Бонневиль рекорды скорости на мотоцикле
Фантастический триумф советской мототехники на озере Бонневиль в США
Помните фильм «Самый быстрый Indian», в котором пенсионер из Новой Зеландии Берт Монро (его роль играл Энтони Хопкинс) на байке Indian 1920 года устанавливает мировой рекорд в США? Так вот, сегодня я расскажу подобную историю, только в роли байка будут мотоциклы Днепр-11 и Иж-49, а действие происходило не в кино, а в реальной жизни в августе 2017 года. Хотя справедливости ради и рекорд Монро, воспетый в фильме — это тоже документальный факт.
Место действия — то же, соляное озеро Бонневилль (штат Юта, США). Туда вот уже почти 100 лет съезжаются люди, одержимые скоростью. Именно здесь было установлено большинство рекордов на всевозможной технике.
Но в 2017 году были побиты сразу три рекорда в своих классах, притом установить новые значения удалось на мототехнике советсткого производства.
Первым, рекорд в классе 350 APS-VG смогла установить харьковская команда ICM, которая выступала на мотоцикле собственной конструкции Inspirium ICM, с модифицированным двигателем ИЖ-49 объемом 350 см3, Пилот – Дмитрий Багрянцев.
Класс 350 APS-VG подразумевает, что в нем участвуют винтажные мотоциклы с обтекателем и с объемом двигателя до 350 см3 до 1955 г.в.). Украинский байк смог развить 99,197 миль\час, а затем и улучшил результат до отметки 99,764 м\ч. (159.33 km). Это оказалось лучше рекорда 2013 года, установленного здесь же.
Здесь надо отметить, что правила «Недели скорости» неизменны уже много лет, а за аутентичностью картера и состоянием техники строго следит техническая инспекция. В случае обнаружения какого-то несоответствия, байк просто могут снять с заездов. Но зато можно быть уверенным, что гонщики, как бы, гоняются в своем историческом времени, с соперниками, которые могли выступать здесь и в 50-е или 60-е годы.
А в те времена в Бонневиль ехали тоже далеко не простые мотоциклы.
Еще один рекорд в Бонневиле удалось поставить и второй украинской команде им. Чкалова (г. Киев), выступавшей на мотоцикле ИЖ-49 в классе 350MPS-VG.
Их мотоцикл 1951 г.в. под управлением Максима Сагдиева смог развить 88,995 миль\ч (142 км/ч). Этого оказалось достаточно, чтобы побить рекорд англичанина на BSA 350 82,445 миль\ч.
Но полной неожиданностью стал мировой рекорд украинского мотогонщика Сергея Малика (команда КМАМК), выступавшего на мотоцикле Днепр-11 1993 г.в.
Он смог превзойти рекорд скорости в классе 650M-PBG (73,041 mph — 116,86 км\ч) 10-летней давности, поставленный на мотоцикле Harley-Davidson.
Такого в Бонневиле еще не было, чтобы Днепр бил рекорд H-D. Да и для марки Днепр – это вообще был дебют в подобных соревнованиях.
Команда КМЗ, конечно, участвовала в различных соревнованиях во времена СССР, но рекорды скорости на Днепрах точно никто не ставил. А вот и напрасно.
Но не спешите иронизировать над показателем рекорда. Дело в том, что система фиксации рекордной скорости в Бонневиле довольно специфическая.
Это – не максимальная пиковая скорость во время заезда, а некая средняя величина. К тому же, ее нужно сначала заявить, а в следующем заезде еще и подтвердить, то есть проехать не ниже. А это — очень не просто.
Конечно, Днепр в Бонневиле участвовал не серийный, а с турбоннадувом и целым рядом модификаций, допустимых регламентом класса 650M-PBG. Но главное, что это был Днепр, и мировой рекорд теперь записан на него.
Но самые невероятные показатели скорости демонстрировал российский М-72 «Бонни-2» от команды Fine Custom Mechsnics, выступавший в классе 500APS-VF. Он трижды бил предыдущий рекорд 115,7 миль в час, который держится уже 16 лет. Сначала Bonny-2 развил 119 миль\ч, затем 122 и 120 миль в час. Но для официального установления рекорда, необходимо было его подтвердить в следующем заезде. А это не получалось.
Ребятам катастрофически не везло. Их преследовали поломки, в связи с которыми повторить скорость не получалось, поэтому приходилось снова и снова показывать рекордный результат и опять его подтверждать. За это время сломались: 1 двигатель, 2 цилиндра, 1 поршень, 2 клапана, 1 нитрос-соленоид, 1 кнопка включения нитроса, 1 игла карбюратора, 1 поплавок, 1 свеча, 4 предохранителя. За ночь механикам приходилось в полевых условиях ремонтировать мотоцикл, порой полностью его перебирать, чтобы на утро он опять показывал рекордных результат. Но формально защитить рекорд М-72 так и не хватило времени.
Как сообщила сама команда FCM на своей странице в ФБ: «Это было очень сложное испытание для всей нашей команды, но мы выдержали, и показали крутые результаты.»
Но результатом было еще и то, что после 2017 года в США о советской мототехнике теперь заговорили с уважением. Все 4 команды-участницы заставили американцев выучить не только марки мотоциклов Днепр, ИЖ, Урал, но и изумленно рассматривать конструкцию. Во время технической инспекции, когда вскрывали «движки» мотоциклов, вокруг был аншлаг. А сами гонщики доказали, что и в 50-е, и в 90-е наши деды и отцы, оказывается, гоняли на «мировых скоростях». Во всяком случае, не ниже, чем в то время могли выжать на BSA и Harley-Davidson.
А еще в очередной раз подтвердилась и философия фильма «Самый быстрый Индиан»: Победить можно на чем угодно, главное идти за своей мечтой!
И в завершение, для читателей моего блога, те самые несколько минут скорости, за которые мы и любим мотоцикл, и которые, по словам Берта Монро, иногда значат больше, чем вся жизнь. Рекордный заезд Сергея Малика на Днепре.
Рекорд скорости Берта Монро
В 2017 году исполнилось 50 лет скоростному рекорду Берта Монро, который и сегодня актуален в мотоспорте. В честь этого события, его племянник Ли Монро тоже профессиональный мотогонщик воссоздал исторический пробег своего дяди в Бонневиле нас тримлайнере Indian Scout. Берт Монро был целеустремленным человеком, понять которого может не только увлеченный мотоциклист, который не брезгует измазать руки в машинном масле. Оставив свой след в истории человечества, именно он сказал слова, ставшие афоризмом и девизом для многих: «Если ты отказываешься от своей мечты, ты превращаешься в овощ».
Берт Монро: биография в цифрах
1915 – первый мотоцикл – английский Douglas.
1916 – разбился на нем и пробыл без сознания целые сутки.
1917 – начало участия в гонках на мотоцикле Clyno.
1920 – приобрел легендарный Indian Scout.
1921 – целый день без сознания после катания на мотоцикле стоя.
1927 – контузия и множественные ушибы после вылета с гоночной трассы.
1932 – сотрясение и глубокие раны на голове после очередной аварии.
1937 – потерял все зубы и сломал ключицу после гонок на пляже.
1940 – рекорд скорости в Новой Зеландии – 194,4 км/ч.
1959 – ободрал почти всю кожу и новое сотрясение – результат новой аварии.
1962 и 1967 – два мировых рекорда скорости.
Детство и юность
25 марта 1899 года в семье новозеландских фермеров родились близнецы. Девочка умерла сразу после родов. Несмотря на прогнозы доктора, мальчик – будущий мотогонщик Берт Монро– выжил. С малых лет он любил скорость – самые быстрые лошади были его лучшими друзьями. На пороге стоял 20 век – век научно-технического прогресса и развития техники с двигателями внутреннего сгорания. Самолеты, поезда, автомобили и мотоциклы – именно техника привлекла его в армию. Вернулся с нее Берт уже после окончания 1 мировой войны. К этому времени ферма была продана родителями и молодой человек идет работать на стройку Тоннеля Отира. Вскоре отец купил землю и вернулся к фермерству, а с ним и Монро-младший.
Мотоциклы Берта Монро
Первый свой мотоцикл будущий изобретатель и гонщик купил, когда ему было 16 лет. Это был английский Douglas с двигателем в виде оппозитной двойки, расположенной поперечно раме. На нем он первый раз серьезно разбился.
В 1919 году приобрел мотоцикл Clyno. Он снял с него коляску и принял участие в гонках.
На свое двадцатиоднолетие, в 1920 году Берт Монро покупает раннюю модель мотоцикла Indian Scout. Он имеет серийный номер 5OR627, который станет легендой. Именно он будет объектом его доработок на протяжении всей жизни и принесет Берту Монро всемирную славу. Этот байк на то время имел весьма неплохие характеристики – двигатель с объемом в 600 куб/см, задний хардтейл, цепную передачу и трехступенчатую коробку. Но для Берта этого было недостаточно.
Свой «Индиан» он начал модернизировать в 1926 году. Берт все делал сам и очень нетрадиционными способами. Старые трубы водопровода он переделал на цилиндры, а поршни отлил в консервных банках из «кусочков Шевроле и Форда». И данные детали выдерживали сжатие в 143 тонны! Ось трактора он приспособил для создания шатунов, а рессорную вилку заменил вилкой-спрингер из мотоцикла Indian Prince. Он изобрел собственную смазку и сам сделал сцепление, маховик, клапаны, толкатели, рокера и покрышки-слики. Так, его байк получил собственное имя, а он стал спидвей-гонщиком.
Его модернизации увеличивали скорость в среднем на 5,2 км/час в год на протяжении последующих 44 лет. Это соответствует приросту мощностей серийных мотоциклов за тот же период. Он самостоятельно и своими руками прошел тот путь, который прошли за полвека крупнейшие производители байков всего мира при усилиях множества конструкторов!
Днем– продавец, а ночью – гонщик
Профессиональная карьера гонщика была приостановлена годами Великой Депрессии. Берт работает в магазине продавцом мотоциклов, ведь ему надо содержать семью. Он женился в 1927 году на Флоренс Берил Мартин, в браке с которой у него родилось два сына и две дочери. Но скорость не отпускала его – он участвует в гонках в Мельбурне и на пляже Орети. По ночам, в гараже Берт совершенствует свой байк.
В это же время он приобретает еще один байк— Velocette MSS, массу которого ему удалось снизить, а объем двигателя увеличить до 650 куб/см. Его гонщик использовал для заездов по прямой. Он все больше времени проводит в гараже и жена уходит от него. Но его путь к мечте еще незаконен.
Новой Зеландии становится мало
В 40-х годах Берт Монро уволился с работы и всего себя посвятил машинам. Он экспериментирует с материалами для мотоциклов, изобретает пластиковый обтекатель, доделывает подвески. Через десять лет на его родине не осталось байков, которые могли бы сравниться по скорости с его разработками. В этот период он устанавливает несколько рекордов:
Но и этого Берту Монро мало.
Благословенная Юта
В 1957 году Берт принял решение участвовать в гонках, которые с 1910 года проводятся на соленом озере Бонневиль (штат Юта, США). В 1962 году он погрузил свой «Индиан» на грузовой корабль и отправился покорять просторы Америки. Не все шло гладко – сначала его чуть было не исключили из заезда. Однако удача и американские друзья не оставляли его. И в том же году свершается чудо и осуществляется заветная мечта Берта Монро – рекорд скорости в 178, 971 миль/час (295, 44 км/час) на своем легендарном байке «Munro Special Indian»в первом же заезде. Объем мотора его байка в то время – 850 куб/см. Он посетит Юту еще десять раз и поставит новые рекорды: 168 миль/час в 1966 году и 183 мили/час в 1967 году.
Но именно его первый заезд сделал его знаменитым, фото Берта Монро и его байка поместили все газеты. Его популярность сравнивали с известностью современницы и однофамилицы – Мэрилин Монро, а его «Индиан» был предметом зависти всех мотогонщиков того времени. На предварительном заезде перед рекордом Берт разогнал свой байк до 332 км/час – жаль результат не считается официальным. При стандартной скорости такого мотоцикла в 90 км/час, его «Индиан» и сегодня самый быстрый!
В седле до конца
Когда Берт установил свой рекорд на прославленном озере Юты, ему было 68 лет, а его байку 47 лет. Он не успокоился и продолжал участвовать в гонках и квалификационных заездах. Многочисленные травмы подорвали здоровье гонщика, с 1975 года врачи запрещали ему участвовать в скоростных соревнованиях. Но разве мог он расстаться со своей страстью – своими «Индианом» и «Велочетте»?
В 1977 году Берт Монро заболел ангиной, которая привела к осложнениям на сердце. И за ней последовал инсульт. В возрасте 78 лет сердце легенды мотогонок остановилось. 6 января 1978 года Берта Монро похоронили на кладбище Истерн в Портленде (штат Мэн, США). Его легендарные байки сегодня принадлежат клубу мотоэнтузиастов Новой Зеландии.
Прославивший Инверкаргилл
Берт Монро принес всемирную славу своему родному городу – самому южному и самому западному городку Новой Зеландии. И тот не остался в долгу. Сегодня тут, в музее Берта Монро, можно увидеть тот самый быстрый «Индиан» и ознакомиться с экспозицией, посвященной легендарному гонщику и изобретателю. Особой популярностью музей стал пользоваться с 2005 года, когда на экраны вышел фильм с Энтони Хопкинсом в главной роли. Кстати, актер снимался в фильме за смехотворный гонорар. Это второй фильм о легендарном гонщике, а первый «Приношения Богу Скорости» вышел в 1971 году.
Чувство соли
В августе этого года гоночная команда российских энтузиастов на мотоцикле «Урал» впервые установила три рекорда скорости на легендарной Неделе скорости в Бонневилле — Bonneville Speed Week 2018.
Те, кто бывал на «соли», знают, как на нее просто «подсесть». Есть что-то особое, первобытное в этом удивительном месте, расположенном на расстояние почти 9000 км от столицы России, возле небольшого американского городка Вендовер. Возможно, это древнейшая история соляных озер, превратившихся в твердую равнину еще в эпоху мезозоя, а может быть, и общая атмосфера места, в которое вот уже более 100 лет увлеченные скоростью люди вкладывают всю свою душу и сердца, а иногда и жизни.
Легендарные соляные озера в штате Юта до этого лета не покорялись русскому человеку. Ставить там рекорды далеко, дорого и неудобно. Но всегда находится кто-то первый.
Команда Fine Custom Mechanics три года приезжала на озера Бонневилля, чтобы установить рекорд скорости. Однажды им это почти удалось. На мотоцикле «Бонни», построенном на базе советского «Урала»-72, в августе 2016 года они сумели показать рекордное время, но из-за существенной поломки двигателя не смогли подтвердить рекорд на следующий день. Так они и уехали, «положив» за это короткое время три мотора.
Если кто-то захочет посмотреть фильм, который сняли про эту историю, его можно посмотреть здесь:
Сергей Мальцев, руководитель кастом-мастерской Fine Custom Mechanics, где создавался этот мотоцикл, сделал правильные выводы, смысл которых сводился к тому, что рекордное транспортное средство должно быть прежде всего простым и надежным. И пообещал вернуться в Бонневилль еще раз, чтобы установить полноценный рекорд.
Главной задачей стало не только построить правильный мотоцикл, но и собрать команду единомышленников.
И вот в 2018 году это произошло.
Наталия хорошо знакома с мотоциклами «Урал», так как выступала на них на протяжении шести лет. Некоторое время тому назад Наталия перестала выступать в мотогонках и сосредоточилась на работе тим-менеджера «Яхнич моторспорт».
«Я знал, что она ездила на “Уралах”, и подумал, что будет здорово замкнуть этот круг — вновь сесть за руль этого мотоцикла. Да и вообще будет прикольно, если девчонка жахнет там рекорд. И она согласилась. И жахнула», — рассказал Сергей Мальцев.
В Бонневилль отправилось шесть человек: Сергей, Петр, Наташа, Георгий и Михаил, а также жена Михаила Ирина, а на месте нашу команду встречали их друзья по предыдущим попыткам — Кэтти и Шон. Ребята познакомились с этой чудесной парой в интернете, и те охотно помогали им в их поездках и всех сложностях, с которыми приходилось сталкиваться.
Мотоцикл «Урал» был выбран неспроста. Перед командой FCM не стояло задачи просто установить в Бонневилле рекорд скорости, была задача сделать это именно на отечественном мотоцикле, а «Урал» подходил для этих целей как нельзя лучше.
«Мы хотели показать, на что способен этот мотоцикл, — сказал Сергей Мальцев. — Положа руку на сердце, я могу сказать, что ничего особенного в нем самом нет — и это самое интересное. Потому что для простого в общем-то мотоцикла мы смогли придумать и осуществить ряд инженерных решений, отработать их в боевых условиях и продемонстрировать, что «Урал» при этом отлично все перенесет и будет готов работать дальше.
Да, существует совершенно другая техника, демонстрирующая запредельные скорости, и мы не планировали с ней тягаться. Но тот факт, что мы смогли развить 200 км/ч на «Урале», сопоставим с тем, как на Челленджере разогнались до 720 км/ч. Нашему результату предшествовала огромная слаженная работа, и именно она привела к той заветной цели, которую мы достигли».
URAL PUNCHER CR. Как все происходило
Проект стартовал в ноябре 2017 года.
«Всю осень мы теоретизировали, делали чертежи, придумывали, что и как будем делать, — рассказал механик FCM и пилот и рекордсмен Бонневилля-2018 Петр Лапшенков. — В ноябре мы загнали стоковый “Урал” на подъемник и начали его разбирать. И реально взялись за работу уже в январе, когда в наших головах созрел окончательный план. Проект мы назвали Ural Puncher CR».
Конечно, первым делом был подробно изучен регламент соревнований и был подобран класс, под который подходил отечественный «Урал» 1978 г. вып. Это был класс «продакшн байк» — стоковая конструкция с небольшими модификациями для мотоциклов с объемом двигателя не выше 650 куб. см. И еще один — для таких же мотоциклов, но с обтекателем. Первый вариант класса обозначается аббревиатурой MPBG650, а второй — MPSPBG650.
Вообще регламент классов в Бонневилле это некий конструктор. Каждое свойство рекордного транспортного средства обозначается в нем определенной буквой, которые можно комбинировать между собой.
Например — MPBG это Modified Pushrod Blow Gas, т. е. модифицированный бензиновый мотоцикл. Добавленные литеры PS обозначают Partial Streamline, т. е. мотоцикл с обтекателем; цифры 650, как понятно из вышесказанного, объем двигателя.
Поскольку на соли соревнуются не крупные компании, а простые люди, и большинство из них на собственные, иногда последние, деньги, то организаторы предъявляют довольно мягкие требования к рекордным средствам — во всем, пока речь не заходит о безопасности. Например, в регламенте сказано, что тормоза должны быть «адекватными», а покрышки вполне могут быть дорожными — без уточнений. Специальные гоночные шины необходимы только для транспортных средств, разгоняющихся свыше 200 миль в час. Но вот, например, требования к гоночной амуниции очень жесткие.
Наташа Любимова: «Мой комбинезон выглядит как обычный мотоциклетный комбез, но к нему все равно есть ряд существенных требований, которые нельзя обойти: например, покрытие должно быть сшито почти на 100% из кожи. Кевларовые вставки позволены лишь на местах сгибов, вне критичных мест разрешается перфорация. И, кстати, комбинезон может быть раздельный на молнии или целиковый. Мне сшили специальный, исходя из всех требований к нашей категории. И Сергей, когда его увидел, даже вспотел. Думал, что не допустят. Но все было по правилам».
«С января до апреля мы очень плотно работали над мотоциклом, а к апрелю он у нас уже стоял на колесах, — рассказывает Сергей Мальцев. — С деньгами на проект было не густо, и мы решили попробовать “продать” его спонсорам и привезли уже почти готовый “Урал” на выставку “Мотовесна”. Там повесили огромные баннеры с приглашением присоединиться к нашему проекту за вменяемые деньги, надеясь, что кто-то скажет — “Какое крутое мероприятие, хочу поучаствовать!”. Но нет, не помогло.
По сути, тогда у нас была лишь рама, колеса, сиденье и бак. Нагнетатель уже был готов, но первые испытания мы проводили на атмосферном моторе. Потом к нам приехал наш товарищ из Беларуси Артемий Верас, который делал нам инжектор, привез стенд, и все остальное мы уже настраивали на стенде. Этим мы занимались в мае. Ну а в июне мы уехали в Биарриц на фестиваль Wheels and Waves, и почти месяц провели там. Так что у нас фактически оставалась лишь половина июля, чтобы что-то донастроить, прокатиться, получить результаты, затем сколотить огромную коробку, в которой будут транспортировать наш “Урал” в Америку, запаковать и составить перечни 200 позиций по запчастям, что мы брали дополнительно с собой».
Еще одна проблема возникла там, где не ждали. В связи с чемпионатом мира по футболу в эти дни «опасный груз», к которому был причислен и мотоцикл «Урал», был запрещен к транспортировке самолетами над страной. Пришлось ждать 26-го числа, а это означало, что риск опоздания на заезды был очень велик: таможня в двух странах плюс перевозка мотоцикла из Нью-Йорка в Солт-Лейк-Сити могла занять неделю, а могла и две, и даже больше. Решили не рисковать. Сергей вместе с Георгием прилетели в Нью-Йорк на несколько дней раньше и сами перевезли байк из Нью-Йорка в Бонневилль, проехав 4000 км за три дня.
…Бонневилль — это отдельная жизнь и отдельная история. А люди, которые туда приезжают, это отдельные люди. Организаторы, маршалы, техинспекторы — из года в год это одни и те же люди, для которых соль стала смыслом жизни. Это же касается и рекордсменов. Все они искренне радуются, когда кто-то устанавливает новый рекорд.
Каждый август там собираются тысячи увлеченных людей, которые весь год готовились к этому событию. Похоже, наши ребята тоже заразились этой болезнью.
«Ты знаешь, — говорит Сергей Мальцев, — я себя без соли уже не очень представляю. Как я на следующий год не увижу соль?».
И таких фанатов, как Сергей, каждый год там собирается очень много. Одним из них стал Нил Макдоналд из Новой Зеландии.
НЕ НА ЖИЗНЬ, А НА СМЕРТЬ
В связи с тем, что рекордных классов в регламенте много, то претендентов на установление рекорда в каждом классе бывает обычно совсем мало. В этом году на рекорд в классе MPBG 650 имелся и еще один претендент — новозеландец Нил Макдоналд. И когда команда FCM ехала в этом году на соль, ребята точно знали, что будет соперник.
В прошлом году Нил Макдоналд установил рекорд в 101 милю в час, и в 2018-м собирался его побить. В первый день заездов он проехал по соли со скоростью 115 миль в час, а Петр следом улучшил его результат, разогнавшись до 117-ти.
Но на следующий день Нил Макдоналд не явился на подтверждение рекорда. Наши ребята не знали, что случилось, и решили, что это могла быть такая стратегия. А затем на озерах появились родственники Нила и выяснилось, что он умер. Отказало сердце, когда он возился со своим мотоциклом. Ему был 51 год.
«Нас это потрясло, — рассказала Наташа Любимова. — Это очень глубокая душевная история о том, как все переплетается: и жизнь, и спорт, и сражение, и борьба… Этот человек 15 лет занимался гонками, ставил рекорды, жил этими рекордами и стимулировал нашу команду на серьезное сражение. И ведь не зря 200 килограммов запчастей лежали у нас в коробках: потому что если бы началась такая битва, то все пошло бы в ход. И наш рекорд мы посвятили Нилу Макдоналду и сообщили об этом по радио. Про таких людей должны знать все».
8 августа. Основная часть команды прилетела в Солт-Лейк-Сити 8 августа, а Сергей и Георгий встретили мотоцикл в Нью-Йорке и сами привезли его в Бонневилль.
10 августа. Команда приехала в Вендовер и оттуда отправилась на соль для прохождения технической комиссии. Это заняло порядка двух часов.
Первая техкомиссия оказалась самой долгой: было необходимо зарегистрироваться и заполнить все документы, а также предъявить все лицензии, гоночное снаряжение, мотоцикл и пр.
После этого, получив разрешения на участие в соревнованиях, команда отправилась в пит-зону и разбила там лагерь. На этом основные события дня закончились. Ребята уехали в гостиницу, чтобы на следующий день рано утром уже быть на озерах.
11 августа. 9 утра. Первый день заездов начался с общего брифинга, где организаторы рассказывают про соревнование и его правила, желают всем рекордов и исполняют собственный гимн. После общего брифинга для всех новичков (rookies) проводят еще один брифинг, после которого всех провозят по трассе и наглядно все объясняют. Длина трассы для новичков составляет три мили: одна разгонная, одна рекордная и одна «выходная». В итоге новичкам выдают специальные желтые наклейки на шлем, которые можно снять после первых заездов.
Для новичков предусмотрена отдельная трасса, куда опытные спортсмены не допускаются.
14.16. В первый же день и с первой попытки Петр Лапшенков показал рекордную скорость в 103,392 мили в час, после чего мотоцикл нужно было отогнать в закрытый парк (impound zone), так как на следующий день нужно проехать еще раз на подтверждение рекорда. В закрытом парке техинспекторы проверяют мотоцикл (подтверждение, что это тот самый мотоцикл, что ты зарегистрировал), и после этого есть еще четыре часа на проведение дополнительных технических работ. После этого мотоцикл трогать нельзя.
12 августа. 7.45 утра. Рано утром Петр подтвердил свой рекорд, показав 114,490 мили в час, в итоге среднее время составило 108,941 мили в час. После этого мотоцикл отогнали в закрытый парк и представители техинспекции разобрали двигатель, чтобы убедиться, что все легально. Затем двигатель опломбировали, мотоцикл вернули и команда смогла надеть обтекатель для установления рекорда в другом классе. Однако заезд решили отложить на следующий день. Из-за длительной техинспекции прошло довольно много времени и условия изменились: воздух прогрелся, состояние соли изменилось — она стала рыхлой и липкой, к тому же трасса уже была прилично разбита.
13 августа. 7 утра. Команда прибыла на трассу и ожидала, пока все рекордсмены прошлого дня подтвердят свои рекорды. В 9 утра настал их черед. Петр принял участие в заезде в классе MPS-PBG 650, показав скорость в 117,458 мили в час, после чего мотоцикл был вновь отогнан в импаунд-зону, прошел инспекцию и остался там до утра. В этот раз рекорд устанавливался на стандартной трассе (а не для новичков). И эта трасса по своей продолжительности составляет не три мили, а пять: разгонная, три мили для отсечки скорости и одна «выходная».
14 августа. 7.43 утра. Петр подтверждает свой рекорд в классе мотоциклов с обтекателем, продемонстрировав 121, 038 мили в час. Мотоцикл проходит итоговую техинспекцию, а затем и еще одну — по причине замены гонщика.
9 утра. Наташа Любимова садится за руль и проезжает короткую трассу в порядке ознакомления.
«Из-за того, что все вокруг белое, я никак не могла понять, где заканчивается эта миля, а потом увидела огромные розовые ворота с цифрой 1. Влетела туда, прошла милю, а дальше начала волноваться, так как не видела флага, где нужно съезжать. Проехала дальше — а тут мне уже навстречу наша машина едет, чтобы меня забрать и отвезти назад. Все кричат, волнуются, а Георгий и говорит: “Наташа, ты что издеваешься? Опять рекорд!”».
Наташа показывает скорость 121,454 мили в час. Мотоцикл отгоняют в закрытый парк.
15 августа. Наталия подтверждает рекорд, продемонстрировав 122,139 мили в час. Команда решает, имеет ли смысл заезжать на еще один рекорд, и принимает решение остановиться на том, что есть. Они проводят фотосессию и уезжают с соли. До следующего года.
C самого начала соревнований Петр Лапшенков установил сразу два рекорда в своих классах. Предыдущий рекорд скорости с объемом двигателя 650 CC без аэродинамического обвеса 73,041 мили в час был преодолен Петром уже в первой попытке и затем он только улучшил свой результат в контрольном заезде. Официально зарегистрированный рекорд в классе M-PBG 650 (Modified Pushrod Blow Gas) — 108,941 мили в час.
В классе MPS-PBG 650 (Modified Partial Streamline Pushrod Blow Gas) 650-кубовых ретромотоциклов с аэродинамическим обтекателем рекорд Петра — 119,248 мили в час, тогда как предыдущий рекорд составил — 101,259 мили в час.
Дебютный заезд двукратной чемпионки России по шоссейно-кольцевым мотогонкам Наталии Любимовой (Yakhnich Motorsport) с первого заезда принес ей победу и в своем классе она смогла превзойти даже результат Петра. Наташа установила рекорд в классе с обтекателем — 122,259 мили в час.
Установленные рекорды записаны в «Книгу рекордов Бонневилля» как достижения российских пилотов на российском мотоцикле. А Наталия Любимова стала первой русской девушкой, записавшей на свой счет мировой рекорд скорости.
ЧТО СДЕЛАЛИ С МОТОЦИКЛОМ
Петр Лапшенков: «По регламенту нельзя было трогать основную геометрию рамы, трубы рамы и все остальные основные соединения. Также нельзя увеличивать колесную базу. По двигателю: рабочий объем должен оставаться прежним, мотор обязательно должен быть с наддувом (механический приводной компрессор — за счет этого увеличиваем мощность), плюс штанговый привод клапанов. Картер двигателя должен быть стоковым. Вся конструкция должна быть приближена к реальной.
Колеса и диски мы взяли от старой Хонды, причем оба передних: у «Урала» очень специфичная задняя ступица, и широкое колесо туда поставить нельзя. От Хонды 18” колеса подошли как нельзя лучше. Резина обычная дорожная Pirelli. Соответственно, в заднем колесе мы переварили ступицу, сделали, чтобы она надевалась на кардан.
По двигателю: стояли головки от 750-кубового ураловского мотора нового образца. Весь мотор у нас целиком собран из отечественных запчастей, за исключением компрессора — здесь мы взяли японский Aisin от Subaru. Мы переделали коленвал, сделали новую масляную систему с бОльшим давлением и с другими масляными радиаторами. Поставили свои поршни. На выходе у нас получилось 70 лошадиных сил и 90 ньютонометров крутящего момента вместо 32. Сухой вес у мотоцикла 204 килограмма. В заправленном состоянии — порядка 230. По регламенту бак должен быть не менее пяти литров, но мы решили, что с маленьким баком мотоцикл смотрелся бы негармонично — и сделали его больше минимально разрешенного объема.
В той конфигурации, которая у нас была на гонке, максимальная конструктивная расчетная скорость составляла 205 км/ч. При этом, поменяв задний редуктор на другой с иным передаточным числом и изменив давление в нагнетателе, мы могли бы достигнуть 224 км/ч. Но это было бы уже опасно: мотоцикл мог не выдержать. Нам удалось подобрать очень тонкую грань между тем, чтобы он показывал хорошие результаты и вел себя стабильно и не ломался. Потому за эти три месяца у нас не было с ним ни единой проблемы, а первый раз вскрыли двигатель на техинспекции».
Наталия Любимова: «В Бонневилле я постоянно рассматривала чужие мотоциклы и все время удивлялась тому, насколько большинство из них было некрасиво. Понятно, что люди едут за рекордами, и красота им важна уже чуть ли не в последнюю очередь. Но сочетание красоты и скорости — это прекрасно. Профессионально и очень круто».
ПЛАН Б: БОННЕВИЛЛЬ — БАЙКАЛ
— Мы назвали это план «Б», — говорит руководитель Fine Custom Mechanics Сергей Мальцев. — Потому что все три географические точки, которые есть в этом плане, начинаются на «Б»: Биарриц (выполнено), Бонневилль (выполнено) и следующая наша точка — Байкал. Я считаю, что если мы поставили рекорд на соли, то теперь просто обязаны поставить на льду.
У нас уже есть предварительная договоренность об этом с Бурятией — с их стороны на Байкале есть подходящая зона с теплыми боксами и жильем, которая отвечает всем нашим требованиям.
В 2019 году мы хотим провести там пробные заезды и к 2020-му подготовить регламент для участников, привезти судей международной категории и организовать там крупное международное событие, которое могло бы стать ежегодным. У нас помимо России много друзей-мотогонов из Германии и Италии, которые хотели бы принять участие в таких гонках. Думаю, все получится.
Фото: автора, Fine Custom Mecanics и Наташи Любимовой