борисоглебский монастырь владимирская область

Борисоглебский монастырь: как он стал «домашним» для царей и какой удивительный святой жил здесь?

Место для него выбрал сам преподобный Сергий Радонежский. Здесь подвизался великий инок Пересвет, павший в Куликовской битве. Отсюда благословлял войска Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков и литовцев святой затворник Иринарх. Об этом и не только — в нашей подборке интересных фактов о Ростовском Борисоглебском монастыре.

Место для строительства монастыря выбрал сам преподобный Сергий Радонежский!

Святой приезжал в Ростов по делам в 1363 году. На создание монастыря в честь Бориса и Глеба — первых святых Русской Церкви — он благословил новгородских монахов Феодора и Павла.

Все строения монастыря времен Сергия Радонежского были деревянными, ни одно из них не сохранилось.

Инок Пересвет жил здесь в XIV веке. Его вместе с братом Ослябей благословил на битву преподобный Сергий. Пересвет первый начал Куликовскую битву с сильнейшим воином Орды Челубеем. В 2005 году скульптор Зураб Церетели установил в поселке Борисоглебский бронзовый памятник святому воину Александру Пересвету.

Сегодня обитель — могучая каменная крепость. Каменное строительство началось при Василии III, в 1522 году. В конце XVII века многие здания были перестроены и возведены новые. Именно в таком виде обитель дошла до наших дней.

Великие русские князья и первые русские цари любили Боорисоглебский монастырь и считали его своим домашним

Монастырь получал от них милости, очень богатые вклады, ему щедро жертвовали земли, дарили иконы и драгоценности. Здесь находил приют великий князь Василий Темный, крестился его сын, великий князь московский Иван III. Трижды посещал обитель его внук, царь Иван Грозный.

Сначала монастырь был «митрополичьим», то есть находился в подчинении митрополита Ростовского. После того как во время княжеских распрей великий князь Василий Темный и мать его София находят здесь убежище и называют монастырь своим, обитель становится великокняжеской. А когда игумен монастыря Питирим крестил будущего самодержца Всея Руси Иоанна III и тот встал на царство (слово «царь» есть в его официальном титуле), обитель делается царской. В XVI–XVII веках Борисоглебский мужской монастырь обоснованно считался одним из богатейших в Ростовской митрополии.

Монастырь был мощной крепостью, защищавшей Русь от нашествий с Запада

Протяженность стен по периметру — более одного километра. Их толщина — до трех метров, высота — от 10 до 13 метров. По периметру стен возвышаются 14 башен разной конфигурации, высота которых варьируется от 25 до 40 метров. С такой высоты местность просматривается на 15 километров.

Первые стены деревянной крепости защищали северо-восточные пути к Москве от отрядов татаро-монгол — за стенами обители и возле нее укрывались и селились спасавшиеся от монгольских набегов и поборов жители, что положило начало нынешнему Борисоглебску. Позже уже каменные стены в Смутное время стали преградой на пути войск польско-литовских захватчиков.

В 1608 году польские войска захватили Ростов, войско пана Сушинского осадило Борисоглебский монастырь, но обитель враги не сожгли. Произошло это во многом благодаря духовному подвигу старца Иринарха, с которым поляки и литовцы общались и были потрясены мужеством и крепостью веры подвижника.

Борисоглебский монастырь славится своими надвратными церквями

Над Северными (иначе называемыми Водяными) воротами, обращенными фасадом в сторону Углича, возвышается Сретенская надвратная церковь. Легкая, нарядная, она считается одним из красивейших надвратных храмов в России.

Со стороны Ростова расположены Южные ворота. Над ними в 1679 году возведена Сергиевская надвратная церковь, названная так в честь Сергия Радонежского. С южной стороны она украшена нарядной галереей, затейливым орнаментом. Хорошо сохранились фресковые росписи XVII века.

Борисоглебский собор расписан по мотивам сказочных росписей Васнецова

Этот собор — самое древнее из сохранившихся зданий обители, он построен в 1524 году. А в начале XX века его расписал художник Егоров, ориетировавшийся на росписи Виктора Михайловича Васнецова во Владимирском соборе Киева. В Борисоглебском соборе хранятся мощи преподобных Иринарха, Феодора и Павла.

