борисоглебск ярославской области храм
Борисоглебский монастырь: как он стал «домашним» для царей и какой удивительный святой жил здесь?
Место для него выбрал сам преподобный Сергий Радонежский. Здесь подвизался великий инок Пересвет, павший в Куликовской битве. Отсюда благословлял войска Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков и литовцев святой затворник Иринарх. Об этом и не только — в нашей подборке интересных фактов о Ростовском Борисоглебском монастыре.
Место для строительства монастыря выбрал сам преподобный Сергий Радонежский!
Святой приезжал в Ростов по делам в 1363 году. На создание монастыря в честь Бориса и Глеба — первых святых Русской Церкви — он благословил новгородских монахов Феодора и Павла.
Все строения монастыря времен Сергия Радонежского были деревянными, ни одно из них не сохранилось.
Инок Пересвет жил здесь в XIV веке. Его вместе с братом Ослябей благословил на битву преподобный Сергий. Пересвет первый начал Куликовскую битву с сильнейшим воином Орды Челубеем. В 2005 году скульптор Зураб Церетели установил в поселке Борисоглебский бронзовый памятник святому воину Александру Пересвету.
Сегодня обитель — могучая каменная крепость. Каменное строительство началось при Василии III, в 1522 году. В конце XVII века многие здания были перестроены и возведены новые. Именно в таком виде обитель дошла до наших дней.
Великие русские князья и первые русские цари любили Боорисоглебский монастырь и считали его своим домашним
Монастырь получал от них милости, очень богатые вклады, ему щедро жертвовали земли, дарили иконы и драгоценности. Здесь находил приют великий князь Василий Темный, крестился его сын, великий князь московский Иван III. Трижды посещал обитель его внук, царь Иван Грозный.
Сначала монастырь был «митрополичьим», то есть находился в подчинении митрополита Ростовского. После того как во время княжеских распрей великий князь Василий Темный и мать его София находят здесь убежище и называют монастырь своим, обитель становится великокняжеской. А когда игумен монастыря Питирим крестил будущего самодержца Всея Руси Иоанна III и тот встал на царство (слово «царь» есть в его официальном титуле), обитель делается царской. В XVI–XVII веках Борисоглебский мужской монастырь обоснованно считался одним из богатейших в Ростовской митрополии.
Монастырь был мощной крепостью, защищавшей Русь от нашествий с Запада
Протяженность стен по периметру — более одного километра. Их толщина — до трех метров, высота — от 10 до 13 метров. По периметру стен возвышаются 14 башен разной конфигурации, высота которых варьируется от 25 до 40 метров. С такой высоты местность просматривается на 15 километров.
Первые стены деревянной крепости защищали северо-восточные пути к Москве от отрядов татаро-монгол — за стенами обители и возле нее укрывались и селились спасавшиеся от монгольских набегов и поборов жители, что положило начало нынешнему Борисоглебску. Позже уже каменные стены в Смутное время стали преградой на пути войск польско-литовских захватчиков.
В 1608 году польские войска захватили Ростов, войско пана Сушинского осадило Борисоглебский монастырь, но обитель враги не сожгли. Произошло это во многом благодаря духовному подвигу старца Иринарха, с которым поляки и литовцы общались и были потрясены мужеством и крепостью веры подвижника.
Борисоглебский монастырь славится своими надвратными церквями
Над Северными (иначе называемыми Водяными) воротами, обращенными фасадом в сторону Углича, возвышается Сретенская надвратная церковь. Легкая, нарядная, она считается одним из красивейших надвратных храмов в России.
Со стороны Ростова расположены Южные ворота. Над ними в 1679 году возведена Сергиевская надвратная церковь, названная так в честь Сергия Радонежского. С южной стороны она украшена нарядной галереей, затейливым орнаментом. Хорошо сохранились фресковые росписи XVII века.
Борисоглебский собор расписан по мотивам сказочных росписей Васнецова
Этот собор — самое древнее из сохранившихся зданий обители, он построен в 1524 году. А в начале XX века его расписал художник Егоров, ориетировавшийся на росписи Виктора Михайловича Васнецова во Владимирском соборе Киева. В Борисоглебском соборе хранятся мощи преподобных Иринарха, Феодора и Павла.
Самый известный святой монастыря — Иринарх Затворник
Он жил в Борисоглебской обители вплоть до своей смерти в 1616 году. Он сыграл важную роль в истории России во время Смутного времени. В начале XVII века святой поддержал народное ополчение Минина и Пожарского, которое собиралось в Ярославле, послал ополчению свое благословение и один из своих крестов с вериг со словами, чтобы рать без страха, не колеблясь, шла освобождать столицу.
Из жития его известно, что святой провел в добровольном затворе 38 лет. Живя в маленькой тесной келье полтора на три метра, он приковал себя цепью и возложил на себя тяжелые железные вериги. Сначала общий вес груза, который старец носил на себе, в обычные дни составлял 16 килограммов, а в праздники 8 килограммов. С приближением Смуты ростовский затворник надевал на себя всё больше тяжестей. Эти страшные вериги он носил на себе до 1613 года, пока Смута не успокоилась. Всего вериги преподобного Иринарха состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и очень тяжелой железной палки, которой подвижник себя побивал. Из кельи Иринарх выходил только в храм, но в веригах и читая молитву, так что небольшое расстояние от кельи до храма проходил за ночь.
Иринарх прерывал свой затвор, чтобы предупредить Василия Шуйского о грядущей войне. Святому явился преподобный Сергий Радонежский, показал Иринарху разграбленную, сожженную поляками Москву и повелел немедленно отправляться к царю, чтобы сказать о нашествии. Старец дошел до столицы, Шуйский принял его, к предупреждению отнесся серьезно, но катастрофу предотвратить уже не смог.
Екатерина Вторая отдала земли монастыря фавориту, а в XX веке здесь устроили антирелигиозный музей
Конец благоденствию Борисоглебского монастыря пришел в царствование Екатерины II. Императрица передала монастырские земли своему фавориту графу Григорию Орлову.
С 1924 года на территории обители начал действовать музей антирелигиозной пропаганды, а в 1928-м монастырь был ликвидирован. И лишь через семьдесят лет сюда вернулись монахи.
До 2014 года на территории обители было две организации: действующий монастырь и филиал музея «Ростовский кремль». Затем филиал музея получил другое здание вне монастыря.
Сохранился источник, выкопанный, по преданию, еще прп. Иринархом
Возле села Кондаково, в сорока километрах от Борисоглебского монастыря, действует источник, выкопанный, по преданию, юным Иринархом еще до того, как он стал святым затворником.
Источник не замерзает даже зимой. Каждый год перед празднованием дня Ильи Пророка из стен обители к источнику выходит многолюдный крестный ход. Паломники следуют за крестом, хоругвями и иконой преподобного Иринарха четыре дня, при этом по очереди надевают на себя вериги ростовского затворника.
Разговор старца Иринарха и пана Сапеги
«Однажды пан Сапега со своим войском остановился за два ночлега от Борисоглебского монастыря, намереваясь выжечь монастырь и побить братию. Услышав о преподобном, Сапега сам пожелал увидеть его. Сапега приехал в монастырь, вошел в келью старца и сказал ему:
— Благослови, отче! Как ты терпишь такую великую муку?
Старец отвечал ему:
— Бога ради сию темницу и муку терплю в кельи сей.
Многие из панов стали говорить Сапеге:
— Сей старец за нашего короля и за Димитрия Бога не молит, а молит Бога за Шуйского царя.
— Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю.
— Правда в батьке велика: в которой земле жить, тому царю и служить.
— Ограбили тебя, старец? — спросили паны.
— Приехал лютый пан Сушинский и пограбил весь монастырь, не только меня, старца грешного.
— За то пан Сушинский повешен.
После сего старец дал такой совет пану Сапеге:
— Возвратись, господин, в свою землю: полно тебе в России воевать! Если же не уйдешь из России или опять придешь в Россию и не послушаешь Божьи слова, то будешь убит в России.
Пан Сапега умилился душою вследствие сих слов и сказал:
— Чем мне тебя одарить? Я ни здесь, ни в иных землях монаха такого крепкого и безбоязненного не видывал.
— Я Святому Духу не противник, от Святого Духа и питаюсь. И как Святой Дух тебе внушит, так ты и сделаешь.
— Прости, отче! — и, поклонившись, вышел с миром.
Сапега прислал затем старцу на милостыню пять рублей денег и воспретил своему войску чем-либо вредить монастырю. Вскоре Сапега с ратью направился к Переяславлю, а в монастыре была великая радость, что Бог избавил от разорения; старец же непрестанно со слезами молил Бога об избавлении всей русской земли от пленения».
