большое жоково рыбновский район храм
БОЛЬШЕЖОКОВСКИЙ ТИХВИНСКИЙ ХРАМ
Тихвинский храм в селе Большое Жоково. 2 января 2012 года. Фотография Капрельянц Ольги с сайта temples.ru |
Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери в селе Большое Жоково (Рыбновское благочиние Рязанской епархии)
Храм был построен в 1861 году усилиями помещицы Софии Александровны Ивашкиной.
По штату 1873 года числился приписным к Спасской церкви на Кобыльском Погосте (ныне село Калиновка Рыбновского района).
В 1878 году с помощью благотворителей, а также на средства прихожан к храму пристроены трапезная и колокольня. Здание храма одноэтажное каменное, с такою же колокольней, крытой железом. Храм, огражден каменной оградой.
Действовал до 1927 года. Затем использовался как склад, в алтаре хранили минеральные удобрения.
В 2003 году храм был передан Русской Православной Церкви. [1]. Были проведены реставрационные работы.
В одной из половин бывшей храмовой трапезной был оборудован и освящен небольшой храм в честь страстотерпца царя Николая II. В 2006 году дом сгорел.
К 2017 году в храме проведены значительные реставрационные работы: восстановлен фундамент, стены, алтарная часть, колокольня, уложена брусчатка, построены две арки, храмовый домик, благоустраивается территория. Проведены восстановительные работы внутри храма, сделан иконостас, появились первые написанные иконы.
Архитектура
Кирпичная одноглавая однопрестольная церковь с ярусной колокольней. Очень низкий четверик, равный по высоте трапезной, перекрытый низким четырехгранным шатром.
Большое жоково рыбновский район храм
Дорога к церкви Тихвинской иконы Божией Матери лежит через бескрайние поля Рыбновского района. Несколько сотен лет человек засеивал и обрабатывал эти поля, словно заплатки, налепленные одни за другими. Однако природа, как самый талантливый художник, всегда вносит в ровную гладь полей свои штрихи. Где-то однотонный фон разбавлен белизной ромашек, а на некоторых зеленых холстах полей появились яркие соцветия желтой горчицы, фиолетовых люпинов и розового иван-чая.
Тихвинская церковь находится в селе Большое Жоково, в 78 км от Рязани и в 23 км от Зарайска. Село небольшое, около семидесяти домов. Церковь была построена здесь в 1861 году усилиями помещицы Софии Александровны Ивашкиной. Несколько лет спустя к храму была пристроена трапезная и колокольня. Старожилы рассказывают, что церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Большом Жокове действовала до 1942 года, затем храм закрыли, утварь и иконы изъяли, что-то разобрали по домам. Однако настоятель храма Василий Трофимович Назаревский, не покинул свой приход, исполнял службу на дому. Через некоторое время здание храма передали в колхоз и стали использовать как склад. Восстанавливать церковь начали только в 2000-х годах.
Храм посещают местные жители, дачники, прихожане из Московской области и Рязани, а также те, кто когда-то уехал из села учиться в Московскую область, да так там и остался. Как и прихожане других храмов, по-особому ожидают престольный праздник, выпадающий на начало июля. В этот день я оказалась на пороге Тихвинской церкви.
Первое, что бросилось в глаза, – устланный травой пол, как на Троицу. «Затея батюшки», – пояснили прихожане, имея в виду отца Павла Нейгума, настоятеля храма. Так, уже с порога начались наши удивительные открытия.
Почетным гостем в тот день оказался духовный писатель, потомственный священник отец Валериан Кречетов, впервые прибывший на праздник по приглашению батюшки. Как оказалось, отец Валериан родом из Зарайска. Удивил он нас цифрами. И вот какими: больше сорока лет он является настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово Одинцовского района Московской области; недавно ему исполнилось 80 лет; в прошлом году отец Валериан Кречетов и матушка Наталья Константиновна отметили день золотой свадьбы; за 50 лет совместной жизни они воспитали 7 детей и 35 внуков. «Пока что 35», – подчеркнул отец Валериан.
Для меня всегда была удивительной способность священнослужителей объяснять сложные вещи простым языком. Отец Валериан не стал исключением.
