большинство авторов склонны считать метод обучения учебно познавательной деятельности учащихся
Большинство авторов склонны считать метод обучения учебно познавательной деятельности учащихся
Однако дидактика не ограничивается раскрытием сущности обучения и его закономерностей. Она разрабатывает методические основы процесса обучения и реализации этих закономерностей, о чем и пойдет речь в следующей главе.
Литература для самостоятельной работы
Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982.
Дидактические принципы / Пед. энциклопедия: В 4 т. – М., 1964. – Т. 1.
Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М., 1979.
Куписетч Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В. Долженко. – М., 1986.
Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.
Глава 11. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1. Понятие о методах и приемах обучения. Проблема классификации методов обучения
Понятие метода обучения является весьма сложным. Вот почему до сих пор в педагогике не прекращаются дискуссии относительно более точной его трактовки. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научному определению.
Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь к достижению цели. Этимология (происхождение) этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», – отмечается в философском словаре (СНОСКА: Философский словарь / Под ред. И. Г. Фролова. 5-е изд. – М„ 1987. – С. 278). Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных задач.