бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

Купить книгу с доставкой по всему миру Мозг, Обучение, Здоровье, Ротенберг В.С., Бондаренко С.М., 1989

Бумажную книгу купить в России с доставкой по всему миру

Ниже показаны результаты поиска поисковой системы Яндекс. В результатах могут быть показаны как эта книга, так и похожие на нее по названию или автору.

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

Программное обеспечение и обучение работе на ПК.

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

— Шери Картер-Скотт, писатель Фантастическая книга для каждого, кто так или иначе связан с обучением или педагогикой. Она рассказывает о том, как заменить старые привычки новыми!

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

О книге Автор бестселлера «Еда и мозг» раскрывает мощное влияние кишечных бактерий на состояние вашего мозга и предлагает практичную пошаговую програ.

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

Мультимедиа для школьников и студентов. Программное обеспечение и обучение работе на ПК. Руководства, справочники и энциклопедии.

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

«Правила жизни» — серия книг, созданная по одноименным телепрограммам ТВ «Культура». Её постоянный ведущий Алексей Бегак приглашает в собеседники эксп.

Доктор Сара Маккей — нейробиолог, популяризатор науки, лектор, автор множества научно-популярных статей. Ее страсть — рассказывать о последних достижениях в области исследования мозга простым, понятным языком.

«Моя цель — провести для вас хронологическую экскурсию по всей жизни женщины и показать, как наши мозг и сознание формируются и меняются под влиянием генов и гормонов, жизненных событий, общества и культуры, мыслей, чувств и убеждений.

Электронные книги купить в России с доставкой по всему миру

Ниже показаны результаты поиска поисковой системы Яндекс. В результатах могут быть показаны как эта книга, так и похожие на нее по названию или автору.

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

Скажу только один, главный аргумент: традиционная система обучения детей убивает внутреннюю мотивацию, естественную любознательность. Познавательный инстинкт, присущий уже высшим млекопитающим и получивший особое развитие в человеке, заменяется внешней оценкой.

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

Приведу только один главный аргумент: традиционная система обучения убивает в детях внутреннюю мотивацию, естественную любознательность. Познавательный инстинкт, присущий уже высшим млекопитающим и получивший особое развитие в человеке, заменяется внешней оценкой.

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

Джиа Джианг, Дэн Брюле, Ричард Матесон. Развивать память и интеллект не просто полезно, но и модно! Все хотят быть столь же внимательными, словно Шерлок, гениальными, будто доктор Хаус, умными, как Шелдон. Теперь все в ваших руках! Согласно исследованиям английских ученых следует, что совершенно все равно в каком порядке стоят буквы в слове, самое главное, что первая и последняя буквы должны стоять на своих местах. Остальное можно без проблем прочитать.

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

Вячеслав Дубынин, Даниэль Канеман, Андрей Курпатов. Написать книгу, посвященную нейробиологии поведения, профессора Дубынина побудил успех его курса лекций «Мозг и потребности». Биологические потребности – основа основ нашей психической деятельности. Постоянно сменяя друг друга, они подталкивают человека совершать те или иные поступки, ставить цели и достигать их.

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

Читай онлайн книгу « Мозг и его потребности. От питания до признания», Вячеслава Дубынина на сайте или через приложение ЛитРес «Читай».

Кстати, по ходу повествования тема любопытства станет одной из главных, ей будет посвящен особый раздел. Ведь стремление удивляться, узнавать новое – важнейшая врожденная программа, вложенная эволюцией в наш мозг – наряду с голодом и жаждой, страхом и агрессией, стремлением к размножению, заботе о потомстве, свободе и еще примерно десятком групп «биологических потребностей».

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

Андрей Буровский, Вадим Панов, Валентин Юрьевич Катасонов. Мы все еще живем по принципу «Горе от ума». Мы используем свой мозг не лучше, чем герой Марка Твена, коловший орехи Королевской печатью. У нас в голове 100 миллиардов нейронов, образующих более 50 триллионов связей-синапсов, – но мы задействуем этот живой суперкомпьютер на сотую долю мощности и остаемся полными «чайниками» в вопросах его программирования.

