Болты на авто разные
Болты и гайки для литых дисков
Чтобы закрепить диск к ступице колеса, применяют специальные болты применимые для литых дисков. Применение болтов от штампованных дисков недопустимо. В зависимости от конструкции крепления также могут применяться и гайки для литых дисков, гайки от штампованных дисков также не применимы к использованию с литыми дисками.
Все дело в том, что болты и гайки для литых дисков имеют более развитую сферическую или конусную поверхность контактирующую с диском. Эта особенность крепежа является следствием мягкости металла из которого сделан литой диск и соответственно влечет за собой увеличение площади контакта диск – крепеж.
Для легкосплавных дисков, толщина диска больше, чем у стального, поэтому используются более длинные болты.
Также стоит сказать, что в следствии мягкости металла диска необходимо регулярно проверять затяжку болтов и гаек, особенно на новых дисках, когда в контактном пятне диска металл еще не упрочнился за счет усилий нагрузки на колесо и крепления болтов.
При выборе болтов и гаек важно приобрести именно тот крепеж который подходит к вашему диску. В противном случае на месте контакта болт – диск возможны забои, царапины, крошение металла и как следствие вы безвозвратно испортите диск.
Кроме того неплотное прилегание приводит к цикличным ударам по крепежу и самораскручиванию болтов и гаек.
Гайки крепления литых дисков необходимо подбирать те, которые обязательно имеют аналогичную с диском высоту и резьбу, а также поверхности соприкосновения (у гаек для литых дисков должны быть специальные шайбы, увеличивающие площадь сопряжения). Следите и за тем, чтобы конус гайки совпадал с конусом отверстия.
Обычно сферические гайки идут на крепление штампованных (металлических) дисков, а конусные на литые и кованые диски (алюминиевый сплав).
Учитывать при установке запаски и замене штамповки на литье!
Затяжка болтов и гаек на литых дисках
Болты для литых дисков и гайки для литых дисков перед тем как установить в посадочные гнезда, смажьте графитовой смазкой, это необходимо для того чтобы при начале контакта с диском у головки болта или гайки была возможность прокручиваться обеспечивая полное прилегание, а не застопориться за счет начальных сил трения между диском и крепежом.
Также существуют и болты компенсирующие незначительное отклонение размеров крепежа на колесном диске. Более подробно о них в статье «Болты с плавающим конусом (эксцентрики)».
Имея диски со схожими, но незначительно отличающимися размерами PCD ситуацию можно исправить, с помощью болтов с плавающим конусом. Так имеются диски с размером PCD 98 мм, а надо 100, или наоборот, что не принципиально. Эти два миллиметра можно компенсировать за счет плавающего конуса надетого на болт. Зазор между внутренним посадочным диаметра конуса и наружным диаметром болта, будет обеспечивать некое перемещение. Обычно это перемещение оговорено при продаже болтов и обозначается на упаковке как «variation».
При подборе колесного крепежа особенно важно учитывать длину резьбовой части болтов, ввинчиваемой в ступицу, где количество полных ввинченных витков должно составлять не менее шести (10мм), тоже самое относится и к гайкам. Если количество полных витков меньше шести следует заменить болт (шпильку) на более длинный размер.
Подготовлено по материалам и статьям из интернета.
Как выбрать колесный крепеж
Обычно колесные крепежи идут в комплекте с колесными дисками, однако бывают неприятные исключения. Если крепежи в комплекте отсутствуют, автолюбителю придется подобрать их самостоятельно. Хоть колесные шпильки, гайки и болты ничем не отличаются от других крепежей подобных типов по своему устройству, в методике их выбора есть несколько важных нюансов, о которых вам расскажет Avto.pro. В данном материале мы разберемся с формами, размерами, типами резьбы и некоторыми особенностями колесных крепежей, соответствующих дискам конкретных типов. Материал будет особенно полезен тем, кто покупает колесные диски отличной от оригиналов толщины или планирует использовать проставки.
Форма головки крепежа и прижимная поверхность
Первое, на что обращает внимание автолюбитель, так это на размер колесного крепежа, форму головки и тип прижимной поверхности. Уделим внимание третьему. Внимательнее изучите прижимную часть. Сразу отметим, что число форм головок и прижимных поверхностей достаточно велико, однако к трем основным принято относить:
1. С конусной прижимной частью и отсутствующим подголовником;
2. С конусной прижимной частью и наличием подголовника;
3. С прижимной частью сферической формы.
Подбор крепежей по прижимной части крайне важен. Форма должна соответствовать профилю отверстий (колодцев) под крепежный элемент в колесном диске. Центровка должна осуществляться в парах типа сфера-сфера или конус-конус. Если форма головки не совпадает с формой колодца в колесном диске, то плотное прилегание крепежа и максимально точное центрирование колеса станут невозможными. Наибольшим спросом пользуются крепежи с конусной головкой под 60°. Весьма практичны крепежи с эксцентриком, которые можно использовать в автомобилях разных моделей и от разных концернов. Стандартный допуск эксцентрика составляет 2.4 миллиметра.
По ходу поиска колесных гаек автолюбитель может найти крепежи с почти идентичными параметрами, но разной формой головок. Наиболее распространены открытые гайки под стандартный инструмент. В случае некоторых моделей литых дисков с узким колодцем приходится подбирать крепеж под внутренний ключ. Открытые гайки могут похвастать доступной ценой, но при этом они сильно подвержены коррозии. Закрытые гайки ржавеют не так быстро, но и стоят дороже. Также учитывайте, что при выборе закрытой гайки нужно отдавать предпочтение тем моделям, которые имеют достаточно длинную головку для того, чтобы при их накручивании конец шпильки не уперся во внутреннюю часть крепежа.
Одно из важнейших правил подбора колесных шпилек и болтов звучит так: если вы используете запаску, то проверяйте, чтобы форма отверстия под крепеж была та же, что и в эксплуатируемых дисках, или держите дополнительный комплект крепежей под запаску. Данное правило становится более чем актуальным в случаях, когда запаска фиксируется гайками. При несовпадении формы колодцев и прижимной поверхности гайки крепление будет постепенно ослабевать и в худшем случае колесо отсоединится от автомобиля при движении на большой скорости.
Длина колесных болтов
При выборе крепежей необходимо руководствоваться типом колесного диска, поскольку от него будет зависеть длина болта. Обычно штампованные диске несколько тоньше легкосплавных, так что для их фиксации необходимо использовать укороченные болты. Также могут отличаться ширина и длина прижимной части.
Верно подобранный болт соедияет сразу 3 элемента автомобиля: колесный и тормозной диски, ступицу. Четвертым опциональным элементом является проставка. Важный момент: подобранный крепеж не должен «выглядывать» из ступицы более чем на 2 миллиметра (в отдельных авто не более 1 миллиметра). При подборе болта или шпильки по длине можно руководствоваться числом витков той резьбовой части, которая ввинчивается в ступицу – не менее 6 полных витков. При этом длина этой части крепежа не должна быть меньше 10 миллиметров.
Подробнее о резьбе
Как читатель наверняка догадался, параметры резьбы крепежных элементов колесных дисков должны соответствовать тем же параметрам ступиц. Предлагаем разобраться с тем, как именно описывается резьба в каталогах и технически документациях. Выделяют следующие параметры:
— Наружный и внутренний диаметр (D и d соответственно), мм;
— Шаг резьбы, мм;
— Длина резьбовой части крепежа, мм.
Колесные гайки имеют маркировку типа MDxP. Болты и шпильки маркируются как MDxPxL. Значок М обозначает метрическую систему, однако в странах с имперской (неметрической) системой величин продаются крепежи с другим обозначением. В нашем случае значки маркировки подразумевают следующее:
— D – наружный диаметр, мм;
— P – шаг резьбы, мм;
— L – длина, мм.
Для определения маркировки имеющегося крепежа изучите его резьбовую часть. Вам понадобится штангенциркуль – измерения при помощи линейки не всегда оказываются достаточно точными. Можно поступить по-другому. Сосчитайте витки, примерно определите расстояние между ними, а затем разделите эту величину на число витков. Затем обратитесь к таблице метрических резьб и выберите размер, который ближе всего к результату вычислений – это и будет параметр P. Параметр L можно измерить линейкой – он равен длине от начала болта до шайбы или же головки.
Болты и гайки могут изготавливаться из разных материалов. Болты бывают только стальными, а вот гайки изготавливают из стали, титана и алюминия с примесью кремния и магния. Материал не играет настолько большой роли, как это может показаться на первый взгляд – даже алюминиевые крепежи могут похвастать большой механической прочностью, так что большую роль играет выбор изделия с подходящей прижимной поверхностью.
При выборе крепежей уточните, не изготовлены ли они из обычного металла. Такие изделия довольно быстро покрываются ржавчиной. Оптимальным вариантом будут крепежи из стали со специальным покрытием. Отличным вариантом будет болт и гайки с хромовым или цинковым напылением – оно препятствует коррозии. При желании головку болта или гайку можно будет окрасить, что послужит дополнительной защитой и позволит «вписаться» в дизайн колесных колпаков и дисков. Полностью скрыть крепеж позволят специальные колпачки.
Затяжка колесных болтов
После приобретения крепежей колеса необходимо задуматься над тем, какова схема их установки и момент при затягивании. Последнее зависит от марки и модели автомобиля – необходимую информацию можно почерпнуть из специальных таблиц. В случае легковых автомобилей момент не превышает 100 Нм, а у тяжелых кроссоверов и внедорожников момент затяжки обычно равен 140 Нм. Автолюбители придется обзавестись динанометрическим ключом. Если вести счет точек крепления от крайней верхней по часовой стрелки, то последовательность такова:
— Колесный диск с 4 точками крепления: 1-3-4-2;
— Колесный диск под 5 точками крепления: 1-4-2-5-3;
— Колесный диск под 6 точками крепления: 1-4-2-5-3-6;
— Колесный диск под 8 точками крепления: 1-5-7-3-6-2-4-8.
Сам процесс выглядит так: надеть колесо на ступицу и установить направляющие шпилек, после чего вручную крепко вкрутить болты, а уже потом затянуть их с рекомендуемым автоконцерном моментом. Правильно подобранный крепеж нужно будет провернуть до 7-9 раз. Учтите, что моменты могут отличаться даже у одинаковых моделей авто – они могут зависеть даже от типа двигателя. Порядок затягивания крепежей необходимо точно соблюдать, иначе колесо начнет биться при езде на большой скорости вследствие неравномерной затяжки. Общее правило: нельзя поочередно затягивать крепежи, находящиеся попарно друг рядом с другом. Это правило справедливо не только для колесных болтов и гаек.
После ознакомления с информацией выше вы можете приступить к выбору колесных крепежей. Сразу отметим, что в сети вы можете найти таблицы соответствия с конкретными моделями авто. К примеру, болты с параметрами M14x1.25 совместимы с Fiat Ducato. Можете обратиться к этим таблицам. Учтите, что в таблицах обычно не указывается длина, так как этот параметр будет зависеть от толщины колесного диска. Итоговая методика выбора выглядит следующим образом:
— Определить длину крепежа в соответствии с типом колесного диска;
— Учесть длину проставки, если она имеется;
— Определить диаметр и шаг резьбы самостоятельно и свериться с таблицами резьб;
— Подобрать изделия из наиболее подходящего материала (рекомендуем сталь).
Без использования таблиц методика несколько меняется: определить параметры имеющегося крепежа; определить форму колодца колесного диска; выбрать изделие в соответствии с параметрами и материалом. Секретки выбираются так же, как обычные крепежи. Ключевым их отличием является головка или гайки с нестандартным профилем, так что выкрутить их можно только с помощью специальных инструментов или насадок, которые должны идти в комплекте. Старайтесь держать их в надежном месте и не извлекать без необходимости. При утрате вам придется обращать в сервис или приваривать ключ к крепежу для последующего демонтажа.
Подобрать крепежные элементы колесного диска достаточно просто, если руководствоваться рядом простых правил. Обычно все необходимое для монтажа идет в комплекте с дисками, однако бывают и исключения. Фирма-производитель крепежа не столь критична – подавляющее большинство производителей выпускают продукцию достойного качества. Рекомендуем выбирать стальные болты, гайки и шпильки с цинковым напылением. Благодаря высокой защите от коррозии и механической прочности они имеют большой эксплуатационный ресурс.
О колесных болтах — разные диаметры сфер болтов
Предыстория этой записи — попытка поставить более длинные болты из-за желания поставить проставки для расширения колеи.
К постановке подготовились проставки из стали, толщ. 7 мм. (вырезанные из старых тормозных дисков)
При штатном болте для Ауди-80 = М14*1,5*27 мм, (сфера), естественным желанием было поставить не какие-то непонятного производства более длинные болты, а гарантированно-качественные (желательно даже честный реальный оригинал, а даже не итальянский Bimecc).
Выбор пал на оригинальный болт от Фольксвагена-транспортера-2, как-раз более длинный на 7мм — т.е. М14*1,5*34, (сфера).
Для примерки взял сначала 1 штуку и увидел, что головка у него — под ключ 19 (у Ауди 80 — под ключ на 17)
Соответственно, я сделал попытку узнать, соответствует ли у них одна сфера другой с точки зрения прижатия к колесу.
Поначалу ничего в интернете на эту тему найти не удалось и пришлось ехать и спрашивать у продавцов колес и болтов, а также на шиномонтажах.
Провел несколько десятков подобных «опросов» и разговоров.
Все 100% «интервьюируемых» заявили одно и то же — «…ставь, не парься, так как сфера — она и в Африке сфера…»
Ну, вроде бы — логично — подавляющее большинство источников в интернете делит болты всего лишь на 2 категории — конус и сфера, ничего не упоминая про нюансы сфер.
Ну, значит, докупил я оставшиеся VW болты от Транспортера и поставил проставки.
Закрутил с тем же усилием, что и всегда.
Короче, месяц с небольшим катался и радовался внешнему виду, пока одно из колес не открутилось на ходу и отвалилось при попытке остановиться у обочины (характерный стук в колесе на ходу трудно было не услышать и не опознать, так что как только я его услышал, так и рванул к обочине). При остановке оно и отвалилось.
Так что, при постановке нештатных болтов будьте внимательны к нюансам!
Как выбрать качественные болты
Основные производители автомобильного крепежа
1. Крепёж для автомобилей ВАЗ и КамАЗ
Наименование производителя | ОАО «Белебеевский завод «Автонормаль» |
---|---|
Сокращенное наименование | ОАО «БелЗАН» |
Местонахождение | Россия, Республика Башкортостан, г.Белебей |
Генеральный дилер | Торговый Дом |
Знак на изделиях | |
Основные особенности изделий | Высокое качество по показателям: прочность, точность размеров, покрытие, внешний вид и др., высокая цена |
2. Крепёж для автомобилей ГАЗ, УАЗ, МАЗ и др.
Наименование производителя | ОАО «Завод «Красная Этна» |
---|---|
Местонахождение | Г. Нижний Новгород |
Знак на изделиях | |
Основные особенности изделий | Высокое качество по показателям: прочность, точность размеров, покрытие, внешний вид, невысокая цена |
3. Крепёж для автомобилей ЗиЛ, МАЗ, Урал и др.
Наименование производителя | ЗАО «Рославльский автоагрегатный завод АМО ЗИЛ» |
---|---|
Сокращенное наименование | ЗАО «РААЗ АМО ЗИЛ» |
Местонахождение | Смоленская обл., г. Рославль |
Генеральный дилер | Торговый Дом ЗИЛ, г. Москва |
Знак на изделиях | ЗИЛ или Р |
Основные особенности изделий | Стабильное качество выше среднего, низкая цена |
4. Крепёж для ВАЗ, КамАЗ и др. альтернативно
Наименование производителя | ОАО «Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей» |
---|---|
Сокращенное наименование | ОАО «ВЗТДиН» |
Местонахождение | Г. Волгоград |
Знак на изделиях | В или |
Основные особенности изделий | Стабильное качество среднего уровня. Дублируют болты БелЗАН. Прочные болты не выпускают. Часто встречаются болты с искривленным стержнем, шероховатой резьбой. В прайсах дилеров присутствует как альтернатива номенклатуре БелЗАН по более низкой цене. |
Особенности болтов и гаек для различных автомобилей
1. Различие болтов по размерам
2. Различие крепёжных деталей по прочности
Прочность болта, как правило, указывается на головке цифрами, разделенными точкой. Чем выше класс прочности крепёжной детали ( болта или шпильки ), тем большую растягивающую нагрузку он выдерживает, и тем больший момент затяжки допускает. О прочности детали нельзя судить по виду и цвету покрытия.
Особенности указания класса прочности на болтах некоторых производителей
На болтах производства Этны (Нижний Новгород) и РААЗ (Рославль) прочностью 8.8 и выше ставится знак фирмы и значение прочности, либо может стоять знак Х, который обозначает прочность 8.8. На болтах прочностью ниже 8.8 не ставится ни знака ни класса прочности.
На болтах с буртиком (фланцевых) производства БелЗАН головка гладкая, без каких либо знаков; «простые» болты маркируются всегда, при любом классе прочности.
На шпильках и гайках класс прочности, как правило, не указывается. Шпильки диаметром 8 мм и более могут маркироваться на торце углублёнными знаками: круг (значение кл.проч.-8.8), квадрат (значение кл.проч.10.9) и треугольник (значение кл.проч. 12.9). Гайки БелЗАН и Этна прочностью 8 маркируются заводским знаком и цифрой 8 на торце. Прочность 10 имеют только гайки (БелЗАН) со стопорящим цилиндрическим выступом, сжатым с боков (маркировки не имеют).
Примеры применяемости болтов разной прочности
КЛАСС ПРОЧНОСТИ БОЛТА
Примеры применяемости гаек разной прочности
КЛАСС ПРОЧНОСТИ ГАЙКИ
3. Различие крепежа по виду
Условно крепёжные детали можно разделить на «Общие» и «Специальные».
Группа «Общие» отличается тем, что болт или гайку для автомобиля ВАЗ можно заменить на болт или гайку от БелАЗа, если они имеют те же размеры и прочность. Или открутить болт от подвески глушителя и закрепить им брызговик.
Специальный болт, например, шатунный, может применяться только на конкретной модели конкретной марки автомобиля в определённом узле.
Размеры крепежных деталей
1. Болты
Основные параметры болта: Диаметр резьбы, шаг резьбы, длина стержня болта (или длина болта). Пример правильного обозначения: Болт М12х1,5х90
В прайсах поставщиков крепежа применяется, как правило, изменённое обозначение. Для более удобной сортировки шаг резьбы и длину болта меняют местами, знак «х», в следствие отсутствия в клавиатуре, заменяют на звёздочку ( * ). Выглядит это так: Болт М12*90*1,5
Если болт имеет основной шаг, то его не указывают: Болт М12*90
В данном конкретном примере надо понимать, что шаг резьбы равен 1,75 мм. Нужно учитывать, что в прайсах часто указывается и основной шаг, причем не на всех позициях. Еще в обозначении болта может присутствовать класс точности резьбы, например 6g.
Основные разновидности болтов приведены в таблице. Длина болта – размер L
2. Шпильки
Основные параметры шпильки:
В крепёжных прайсах указывается сокращенное обозначение шпильки: Диаметр резьбы D, шаг резьбы под гайку и длина свободной части L. Пример: Шпилька М10*80*1
Шаги резьб на разных концах шпильки могут быть одинаковыми (на автомобилях группы ВАЗ-КамАЗ) или разными (группа ГАЗ). Шаг резьбы, вворачиваемой в корпус всегда больше (или равен) шага резьбы под гайку.
Как опознать конец шпильки, вворачиваемый в корпус, если шаги резьб одинаковы? Диаметр резьбы «в корпус» чуть больше, чем «под гайку». Если навернуть гайку – она пойдёт «туго». Этот конец шпильки обычно маркируется на торце «вмятиной» пирамидальной или сферической формы.
Длина резьбовой части, вворачиваемой в корпус ( l1 ), как правило, меньше длины резьбы под гайку ( l0 ).
3. Винты
Для винтов справедливо практически всё, указанное для болтов. В отличие от болтов, винты используются чаще всего с диаметрами резьбы М5 и М6, реже – М4, М8, М10, еще реже – М12 и более. Основные разновидности винтов приведены в таблице.
Винт с цилиндрической головкой | |
Винт с плоской головкой | |
Винт с полукруглой головкой | |
Винт с полупотайной головкой | |
Винт с потайной головкой | |
Винт с внутренним шестигранником под ключ |
Шлиц под отвертку может быть прямым или крестообразным.