Самый известный святой монастыря — Иринарх Затворник

Он жил в Борисоглебской обители вплоть до своей смерти в 1616 году. Он сыграл важную роль в истории России во время Смутного времени. В начале XVII века святой поддержал народное ополчение Минина и Пожарского, которое собиралось в Ярославле, послал ополчению свое благословение и один из своих крестов с вериг со словами, чтобы рать без страха, не колеблясь, шла освобождать столицу.

Из жития его известно, что святой провел в добровольном затворе 38 лет. Живя в маленькой тесной келье полтора на три метра, он приковал себя цепью и возложил на себя тяжелые железные вериги. Сначала общий вес груза, который старец носил на себе, в обычные дни составлял 16 килограммов, а в праздники 8 килограммов. С приближением Смуты ростовский затворник надевал на себя всё больше тяжестей. Эти страшные вериги он носил на себе до 1613 года, пока Смута не успокоилась. Всего вериги преподобного Иринарха состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и очень тяжелой железной палки, которой подвижник себя побивал. Из кельи Иринарх выходил только в храм, но в веригах и читая молитву, так что небольшое расстояние от кельи до храма проходил за ночь.

Иринарх прерывал свой затвор, чтобы предупредить Василия Шуйского о грядущей войне. Святому явился преподобный Сергий Радонежский, показал Иринарху разграбленную, сожженную поляками Москву и повелел немедленно отправляться к царю, чтобы сказать о нашествии. Старец дошел до столицы, Шуйский принял его, к предупреждению отнесся серьезно, но катастрофу предотвратить уже не смог.

Екатерина Вторая отдала земли монастыря фавориту, а в XX веке здесь устроили антирелигиозный музей

Конец благоденствию Борисоглебского монастыря пришел в царствование Екатерины II. Императрица передала монастырские земли своему фавориту графу Григорию Орлову.

С 1924 года на территории обители начал действовать музей антирелигиозной пропаганды, а в 1928-м монастырь был ликвидирован. И лишь через семьдесят лет сюда вернулись монахи.

До 2014 года на территории обители было две организации: действующий монастырь и филиал музея «Ростовский кремль». Затем филиал музея получил другое здание вне монастыря.

Сохранился источник, выкопанный, по преданию, еще прп. Иринархом

Возле села Кондаково, в сорока километрах от Борисоглебского монастыря, действует источник, выкопанный, по преданию, юным Иринархом еще до того, как он стал святым затворником.

Источник не замерзает даже зимой. Каждый год перед празднованием дня Ильи Пророка из стен обители к источнику выходит многолюдный крестный ход. Паломники следуют за крестом, хоругвями и иконой преподобного Иринарха четыре дня, при этом по очереди надевают на себя вериги ростовского затворника.

Разговор старца Иринарха и пана Сапеги

«Однажды пан Сапега со своим войском остановился за два ночлега от Борисоглебского монастыря, намереваясь выжечь монастырь и побить братию. Услышав о преподобном, Сапега сам пожелал увидеть его. Сапега приехал в монастырь, вошел в келью старца и сказал ему:

— Благослови, отче! Как ты терпишь такую великую муку?

Старец отвечал ему:

— Бога ради сию темницу и муку терплю в кельи сей.

Многие из панов стали говорить Сапеге:

— Сей старец за нашего короля и за Димитрия Бога не молит, а молит Бога за Шуйского царя.

— Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю.

— Правда в батьке велика: в которой земле жить, тому царю и служить.

— Ограбили тебя, старец? — спросили паны.

— Приехал лютый пан Сушинский и пограбил весь монастырь, не только меня, старца грешного.

— За то пан Сушинский повешен.

После сего старец дал такой совет пану Сапеге:

— Возвратись, господин, в свою землю: полно тебе в России воевать! Если же не уйдешь из России или опять придешь в Россию и не послушаешь Божьи слова, то будешь убит в России.

Пан Сапега умилился душою вследствие сих слов и сказал:

— Чем мне тебя одарить? Я ни здесь, ни в иных землях монаха такого крепкого и безбоязненного не видывал.

— Я Святому Духу не противник, от Святого Духа и питаюсь. И как Святой Дух тебе внушит, так ты и сделаешь.

— Прости, отче! — и, поклонившись, вышел с миром.

Сапега прислал затем старцу на милостыню пять рублей денег и воспретил своему войску чем-либо вредить монастырю. Вскоре Сапега с ратью направился к Переяславлю, а в монастыре была великая радость, что Бог избавил от разорения; старец же непрестанно со слезами молил Бога об избавлении всей русской земли от пленения».

Из жития святого Иринарха, составленного святителем Димитрием Ростовским.

Источник

Борисоглебский монастырь владимирская область

борисоглебский монастырь владимирская область

борисоглебский монастырь владимирская область

Ноябрь 2021
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345

Приглашаем насельниц, готовых посвятить свою жизнь Богу и трудами праведными стяжать Царствие Небесное, трудников, волонтеров и просто хороших, добрых, отзывчивых людей.

Просим всех о посильной помощи в восстановлении Храмов обители Христо-Рождественского и Никольского. Пожертвования принимаются по реквизитам на страничке Контакты.

борисоглебский монастырь владимирская область

Пожертвовать 100 руб
на благоустройство
монастыря


Паломнический центр Евдокия

На сегодняшний момент при Подворье открыт паломнический центр «Евдокия», названный в честь дочери святых Благоверных Князей Муромских чудотворцев Петра и Февронии, общей вместимостью 80 человек, действует трапезная, музей «Русского костюма и быта»,чайная «Русская изба»,библиотека, фото галерея,родник и купальня, монастырское хозяйство. Радость вам доставят веселые добрые хаски.Для тех, кто любит рукоделие «золотая иголочка» представляет коллекцию покрывал и одеял, выполненных с применением лоскутной техники и с радостью проведет обучающие уроки для всех желающих.

Виды паломничества:

Паломники-насельники.
Всякий страждущий богомолец может совершить паломничество в Христо-Рождественском Архиерейском подворье. На подворье с радостью принимают паломников-насельников, то есть тех людей, которые хотели бы пожить в обители, поработать на благо подворья и помолиться.Им предоставляется бесплатное питание и проживание. Стать паломником-насельником можно по благословению матушки. Паломниками-насельниками могут стать как мужчины, так и женщины при соблюдении некоторых правил:посещение служб,выполнение трудового послушания,ношения скромных одежд.

Духовное паломничество.
Паломники-одиночки и небольшие группы паломников, которые путешествуют по святым местам самостоятельно (без помощи турфирм) уже не первый раз посещают подворье. Для этой категории паломников предусматривается умеренная плата за проживание и питание. Каждый человек, желающий помолиться в стенах монастыря,ознакомиться с историей и святынями Муромского края и его монастырей,может приехать в Христо-Рождественское Архиерейское подворье в любой день с 8.00 до 19.00 ч. и самостоятельно договориться в паломническом центре «Евдокия» о питании и ночлеге.

Питание:завтрак, обед, ужин от 150 до 250 рублей. (Меню обговаривается индивидуально для каждой группы)
На подворье действует чудотворный источник в честь Казанской Божией Матери. Обязательно посетите музей «Русского народного костюма и быта» и послушайте рассказ местного экскурсовода. Очень интересно.

Адрес: 602212,Россия,Владимирская область, Муромский район,село Борисоглеб, улица Первомайская 10. Христо-Рождественское Архиерейское подворье.
Звонить можно в строго отведенные дни: понедельник-пятница.
Строго по времени: с 8.00 до 17.00 часов.
Более подробная информация по телефону: 8-930-747-02-03 настоятельница монахиня Николая.
e-mail: el.bushuewa2018@yandex.ru

Летопись Борисоглебского монастыря

Зеленая Слобода

Открыта запись на занятия, обучение верховой̆ езде.
С нуля обучаем верховой̆ езде,1 час длится 1 урок (верхом 45 минут). Инструктор обучает правильной посадке, как управлять лошадью, движение на рыси и галопе, исполнение упражнений на разных аллюрах. Каждую среду у нас благотворительный день. Приезжают дети инвалиды на занятия по иппотерапии.

борисоглебский монастырь владимирская область

Храм становится Архиерейским подворьем.

