богоявленский храм в москве площадь революции
Богоявленский храм в москве площадь революции
Храм Богоявления Господня, бывшего Богоявленского монастыря, в Китай-городе находится недалеко от Московского Кремля, между улицами Ильинка и Никольская.
От станции метро «ПЛОЩАДЬ РЕВОЛЮЦИИ»
(Арбатско-Покровская линия):
Выхода со станции два. Вам нужен выход, обозначенный следующей вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ НИКОЛЬСКАЯ, ИЛЬИНКА, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МАГАЗИНАМ: ГУМ, «ДЕТСКИЙ МИР», «ГОСТИНЫЙ ДВОР»». Поднимаетесь на эскалаторе, выходите из метро — и прямо перед Вами высокий, красивый храм.
От станции метро «КИТАЙ-ГОРОД»
(Калужско-Рижская или Таганско-Краснопресненская линии):
На этой станции сходятся две разные линии. Вне зависимости от того, по какой линии Вы приехали, нужно повернуть к выходу с лестницей (в отличие от противоположного выхода с эскалатором) под вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К НОВОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ: ИЛЬИНКА, МАРОСЕЙКА, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, ГОСТИНОМУ ДВОРУ». Поднимаетесь по лестнице, поворачиваете налево и идете к эскалатору. Поднявшись на эскалаторе и выйдя со станции, Вы оказываетесь в длинном переходе — Вам нужно повернуть налево и идти до конца, затем подняться по правому выходу на улицу. Прямо возле выхода из метро начинается улица Ильинка. Вам нужно идти по ней до Богоявленского переулка. Он будет вторым по правой стороне. Ориентиры: Биржевая площадь, Гостиный двор (угловое большое голубое здание), здание Торгово-промышленной палаты РФ абрикосового цвета. Повернув направо в Богоявленский переулок, Вы сразу увидите золотую главу храма.
От станции метро «ЛУБЯНКА»
(Сокольническая линия):
Приехав на станцию, идите к выходу, обозначенному вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: НА ПЛОЩАДИ: ЛУБЯНСКАЯ, НОВАЯ, К ТЕАТРАЛЬНОМУ ПРОЕЗДУ, К УЛИЦАМ: ПУШЕЧНАЯ, РОЖДЕСТВЕНКА, НИКОЛЬСКАЯ, Б. И М. ЧЕРКАССКИМ ПЕРЕУЛКАМ, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МУЗЕЮ ИСТОРИИ МОСКВЫ, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, АВИАКАССАМ, АПТЕКЕ № 1, УНИВЕРМАГУ «ДЕТСКИЙ МИР»». Поднявшись на эскалаторе, поверните налево и идите до выхода на улицу. Выйдя на улицу, Вы увидите перед собой Лубянскую площадь. Снова поверните налево на Никольскую улицу, которая начинается сразу около метро, и идите по ней до Богоявленского переулка (второй поворот налево). Вскоре Вы увидите храм Богоявления.
Богоявленский храм в москве площадь революции
В этот день в храме Богоявления Господня в нижнем Казанском храме в 8.00 – Часы, Божественная Литургия и панихида по отцу Георгию. По окончании желающие могут поехать на Домодедовское кладбище.
Беседы для молодёжи храма
2021-2022 гг. Беседы для молодёжи храма проводит иерей Павел Лизгунов по воскресеньям (один раз в две недели) 13:30 – 15:00 в приделе святого апостола Иакова нижнего храма.
Занятия состоятся: 31 октября, 7 и 21 ноября, 5 и 19 декабря. вход свободный
Темы бесед:
Храм Богоявления в Китай-городе объявляет набор в любительский церковный хор
Храм Богоявления в Китай-городе
объявляет набор
в любительский церковный хор
В любительский церковный хор принимаются лица православного вероисповедания с 16 до 45 лет, прошедшие собеседование с регентом и прослушивание, целью которого является выявление певческих и музыкальных способностей поступающего. Занятия в хоре проводятся 2 раза в неделю в вечернее время (с 18:00 до 21:00) согласно церковному календарю и включают знакомство с основами церковного устава, обучение практическим навыкам хорового церковного пения, изучение основ осмогласия и церковнопевческого обихода, сообщение музыкально-теоретических и богослужебно-практических сведений. По мере освоения участниками хора церковнопевческих навыков организуется участие в регулярных богослужениях в храме Богоявления.
Собеседование и прослушивание будут проводиться 6, 8, 15, 20, 22, 27, 29 октября с 17:30 по адресу: Москва-центр, метро «Площадь революции» (выход к улице Ильинка), Богоявленский пер., д. 2, стр. 3, территория храма Богоявления Господня б.Богоявленского монастыря, аудитория № 3 на втором этаже основного административного корпуса.
Записаться на прослушивание можно ежедневно по телефону регента Ирины Геннадьевны Нефедовой +7-963-770-35-70.
На собеседовании поступающий в хор отвечает на вопросы регента. На прослушивании поступающий поет по заданию регента короткое песнопение из числа песнопений, исполняющихся в храме всеми молящимися («Царю Небесный…», «Отче наш…», «Воскресение Христово видевше…», «Богородице Дево, радуйся!» и т.п.), затем под руководством регента поет несложные музыкальные фразы и определяет на слух количество взятых на фортепиано звуков.
Приветствуется знание основ музыкальной грамоты и начальный навык чтения церковно-славянского текста.
После прохождения собеседования и прослушивания поступающему сразу сообщается решение о зачислении или не зачислении в состав любительского церковного хора, а также дата начала занятий в хоре.
Церковно-певческие курсы объявляют набор слушателей на 2021–2022 учебный год на образовательную программу «Церковное пение»
Российский Православный университет
Факультет церковного служения
Церковно-певческие курсы
при храме Богоявления в Китай-городе
объявляют набор слушателей
на 2021–2022 учебный год
на образовательную программу
Занятия по программе проходят согласно расписанию (три вечера в неделю с 18:00 до 21:00) и учебному календарю и включают освоение слушателями вокально-хоровых навыков, усвоение необходимых теоретических сведений по православному вероучению, церковнославянскому языку, церковнопевческому обиходу, основам Устава, музыкальной грамоте и сольфеджио, постановке голоса.
Вступительные собеседование и прослушивание будут проводиться 29 сентября с 18:00 до 20:30, 6 октября с 19:30 до 21:00, 14 октября с 17:30 до 20:00, 20 октября с 18:00 до 20:00 по адресу: Москва-центр, метро «Площадь революции» (выход к улице Ильинка), Богоявленский пер., д. 2, стр. 3, территория храма Богоявления Господня б.Богоявленского монастыря, аудитория №3 на втором этаже основного административного корпуса. Записаться на прослушивание можно по телефону администратора курсов с 14:00 до 16:00.
Для поступления на основную годичную программу требуется музыкально-теоретическая и практическая певческая подготовка в объеме 4-х классов ДМШ. Не имеющие такой подготовки абитуриенты по результатам вступительных испытаний могут быть приняты на подготовительный курс.
Молебен перед началом учебного года будет совершаться 6 октября к 18:00 в приделе апостола Андрея Первозванного на северной галерее храма. Занятия начинаются с 11 октября согласно расписанию.
Справки по телефону: +7-962-951-78-86 Наталия Сергеевна Куприянова, администратор курсов
Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря
Богоявленский монастырь. Фото: longmandancer@btopenworld.com
Адрес: Богоявленский пер., 2
Богоявленский монастырь считается вторым по древности после Даниловского, хотя ряд исследователей считает Богоявленский все-таки первым монастырем в Москве.
Находился Богоявленский в самом центре Москвы. Но ежели не знать, где именно, то мечта этого, пожалуй, никогда и не найдешь. Впрочем, мы подскажем: вот выходите вы со станции метро «Площадь Революции» прямо в Богоявленский переулок. И через дорогу, напротив и чуть левее, видите чудеснейший – розовый с белым – храм в стиле так называемого «нарышкинского или московского барокко». Это Богоявленский собор – главный, да, собственно, и единственный сохранившийся храм монастыря. Но зато какой же он красивый!
Кстати еще одно свидетельство того, что вышли вы правильно: перед собором стоит памятник двум греческим монахам – братьям Лихудам. Казалось – с чего бы вдруг? Да с того, что именно они, и именно здесь, в Богоявленском монастыре, основали школу, которая впоследствии стала знаменитой Славяно-греко-латинской академией. А впоследствии ее преобразовали в Московскую духовную академию.
Много можно говорить о монастыре и о людях, чьи имена с ним связаны. Это и святитель Алексий Московский, и митрополит Филипп, и игумен Стефан, брат Сергий Радонежского…
Но вот что хочется сказать. С монастырем явно связана какая-то тайна, что-то особенное, не дошедшее до нас. Было нечто, что заставляло самих государей московских относиться к монастырю как-то по-особенному, с необыкновенным уважением.
После всех потрясений, пожаров, разграблений Москвы Богоявленский монастырь восстанавливался практически в первую очередь, причем именно по воле правивших государей. Почему?
Игумены Богоявленского в многочисленных церемониях коронаций московских князей и царей играли ключевые роли. Почему?
Не только цари, но и многие знатные лица жертвовали монастырь деньгами и вотчинами, да так, что и в этом смысле Богоявленский явственно выделялся среди прочих, не менее славных монастырей. И опять – почему?
С самых первых лет своего существования – а был монастырь возведен семьсот с лишним лет назад – был Богоявленский и главной боярской усыпальницей. Тут почили Шереметевы, Долгорукие, Репнины, Юсуповы, Салтыковы, Меншиковы, Голицыны… И снова вопросы…
Вот такой монастырь-загадка существовал когда-то там, где ныне сохранился лишь красавец Богоявленский собор…
Чем не повод, чтобы поклониться этому таинственному и святому месту?
Контакты: Богоявленского монастыря
Адрес: Богоявленский пер., 2
Как проехать:
От станции метро «Площадь революции»:
Выхода со станции два. Вам нужен выход, обозначенный следующей вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ НИКОЛЬСКАЯ, ИЛЬИНКА, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МАГАЗИНАМ: ГУМ, «ДЕТСКИЙ МИР», «ГОСТИНЫЙ ДВОР»». Поднимаетесь на эскалаторе, выходите из метро — и прямо перед Вами высокий, красивый храм.
От станции метро «Китай-город»:
На этой станции сходятся две разные линии. Вне зависимости от того, по какой линии Вы приехали, нужно повернуть к выходу с лестницей (в отличие от противоположного выхода с эскалатором) под вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К НОВОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ: ИЛЬИНКА, МАРОСЕЙКА, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, ГОСТИНОМУ ДВОРУ». Поднимаетесь по лестнице, поворачиваете налево и идете к эскалатору. Поднявшись на эскалаторе и выйдя со станции, Вы оказываетесь в длинном переходе — Вам нужно повернуть налево и идти до конца, затем подняться по правому выходу на улицу. Прямо возле выхода из метро начинается улица Ильинка. Вам нужно идти по ней до Богоявленского переулка. Он будет вторым по правой стороне. Ориентиры: Биржевая площадь, Гостиный двор (угловое большое голубое здание), здание Торгово-промышленной палаты РФ. Повернув направо в Богоявленский переулок, Вы сразу увидите храм.
От станции метро «ЛУБЯНКА»:
Приехав на станцию, идите к выходу, обозначенному вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: НА ПЛОЩАДИ: ЛУБЯНСКАЯ, НОВАЯ, К ТЕАТРАЛЬНОМУ ПРОЕЗДУ, К УЛИЦАМ: ПУШЕЧНАЯ, РОЖДЕСТВЕНКА, НИКОЛЬСКАЯ, Б. И М. ЧЕРКАССКИМ ПЕРЕУЛКАМ, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МУЗЕЮ ИСТОРИИ МОСКВЫ, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, АВИАКАССАМ, АПТЕКЕ № 1, УНИВЕРМАГУ «ДЕТСКИЙ МИР»». Поднявшись на эскалаторе, поверните налево и идите до выхода на улицу. Выйдя на улицу, Вы увидите перед собой Лубянскую площадь. Снова поверните налево на Никольскую улицу, которая начинается сразу около метро, и идите по ней до Богоявленского переулка (второй поворот налево). Вскоре Вы увидите храм Богоявления.
Схема проезда:
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Храм Богоявления Господня в Китай-городе
Адрес: Богоявленский пер., 2/6, стр. 4
Телефон: (495) 698-37-71
И.о. настоятеля – протоиерей Андрей Геннадьевич Нефедов
Храм Богоявления Господня в Китай-городе запись закреплена
На сайте храма выложено расписание богослужений на ноябрь.
Также вы можете скачать расписание в pdf формате здесь или через сайт.