Поясняя евангельский фрагмент, он сказал:
— Человек с благодарным сердцем ни в чем не нуждается. С этим устроением он спокойно живет той жизнью, которую другие считают сложной. Он не мучает себя тем, что давно прошло, или тем, что еще не наступило. Если было что-то печальное и прошло, нужно говорить: «Слава Богу, прошло!» А если ждет что печальное, так его еще нет. Зачем мучить себя сейчас? Может, и не будет этого. Такое настроение надо стараться стяжать в своей душе. Этому учит Слово Божие.
Батюшка особенно отметил, что нужно вдумчиво принимать любое решение, а не рубить сплеча. Вспомнил случай из жизни внуков. Как-то старшие поссорились. Мама подходит к младшему и говорит:
– Сын, что с твоими братьями делать?
— С чего начнем? – спрашивает мама.
– Принеси икону, помолимся.
Пригласить в качестве почетного гостя отца Валериана Кречетова – одна из многих затей деятельного отца Павла. Вместе с тем батюшка трепетно относится и к традициям, некогда созданным архимандритом Иннокентием. В их число входят трапезы для всех прихожан, праздники для детей.
Прихожане отмечают, что «отец Павел каждый год придумывает что-то новое». По его инициативе второй год подряд на престольный праздник привозят старинный образ Тихвинской иконы Божией Матери, который некогда принадлежал церкви. Теперь образ находится в Зарайске.
Хранитель иконы Михаил рассказал, что в их семью она попала в 1972 году во время пожара. С тех пор они сберегают ее у себя и пока не хотят передавать храму.
Крестным ходом по селу после службы второй год подряд проносят чтимый образ, а отец настоятель щедро кропит как участников крестного хода, так и всех случайных прохожих. Отец Павел надеется, что однажды икона вернется в родной храм. А еще в его планах восстановить в церкви придел в честь святителя Николая, благоустроить кладбище, которое сейчас зарастает травой.
Праздник в Тихвинской церкви завершился для всех трапезой. Собравшись вместе, приход выглядит как самая настоящая семья: кругом прихожане разного возраста, занятые неспешной беседой; на столах – домашняя еда: картошка с укропом, рыбные котлеты, множество салатов, ароматные пироги, смородиновый компот. Неподалеку устроена сцена. Выступает с небольшим концертом хор из Воскресенска. Наверное, именно затеи наставников привлекали и привлекают в Тихвинскую церковь прихожан из разных городов.
Анастасия Скороходова
Фото автора
Публикация подготовлена в рамках реализации проекта-победителя
Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2016-2017»
1-е Рыбновское благочиние
Контактная информация:
Адрес: с. Большое Жоково Рыбновского р-на
Настоятель:иерей Павел Михайлович Нейгум
Тел. настоятеля: 8-910-579-35-35
Местная религиозная организация православный
Приход храма Тихвинской иконы Божией Матери с. Большое Жоково
Рыбновского района Рязанской области Рязанской Епархии
Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Храм Тихвинской иконы Божией Матери
построен в 1861 году усилиями помещицы Софии Александровны Ивашкиной. В 1878 году с помощью благотворителей, а также на средства прихожан к храму пристроены трапезная и колокольня. Здание храма одноэтажное каменное, с такою же колокольней, крытой железом. Храм, огражден каменной оградой. Трапезная теплая, чистая, светлая и просторная. Ранее Приходу храму принадлежало значительное количество земли. В том числе: усадебной вместе с погостами 1900 кв. саж., пахотной 35 десят., сенокосной 1520 кв. саж., неудобной по оврагам, пересеченной дорогой и водой 4 дес. 2028 саж., находящейся на расстоянии 2,5 верстах от церкви. Всего 41 дес. 657 кв.саж, из ней под церковью вместе с кладбищем 880 с, под священнической усадьбой 1020 сажен. По рассказам старожилов, церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Большом Жокове действовала до 1927 года. В 1927 году храм закрыли, утварь и иконы изъяли, что-то разобрали по домам. Последним настоятелем храма был священник Василий Трофимович Назаревский, служивший в храме с 1907 года. Отец Василий не покинул свой приход, он жил в центре села и исполнял службу на дому. В 1945-1947г.г. (точно неизвестно), батюшка умер. Похоронен отец Василий на кладбище за алтарной частью храма. Здание храма и дома, принадлежавшие церкви, передали в народное пользование. Храм использовался как склад, в алтаре хранили минеральные удобрения. К концу 20-го столетия от Тихвинской церкви мало что осталось. Полуразрушенная, она представляла собой грустное зрелище. В 2003 году храм передали Русской Православной церкви. И вновь к храму потянулись люди. Нашлись и благотворители, которые стали помогать в восстановлении храма, началась служба. В одной из половин бывшей храмовой трапезной был оборудован и освящен небольшой храм в честь Страстотерпца Царя Николая II, но, к сожалению, в 2006 году дом сгорел.
За последние три года проведены значительные реставрационные работы, храм не узнать — восстановлен фундамент, стены, алтарная часть, колокольня, благоустраивается территория, укладывается брусчатка, построены две арки, храмовый домик. Проведены восстановительные работы внутри храма, сделан иконостас, появились первые написанные иконы.
Большое жоково рыбновский район храм
В каждом уголке нашей страны есть места, через которые не проложены популярные паломнические маршруты, но где находятся древние святыни, удивительные памятники и необыкновенная природа. Одно из таких мест – село Большое Жоково в Рыбновском районе.
Большое Жоково расположено примерно в 60 км от Рязани. Путь к населенному пункту лежит через широко раскинувшиеся поля под бескрайним небом и заливные луга, усыпанные цветами. При подъезде к селу издалека виден силуэт Тихвинской церкви со сверкающим на солнце крестом.
Этот храм построен в 1861 году усилиями помещицы Софии Александровны Ивашкиной. Через несколько лет к нему были пристроены трапезная и колокольня. По рассказам старожилов, церковь действовала до 1942 года. Началась война, немцы подходили к Москве. Ночью местные жители с разрешения батюшки забрали иконы и церковную утварь в свои дома. Отец Василий Назаревский не покинул свой приход – совершал службы на дому. После войны здание храма передали в народное пользование и использовали как склад, в алтаре хранили минеральные удобрения. От Тихвинской церкви к началу XXI столетия мало что осталось. Восстанавливать ее начали только в 2003 году, когда она была передана Русской Православной Церкви.
Состояние храма было плачевным, поэтому первые службы совершали в здании бывшей церковно-приходской школы. Там оборудовали алтарь, освятили престол в честь страстотерпца Царя Николая II.
– В 2006 году случился пожар и от здания остались только стены. В огне чудом уцелела одна маленькая иконка Матери Божией – Тихвинская. Сейчас она хранится у нашей прихожанки. Женщина уехала жить в Коломну, но мы надеемся, что придет время и она передаст нам этот образ Пресвятой Богородицы, – рассказывает священник Павел Нейгум, настоятель Тихвинского храма.
После пожара началось активное восстановление Тихвинской церкви. Нашлись и благотворители, которые стали помогать в этом благом деле. За последние годы проведены значительные реставрационные работы. Восстановлен фундамент, стены, колокольня, расписаны стены и иконостас, благоустраивается территория.
При росписи храма художники ориентировались на фрески Дионисия.
– Конечно, точь-в-точь скопировать их мы не можем. Брали за основу сюжеты и цветовую гамму. Так как храм в честь Тихвинской иконы, то в росписи храма в основном преобладают сцены из жизни Пресвятой Девы Марии: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Целование Божией Матери и праведной Елисаветы. Также изображены святые, которые в особенности почитали Божию Матерь, – говорит иконописец Андрей Игнатов.
Сейчас в храме два придела – в честь Тихвинской иконы Божией Матери и в честь святителя Николая Чудотворца. Иконостас последнего выполнен в бархате с вышивкой золотой нитью.
– Если будет на то воля Божья, мы бы хотели сделать придел и в честь Царственных страстотерпцев, – говорит отец Павел.
Прихожанка храма Татьяна Васильевна Чесалина живет в селе Большое Жоково около сорока лет. Переехала сюда из города Рыбное, когда вышла замуж. Воспитала двоих детей, сейчас подрастают внуки, которые приезжают погостить на каникулы. По словам женщины, сейчас молодежи, к сожалению, в селе мало. Работы нет, поэтому многие уезжают в Рязань, Зарайск, Москву на заработки.
– В селе – около семидесяти домов. На лето дачники приезжают. И все стараются прийти в храм. Мы регулярно посещаем службу, отрадно, что церковь с каждым годом преображается. Недавно вот детская площадка рядом появилась благодаря спонсорам. Ребятишкам радость-то какая! – делится Татьяна Васильевна.
– Мой отец протоиерей Михаил Нейгум много лет был настоятелем церкви в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы села Шеметово Сергиево-Посадского района. И я с малых лет видел служение отца людям. Каждый воскресный день после службы он собирал около 70 человек за одним столом. Люди чувствовали заботу и любовь, – вспоминает отец Павел. – Мы стараемся сделать все возможное, чтобы люди, приезжающие в наш храм, почувствовали свою нужность Богу, Церкви и друг другу. Мы проводим трапезы для всех прихожан, праздники для детей.
Ежегодно 9 июля, когда совершается празднование в честь Тихвинской иконы Божией Матери, в Большое Жоково приезжает множество верующих не только из Рязанской области, но и из других регионов. В этом году Литургию возглавил протоиерей Александр Постников – клирик Белгородской епархии (он приехал на престольный праздник вместе со своими прихожанами). Ему сослужил настоятель Тихвинского храма иерей Павел Нейгум и другие клирики Рязанской епархии. По окончании Литургии состоялся крестный ход вокруг села с Тихвинской иконой Божией Матери.
– Мне довелось бывать во многих святых местах. Но такой искренней любви к Матери Божией, как здесь, я мало где встречал. Один из моих духовных наставников говорил: «Не думайте, что Господь где-то далеко. Он ближе к нам, чем наше собственное дыхание». Когда мы с великой верой, с надеждой обращаемся к Матери Божией, то можно не сомневаться, что Она всегда поможет нам и никогда не оставит любящих Господа и почитающих Ее. Матерь Божья – посредница между Богом и грешным миром. Она – единственная наша Надежда и Заступница, – сказал протоиерей Александр Постников.
Вероника Шелякина
Фото Ирины ЕВСИНОЙ
Ромашка белая, лепесточки нежные.
Есть в Рыбновском районе еще одно место духовного притяжения. Это село Кузьминское, расположенное между селом Константиново и Иоанно-Богословским монастырем. Здесь находится пока единственный в Рязанской области храм в честь святых благоверных князей Петра и Февронии – покровителей семьи. Он расположен непосредственно у асфальтовой дороги, которая в будущем может стать маршрутной туристической трассой «Золотого кольца России».
Знаковым событием в жизни села стало освящение 8 июля памятника святым Петру и Февронии, который был установлен на площадке перед храмом. Такие памятники в рамках Общенациональной программы «В кругу семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, появились во многих городах России.
Цветы к памятнику возложили многочисленные паломники, в том числе и члены регионального отделения Союза пенсионеров России. Большой вклад в строительство храма внес его настоятель протоиерей Александр Куропаткин, который также является настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Константиново. Отец Александр был одним из инициаторов создания этого памятника святым князьям Петру и Февронии.
– Надеюсь, что в село Кузьминское будут приезжать молодые пары в день своей свадьбы, венчания и приносить цветы к памятнику благоверным князьям Петру и Февронии. Церковь веками хранила память о жизни этих людей, ставших святыми. Они – пример семьи и святости, – отметил протоиерей Виталий Рыбаков, руководитель Центра охраны материнства и детства Рязанской епархии «Право на жизнь».
Доброй традицией для села стало проведение 8 июля праздника «Мы едины любовью и верой», во время которого чествуют семейные пары, отмечающие юбилеи совместной жизни. В этом году, например, медалью «За любовь и верность» наградили семейную пару Сурковых: Александра Федоровича и Аллу Анатольевну. Такая награда вручается супругам, которые прожили вместе не менее 25 лет, сохранили в семье любовь и взаимопонимание. На одной стороне медали изображена ромашка – символ праздника, а на другой – лики святых Петра и Февронии.
В этот же день в селе Ласково Рязанского района, на родине святой Февронии, прошли торжества в честь Дня семьи, любви и верности.
Мы призваны стремиться к Премудрости. Литургия в Тихвинском храме села Большое Жоково
25 сентября, в Субботу перед Воздвижением и день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в храме Тихвинской иконы Божией Матери села Большое Жоково.
Наставление после богослужения владыка посвятил теме Премудрости, объяснив, как правильно понимать это слово:
— Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, Православная Церковь завершает празднование в честь первого великого двунадесятого праздника церковного года — Рождества Пресвятой Богородицы. Мы сегодня слышали песнопения, прославляющие Божию Матерь и Ее родителей, Богоотец Иоакима и Анну. Сегодня во время богослужения читалось зачало Апостола, повествующее о том, что Премудрость Божия стала предметом проповеди учеников Христовых, в том числе и апостола Павла, как одного из наиболее потрудившихся.
У людей возникают разные ассоциации со словом «премудрость». Некоторые полагают, что это нечто свойственное Божией Матери, а в некоторых храмах отмечаются праздники в честь икон Софии в дни, посвященные Богородице. Иногда люди начинают мудрствовать, полагая, что София — это некая особая Божественная сила, Премудрость, нечто почти ипостасное. Что же, а точнее, кто это на самом деле? На такой вопрос отвечает апостол Павел, говоря, что Премудрость и Божия сила есть Христос.
Почему в языке христианских проповедников появилось это слово? Да, мы знаем, что в Ветхом Завете есть книги, в которых говорится о Божественной премудрости. И все же почему именно апостолы, особенно Павел, уделяют столько внимания теме Премудрости, говорят о ней? Почему на Руси строили храмы, посвященные Софии, Премудрости Божией?
София переводится с греческого как «премудрость». Если в Ветхом Завете существовал определенный язык образов и понятий, связанных с историей народа Израиля, то в греческой среде сформировались свои идеалы, и одним из главных был идеал мудреца, премудрости. А потому многие стремились к достижению премудрости, как к чему-то особенно важному. Кстати, этот идеал сохранился и сегодня, он заметен даже в обращениях на греческом языке. Например, к священнику, не получившему высшего богословского образования, обращение будет носить обычный характер. Если же священник закончил высшую богословскую школу, то в обращении к нему присутствует корень слова «логос», переводимого как «слово» или «мудрость».
Проповедуя Христа, апостолы старались делать это, используя систему смысловых координат того народа, куда они были посланы на проповедь. Христос есть Божия сила и Премудрость.
И апостолы проповедовали не просто какую-то отвлеченную премудрость, но Божию, явленную от сотворения мира, Христа, Слово Божие, черед посредство которого был сотворен видимый мир. Мы тоже сегодня несем миру Божественную Премудрость, и должны помнить, что это — Христос. В нашей вере, в Церкви все христоцентрично. История мира стремится к Рождеству Христову и начинается от него. Все в мире и в Церкви связано со Христом, Он есть глава Церкви. Дай Бог и всем нам, дорогие братья и сестры, искать и стремиться к этой Премудрости, причем не к какой-то отвлеченной премудрости, как к собранию рассеянных повсюду крупиц знания и мудрости, но к Христу, который и является Божией Силой и Премудростью.
В жизни прихода этот год был отмечен памятной датой — 160-летием храма. По этому поводу в день престольного праздника проходили большие торжества. Владыка Марк не смог присоединиться к прихожанам и паломникам непосредственно в момент этого события, но сердечно всех поздравил и вручил награды благотворителям, трудами и заботами которых удалось возродить подобающее Дому Божию благолепие.
Депутат Государственной Думы, спецпредставитель губернатора Московской области по Коломне Никита Юрьевич Чаплин был удостоен медали святителя Василия Рязанского I степени. Архиерейские грамоты были вручены Александру Владимировичу Валуйкину, Валентине Петровне Дубовик, Ольге Михайловне Ефременко, Марине Ильиничне Олейник, Владимиру Сергеевичу Калинину, Ольге Борисовне Калининой, Алексею Олеговичу Бондарькову и Иоанне Сергеевне Бондарьковой.