большая валяевка храм фото
Большая Валяевка. Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник».
Карта и ближайшие объекты
Статьи
По преданию, в конце XVII века, во время очередного набега кубанцев, один безвестный монах укрылся в камышах под горой, на которой теперь расположена Валяевка. Там, на источнике, он нашел икону Божией Матери «Живоносный Источник». Благополучно спасшись от кочевников, инок рассказал о своей находке крестьянам соседнего села Поляны, и те построили здесь деревянную часовню, а затем и переселились сюда.
Согласно документам, первая церковь в Валяевке была построена в самом начале XVIII века. 5 сентября 1704 г. была положена дань с попова, пономарева, просвирницына дворов «при новопостроенной в деревне Ольшанке церкви Пресвятыя Богородицы Живоносного Источника с приделом Иоанна Златоустого». 10 октября 1705 г. были выданы два антиминса на освящение этих церквей. Вероятно, в те же годы над источником поставили и деревянную часовню.
Каменная часовня над источником, сохранившаяся до наших дней, была построена в 1807 г. В 1812 г. (по другим данным, в 1806 г.) рядом с ней на средства помещика Николая Саввича Печерина построили небольшую каменную Казанскую церковь. В 1871 г. рядом с Казанской церковью воздвигли величественный пятиглавый собор Божией Матери Живоносный Источник. Говорят, сам источник бьет под его алтарем, а влагу по серебряным (как гласит предание) трубам подвели ниже – к тому месту, где она струится и ныне. Между собором и церковью построили высокую стройную колокольню.
В начале 1870-х гг. основоположник пензенского церковного краеведения протоиерей Иаков Бурлуцкий впервые записал предание о явлении иконы. По его сведениям, размером икона была 71 на 58 сантиметров; живопись иконы он оценивает, как «греческую». Бурлуцкий пишет: «Устные предания о чудесах, бывших от сей Св. Иконы, неопределенны, как и все предания в устах простолюдинов. Рассказывают, что в одной деревне больная женщина сидела у ворот дома своего, когда народ, шедший в Валяевку на богомолье, позвал ее с собою; и едва в ней на сей зов явилось желание быть в Валяевке, как она почувствовала себя лучше прежнего, встала с своего места и, хотя с трудом, дошла до Валяевки; а отслужив в оной молебен пред явленною Иконою Богородицы, и совершенно выздоровела, прославляя Царицу Небесную. Передают также, что одна неизвестная женщина, не владевшая ногами, так что ее возили в тележке, услышав о чудесах от валяевской иконы, пожелала, чтоб ее везли к сему благодатному источнику исцелений, и, отслужив пред нею молебен, оставила свою тележку и возвратилась в дом свой на клюках; а сходивши вторично к образу Живоносного Источника Божией Матери в Валяевку и совершенно выздоровела и возвратилась в дом свой без клюк.
Сии и многие подобные предания о чудесах хотя неопределенны, но общая вера в чудотворную силу сей Св. иконы много говорит в их пользу. Редкий из пензенских граждан не бывает по нескольку раз в жизни в Валяевке на поклонении у иконы Пресвятыя Богородицы Живоносного источника, а многие ежегодно совершают путешествия к сей Св. Иконе. В летнее время целые сотни христиан из смежных сел и уездов Пензенского, Городищенского, Петровского и Чембарского толпами приходят в село Валяевку; особенно в день отдания Пасхи велико бывает стечение народа у Живоносного Образа Живоносной Источницы Валяевской. Приходящие совершают молебствие с водоосвящением в часовне над источником ее явления, пиют воду из сего источника, берут оную с собою в домы и мажутся ею, усвояя ее благодатную силу врачевства в болезнях. Местному церковному причту не раз случалось слышать от мордвов, приходящих на богомолье, что по умовении сею водою они чувствуют себя здоровее.
Во время холеры, свирепствовавшей в Пензе в 1831 и 1848 годах, сия Св. Икона с дозволения бывших преосвященных пензенских Иоанна и Амвросия торжественно приносима была жителями в Пензу; редкий дом пензенских жителей в сие скорбное время не был освящен ее присутствием в оном и, без сомнения, не оставался без благодатной помощи Царицы Небесной. Особенно в 1831 году жители Пензы чувствовали, что по принесении ее в город воздух заметно очистился и губительная язва ослабела».
В конце XIX века валяевская икона имела уже общероссийскую известность. В известной книге Софии Снессоревой «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон», где приведены краткие сведения практически обо всех известных на то время в христианском мире образах Приснодевы Марии, автор указывает: «В 12 верстах от Пензы находится село Валяевка, в церкви которого хранится чудотворная икона, известная под именем Живоносная Источница. Обычай ходить туда на поклонение св. иконе пред экзаменами и после оных ведет свое начало с давних времен и особенно исполняется неизменно и ежегодно воспитанниками духовных учебных заведений». Особыми днями чествования иконы считались пятница Светлой Седмицы и день Отдания Пасхи. В 1915 г. при большом стечении народа (около восьми тысяч) из Пензы в Валяевку прошел крестный ход во главе с архиепископом Владимиром. Очевидно, подобные крестные ходы бывали в то время не один раз; последний из них относится к 1924 г.
В 1920-х гг. в Валяевке служил диаконом священноисповедник Иоанн Оленевский. Он также советовал своим духовным чадам брать воду и купаться в источнике для исцеления.
В 1932-34 г. храмовый комплекс в Валяевке был закрыт. След чудотворной иконы затерялся. В храмах разместились колхозная заправка и овощехранилище. Но они уцелели, из всего комплекса снесли только колокольню. Паломничество на 9-ю пятницу продолжалось. Часовня в 1958 г. была даже отремонтирована на колхозные средства. Но уже в мае 1959 г. было намечено отобрать у верующих ключи от часовни. В том же году источник заключили в трубу и подвели к животноводческому комплексу.
В 1996 г. в Валяевке был открыт молитвенный дом, и с 1999 г. началась реставрация часовни. Чудом сохранившийся список иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с 1950-х гг. пребывал в Митрофановском храме Пензы, крестным ходом 22-25 августа 2000 г. его перенесли в Валяевку.
В конце 2003 г. началось восстановление малой Казанской церкви. Первая архиерейская литургия в ней прошла 16 апреля 2004 г., 2 сентября Владыка Филарет освятил кресты и купола, а 4 ноября протоиерей Сергий Лоскутов с духовенством провел службу в уже восстановленном храме. Большую Валяевку неоднократно посещал архиепископ Филарет. В 2005 г. о Валяевских святынях был издан красочный буклет. 23 декабря отмечалось 300-летие основания комплекса. С 2006 г. началось восстановление собора иконы Божией Матери «Живоносный Источник», чуть позже – и колокольни. 5 апреля 2014 г. митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим освятил храм великим чином.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Равшана Куркова родилась в 1980 году в Ташкенте, в семье, где сплелись разные национальности.
Япония – волшебная страна, окутанная мифами, легендами и глубокой философией. У японцев для всег.
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Поездка к святым местам в Большую Валяевку
На днях вместе с участниками академического хора и других кружков клуба «Ровесники» побывала в селе Большая Валяевка. Здесь расположен православный комплекс. В него входят живоносный источник, часовня XIX века, малая Казанская (двухкупольная) церковь, восстановленная силами пензенских предприятий, и пятиглавый собор Божией Матери Живоносного источника. Внутри храм в основном расписан, но еще идут художественные реставрационные работы. Между двухкупольной церковью и собором восстановлена высокая колокольня (46 метров).
Дождь от неба до земли.
Дождь в серебряной пыли.
Дождь, ты путь на небеса.
