богоявленский авраамиев женский монастырь ростов
Авраамиев Богоявленский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Богоявленский Авраамиев монастырь, что в Ростове Великом, является одним из древнейших монастыре не только Ярославской епархии, но и вообще России. Его основание совпадает с основанием древних обителей Киева и Великого Новгорода и относится к эпохе распространения христианской веры и благочестия на Руси. В те времена само место монастыря называлось «Чудским концом». Там стоял идол «Велес», почитавшийся местными язычниками за покровителя торговли и богатства. Много было трудов положено проповедниками веры христианской в Ростовском крае, но Чудской конец упорно продолжал поклоняться своему идолу, и просветителем этой стороны явился преп. Авраамий.
Преподобный Авраамий родился в начале Х века и в молодых летах, оставив родительский дом и мирскую суету, принял иночество. Со скорбью смотрел Преподобный на то, как некоторые ростовцы пребывают еще в идольском соблазне. Преподобный со слезами молил Бога дать ему силу и благодать Святого Духа на разорение злокозненного идола Велеса. Получив откровение о том, что для его свержения требуется идти в Царьград, в дом св. ап. Иоанна Богослова, преподобный Авраамий отправился в путь, который был чудесно сокращен, поскольку сам апостол явился Авраамию на берегу реки Ишни, пересекающей дорогу из Ростова в Москву при своем впадении в озеро Неро, близ самого города Ростова. При встрече св. апостол Иоанн благословил преподобного и дал ему камышовую трость, которой преподобный сокрушил истукана.
На месте разрушенного идола преподобный построил храм, в котором «крестились от мала до велика» бывшие язычники, который был освящен ростовским епископом в честь праздника Богоявления Господня. Рядом с храмом преп. Авраамий «келии устроил и монахи собрав, бысть им наставник и сотвори обитель свою общею». Так из числа новообращенных возник первый в Ростове монастырь. Святые мощи Преподобного были обретены и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III, сыне Юрия Долгорукого.
Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. В годину монголо-татарского ига из ее стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. Из жития преподобного Иринарха, затворника Ростовского известно, что он провел несколько лет в Авраамиевом монастыре в конце XVI века. В те же годы в обители подвизался преподобный Пимен затворник. Жития его не сохранилось.
В Авраамиевом Богоявленском монастыре три храма. Первый и главный храм в честь Богоявления Господня был построен еще преподобным Авраамием и был первоначально деревянным. Каменным же он стал со времен царя Ивана Грозного, который в 1553 году, отправляясь на покорение Казани, взял с собой трость Иоанна Богослова, «да тако и бысть взята Казань». После победы повелением царя была заложена «церковь камена с четырьмя приделами», в посвящении приделов которой отразилась история чудотворной трости. Один из приделов посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, другой — апостолу Иоанну Богослову, а третий покровителю самого царя — святому пророку Иоанну Предтече. Второй монастырский храм в честь праздника Введения во храм Божией Матери связан с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, местоблюстителя Патриаршего престола и строителя Ростовского кремля. Им был построен русский храм-трапезная с покрытием на два скала и главкой посередине. В том же XVII веке был выстроен вкладом ростовских помещиков Мещериновых и третий надвратный храм монастыря в честь святителя Николая Чудотворца, в котором сейчас проходят богослужения.
В XVII веке в связи с канонизацией Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря Богоявленский монастырь остался в тени, так что в XIX веке один из его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как все, что я ни видел, требовало устроения и обновления». В таком положении оказался монастырь после длительного ряда номинальных настоятелей. Впрочем, обитель была восстановлена, и в ней особое внимание паломников привлекали мощи преподобного Авраамия. В 1915 году братия обители была переведена из Авраамиева монастыря в Спасо-Яковлевский. На их место приехали сестры Полоцкого монастыря с мощами основательницы этой обители прп. Евфросинии. С 1917 года наступили трудные времена для всей Русской Церкви. В 1918 году была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители. В 1920 году были осквернены мощи прп. Авраамия, а затем переданы в музей. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей. За волной государственного грабежа пошли волны местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал реставрации, во многих монастырских кельях жили рабочие. Несмотря на это, монастырь продолжал существовать, называя себя «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество». В 1929 году по распоряжению советских властей прекратились богослужения в монастырских храмах. Часть монастырской общины и служители присоединились к общине ростовского Успенского собора, многие из монастырской братии были в последствии арестованы. В 1930 году стали разрушаться стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме — последовательно детский сад, санаторий, медвытрезвитель. В Никольском храме размещались воинская часть, квартиры. И хотя храмы время от времени реставрировались, к нашему времени постройки обители оказались разорены и требуют значительного ремонта.
В 1991 году мощи прп. Авраамия были возвращены Церкви, и сейчас почивают в Никольском храме Авраамиева Богоявленского монастыря. В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено подворье святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В том же году освящен Никольский храм и возобновлена его жизнь в качестве прихода Русской Православной Церкви.
В 2004 году по благословению Священного Синода РПЦ под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. Для организации монашеской жизни настоятельницей монастыря была назначена игумения Миропия (Юрченкова). Многое было сделано силами настоятельницы и сестер монастыря, но еще и многое предстоит, чтобы жизнь обители благоукрашалась и дальше.
Богоявленский Авраамиев женский монастырь (Ростов Великий)
Мiръ Россия Ярославская область Ростов Богоявленский Авраамиев женский монастырь (Ростов Великий)
Дата основания: 980 год
Сегодня это женская обитель с 25-ю насельницами, с дейстующим Никольским храмом и ежедневной литургией.
Содержание
История [ править ]
Пожив богоугодно и «быв образ всем в добродетелех», преп. Авраамий преставился 29 октября/11 ноября 1010 года. Святые мощи преподобного обретены были и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III (1176-1212) и сейчас покоятся в Никольском храме обители.
Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. Так во время монголо-татарского ига из её стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. Доподлинно известно из жития преп. Иринарха Ростовского, что он в конце XVI века провёл в обители несколько лет. В те же годы в монастыре подвизался преподобный Пимен Затворник (подвигом преподобного стал затвор и ношение вериг), сегодня он почитается в лике собора Ростово-Ярославских святых.
В Авраамиево-Богоявленской обители три храма. Первый и главный храм в честь Богоявления, был построен еще преп. Авраамием около 1080 года. Первоначально он был, конечно, деревянным. Каменным же стал со времен царя Ивана Грозного, который, как считается, в одно из своих посещений обители, еще до покорения Казани, взял с собой трость св. Иоанна Богослова, сокрушившую некогда идола и с нею пошел на Казань. «Да тако и бысть взята Казань». После чего по его повелению и на его средства в 1553 году был построен и расписан каменный собор во имя Богоявления Господня, на освящении которого он лично присутствовал и даже подарил несколько икон корсунского письма, из которых до наших дней сохранились только три: Спас на убрусе, Успения Божией Матери и Одигитрия. Эти иконы стояли на столпах за клиросами.
Постройка второго монастырского храма (храм-трапезная с покрытием на два ската и главкой посередине) в честь праздника Введения во храм Божией Матери связана с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, который построил, к слову, и Ростовский кремль.
В XVII веке в связи с канонизацией митрополита Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря, Богоявленский монастырь отошёл на задний план, так что в XIX веке один из его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как всё, что я ни видел, требовало устроения и обновления». Впрочем, обитель тогда была восстановлена.
В 1915 году братию обители перевели из Авраамиева в Яковлевский монастырь. А на их место приехали сёстры Полоцкого монастыря с мощами основательницы обители, преподобной Евфросинии Полоцкой. На время обитель стала женской.
С 1917 года наступили трудные времена для всей Русской Церкви. В 1918 году в Авраамиевой обители сначала была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение. 26 апреля 1920 года в числе прочих были осквернены мощи преп. Авраамия Ростовского, а затем переданы в музей. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей. Но и это не всё: за волной государственного грабежа пошли волны местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал починки, во многих монастырских кельях жили рабочие. Но монастырь продолжал существовать под вывеской «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество».
Однако в 1929 году по распоряжению советских властей в монастырских храмах прекратились богослужения. Часть монастырской общины и служителей ненадолго перешла к общине ростовского Успенского собора, и многие из монастырской братии впоследствии были арестованы. В 1930 году начали разрушать стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме последовательно: детский сад, санаторий, медвытрезвитель. В Никольском храме размещались: воинская часть, квартиры. В безбожные годы обитель утратила часть построек и стены, из-за чего потеряла прежний облик монастыря-крепости, скорее всего навсегда.
Возрождение обители [ править ]
В 1991 году мощи преп. Авраамия были возвращены Церкви (и почивают сейчас в Никольском надвратном храме).
В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено Подворье Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В том же году освящён Никольский храм и возобновлена его жизнь в качестве прихода Русской Православной Церкви.
В 2004 году по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии.
Современное состояние. Храмы [ править ]
Старейший храм Ростова – Богоявленский собор – пока не действует, т.к. требует капитального ремонта.
Введенская церковь и надвратная церковь святителя Николая востановлены.
В Введенском храме находится трапезная.
В храме свт. Николая проходят ежедневные богослужения.
Царские врата Никольского храма
Рака с мощами прп. Авраамия Ростовского
Расписание богослужений [ править ]
Утреннее богослужение начинается обычно в 6:30.
Богослужения совершаются ежедневно. Исповедь бывает и на вечерней, и на утренней службе.
В праздничные дни утренние богослужения могут начинаться на полчаса позже (ради прихожан).
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Фото [ править ]
Богоявлениский Авраамиев монастырь, Ростов
Никольский надвратный храм
Царские врата Никольского храма
Прп. Авраамий Ростовский
Рака с мощами прп. Авраамия Ростовского
Внутри Никольского храма
Как добраться [ править ]
Адрес: 152100, Ярославская обл., г. Ростов Великий, ул. Желябовская, 32.
От ж/д вокзала до монастыря на такси пять минут и 100 руб. Телефоны такси: 8 (903) 827-27-37 и 8 (485) 366-50-60.
Можно добраться и общественным транспортом, билет стоит 20 руб. До городского автобуса придётся немного пройти и подождать, ехать нужно до ост. «Фабрика «Рольня» и там не очень далеко по прямой до монастыря (неспешным шагом примерно 10 мин.).
Паломнику [ править ]
Матушки в обители добрые. Трудников не просто принимают, а принимают с теплотой, заботой и радостью. В обители много примеров, когда человек приезжал на пару дней и оставался на несколько недель или месяцев, а кто-то насовсем.
Для жизни в обители приемлемые условия: в жилых корпусах и на кухне есть холодная и горячая вода, канализация, туалет, душ. Это не пятизвёздный заграничный отель, но и едут люди сюда не комфортом насладиться, а помолиться Богу, восстановить душевные силы, отдохнуть от городской суеты и шума, потрудившись во славу Божию.
Если вы собрались в подобную поездку впервые, тогда лучше взять билет в одну сторону и побыть, сколько попросит душа, чтобы в другой раз вернуться осознанно (однако если отъезд планируете точно на выходные, билет нужно взять заранее, поскольку билетов может и не быть).
Для размещения в обители лучше позвонить заблаговременно, убедиться в наличии места (телефон в контактах).
РОСТОВСКИЙ АВРААМИЕВ БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Ростовский Авраамиев Богоявленский монастырь, 2 августа 2007 года. Фотография Елены Громаковой с сайта sobory.ru |
Женский Авраамиев монастырь в честь Богоявления Ярославской епархии
Согласно житию прп. Авраамия Ростовского, мужской монастырь был основан святым на месте языческого капища.
Первое документальное свидетельство о существовании монастыря относится к 1261 году, под которым обитель упоминается в Лаврентьевской летописи. Сведения об основании монастыряря и о его постройках существуют с XVI века. Со времени основания в монастыре было введено архимандритское правление.
Архимандрития была сохранена и после введения штатов в 1764 году, по которым необщежительный Аврамиев монастырь был отнесен ко 2-му классу.
Согласно писцовым книгам 1626 и 1627 годов, к обители были приписаны близлежащие вотчины: Денисова, Боброва и Локтева пустоши, Манатьин стан. Межевые книги 1674 и 1677 годов свидетельствуют о принадлежности монастырю земель в Сотемском, Холмецком, Себинском, Никитском станах Епифанского и Переславского уездов. Накануне реформы 1764 года по описи 1744 года, к обители был приписан 291 двор, число монастырских крестьян составляло 1430 чел.
В 1914 году на территорию монастыря были временно переведены Евфросиниев Полоцкий женский монастырь с мощами основательницы этой обители, преподобной Евфросинии, и Витебское епархиальное училище, а насельники Авраамиева монастыря переселились в Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь.
После революции
В 1918 году была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители.
В 1923 году в монастыре прихожане окрестных слобод организовали религиозную общину (ок. 100 чел.), первым настоятелем которой стал архимандрит Неофит (Коробов). Согласно уставу общины, она создавалась «на началах сохранения догматической целости и чистоты Вселенской православной Церкви, возглавляемой преемственной от св. апостолов иерархиею» [1].
По воспоминаниям современников, после прекращения богослужений в монастыре остались лишь монахини Маргарита, Елена, Агафия и Трифена (насельницы Полоцкого Евфросиниева монастыря), духовно окормлявшиеся архимандритом Симеоном (Филипповым) из Ростовского Петровского монастыря. Монахия Маргарита прожила в бывшем монастыре до конца XX века, остальные сестры были репрессированы.
В 1929 году была разобрана монастырская ограда, снесено кладбище, на месте которого планировалось разбить сквер.
Новейшая история
В 1993 году в монастыре было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя Московского Андроникова монастыря, преобразованное в 1994 году в патриаршее подворье.
В 2000 году храмы и корпуса монастыря находились на балансе департамента по туризму и культуре Ярославской области и были переданы Патриаршему подворью в безвозмездное пользование.
В 1996 году началось восстановление братского корпуса и других зданий, монастырского хозяйства, кладбища, огородов и садов.
26 декабря 2003 года патриаршее подворье указом Св. Синода было преобразовано в женский монастырь.
Храмы
Богоявленский собор
В 1995 года трудами насельников подворья началось восстановление собора.
Введенский храм
Каменный храм был построен в 1650 году. В первой трети XIX века был перестроен.
В 1920-х годах был реквизирован для использования под детские ясли.
Никольский надвратный храм
Святые врата с надвратной церковью свт. Николая Чудотворца были построены в 1655 году. В первой трети XIX века были перестроены.
16 декабря 1994 года состоялось малое освящение Никольского надвратного храма, в котором начались регулярные богослужения.
Часовня
Иоанно-Богословский храм в селе Богослов
В селе Богослов на р. Ишне, на месте чудесного явления ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию, в 1689 году была выстроена деревянная церковь во имя ап. Иоанна Богослова, в которой служила монастырская братия.
Храм, а также иконы из его иконостаса, в 2000 году принадлежали ГМЗРК.
Статистика
Святыни
Настоятели
Литература
Использованные материалы
[1] РФ ГАЯО. Ф. Р-148. Оп. 1. № 41. Л. 2-4
[2] РФ ГАЯО. Ф. Р-6. Оп. 1. № 53. Л. 63
[3] Денисов Л.И. Указ. соч., с. 926
[6] Уволен на покой. Скончался 21 мая 1776 года
[7] Переведен из Толгского монастыря, скончался 30 ноября 1799
[9] Определение Священного Синода от 2004.03.26 // ЖМП, 2004, № 4
Ростов Великий. Богоявленский Авраамиев монастырь и разное
Второй день в Ростове позволил познакомиться с Богоявленским Авраамиевым монастырем, а также с некоторыми другими достопримечательностями, до которых туристы, приезжающие в Ростов на полдня дойти не успевают.
Ресторан «Московский тракт»
Ресторан расположен в круглой ротонде одноименного отеля на третьем этаже. Просторный зал рассчитан на большое количество посетителей. Для меня — постояльца отеля здесь состоялся всего лишь один завтрак. Я был первым посетителем ровно в восемь утра, поэтому был немного смущен тем, что не было раздаточных столов с едой, а лишь чашки с блюдцами под кофе. Я привлек к себе внимание официантки, и она объяснила, что нужно присесть и дождаться, когда она что-то принесет. Овсяная каша с двумя бутербродами с колбасой и сыром, а также чашка кофе, казалось, полностью закроют завтрак, но я ошибся. Официантка принесла еще и второе блюдо! Но это оказалась еще одна каша, правда гречневая, но с сосиской. Удивительное сочетание двух блюд! Хотелось хотя бы стакан сока, но, видимо, не полагалось! Зато подали булочку. Еще одним сюрпризом оказалось, что для проживающего в одиночку в двухместном номере полагается два завтрака. Второй завтрак пришлось оставить нетронутым…
В моем распоряжении было все утро до полудня. И я направился на свою третью прогулку по Окружной улице к Пролетарской улице.
Богоявленский Авраамиев монастырь
Самый старинный монастырь Ростова находится на берегу озера Неро примерно в трех километрах к северо-востоку от Ростовского Кремля. Считается, что он был образован в середине XIII-го века отшельником Авраамием. По легенде, он сокрушил языческого идола бога Велеса жезлом, полученным от Иоанна Богослова, возвел здесь первый храм и основал монастырь. Позднее в XVII-ом веке здесь был построен Богоявленский собор в ознаменование взятия Казани. По легенде, Иван Грозный посещал монастырь перед походом и взял с собой тот самый жезл. В середине XVII века при архимандрите Ионе возведены каменные Введенская и надвратная Никольская церкви.
Богоявленский собор
Главный собор древнейшего в Ростове Великом Богоявленском Авраамиевом монастыре был возведен в середине XVI-го века в честь взятия Казани. В этом смысле он является собратом Храм Василий Блаженного. Его реконструкция и восстановление продолжаются.
Никольская церковь
Эта надвратная церковь в Богоявленском Авраамиевом монастыре была возведена в конце XVII-го века. В советские времена была осквернена и полуразрушена. Сейчас, к счастью, восстановлена и сияет своей белизной
Введенская церковь
Эта церковь в Богоявленском Авраамиевом монастыре была возведена в середине XVII-го века архимандритом Ионой одновременно с построй Митрополичьего двора в Ростовском Кремле. Сейчас церковь приведена в порядок после запустения советских времен.
На пути к монастырю и обратно мне попались следующие достопримечательности.
Пожарная каланча
Очень жаль, что колокольня Крестовоздвиженской церкви используется явно не по назначению. О разрушенной церкви напоминает лишь деревянный крест у колокольни.
Церковь Смоленской иконы Божией матери
Она же — церковь Косьмы и Дамиана. Я увидел ее на пути к Богоявленскому Авврамиеву монастырю по Пролетарской улице. Надо свернуть в Перовский переулок. Вход в церковь был закрыт по причине ремонта.
Церковь Космы и Дамиана
Небольшая однокупольная церковь с колокольней в Перовском переулке была построена в конце XVIII-го на месте существовавшего здесь когда-то Космодамианского монастыря. В советские времена здесь были и казарма, и пионерский клуб, и жилые квартиры. Ремонт продолжается. Сейчас территорию церкви огораживают приличным забором…
Театр Ростова Великого
Здание театра с колоннадой используется для проведения концертов, фестивалей и шоу. Это, скорее, центр досуга, как я понял, театральной труппы не имеет.
Здание бывшей администрации фабрики Рольма
Исторический двухэтажный особняк конца XIX-го века, принадлежавший фабрике, а значит и ее владельцу ростовскому предпринимателю Алексею Кекину безусловно является достопримечательностью северной части Ростова. Немного таких домов сохранилось в городе, а этот дом — еще одно свидетельство немалых заслуг Кекина, который не только основал фабрику Рольма, и дал работу нескольким сотням ростовчан, но и построил здание гимназии, которое вполне могло бы быть использовано под университет, а также финансировал восстановление и приведение в порядок Ростовского кремля.
Фабрика Рольма
Фабрика Ростовской льняной мануфактуры Рольма по производству льняных тканей была основана ростовским предпринимателем Алексеем Кекиным в конце XIX-го века. Огромное трехэтажное кирпичное здание находится на улице Желябова по соседству с Богоявленским Аввраамиевым монастырем. Я был поражен размерами и степенью запустения этого здания, когда проходил мимо него в сторону монастыря. Она просуществовала около века, пока в конце 90-х годов XX-го века не обанкротилась из-за падения спроса на льняные изделия. Только в последние пять лет здесь вновь появилась жизнь, открылся торговый центр, фудкорт и кинотеатр, отреставрировано южное крыло здания, но все равно это лишь малая часть грандиозного здания — шедевра промышленной архитектуры XIX-го века. Здание внесено в список объектов культурного наследия России.
Гимназия имени А. Л. Кекина
Петербургский купец Алексей Леонтьевич Кекин завещал родному городу в конце XIX-го века весь свой капитал после преждевременной смерти своего единственного сына с условием постройки мужской гимназии, а в дальнейшем университета. Поэтому мы видим сейчас исполненное желание в виде великолепного здания, которым могли бы гордиться российские столицы. Удивительно его видеть в небольшом провинциальном городе! Несколько раз здание гимназии использовалось под госпитали. В советские времена школа-гимназия использовалась очень активно, работала в две смены, в 50-ые годы выпускала по семь 10-х классов!
Пролетарская улица
Возвращаясь из монастыря, я более внимательно осмотрел строения на этой улице, показавшиеся мне интересными, я запечатлел на фото.
Здесь произошел любопытный эпизод. Заглянув во двор кирпичной двухэтажки, я увидел деревянный сарай, крыша которого поросла мхом, выглядевшем очень импозантно. Такие сараи я помню из своего детства. Как-то летом я даже жил в таком сарае у бабушки, чтобы не стеснять ее в комнате. Так как палец у меня находился на спусковой кнопке фотоаппарата, я быстро щелкнул затвор и запечатлел сарай на фотоснимке.
Но эту мою операцию увидела немолодая женщина со второго этажа, которая не поленилась снять антикомариную сетку с открытого окна и обругать меня за это возмутительное с ее точки зрения действие! Она, конечно, приняла меня за корреспондента, и увидела угрозу от моего фотоснимка. Поэтому я услышал ее проклятия в мой адрес, в адрес местных властей и т. д. Смысл ее тирады заключался в том, что виноваты либералы во власти, а при коммунистах все было хорошо. Поначалу я от неожиданности опешил! Поэтому выслушал ее до конца. Потом попросил ее успокоиться и спросил, давно ли она здесь живет? Мой вопрос оказался в точку! Она оказалась не местная, приехала из Средней Азии (но внешность славянская), живет несколько лет. Откуда у нее такая ненависть к властям? Как-будто всю жизнь здесь промучилась, пользуясь старым сараем, построенным при советской власти, а новая власть уже тридцать лет не может его отремонтировать…