Из жития святого Иринарха, составленного святителем Димитрием Ростовским.
Борисоглебский мужской монастырь п. Борисоглебский Епархиальные монастыри РПЦ
История
Ростовский Борисоглебский монастырь основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор Ростово-ярославских святых. Их мощи и погребальная рака находятся в северо-западном углу Борисоглебского собора и являются местом почитания этих святых.
Особую известность Борисоглебский монастырь получил в связи с преподобным Иринархом Затворником, жившим в монастыре в конце XVI — начале XVII веков. Его мощи под спудом находятся в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.
Ежегодно перед праздником Ильи пророка, мирского ангела преподобного, совершается крестный ход из стен обители к источнику Иринарха, в 40 километрах от монастыря, что близ села Кондакова — родины святого. В 1998 году архиепископ Ярославский и Ростовский Михей благословил возобновить традицию пеших крестных ходов к источнику преподобного Иринарха. Участники по очереди одевают на себя вериги преподобного, в конце все купаются в источнике. Крестный ход начинается архиерейской Литургией в Борисоглебском монастыре.
Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.
Монастырь стал крупным духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.
В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.
Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). В 1954 году эта организация была упразднена, но уже в 1961 году он снова возродился, уже как «народный музей». Позднее он вновь становится филиалом Ростовского музея-заповедника.
С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.
Ростовский Борисоглебский мужской монастырь
Борисогле́бский на Устье Росто́вский монасты́рь — мужской православный монастырь на дороге из Ростова в Углич (в посёлке Борисоглебский), входящий в «Золотое кольцо России». Архитектурный комплекс монастыря полностью сложился в допетровское время, когда он был одним из богатейших в Ростовской митрополии, а у московских князей и первых русских царей считался «домашним». После XVII века архитектурный ансамбль почти не менялся.
Содержание
История [ править ]
Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.
Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.
Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.
Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.
В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.
Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 г. Краеведческий актив поселка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 г. народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.
С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.
Современное состояние [ править ]
Сегодня на территории монастыря находятся:
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Сохранилась келья преподобного Иринарха и вериги святого. Его мощи почивают под спудом. В Благовещенском соборе хранится деревянный крест преподобного Сергия Радонежского как благословение основателям монастыря. Сами основатели прпп. Феодор и Павел погребены в северном углу Борисоглебского собора.
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд: от Ростова Великого по шоссе Ростов-Углич или автобусом с автовокзала до остановки пос. Борисоглебский (расстояние: 18 км).
Адрес: 152170, Ярославская область, п. Борисоглебский, Советская пл., д. 10.
Борисоглебский монастырь
Официальный приходской сайт
Борисоглебский монастырь
Наместник — игумен Иоанн (Титов)
Святыни:
В Борисоглебском монастыре хранился восьмиконечный деревянный крест, которым, по преданию, прп. Сергий благословил основателей обители (в настоящее время в собрании Борисоглебского музея). Крест обит тонким листом золоченого серебра, оклад сделан, вероятно, в 1-й четверти XV в.
В обители почитался список с Лиддской (Римской) иконы Божией Матери, привезенный в Борисоглебский монастырь из Москвы 9 февр. 1588 г. строителем Варлаамом (с 1954 — в Ростовском музее). В 2001 г. по благословению Ярославского архиеп. Михея (Хархарова) в был выполнен список с иконы и передан в Борисоглебский монастырь.
Другая реликвия монастыря — «охранное знамя Сапеги». Знамя выполнено в форме хоругви, на нем изображен арх. Михаил, охраняющий врата рая, и Иисус Навин. По легенде, это знамя Ян Сапега захватил в одном из сражений с рус. войсками (более вероятно, что это произведение годуновской школы шитья происходит из суздальского Покровского мон-ря, разграбленного поляками). Спасаясь после поражения от рус. войск под Калязином, Сапега остановился лагерем у Б. м. и оставил знамя в обители.
Храмы монастыря
Музей-филиал Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»
С 1924 г. по настоящее время на территории Борисоглебского монастыря существует музей-филиал Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». В музее действует несколько экспозиций, к показу предлагаются переходы крепостных стен и смотровая северо-восточная башня.
Проезд:
от Ростова Великого по шоссе Ростов-Углич или автобусом с автовокзала до остановки пос. Борисоглебский
Борисоглебск ярославской области храм
Ноябрь 2021 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Приглашаем насельниц, готовых посвятить свою жизнь Богу и трудами праведными стяжать Царствие Небесное, трудников, волонтеров и просто хороших, добрых, отзывчивых людей.
Просим всех о посильной помощи в восстановлении Храмов обители Христо-Рождественского и Никольского. Пожертвования принимаются по реквизитам на страничке Контакты.
Пожертвовать 100 руб
на благоустройство
монастыря
Паломнический центр Евдокия
На сегодняшний момент при Подворье открыт паломнический центр «Евдокия», названный в честь дочери святых Благоверных Князей Муромских чудотворцев Петра и Февронии, общей вместимостью 80 человек, действует трапезная, музей «Русского костюма и быта»,чайная «Русская изба»,библиотека, фото галерея,родник и купальня, монастырское хозяйство. Радость вам доставят веселые добрые хаски.Для тех, кто любит рукоделие «золотая иголочка» представляет коллекцию покрывал и одеял, выполненных с применением лоскутной техники и с радостью проведет обучающие уроки для всех желающих.
Виды паломничества:
Паломники-насельники.
Всякий страждущий богомолец может совершить паломничество в Христо-Рождественском Архиерейском подворье. На подворье с радостью принимают паломников-насельников, то есть тех людей, которые хотели бы пожить в обители, поработать на благо подворья и помолиться.Им предоставляется бесплатное питание и проживание. Стать паломником-насельником можно по благословению матушки. Паломниками-насельниками могут стать как мужчины, так и женщины при соблюдении некоторых правил:посещение служб,выполнение трудового послушания,ношения скромных одежд.
Духовное паломничество.
Паломники-одиночки и небольшие группы паломников, которые путешествуют по святым местам самостоятельно (без помощи турфирм) уже не первый раз посещают подворье. Для этой категории паломников предусматривается умеренная плата за проживание и питание. Каждый человек, желающий помолиться в стенах монастыря,ознакомиться с историей и святынями Муромского края и его монастырей,может приехать в Христо-Рождественское Архиерейское подворье в любой день с 8.00 до 19.00 ч. и самостоятельно договориться в паломническом центре «Евдокия» о питании и ночлеге.
Питание:завтрак, обед, ужин от 150 до 250 рублей. (Меню обговаривается индивидуально для каждой группы)
На подворье действует чудотворный источник в честь Казанской Божией Матери. Обязательно посетите музей «Русского народного костюма и быта» и послушайте рассказ местного экскурсовода. Очень интересно.
Адрес: 602212,Россия,Владимирская область, Муромский район,село Борисоглеб, улица Первомайская 10. Христо-Рождественское Архиерейское подворье.
Звонить можно в строго отведенные дни: понедельник-пятница.
Строго по времени: с 8.00 до 17.00 часов.
Более подробная информация по телефону: 8-930-747-02-03 настоятельница монахиня Николая.
e-mail: el.bushuewa2018@yandex.ru
Летопись Борисоглебского монастыря
Зеленая Слобода
Открыта запись на занятия, обучение верховой̆ езде.
С нуля обучаем верховой̆ езде,1 час длится 1 урок (верхом 45 минут). Инструктор обучает правильной посадке, как управлять лошадью, движение на рыси и галопе, исполнение упражнений на разных аллюрах. Каждую среду у нас благотворительный день. Приезжают дети инвалиды на занятия по иппотерапии.
Храм становится Архиерейским подворьем.
По благословению Епископа Муромского и Вязниковского Нила Христо-Рождественский храм становится Архиерейским подворьем. Настоятельницей является монахиня Николая. Монастырская жизнь возобновляется, проходят регулярные богослужения. Архиерейское подворье и сам Христо-Рождественский храм находятся в плачевном состоянии, весь монастырский комплекс требует восстановления. Подворье получило в дар с Черногорской земли копию чудотворной иконы Филермской Божьей Матери, сама икона находится в музее города Цетинье. Копия чудотворной иконы Божьей Матери Освободительница была подарена подворью со Святой земли с Иерусалима. А сама чудотворная икона находится у гроба Господня в храме Воскресения Христова. По молитвам верующих от этих икон происходят чудеса и исцеления.
1992 год
Христо-Рождественский храм числится подворьем Свято Благовещенского монастыря.