болгарское подворье в москве официальный сайт расписание богослужений
Храмы Подворья
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах словно драгоценный камень, небольшой по размерам, вкраплен в старые улочки Москвы.
Первые упоминания о деревянном Успенском храме, построенном в слободе гончаров, относятся к началу XVII века. В это время Заяузье было ограничено с востока Земляным Валом, с единственными воротами на Таганской площади, а плотность населения района становится одной из самых высоких в Москве. Здесь очень компактно были расположены различные дворцовые ремесленные слободы, практически у каждой из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив Успенского храма стоит Никольский. Тогда церковь называлась «Успения Пресвятой Богородицы, что в Спасской слободе в Чигисах», что связано с располагавшейся здесь в древности слободе при Спасо-Чигасовском монастыре, просуществовавшем до середины XVII века. Необычное название монастыря произошло от имени игумена Чигаса, основавшего его в 1483 году.
В 1654 году местные гончары построили себе новый каменный однопрестольный Успенский храм. В 1702 году успенский придел был перестроен, на месте разобранного притвора была построена трапезная с приделом Тихона, епископа Амафунтского. Между 1764—1774 годами была построена трёхъярусная колокольня в стиле послепетровского барокко. В эти же годы храм приобрёл окраску, которую можно увидеть и на современном храме.
Храм святителя Николая на Болвановке
На высоком Таганском холме, между улицами Нижняя и Верхняя Болвановская (ныне Радищевская), в 1697-1712 годах была построена Церковь святителя Николая на Болвановке. Болвановские улицы, именовались по слободе мастеров, живших здесь и делавших «болванки» — для изготовления головных уборов или металлических отливок. Деревянная же церковь во имя Николая Чудотворца на Болвановке известна по окладной книге 1632 года и названа «новоприбыльной», то есть вновь построенной.
Начало строительства каменной одноярусной церкви с небольшой трапезной и отдельно стоящей колокольней относится к 1682 году и осуществлялось «по благословению святейшего Иоакима Патриарха, по прошению приходских людей».
В 1702 году на средства, пожертвованные князьями Гагариными храмы расширили, а в 1712 году возвели два дополнительных яруса. Последний строительный этап осуществлялся при непосредственном участии замечательного русского зодчего Осипа Старцева.
На протяжении 18 века церковь неоднократно повреждалась пожарами, после которых ее ремонтировали. Так, в 1753 году выгорела верхняя церковь, а в 1773 году пострадал весь храм и даже обрушилась кровля. Восстановление храма завершилось осенью 1773 года, ремонт же верхней церкви Петра и Павла продолжался в течение еще пяти лет.
Болгарское подворье в москве официальный сайт расписание богослужений
Расписание богослужений в храме Богоявления на ноябрь 2021 (скачать файл): rb.pdf
Святого пророка Иоиля. Святого мученика Уара.
Святого великомученика Артемия.
Часовня Иверской иконы Божией Матери
8:00 Молебен в Иверской часовне
Придел святителя Алексия Московского
18:00 Вечерня. Утреня. 1-й час
Преподобного Иллариона Великого. Перенесение мощей святителя Иллариона Меглинского. День смерти иерея Георгия Каменева (2021)
Часовня Иверской иконы Божией Матери
8:00 Молебен в Иверской часовне
протоиерей Андрей Привалов
Придел святителя Алексия Московского
8:00 Часы. Литургия. Панихида
Богоявления (верхний)
18:00 Всенощное бдение с литией. 1-й час
протоиерей Андрей, иерей Павел, иерей Николай, иерей Александр, протодиакон Алексий
19:30 Исповедь
иерей Николай, иерей Александр
Празднование Божией Матери в честь чудотворной иконы Ея «Казанская» (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.) Престольный праздник нижнего храма.
Богоявления (верхний)
7:30 Исповедь
иерей Николай
8:00 Часы. Литургия. Крестный ход
протоиерей Андрей, иерей Павел, иерей Александр, протодиакон Алексий
Святого апостола Иакова, брата Господня по плоти.
Часовня Иверской иконы Божией Матери
8:00 Молебен в Иверской часовне
Казанской иконы Божией Матери (нижний)
18:00 Заупокойные вечерня и утреня. 1-й час
протоиерей Андрей, иерей Павел, иерей Николай, иерей Александр, протодиакон Алексий
Придел святителя Алексия Московского
19:30 Исповедь
иерей Александр
Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших вождей и воинов и всех православных христиан. Празднование Божией Матери в честь чудотворной иконы Ея «Всех скорбящих Радость».
Часовня Иверской иконы Божией Матери
8:00 Молебен в Иверской часовне
Казанской иконы Божией Матери (нижний)
8:30 Часы. Литургия. Панихида
протоиерей Андрей, иерей Павел, протодиакон Алексий
Казанской иконы Божией Матери (нижний)
15:30–17:30 Огласительная беседа о вере, Церкви и Таинствах
Богоявления (верхний)
18:00 Всенощное бдение. 1-й час
протоиерей Андрей, иерей Павел, иерей Николай, иерей Александр, протодиакон Алексий
19:30 Исповедь
иерей Николай, иерей Александр
Глас 3-й. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Святых мучеников Маркиана, Нотария и Мартирия.
Часовня Иверской иконы Божией Матери
8:00 Молебен в Иверской часовне
Богоявления (верхний)
9:00 Исповедь
иерей Александр
9:30 Часы. Литургия
протоиерей Андрей, иерей Николай, протодиакон Алексий
Святого великомученика Димитрия Солунского (икона с частицей мощей). Воспоминание великого и страшного трясения в Константинополе.
Святого мученика Нестора Солунского.
Часовня Иверской иконы Божией Матери
8:00 Молебен в Иверской часовне
Казанской иконы Божией Матери (нижний)
18:00 Вечерня. Утреня. 1-й час
Святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей. Преподобного Иова Почаевского (икона с частицей мощей).
Часовня Иверской иконы Божией Матери
8:00 Молебен в Иверской часовне
протоиерей Андрей Привалов
Казанской иконы Божией Матери (нижний)
Казанской иконы Божией Матери (нижний)
18:00 Молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Казанская»
Святой преподобномученицы Анастасии Римляныни. Преподобного Авраамия Ростовского.
Придел апостола Андрея Первозванного на северной галерее
18:00 Вечерня. Утреня. 1-й час
Святых священномученика Зиновия и сестры его мученицы Зиновии.
Часовня Иверской иконы Божией Матери
8:00 Молебен в Иверской часовне
Придел апостола Андрея Первозванного на северной галерее
иерей Александр, протодиакон Алексий
Придел святителя Алексия Московского
18:00 Вечерня. Утреня. 1-й час
протоиерей Андрей, протодиакон Алексий
Святых апостолов от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Святого мученика Епимаха.
Часовня Иверской иконы Божией Матери
8:00 Молебен в Иверской часовне
Придел святителя Алексия Московского
протоиерей Андрей, протодиакон Алексий
Казанской иконы Божией Матери (нижний)
15:30–17:30 Огласительная беседа о вере, Церкви и Таинствах
Богоявления (верхний)
18:00 Всенощное бдение. 1-й час
протоиерей Андрей, иерей Павел, иерей Николай, иерей Александр, протодиакон Алексий
19:30 Исповедь
иерей Николай, иерей Александр
Глас 4-й. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Святых бессребренников Косьмы и Дамиана Асийских.
Часовня Иверской иконы Божией Матери
8:00 Молебен в Иверской часовне
Богоявления (верхний)
9:00 Исповедь
иерей Павел
9:30 Часы. Литургия
протоиерей Андрей, иерей Александр, протодиакон Алексий
Придел святителя Алексия Московского
18:00 Вечерня. Утреня. 1-й час
Святых мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними.
Придел святителя Алексия Московского
Святых мучеников Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона. Обновление храма святого великомученика Георгия в Лидде.
Часовня Иверской иконы Божией Матери
8:00 Молебен в Иверской часовне
Казанской иконы Божией Матери (нижний)
18:00 Вечерня. Утреня. 1-й час
Преподобного Иоанникия Великого. Святых священномучеников Никандра, епископа Мирского, и Ермея пресвитера.
Часовня Иверской иконы Божией Матери
8:00 Молебен в Иверской часовне
протоиерей Андрей Привалов
Казанской иконы Божией Матери (нижний)
Казанской иконы Божией Матери (нижний)
18:00 Молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Казанская»
Святителя Тихона, патриарха Всероссийского (икона с частицей мощей).
Придел апостола Андрея Первозванного на северной галерее
18:00 Вечерня. Утреня. 1-й час
протоиерей Андрей, протодиакон Алексий
Преподобного Павла, архиепископа Константинопольского. Преподобного Варлаама Хутынского.
Часовня Иверской иконы Божией Матери
8:00 Молебен в Иверской часовне
Придел апостола Андрея Первозванного на северной галерее
протоиерей Андрей, протодиакон Алексий
Придел святителя Алексия Московского
18:00 Вечерня. Утреня. 1-й час
иерей Александр, протодиакон Алексий
Святых мучеников 33-х в Мелитине. Преподобного Лазаря Галисийского.
Часовня Иверской иконы Божией Матери
8:00 Молебен в Иверской часовне
Придел святителя Алексия Московского
иерей Александр, протодиакон Алексий
Казанской иконы Божией Матери (нижний)
15:30–17:30 Огласительная беседа о вере, Церкви и Таинствах
Богоявления (верхний)
18:00 Всенощное бдение. 1-й час
протоиерей Андрей, иерей Павел, иерей Николай, иерей Александр, протодиакон Алексий
19:30 Исповедь
иерей Николай, иерей Александр
Глас 5-й. Неделя 22-я по Пятидесятнице. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.
Часовня Иверской иконы Божией Матери
8:00 Молебен в Иверской часовне
Богоявления (верхний)
9:00 Исповедь
иерей Николай
9:30 Часы. Литургия
протоиерей Андрей, иерей Павел, протодиакон Алексий
Празднование Божией Матери в честь чудотворной иконы Ея «Скоропослушница».
Святых апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия.
Часовня Иверской иконы Божией Матери
8:00 Молебен в Иверской часовне
Придел апостола Андрея Первозванного на северной галерее
18:00 Вечерня. Утреня. 1-й час
Преподобного Феодора Студита, исповедника. Святого блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского.
Часовня Иверской иконы Божией Матери
8:00 Молебен в Иверской часовне
протоиерей Андрей Привалов
Придел апостола Андрея Первозванного на северной галерее
Казанской иконы Божией Матери (нижний)
18:00 Молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Казанская»
Святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Преподобного Нила постника.
Казанской иконы Божией Матери (нижний)
18:00 Вечерня. Утреня с полиелеем. 1-й час
иерей Николай, протодиакон Алексий
Святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского.
Часовня Иверской иконы Божией Матери
8:00 Молебен в Иверской часовне
Казанской иконы Божией Матери (нижний)
иерей Николай, протодиакон Алексий
Придел святителя Алексия Московского
18:00 Вечерня. Утреня с полиелеем. 1-й час
иерей Павел, протодиакон Алексий
Святого апостола Филиппа. Заговенье на Рождественский пост.
Часовня Иверской иконы Божией Матери
8:00 Молебен в Иверской часовне
Придел святителя Алексия Московского
иерей Павел, протодиакон Алексий
Казанской иконы Божией Матери (нижний)
15:30–17:30 Огласительная беседа о вере, Церкви и Таинствах
Богоявления (верхний)
18:00 Всенощное бдение. 1-й час
протоиерей Андрей, иерей Павел, иерей Николай, протодиакон Алексий
19:30 Исповедь
иерей Павел, протоиерей Андрей
Начало Рождественского поста
Глас 6-й. Неделя 23-я по Пятидесятнице. Святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Преподобного Паисия Величковского.
Часовня Иверской иконы Божией Матери
8:00 Молебен в Иверской часовне
Богоявления (верхний)
9:00 Исповедь
иерей Александр
9:30 Часы. Литургия
протоиерей Андрей, иерей Николай, протодиакон Алексий
Святого апостола и евангелиста Матфея.
Святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского.
О карикатурах
Спустя более чем 50 дней изоляции и страха кое-что изменилось.
Меня интересуют в основном те изменения, которые касаются мышления церковных людей, к которым и я, «как некий изверг» (1 Кор. 15:8), простите, принадлежу. И тут я отмечаю, что, в конце концов, этот вирус занял невероятно много места в НАШЕМ мышлении. Появились всякие «теологумены», один другого мудрее, оригинальнее, напутственнее, спасительнее… Но вирус это вирус, и не следовало настолько беспрецедентно близко (прецедентов не было за всю церковную историю) допускать его до самых интимных, таинственных и неприкосновенных глубин христианства, как, например, Причастие. За два-три месяца мы как раз смогли развить новый раздел современного богословия, которое я с болезненной иронией назвал бы «профилактическое инфекционное богословие». Написаны, безусловно, мудрые и полезные вещи, зрелые, хотя и порой весьма противоречивые. А в конце концов, обернувшись назад, видишь, что наша богословская мысль пропиталась рационализмом.
О злобе и зависти
Слово, произнесенное архиепископом Феогностом, 8 апреля 2019 года, в день отдания праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и празднования Собору Архангела Гавриила.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Польза от церковного пения
Пойте Богу нашему, пойте,
Пойте Цареви нашему, пойте.
Пс. 46:7
Церковное пение имеет богатую многовековую историю. Его необходимость засвидетельствована многими святыми отцами, которые утвердили его использование в христианском богослужении. Возвышенное церковное пение приносит немало пользы как поющим, так и слушающим.
Молчание Бога
Беседа на 118-й псалом
Время Господу действовать: закон Твой разорили (Пс. 118: 126)
Время Господу действовать» может означать, что пришло время сделать нам что-нибудь для Господа. Правильным толкованием, однако, является такое: «Время действовать и Тебе, Господи». Человеческий опыт подтверждает это: как псалмы Давидовы, так и наша повседневная жизнь говорят о том, что всякий человек в своей жизни на опыте постигает великую тайну – тайну молчания Божия.
Св. Симеон Богоприимец – затворник веры
Митрополит США, Канадский и Австралийский, Иосиф: «Очень люблю утвердившиеся в словарях Болгарской православной церкви благозвучные словеса, как «Богомладенец», «Богоотец», «Богоприимец», «Богоносец», «Боговидец», «Богослов», «Богомил» и «Богородица». И все эти имена принято писать с заглавной буквы ради величия жизненного подвига их носителей.»
Глубинный смысл Рождества Христова
Святые отцы Церкви своим молитвенным опытом доказали: каждый раз, когда мы предстоим перед Богом в молитве в храме или на своей личной молитве дома, это предстояние имеет две характерные особенности. Оно наполняет нас радостью, потому что мы становимся свидетелями величайшей любви Бога к человеку. Наше сердце порывается выразить Богу огромную благодарность, так как каждый из нас, в свою меру, чувствует этот дар Господа Своему творению. Но одновременно это предстояние перед Богом является для нас также и судом, особенно в этот святой праздник, как и во все великие праздники и дни, связанные с событиями жизни Господа нашего Иисуса Христа. Но, естественно, глубочайший смысл этих событий и праздников вовсе не осуждение человека, но его спасение.
Ближе к смерти
Много вещей было сказано о приближающемся Хэллоуине, в т.ч. святыми и архиереями Церкви. Несмотря на это, я читаю о праздничной лихорадке, овладевшей некоторыми «кривославными» братьями и сёстрами. Я решил тоже включиться в эту тему. Не потому что недостаточно сказано… Причем людьми намного умнее меня. Просто мне захотелось предложить кое-что, чтобы тусовка была реально крутая. В конце концов, если дети радуются, зачем ограничиваться только одним днем? Можно продлить на подольше удовольствие развлекаться черепами, костями и другими подобными штуковинами.
Духовное противостояние кризису
Неоспоримым фактом является то, что мы живем в очень сложный период истории человечества. Проблемы и трудности нашего века так или иначе касаются практически каждого человека. Современный мир можно уподобить кораблю без управления, попавшему в шторм, когда никто из команды не знает, где они находятся, и куда волны несут корабль.
Когда подобное происходит в отдельно взятой семье, в стране или, в целом, в обществе, это означает, что проблема вполне реальна и серьезна. Современного человека невозможно успокоить, сказав, что не происходит ничего страшного. Правильно в такой ситуации будет обозначить конкретную проблему и постараться найти способ ее устранить. Когда страдает один конкретный человек или целая страна, это вовсе не означает, что эти скорби ниспосланы Богом, так как Господь не желает, чтобы Его создание – человек – мучился. Надо также понимать, что Господь не соучаствует во зле, которое с нами происходит. Скорби и страдания не происходят от Бога, они находят на нас либо по причине нарушения человеком Закона Божия, либо от дьявола. Однако откуда бы не приходили скорби, человек должен употребить все искусство и мудрость, чтобы действовать разумно во время искушения, чтобы духовным трудом и старанием преобразить скорбь. Тогда Господь, видя наше усилие, благословит наш труд, и обратит скорбь в источник радости, и непроглядную тьму преобразит в свет истины. Читать далее →
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах словно драгоценный камень, небольшой по размерам, вкраплен в старые улочки Москвы.
Первые упоминания о деревянном Успенском храме, построенном в слободе гончаров, относятся к началу XVII века. В это время Заяузье было ограничено с востока Земляным Валом, с единственными воротами на Таганской площади, а плотность населения района становится одной из самых высоких в Москве. Здесь очень компактно были расположены различные дворцовые ремесленные слободы, практически у каждой из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив Успенского храма стоит Никольский. Тогда церковь называлась «Успения Пресвятой Богородицы, что в Спасской слободе в Чигисах», что связано с располагавшейся здесь в древности слободе при Спасо-Чигасовском монастыре, просуществовавшем до середины XVII века. Необычное название монастыря произошло от имени игумена Чигаса, основавшего его в 1483 году.
В 1654 году местные гончары построили себе новый каменный однопрестольный Успенский храм. В 1702 году успенский придел был перестроен, на месте разобранного притвора была построена трапезная с приделом Тихона, епископа Амафунтского. Между 1764—1774 годами была построена трёхъярусная колокольня в стиле послепетровского барокко. В эти же годы храм приобрёл окраску, которую можно увидеть и на современном храме.
Успенская церковь получилась небольшой и уютной. В её оформлении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. В конце XVII века он жил в Гончарной слободе, неподалёку от храма. Здесь была расположена его мастерская, в которой он изготовлял изразцовые фризы и панно. Полихромные изразцы Степана Полубе́са украшают придел и трапезную. На северном фасаде они образуют широкий фриз, южная сторона храма украшена отдельными вставками. Очень интересно оформлена глава придела Тихона Амафунтского. На ней размещён один из излюбленных сюжетов Полубе́са — панно с изображением четырёх евангелистов.
В 1812 году Успенский храм был разграблен войсками Наполеона, были сожжены дворы прихода. К 1836 году храм был восстановлен и частично перестроен.
В годы советской власти храм, к счастью, не постигла участь многих других православных церквей, подвергшихся надругательству и разрушениям. Храм никогда не закрывался и сохранил все свои колокола. Правда, в долгое время колокола не звонили, да и в храм многим богомольцам приходилось пробираться украдкой. Вопреки всему этому, количество желающих попасть в храм богослужения было огромным, а число причастников в Великий пост достигла несколько тысяч. В послевоенное время в Успенской церкви был увеличен штат священнослужителей.
По благословению Святейшего Патриарха Алексия I в 1948 году Успенский храм становится подворьем Болгарской православной церкви.
Москва: от креста ко кресту. Таганка
Теперь в числе храмов, где я стараюсь вновь побывать по возможности, церковь Успения Божией Матери в Гончарах (Гончарная, 29). Само внешнее убранство храма может многое рассказать о его истории: храм украшен множеством разноцветных изразцов. Он строился в Гончарной слободе, а это один из старейших московских районов, возникших к концу XV века. Здесь селились ремесленники, и, как это часто было на Руси, каждое из ремесленных сообществ считало своим долгом построить свой храм. Нарядная каменная Успенская церковь была возведена в 1654 году. В ее украшении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. Главной святыней Успенского храма является чудотворная икона «Троеручица» (список, сделанный в 1716 году). Многие считают, что именно благодаря заступничеству Божией Матери храм никогда не закрывался. С 1948 года это подворье Болгарской Православной Церкви в Москве.
Еще одно крайне интересное место на Таганке — величественный храм Мартина Исповедника. Если искать по карте — это ул. А. Солженицына, 15. Однако на адресной табличке на стене самого храма указано историческое название улицы: до 1919 года она именовалась Большой Алексеевской. Даже несмотря на то, что сегодня церковь с колокольней несколько затерялись среди новостроек, их видно издалека. Специалисты считают, что храм Мартина Исповедника — один из самых ярких памятников архитектуры классицизма в Москве. Он был освящен в 1806 году. В 1812-м сильно пострадал от пожара, однако именно здесь было проведено первое благодарственное богослужение после того, как французы оставили Москву. Интересно, что в храме сохранились росписи в живописном стиле работы итальянского художника А. Клаудо.
В советское время здесь располагались киностудия, книгохранилище, вычислительный центр. В начале 1990-х храм вернули Церкви, начались долгие восстановительные работы. И случилось настоящее чудо: выяснилось, что в 1930‑е годы, когда храм был закрыт, кто-то спрятал роспись за тонкими листами фанеры, поэтому она дошла до наших дней невредимой. Исторический иконостас храма в виде триумфальной арки тоже сохранился в запасниках Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева. Несмотря на то что архитектура и росписи этого храма нетипичны для Москвы (скорее, они характерны для имперского Петербурга), он производит очень большое впечатление.
Его главная святыня — древний чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери. Здесь же, в отдельном ковчеге — святыни, связанные со святой блаженной Матроной Московской: ее погребальная рубашка и пояс.
Сила в немощи
Именно от станции «Таганская», как правило, начинается путь паломников в Покровский монастырь (Таганская, 58), к мощам этой удивительной святой. В будни и праздники, летом и зимой — здесь огромное количество людей. Случаи помощи по молитвам к блаженной Матроне неисчислимы. В годы моего церковного неофитства мне казалось неправильным, что люди идут к ней в основном со своими земными проблемами и заботами, причем даже те, кто никогда в церковь не ходит. Было даже чувство своеобразной ревности и недоброжелательности к таким «просителям», от которого меня избавила… сама святая.
Однажды поздней осенью я оказалась в очереди к ее мощам. Стала оглядываться. Лишь несколько человек рядом стоят с книжечками в руках, читая житие или акафист. Сразу видно тех, кто приехал издалека, или тех, кто пришел в какой-то нужде, но их — не большинство. Удивило то, что рядом оказалось много хорошо одетых женщин с роскошными букетами цветов, много молодых мужчин. Даже иностранец с переводчицей стоял в той очереди. По внешнему виду этих людей нельзя было заподозрить, что в их жизни существуют неразрешимые проблемы. Почему же они идут к Матронушке, зачем стоят по нескольку часов на промозглом ноябрьском ветру? Но когда я подумала — почему? — где-то в глубине души прозвучали слова: «Сила Божия в немощи совершается».
В самом деле — если подумать, кем была Матронушка при жизни по меркам сегодняшнего мира? Беспомощным инвалидом, не видевшим солнечного света? Бездомной гонимой странницей? Но вот идут к ней за помощью — и при жизни, и после смерти, и до прославления ее в лике святых, и, конечно же, теперь — миллионы с житейской точки зрения гораздо более благополучных людей. И она помогает, утешает, наставляет и главное — приводит в храм, к Богу…
Рядом со святой совершенно явно испытываешь внутреннее умирение, желание молиться, приходят благоговейная душевная тишина и какое-то особое тепло где-то в глубине сердца. Для меня все это неопровержимые свидетельства истинности святыни, которые будут вновь и вновь заставлять стремиться к ней.
Для паломников из Саратова может быть важен еще один факт. В 1923–1929 годах настоятелем Покровского мужского монастыря был архимандрит Вениамин (Милов) — будущий архипастырь, один из самых почитаемых подвижников Саратовской земли. На территории монастыря установлен большой Поклонный крест в память о почившей братии.
Добраться до Покровского монастыря несложно: от станций метро «Таганская» или «Марксистская», которая находится на другой стороне Таганской площади, — минут 15 пешком или две остановки на любом троллейбусе, идущем по улице Таганской. Возле «Марксистской», на остановке общественного транспорта, вас будут зазывать к себе водители специальных маршрутных такси «до Матроны», но пользоваться их услугами — раз в пять дороже, и, думаю, в этом нет никакой необходимости.
Афон в центре столицы
Не менее удивительные открытия можно сделать, если от выхода со станции «Таганская кольцевая» направиться в другую сторону — по улицам Гончарной, Нижней Радищевской к реке Яузе. На Гончарной, 6находится подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. До революции Афонское подворье размещалось на Большой Полянке (потом здания были реквизированы, церкви и часовни уничтожены). В 1991 году для размещения подворья было передано здание храма великомученика Никиты на Швивой горке (1595 год). Сегодня это тоже значимый центр паломничества: люди приходят сюда не только для того, чтобы прикоснуться к Афону, к его святыням (здесь находятся иконы с частицами мощей великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского), но и… в гости к преподобному старцу Аристоклию. Рассказывают, что множество людей шли к нему при жизни, никогда не зарастала тропа к его могиле на Даниловском кладбище в безбожные времена. В 2004 году старец был прославлен в лике местночтимых святых, а недавно, в 2016‑м, по решению Архиерейского Собора его имя было внесено в святцы для общецерковного почитания. Пока имя преподобного Аристоклия не так известно за пределами Москвы, как в самой столице, но верующие москвичи относятся к нему с огромной любовью и теплотой.
Иеромонах Аристоклий, в миру Алексей Алексеевич Амвросиев, родился в Оренбурге 1848 году. В 1876 году он отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в 1880 году был пострижен в монашество. Много лет был настоятелем подворья в Москве: с 1891 по 1894-й и с 1909 до кончины в 1918 году. Люди видели, что старец обладает исключительными духовными дарами. Он принимал ежедневно сотни посетителей, посещал больных, щедро помогал бедным. Известны случаи удивительных исцелений по молитвам старца: слепорожденного отрока, парализованной девушки. И главное, что, получив помощь, люди уже не отступали от Церкви, потому что увидели в жизни батюшки живой пример жизни во Христе. Он излучал тихую радость. Известны его слова духовным чадам: «Нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу. И нет серьезнее дела на земле, как спасение души. Весь мир не ст!оит одной души, работающей Господу». И сегодня люди чувствуют его любовь и идут к преподобному со своими скорбями или духовным вопросами, как к живому…
Богослужение на Афонском подворье имеет свои особенности: воскресная служба (всенощная и ранняя Литургия) совершается здесь в ночное время (начало в 22.30). Пение за службой особенное, монашеское: безыскусное, но очень сосредоточенное.
Надо отметить, что на Афонском подворье достаточно строгие порядки. Например, на всей территории не разрешается пользоваться мобильным телефоном, в храм не пускают мужчин в шортах или женщин без традиционных юбки и платка. Сегодня мы от такой строгости уже почти отвыкли, но здесь она воспринимается как нечто естественное: чувствуется, что насельники относятся строго, прежде всего, к себе, чтобы сохранить свое монашеское устроение в самом центре бурного мегаполиса.
Думаю, многим будет интересно и то, что прямо напротив святых врат подворья действует Музей русской иконы (Гончарная, 3). Это богатейшая частная коллекция византийского и древнерусского искусства, преобразованная в общедоступный музей: посещение музея бесплатное, выходной день — среда.
Главное — жизнь души
В семинарии Роман Медведь был учеником будущего святителя Тихона, затем, в годы учебы в Санкт-Петербургской Духовной Академии, стал духовным чадом праведного Иоанна Кронштадтского. От него воспринял отношение к пастырству как к служению, которому нужно отдавать все свои духовные и телесные силы. В 1907–1917 годах протоиерей Роман был настоятелем Владимирского адмиралтейского собора в Севастополе и благочинным храмов береговых команд Черноморского флота. Многие моряки его искренне любили и уважали, и когда в декабре 1917 года революционный трибунал постановил расстрелять священника, ему помогли скрыться от преследования и перебраться в Москву. Здесь отец Роман служил сначала в храме Василия Блаженного, а затем, после его закрытия, в храме святителя Алексия в Глинищевском переулке.
Удивительно, но в страшные, полные горя послереволюционные годы люди по-особому тянулись к храму, и в Москве действовал целый ряд ярких церковных братств и общин (мы уже говорили об этом, знакомясь с Никольским храмом на Маросейке, где служил праведный Алексий Мечев). Одна из прихожанок оставила такие воспоминания: «Шли 1919–1921 годы и все, что с ними было связано: голод, холод, безработица, темнота на улицах — полное неустройство жизни. А в храме святителя Алексия шла глубокая интенсивная жизнь. Шла глубокая духовная работа каждого человека над собственной душой». Ежедневно совершалось богослужение, по вечерам — акафисты с общенародным пением, проводились беседы, читалось Евангелие и святоотеческая литература. Прихожане читали и пели на клиросе, полностью содержали и обустраивали свой храм. Особое внимание отец Роман уделял исповеди, призывал к жизни по совести, сознательному обновлению крещальных обетов. Тот же праведный Алексий Мечев говорил ему: «У тебя стационар, а у меня — только амбулатория».
В 1930 году батюшка был арестован, а храм разрушен. Отца Романа приговорили к 10 годам лагерей на Соловках. Там он тяжело заболел туберкулезом, и срок заключения был сокращен. В 1936 году он поселился в Малоярославце, где продолжал служить, пока мог. 8 сентября 1937 года исповедник скончался и был погребен на местном кладбище. В 1999 году его мощи были обретены, перенесены в Москву и положены в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе (он был построен в 1696 году и также не закрывался в советское время)…
Вот таким насыщенным может быть паломничество по совсем небольшому московскому району — хотя мы смогли увидеть лишь несколько из его многочисленных святынь. И как хочется, чтобы как можно больше людей из той живой реки, которая течет ежедневно по Таганке, вспоминало о них, обращалось к святым, которые могут оказать самое доброе влияние на нашу жизнь, помочь в бедах — и открыть радость жизни с Богом.
Фото из открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 21 (569)