записан для поминовения род Преподобного Сергия Радонежского».2)
Преподобный Никита проходил разные послушания в Троицком Монастыре: вместе с братией пёк просфоры, носил воду, пел и читал на клиросе. В 1382 году Преподобный Никита, по Благословению Преподобного Сергия, перешел в Серпуховский Высоцкий Монастырь, в котором в 1395 году он был избран Игуменом. В 1413 году, в связи с 40-летием основания Серпуховского Высоцкого Монастыря, Преподобный Никита был возведен в сан Архимандрита. В 1414 году, помощью Великих Князей Иоанна и Симеона, сыновей Благоверного Серпуховско-Боровского Князя Владимира Андреевича Донского (Храброго), Преподобный Никита ушел в Боровский Высоцкий Монастырь, где воспитал Преподобного Пафнутия Боровского. В книгах историка Ивана Васильевича Баженова пишется о том, что Преподобный Никита был Настоятелем Бо́ровского Монастыря и то, что он продолжал и в Бо́ровском Монастыре строго хранить святые традиции и Устав Преподобного Сергия.
«По изследованиям П. С. Казанского, профессора Московской Духовной Академии в числе учеников Преподобнаго Сергия упоминается под 1414 годом Никита, Настоятель Боровскаго Монастыря Калужской губернии; в Успенском Соборе Сергиевской Лавры имеется изображение Преподобнаго Никиты, в ряду с учениками
Преподобнаго Сергия. Вероятно этот Никита под старость переселился из Боровска в Кострому и здесь около 1426 года основал Монастырь. Можно предположить, что Преподобный Никита перемещен в Кострому по настоянию Князя Василия Ярославовича Боровскаго, как лично ему известнаго и к нему расположеннаго, так как в ХV веке в Богоявленском Монастыре погребены дети князя: Иван, Андрей и Василий».
Знаменательным источником оказалась еще одна древняя рукопись, в которой Преподобный Иосиф Волоцкий пишет о ученике Преподобного Никиты – Преподобном Пафнутии Боровском, воспитавшего его самого – Преподобного Иосифа Волоцкого: «В одном рукописном сборнике в числе учеников Преподобнаго Сергия упоминается Преподобный Никита Богоявленскаго Монастыря, что на Костроме, сродник Сергия Чудотворца. Из учеников Преподобнаго Сергия известен Никита бывший Настоятелем Высоцкаго Монастыря в Боровске. «Видехом, – пишет Иосиф Волоколамский, в десятой главе духовной грамоты, – и святаго отца нашего Пафнутия, иже быше ученик ученика Сергиева старца Никиты Архимандрита Высоцкаго». В подлинниках иконописных встречается при перечислении учеников Преподобнаго Сергия Никита Игумен Боровский сед, брада аки Власиева покороче, власы с ушей спустились, ризы преподобнические. На древней Иконе в Троицком Лаврском Соборе, и в олтаре Успенс-каго Собора в Сергиевой Лавре встречает изображение Ни-киты в кругу учеников Преподобнаго Сергия».
Богоявленский анастасиин женский монастырь в костроме официальный сайт
Приношу свою благодарность и со всей любовью ко всем служителям и служительницам – инокиням за веру, труд, за молитвы о Родине. Долгих Вам лет, полных здоровья!
Я впервые побывала в Вашем Монастыре, впечатления остались удивительные, в душе стало светло и легко, отношение сестер к прихожанам очень душевное, спасибо Вам большое! Очень хочется побывать в Монастыре еще и еще раз. Все свои чувства описать в одном отзыве невозможно
Душа всегда здесь отдыхает. И молитвы, здесь заказанные, всегда помогают. Храни всех Господь
Очень рада, что добралась, наконец, до этой Великой Святыни, Иконы Божией Матери «Феодоровская». Это почитаемый Образ в нашей семье: Феодоровской Иконе молились 12 лет назад о рождении здорового ребенка, теперь у нас дочь, ей 11 лет! Слава Богу за все!
Были в Вашей Святой Обители в 1996 году и сейчас, не-забываемые светлые воспоминания. Доброжелательные сестры, Обитель благоустроилась, много паломников и прихожан. Очень много святых, старинных, намоленных Икон и мощевиков. Очень хочется вернуться вновь к Вам
У Вас очень спокойно, благоговейно. Чувствуется молитва. Храм очень красивый, множество больших Икон в ок-ладах, ко всем хочется приложиться, помолиться. Снаружи Храм могущественный, величественный. Чувствуется его мощь и сила. Феодоровская Икона – это чудо, к которому стоит приехать издалека и прикоснуться. Спасибо Вам за гостеприимство
Хочу поблагодарить Божию Матерь «Феодоровскую» за рождение внука
Молилась у Иконы «Феодоровской» о рождении сына, семь лет не было детей. И произошло чудо, в 2010 году родился долгожданный сын Артемий
Благостное впечатление и ощущение дала нам Обитель Богоявления, чувство очищения и сближения с Отцом нашим, Господом Богом. Неизгладимое ощущение оставила исповедь для меня и причащение. Служба дала великое успокоение и гармонию на душе.
Мы, паломники из Ярославля, благодарим Господа за посещение Вашей древней Обители, благодарим за неоценимые труды; – здесь создано место, полное благодати. Здесь, в этой Обители, красота Божьего мира! Низкий поклон от ярославцев
Я, Ильченко Ольга Григорьевна, приехала с Украины. Была 15 лет тому назад. Разительные перемены – все стало очень прекрасно. В хоре монашеском голоса четкие, молитвенные. Была два раза в Вашем Монастыре, очень понравились службы. Настолько Божественно и прекрасно. Душа умиротворялась до слез».
Благодарим за подаренную Икону «Феодоровская» в Подмосковье для воинской части. От всех выражаем особенную благодарность Настоятельнице Монастыря за уделенное время и такой теплый прием, и за проведенную экскурсию в Никитском Храме
От группы из города Мезени Архангельской области большое Вам спасибо за ласковый прием, духоносное общение, подарки и заботу. Как хорошо у Вас! Какие у Вас ласковые сестры. Всем здоровья и благодати! Спасибо за Вашу доброту, умение выслушать. Очень нам здесь понравилось! Мы в восторге!
Мы приехали из села Спасское Калязинского района и увидев столько святынь в Храме, поняли, сколько много трудов вложено в содержание Храма и всей территории, чувствовалась огромная благодать и благоухание от множества цветов в Соборе. Не хотелось покидать Вашу Обитель. Надеемся, что Господь сподобит нас посетить в следующем году этот чудесный Монастырь!
Мы часто приходим в этот Храм. Он притягивает к себе теплотой, душевностью, сестринской заботой, вниманием, любовью. Заходим в Храм – и неповторимые звуки монашеского хора. Иконы, лики… – все то, без чего невозможно жить! Мы сюда возвращаемся вновь и вновь!»
Разве можно описать ту радость, которая возникает в душе, когда приходишь к Богу! Сестры всегда улыбчивые, встречают за свечной лавкой и находят те слова, и произносят их с такой теплотой, что душевное спокойствие разгоняет все тучи суеты мирской жизни. Идем дальше и слышим пение хора, которое заставляет думать о возвышенном. Такой духовный настрой настраивает душу на высокое и от входа в Храм мы уже понимаем, что идем на встречу с Господом
Мы – москвичи, впервые прибыли в Кострому. На свое счастье пришли в Ваш Монастырь. Храм нас поразил Божественной чистотой, проникновенным светом. Очень доброжелательное отношение послушниц церкви
Мы приехали из Санкт-Петербурга. Благодарим Господа Бога за возможность побывать в этом прекрасном, чистом, светлом месте. Огромное спасибо за радость и спокойствие. Мира и энергии Вам и Вашему Святому месту
В первый раз посетили Ваш Монастырь. Впечатления потрясающие. Захотелось присесть и остаться здесь надолго. Получили колоссальное умиротворение
Много Храмов и Монастырей, но такое участие находившихся здесь сестер встретишь не всегда. Храни и помогай всем Вам Господь!
Богоявленский анастасиин женский монастырь в костроме официальный сайт
26 марта 1991 года, в канун празднования Феодоровской Иконы Божией Матери, из Пюхтицкого Успенского Монастыря, по Благословению Святейшего Патриарха Алексия II и Настоятельницы Пюхтицкого Монастыря Игумении Варвары (Трофимовой) в Кострому прибыла Настоятельница монахиня Иннокентия (Травина). На следующий день, за Божественной Литургией Управляющим Костромской Епархией на нее был возложен наперсный крест. Знаменательно это событие в том, что ровно 100 лет назад, в 1891 году, по Благословению Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, из Богоявленско-Анастаси́иного Монастыря была направлена в Пюхтицкий Монастырь монахиня Варвара (Блохина́), ставшая первой Настоятельницей Пюхтицкой Обители.
Через 100 лет, в 1991 году, монахиня Иннокентия (Травина), уже из Пюхтицкого Монастыря была направлена в Богоявленско-Анастаси́ин Монастырь для возрождения. Благословением на Игуменство монахине Иннокентии, от ее духовной матери Схиигумении Варвары были написанные на оборотной стороне Феодоровской Иконы слова: «Дорогой Матушке Иннокентии в Благословение на трудный путь…»
Биография
Игумения Иннокентия (в миру – Травина Инна Сергеевна) родилась 3 июля 1954 г. в городе Кашира Московской области. По окончании общеобразовательной школы с 1971 г. училась в Московском учебном комбинате и одновременно в вечерней музыкальной школе. В 1978 г. поступила в Пюхтицкий Успенский женский монастырь в Эстонии. 24 февраля 1991 г., накануне празднования Иверской Иконы Божией Матери и Святителя Алексия Московского, была пострижена в монашество с именем в честь Святителя Иннокентия Московского. 20 июля 1990 г., решением Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал № 111), был открыт Богоявленско-Анастаси́ин женский монастырь в Костроме. 7 марта 1991 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II монахиня Иннокентия была утверждена настоятельницей Богоявленско-Анастасииного монастыря. 27 марта в день Феодоровской иконы Божией Матери Епископом Костромским и Галичским Александром (Могилев, ныне Митрополит) вручен наперсный крест. 29 августа 1991 г. возведена в сан игумении. По Благословению Митрополита Александра в 2003 г. закончила Регентский класс Костромской Духовной Семинарии и в 2009 г. – Институт управления, экономики, права и искусства. По благословению Митрополита Александра в Богоявленско-Анастасиином монастыре были созданы Богадельня и первый в новейшей истории Русской Православной Церкви Детский Приют для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
За свою обширную социальную деятельность Игумения Иннокентия удостоена многих церковных и светских наград
Богоявленско-Анастаcиин монастырь
Большинство гостей Костромы стремится посетить Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, однако обитель отгородилась стеной от мирских дел и, видимо, имеет на то свои причины. Туристам разрешается войти только в Богоявленский кафедральный собор, где можно увидеть почитаемую со времен древней Руси чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери и приложиться к ней, а также в Смоленскую часовню с иконой-фреской Смоленской Богоматери. На остальную территорию обычным гражданам доступ запрещен.
Комплекс Богоявленско-Анастасиина монастыря
Обитель относится к Костромской епархии РПЦ. В ее границах находятся храмы, две гостиницы для паломников и иногородних священнослужителей, духовная семинария, настоятельский корпус с трапезной и епархиальными службами, сиротский приют для девочек и богадельня.
В плане территория монастыря имеет ломаную трапециевидную форму, а по периметру она окружена каменным и частично деревянным забором, а также строениями, выходящими на красную линию. Въездные ворота расположены на Пятницкой улице и у колокольни, а вход в кафедральный собор и Смоленскую церковь — со стороны улицы Симановского.
Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор
Храм является главным в Костромской епархии и самым древним из сохранившихся церковных строений обители. Он был возведен в 1559–65 гг. и предположительно расписан мастерами артели Гурия Никитина в середине XVII в. Их работа не сохранилась, но после возвращения в 1990 г. монастырских зданий в лоно Русской православной церкви стены и потолочные своды храма были украшены полихромными фресками.
В 1864 г. древнее здание расширили, пристроив к нему церквушку пониже. Изначально она была выполнена из красного кирпича и ярко выделялась на фоне элегантного белого собора. В подклете в 1867 г. устроили храм преподобных Сергия Радонежского и его ученика Никиты Костромского. В потаенном месте здесь почивают святые мощи Никиты Костромского, основателя Богоявленского монастыря в Костроме, почитаемого в лике святых.
Смоленская церковь
Часовню возвели в 1824–25 гг. на основе располагавшейся здесь угловой юго-западной башни. В тот период настоятелем Богоявленского монастыря был алтайский миссионер, преподобный Макарий, а деньги на строительство выделил костромич Ф. Обрядчиков. Церковь освятили во имя чудотворной иконы Смоленской Божией Матери. Ее список в виде фрески был создан на стене юго-западной башни монастырской стены в 1672 г. иконописцами артели Гурия Никитина.
Во время сильнейшего пожара 1779 г., полностью уничтожившего обитель, образ Богородицы остался невредимым. Икона-фреска не пострадала и в 1847 г., когда выгорело две трети Костромы. В те дни верующие массово шли к Смоленской часовне просить Богородицу о защите, и пламя отступило. В знак благодарности настенную икону украсили позолоченной серебряной ризой, снятой и конфискованной в 1920-е местными властями.
Сохранившаяся при пожарах фреска Смоленской Божией Матери чуть было не исчезла в «безбожные» годы. К 1990-му от нее остались одни контуры, но реставраторам древнее изображение удалось восстановить. В 2004-м спасенную икону украсили новой драгоценной ризой.
Колокольня
Квадратная проездная башня на западной стороне монастырской ограды была надстроена восьмигранным ярусом, накрыта шатром и превращена в колокольню. Под ней проходили Святые врата, через которые сегодня можно попасть в каменную галерею, сооруженную в процессе восстановления монастыря в XIX в. Она открывает прямой путь в кафедральный собор с улицы и ограничивает доступ в обитель посторонних лиц.
Памятник Феодору Стратилату
Статуя великомученика в кольчуге, со щитом, мечом и иконой в руках была установлена в монастырском дворе в 2002 г. Феодор Стратилат считается покровителем Костромы и христианского воинства, а также имеет косвенное отношение к главной святыне Богоявленско-Анастасииной женской обители — древней Феодоровской иконе Богоматери.
Монастырские святыни
Кроме чудотворных икон Феодоровской Богоматери и фрески Смоленской Божией Матери, в монастыре находятся:
Феодоровская икона Божией Матери
Первые упоминания о схожей по написанию иконе относятся к XII в. В них указывается, что святыня могла находиться в одной из часовен Городца, а затем — в основанном на ее месте мужском монастыре. После уничтожения города войсками Батыя в 1238 г., икона исчезла, поэтому решили, что она сгорела во время устроенного монголами пожара. Однако она была вновь обретена, о чем свидетельствует несколько преданий, расходящихся лишь в датах и именах нашедших ее князей. В одной из легенд говорится, что этой иконой отец Александра Невского благословил брак сына с первой женой, дочерью князя Полоцкого Брячислава.
Исследователи считают Феодоровскую икону Богоматери списком с более древней Владимирской иконы, но единого мнения по поводу ее происхождения нет. Многие приписывают авторство евангелисту Луке, а он, как известно, жил в I в. Свое название образ Божией Матери получил благодаря явившемуся в момент второго обретения святыни видению великомученика Феодора Стратилата.
Феодоровский образ Богородицы стал одной из святынь дома Романовых, так как в 1613 г. именно этой иконой мать благословила на государев престол своего сына Михаила Федоровича — первого в царской династии Романовых. С конца XVIII в. невесты великих князей Романовых, приезжая в Россию и принимая православие, выбирали себе отчество Федоровна.
С 1891 г. икону украшал золотой оклад весом 10 кг, который богоборческая власть реквизировала в 1922-м. До 1944 года ею владели обновленцы, с 1964-го она находилась в костромской церкви Воскресения на Дебре, служившей в то время кафедральным собором. В 1991-м образ был перенесен в Богоявленско-Анастасиин монастырь. Сегодня сохранность Феодоровской иконы Божией Матери оценивается как крайне низкая, а ее обратной стороны с изображением мученицы Параскевы — как удовлетворительная.
В церковном календаре праздник в честь Феодоровской иконы Богородицы закреплен за двумя датами — 27 марта и 29 августа. В эти дни проводится Крестный ход. Под пение и колокольный звон образ на руках проносят по улицам Костромы, после чего на людном месте совершается праздничный молебен.
История
Мужская обитель была основана на рубеже XIV—XV вв. учеником Сергия Радонежского — Никитой Костромским. Все строения тогда возводились из дерева, и лишь в 1559 году по инициативе игумена Исайи здесь было заложено первое каменное здание — Богоявленский собор. Крупные суммы на его строительство жертвовал внук государя всея Руси Ивана Великого и двоюродный брат первого венчанного царя Ивана Грозного — удельный князь Владимир Старицкий. Спустя 10 лет его по оговору казнят, а еще через год та же участь постигнет и богоявленских монахов во главе с Исайей.
В XVI ст. к монастырю приписали две женские обители — Анастасиин монастырь, названный в честь его основательницы Анастасии, дочери Александра Донского, и Крестовоздвиженский. После государственного упразднения монастырских вотчин, они слились в единый Анастасиин-Крестовоздвиженский монастырь.
XVII в., несмотря на разграбление Богоявленской обители войсками Лжедмитрия II в. 1608 г., отметился обширным строительством. В это время появились новые храмы, служебные здания, каменные башни и массивное ограждение высотой 7 м.
В 1847 г. Богоявленский монастырь сгорел и был упразднен. Пострадавшие от огненной стихии костромичи принялись разбирать каменные строения для восстановления своих домов, в результате чего были безвозвратно утеряны многие здания комплекса. Спустя 16 лет Святейший Синод разрешил присоединить оставшиеся руины к расположенной по соседству женской обители, после чего монастырь стал называться Богоявленско-Анастасииным. Комплекс начал возрождаться с 1863 г. благодаря усилиям игуменьи Марии. Следующий разрушительный пожар случился в 1887 г.
В 1918–19 гг. обитель закрыли и сестры разошлись кто куда. В следующем 10-летии стены, башни и несколько храмов разрушили, кладбище ликвидировали, а сохранившиеся здания использовали под архив, клуб, музей, биологическую станцию и больницу. Территорию окружили жилыми домами. В 1981 г. при очередном пожаре пострадал Богоявленский собор и погибли фрески XVII в. В 1991 г. обитель вновь ожила. Сюда пришли монахини из Пюхтицкого Успенского монастыря, и вскоре начались богослужения.
Расписание богослужений в Богоявленском соборе
В будние дни утренние службы обычно начинаются в 07:30, в выходные — в 08:30. Вечерние богослужения проводятся в 17:00. Праздничные и воскресные службы возглавляет митрополит Костромской епархии.
Богоявленский анастасиин женский монастырь в костроме официальный сайт
Богоявленский мужской (с 1863 года – Богоявленско-Анастасиин женский) монастырь был основан в двадцатых годах XV века на тогдашней окраине Костромы преподобным Никитой Костромским, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского. Точная дата кончины преподобного Никиты неизвестна (предположительно – середина XV столетия); погребен он был в деревянном Богоявленском храме созданной им обители.
Спустя 4 года Старицкий с войском отправился на защиту Астрахани и по пути заехал в костромскую обитель. Монахи и настоятель оказали родственнику государя теплый прием, который, однако, стал поводом для придворной интриги. Окружение царя оговорило Старицкого, и по приказу Иоанна Грозного его убили в том же году в Александровской слободе. Монастырь тоже оказался в страшной опале. В 1570 году большую часть насельников и игумена Исайю казнили, похоронив последнего в подклете каменного собора на монастырской территории.
Позже, когда беды миновали, по всему городу началось большое строительство. Появился придел к Богоявленскому собору, построили звонницу и каменную ограду с башнями.
В 60-70-е годы XVII века артель изографов, под началом знаменитых иконописцев Силы Савина и Гурия Никитина, украсила Богоявленский собор фресками. Но, к сожалению, эти настенные росписи не сохранились. Тогда же на юго-западной башне каменной монастырской стены была создана знаменитая икона-фреска с ликом Богоматери.
С 1779 года началось всенародное почитание иконы-фрески Богоматери. Причиной этого послужил большой пожар, охвативший весь город и нанесший немалый ущерб обители. Многие постройки тогда сгорели в огне, но Смоленская икона-фреска совершенно не пострадала. С этого времени жители Костромы уверовали в ее чудодейственные свойства.
С 1814 года на протяжении 33 лет в обители жили и получали образование ученики Духовной семинарии, а настоятели монастыря считались ее ректорами. В эти годы стараниями архимандрита Макария (Глухарева) одну из башен монастырской ограды перестроили в красивый одноглавый храм, который посвятили Смоленской иконе Богоматери.
Осенью 1847 года насельников обители ждало непростое испытание – очередной большой пожар, который практически полностью уничтожил все монастырские постройки. Ущерб был огромен, обитель пришлось закрыть, а монахов – перевести в Богородицкий Игрицкий мужской монастырь, расположенный неподалеку от Костромы. Пожар не пощадил и Богоявленский монастырь, превратив его в развалины. Городские власти в течение 16 лет продавали кирпич разбираемых его развалин для строительства частных зданий. Монастырь практически перестал существовать. Богоявленский собор не был разобран, император Николай Павлович повелел сохранить его как памятник древности.
И лишь в 1863 году, спустя 16 лет, монастырь решили восстановить, но уже как женский. Он получил название Богоявленско-Анастасиина, а его первой настоятельницей назначили игуменью Марию (Давыдову), под руководством которой и началось восстановление уничтоженной при пожаре обители. Игумения Мария фактически отстроила монастырь заново. Она позаботилась о расширении Богоявленского собора. Обновлена была усыпальница под алтарем, устроена каменная галерея, соединившая собор со святыми вратами под колокольней. В 1867 году в усыпальнице была устроена небольшая церковь во имя св. великомученика Никиты и Преподобного Сергия Радонежского.
Обитель при управлении игумении Марии прославилась среди местных жителей как центр христианского служения. В начале XX века в ней работали курсы для сестер милосердия и самая первая в России больница, помогающая сельским жителям.
В 1925 году в бывшем соборе разместили костромские областные архивы. Собор без должного ухода и ремонтных работ ветшал и разрушался. Но самый сильный урон ему был нанесен пожаром, который случился в областном архиве в 1982 году. Тогда огонь уничтожил последние фрески XVII века.
Решение о возрождении обители было принято в 1990 году, и уже на следующий год сюда приехали первые монахини из Эстонии. Тогда же произошло освящение собора, и ему в епархии был придан статус кафедрального. Чуть позже в этот храм перенесли одну из главных православных святынь – иконописный образ Федоровской Божией Матери, считающийся родовой святыней царской династии Романовых. А в начале 2000-х годов на соборной территории установили памятник покровителю города Кострома – св. вмч. Федору Стратилату. При архиепископе Алексие (Фролове) (управляющий Костромской епархией в 2010-2013 гг.) собор был полностью заново расписан.