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

Т. Г. Трофименко, Джо Диспенза, Джиа Джианг. Данная уникальная книга несет за собой информационное воздействие, обеспечивающее вам продвижение в социуме за счет расширения функциональных возможностей вашего мозга. Благодаря конкретным практикам развития сознания вас ждет достижение таких целей, как: – Повышение материального благосостояния, – Получение нужных связей, – Устройство личной жизни, – Улучшение самочувствия.

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

Теги: научные исследования, патологические зависимости, психология личности, человеческий мозг Редактировать. Воля и самоконтроль: Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами.

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

Билл О’Хэнлон, Джастин Барисо, Сэм Хорн. Человек биологически запрограммирован сопротивляться переменам: это ключ к его выживанию и одновременно препятствие на пути к полной реализации своего потенциала. На основании множества примеров из реальной жизни и свидетельств со стороны признанных теоретиков и практиков, автор предлагает свежий взгляд на природу сопротивления переменам и показывает, как его преодолеть, чтобы что-то изменить в своей жизни. Для широкого круга читателей.

На данной странице Вы можете найти лучшие предложения для покупки книги «Мозг, Обучение, Здоровье, Ротенберг В.С., Бондаренко С.М., 1989» по лучшей цене в интернет магазинах Лабиринт, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru, Литгид, Озон.

В этих официальных книжных интернет-магазинах вы можете купить недорого бумажную и электронную книгу по самой дешевой цене с доставкой по России и в другие страны. Также в этих магазинах можно купить книжные новинки и бестселлеры.

Официальные сайты интернет-магазинов по продаже книг в России и по всему миру:

Для формирования результатов поиска книг использован сервис Яндекс.XML.
бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

Нашлось 4 млн ответов. Показаны первые 25 результата(ов).

Источник

Поиск материала «Мозг, Обучение, Здоровье, Ротенберг В.С., Бондаренко С.М., 1989» для чтения, скачивания и покупки

Найденные материалы, документы, бумажные и электронные книги и файлы:

Ниже показаны результаты поиска поисковой системы Яндекс. В результатах могут быть показаны как эта книга, так и похожие на нее по названию или автору.

Search results:

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

Канцтовары. Письменные принадлежности. Бумажные канцтовары. Ранцы, рюкзаки, сумки. Канцелярские мелочи. И многое другое.

» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НAУKA-ШКОЛЕ ВС. Ротенберг С.М. Бондаренко МОЗГ ОБУЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ МОСКВА „ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1989.

Распространенная точка зрения о вредном действии эмоционального напряжения на эдйт ровье определяет тактику хирургов при подготовке бадь,, ных к операции. Им за несколько дней до операции начинают давать транквилизаторы — успокаивающие средства, уменьшающие тревогу и одновременно снижающие уровень активности и побуждение к деятельности.

» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НAУKA-ШКОЛЕ ВС. Ротенберг С.М. Бондаренко МОЗГ ОБУЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ МОСКВА „ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1989. ББК 88.8 Р79 Рецензенты: доктор психологических наук Н. С. Лейтес; учитель русского языка и литературы, методист Московского облает- ного

М.: Просвещение, 1989. – 239 с. Известно, что сам стиль жизни и характер деятельности (в том числе учебной) могут оказывать сильное влияние на здоровье. Важным здесь является наличие или отсутствие у ребенка потребности в поиске, поисковой активности. В книге подробно описаны способы и стили преподавания, ориентированные на развитие творческих возможностей ребенка. Книга будет полезна не только учителям, но и родителям, студентам и преподавателям педагогических учебных заведений.

Важным здесь является наличие или отсутствие у ребенка потребности в поиске, поисковой активности. В книге подробно описаны способы и стили преподавания, ориентированные на развитие творческих возможностей ребенка. Скачать с turbobit.net.

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НAУKA-ШКОЛЕ ВС. Ротенберг С.М. Бондаренко МОЗГ ОБУЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ МОСКВА „ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1989.