Напоминаем, что по воскресным дням исповедь начинается в 9 часов, часы и Литургия в 9.30, накануне – всенощное бдение в 18 часов.
Показать полностью.
По средам в 18.00 молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Казанская» в нижнем приделе.
Храм открыт ежедневно с 8 часов до окончания вечернего богослужения.
Не забывайте, что посещение храмов возможно только в средствах индивидуальной защиты (в масках и перчатках). Просьба соблюдать дистанцию 1,5 метра.
Храм Богоявления Господня в Китай-городе запись закреплена
В этот день в храме Богоявления Господня в нижнем Казанском храме в 8.00 – Часы, Божественная Литургия и панихида по отцу Георгию. По окончании желающие могут поехать на Домодедовское кладбище.
Храм Богоявления Господня в Китай-городе запись закреплена
Беседы для молодёжи храма проводит иерей Павел Лизгунов по воскресеньям (один раз в две недели) 13:30 – 15:00 в аудитории № 4 келейного корпуса
Занятия состоятся: 31 октября, 7 и 21 ноября, 5 и 19 декабря
Вход свободный
Показать полностью.
Темы бесед:
христианская апологетика: почему мы православные?
актуальные вопросы современного богословия;
чтение и обсуждение Священного Писания;
христианская аскетика: основы святоотеческого учения о духовной жизни;
семейная жизнь православного христианина.
Храм Богоявления Господня в Китай-городе запись закреплена
Церковно-певческие курсы при храме Богоявления в Китай-городе объявляют набор слушателей на 2021–2022 учебный год на образовательную программу «Церковное пение».
Российский Православный университет, факультет церковного служения.
Показать полностью.
Занятия по программе проходят согласно расписанию (три вечера в неделю с 18:00 до 21:00) и учебному календарю и включают освоение слушателями вокально-хоровых навыков, усвоение необходимых теоретических сведений по православному вероучению, церковнославянскому языку, церковнопевческому обиходу, основам Устава, музыкальной грамоте и сольфеджио, постановке голоса.
Вступительные собеседование и прослушивание будут проводиться 29 сентября с 18:00 до 20:30, 6 октября с 19:30 до 21:00, 14 октября с 17:30 до 20:00, 20 октября с 18:00 до 20:00 по адресу: Москва-центр, метро «Площадь революции» (выход к улице Ильинка), Богоявленский пер., д. 2, стр. 3, территория храма Богоявления Господня б.Богоявленского монастыря, аудитория №3 на втором этаже основного административного корпуса. Записаться на прослушивание можно по телефону администратора курсов с 14:00 до 16:00.
Для поступления на основную годичную программу требуется музыкально-теоретическая и практическая певческая подготовка в объеме 4-х классов ДМШ. Не имеющие такой подготовки абитуриенты по результатам вступительных испытаний могут быть приняты на подготовительный курс.
Молебен перед началом учебного года будет совершаться 6 октября к 18:00 в приделе апостола Андрея Первозванного на северной галерее храма. Занятия начинаются с 11 октября согласно расписанию.
Необходимые документы:
1) Прошение о приеме на образовательную программу (заполняется на месте)
2) Рекомендация Настоятеля храма или духовника с подписью священника и печатью храма
3) Копия паспорта (разворот с фотографией, страница с актуальной регистрацией по месту жительства)
4) Копия документа об образовании (аттестат, диплом)
5) Копия свидетельства о крещении
6) 4 фото 3Х4
Справки по телефону: +7-962-951-78-86 Наталия Сергеевна Куприянова, администратор курсов
vladimirdar
Блог о моих ощущениях этого Мира
Размышления о себе, других и Мире.
Богоявленский монастырь является, пожалуй, самым первым и древнейшим монастырем Москвы (однако, есть альтернативная точка зрения, что первым был все же Данилов) и был основан благоверным князем Даниилом Александровичем, младшим сыном святого Александра Невского и первым князем Москвы, при котором она стала самостоятельным удельным княжеством, выделившись из Владимирского.
О дате основания Богоявленского монастыря нет точных достоверных сведений. Принята условная – 1296 год, когда Даниил принял титул князя Московского, но основан он мог быть между 1296 и 1304 годом, то есть при жизни князя Даниила.
Великий князь Даниил Московский
03.
Монастырь встал на посаде (который еще не был обнесен крепостной стеной Китай-города), где селились ремесленники и купцы и где раскинулся главный московский торг. Отсюда первое обозначение монастыря – «что за Торгом». Потом появилось более определенное название – «что за Ветошным рядом»: здесь торговали мехами (по-старинному, ветошью), а рядами назывались традиционные московские торговые прилавки. Вход же в обитель до конца XVII века был со стороны Ветошного переулка, что любопытно.
04.
Источник
Троицкий собор Свято-Троице Сергиевой Лавры.
05.
Здесь же проходил послушание и потом принял постриг боярский сын Елевферий Бяконт – будущий святитель Алексий Московский. В декабре 1352 года, он был поставлен епископом Владимирским, а на следующий год святитель Алексий стал митрополитом и опекуном малолетнего великого князя Дмитрия Ивановича. Со времен Алексия в монастыре переписывались и переводились книги, которые привозили греческие монахи, приезжавшие в Москву. Для них Богоявленский монастырь был подворьем. Так, при Дмитрии Донском из Константинополя прибыл старец Дионисий и, принятый с честью, остановился в Богоявленском монастыре по приказу государя – это был будущий святитель Дионисий, архиепископ Ростовский.
Монастырь чудом уцелел в 1382 году, когда хан Тахтомыш, бесчинствуя в Москве в отместку за Куликовскую битву, лично повелел запалить Богоявленскую обитель. Однако, монастырь сгорел вместе с посадом в 1451 году при нашествии ордынского царевича Мазовши, и был восстановлен помощью великого князя Василия II. Обитель сильно пострадала в пожаре 1547 года, случившемся через полгода после венчания Ивана Грозного на царство.
Храм Богоявления Господня в Богоявленском монастыре. 1883 год.
Смутное время не обошло стороной Богоявленский монастырь. Он оказался в эпицентре боев за Китай-город в марте 1611 года и осенью 1612 года, а поляки разграбили и сожгли обитель, так что первые Романовы стали вновь отстраивать ее на пепелище.
В 1645 году царь Алексей Михайлович повелел игумену монастыря Пафнутию совершить перенесение в Москву чудотворного образа Спаса Нерукотворного из Хлынова, где от него исцелился слепец и начались многие чудеса. Именно эта икона, по преданию, оставила имя кремлевским Спасским воротам, через которые ее с крестным ходом проносили в Кремль, на поклонение в Успенский собор, а затем через них же выносили в Новоспасский монастырь к освящению его собора (прежде ворота назывались Фроловские). Игумен Ферапонт во время венчания на царство Алексея Михайловича подавал ему бармы (оплечье, великокняжеская, царская регалия), скипетр и «яблоко», а потом обедал в Грановитой палате. Игумен Корнилий, став митрополитом Казанским, устроил близ Богоявленского монастыря Казанское подворье, а потом в сане митрополита Новгородского хоронил патриарха Никона в Ново-Иерусалимском монастыре. Игумен Амвросий участвовал в венчании на царство государя Федора Алексеевича и подносил ему шапку Мономаха. Игумен Никифор принимал участие в поставлении патриарха Адриана, облагодетельствовавшего Богоявленскую обитель.
В 1624 году был построен новый каменный собор под покровительством Романовых. Однако полностью замысел воплотился лишь в конце XVII века, когда при патриархе Адриане для Богоявленского монастыря настали его лучшие времена. По его благословению в 1690-х годах был выстроен изумительный собор в стиле «нарышкинского» или «московского барокко», который дожил до наших дней. Изящный храм венчала традиционная московская «луковица», а великолепие ему придавал богатейший декор и причудливое сочетание белокаменной резьбы и красных стен. В строительстве участвовала и царица Наталья Кирилловна. Только имя автора осталось неизвестным, но Богоявленский собор часто сравнивают с церковью Троицы в Лыкове, которую строил Яков Бухвостов.
09.
Богоявленский собор имеет два яруса. В нижнем устроили теплую церковь в честь Казанской иконы Божией Матери – в память о чудесном спасении Москвы и России в 1612 году. Рядом было и Казанское подворье. К тому же патриарх Адриан прежде был митрополитом Казанским, и храм напоминал ему о чудесном обретении иконы в Казани. Он сам освятил эту придельную церковь в 1693 году, которая стала усыпальницей для многих знатный фамилий России. Главный престол в честь Богоявления – в верхнем ярусе, с великолепным иконостасом – был освящен чуть позже, в 1696 году. А на следующий год был освящен придел святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси, Московского чудотворца, – в память о великом иноке, которого называли тем «семенем святым», на котором зиждется обитель Богоявления.
«Бунташный» XVII-й век (время войн и бунтов в России) сложился для обители благоприятно. Продолжались щедрые вклады. Князь Юрий Петрович Буйносов-Ростовский, воевода Новгорода, который помогал патриарху Никону строить Иверский монастырь, имел обширный двор на Никольской. В 1672 году его племянница боярыня Ксения Репнина подарила этот двор монастырю. Территория монастыря расширилась вдвое, и он получил выход на Никольскую улицу, где были построены первые святые ворота монастыря с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Богоявленский монастырь был разделен на две половины: в южной стоял соборный храм, настоятельские покои и братские кельи, в северной – хозяйственные помещения. Считается, что в одну половину был запрещен вход женщинам, и именно поэтому в XVIII веке построили вторые ворота.
Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи. Литография К.Эргот. На этом месте в 1905г. был построен доходный дом монастыря.
11.
Угловая башня (XVII век) Богоявленского монастыря в Китай-городе. Рисунок академика Нисевина. 1871 год. М.П.Кудрявцев. МОСКВА-ТРЕТИЙ РИМ. Москва.1994.
12.
Во время разорения Москвы Наполеоном монастырь занял под резиденцию один из наполеоновских маршалов, что чудом спасло обитель от разорения и гибели. В 1830 году церковь Бориса и Глеба на колокольне была переосвещена в честь Спаса Нерукотворного и обновлена на частные пожертвования, чтобы летом служить в ней ранние заупокойные обедни. В эту церковь из настоятельских келий провели крытую галерею, и церковь стала называться домовой архиерейской. Монастырь славился своим особенным, благочестивым богослужением, и его любили посещать москвичи.
История Богоявленского монастыря во второй половине XIX века тесно связана с афонскими обителями. В 1867 году в Москву из русского Пантелеймонова монастыря на Афоне была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница» и с ней другие святыни: частицы святых мощей целителя Пантелеймона, крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Гроба Господня. Иеромонах Арсений, доставивший их в Москву, остановился в Богоявленском монастыре, и святыни были выставлены для поклонения в его соборе. Желающих приложиться к ним собралось великое множество, так что храм с утра до вечера был переполнен молящимися, стекавшимися со всей России.
В 1873 году в соборе был устроен придел во имя святого Пантелеймона, и в том же году для святынь на Никольской улице выстроили Афонскую часовню при Богоявленском монастыре. Ее настоятелем стал тот же иеромонах Арсений. Однако маленькая часовня стала со временем тесной для всех желающих приложиться к святыням. Было решено построить новую.
Часовня Святого Пантелеймона (справа, за Китай-городской стеной) у Владимирских ворот. 1884 год.
16.
После смерти иеромонаха Арсения ее настоятелем стал иеросхимонах Аристоклий (Амвросиев), возлюбленный москвичами и недавно причисленный к лику святых. Богоявленская обитель дозволяла афонским насельникам, оказавшимся в Москве, совершать в своем соборном храме богослужения в дни великих афонских праздников иконы Божией Матери «Скоро послушница» и целителя Пантелеймона, причем в них участвовала и вся братия обители во главе с настоятелем. Чудотворная икона Пантелеймона из этой снесенной величественной часовни ныне находится в церкви Воскресения в Сокольниках.
В начале века, когда проводили калориферное отопление внутри храма, уничтожили захоронения с надгробиями и следы древних, ценных для археологии сооружений. Дальше – хуже. В 1905 году, невзирая на протесты Московского археологического общества, была снесена старинная надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи ради строительства на ее месте выгодного доходного дома (см. фото выше), а вместо нее в храме устроили новый одноименный придел.
Л.А. Беляев. Древние монастыри Москвы по данным археологии. РАН. Институт археологии. Москва. 1995.
М.П. Кудрявцев. МОСКВА-ТРЕТИЙ РИМ. Москва.1994.
Елена Лебедева. БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКВЕ «Памятник благочестия». Портал «Православие.Ru». 18.01.2008