Дождь – Вселенной голоса…
По преданию, в конце XVII в., во время очередного набега кубанцев, один безвестный монах укрылся в камышах под горой, на которой теперь расположена Б. Валяевка. Там, у источника, он нашел икону Божией Матери Живоносного источника (по-другому, Живоносной Источницы). Благополучно спасшись от кочевников, инок рассказал о своей находке крестьянам соседнего села Поляны, и те построили здесь деревянную часовню, а затем и переселились сюда. Такова основная, самая распространенная легенда.
Согласно документам, первая церковь Божией Матери Живоносного источника была построена в 1704-1705 г. местным помещиком Павлом Валяевым. Вероятно, в те же годы над источником поставили и деревянную часовню.
Каменная часовня над источником (фото выше), сохранившаяся до наших дней, была построена в 1807 г. В 1812 г. (по другим данным, в 1806 г.) рядом с ней на средства помещика Николая Саввича Печерина построили небольшую каменную Казанскую церковь. В 1871 г. рядом с Казанской церковью воздвигли величественный пятиглавый собор Божией Матери Живоносного источника. Говорят, сам источник бьет под его алтарем, а влагу по серебряным (как гласит предание) трубам подвели ниже – к тому месту, где она струится и ныне. Между собором и церковью построили высокую стройную колокольню.
Малая Казанская церковь
От иконы Живоносной Источницы много раз происходили исцеления, подтвержденные документально.
Среди богомольцев, посещавших Валяевку, в 1820-х – начале 1830-х гг. был и юный Федор Буслаев, будущий ученый-филолог и академик. Когда в конце 1880-х гг., в старости, он писал свои воспоминания, то вспомнил и «село Валяевку, куда ходили на богомолье к источнику святой воды».
Перед революцией в среде студентов, особенно семинаристов, сложилась традиция посещения источника перед экзаменами и после них. Крестьяне соседних уездов приходили сюда сотнями. Особыми днями чествования иконы считались пятница Светлой Седмицы и день Отдания Пасхи. В 1915 г. при большом стечении народа (около восьми тысяч) из Пензы в Валяевку прошел крестный ход во главе с архиепископом Владимиром. Очевидно, подобные крестные ходы бывали в то время не один раз; последний из них относится к 1924 г.
В 1932-34 г. храмовый комплекс в Валяевке был закрыт. В храмах разместились колхозная заправка и овощехранилище. Но они уцелели, из всего комплекса снесли только колокольню. Паломничество на 9-ю пятницу продолжалось. Но мае 1959 г. источник заключили в трубу и подвели к животноводческому комплексу.
В 1996 г. в Валяевке был открыт молитвенный дом, и с 1999 г. началась реставрация часовни (завершена в 2000 г.). Теперь на ее стене укреплена мемориальная доска с надписью: «В память о прошлом и с верою в будущее свой бескорыстный вклад трудами и пожертвованиями в воссоздание часовни «Живоносный источник» внесли генеральный директор «Арко» Кучеренко Иван Павлович с сотрудниками. 07.01.2000 г.».
Чудотворная икона за советские годы была утеряна. Ее чудом сохранившийся список с 50-х гг. пребывал в Митрофаньевском храме Пензы, и крестным ходом 22-25 августа 2000 г. его перенесли в Валяевку.
В конце 2003 г. началось восстановление малой Казанской церкви. Первая архиерейская литургия в ней прошла 16 апреля 2004 г., 2 сентября освятили кресты и купола, а 4 ноября, на престольный праздник, провелт службу в уже восстановленном храме. За труды по восстановлению церкви Александр Анатольевич Чернышев, директор «Пензтяжпромарматуры», был награжден орденом прп. Сергия Радонежского III ст. Настоятель храма, священник Алексий Спирин, в 2004 г. был возведен в сан протоиерея.
В 2005 г. о валяевских святынях был издан красочный буклет. 23 декабря отмечалось 300-летие основания комплекса. Торжественный вечер, посвященный этому, прошел в рамках фестиваля «Золотой венок Пензенского района».
Таким был собор до восстановления. Фото из Инета
У подножия холма раскинулось старое село Большая Валяевка, но по дороге к собору (по верху холма) выстроилась и новая Валяевка с добротными современными домами. Сейчас в селе цветут сады, а в воскресные и праздничные дни звонят колокола.
Источник текста об истории православного комплекса из Инета
Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
Официальный приходской сайт
Контактная информация
В 1806 г. над святым источником была построена каменная часовня, а чуть выше на склоне, усердием помещика Николая Саввича Печерина, – каменная же Казанская церковь с колокольней.
В 1871 г. к северу от Казанского храма построили монументальный пятиглавый собор во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с отдельно стоящей колокольней.
В 20-х гг. в Большой Валяевке служил диаконом святой старец Иоанн Оленевский. Между 1929 и 1934 гг. храмы были закрыты, колокольня позже снесена. В храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» располагался склад зерна и удобрений, в Казанской церкви — топливно-заправочная станция.
В 1995 г. в Большой Валяевке открылся молитвенный дом, его первым настоятелем стал протоиерей Алексий Спирин. В 1999 г. была отреставрирована часовня, в 2000 г. из Митрофановского храма г. Пензы Крестным ходом перенесли чтимую икону «Живоносный Источник»
В 2003-2004 гг. была восстановлена Казанская церковь, в 2006-2014 гг. –собор иконы Божией Матери «Живоносный Источник», заново отстроена колокольня. 5 апреля 2014 г. митрополит Серафим освятил валяевский собор великим чином. Сейчас готовятся к освящению боковые приделы – во имя блгв. кн. Александра Невского и священноисповедника Иоанна Оленевского.
Ктитором комплекса является директор ОАО «Пензтяжпромарматура» Александр Анатольевич Чернышев.
Храм Божией Матери «Живоносный источник» в с. Большая Валяевка
БОЛЬШАЯ ВАЛЯЕВКА Пензенского р-на. По преданию, в конце XVII века, во время очередного набега кубанцев, один безвестный монах укрылся в камышах под горой, на которой теперь расположена Валяевка. Там, на источнике, он нашел икону Божией Матери Живоносного Источника (по-другому, Живоносной Источницы). Благополучно спасшись от кочевников, инок рассказал о своей находке крестьянам соседнего села Поляны, и те построили здесь деревянную часовню (она впервые фиксируется в 1704 или 1705 г.), а затем и переселились сюда. Некий помещик Савичев построил здесь и церковь, а само село первоначально назвал Богородским. Такова основная, самая распространенная легенда, но вот Владыка Серафим, к примеру, упоминал о явлении в Валяевке Самой Богородицы.
Согласно документам, первая церковь Божией Матери Живоносного Источника была построена в 1704-1705 г. Местным помещиком Павлом Валяевым. Вероятно, в те же годы над источником поставили и деревянную часовню.
Перед революцией в среде студентов, особенно семинаристов, сложилась традиция посещения источника перед экзаменами и после них. Крестьяне соседних уездов приходили сюда сотнями. Особыми днями чествования иконы считались пятница Светлой Седмицы и день Отдания Пасхи. В 1915 г. при большом стечении народа (около восьми тысяч) из Пензы в Валяевку прошел крестный ход во главе с архиепископом Владимиром. Очевидно, подобные крестные ходы бывали в то время не один раз; последний из них относится к 1924 г.
В 1920-х гг. в Валяевке служил диаконом священноисповедник Иоанн Оленевский. Он также советовал своим духовным чадам брать воду и купаться в источнике для исцеления.
В 1932-34 г. Храмовый комплекс в Валяевке был закрыт. В храмах разместились колхозная заправка и овощехранилище. Но они уцелели, из всего комплекса снесли только колокольню. Паломничество на 9-ю пятницу продолжалось. Часовня в 1958 г. была даже отремонтирована на колхозные средства. Но уже в мае 1959 г. было намечено отобрать у верующих ключи от часовни. В том же году источник заключили в трубу и подвели к животноводческому комплексу.
Только решением облисполкома от 6 июня 1985 г. Животворный родник был объявлен водным памятником природы, и посягательства на него прекратились.
В 1996 г. в Валяевке был открыт молитвенный дом и с 1999-го начата реставрация часовни (завершена в 2000), на которой теперь укреплена мемориальная доска с надписью: «В память о прошлом и с верою в будущее свой бескорыстный вклад трудами и пожертвованиями в воссоздание часовни «Живоносный источник» внесли генеральный директор «Арко» Кучеренко Иван Павлович с сотрудниками. 7.01.2000 г.».
Чудотворная икона за советские годы была утеряна. Ее чудом сохранившийся список с 50-х годов пребывал в Митрофановском храме Пензы, а крестным ходом 22-25 августа 2000 г. его перенесли в Валяевку.
В конце 2003 г. началось восстановление малой Казанской церкви. Первая архиерейская литургия в ней прошла 16 апреля 2004 г., 2 сентября Владыка Филарет освятил кресты и купола, а 4 ноября, на престольный праздник, протоиерей Сергий Лоскутов с духовенством провел службу в уже восстановленном храме. За труды по восстановлению церкви Александр Анатольевич Чернышев, директор «Пензтяжпромарматуры», был награжден орденом прп. Сергия Радонежского III ст. Настоятель храма, священник Алексий Спирин, в 2004 г. был возведен в сан протоирея.
2 мая 2003 г., 2 сентября 2004 г., 6 мая 2005 г. и 28 апреля 2006 г. Валяевку посещал архиепископ Филарет. В 2005 г. о Валяевских святынях был издан красочный буклет. 23 декабря отмечалось 300-летие основания комплекса. Торжественный вечер, посвященный этому, прошел в рамках фестиваля «Золотой венок Пензенского района».
С 2006 г. началось восстановление и самого собора Божией Матери Живоносного Источника. Его планируется завершить в 2008 г.
Большая валяевка храм фото
БОЛЬШАЯ ВАЛЯЕВКА Пензенского р-на
БОЛЬШАЯ ВАЛЯЕВКА Пензенского р-на. По преданию, в конце XVII в., во время очередного набега кубанцев, один безвестный монах укрылся в камышах под горой, на которой теперь расположена Валяевка. Там, на источнике, он нашел икону Божией Матери Живоносного Источника (по-другому, Живоносной Источницы). Благополучно спасшись от кочевников, инок рассказал о своей находке крестьянам соседнего села Поляны, и те построили здесь деревянную часовню, а затем и переселились сюда. Такова основная, самая распространенная легенда, но вот Владыка Серафим, к примеру, упоминал о явлении в Валяевке Самой Богородицы.
Согласно документам, первая церковь Божией Матери Живоносного Источника была построена в 1704-1705 г. местным помещиком Павлом Валяевым. Вероятно, в те же годы над источником поставили и деревянную часовню.
Каменная часовня над источником, сохранившаяся до наших дней, была построена в 1807 г. В 1812 г. (по другим данным, в 1806 г.) рядом с ней на средства помещика Николая Саввича Печерина построили небольшую каменную Казанскую церковь. В 1871 г. рядом с Казанской церковью воздвигли величественный пятиглавый собор Божией Матери Живоносного Источника. Говорят, сам источник бьет под его алтарем, а влагу по серебряным (как гласит предание) трубам подвели ниже – к тому месту, где она струится и ныне. Между собором и церковью построили высокую стройную колокольню.
От иконы Живоносной Источницы много раз происходили исцеления, подтвержденные документально. Так, одна больная женщина, уже собравшись в Валяевку, почувствовала себя лучше, а когда отслужили молебен – совсем выздоровела; другая крестьянка, не владевшая ногами, была привезена к источнику на тележке, а от него уже добралась домой на костылях, и вскоре совершенно поправилась. В 1828 г. одна крестьянка из Ермолаевки, болевшая девять лет, исцелилась сразу же после того, как дала обет посетить Валяевку. В 1831 и 1845 гг., во время эпидемий холеры, икону Живоносной Источницы переносили в Пензу, и болезнь отступала.
Среди богомольцев, посещавших Валяевку, в 1820-х – начале 1830-х гг. был и юный Федор Буслаев, будущий ученый-филолог и академик. Когда в конце 1880-х гг., в старости, он писал свои воспоминания, то вспомнил и «село Валяевку, куда ходили на богомолье к источнику святой воды».
Перед революцией в среде студентов, особенно семинаристов, сложилась традиция посещения источника перед экзаменами и после них. Крестьяне соседних уездов приходили сюда сотнями. Особыми днями чествования иконы считались пятница Светлой Седмицы и день Отдания Пасхи. В 1915 г. при большом стечении народа (около восьми тысяч) из Пензы в Валяевку прошел крестный ход во главе с архиепископом Владимиром. Очевидно, подобные крестные ходы бывали в то время не один раз; последний из них относится к 1924 г.
В 1920-х гг. в Валяевке служил диаконом священноисповедник Иоанн Оленевский. Он также советовал своим духовным чадам брать воду и купаться в источнике для исцеления.
В 1932-34 г. храмовый комплекс в Валяевке был закрыт. В храмах разместились колхозная заправка и овощехранилище. Но они уцелели, из всего комплекса снесли только колокольню. Паломничество на 9-ю пятницу продолжалось. Часовня в 1958 г. была даже отремонтирована на колхозные средства. Но уже в мае 1959 г. было намечено отобрать у верующих ключи от часовни. В том же году источник заключили в трубу и подвели к животноводческому комплексу.
Только решением облисполкома от 6 июня 1985 г. Животворный родник был объявлен водным памятником природы, и посягательства на него прекратились.
В 1996 г. в Валяевке был открыт молитвенный дом, и с 1999 г. началась реставрация часовни (завершена в 2000 г.). Теперь на ней укреплена мемориальная доска с надписью: «В память о прошлом и с верою в будущее свой бескорыстный вклад трудами и пожертвованиями в воссоздание часовни «Живоносный источник» внесли генеральный директор «Арко» Кучеренко Иван Павлович с сотрудниками. 7.01.2000 г.».
Чудотворная икона за советские годы была утеряна. Ее чудом сохранившийся список с 50-х гг. пребывал в Митрофановском храме Пензы, а крестным ходом 22-25 августа 2000 г. его перенесли в Валяевку.
В конце 2003 г. началось восстановление малой Казанской церкви. Первая архиерейская литургия в ней прошла 16 апреля 2004 г., 2 сентября Владыка Филарет освятил кресты и купола, а 4 ноября, на престольный праздник, протоиерей Сергий Лоскутов с духовенством провел службу в уже восстановленном храме. За труды по восстановлению церкви Александр Анатольевич Чернышев, директор «Пензтяжпромарматуры», был награжден орденом прп. Сергия Радонежского III ст. Настоятель храма, священник Алексий Спирин, в 2004 г. был возведен в сан протоиерея.
2 мая 2003 г., 2 сентября 2004 г., 6 мая 2005 г. и 28 апреля 2006 г. Валяевку посещал архиепископ Филарет. В 2005 г. о Валяевских святынях был издан красочный буклет. 23 декабря отмечалось 300-летие основания комплекса. Торжественный вечер, посвященный этому, прошел в рамках фестиваля «Золотой венок Пензенского района».
С 2006 г. началось восстановление и самого собора Божией Матери Живоносного Источника. Его планируется завершить в 2008 г.