богоявленский храм рязанская область

Покинутые церкви. Часть 5

Заброшенная церковь несуществующего села:

Храм Богоявления Господня, Рязанская область

В Рязанской области (Ермишинский район) есть село Большое Ляхово, которое неэтично именуется на указателе как «Б.Ляхово». У поворота на Б. Ляхово мы не знали, что встретим здесь еще одну покинутую церковь.

богоявленский храм рязанская областьПокинутая церковь хорошо видна с дороги

Она стояла слева в двухстах метрах от автодороги Сасово – Ермишь на открытом пространстве и сразу привлекала внимание.

История церкви

До революции в этом месте было торговое село Богоявление, где регулярно проходила ярмарка. В конце XIX века на средства купцов были собраны средства для строительства этого храма.

В 1912-1913 годах здание церкви было построено. Оно выполнено в русско-византийском стиле. Церковь получила название Богоявления Господня (еще один вариант – Крещения Господня).

богоявленский храм рязанская областьЦерковь Богоявления Господня

После событий 1917 года церковь закрыли. Долгое время она использовалась как зернохранилище и склад. Село Богоявление со временем опустело. Теперь ближайшее село находится отсюда в двух километрах – это как раз Большое Ляхово, нынешний ориентир.

При этом в нескольких десятках метров от старой церкви идет строительство новой – небольшой, деревянной.

В 2012 году храм был передан в подворье Кадомского Милостиво-Богородицкого женского монастыря. 14 октября 2012 года в праздник покрова Пресвятой Богородицы состоялось первое за 80 лет богослужение. Его провели иерей Кадомского монастыря и настоятель Покровского храма села Нарма.

Современное состояние церкви

Сейчас храм с кладбищем числится в населённом пункте Большое Ляхово Азеевского сельского поселения Ермишинского района Рязанской области.

богоявленский храм рязанская областьЦерковь Богоявления Господня. Виден «скелет» главного купола

Тогда же начались работы по исправлению купола – ранее он, еще с обшивкой, заваливался. Теперь его укрепили, сняли обшивку, установили новый крест. Однако на этом работы (видимо, в связи с отсутствием финансов) закончились. Сейчас храм не восстанавливается, и только школьная парта возле алтаря, на которой стоят свечи и маленькие иконки, напоминает об интересе современников к этой церкви.

богоявленский храм рязанская областьИмпровизированный иконостас внутри церкви

Внутри заброшенная церковь расписана весьма необычно. Например, на одной из стен изображен мотив поцелуя Иудой Христа.

богоявленский храм рязанская областьРосписи на стенах внутри храма

Есть и другие оригинальные росписи.

богоявленский храм рязанская областьРосписи на стенах храма и их последующая порча богоявленский храм рязанская областьРоспись под куполом храма богоявленский храм рязанская областьРоспись на стенах храма. Святой похож на Николая Чудотворца богоявленский храм рязанская областьРоспись на стенах храма

Храм внутри очень светлый и просторный. Иконостас утрачен.

богоявленский храм рязанская областьОбщий вид храма изнутри

Более сильной половиной нашей команды была предпринята попытка забраться на верхние ярусы. Это оказалось невозможно – в храме нет внутренних лестниц. Есть только наружная лестница для обслуживания кровли.

богоявленский храм рязанская областьВид снизу вверх

На цоколе использовался гипс. Несущие своды здания – полые. Это значит, что при строительстве материал сэкономили, а конструкция все равно получилась прочной и надежной.

богоявленский храм рязанская областьПолость в стене

Внутри здания церкви стоит старый крест, снятый с центрального купола.

богоявленский храм рязанская областьСнятый с купола крест богоявленский храм рязанская областьОбщий вид. Крест слева

В церкви установили новые (относительно) железные двери. Видимо, это сделали для того, чтобы в храм нельзя было проникнуть.

богоявленский храм рязанская область

богоявленский храм рязанская областьЖелезные двери в церкви

Попытка защитить храм от вторжения – заколоченные окна.

богоявленский храм рязанская областьЗаколоченные окна

Приятно видеть, что на окнах сохранились оригинальные кованые решетки.

богоявленский храм рязанская областьКованые решетки на окнах

богоявленский храм рязанская область

богоявленский храм рязанская областьКованые решетки на окнах

Мы видим, что теперь, когда села рядом нет (ближайшее в двух километрах), функционировать полноценно эта заброшенная церковь вряд ли сможет. Ведь зданию нужно постоянное внимание, а самое главное – нужны прихожане. Современные реалии жизни продиктовали невозможность обеспечить такие условия.

Энтузиасты создали группу «ВКонтакте», посвященную истории храма. Там же предприняли попытку вести сбор на восстановление храма Богоявления.

Почитать о других покинутых церквях, встретившихся нам – здесь.

Источник

Богоявленский храм рязанская область

богоявленский храм рязанская область

богоявленский храм рязанская область

Поисково-исторический клуб «СтареЦ» запись закреплена

ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА БОГОЯВЛЕНИЯ
(с. Большое Ляхово, Ермишинский район, Рязанская область)

О селе, где размещён храм

С 1627 года существовало село Богоявление, где в XVIII веке выстроили деревянный храм Богоявления господня, а затем, с конца XIX века по 1911 год построен был каменный храм Богявления. По легенде, вдруг ни с того образовался холм, похожий на храм, и на нём выстроили церквушку, и за неожиданное явления назвали в честь Богоявления. Это было богатое торговое село, где проходила ярмарка, куда съезжались купцы из ближайших волостных и уездных центров Тамбовской и соседней Рязанской губернии. Село входило в Даниловскую волость Елатомского уезда Тамбовской губернии. Дорога от Сасово до Ермиши проходила мимо храма. В 1930-х годах во времена коллективизации большевики встретили сопротивление жителей села. Храм закрыли, часть жителей погибли в стычке, часть арестованы, часть насильно расселены по соседним деревням. Дорога была построена в обход села. В годы советской власти храм использовался изначально под склад зерна, а позже под склад химических удобрений. В 60-х годах, когда Хрущёв укрупнил колхозы, село Богоявление разъехалось, в 1984 году последнюю жительницу переселили в соседнее село Большое Ляхово, которое тогда находилось в двух километрах от Богоявления. Храм остался стоять заброшенный в чистом поле, вне населённых пунктов, и простоял так 28 лет, до пасхальных седьмиц 2012 года. В 2012 году храм наконец начали возрождать, а территория бывшего села Богоявление вместе с храмом и кладбищем вошла в состав села Большое Ляхово, а сам храм приписали к Милостиво-Богородицкому монастырю посёлка Кадом, потому что духовник сего монастыря архимандрит Афанасий был родом из Большого Ляхова.

Хронология событий возрождения храма

2013 год
Храм подвергся краже: были сворованы болгарка и циркулярная пила. Восстановление храма практически не велось. Проводились только водосвятные молебны в престольные праздники. В конце года окна были обиты плёнкой, чтобы снег не летел.

2014 год
21 февраля 2014 года трагически погиб благочинный Ермишинского благочиния и настоятель Архангельского храма посёлка Ермишь протоиерей Сергий Герасимов, и клирик Милостиво-Богородицкого монастыря иерей Николай Антонов, который возглавлял молебны в храме Богоявления, назначен настоятелем Архангельского храма посёлка Ермишь. Молебны в храме Богоявления стал возглавлять клирик Милостиво-Богородицкого монастыря посёлка Кадом иерей Михаил Егоров. Кроме престольных праздников в храме Богоявления прошло освящение куличей, яиц и пасок в субботу Страстной седьмицы 19 апреля, а также в день пресвятой Троицы 8 июня. Восстановление храма фактически было заморожено. Весной матушка из монастыря мне прислала смету: перечень и стоимость работ по восстановлению храма на общую сумму чуть более 4,5 миллиона рублей.

Источник

Богоявленский храм рязанская область

богоявленский храм рязанская область

богоявленский храм рязанская область

Поисково-исторический клуб «СтареЦ» запись закреплена

БРОШЕННАЯ СВЯТЫНЯ
(урочище Богоявление, Ермишинский район)

На востоке Рязанской области, по дороге в поселок Ермишь, у поворота на село Большое Ляхово возвышается пятиглавый храм необычной архитектуры. Заброшенный, обветшалый, он все ещё поражает своим величием.

Мы решили выяснить, как архитектурный шедевр оказался здесь, посреди поля, и почему стал никому не нужен. Но найти о нем информацию оказалось не так-то просто: в Интернете есть множество фотографий грандиозной заброшенной церкви, а вот узнать что-то об истории ее создания и последующего забвения удалось только после личного общения с местным краеведом.

НА ПЕРЕКРЁСТКЕ ДОРОГ

Ермишинский краевед Николай Аниськин буквально по крупицам собирал информацию о грандиозной святыне.

«На том месте, где сейчас стоит церковь, ранее располагалось село Богоявление, – рассказал он. – До 1923 года оно входило в состав Тамбовской губернии. Вероятнее всего, село было образовано в конце XVI – начале XVII веков и в документах значилось как Богоявленский погост. До революции здесь кипела жизнь, в XIX-XX веках в селе проживало от 500 до 800 человек. Через село пролегали важнейшие дороги – на Азеево, Елатьму, Касимов. Еженедельно здесь проходили ярмарки, которые собирали порой до 800 человек. Купцы из Касимова, Елатьмы и близлежащих сел торговали продуктами, деревянной посудой, предметами домашнего обихода. В 1885 году была открыта церковноприходская школа. В селе имелась деревянная церковь, однако к началу XX века она обветшала.

Прошение о строительстве нового храма в селе Богоявление было направлено в Тамбовскую епархию еще в 1898 году. Проект храма был разработан известным в те времена архитектором Феофилом Александровичем Свирчевским. Из-под его руки вышли проекты здания дворянского собрания, отличавшегося необычным внешним видом и богатым внутренним декором, музыкального училища и оригинальных домов в Тамбове, которые имели черты архитектуры модерна».

По задумке автора, храм должен был напоминать собор в Санаксарском монастыре города Темникова, который ныне располагается на территории Республики Мордовия, – с трапезной и высокой колокольней. Строительство храма началось в 1911 году. До начала Первой мировой войны было возведено основное здание храма, заложен фундамент под трапезную и колокольню, была сделана внутренняя роспись, остатки которой в некоторых местах сохранились.
«На ярмарку в Богоявление со всех сторон приезжали крестьяне, шли путники, ехали купцы с товарами, и задолго до появления самого села люди видели на горизонте сначала маковку с золотым крестом, а потом вырастал собор во всей своей красе, – продолжил краевед. – Однако грандиозный проект так и не был воплощен в жизнь: сначала строительство было приостановлено, так как началась Первая мировая война, средств не хватало, а затем грянула революция».

Когда пришли большевики и попытались провести коллективизацию, жители села подняли бунт, но долго сопротивляться они не смогли. Некоторые из них погибли, некоторые бежали, а оставшихся богоявленцев принудительно расселили по окрестным селам. На месте процветавшего села остался пустырь, посреди поля – грандиозные руины.

«Внутри церкви проводились восстановительные работы. Чтобы ее не разрушали вандалы, на входе были поставлены ворота, на окнах появились решетки, – поведал Николай Николаевич. – На основном куполе был установлен крест. Во время церковных праздников рядом с храмом проходят богослужения, водосвятные молебны, собираются жители всех окрестных деревень».

Однако на полное восстановление храма требуются огромные средства, поэтому древняя святыня продолжает сиротливо стоять в стороне от дороги, напоминая о былом процветании этих мест.

Источник

Богоявление, урочище. Церковь Богоявления Господня.

Богоявленская церковь; Крещенская церковь

Карта и ближайшие объекты

богоявленский храм рязанская область

Статьи

Адрес на 1917 г. Тамбовская губ., Елатомский у., Богоявленский пог. Современный адрес Рязанская обл., Ермишинский р-н, ур. Богоявление (1,5 км ЮВ с. Большое Ляхово)

С какой бы стороны ни ехала крестьянская подвода, ни шёл путник, ни ехали на ярмарку в село Богоявление купцы с товарами – отовсюду перед их взорами задолго до появления самого села подымалась в небе сначала маковка с золотым крестом, а потом вырастал во всей красе и весь собор.

Жестокая история не сохранила очень многого. Известно только, что стояло на Рязанской земле богатое торговое село Богоявление, называемое по имени величественного храма, построенного предположительно, в 18 веке на средства купцов, пожертвовавших средства на строительство от прибылей, полученных ими в торговых рядах. Очень им хотелось, чтобы храм был особенным, неповторимым. И у них получилось. Кто был архитектором – неизвестно, но храм был построен по уникальному проекту.

И как только не использовали его во все времена. И как хранилище для зерна и для скота и для какой-то техники. Сейчас же все запустело. Окрестные села переживают не самые лучшие времена в своей жизни. И эта красота, которая должна радовать глаз, остается никому не нужной. Восстанавливать храм, насколько известно, не собираются в ближайшее время. А в скором времени, думаю, уже и нечего будет восстанавливать.

Внутри храма, на боковых стенах у входов, сохранились фрески. На них изображены кресты с подвесками.

14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в церкви Богоявления в Ермишинском районе прошёл водосвятный молебен, сообщает «Ермишинский вестник». Богослужение провели иерей Кадомского монастыря отец Николай и настоятель Покровской церкви села Нарма отец Валерий. На молебне собрались жители всех окрестных деревень, многие приехали из райцентра.

Газета сообщает, что в прошлом году храму исполнилось 100 лет. Когда-то здесь было большое село, но теперь о нём мало что напоминает — жители покинули родные места полвека назад в поисках лучшей доли. Теперь заброшенная церковь стоит в открытом поле. В настоящее время храм Богоявления перешёл в собственность Милостиво-Богородицкого женского монастыря посёлка Кадом Касимовской епархии Русской Православной Церкви. Внутри церкви ведутся восстановительные работы, завезён пиломатериал, арматура, железо, на входе поставлены ворота, появились решётки на окнах.

http://mediaryazan.ru/news/detail/152937.html; http://www.youtube.com/watch?v=SklxmrSW9BE фильм

По 3-й ревизии 1761-1767 гг. в селе 26 дворов с 143-экономическими крестьянами. В XIX – XX вв. Богоявление славилось еженедельными базарами по четвергам, собирались из окрестных деревень более 800 человек. Торговали пенькою, хлебом, мясом, солью, дегтем, деревянной посудой, железными вещами, обувью, лыками и пр. Оборот составлял 1000 рублей серебром. Ярмарки бывали раз в году в 10-ю пятницу после Пасхи. Приезжали купцы из городов Елатьмы, Касимова, Кадома, Темникова и др. Торговали пенькою для канатных заводов сел Азеево и Сасово, красным товаром, сукнами, сахаром, железом, щетиной и пр. Оборот был 15 тысяч рублей серебром, собиралось до 1500 человек с окрестных селений.

По 9-й ревизии 1850 г. в Богоявлении имелись: государственные крестьяне 258 человек, 42 двора, церковь деревянная постройки 1761 года, сельское училище /1 учитель, 30 мальчиков/, содержавшееся на счет общества, сельская расправа, старшина, писарь, 2 постоялых двора, трактир, 5 лавок. Крестьяне занимались хлебопашеством и преимущественно мелочною торговлею на базаре, ходили бурлаками на барках.

В 1885 г. построили на средства церкви здание для церковноприходской школы. Пел церковный хор мальчиков. В 1910 – 1911 гг. построена каменная церковь, теплая, трехпрестольная – во имя Богоявления Господня, святого Николая и Покрова Пресвятой Богородицы. Бесстолпная симметричная пятиглавая церковь с отдельно стоящей колокольней живописно господствовала над окружающей местностью. Длина храма 29 м, ширина 23,4 м. В церковном приходе было 14 деревень. В Богоявлении находились пруды с плохой водой. В 1914 г. в Богоявлении 547 жителей, владевших 446,5 десятин надельной земли. В 1930-х гг. организован колхоз им. 1 мая, закрыта церковь.

В середине 1960-х гг. во время укрупнения колхозов население Богоявления разъехалось, в 1983-1984 гг. последнюю семью пересели в село Большое Ляхово. В открытом поле, в 200 м от шоссе стоит каменная Богоявленская церковь и кладбище, на котором продолжают хоронить из с. Азеева и соседних деревень, ранее относимых к её церковному приходу. Колокольня церкви не сохранилась. В церкви уцелели остатки настенной масляной живописи.

Дворов 527, душ муж. пола 2279, жен. пола 2333, великороссы и татары, последних более 5000, земледельцы, имеют полный душевой надел земли, а некоторые треть десятины надела.

В приходе 14 деревень: Торопово, 104 двора, душ муж. пола 510, жен. пола 513. Рюмино, 39 дворов, душ муж. пола 180, жен. пола 196. Костино, 57 дворов, душ муж. пола 306, жен. пола 346. Березинка, 11 дворов, душ пола…, жен. пола 58. Теренино, 9 дворов, душ. муж. пола 43, жен. пола 55. Азеево, …, душ муж. пола 85, жен. 73. Новогеоргиевское, 5 дворов. Шанурово, 13 дворов, душ муж. пола 57, жен. пола 62. Концево, 30 дворов, душ муж. пола 131, жен. пола 128. Илемкино, 20 дворов, душ муж. пола 69, жен. пола 73. … Поляны, 8 дворов, душ муж. пола 42, жен. пола 39. Мухины Поляны, 39 дворов, душ муж. пола 180, жен. пола 173. Большое Ляхово, 79 дворов. Малое Ляхово, 10 дворов.

Пруды с плохой водой, река Цна и лес в 5-7 верстах.

Школ: церковно-приходских две и земских две, все одноклассные, смешанные, в последних законоучителю по 60 руб. в год. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1817 года, библиотека в 120 томов периодических изданий.

Штат: два священника, диакон и два псаломщика. У причта земли 1 десятина 828 кв. сажень усадебной, 331 десятина 568 кв. сажень полевой, 14 десятин 421 кв. сажень неудобной, 22 десятины 365 кв. сажень луговой. Полевая земля близ села, луговая в 12 верстах от церкви. Земля дает годового дохода 1000 руб., братский годовой доход 1300 руб. Причтовый капитал 150 руб., церковный капитал 100 руб. Дома у причта собственные.

Источник

Недействующий храм Богоявления Господня в урочище Богоявление

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

богоявленский храм рязанская область

2012 год. Вид на церковь с юго-востока

Урочищами называют сейчас места, некогда обжитые, а ныне – покинутые. Одно из них, известное жителям Рязанской области, называется по имени церковного праздника – с тех пор, как здесь было село с названием «Богоявление». Ныне память о нем, а еще о людях, их вере – величественный храм среди чистого поля.

История строительства

Первые упоминания о Богоявлении – таково дореволюционное название села – встречается с середины XVII в. Первоначальным названием поселения было Погост, позже – Богоявленский Погост. Такое именование было связано с тем, что при Богоявленском, тогда еще деревянном, было кладбище. Местные земли, согласно документам были «исстари великих князей к той церкви жалованные», иными словами, принадлежали причту, служившему здесь.

Лишь на рубеже XIX-XX вв. начинается расцвет поселения: оно становится центром торговли, здесь проводятся немалые по местным масштабам базары, собирающие до 800 средней руки купцов, ремесленников. Кроме того, была ежегодная ярмарка – каждую десятую пятницу по Пасхе. Количество приезжавших сюда торговцев достигало уже более 2000. Именно тогда появляется новое название села – Богоявление, по имени церкви, ставшей центром не только духовной, но еще культурной, даже образовательной жизни: именно на местном приходе действовала одна из двух сельских школ, для которой на деньги прихожан даже было выстроено здание. А к концу XIX в. стал вопрос о постройке также каменного храма.

В 1898 г. крестьяне обратились за разрешением на постройку к епархии. Но начать возведение здания удалось только с 1911 г. – возможно, потому, что задумка строителей оказалась слишком масштабной, требуя немалых средств. Это должен был быть большой собор, архитектурная доминанта местности. Прихожане хотели, чтобы всякий подъезжающий к Богоявлению, издалека видел золоченый купол высокого здания.

До начала 1 мировой войны его почти удалось достроить: закончить основную часть церкви, начать строить трапезную и колокольню. Однако по недостатку средств завершить эти части здания не удалось. Но даже недостроенный, храм был не только высоким, но и вместительным: его длина составляет 29, а ширина 23,4 м.

богоявленский храм рязанская область

Рязанская область, Богоявление, урочище. Церковь Богоявления Господня. Общий вид в ландшафте

Архитектура

Зодчим, создавшим шедевр, стал Феофил Свирчевский, главный архитектор Тамбовской губернии. К тому времени на его счету – десятки гражданских зданий, включая оригинальные проекты местного института благородных девиц, дворянского собрания, а еще – больше 30 проектов церквей.

Полагают, что источником вдохновения для строителя стал собор Санаксарской обители г. Темникова: как он, Богоявленский имел пять главок, большую трапезную часть. Стиль его специалисты определяют как «эклектику», то есть смешение стилей. Действительно, сферический центральный купол явственно напоминает о византийском зодчестве, а луковичные главки, венчающие купола – черта древнерусской архитектуры.

Престолы

Их было три. Кроме центрального, Крещения Господня (Богоявления), храм имел престолы Покрова Пресвятой Богородицы и свт. Николая.

Приходская жизнь

К 1914 г. село насчитывало более 500 жителей, но к Богоявленскому относились еще 13 ближайших деревень, так что количество прихожан достигало нескольких тысяч.При церкви служили два священника, диакон, псаломщик.

богоявленский храм рязанская область

Когда был разрушен

Недостроенный храм стал жертвой антицерковных гонений начала XX в. Закрытию и разрушению его предшествовала ликвидация самого села. Известно, что при попытке советских властей закрыть Богоявленский, а на селе устроить колхоз, здесь начался крестьянский бунт. Подавить его удалось только военной силой: часть жителей погибли, многих арестовали.

А закрытая церковь сначала стала зернохранилищем, потом мастерской и даже скотным двором. Уже к началу 1930-х защищать церковь от закрытия было физически почти некому: оставшихся жителей стали планомерно оселять в ближайшие деревни.

Вот воспоминания одного жителя одного из ближайших сел, знакомого с историей закрытия Богоявленского (особенности орфографии сохранены): «Из тех кто участвовал в разорении храма никто не умер своей смертью. Некоторые надгробные плиты с могил священников были взяты на подпорки для домов — эти дома сгорели… Сейчас и ближайшее село Большое Ляхово почти всё вымершее и поля в запустении. БОГ поругаем не бывает!»

К 1960-м от села почти ничего не осталось. Когда началось «укрупнение» колхозов, большую часть жителей переселили отсюда в ближайшее село Большое Ляхово (последнюю семью – с 1980-х).

Современное состояние

Ныне полуразрушенный Богоявленский стоит на месте бывшего села. При нем сохранилось кладбище, которое все еще остается действующим: здесь, как в XIX в., хоронят своих усопших жители деревень, когда-то относившихся к местному приходу. Само здание постепенно разрушается, особенно катастрофические последствия – от постоянно протекающей кровли. Сейчас утрачены главки, кресты, на стенах пока просматриваются остатки росписи, сделанные по канонам классической живописи XIX в. Среди них еще можно различить:

Однако, приезжающие сюда отмечают крепость самого здания, стены которого от полного разрушения пока далеки. Официально храм относится теперь к селу Большое Ляхово – ведь Богоявления больше нет.

богоявленский храм рязанская область

Вид на алтарь. Фото 2008 года

Планы на восстановление и их реализация

Вернуть святыню Церкви удалось лишь менее 10 лет назад. Ныне она приписана к Милостиво-Богородицкому женскому монастырю, который находится в поселке Кадом.

На богослужение приехали десятки людей из ближайших сел, даже из районного центра. Тогда же начались подготовительные работы: установили решетки на окна, убрали мусор, привезли доски для замены полов. Впоследствии удалось начать восстановление центрального купола.

Однако из-за недостатка средств реставрация периодически останавливается. Поэтому к настоящему времени храм недействующий, не имеет настоятеля, постоянных прихожан.

— так написал о нем один из побывавших здесь путешественников. Давно нет села, его святыня – ныне руины. Но явственно чувствуется здесь присутствие Божие – недаром десятилетия безбожия так и не стерли из памяти название этого места – Богоявление.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *