большой собор донского монастыря в москве

Архитектурный ансамбль

большой собор донского монастыря в москве

Расписание богослужений

большой собор донского монастыря в москве

Соборный храм в честь иконы Богородицы, именуемой Донской (Большой собор)

Главной архитектурной доминантой Донского монастыря является величественный собор в честь иконы Богородицы именуемой «Донской». Уникальной особенностью Донского монастыря стало решение об основании на его территории еще одного собора, посвященного Донскому образу Богородицы, что явилось исключением среди прочих русских монастырей. В силу этого обстоятельства новый собор стал именоваться «Большим», а старый – «Малым».

Строительство собора было начато при наместнике монастыря архимандрите Никоне в 1683 году и продолжилось до 1698 года. Храм был возведен по обету сестер Петра I Екатерины Алексеевны и Софьи Алексеевны из «царских сокровищ». Обет был дан, очевидно, в связи с подписанием Бахчисарайского мира России с Турцией и Крымским ханством.

Великое освящение храма состоялось 21 августа 1698 года при архимандрите Антонии (Одиновиче), совершил его митрополит Сарский и Подонский Тихон (Воинов) в последствии митрополит Казанский и Свияжский.

Величественный пятиглавый собор возведенный из красного кирпича, поставлен на высоком подклете и окружен двухъярусной в настоящее время закрытой галереей. Фасады сооружения усложнены округлыми выступами, которые вместе с алтарным выступом образуют крест. Эти округлые выступы, расположенные по сторонам света, поднимаются на всю высоту храма и несут боковые главы. Весь архитектурный облик собора представляет собой достаточно редкое для того времени так называемое «лепестковое» сооружение, что придает ему уникальную неповторимость и красоту.

Интерьер собора выглядит столь же величественно, благодаря хорошей освещенности через окна и пять световых барабанов. Величавый семиярусный иконостас в стиле «московского» барокко, был выполнен под руководством мастера Оружейной палаты К. Золотарева, в 1695-1699 году. Несмотря та то, что сам иконостас и иконы неоднократно поновлялись он сохранился до наших дней в первозданной красоте.

Работы по благоукрашению храма продолжились и в начале XVIII века. В 1703 году в киотах на фасаде храма были написаны иконы, а наличники и карнизы расписаны растительным орнаментом, хорошо выделявшемся на белом фоне стен. В 1740-ых годах, по проекту зодчего В. С. Обухова, к юго-восточному углу собора было пристроено помещение ризницы с характерными тому времени раннебарочными наличниками.

В 1750 году на средства атамана войска Донского Даниила Ефремова были позолочены все главы собора. В 1752 году на средства купца Кузьмы Антоновича Замятина были устроены в храме чугунные полы, существующие в настоящее время.

В 1782 году по благословению наместника монастыря архимандрита Аввакума (Миланковича), известный архитектор В. И. Баженов разрабатывает программу росписей интерьера собора. Согласно этой программе, евангельские сюжеты трактовались как отдельные сюжетные картины, которые регистрами располагались по стенам храма. В остальном росписи за небольшими исключениями следовали устоявшейся традиции. В частности, куполе отсутствует изображение Христа Пантократора, а там изображен Святой Дух в виде голубя, при этом изображения евангелистов в парусах традиционно. Своды храма имеют характерную для эпохи классицизма роспись имитирующую лепные кессоны. На подпружных арках изображены «силы небесные», а на столбах – праотцы и святые. Алтарная часть в то время осталась не расписанной. Непосредственно живописные работы выполнял итальянский художник Антонио Клаудио, которые были окончены в 1786 году. Монументальные росписи Большого собора, выполненные в традициях эпохи классицизма достаточно органично вписались в интерьер древнего храма. Несколько позднее живописцем А. Ивановым были выполнены росписи галерей, которые переоборудуются в закрытые.

В 1812 году Большой собор, как и весь монастырь, был разорен французскими войсками. Работы по восстановлению храмов начали сразу после ухода неприятеля. Большие средства на восстановление Донского монастыря пожертвовало донское казачество. Атаман войска Донского граф Матвей Иванович Платов прислал в 1815 году на возобновление разграбленных французами храмов Донского монастыря 11 тысяч рублей и 10 пудов серебра, отбитого казаками у неприятеля. В 1816 году из этого серебра были сделаны ризы на все иконы нижнего яруса иконостаса.

В 20-е годы XIX века вновь были несколько надстроены верхние части основного объема собора, тогда же были заново перекрыты и купола. Связанно это было с устройством калориферного отопления в соборе. Центральный купол был покрыт кованным железом и позолочен, четыре боковых были покрыты «белым английским» железом и украшены золочеными звездами. В конце XIX века вновь поновляются все росписи в галереях храма. От первоначальных росписей XVIII века сохраняются только три композиции на сводах при входе в храм. Последний раз в XIX веке внутреннее убранство собора и росписи поновлялись к коронации императора Николая II в 1896 году.

В 1925 году 20 апреля в праздник Входа Господня во Иерусалим в сослужении шестидесяти архиереев в Большом соборе было совершено отпевание Патриарха Всероссийского Тихона (Белавина).

С 1926 года богослужение в храме совершается уже нерегулярно, в галереях начинает свою работу антирелигиозный музей. К концу 1920-х богослужения прекращаются. С 1935 по 1989 годы в помещениях собора находились разные экспозиции музея архитектуры, что позволило сохранить уникальный иконостас и росписи собора.

После возвращения всех зданий монастыря Московской патриархии в 1990 году были освобождены от музейных экспонатов помещения Большого собора. 18 августа 1991 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Редигер) совершил Великое освящение собора. С этого момента начинаются регулярные богослужения в Большом соборе.

В середине 1990-х годов были выполнены новые росписи в алтарной части собора.

В марте 2011 года была закончена кропотливая работа по реставрации иконостаса Большого собора. Реставрация иконостаса стала одним из этапов комплекса реставрационных работ в Большом соборе древней московской обители, в рамках которого также проведено устройство теплых полов и восстановление западного крыльца. Специалисты-реставраторы осуществили укрепление конструкции западного крыльца, вычинку кирпичной кладки парапетов и столбов. По проекту реставрации заново выстелены площадки и выполнены новые ступени. Крыльцу были возвращены первоначальные барочные формы XVIII века, выраженные в дугообразном расположении ступеней.

В 2013 году в соборе были проведены частичные реставрационно-ремонтные работы во время которых были установлены новые оконные блоки, расчищен от копоти главный барабан и своды храма. Так же в ходе работ было открыто северное крыльцо храма. В результате кропотливой научно-изыскательской работы парадное крыльцо собора было восстановлено в первоначальном виде XVIII века. Сейчас это крыльцо представляет собой широкую лестницу которая расходится двумя маршами и ведет к галерее храма. Именно это крыльцо когда то было главным входом в Большой собор.

Главной святыней собора является особо почитаемый храмовой образ Донской Богородицы находящийся в местном ряду иконостаса справа от Царских врат. Образ датируется XVII веком и был перенесен сюда из Малого собора. Известным царским изографом Симоном Ушаковым для этой иконы была написана живописная рама с сюжетом «Древо Иессеево».

Ежегодно 1 сентября в праздник Донской Богородицы в Большой собор прибывает древнейший образ Донской Богородицы из Государственной Третьяковской галереи. Перед ним, по преданию, молился царь Федор Иоаннович в 1591 году в походной церкви на месте будущего монастыря.
Другой духовной жемчужиной Донской обители являются святые мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, почивающие ныне в золоченой раке на солее Большого собора, с правой стороны от Царских врат.

Источник

Донской монастырь: место, куда редко заходят туристы

Донской монастырь – тихое место пристанища Донской иконы Божией Матери в центре столицы. Узнать больше об этом паломническом месте Вы сможете из статьи.

Донской монастырь

1 сентября – день празднования в честь Донской иконы Божией Матери.

Паломники обычно ставят его в самый конец списка обязательных для посещения святынь Москвы. Он не популярен у приезжих, не бросается в глаза из окна поезда или автобуса, не красуется на сувенирных открытках. Но тот, кто все-таки решит заглянуть сюда, будет вознагражден. Спрятанный в стороне от проторенных туристических маршрутов, этот монастырь таит в себе удивительные сокровища и готов открыть их каждому, кто, свернув с шумного Ленинского проспекта, углубится в тихие дворы. Корреспондент «НС» стала одним из таких любознательных паломников.