Вначале казалось, что такая подготовка достаточно эффективна и процесс заживления операционной раны протекает успешно. Но потом выяснилось, что у определенной части больных заживление раны под действием транквилизаторов замедляется по сравнению с контрольной группой, не получавшей лекарств, хотя тревога при этом действительно отсутствует.

Скачать marc21-запись Скачать rusmarc-запись.

» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НAУKA-ШКОЛЕ ВС. Ротенберг С.М. Бондаренко МОЗГ ОБУЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ МОСКВА „ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1989.

Вначале казалось, что такая подготовка достаточно эффективна и процесс заживления операционной раны протекает успешно. Но потом выяснилось, что у определенной части больных заживление раны под действием транквилизаторов замедляется по сравнению с контрольной группой, не получавшей лекарств, хотя тревога при этом действительно отсутствует.

бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

Подписаться на новые лоты по запросу «КНИГА РОТЕНБЕРГ БОНДАРЕНКО МОЗГ ОБУЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ ». Регистрация не требуется. В случае появления на продаже новых лотов удовлетворяющих вашим условиям, вы получите письмо на указанный адрес со списком наименований.

Фейгенберг Мозг психика здоровье 1972 Психофизиология восприятия эмоции память патопсихология.

Подписаться на новые лоты по запросу « Ротенберг В С Бондаренко С М Мозг Обучение Здоровье ». Регистрация не требуется. В случае появления на продаже новых лотов удовлетворяющих вашим условиям, вы получите письмо на указанный адрес со списком наименований.

Книга доктора медицинских наук В. С. Ротенберга и кандидата психологических наук С. М. Бондаренко адресована всем, кто занимается воспитанием и обучением детей: учителям, студентам педагогических вузов и родителям. В работе объединены медицинский и психолого-педагогический подходы к обучению и воспитанию.

На данной странице Вы можете найти лучшие результаты поиска для чтения, скачивания и покупки на интернет сайтах материалов, документов, бумажных и электронных книг и файлов похожих на материал «Мозг, Обучение, Здоровье, Ротенберг В.С., Бондаренко С.М., 1989»

Для формирования результатов поиска документов использован сервис Яндекс.XML.
бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

Нашлось 17 млн ответов. Показаны первые 32 результата(ов).

Источник

Бондаренко ротенберг мозг обучение здоровье

Ротенберг В. С, Бондаренко С. М. Беспомощное обучение и обученная беспомощность

(Ротенберг В. С, Бондаренко С. М. Беспомощное обучение и обученная беспомощность // Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. – С.117 – 126.)

Для того чтобы разобраться в механизмах этого феномена, обратимся к хорошо известной в психологии концепции «обу­ ченной беспомощности», предложенной видным американ­ ским ученым, профессором психологии Пенсильванского уни­ верситета М. Селигманом.

Вначале исследования проводились на животных. Их по­мещали в клетку с металлической сеткой вместо пола, через которую с разными интервалами времени пропускали элек­ трический ток. Вначале животное пыталось спастись от бо­ лезненных ударов тока, металось по клетке в поисках выхо­ да или какого-нибудь способа прекратить экзекуцию. Обна­ ружив, что никакое поведение не обеспечивает безопасности, животное становилось пассивным и безынициативным, заби­валось в угол клетки, однако вегетативные показатели свиде­ тельствовали о выраженной эмоциональной напряженности (повышалось давление крови, учащались и становились не­ равномерными пульс и дыхание, учащалось мочеиспускание и выделение кала, шерсть становилась дыбом). Одним сло­ вом, животные в этой ситуации неустранимого наказания де­ монстрировали типичный отказ от поиска. Вскоре у них по­ явились нарушения со стороны внутренних органов: крово­точащие язвы желудка и кишечника, нарушения сердечной деятельности. Животные теряли интерес к пище и к особям другого пола, их жизненная активность угасала. Если после этого условия опыта менялись и животные оказывались в си­ туации, когда они в принципе могли найти способ избегать наказания током (либо выскочив в соседнюю клетку, либо ра­ зомкнув ток нажатием на рычаг), большинство их обнаружи­ ло полную неспособность к такому поиску. Лишь около 20% животных предпринимали активные попытки спастись. В то же время почти все животные, не имевшие предварительно­ го опыта безуспешности своих действий, после нескольких неудачных проб находят в конце концов способ прервать раздражение током, если такой способ предусмотрен условиями проведения эксперимента.

Селигман предположил, что животные, длительное время подвергавшиеся неустранимому наказанию, обучаются беспо­ лезности своих усилий, у них вырабатывается обученная бес­помощность. По мнению автора, это происходит потому, что животное обнаруживает полную независимость между своим поведением, направленным на спасение, и последствиями это­ го поведения: что бы ни предпринималось, все оказывается безрезультатным. Однако было бы большим упрощением счи­ тать, что поведение целиком определяется рациональной «ин­ теллектуальной» оценкой ситуации как бесперспективной. Ведь у 20% животных так и не удается выработать обученную беспомощность, и отнюдь не потому, что эти особи не в состо­ янии уловить связь между событиями и обнаружить безре­ зультатность своих усилий. Напротив, любым другим навыкам они обучаются быстрее всех прочих. Селигман справедливо предположил, что устойчивость к обучению беспомощности может зависеть от всего предшествующего жизненного опы­та животного. Это доказывается следующим экспериментом. Животное ставят в условия, когда успехи и неудачи в дости­ жении цели чередуются более или менее равномерно. Попадая после этого в безвыходную ситуацию, такое животное гораздо дольше сохраняет активную позицию. Можно предположить, что особи, у которых так и не удается выработать обученную беспомощность, неоднократно сталкивались на протяжении предшествующей жизни с задачами разной степени трудно­ сти и у них выработалась устойчивость к неудачам. По-види­ мому, предшествующий опыт может повысить сопротивля­ емость благодаря формированию высокой потребности в по­ иске и усилению поисковой активности.

Развитая потребность в поиске обеспечивает соответству­ ющее ей поведение вопреки всем неудачам и разочарованиям, вопреки даже отрицательному прогнозу, но если неудачи на­ чинают субъективно переживаться более болезненно, чем со­ стояние отказа, поиск может прекратиться.

Таким образом, обученная беспомощность — это, в сущ­ ности, вариант отказа от поиска, и на этой модели легко про­ следить, при каких дополнительных условиях, каким образом и у кого именно отрицательное подкрепление нарушает поисковое поведение

Исследования, проведенные на людях, в значительной сте­пени подтвердили результаты, полученные на животных. Так, на одну группу испытуемых (студентов университета) воз­ действовали сильным неприятным звуком, выключить кото­ рый было невозможно. Однако студенты не знали об этом условии. Доверяя инструкции, они полагали, что могут найти способ избавиться от этого неприятного воздействия и без­ успешно пытались прервать звук, нажимая на различные ры­чаги и кнопки. Через некоторое время в новых условиях, ко­ гда они действительно могли выключить звук, они даже не пытались добиться этого. Те же, кто не проходил предвари­тельной тренировки на выработку беспомощности, легко об­ наруживали, что для выключения звука достаточно перевести рычаг из одного положения в другое. Люди, которым предъ­ являлись принципиально нерешаемые задачи, оказывались неспособными в дальнейшем справиться с задачами, имевши­ ми решение, хотя без такой предварительной «тренировки» они легко решали эти задачи.

Беспомощность и самооценка

Однако исследования на людях внесли и ряд уточнений. Как выяснилось, результаты обучения зависят не только от того, что человек убеждается в своей неспособности повлиять на дан­ ную ситуацию, решить конкретную задачу, но и от сформиро­ вавшихся в его прошлом опыте ожиданий. Так, очень многое определяется тем, считает ли испытуемый данную задачу вооб­ ще нерешаемой или он полагает, что она не по силам только ему. Обученная беспомощность развивается, как правило, только в этом последнем случае. Более того, человек может даже при­ знать, что задача имеет решение, но решение это доступно только лицам, обладающим специальной подготовкой, на кото­ рую он не претендует, — и такой внутренней позиции достаточ­ но, чтобы неудача в этом частном случае не сказалась на всем дальнейшем поведении. Так, если школьник полагает, что с не­посильной для него математической задачей может справиться только учитель математики, приобретенный опыт неудачи не

Тяжелое переживание беспомощности возникает иногда как результат отсутствия педагогического такта у преподавате­ лей. В наборе ругательных штампов некоторых учителей есть и такие: «ты все равно никогда не научишься», «ты никогда не вылезешь из двоек», «ты больше тройки никогда не будешь иметь» и т. п. При этом они не задумываются над тем, какой вред и учебе, и развитию личности они причиняют.

Кто виноват? Чрезвычайно важно, считает ли человек при­ чиной своих неудач себя самого или внешние обстоятельства. В последнем случае тоже развивается чувство беспомощно­ сти, и если ситуация является значимой для субъекта, то это чувство может быть очень острым, но оно, как правило, не распространяется на другие ситуации.

Сферы беспомощности. Однако отнесение причин неудач вовне или вовнутрь — не единственная установка, определя ющая проявления обученной беспомощности. Человек может считать, что он терпит неудачу только здесь и сейчас, а может предполагать, что неудачи будут преследовать его и в даль­ нейшем, причем не только в этой конкретной деятельности, но и в любой другой. При этом отношения между различными установками могут быть сложными. Действительно, отста­ ющий ученик может полагать, что причиной его плохих оценок является отсутствие способностей, низкий уровень интеллек­ та; в этом случае его беспомощность обусловлена внутренней причиной, стабильна и глобальна, ибо плохие способности могут определить не только отставание по всем предметам, но и неудачи в будущем. Но он может считать, что его неудачи являются следствием переутомления или нервного истощения, и тогда его беспомощность, хотя и определяется внутренней причиной и на данный момент распространяется на все виды деятельности, не является стабильной, ибо отдых и укреп­ ление здоровья открывают перспективы улучшения успева­ емости. С другой стороны, причины неуспеваемости могут приписываться внешним обстоятельствам, и тем не менее бес­ помощность окажется стабильной и относящейся ко всем из­ учаемым предметам, если неудачи на экзаменах объясняются тем, что требования экзаменаторов выходят за рамки школь­ной программы. Но точно такая же установка может касаться какого-то одного предмета, и тогда беспомощность будет спе­ цифически-локальной и не отразится на усвоении других дис­циплин и на результатах экзаменов по ним. В то же время та­ кой внутренний фактор, как отсутствие интереса к какому-то одному предмету, определит локальную, но постоянную бес­ помощность в изучении именно этого предмета, а впечатле­ ние, что человеку не хватило времени на подготовку к данному экзамену, создает предпосылки для нестабильной и локаль­ной беспомощности, связанной с внешним фактором (дефи­ цит времени).

Неудачи на работе человек может рассматривать, как след­ствие плохих и несправедливых отношений начальника, и то­ гда он будет готов к тому, что на этом месте службы они будут повторяться, и они действительно станут возникать все чаще, но зато он усилит поиски другого места работы, и на отно­ шениях в семье сложности на работе скажутся мало. Но если человек будет объяснять себе свои трудности на работе собст­ венной некомпетентностью, слабостью характера и т. п., то, во-первых, он не предпримет достаточно энергичных мер для изменения места службы, а во-вторых, депрессия, которая при этом разовьется, может привести к охлаждению в семейных отношениях и равнодушию к судьбе близких.

Таким образом, можно сказать, что выраженность обучен­ ной беспомощности и степень ее распространения на разные виды деятельности в настоящем и будущем определяется со­ четанием психологических установок. Наиболее тяжелые по­следствия связаны с установками, при которых причина. бес­ помощности приписывается человеком своим личным качест­ вам, воспринимающимся как неизменные и влияющие на все формы жизнедеятельности. Такое сочетание установок быст­ рее всего приводит к отказу от поиска при первых же неуда­ чах. Вспомните героя А. П. Чехова, который сам себя называл «двадцать два несчастья» и был готов к поражению еще до то­ го, как приступал к делу. Складывается впечатление, что че­ловек оказывается при этом жертвой нелепых случайностей, тогда как в действительности он закономерно сам вызывает их на свою голову.

Все вышеизложенное имеет самое непосредственное отно­ шение к теории и практике обучения. Независимо от того, по какой причине ухудшается успеваемость у школьника, пози­ ция преподавателя играет решающую роль в преодолении или закреплении этого отставания. К сожалению, нередко форми­руется порочный круг, когда отрицательные оценки, следуя одна за другой, не только не стимулируют ученика к более ин­тенсивному обучению, но окончательно подрывают его веру в свои возможности, надежду на улучшение своего положения и в конечном итоге интерес к учебе. В связи с этим его знания и умение продемонстрировать их продолжают ухудшаться, что влечет за собой дальнейшее снижение оценок. В результа­ те достаточно быстро развивается обученная беспомощность. Особенно вредное действие оказывает сопоставление такого ученика с его одноклассниками, а также отношение учителя к нему как к аутсайдеру, безнадежно отстающему. Те учителя, которые позволяют себе реплики типа «Ты все равно нико­ гда не научишься» или «Ты у меня никогда не будешь иметь хороших оценок», своими руками вгоняют ученика в обучен­ ную беспомощность. Если даже такое отношение не деклари­ руется, оно обычно ярко проявляется в самом стиле обраще­ ния с учеником: в мимике, в интонации голоса, в жестах — и безошибочно определяется как самим учеником, так и его товарищами. Для ребенка или подростка, столь зависимого в своей самооценке от мнения окружающих, особенно тех, ко­ го он уважает, такого отношения может быть достаточно для окончательной утраты веры в себя.

К тому же здесь происходит, можно сказать, взаимное об­учение беспомощности, ибо плохие ответы ученика, вопреки всем способам наказания, используемым учителем, вызывают у последнего ощущение своего бессилия и тем самым обост­ряют подспудное раздражение на ученика и на всю ситуацию в целом. Это нередко приводит к еще более выраженной де­ монстрации раздражения и досады.

Взрослые нередко требуют, чтобы до занятий любимым де­ лом была исправлена успеваемость. В ряде случаев такой запрет носит стимулирующий характер и действительно по­ буждает ребенка налечь на учебу. Но бывает так чаще в тех случаях, когда дела с обучением еще не очень запущены и об­ ученная беспомощность не выработана. Если она уже сфор­ мировалась, то имеет тенденцию распространяться на все ви­ ды деятельности и убивать любые увлечения. Поэтому если есть хоть какая-то область живых интересов, на которую это не распространяется, то ее надо не подавлять, а всячески под­ держивать: это та ниточка, за которую можно вытянуть чело­ века к активной жизни. Кроме того, внимание к проблемам, волнующим ребенка или подростка, создает у него столь не­обходимое ему ощущение понимания и способствует его до­ верию к старшему, а ведь воспитание и обучение имеют шан­ сы на успех только при доверии.

И наконец, самое главное: основной задачей школы явля­ ется формирование личности, а для становления личности об­ ученная беспомощность является даже более вредной, чем для получения образования. Обученная беспомощность, отказ от поиска — это болезнь личности и регресс в ее развитии. И все средства хороши для преодоления этого состояния. Любые интересы (не имеющие, разумеется, антисоциальной направ­ленности) должны поощряться для того, чтобы помочь чело­ веку избавиться от обученной беспомощности и укрепить от­ ношения с окружающими. В определенном смысле учителя, родители и друзья должны выполнять функцию психотера певтов, ибо, подчеркиваем, отказ от поиска — болезнь души, угрожающая также и здоровью тела. С болезнью этой очень трудно, почти невозможно справиться в одиночку. Опора, ко­ торую может найти молодой человек в теплом отношении близ­ ких, является здесь незаменимой. Само собой разумеется, что эта опора не имеет ничего общего с поощрением и принятием пассивного поведения, лени и уклонения от обязанностей. Речь идет только о том, что стимуляция деятельности не должна носить характера односторонних и скомпрометированных всем предыдущим опытом наказаний. Обучение, ведущее к беспо­ мощности, само является беспомощным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *