Большая машина маленькое достоинство по фрейду
«Любители больших машин» 1:0 «Зигмунд Фрейд»
Была дивная история, как кому-то из блогеров дали в прокате что-то подобное, большое. Обычных машин не было, только вот это. Сначала повозмущался, а концу поездки стал думать, покупать себе такую тачку сразу в кредит или сначала подкопить.
В общем, не всё так однозначно. Это мощная комфортная машина с небольшим налогом, как для грузовика.
На матизе ездишь, ТС?
Грузовичок как грузовичок. Подойди к камазисту и пошути так ему в лицо.
Ещё никогда Штирлиц не был так близок к провалу
Спрятался
Укажите изображение где есть транспортное средство
Замаскированный нищеброд
Вот такого креативного товарища встретил сегодня по дороге с работы. Москва, ул. Енисейская, из центра, ближе к МКАДу. К сожалению, реальный номер не увидел, так как он свернул на съезд. Может маскировка номеров именно таким способом популярна, но я увидел впервые.
Да, это не просто бумажка, а бумажка с фальшномером.
П.С. Хочется добавить, что он уехал на правый съезд через сплошные и подрезая других участников движения, но нет, он даже поворотник включил.
Оказалось вот что
Про размеры авто, размеры члена, Фрейда и дураков
Август 30, 2015 @ 13:21
Проснувшись, сегодня снова задумался о порочности нашего гнилого социума и о шаблонах. В частности, о том шаблоне, который звучит так:
Слышал, что в Америке такая же формула действует с пистолетами. Мол, если мужик-американец покупает Desert Deagle, значит у него точно там не всё в порядке.
— Компенсация размеров! Прямо по Фрейду! — Говорит очередной Дурак, который за всю свою жизнь не прочитал ни одной книги этого самого Фрейда и в лучшем случае знает о нем лишь из статьи в Википедии. Но зато, что там «прямо» по Фрейду, а что «не прямо», наш выдающийся Дурак знает точно!
Но дело даже не в том, что Дурак полон невежества. А, как всегда — и в рашкинском обществе это выражено особенно ярко — в банальной зависти. Обладатель микропениса прекрасно понимает, что он ничтожество =). Думаю, даже некоторые его бабы, которые по незнанию легли к Дураку в постель, ему об этом говорили прямо — и именно поэтому теперь он терпеть не может пьяных баб =)))
Дурак ничтожен и неудачлив. Не только в сексе, а вообще во всем. Не везет ему по жизни.
Но время идет, а Дурак — как воз из басни Крылова — «и ныне там». Не получилось у него ничего ни с карьерой, ни с бизнесом, ни с шикарным авто. А тут еще и микропенис между ногами болтается, каждый день напоминая своему обладателю, что он полное ничтожество =)
И вот, однажды прогуливаясь по своему городу, Дурак встречает своего давнего институтского или школьного товарища, вылезающего на парковке возле гипермаркета из огромного шикарного джипа.
— Ага! — Злорадствует слабоумный, — Значит, всё-таки не так всё хорошо у него в жизни! Я тут где-то читал, что это компенсация размеров! Прямо по Фрейду!
И невдомек слабоумному завистливому ничтожеству, что читал он всё это где-то в интернете, и писали это точно такие же Дураки как и он сам. И к Фрейду это имеет такое же отношение, как шутки Петросяна к Лунной Программе НАСА.
А ведь сколько еще этих Дураков, особенно в России? =) Сюда же можно отнести и то, что «Геев ненавидят только гомофобы», и много чего еще… И ведь вошло в массы! И ведь слышишь это на каждом углу! Что это? Всеобщая дебилизация?
Почему я купил бы ТОЛЬКО такое авто? Да потому что люблю всё БОЛЬШОЕ! =))) А мужчина на автомобиле средних или, упаси господи, малых размеров (развозка пиццы) всегда вызывает у меня определенные сомнения. Когда вижу мужиков на таких машинах, мне почему-то кажется, что в плане размеров им похвастаться особо не чем =)
Отсюда вывод. Но повторюсь: это лишь моё личное субъективное мнение.
Если у мужчины член размера больше среднего, он никогда в жизни не купит себе средних размеров автомобиль. Потому что средние размеры автомобиля будут как бы «уменьшать» и его член. И только те, у кого член средних или малых размеров, могут купить себе небольшое авто и при этом не испытывать в психологическом плане никакого дискомфорта.
Такого вот я мнения. Сужу чисто по себе. Так что, не советую верить россказням Дураков по поводу «компенсации размеров». Особенно девушкам =)). Сильно разочаруетесь =))
© 2011-2021,
Блог Михаила Ситнянского
Как выбрать мужчину для жизни: советы Зигмунда Фрейда
У основателя психоанализа Зигмунда Фрейда есть множество высказываний о мужчинах и женщинах, отношениях между ними. Например, он был уверен, что прежде всего мать ребенка ответственна за его будущий успех.
Были проведены исследования: мужчине сложно любить во взрослой жизни, если у него не было трепетных чувств к матери. Вы будете думать, что дело в вас, что вы недостаточно красивы или умны, будете пытаться примерять на себя разные роли и манеры поведения, чтобы понять, в чем причина его равнодушия.
Взбеситесь, в конце концов, и уйдете от него. А он и бровью не пошевелит. «Не мой человек» — решите вы, разочаровавшись. А причина в другом. Он просто не научен любить, доверять и расслабляться рядом с женщиной.
Еще одно высказывание Фрейда:
«Женщина должна не ослаблять, а расслаблять мужчину».
Отстаньте от человека, которого нужно постоянно заставлять. Он не собирается покорять мир. Вы очень скоро устанете тесать кол на его голове. Видимо, выбрали не того. Ваш должен быть вам под стать, ему не нужно выдавать список — что нужно успеть и сделать. Он сам сделает в три раза больше, а от вас только и нужно, например, заварить ему ромашковый чай и предложить массаж.
Вот с таким персонажем вы будете по-настоящему счастливой.
Ослаблять можно и в другом контексте. Мотать нервы, например. Изводить претензиями… Не устраивает то, что есть? Не надо его ломать и заново строить. Примите или ищите другого человека, от которого будете приходить в ежедневный восторг.
Наблюдение от дядюшки Фрейда:
«Любящий многих — знает женщин, любящий одну — познаёт любовь».
Снова возвращаемся к мужчинам, которые не умеют любить. Это явно те, кто хвастается количеством, а не качеством. Заявляющие: «А знаешь, сколько за мной девчонок в школе бегало?» или прыгающие из брака в брак.
Что это говорит о мужчине? Только то, что он не знает себя, не понимает, какая именно женщина ему подойдет. Вот и устроил из своей жизни челночный бег.
«Масштаб личности определяется величиной проблемы, способной вывести ее из себя».
Если ваш возлюбленный вскипает и истерит по поводу и без, спутник жизни из него никудышный. Хороший муж — это, прежде всего, терпение и выносливость. Жизнь — длинная, и праздников в ней меньше, чем будней. И кризисы будут случаться, и форс-мажоры и безденежье.
С человеком, который при малейшей опасности кричит: «Шеф, все пропало!», вы далеко не уедете.
И в то же время, Фрейд уверен:
«Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри».
Ну а кто из нас без демонов, хочется спросить. Святых нет.
Один из современных психологов сказал, что узнать мужчину перед свадьбой нельзя. Узнать его можно за годы совместной жизни. Брак — большая лотерея, повезет далеко не всем.
Но есть один мощный критерий, который указывает на то, что вы двигаетесь в правильном направлении: это отсутствие желания сравнивать мужчину с кем бы то ни было.
Для кого-то он — Принц, а кому-то — Жаба. По сравнению с кем-то — хорошо зарабатывает, а поставь рядом с Султаном Брунея — бедняк в заношенных джинсах. Все относительно.
Но если вы находитесь в полной уверенности, что он для вас — лучший, то не мешкайте. Попробуйте стать для него хорошей женой и он ответит вам взаимностью.
Новое видео:
Психосексуальная теория развития З. Фрейда. От 0 до 5
3. Фрейд был основателем психоаналитической школы. Большую роль в жизни человека он придавал детским годам. В своем учении он утверждал, что детские годы оставляют в человеке неизгладимый след. Переживания в раннем детстве имеют влияние на характер и психику ребенка, они могут привести к проблемам со здоровьем и поведением.
Детство, по 3. Фрейду, разделяется на несколько стадий, которые определяются в зависимости от наибольшего влияния определенного органа и психосексуальных зон. 3. Фрейд считал, что человек рождается с определенным количеством энергии, которая последовательно проходит в своем развитии все стадии. Первые три стадии он назвал прегенитальными: оральная, анальная, фаллическая. Они охватывают возраст от рождения до 5 лет. Четвертая, генитольная, фаза в своем развитии совпадает со временем полового созревания.
3. Фрейд часто подчеркивал определяющую роль сексуального инстинкта в развитии человека. Сексуальный инстинкт развивается от одной эрогенной зоны к другой в процессе роста человека. И на каждой стадии главным является определенный участок тела, приятное напряжение которого приносит удовлетворение. В зависимости от того, как была удовлетворена эта потребность — в состоянии фрустрации, в нормальном состоянии или в атмосфере сверхзаботливости, — определяется характер человека. В случае фрустрации психосексуальная потребность ребенка не находит нормального удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны воспитателей ребенку предоставляется мало возможностей самому управлять своими потребностями.
Оральный тип личности
Если у ребенка были трудности (чрезмерная или недостаточная стимуляция в младенчестве, т. е. в возрасте от рождения и примерно до 18 месяцев, а также когда происходило отучение от материнской груди), то, скорее всего, в дальнейшем сформируется орально-пассивный тип. Этот тип характеризуется сильной зависимостью от других, пассивной установкой по отношению к окружающей действительности. Он постоянно ищет поддержки и одобрения от других. Обычно это человек веселый и оптимистичный, доверчивый, с ребяческой душой. Часто он бывает либо жадным либо чрезмерно щедрым.
Если проблема (имеются в виду фрустрация или чрезмерная заботливость) возникла в период, когда у ребенка появляются зубы, в результате чего кусание и жевание становятся важной формой выражения этого состояния, то мы имеем орально-агрессивный, или орально-садистский, тип личности. Такой тип личности отличают цинизм, сарказм, пессимизм, склонность к господству и подчине¬нию, к использованию других людей в собственных интересах, т. е. такие люди часто любят «ездить» на других.
Особенности шага
Орально-садистическая стадия психосексуального развития сопровождается амбивалентным отношением к матери. Мазохизм, садизм приобретают биологический, психический фундамент. У ребенка начинают появляться первые зубки, вместе с ними – новый путь изучения окружающего мира, и зубы становятся инструментом, опробуемым на матери. Таким образом, одновременно женщина приносит наслаждение, но можно ее наказать. Мать отдаляется от ребенка, переводя его на искусственное питание, что является и отрицательным фактором, и стимулом для развития, детерминации личности. При неэффективности решения конфликта процессы развития сбиваются, вступает в силу фиксация, вытеснение, что провоцирует формирование невротического синдрома.
Формирующийся на рассматриваемой стадии психосексуального развития механизм вытеснения чаще всего – возникающий в горле комок, рвота по причине истерии. Фиксация – формирование четкой связи между ртом и удовольствием, что становится в будущем причиной излишнего употребления еды, курения. Такие люди любят целоваться, частенько выпивают. Либидо фиксируется на оральной стадии. Если это происходит на раннем этапе, человек становится доверчивым сверх меры, и в будущем будет жертвой обманщиков. Другие слишком беззаботны, не понимают ответственности и уверены в том, что в любой ситуации на выручку придет третий человек, способный справиться со всеми проблемами. Если фиксация происходит на более позднем этапе развития, человек становится враждебным и недоверчивым, может быть жадным и требовательным. Как правило, ему свойственна неудовлетворенность в любой ситуации.
Анальный тип личности
В возрасте от полутора до трех лет ребенка начинают приучать к туалету, к первым формам самоконтроля, и в зависимости от того, как это происходит (в условиях фрустрации или в атмосфере заботливости), получается два типа личности: анально-удерживающий и анально-выталкивающий.
Анально-удерживающий тип личности характеризуется упрямством, скупостью, чрезмерной аккуратностью, пунктуальностью. Он любит планировать свое поведение до мелочей и не любит беспорядка и неопределенности.
Анально-выталкивающий тип личности характеризуется импульсивностью, склонностью к беспокойству и разрушению, иногда к жестокости.
Анальный этап: две подфазы
Первая фаза анальной стадии развития личности по Фрейду называется анально-садистической и длится около полугода. В это время особенно активно выражено противостояние старших и младших. Боль, напряжение становятся для младшего источником удовольствия, в силу чего могут выработаться садомазохистские наклонности. Причина этому – попытка сопротивляться старшим.
Приблизительно с полутора лет начинается фаза удержания. Эта стадия развития личности по Фрейду называется анально-ретентивной. Ребенок уже может контролировать функциональность своего организма, а также окружающее, отпускать и удерживать его. Реальность начинает соотноситься с удовольствием, а эго становится методом контроля взаимоотношений со средой. Ребенок тестирует мир вокруг, исследуя его на предмет удовлетворения желаний.
При фиксации на этой фазе человек может стать упрямым, упорным, скупым, экономным, ему могут быть присущи любовь к коллекционированию и накоплению. Второй вариант – склонность противостоять, упрямиться, а также выраженный негативизм. Иногда фиксация становится причиной получения удовольствия от наказания. При этом искажается половое влечение. Как правило, наблюдается энурез.
Фаллический тип личности
Этот тип формируется тогда, когда возникают проблемы между тремя и шестью годами, связанные с появлением интереса детей к своим новым эрогенным зонам — гениталиям, в исследовании которых он начинает проявлять заинтересованность.
Фаллический тип личности характеризуется решительностью, настойчивостью, напористостью, уверенностью в себе, переходящей в самоуверенность, целеустремленность. Мужчины бывают дерзкими, хвастливыми, их поступки часто опрометчивы, они стремятся к успеху, и жизнь их протекает в постоянном доказывании этого успеха, часто в любовных похождениях по типу Дон Жуана. Женщины, аналогично мужчинам, склонны к флирту, кокетству, имеют много мужчин и, как им кажется, всех по любви, себе они кажутся наивными и невинными. Другие женщины могут приобретать мужские черты характера: настойчивость, решительность, уверенность.
Сущность понятия «фрейдизм»
Определение 1
Фрейдизм или психоанализ – это общее обозначение различных школ, которые возникли на базе психологического учения З. Фрейда, выводящего проблемы взрослого человека из полового инстинкта.
Психоанализ получил большую известность за пределами психологии и его идеи оказывали влияние на области деятельности, связанные с человеком. Концепция носит имя её основателя З. Фрейда. Постепенно, опираясь на идеи Фрейда, формировалось психологическое направление «психоанализ».
Данный термин имеет три значения:
Используя топографическую модель, Фрейд в психической жизни выделял три уровня – сознание, предсознание, бессознательное.
Сознание состоит из ощущений и переживаний, осознаваемых человеком в данный момент. Сознание может охватить небольшой процент хранящейся в мозге человека информации.
Часть информации осознается в течение малого периода времени и погружается на уровень бессознательного. Иногда бессознательное называют «доступной памятью», которая включает весь опыт, не осознаваемый в данный момент. В результате небольшого усилия, она может вернуться в сознание спонтанно.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Бессознательное является глубокой и значимой областью психики человека. В бессознательном хранятся инстинктивные побуждения, эмоции и воспоминания. В свое время они угрожали сознанию, поэтому были подавлены и вытеснены в область бессознательного. Сознанию человека бессознательные переживания полностью недоступны, но они определяют действия человека в значительной степени.
Клинические наблюдения Фрейда в течение длительного времени помогли ему сформулировать психологическую концепцию, состоящую из трех уровней – «Оно», «Я», «Сверх-Я».
В точном значении слова психоанализ отличается от фрейдизма.
Фрейдизм – это разновидность психодинамического подхода, который значительно шире фрейдизма и не сводится к нему.
Фрейдизм можно узнать по его основным тезисам:
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Фрейд выделяет пять фундаментальных принципов психоаналитического подхода – динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации. Эти принципы лежат в основе психоаналитического наследия.
Фрейдизм имеет свои недостатки и достоинства. Достоинством является внимание к изучению бессознательного, к внутренним конфликтам личности, а также и то, что психоанализ получил распространение в психотерапии, психиатрии, в консультировании.Среди недостатков – преувеличенная в жизни и психике человека роль сексуальной сферы.
Генитальный тип личности
Это период от зрелости (полового созревания) до старости. Генитальный тип — это тип во всех отношениях уравновешенный, с точки зрения 3. Фрейда, — идеальный тип. Человек такого типа смело смотрит фактам в лицо, берет ответственность за себя и окружающих, активен, проявляет заботу о близких, находит свое место в обществе, трудится и имеет активную жизненную позицию.
Если в раннем детстве была ситуация, связанная с фрустрацией или чрезмерной заботливостью, тогда личности бывает очень трудно перейти к генитальному типу. Развитие человека останавливается на том уровне, где была зафиксирована ситуация, связанная с фрустрацией или чрезмерной заботливостью, и чем сильнее была выражена эта ситуация, тем труднее переход к последней стадии, или к идеальной личности.
Пятый этап
Эта психосексуальная стадия развития личности по З. Фрейду называется генитальной, начинается в половозрелый период и продолжается до самой смерти. Либидо пробуждается, становится активным. Завершающий этап развития дает человеку повышенную сексуальную активность относительно противоположного пола. Половозрелый период сопровождается развитием чувств, их нарастанием по мере взросления.
Если все указанные Фрейдом стадии психосексуального развития, фиксация и регрессия этих этапов пройдены успешно, благополучно, человек становится полноценным. Ему будет присуща нордическая личность, способность заботиться о других. Основная задача всех шагов вообще и заключительного в частности – добиться равновесного взаимодействия разных жизненных аспектов, гармонии.
Структурная модель психической жизни по Фрейду
Психологическая концепция Фрейда состоит из трех структур – «Оно», «Я», «Сверх-Я».
Рисунок 1. Структура личности по З. Фрейду. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
«Оно» или «Ид» является бессознательной частью психики и его можно сравнить с котлом биологических врожденных инстинктов, агрессивных и сексуальных. Бессознательная часть психики насыщена сексуальной энергией (либидо). У каждого человека, который представляет собой замкнутую энергетическую систему, количество энергии является величиной постоянной. «Оно» подчиняется принципу удовольствия, будучи бессознательным и иррациональным. Удовольствие и счастье – это в жизни человека главная цель.
Вторым принципом поведения является гомеостаз, что означает тенденцию к сохранению примерного внутреннего равновесия.
«Я» или «Эго» – уровень сознания, который подавляет сексуальные влечения и находится в состоянии постоянного конфликта с «Оно». Формирование уровня сознания происходит под влиянием общества, которое вместе с «Оно» и «Сверх-Я» предъявляют свои требования к человеку. «Я» подчиняется принципу реальности и старается установить гармонию между «Оно» и «Сверх-Я».
Носителем моральных стандартов служит «Сверх-Я», которое является частью личности, выполняющей роль критика, совести, цензора. Когда «Я» совершает какое-либо действие в угоду «Оно», но, в противовес «Сверх-Я», Эго испытывает вину, стыд, укор совести.
Отвечая за принятие решений «Я» старается выразить и удовлетворить желание «Оно», но, с теми ограничениями, которые налагаются обществом и его правилами. Отсюда следует, что безопасность и самосохранение организма обеспечивает «Эго», рассуждая, анализируя и принимая соответствующее решение.
У детей становление «Сверх-Я» происходит через преодоление Эдипова комплекса.
«Сверх-Я» дает возможность отличать хорошее от плохого, нравственное от безнравственного, оно не пускает инстинкты в сферу «Я».
В результате этого энергия инстинктов сублимируется, трансформируется и воплощается в приемлемых человеком и обществом видах деятельности.
Отсюда, сублимация – это преобразование энергии подавленных желаний в разрешенные обществом виды деятельности.
Фрейд З. Об особом типе «выбора объекта» у мужчины (1910)
Раз все объекты любви только замена матери, то понятно и «образование ряда», которое кажется столь резко противоречащим условию верности. Психоанализ показывает нам и на других примерах, что действующее в бессознательном незаменимое часто проявляется расчлененным на бесконечный ряд – бесконечный потому, что всякий суррогат все-таки не дает удовлетворения. Так, например, у детей в известном возрасте возникает непреодолимое желание задавать все новые и новые вопросы, и это объясняется тем, что им надо поставить один-единственный вопрос, который они не решаются задать. А болтливость некоторых невротических больных объясняется тяжестью тайны, которую им хочется разгласить и которую, несмотря на все искушения, они все-таки не выдают.
Фрейд З. Об особом типе «выбора объекта» у мужчины (1910). Цикл статей под названием: «К вопросу о психологии любовной жизни». Статья первая.
До сих пор мы предоставляли только поэтам изображать те «условия любви», при которых люди совершают их «выбор объекта» и согласуют свои мечты с действительностью. В самом деле, поэты отличаются от других людей некоторыми особенностями, позволяющими им разрешить такую задачу. Обладая особенно тонкой организацией, большей восприимчивостью сокровенных стремлений и желаний других людей, они в то же время обнаруживают достаточно мужества, чтобы раскрыть перед всеми свое собственное бессознательное. Но ценность познания, заключающегося в их описаниях, понижается благодаря одному обстоятельству. Цель поэта – выставить интеллектуальные и эстетические удовольствия и воздействовать на чувство, вот почему поэт не может не изменить действительности, а должен изолировать отдельные его части, разрывать мешающие связи, смягчать целое и дополнять недостающее. Таковы преимущества так называемой «поэтической вольности». Поэт может проявить весьма мало интереса к происхождению и к развитию подобных душевных состояний, описывая их уже в готовом виде. Поэтому необходимо, чтобы наука, более грубыми прикосновениями и совсем не для удовольствия, занялась теми же вопросами, поэтической обработкой которых люди наслаждались испокон веков. Эти замечания должны служить оправданием строгой научной обработки и вопросов любовной жизни человека. Как раз наука и требует самого полного отказа от «принципов наслаждения», насколько это возможно для нашей психической деятельности.
Во время психоаналитического лечения у врача имеется достаточно возможности знакомиться с областью любовной жизни невротиков. Такое знакомство показывает нам, что подобное же поведение в этой области можно наблюдать у среднего здорового человека и даже у выдающихся людей. Вследствие счастливой случайности в подборе материала, благодаря накоплению однородных впечатлений перед нами вырисовываются определенные типы в любовной жизни. Один такой мужской тип выбора объекта я хочу описать, потому что он отличается рядом таких «условий любви», сочетание которых непонятно, даже странно, и, вместе с тем, этот тип допускает простое психологическое объяснение.
1. Первое из этих «условий любви» можно было бы назвать специфическим; если оно имеется налицо, следует уже искать и другие отличительные признаки этого типа. Его можно назвать условием «пострадавшего третьего». Сущность его состоит в том, что лица, о которых идет речь, никогда не избирают объектом своей любви свободной женщины, а непременно такую, на которую предъявляет права другой мужчина: супруг, жених или друг. Это условие оказывается в некоторых случаях настолько роковым, что на женщину сначала не обращал никакого внимания, или она даже отвергается до тех пор, пока она никому не принадлежит; но человек такого типа влюбляется тотчас же в ту же самую женщину, как только она вступит в одно из указанных отношений к какому-нибудь другому мужчине.
2. Второе условие, быть может, уже не такое постоянное, однако столь же странное. Этот тип выбора объекта пополняется только благодаря сочетанию этого условия с первым, между тем как первое условие само по себе, кажется, встречается очень часто. Второе условие состоит в том, что чистая, вне всяких подозрений, женщина никогда не является достаточно привлекательной, чтобы стать объектом любви, привлекает же в половом отношении только женщина, внушающая подозрение, – верность и порядочность которой вызывают сомнения. Эта последняя особенность может дать целый ряд переходов, начиная с легкой тени на репутации замужней женщины, которая не прочь пофлиртовать, до открытого полигамического образа жизни кокотки или жрицы любви. Но представитель нашего типа не может отказаться хотя бы от какой-нибудь особенности в таком роде. Это условие с некоторым преувеличением можно назвать «любовью к проститутке».
Подобно тому, как первое условие дает удовлетворение враждебным чувствам по отношению к мужчине, у которого отнимают любимую женщину, второе условие – причастность женщины к проституции – находится в связи с необходимостью испытывать чувство ревности, которое, очевидно, является потребностью влюбленных этого типа. Только в том случае, если они могут ревновать, страсть их достигает наибольшей силы, женщина приобретает настоящую ценность, и они никогда не упускают возможности испытать это наиболее сильное чувство. Удивительно то, что ревнуют не к законному обладателю любимой женщины, а к претендентам, к чужим, в близости к которым ее подозревают. В резко выраженных случаях любящий не проявляет желания быть единственным обладателем женщины и, по-видимому, чувствует себя хорошо в таком «тройственном союзе». Один из моих пациентов, который сильно страдал из-за увлечений «на стороне» своей дамы, ничего, однако, не имел против ее замужества и всеми силами содействовал ему; по отношению к мужу он затем в течение многих лет не проявлял и следа ревности. В другом типичном случае пациент был, правда, вначале при первых любовных связях очень ревнив к мужу и заставил свою даму отказаться от супружеских отношений с ним; но в многочисленных более поздних связях он вел себя так же, как другие, и не находил, чтобы законный супруг являлся помехой.
Следующие пункты рисуют уже не условия, предъявляемые к объекту любви, а отношения любящего к объекту своей любви.
4. Более всего поражает наблюдателя проявляющаяся у любовников такого типа тенденция спасать возлюбленную. Мужчина убежден, что возлюбленная нуждается в нем, что без него она может потерять всякую нравственную опору и быстро опуститься до низкого уровня. Он ее спасает тем, что не оставляет ее. В некоторых случаях намерение спасти может быть оправдано ссылкой на половую неустойчивость и сомнительное общественное положение возлюбленной; но оно проявляется так же определенно и там, где ссылка на действительное положение вещей не имеет места. Один из принадлежащих к описываемому типу мужчин, умевший завоевывать своих дам чрезвычайно искусными соблазнами и находчивой диалектикой, затем делал в своих любовных связях всевозможные усилия, чтобы при помощи им самим сочиненных трактатов удержать очередную любовницу на пути «добродетели».
Если бросить взгляд на отдельные черты нарисованной здесь картины, на условия, требующие, чтобы любимая была несвободна и принадлежала к разряду проституток, на высокую ее оценку, на потребность испытывать чувство ревности, на верность, которая, однако, сочетается с легкостью перехода от одной к другой женщине, и на намерение спасать, то кажется маловероятным, чтобы все эти особенности могли происходить из одного источника. И все же при психоаналитическом углублении в историю жизни лиц, о которых идет речь, легко открыть такой источник. Этот своеобразный выбор объекта любви и такие странные любовные отношения имеют то же психическое происхождение, что и любовная жизнь у нормального человека: они происходят от детской фиксации нежности на матери и представляют из себя одно из последствий этой фиксации. В нормальной любовной жизни сохраняется не много черт, в которых несомненно проявляется влияние материнского прообраза на выбор объекта, вроде, например, предпочтения, оказываемого молодыми людьми более зрелым женщинам; следовательно, отделение любовного влечения (либидо) от матери произошло сравнительно скоро. У людей нашего типа, напротив, влечение к матери и после наступления половой зрелости имело место так долго, что у выбранных ими позже объектов любви оказываются ясно выраженные материнские признаки, и в них легко узнать замену матери. Здесь напрашивается сравнение с деформацией черепа новорожденного: после длительных родов череп новорожденного представляет из себя слепок тазовых ходов матери.
На нас лежит в таком случае обязанность указать на вероятность того, что характерные черты мужчин нашего типа, условия их любви и их поведение в любви действительно происходят от материнской констелляции. Легче всего это сделать по отношению к первому условию, чтобы женщина была несвободна и чтобы был пострадавший третий. Совершенно очевидно, что у выросшего в семье ребенка неотъемлемо связан с представлением о матери тот факт, что мать принадлежит отцу, и «пострадавшим третьим» является не кто иной, как отец. Так же естественна для детских отношений переоценка, благодаря которой возлюбленная является единственной, незаменимой: ибо ни у кого не бывает больше одной матери, и отношение к ней зиждется на не повторяющемся и не допускающем никакого сомнения событий (рождении).
Раз все объекты любви только замена матери, то понятно и «образование ряда», которое кажется столь резко противоречащим условию верности. Психоанализ показывает нам и на других примерах, что действующее в бессознательном незаменимое часто проявляется расчлененным на бесконечный ряд – бесконечный потому, что всякий суррогат все-таки не дает удовлетворения. Так, например, у детей в известном возрасте возникает непреодолимое желание задавать все новые и новые вопросы, и это объясняется тем, что им надо поставить один-единственный вопрос, который они не решаются задать. А болтливость некоторых невротических больных объясняется тяжестью тайны, которую им хочется разгласить и которую, несмотря на все искушения, они все-таки не выдают.
То, однако, что избранный объект относится к проституткам, совершенно противоречит тому, что источником его является материнский комплекс. Сознательному мышлению взрослого человека мать представляется личностью высокой нравственной чистоты, и немного найдется таких внешних впечатлений, которые были бы для нас так мучительны, как сомнение в этом смысле по отношению к матери. Но как раз это резкое противоречие между «матерью» и «проституткой» и побуждает нас исследовать историю развития и бессознательное взаимоотношение этих двух комплексов, так как мы уже давно знаем, что в бессознательном часто сливается воедино то, что в сознании расщеплено на два противоположных понятия. Исследование возвращает нас к тому периоду жизни, когда мальчик впервые узнает подробности о половых отношениях между взрослыми – приблизительно к годам, предшествующим половой зрелости. Грубые рассказы, проникнутые явным намерением оскорбить и возмутить, знакомят его с тайной половой жизни и подрывают авторитет взрослых, оказывающийся несовместимым с обнаружением их половых отношений. То обстоятельство, что эта откровения относятся к родителям, производит самое сильное впечатление на новопосвященного. Нередко слушатель прямо-таки протестует, возражая приблизительно так: весьма возможно, что твои родители или родители других людей проделывают между собой нечто подобное, но это совершенно невозможно между моими родителями.
В то же время мальчик в виде редко недостающего королария к «ознакомлению с половым вопросом» узнает о существовании известного рода женщин, которые благодаря своей профессии отдаются половой любви, и поэтому все их презирают. Это презрение ему самому остается чуждым; у него рождается к этим несчастным только смешанное чувство томления и жути, так как он знает, что и он сам через них может приобщиться к половой жизни, которую считал до сих пор преимуществом только «больших». Когда он уже перестает сомневаться в том, что его родители составляют исключение из отвратительных правил половой жизни, он цинично говорит себе, что различие между его матерью и падшей женщиной уже не так-то велико, что в сущности обе они делают одно и то же. «Просвящающие» рассказы разбудили в нем следы воспоминаний о его ранних детских летах и желаниях и оживили в нем связанные с ними переживания. Ребенок начинает желать свою мать в этом новом смысле и снова начинает ненавидеть отца как соперника, стоящего на пути к осуществлению этого желания, он попадает, как мы говорим, во власть «комплекса Эдипа». Он видит измену со стороны матери в том, что она полюбила отца, а не егo, и не может этого ей простить. Эти переживания, если только они не проходят быстро, не проявляются ни в чем реально, а только изживаются в фантазиях, которые имеют своим содержанием сексуальную жизнь матери при самых разнообразных обстоятельствах: их напряжение с особенной легкостью разрешается в актах самоудовлетворения. Вследствие постоянного взаимодействия обоих побудительных мотивов этих душевных движений – полового желания и жажды мести – наибольшим предпочтением пользуются фантазии о неверности матери; любовник, с которым изменяет мать, обладает почти всеми чертами собственной персоны, вернее, собственной идеализированной личности, выросшей по возрасту до уровня отца. То, что я в другом месте [1] описал, как «семейный роман», составляет разнообразные продукты этой работы фантазии и сплетение их с разными эгоистическими интересами определенного периода жизни.
[1] О.Rank. «Миф о рождении героев», 1909 [Rank, Otto, Der Mythus von der Geburt des Helden, Leipzig und Wien, 1909, pp. 64-68]
Познакомившись с этой частью истории душевного развития, мы уже не можем находить непонятным и противоречивым то обстоятельство, что принадлежность возлюбленной к проституции обусловлена непосредственно влиянием материнского комплекса. Описанный нами тип мужской любовной жизни носит следы этого развития, и его можно просто понять как фиксацию на фантазиях мальчика в периоде половой зрелости, нашедших после свое воплощение в реальной жизни. Легко допустить, что усиленный онанизм в годы переходного возраста также благоприятствует фиксации этих фантазий.
Тенденция спасать любимую женщину с такими фантазиями, разросшимися до того, что они получили власть над реальной любовной жизнью, находится как будто только в отдаленной поверхностной связи, исчерпываемой сознательными доводами. Любимая женщина подвергается, мол, опасности, благодаря своей склонности к непостоянству и неверности, и вполне понятно, что любящий старается уберечь ее от опасности, охраняя ее добродетель и противодействуя ее дурным наклонностям. Однако, изучение «покрывающих воспоминаний», фантазий и ночных сновидений таких лиц показывает, что здесь имеет место прекрасно удавшаяся «рационализация» бессознательного мотива, подобная удавшейся вторичной обработке материала сновидений. На самом деле мотив спасения имеет самостоятельное значение и историю и является продуктом материнского или, вернее, родительского комплекса, когда ребенок слышит, что он обязан жизнью родителям, что мать «даровала ему жизнь», то в нем соединяются нежные чувства с душевными движениями, выражающими стремление быть больщим и достичь самостоятельности, и зарождают в нем желание вернуть родителям этот дар и отплатить им тем же. Непокорность мальчика как будто выражает: мне ничего не надо от отца, я хочу вернуть ему все, что я ему стоил. Он рисует себе фантазии о спасении отца от смертельной опасности и таким образом расплачивается с ним. Эта фантазия часто переносится на императора, короля или иную знатную особу и в таком измененном виде становится доступной сознанию и даже годной для поэтической обработки. По отношению к отцу преобладает угрожающее значение фантазии о спасении, а по адресу матери проявляется ее нежное значение. Мать подарила жизнь ребенку, и нелегко возместить такой своеобразный дар чем-нибудь равноценным. Но при незначительном изменении значения слов – что так легко удается в бессознательном и что можно уподобить сознательному слиянию понятий – спасти мать приобретает значение: подарить или сделать ей ребенка, разумеется, вполне похожего на самого себя. Это удаление от первоначального смысла спасения не очень велико, изменение значения слов не произвольно. Мать подарила ему жизнь – его собственную, – и за это ей дарится другая жизнь, жизнь ребенка, имеющего максимальное сходство с ним самим. Сын проявляет свою благодарность тем, что желает иметь от матери сына, равного себе, т. е. в фантазии о спасении он совершенно отождествляет себя с отцом. Все влечения – нежные, благородные, похотливые, непокорные и самовластные находят удовлетворение в этом одном желании быть своим собственным отцом. Не исчезает и момент опасности при таком изменении значения; ведь самый акт рождения представляет из себя опасность, из которой спасение приходит благодаря усилиям матери. Рождение является первой жизненной опасностью и прообразом всех последующих, внушающих нам страх; переживания при рождении остаются у нас, вероятно, в том аффективном выражении, второе мы называем страхом. Макдуф в шотландской легенде, не рожденный матерью, а вырезанный из утробы ее, поэтому не знал и страха.
Древний снотолкователь Артемидор был, несомненно, прав, утверждая, что сновидение меняет свой смысл в зависимости от личности видевшего сон. По законам выражения бессознательных мыслей «спасение» может иметь различное значение в зависимости от того, фантазирует ли о нем женщина или мужчина. Оно может в равной мере иметь значение сделать ребенка – дать начало рождению (у мужчины), как и самой родить ребенка (у женщины). Особенно в связи с водой можно ясно видеть эти различные значения спасения в сновидениях и в фантазиях. Если мужчина спасает во сне женщину, то это значит: он делает ее матерью, – что, согласно вышеизложенному, соответствует смыслу: он ее делает своею матерью. Когда женщина спасает кого-нибудь (ребенка) из воды, то этим она признает себя, подобно царевне в легенде о Моисее, родившей его матерью.
Иногда фантазия о спасении отца также получает смысл нежного отношения. Тогда она выражает желание иметь отца сыном, т. е. иметь такого сына, как отец. Вследствие всех этих отношений мотива спасения к родительскому комплексу, тенденция спасать возлюбленную составляет существенную черту описанного здесь любовного типа.
Я не считаю нужным приводить доказательства правильности метода моей работы, которая в данном случае, как и при описании анальной эротики, стремится к тому, чтобы сначала выделить из всего материала наблюдения крайне и резко очерченные типы. В обоих случаях имеется гораздо большее количество индивидов, у которых можно наблюдать только отдельные или только не резко выраженные черты этого типа. И само собой разумеется, что только связное изложение всех тех наблюдений, на основании которых установлены эти типы, даст нам возможность правильно их оценить.