богоявленский собор в ярославле
Церковь Богоявления (Ярославль)
Церковь Богоявле́ния — православная церковь в Ярославле. Построена в 1684-1693 году на средства купца гостиной сотни Алексея Зубчанинова. Известна фресковой росписью и изразцовым убранством фасадов.
Содержание
История [ править ]
Дата постройки: 1684-1693 гг. Роспись 1692-1693 г.г. Первоначально на месте церкви располагались посадские дворы. В XVI в. это место отошло Спасскому монастырю. Он поставил здесь деревянный храм и конюшенный двор, а в XVII в. после «Смутного времени» поселил здесь слуг и зависимых людей. Так возникла Богоявленская слободка.
Ныне существующему храму предшествовала деревянная церковь Богоявления, самые ранние упоминания о которой относятся к XIII веку.
Каменный храм строился в конце XIX века на средства ярославского купца «гостинной сотни» Алексея Зубчанинова, потомка «закладчиков» Спасского монастыря. Это одна из первых бесстолпных церквей Ярославля, в архитектурной композиции которой чувствуется влияние московского зодчества того периода. Пятиглавый, без подклета, с галереями — приделами с трех сторон, с восьмигранной шатровой колокольней, храм выделяется нарядной отделкой фасадов и полихромными изразцами. Размещение и цветовая гамма их строго подчинены архитектуре памятника. С московскими памятниками эту церковь сближает впервые примененный в Ярославле прием покрытия центральной части здания двумя рядами кокошников с четырехскатной кровлей. На ней высокие глухие барабаны с изящными луковичными главами.
Храм расписан ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Плехановым Федором Игнатьевым. В XIX в. храм был обнесен оградой, перестроено западное крыльцо. Памятник отреставрирован в советское время.
Церковь Богоявления занимает одно из главных мест в архитектурном ансамбле Которосльной набережной — панораме города со стороны московской дороги. Кроме того, церковь Богоявления — главная архитектурная доминанта одной из центральных площадей города — Богоявленской (б. Подбельского), которую ограничивает с южной стороны.
Современное состояние [ править ]
Описание [ править ]
Бесстолпный пятиглавый храм, без подклета, перекрыт сводом. Барабаны с главами стоят на крупных декоративных кокошниках. С юга к храму примыкает придел вологодского святого Дмитрия Прилуцкого, с севера — придел в воспоминание Страшного суда Христова. Внутреннее пространство основного куба освещено девятью высокими окнами.
Церковь была расписана в 1693 году артелью Дмитрия Григорьева и Фёдора Игнатьева.
Деятельность прихода [ править ]
При храме действуют:
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, г. Ярославль, пл. Богоявления 12
Паломнику [ править ]
Будни (в дни церковных праздников):
Храм Богоявления Господня
Богоявленская церковь, она же Храм Богоявления Господня появилась в каменном виде около Спасо-Преображенского монастыря в самом конце 17 века. Это прекрасное православное сооружение было воздвигнуто, так же как и многие ярославские храмы, на купеческие деньги. В данном случае средства в это произведение архитектуры вложил состоятельный Алексей Зубчанинов. По своей красоте и монументальности – это практически последний объект завершающий «золотой век» храмового строительства в Ярославле (см. Храмы Ярославля)
Богоявленский храм на Богоявленской площади Ярославля
История храма
К концу 17 века принимается решение о возведении каменного храма взамен деревянного, и это строительство, как уже упоминалось, осуществляется в течение 9 лет на деньги купца первой гильдии А. Зубчанинова, который проживал в этой же слободе и считался потомком одного из спонсоров сооруженного ранее Спасо-Преображенского монастыря. Зубчанинов занимался продажей качественной кожи и имел 24 торговые точки. Дело его процветало, а строительство храмов всегда считалось богоугодным делом, которое к тому же обеспечивало и божье покровительство. Похоронен А.Зубчанинов был на Спасо-Преображенском Некрополе.
Богоявленский храм с ночной подсветкой
А возведенный с его помощью храм с момента основания существовал, как и все посадские храмы, только на собственные средства, поступавшие с торговли свечками, с треб, с кружечного сбора, ну и, конечно же, на частные пожертвования. На дотации у государства церковь никогда не состояла. Да и численность церковного прихода была довольно невелика. Лучшие времена храма пришлись на конец 18 века, тогда приход составлял порядка 200 человек.
В 19 столетии у церкви Богоявления появилось ограждение и притвор с резным крыльцом со стороны главного фасада. В 80-е годы 19 века другой ярославский купец – В.Кузнецов – спонсировал крупномасштабный ремонт храмового сооружения, в результате которого первоначальный вид строения несколько видоизменился.
Храм в 19 столетии
Во время революционных событий, а точнее при подавлении Ярославского антибольшевистского восстания 1918 года, здание церкви Богоявления сильно пострадало от артобстрелов. Больше всего досталось южному приделу. Новая власть средств на восстановление храма не выделяла, а прихожане были мало обеспечены, к тому же борьба с религией велась в городе по всем фронтам.
В середине 30-х годов 20 столетия церковь неожиданно признается ценным объектом архитектуры и заносится в соответствующий список. Тем не менее, западная паперть храма была превращена в автомастерскую с гаражом, что ухудшило и без того тяжелое состояние здания.
Бережного отношения и частичного восстановления церковь дождалась в начале 50-х годов, когда власти начали проявлять некоторое внимание к историческим архитектурным объектам. Полноценное же реставрационное обновление храма началось в самом начале 21 столетия, когда были восстановлены фасады с изразцовыми орнаментами, кровля и т.д. В вернувшейся к первозданному облику церкви опять стали проходить службы.
Богоявленская церковь. Фрагмент
Но в этом прекрасном храмовом творении сегодня можно попасть не только на богослужение, но и на экскурсию, так как оно числится к тому же и филиальным отделением Ярославского музея-заповедника.
Архитектурные особенности храма
Храм Богоявления Господня стал объединяющим и доминирующим объектом архитектуры и уникальным украшением, как Богоявленской площади, так и Которосльной набережной. Легкая, гармоничная и нарядная квадратная церковь привлекает туристическое внимание не только своей историей, но и уникальным архитектурным исполнением, и внутренней росписью.
Надо отметить, что на внешний вид и на архитектурные особенности церкви большое влияние оказало современное тому периоду московское зодчество. Богоявленский храм является бесстолптым и безподклетным, и в этом отношении это одно из первых подобных архитектурных храмовых сооружений города.
На московское влияние в архитектуре этого сооружения указывает перекрытие основной храмовой площади посредством двух рядов кокошников и четырехскатная кровля. Луковичные главы как бы взлетают ввысь на высоких глухих изящных барабанах. Эти барочные главки появились на барабанах взамен деревянных после пожара 1753 года. Барабаны и карнизы облицованы изразцовыми орнаментами, которые добавляют праздничное настроение в итак довольно нарядное церковное оформление.
Главки на барабанах, ряды кокошников и изразцы в оформлении верха храма
Храм является пятиглавым. По трем его сторонам традиционно размещены закрытые галереи, оборудованные как приделы, а на северо-западной стороне пристроена восьмигранная шатровая Колокольня. Наружные фасады привлекают внимание декоративной отделкой с обильным использованием полихромных изразцов с растительными орнаментами.
Вид на Богоявленский храм со стороны Колокольни
Вытянутые горизонтально повторяющиеся декоративные ленты изразцовых орнаментов, как на карнизах и барабанах, как бы очерчивают основные силуэтные очертания храма. Вертикальные изразцовые мотивы имеют замкнуто-центрические рисунки и зрительно удлиняют высоту сооружения.
Количество и качество русской керамики 17 века в виде поливного изразцового декора пяти цветов и пятивариантных рисунков при оформлении данного храма уникально и неповторимо.
Изразцовое богатство Богоявленской церкви
Внутреннее оформление храма
Ввиду того, что храм был сооружен бесстолпным, его внутренний объем кажется более свободным и просторным. Лишенное купольного свода потолочное перекрытие усиливает это ощущение, так же как и наличие девяти больших оконных проемов.
Все стены храма расписаны ярославскими мастерами, работой которых руководили, как считается, местные «бригадиры» Д.Плеханов и Ф.Игнатьев. Роспись сводов отличает монументальный размах и интенсивный цветовой колорит.
Фрагменты стеновой росписи
Богатейшим расписным ковром смотрятся храмовые стены, сохранившие насыщенный красочный колорит иконописных и растительно-декоративных фресок. Наиболее часто здесь встречаются оттенки золотистого, голубого и красного цветов. А расписанные стены в основном иллюстрируют жизнеописание Христа на основе Евангелие. Около 100 сюжетов показывают ключевые моменты жизни и страданий Иисуса, начинаясь известной проповедью Иоанна Крестителя и заканчиваясь событием Тайной вечери.
Крест Голгофы над иконостасом
Сомкнутый потолочный свод основного храма четко разделен на четыре части, соответственно четырехскатному кровельному покрытию. Образующиеся таким образом треугольники содержат крупные иллюстративные картины евангельских празднеств: Воскресение, Вознесение и Успение. Центральное место отведено Предвечернему совету с изображением Христа и Саваофа, Троицы и Богоматери, Иоанны Предтечи и Голгофского креста, задающего центральную ось иконостасу.
Роспись потолочного свода
Шестиярусный церковный иконостас, который как считается, находится здесь с самого начала, вполне может конкурировать с росписью стен по красоте и мастерству исполнения. Выполнен он и установлен уже в начале 18 столетия и являет собой пример модного тогда украинского барокко. Его позолоченная резьба с виноградными гроздьями очень стильно сочетается с фресковыми стенами и создает ощущение гармонии, покоя и незыблемой красоты. Фигуры ангелов, украшающие центральную иконостасную часть, несколько грубоваты и близки к народному творчеству. В начале 19 века нижний ярус иконостаса был переделан.
Святынями храма является список «Неупиваемой чаши». Также особо почитаются частицы мощей и иконы святых Пантелеймона и Матроны Московской, Николая Угодника, Ярославских Василия и Константина, и т.д.
Режим посещений храма
Храм, считающийся одной из главных жемчужин не только Ярославля, но и всего Золотого кольца России, пользуется паломническим и туристическим спросом. Поскольку он является действующим храмом, то в нем проводятся богослужения по будням и по выходным дням. Храм открыт для посещений с 9.00 до 16.00 все дни, кроме понедельника и вторника.
Главки Богоявленского храма в небе Ярославля
Но, все-таки, перед планируемым посещением лучше сверить время работы с официальным сайтом, особенно это касается праздничных дней. Кстати, у храма есть группа в Контакте, где можно ознакомиться с интересными новостями, увидеть фотографии и видеоролики, узнать полное расписание богослужений.
Богоявленская церковь в Ярославле
Церковь Богоявления в Ярославле, построенная в конце семнадцатого века, была последней в ряду прославленных шедевров архитектуры и монументальной живописи «золотого века» Ярославля.
История
На том месте, где стоит церковь Богоявления, издавна строили свои дворы жители Ярославля. Краеведы девятнадцатого — двадцатого веков утверждают, что деревянная церковь на этом месте существовала то ли в одиннадцатом, то ли в тринадцатом веке, но никаких документальных подтверждений о существовании церкви в то время не найдено. В начале шестнадцатого века эти земли были пожалованы Спасскому монастырю. Не позднее тридцать девятого года шестнадцатого века здесь была построена деревянная церковь Богоявления. Она дала название Богоявленской слободе.
Богоявленская церковь в Ярославле
Каменную церковь Богоявления взялся строить житель Богоявленской слободы ярославский купец Алексей Зубчанинов. Имя жертвователя указывалось в храмозданной летописи на восточной стене алтаря, ныне не сохранившейся: «Сострой сию святую церковь по обещанию своему ярославец гостиной сотни Алексий Авраамов сын Зубчанинов». Мы знаем об этом только благодаря исследователям древнерусской старины конца девятнадцатого — начала двадцатого века, которые процитировали не сохранившееся ныне летописное клеймо в алтаре.
Строилась церковь Богоявления с восемьдесят четвертого по девяносто третий год семнадцатого века. Освящался храм постепенно, очевидно, по мере построения. Еще в процессе строительства основного храма в 1686 году при митрополите Ростовском и Ярославском Ионе Сысоевиче был освящен придел Дмитрия Прилуцкого. В девяносто третьем году семнадцатого века освятили главный престол и только через четыре года — придел в воспоминание Страшного суда.
Главный престол в центральном храме посвящен двунадесятому празднику Богоявления или Крещения Господня. Южный придел, освященный во имя преподобного Дмитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца, служил теплой зимней церковью. В двухтысячном году придел этот переосвящен в честь святых благоверных князей Василия и Константина, ярославских чудотворцев. У северного придела очень редкое, а возможно, даже уникальное посвящение — в воспоминание Страшного суда Христова. Узкий и тесный, он явно не предназначался для обычных приходских служб. И хотя функции придела не вполне ясны, очевидно, что ему придавалось особое символическое значение в общем замысле церкви.
Нарядная церковь вызывала восхищение своей легкой своеобразной архитектурой и отделкой. В остальном она на протяжении всей своей истории была обычным приходским храмом. Весь штат церкви содержался на собственные средства прихода, так как церковь долгое время не имела руги. Жила она частными пожертвованиями, иногда копеечными, а иногда и весьма щедрыми, кружечным и кошельковым сбором, свечной торговлей. Документы консистории всегда отмечали, что церковь «утварью достаточна».
Богоявленская церковь в Ярославле
Приход церкви всегда был невелик. Больше всего прихожан было здесь в конце восемнадцатого века — почти двести человек. Но даже этот малочисленный приход находил средства и возможности для разнообразных ремонтов и переделок храма.
Из-за трещин на сводах в приделе Дмитрия Прилуцкого, которые грозили обрушением здания, в тридцатом году девятнадцатого века его значительно перестроили. Было сделано новое перекрытие, проход из центрального храма в придел заложили. Взамен него устроили отдельный вход с запада с крыльцом, в точности повторявшим крыльцо центрального храма. Над алтарной частью придела возвели главку. Тогда же был заложен дверной проем между колокольней и западной галереей, и устроен отдельный вход на колокольню с улицы.
ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ
в Ярославле
Находится на Богоявленской площади — на въезде в зону ЮНЕСКО со стороны Москвы, напротив Спасо-Преображенского монастыря.
Пятиглавый каменный храм построен в 1684−93 на месте древней деревянной церкви, упоминавшейся еще в XIII в., купцом гостиной сотни Алексеем Абрамовичем Зубчаниновым. Церковь бесстолпная, пятиглавая, без подклета, с трех сторон окружена галереями, обращенными в приделы. С северной ее стороны находился придел в воспоминание Страшного Суда, с южной — теплый придел во имя Димитрия Прилуцкого. У северо-западного угла восьмигранная невысокая шатровая колокольня.
Точная дата создания росписи неизвестна. Надпись в алтаре около горнего места сообщает лишь дату освящения храма митрополитом Ростовским Иоасафом — 2 июля 1693.
По-видимому, в 1693 роспись была завершена, а начата в 1692. Авторство богоявленской росписи не установлено. Стилистическая неоднородность композиционно-образного и цветового строя росписи указывает на участие в ее выполнении представителей двух разных художественных артелей. Живопись сводов исполнена с большим монументальным размахом, в интенсивной и звучной цветовой гамме и, по всей вероятности, принадлежит артели Дмитрия Григорьева Плеханова — выдающегося ярославского мастера, исполнявшего царские и митрополичьи заказы. По каким-то причинам эти мастера были отозваны, и, вероятно, работу на стенах завершили в более сдержанной манере ярославские художники средней руки. В 1800-е нижний ярус стенописей и подзор были поновлены в клеевой технике Семеном Степановым Завязошниковым. В 1860-е была поновлена живопись в алтаре, в 1950-е красочный слой во всем храме был укреплен и промыт В. Брюсовой и А. Рогозиным.
Роспись состоит из 320 сюжетных клейм и сохранилась практически полностью. Схема росписи церкви Богоявления отличается от современных ей декоративных ансамблей Ярославля сдержанностью в выборе тематики. Она лишена апокрифических, ветхозаветных и литературных сюжетов и ограничена тремя основными циклами: евангельским, апостольским и литургическим. Ввиду отсутствия световых барабанов основную идейно-эмоциональную роль в живописном убранстве интерьера храма выполняет сомкнутый свод, паруса которого разделены интенсивными разгранками на четыре части. В каждый из образующих свод треугольников мастерски вписаны крупные по масштабу композиции евангельских праздников.
В восточном секторе изображение Новозаветной Троицы с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей ( «Предвечный совет»). Величественные фигуры Христа и Саваофа в царских коронах, сидящие на троне, образованном херувимами, окружены белой глорией ( славой), которая зрительно заменяет изображение в куполе. Крест Голгофы в этой композиции служит осевым центром иконостаса. Пирамидальная схема построения повторяется и в росписи трех остальных сводов, посвященным центральным евангельским событиям — Воскресению, Вознесению и Успению.
Композиционным центром этих сцен служит фигура Христа, окруженная золотистой глорией. В «Воскресении» она повторяется дважды, в сценах « Живоносного восстания из гроба» и «Сошествия во ад». Последняя привлекает внимание своим подчеркнуто оптимистическим звучанием и смелым цветовым решением. Христос стоит на вереях ада и подает руку восстающему из гроба Адаму. Архангел Михаил победным жестом ввергает в ад Сатану. На черном фоне преисподней четко выделяются цепи, гвозди, ключи и скобы, символизирующие рабство греха.
Стены церкви разбиты на 9 ярусов, верхний из которых начинается в нижней части сводов, отчего перелом плоскостей при примыкании свода к стене зрительно не ощущается, и свод кажется выше. Шесть изобразительных ярусов ( а на западной стене семь) — сюжетные, их ширина от 1,2 до 2 м. Седьмой ярус северной и южной стен представляет собою пояс травного орнамента шириной 1,5 м, повторяющегося также на подоконниках. Далее следуют храмоздательская летопись ( 0,43 м) и традиционный подзор из полотенец ( 0,8 м).
Живопись стен включает в себя один из самых обширных в русской фреске ( ок. 100 композиций) евангельский цикл, посвященный жизни и страданиям Иисуса Христа. Евангельскими сюжетами, начиная с «Проповеди Иоанна Крестителя» и кончая « Тайной вечерей» и «Омовением ног», заняты шесть верхних ярусов. В седьмом ярусе расположены изображения Страстей Христовых.
На оконные откосы вынесены сцены проповедей и мученических кончин святых апостолов, размещавшиеся в ярославских росписях, как правило, на столпах. Горизонтальные сюжетные фризы росписи заходят на оконные арки. Последние не лишены, однако, своих традиционных эмблематических украшений ( Саваоф, ангел « Благое молчание», Вседержитель, Троица и ангелы с зерцалами на фоне клубящихся облаков), которые смещены здесь в самые верхние, замковые части арок. В арке западного портала изображен оглавный Деисус, в арке северного портала — Спас на убрусе. На откосах порталов ангелы, охраняющие вход.
Иконографическая схема росписи просторного помещения алтаря включает следующие композиции. В центральной конхе « О тебе радуется», в конхе жертвенника « Се Агнец», в конхе диаконника « Иако за царя всех подымем»; на стенах литургические сцены — на западной стене над входным порталом « София премудрость Божия», между порталами дважды повторено изображение Богоматери в образе Царицы Небесной в окружении ангелов, несущих свитки ( т.н. «Источник милосердия»).
В зените центрального портала « Евхаристия», по сторонам — московские митрополиты. На западной стене жертвенника « Литургия Григория Богослова», в зените портала « Бог Саваоф», по сторонам епископы Казанские и Новгородские. На западной стороне диаконника сцена « Возношение Евангелия» ( «Малый вход»), в зените портала ангел « Благое молчание», по сторонам портала св. Спиридон Тримифунтский и Ростовские епископы.
Нарядный резной золоченый шестиярусный иконостас в стиле украинского барокко относится к началу XVIII в. Основным мотивом его резного орнамента являются виноградные гроздья, очень близкие к формам живой природы. Центральная часть иконостаса во всех ярусах украшена фигурами ангелов, выполненными в грубоватой народной манере. Переделанный в начале XIX в. нижний ярус иконостаса — «насыпной». Его узор, напоминающий парчу, создан окрашенным песком, насыпанным на деревянную основу, покрытую слоем клея. Большинство икон для иконостаса, первоначально тяблового, были написаны в 1684−91 Семеном Спиридоновым Холмогорцем и его братом Василием.
В 1830, 1844 и 1858 храм подвергался переделкам, коснувшимся в основном глав и южного придела. В 1833 церковь с трех сторон была обнесена каменной оградой.
В 1930 церковь Богоявления закрыта и передана Госмузею. В 1999 возвращена Русской Православной Церкви.
В 2000-е годы настоятелем храма служил будущий епископ Переславский, а затем митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор ( Казанов).
Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.
История
Дата постройки: 1684-1693 гг. Роспись 1692-1693 г.г. Первоначально на месте церкви располагались посадские дворы. В XVI в. это место отошло Спасскому монастырю. Он поставил здесь деревянный храм и конюшенный двор, а в XVII в. после «Смутного времени» поселил здесь слуг и зависимых людей. Так возникла Богоявленская слободка.
Ныне существующему храму предшествовала деревянная церковь Богоявления, самые ранние упоминания о которой относятся к XIII веку.
Каменный храм строился в конце XVII века на средства ярославского купца «гостинной сотни» Алексея Зубчанинова, потомка «закладчиков» Спасского монастыря. Это одна из первых бесстолпных церквей Ярославля, в архитектурной композиции которой чувствуется влияние московского зодчества того периода. Пятиглавый, без подклета, с галереями — приделами с трех сторон, с восьмигранной шатровой колокольней, храм выделяется нарядной отделкой фасадов и полихромными изразцами. Размещение и цветовая гамма их строго подчинены архитектуре памятника. С московскими памятниками эту церковь сближает впервые примененный в Ярославле прием покрытия центральной части здания двумя рядами кокошников с четырехскатной кровлей. На ней высокие глухие барабаны с изящными луковичными главами.
Храм расписан ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Плехановым Федором Игнатьевым. В XIX в. храм был обнесен оградой, перестроено западное крыльцо. Памятник отреставрирован в советское время.
Церковь Богоявления занимает одно из главных мест в архитектурном ансамбле Которосльной набережной — панораме города со стороны московской дороги. Кроме того, церковь Богоявления — главная архитектурная доминанта одной из центральных площадей города — Богоявленской (б. Подбельского), которую ограничивает с южной стороны.
Храм имеет три престола. Главный престол посвящен двунадесятому празднику Богоявления или Крещения Господня. Южный престол освящен во имя благоверных ярославских князей Василия и Константина, северный — в честь Страшного суда Христова.