большой собор донского монастыря в москве

Большой собор Донской иконы Божией Матери. Мало кто знает, что под лестницей собора находится еще один, Сретенский, храм – усыпальница грузинских князей. Со временем здесь планируется открыть музей истории монастыря

Две иконы

«У нас есть подземный ход, который ведет из Донского монастыря прямо в Кремль. Правда, показать его вам мы не можем, так как еще не нашли, где у него вход», — рассказывает экскурсовод монастырского паломнического центра. Озадаченные паломники переглядываются — неужели правда? Действительно, история обители так богата разнообразными событиями, что — очень может быть — и подземный ход найдется.

Донской монастырь был основан в 1591 году на том месте, где стояли русские стрельцы, готовившиеся к сражению с крымским ханом Казы-Гиреем. Перед самым сражением крымский хан неожиданно сбежал с поля боя — столь чудесное избавление от врагов объяснили заступничеством Пресвятой Богородицы, так как в стрелецком стане находилась чудотворная Донская икона Божией Матери. На месте шатра, где пребывала икона, в 1593 году и был построен Малый Донской собор. Сто лет спустя рядом появился второй Донской собор, так называемый Большой (кстати, Донской монастырь – одна из тех редких обителей, где действуют два одноименных храма). Вокруг монастыря возвели кирпичную стену с двенадцатью башнями, а над западными воротами по проекту Андреа Трезини — автора собора Петропавловской крепости — была построена колокольня. Основным входом в монастырь тогда служили северные ворота, выходящие в сторону Кремля, которые венчает Тихвинская церковь. Весь архитектурный ансамбль монастыря сохранился.

Донской монастырь в своих воспоминаниях описывает Иван Шмелев. Каждый год на праздник Донской иконы (1 сентября) из Благовещенского собора Кремля в монастырь чудотворную икону приносили на руках. Сотни хоругвеносцев, представители всех столичных церквей, сопровождали святыню. Крестный ход встречала вся Москва, улицы по пути следования иконы украшали цветами.

Как получилось, что Донская икона хранилась в Кремле, если в самом монастыре — два собора, построенных в ее честь? Дело в том, что чудотворных Донских икон — две. Одна, так называемая Кремлевская, написанная Феофаном Греком в XIV веке, по преданию, была передана донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Хоругвь с изображением этой иконы и находилась в стане стрельцов в том месте, где теперь построен монастырь. Вторая икона, тоже ставшая впоследствии чудотворной, была написана в XVI веке по заказу Бориса Годунова специально для Донского монастыря и с тех пор находится в нем постоянно. На праздник в монастырь приносили икону письма Феофана Грека — так что в этот день в Донском одновременно пребывали обе иконы. Эта традиция сохранилась и в наше время, только теперь святыню доставляют из Третьяковской галереи, а не из Кремля, и не крестным ходом, а на специальной бронированной машине.

Но не только героические страницы истории Москвы связаны с монастырем. Его стены помнят и весьма трагические события. В сентябре 1771 года в Москве вспыхнула чума. Напуганные мором жители города повалили к Боголюбской иконе над Варваровскими воротами в Китай-городе. Архиепископ Московский и Калужский Амвросий, боясь, что скопление народа будет способствовать распространению эпидемии, попытался этому воспрепятствовать. Но народ взбунтовался. Многотысячная толпа взяла приступом Донской монастырь, где на хорах Большого собора прятался архиепископ. Владыку выволокли во двор. Он пробовал утихомирить людей. Но кто-то закричал: «Чего глядите вы на него? Разве не знаете, что он колдун и нас морочит?» Бедного старца ударили колом по голове. На месте гибели архиепископа позже был воздвигнут каменный крест, сейчас он находится под лестницей Большого собора.

Некрополь

«Все большие московские кладбища (Ваганьково, Новодевичье, Миусское и другие) — чумные, они появились на окраинах во время эпидемии чумы, когда было запрещено хоронить в центре города. Донской же некрополь появился значительно раньше — его уникальность сравнима разве что с некрополем Александро-Невской лавры, — рассказывает Татьяна Бажутина, искусствовед, руководитель научного отдела монастыря. — Уже в “Истории” Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества».

большой собор донского монастыря в москве

Такой живописный вид на некрополь открывается с монастырских стен. Впрочем, полюбоваться им может далеко не каждый. Проход на стены пока закрыт. Сейчас в Донском действует паломнический центр, организуются экскурсии по территории монастыря. В скором времени в экскурсионный маршрут планируется включить и прогулки по монастырским стенам

Исключительна и коллекция надгробных памятников, рисовать которые так любят молодые художники. «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы» — так называли Донское кладбище в прошлом веке. Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. В Донском похоронены историк В. О. Ключевский, ректор Московского университета С. Н. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П. Я. Чаадаев, писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Многочисленные Голицыны, родственники и друзья А. С. Пушкина. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха), умершая в заточении в Ивановском монастыре. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли могилу художника В. Г. Перова, а в 2005 году в Донском монастыре перезахоронили генералов А. И. Деникина и В. О. Каппеля.

На старых могилах интересно читать слова эпитафий, например такие:

«Покоится здесь юноша раб Божий Николай.

От мира и забот его призвал Бог в рай».

Есть даже одна мстительная эпитафия, украшающая надгробье княжны Шаховской: «Скончалась от операции доктора Снигирева»…

На стене одного из фамильных склепов за Большим собором выложена мозаичная икона святителя Николая — во времена гонений на Церковь она оставалась практически единственной святыней в округе. В Великую Отечественную войну к этой иконе с молитвами тянулись матери и жены ушедших на фронт. С тех самых пор и до сегодняшнего дня икона источает благоухание.

большой собор донского монастыря в москве

Скульптуры со взорванного храма Христа Спасителя

В 2001 году в Донском монастыре скончался и был похоронен протопресвитер Александр Киселев, клирик РПЦЗ, который много сделал для объединения Церквей. В то время когда отец Александр служил настоятелем в Таллинской Николаевской церкви в Эстонии, будущий Святейший Патриарх Алексий II был у него алтарником.

Донской монастырь иногда называют еще и архитектурным кладбищем». С 1934 года в монастыре находился Музей архитектуры им. Щусева, сюда свозили фрагменты уничтоженных памятников старины. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя работы скульптора А. В. Логановского, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией Матери на Покровке. В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Но через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте.

большой собор донского монастыря в москве

В советское время в Донской свозили обломки старинных надгробий с других кладбищ Москвы. Сейчас они разобраны и выставлены вдоль аллеи, ведущей к Малому собору

Святой узник

В 1918 году монастырь был официально закрыт, но монастырская жизнь в нем теплилась еще несколько лет, хотя на территории уже проводились антирелигиозные выставки и был открыт антирелигиозный музей.

В здании бывшей караульни, которая примыкает к северным вратам монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. Почти до самой своей смерти он прожил в двух тесных кельях под постоянным присмотром комсомольцев. Выходя на монастырскую стену, святитель мог общаться с паствой, стоявшей внизу, через решетку ограды. На жизнь святителя неоднократно покушались. Во время одной из таких попыток, в 1924 году, был убит Яков Полозов, келейник Патриарха. Когда убийцы поднялись на стену, Яков вышел им навстречу и, приняв три пули, защитил патриарха ценой своей жизни. Святитель настоял на том, чтобы Полозова похоронили на территории монастыря. Его могила сейчас находится у южной стены Малого Донского собора.

Святитель Тихон скончался через полгода после этих событий, 7 апреля 1925 года, в больнице на Остоженке. Его последние слова: «Ночь будет темная, долгая… Долгая…» Патриарха-исповедника хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Но за 70 лет гонений место его захоронения было утеряно. Только через несколько лет после прославления святителя, в 1989 году, его нетленные мощи были обретены чудесным образом — захоронение обнаружили случайно во время ремонтных работ после пожара в Малом соборе. Сейчас рака с мощами святителя Тихона находится в Большом соборе, слева от Царских врат.

В домике, где жил святой патриарх, в его келье, планируется создание дома-музея. Уже сейчас в нем хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором он был похоронен, фотографии, документы, личные вещи.

большой собор донского монастыря в москве

В монастыре создается музей патриарха Тихона. Уже сейчас в нем хранятся документы, фотографии, личные вещи патриарха. Открыть широкий доступ в музей пока нет возможности — у монастыря не хватает средств на покупку дорогостоящего музейного оборудования, которое могло бы помочь сохранить уникальные экспонаты. В 2011 году монастырю исполняется 420 лет. Возможно, найдутся благотворители, которые пожертвуют деньги на создание и открытие для посетителей музея свт. Тихона к этой дате. Полная комплектация музея оборудованием обойдется всего в 30 тыс. евро. Фото из архива музея: святитель Тихон в окопе во время Первой мировой войны

Монастырь в городе

Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции. В 1927 году на территории монастыря, в храме Преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской был открыт первый советский крематорий.

В советское время вся территория Донского монастыря была открыта, в стенах и башнях жили люди, в храмах размещались государственные учреждения. Монастырский сад и некрополь облюбовала для прогулок московская интеллигенция. Те, кто вырос здесь, вспоминают, как играли в прятки среди монастырских развалин, как прибегали после уроков и смотрели в щелку двери на иконостас XVIII века в Большом соборе или прогуливали уроки на кладбище, а потом грелись в Малом соборе, где с 1949 года возобновились богослужения.

большой собор донского монастыря в москве

В ризнице монастыря

В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции патриарха. Однако через несколько дней генсек умер, документы затерялись, а в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. Про Донской забыли. Фактическая его передача Церкви состоялась только в 1990-е годы. С тех пор здесь — мужской монастырь.

«Монашеский образ жизни подразумевает уход в пустыню, уединение от суеты мира, — говорит владыка Кирилл (Покровский), епископ Павлово-Посадский, нынешний наместник монастыря. — Донской монастырь, когда-то построенный в глуши и тишине, теперь оказался в самом центре Москвы. Но и в таких условиях монашеская жизнь возможна, и в таких “городских” монастырях было взращено немало святых, совершено немало духовных подвигов. Здесь тоже можно спасаться, и многие спасаются. У нас своя миссия — служение приходящим в монастырь людям: социальное, образовательное, миссионерское». Сейчас в монастыре планируется создание большого просветительского центра для молодежи, открытой библиотеки, большого книжного магазина, трех музеев.

До недавнего времени гостей монастыря на центральной аллее встречала колонна танков. У многих это вызывало недоумение. «Во время Великой Отечественной войны православные люди собрали 8 миллионов рублей, и на эти деньги была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского. Бывшее руководство решило установить эту технику на территории монастыря. Сейчас мы передвинули танки в сторону, к стене. Центральная аллея должна вести человека к храму, настраивать на молитвенный лад. Хорошо, если люди с экскурсией будут подходить к этим танкам, узнают о подвиге тех, кто на них сражался, но пусть это будет после посещения храма, а не до», — говорит владыка Кирилл (Покровский).

большой собор донского монастыря в москве

Военная техника сегодня перемещена с центральной аллеи к западной стене. Пройти туда можно только в сопровождении экскурсовода

В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла наместник Донского монастыря был назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, так что можно ожидать, что в скором времени Донской станет и духовным центром казачества. Планируются семинары и встречи для казаков. Возможно, в монастыре даже будет проходить парадный казачий расчет.

«Но в то же время у монахов есть и своя жизнь, куда нет доступа посторонним, — продолжает владыка. — А утром и вечером, когда весь монастырь закрыт, мы можем гулять по территории, молиться в тишине. Все-таки главное наше делание — это усердная молитва».

Телефон паломнического центра «Одигитрия» при Донском монастыре: 952-02-63

Реквизиты Донского ставропигиального монастыря:

Источник

МОСКОВСКИЙ ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ

большой собор донского монастыря в москве
Московский Донской монастырь

Московский мужской монастырь в честь Донской иконы Божией Матери, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

Основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп. Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской.

Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить ее в походной Сергиевской церкви посреди русского стана. Бессонную ночь провел тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери». Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, «обоз», отчего монастырь называли в старой Москве, «что в Обозе».

большой собор донского монастыря в москве
Донской монастырь. Большой собор Донской иконы Божией Матери,2010 г. Фото : Ю.Булкин

В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону. Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города. Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный «Большим», а первый стал называться «Малым».

Малый собор расписывал в 1785 году итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом казаковском Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника на Б.Алексеевской (Б.Коммунистической) улице близ Таганки. Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И.Баженова.

Красные монастырские стены с красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь, и Кирилловы много жертвовали на эту обитель.

Донской монастырь грабили и разоряли в Смутное время, в Отечественную войну 1812 года и после революции.

В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святой патриарх Тихон (Беллавин), перенося клевету и травлю со стороны большевиков и «обновленцев». В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти 7 апреля 1925.

Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Пришли те, кто не боялся ни провокации, ни гнева большевистских властей.

В 1989 году во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его св. мощи положены в раке в Большом соборе Донского монастыря.

В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Только через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.

В 1991 году территория монастыря была передана Московскому Патриархату, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь. 18 августа этого же года был вновь освящен Большой собор монастыря.

19 февраля 1992 года было вскрыто захоронение патриарха Тихона, и обретены мощи святителя, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи.

Святыни

Храмы

Настоятели, наместники

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *