богоявленский собор в коломне
Богоявленский собор в коломне
Церковь Богоявления-в-Гончарах в Коломне поистине уникальна. Она – единственная из городских святынь, избегшая поругания в пору атеистических гонений. Здесь никогда не прерывались молитва, богослужение и приходская традиция, здесь сохранилось драгоценное собрание реликвий и церковного искусства, вечное поминовение благотворителей совершается с XVII века.
Наш храм – «родовое гнездо» святителя Филарета Московского (память 2 декабря). Здесь служили его прадед, дед и родной брат. Тут родился и сам святитель, здесь его крестили, здесь прошли первые годы жизни святого.
В конце 1920-х годов Богоявленский приход возглавлял священному ченик Иаков Бриллиантов – один из лучших преподавателей Закона Божия в Московской губернии и составитель акафиста иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Отец Иаков пострадал за Христа в 1937 году (память 2 декабря).
Многие годы в конце XIX – начале XX вв. церковным старостой и главным благотворителем храма был известный купец – создатель знаменитой коломенкой пастилы – Петр Карпович Чуприков.
В советские годы храм был кафедральным для митрополитов Крутицких и Коломенских.
В наше время приход продолжает развиваться. Действуют воскресная школа для детей, молодежный краеведческий клуб, отделение библейско-богословских курсов Коломенской семинарии, кружок церковного пения, библиотека духовной литературы. При храме действует семейная община трезвости «Вера».
Богослужения совершаются ежедневно:
утром в 7.00, вечером в 17.00.
Богоявленский собор в коломне
День недели
Чья совершается память
Время
Богослужение
Понедельник
1 ноября
Седмица 20-я по Пятидесятнице.
Прор. Иоиля. Мч. Уара и с ним семи учителей христианских.
07.00
Утреня. Часы. Божественная Литургия. Благодарственный молебен.
17.00
Вечерня. Молебен с акафистом сщмч. Харалампию.
Вторник
2 ноября
Вмч. Артемия.
07.00
Утреня. Часы. Божественная Литургия.
17.00
Молебен с акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Среда
3 ноября
Прп. Илариона Великого.
07.00
Утреня. Часы. Божественная Литургия.
17.00
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ.
Четверг
4 ноября
Казанской иконы Божией Матери.
07.00
Часы. Божественная Литургия.
17.00
Вечерня. Молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу.
Пятница
5 ноября
Апостола Иакова, брата Господня по плоти.
07.00
Утреня. Часы. Божественная Литургия.
17.00
Вечерня. Утреня. Лития.
Суббота
6 ноября
Димитриевская родительская суббота.
07.00
Часы. Божественная Литургия. Панихида.
17.00
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ.
Воскресенье
7 ноября
Неделя 20-я по Пятидесятнице.
Мчч. Маркиана и Мартирия.
06.30
Часы. Божественная Литургия (ранняя). Молебен. Лития.
09.00
Часы. Божественная Литургия (поздняя). Лития.
17.00
Вечерня. Акафист святителю Филарету митр. Московскому и Коломенскому.
Понедельник
8 ноября
Седмица 21-я по Пятидесятнице.
Вмч. Димитрия Солунского. Воспоминание великого и страшного трясения.
07.00
Утреня. Полиелей. Часы. Божественная Литургия. Благодарственный молебен.
17.00
Вечерня. Молебен с акафистом сщмч. Харалампию.
Вторник
9 ноября
Мч. Нестора Солунского.
07.00
Утреня. Часы. Божественная Литургия.
17.00
Молебен с акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Среда
10 ноября
Свт. Димитрия, митр. Ростовского.
07.00
Утреня.Полиелей. Часы. Божественная Литургия.
17.00
Вечерня. Молебен с акафистом свт. Спиридону Тримифундскому.
Четверг
11 ноября
Прмц. Анастасии Римляныни. Прп. Аврамия затворника.
07.00
Утреня. Часы. Божественная Литургия.
17.00
Вечерня. Молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу.
Пятница
12ноября
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии.
07.00
Утреня. Часы. Божественная Литургия.
17.00
Вечерня. Молебен с акафистом Божией Матери.
Суббота
13 ноября
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха.
07.00
Утреня. Часы. Божественная Литургия. Водосвятный молебен. Панихида.
17.00
Всенощное бдение.
Воскресенье
14 ноября
Неделя 21-я по Пятидесятнице.
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских.
06.30
Часы. Божественная Литургия (ранняя). Молебен. Лития.
09.00
Часы. Божественная Литургия (поздняя). Лития.
17.00
Понедельник
15 ноября
Седмица 22-я по Пятидесятнице.
Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора и Анемподиста.
07.00
Утреня. Часы. Божественная Литургия. Благодарственный молебен.
17.00
Вечерня. Молебен с акафистом сщмч. Харалампию.
Вторник
16 ноября
Обновление храма вмч. Георгия в Лидде.
07.00
Утреня. Часы. Божественная Литургия.
17.00
Молебен с акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Среда
17 ноября
Прп. Иоанникия Великого. Сщмчч. Никандра, еп. Мирского, и Ермея пресвитера.
07.00
Утреня. Часы. Божественная Литургия.
17.00
Вечерня. Молебен с акафистом свт. Спиридону Тримифундскому.
Четверг
18 ноября
Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России.
07.00
Утреня. Полиелей. Часы. Божественная Литургия.
17.00
Вечерня. Молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу.
Пятница
19 ноября
Свт. Павла, патриарха Константинопольского, исповедника.
07.00
Утреня. Часы. Божественная Литургия.
17.00
Вечерня. Молебен с акафистом Божией Матери.
Суббота
20 ноября
Мчч. 33-х, в Мелитине пострадавших. Прп. Лазаря Галисийского.
07.00
Утреня. Часы. Божественная Литургия. Водосвятный молебен. Панихида.
17.00
Всенощное бдение.
Воскресенье
21 ноября
Неделя 22-я по Пятидесятнице.
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
06.30
Часы. Божественная Литургия (ранняя). Молебен. Лития.
09.00
Часы. Божественная Литургия (поздняя). Лития.
17.00
Вечерня. Акафист св. Архистратигу Михаилу.
Понедельник
22 ноября
Седмица 23-я по Пятидесятнице.
Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница».
07.00
Утреня. Полиелей. Часы. Божественная Литургия. Благодарственный молебен.
17.00
Вечерня. Молебен с акафистом сщмч. Харалампию.
Вторник
23 ноября
Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия.
07.00
Утреня. Часы. Божественная Литургия.
17.00
Молебен с акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Среда
24 ноября
Мчч. Мины, Виктора, Викентия и мц. Стефаниды.
07.00
Утреня. Часы. Божественная Литургия.
17.00
Вечерня. Молебен с акафистом свт. Спиридону Тримифундскому.
Четверг
25 ноября
Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского.
07.00
Утреня. Часы. Божественная Литургия.
17.00
Вечерня. Молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу.
Пятница
26 ноября
Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского.
07.00
Утреня. Часы. Божественная Литургия.
17.00
Вечерня. Молебен с акафистом Божией Матери.
Суббота
27ноября
Апостола Филиппа. Заговенье на Рождественский
(Филиппов) пост.
07.00
Утреня. Полиелей. Часы. Божественная Литургия. Водосвятный молебен. Панихида.
17.00
Всенощное бдение.
Воскресенье
28 ноября
Неделя 23-я по Пятидесятнице.
Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Начало Рождественского поста.
06.30
Часы. Божественная Литургия (ранняя). Молебен. Лития.
09.00
Часы. Божественная Литургия (поздняя). Лития.
17.00
Вечерня.
МОЛЕБЕН С АКАФИСТОМ ИИСУСУ СЛАДЧАЙШЕМУ О СОЗДАНИИ СЕМЬИ.
Понедельник
29ноября
Седмица 24-я по Пятидесятнице.
Апостола и евангелиста Матфея.
07.00
Утреня. Полиелей. Часы. Божественная Литургия. Благодарственный молебен.
17.00
Вечерня. Молебен с акафистом сщмч. Харалампию.
Вторник
30 ноября
Свт. Григория чудотворца, еп. Неокесарийского.
07.00
Утреня. Часы. Божественная Литургия.
17.00
Молебен с акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Среда
1декабря
Мчч. Платона и Романа.
07.00
Утреня. Часы. Божественная Литургия.
17.00
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ.
Четверг
2 декабря
Свт. Филарета, митр. Московского.
Священномученика Иакова Бриллиантова.
07.00
Часы. Божественная Литургия.
17.00
Вечерня. Молебен с акафистом свт. Филарету митр. Московскому и Коломенскому.
Пятница
3 декабря
Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы.
07.00
Утреня. Часы. Божественная Литургия.
17.00
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ.
Суббота
4 декабря
Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК.
07.00
Водосвятный молебен. Часы. Божественная Литургия.
Крестный ход.
17.00
Всенощное бдение.
Воскресенье
5 декабря
Неделя 24-я по Пятидесятнице.
Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа и мц. равноап. Апфии.
06.30
Часы. Божественная Литургия (ранняя). Молебен. Лития.
09.00
Часы. Божественная Литургия (поздняя). Лития.
17.00
Вечерня. Акафист прп. Сергию, игумену Радонежскому.
Богоявленский собор в коломне
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Храм Богоявления Господня в Коломне
Считалось, что богослужение «отодвинуто» на самую окраину города. А на деле получилось как раз наоборот. Богоявление замыкало сказочную панораму Коломны, раскрытую вдоль Москвы-реки. И все, кто проезжал мимо по железной дороге, видели этот чудесный силуэт: лазоревый храм с белоснежной отделкой и золотыми главами. Гончарский храм символично воплотил в себе краски коломенского герба: лазурь, белизну и золото. Именно он и стал на многие годы символом Коломны, воплощением её духовной жизни. Не одно десятилетие эта приходская церковь выполняла обязанности городского собора, была кафедрой Митрополита Крутицкого и Коломенского. Невозможно представить Коломенский Посад без этих стен, несущих в себе следы архитектурных стилей XVII, XVIII и XIX веков.
История этого храма уходит гораздо глубже – ко временам расцвета Русского Средневековья. После 1300 года, когда Коломна входит в состав Московского княжества, начинается стремительное развитие города. Кремль и Посад окружаются богатыми пригородными сёлами. В их числе – и Бабышево, издавна принадлежавшее великим княгиням Московским. Позднее оно станет центром Гончарной слободы.
А на первых порах это село даже не имело названия. Иван Калита в своём завещании в 1339 г. оставляет супруге и младшим детям «2 селе коломеньские». Возможно, что это – Репенское и Бабышево. Во всяком случае, внук Калиты – св. Димитрий Донской – записывает во второй духовной грамоте (апрель-май 1389 г.) на имя супруги Евдокии: «А на Коломне мои примысл Самоилецев починок з деревнями, Савельевский починок, Микульское село, Бабышево, Ослебятевское, а то княгини моеи. А что ея село Репеньское и прикуп то ея и есть».
При постройке каменно-кирпичного Коломенского Кремля крестьянами, переселёнными из своих сёл в пригородные слободы, в церковь был перенесён громадный образ Нерукотворного Спаса. Скорее всего, на рубеже XVI-XVII вв. церковь сгорела и сменила своё посвящение. Об этом сохранилось предание в старинном иерейском роду Дроздовых, из которого происходил великий церковный деятель XIX в. митрополит Филарет. Вот отрывок из проповеди святителя, сказанной именно в Гончарах: «…В древнейшие времена существовал здесь деревянный Зачатьевский храм, в котором с древнего времени находилась пожертвованная из деревни Митяево икона Нерукотворного Образа Спасителя; после пожара, истребившего в селе Бобышево и деревянный храм Зачатьевский, икона была найдена чудесно сохранённою в пепле. В воспоминание сего и построена была вместо сгоревшей Зачатьевской церкви другая – в честь Нерукотворного Образа Господня»…
Так, грозным пламенем пожара начинается новая страница истории Гончарной слободы. Вместо прежнего храма, строится новый – Спасский. Сохранилось много свидетельств о существовании Спасского храм, в основном это надписи на священных предметах и тексты из церковных архивов. Первым церковным предметом, определённо связанным с бабышевским храмом, можно назвать оклад первой половины XVII века. На нём была вычеканена следующая надпись: «Сия святая икона Нерукотвореннаго Образа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа во изображение пречистаго лица Его, а писана и украшена, обложена и обнизана в похвалу и славу Великолепнаго, устроен престол во граде Коломне, на Бабышеве обещанием многогрешнаго раба Своего гостинныя сотни Василия Михайлова сына Волкова в лето 7156 (1648)». На звоннице появился новый колокол с надписью: «Лета 1767 февраля 9-го дня лит сей колокол к церкви Богоявления Господня и Всемилостивого Спаса… лил мастер Семен Возжухин… Нерукотворенного Образа и Введения Пресвятыя Богородицы того прихода прихожанин, а в том колоколе старинной вкладчины 7161 /1653/ году гостинной сотни Матрены Петровны дочери Волковой 30 пуд, данной ею в вечное поминовение». В XVIII в. его перелили, но записи были повторены, отчего эти сведения и дошли до нас. Интересно, что храм неизменно именуется сложным именем – Спасский-Богоявленский-Введенский!
Еще одно свидетельство, на сей раз, о первом бабышевском священнике – отце Иоанне. На первых трёх листах Евангелия 1657 года издания можно прочитать следующую надпись: «7167(1659) году месяца иуня в 1 сие святое Евангелие, кроме распятия и Евангелистов; построил грешнои священник Иоанн Сергеев». Через 7 лет на среднике задней доски упомянутого Евангелия было отчеканено: «В лето 7176(1668) января 23 построено сие Евангелие, на Коломне в церковь Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Образа».
В 1680 году закладывается новый, на сей раз каменный храм, который был освящен только в 1689 году. Вот текст с одного из напрестольных крестов церкви: надпись эта удивительная – в ней один и тот же храм упоминается под двумя названиями: «В лето от создания мира 7188, а от Рождества Христова 1680-е в граде Коломне, что на посаде, в Гончарах, основана каменная церковь Божия во имя Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а святится в лето от мироздания 7197, а от Рождества Христова 1689, индикта 10-го, месяца июля в 7 день во имя Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при державе Благочестивейших Великих Государей и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержавцев при великом господине Кир Иоакиме, патриархе Московском и всея России, а освящен Преосвященным Никитою, Архиепископом Коломенским и Каширским».
Прежде Богоявленская церковь не отапливалась, поэтому зимой служба переносилась в соседнюю деревянную. Исследователи XIX в. не смогли найти упоминаний об этом храме ранее середины XVIII столетия, но, вероятно, он был заложен одновременно с каменным. Комплексы зимних каменных и летних бревенчатых церквей характерны для того времени. Первое упоминание о зимнем деревянном храме относится к 1751 году. Названа «другая церковь Входа во храм Пресвятыя Богородицы». Иногда святыни упоминались вместе: «града Коломны церкви Богоявления Господня да Введения Пресвятыя Богородицы». На фотографии виден столб, вероятно поставленный на месте разобранной деревянной Введенской церкви.
В 1755 году Коломна пережила новую эпидемию холеры. С этого времени перестали хоронить на приходских погостах (во избежание заразы и по недостатку места). Появилось общегородское кладбище у Рязанской заставы при церкви Петра и Павла. Защитником города во время эпидемии считался священномученик Харалампий. Со времён великого мора и начинается особое почитание этого святого в Коломне. А икона с его изображением хранилась в Богоявленской церкви. Ниже я расскажу еще одну, достаточно забавную историю, связанную с этим святым и Богоявленской церковью.
В Богоявленском храме служили священниками прадед и дед святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Самое древнее упоминание о родственниках святителя Филарета в Коломне относится к 1751 г. в городских документах упоминается Афанасий Филиппов, священник церкви Богоявления в Гончарах, прадед Митрополита Филарета. Сам Филарет был крещен в этой церкви (в 1792).
В 1800 году к новому духовному пастырю Коломны, Высокопреосвященному митрополиту Московскому и Коломенскому Платону обратились Богоявленский настоятель иерей Никита Афанасьев (дед Филарета) с прихожанами купцами: Герасимом Ивановичем Свиридовым и Галактионом Космичём Курчевским с просьбой о дозволении построить при церкви приделы Введения Богородицы во храм и священномученика Харалампия, а также новую колокольню (с разборкой старых трапезной и колокольни). Таким образом, после перестройки в одном из приделов сохраняется престол прежнего зимнего храма, а другой посвящен памяти чтимого святого. У Герасима Ивановича Свиридова были свои причины чтить память именно этого мученика. Рассказывали, что, не надеясь выиграть спорное дело, купец дал обет в случае удачного исхода все вырученные деньги обратить на постройку храма в честь того святого, на день которого выпадет суд. И так случилось, что дело было удачно разрешено 10 февраля, когда празднуется память святого Харалампия.
С тех пор вид храма с его колоннами и портиками относится к эпохе классицизма. Но даже сквозь строгие покровы новой архитектуры пробивается пышное узорочье «московского барокко». Особенно заметно оно в упругом сплетении золочёного пятиглавия. Главный световой барабан охвачен четырьмя «глухими», а главки венчаются узорчатыми «процветшими» крестами с нарядными цатами-полумесяцами.
Большим художественным достоинством отмечена четырехъярусная колокольня в стиле классицизма, с развитым восьмигранным основанием и цилиндрическим верхом
Радикальные изменения коснулись только новых частей. Древние же объёмы в основе своей сохранились, в том числе алтарные росписи XVIII века. Они недавно были обнаружены под поздними записями и отреставрированы.
Внутренний интерьер церкви украшают старые иконостасы: главный пятиярусный, характером близкий к тябловым, строгих форм позднего барокко, и небольшие придельные — конца XIX в. Того же времени киоты, паникадила, металлическое ограждение солеи. Академическая настенная живопись неоднократно поновлялась.
В трапезной устроены два придела: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя священномученика. Харлампия.
С 1929 по 1932 гг. настоятелем храма был священник Иаков Бриллиантов, расстрелянный в 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой (память 2 декабря). 21 августа был арестован еще один священник церкви Александр Павлович Миролюбов. Расстрелян 14 октября того же года.
При Богоявленской церкви работает воскресная школа для детей, попечение о пациентах детского противотуберкулезного санатория, православное молодёжное движение, общество трезвости.
За 350 лет своего существования Богоявленская церковь не единожды меняла свой облик, изменялось и внутренне убранство церкви. В начале 21-го века храм вновь переживает очередной этап обновления. С 1999-го года здесь ведется реставрация росписи сводов приделов храма и его центральной части. Реставраторы очищают его от копоти, реставрируют живопись, старые изображения исполняются по новым эскизам.
Ведется обновление храма с фасада: его облачают в ярко-голубую «ризу», дополняя белым обрамлением. С 2000-го года ведется работа по реставрации икон, многие из которых датированы 18-м веком. За период с 2000 по 2004 гг. было отреставрировано порядка двадцати икон из киотов и иконостаса церкви, а также аналойные иконы.
В сентябре 2004 года была начата плановая работа по обновлению росписей алтаря. В ходе расчистки от грязи и копоти от стены отошел слой краски, под которым был обнаружен фрагмент древней росписи. Реставраторам пришлось снять до 7-ми слоев более поздней живописи, не столь оригинальной и ценной. Зато открывшиеся композиции, сохранность которых достигала 95 %, поразили даже опытных художников. Специалисты утверждают, что найденные росписи на библейские и евангельские сюжеты относятся к XVIII веку. Не исключено, что именно эту живопись видел в детстве святитель Филарет, будущий Митрополит Московский.
В 2005-2006 г. отреставрированы росписи на стенах четверика храма. В это же время очистили от многолетней копоти все четыре паникадила, позолотили, добавили недостающие детали и установили новые свечи для электролампочек. В 2009 году отреставрирован купол колокольни с главкой, купол храма. Все пять глав Богоявленского храма покрыты позолотой.
Протоирей Олег Пэнэжко «Храмы и монастыри города Коломны» часть 1 Владимир 2011
Николай Михайлович Карамзин «История государства Российского том VI «Золотая аллея» 1993