По благословению Епископа Муромского и Вязниковского Нила Христо-Рождественский храм становится Архиерейским подворьем. Настоятельницей является монахиня Николая. Монастырская жизнь возобновляется, проходят регулярные богослужения. Архиерейское подворье и сам Христо-Рождественский храм находятся в плачевном состоянии, весь монастырский комплекс требует восстановления. Подворье получило в дар с Черногорской земли копию чудотворной иконы Филермской Божьей Матери, сама икона находится в музее города Цетинье. Копия чудотворной иконы Божьей Матери Освободительница была подарена подворью со Святой земли с Иерусалима. А сама чудотворная икона находится у гроба Господня в храме Воскресения Христова. По молитвам верующих от этих икон происходят чудеса и исцеления.

1992 год

Христо-Рождественский храм числится подворьем Свято Благовещенского монастыря.

Источник

Борисоглебский монастырь (Муром)

борисоглебский монастырь владимирская область

СтранаРоссияСелоБорисоглебКонфессияПравославиеЕпархияВладимирская и СуздальскаяТипМужскойДата основанияXI векСтатусборисоглебский монастырь владимирская область Объект культурного наследия РФ № 3300000422 № 3300000422СостояниеПодворье муромского Благовещенского монастыря

Содержание

История монастыря

Основание Борисоглебского монастыря связывают с именем князя Глеба, владевшего Муромом с 988 по 1015 год. Согласно древней легенде «. егда приде святый Глеб ко граду Мурому, и еще тогда невернии быша людие и жестоцы, и не прияша его к себе на княжение, и не крестишася, но сопротивляхуся ему. Он же оттъеха от града 12 поприщ на реку Ишню и тамо пребываше до преставления святаго отца его. » [1]

Согласно легенде в 1228 году здесь приняла постриг Евдокия — дочь муромского князя Давида Георгиевича и его супруги Евфросинии, известных под именем князей Петра и Февронии. Первые достоверные сведения о Борисоглебском монастыре встречаются в Никоновской и Новгородской четвёртой летописях и датированы первой половиной XIV века.

Первым из известных архимандритов монастыря был Симеон, имя которого упоминается в грамотах 1531—1548 годов. На рубеже XVI—XVII веков монастырь был одарен новыми землями и теперь его владения простирались более чем на двадцать пять вёрст — некоторые историки связывают этот факт с родственными отношениями владельцев села бояр Борисовых и Бориса Годунова. В XVII веке на месте древних деревянных храмов были построены каменные церкви: Рождественская (1648), Вознесенская (около 1681) и Никольская (1699).

В мае 1719 года монастырь сильно пострадал от пожара. Чтобы спасти положение, Синодом было принято решение об объединении Борисоглебского и муромского Благовещенского монастырей с закрытием последнего. Такое решение вызвало резкое недовольство со стороны жителей Мурома и уезда и объединение двух обителей всё же не состоялось.

Причт приходского храма теперь состоял из одного священника и псаломщика, круг прихожан ограничивался крестьянами села Борисоглеб и близлежащих деревень Старый и Новый Вареж. При церкви имелась церковно-приходская школа. В 1896 году в ней обучалось 48 учеников.

Современное состояние

До наших дней из архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря сохранилась только пятиглавая двухэтажная церковь Рождества Христова с трёхярусной шатровой колокольней.

В 1992 году она была возвращена Русской православной церкви. В настоящее бывший Борисоглебский монастырь является приписным к Благовещенскому монастырю Мурома.

Источник

Борисоглебский монастырь

Официальный приходской сайт

борисоглебский монастырь владимирская область

Борисоглебский монастырь

борисоглебский монастырь владимирская область

Наместник — игумен Иоанн (Титов)

Святыни:
В Борисоглебском монастыре хранился восьмиконечный деревянный крест, которым, по преданию, прп. Сергий благословил основателей обители (в настоящее время в собрании Борисоглебского музея). Крест обит тонким листом золоченого серебра, оклад сделан, вероятно, в 1-й четверти XV в.
В обители почитался список с Лиддской (Римской) иконы Божией Матери, привезенный в Борисоглебский монастырь из Москвы 9 февр. 1588 г. строителем Варлаамом (с 1954 — в Ростовском музее). В 2001 г. по благословению Ярославского архиеп. Михея (Хархарова) в был выполнен список с иконы и передан в Борисоглебский монастырь.
Другая реликвия монастыря — «охранное знамя Сапеги». Знамя выполнено в форме хоругви, на нем изображен арх. Михаил, охраняющий врата рая, и Иисус Навин. По легенде, это знамя Ян Сапега захватил в одном из сражений с рус. войсками (более вероятно, что это произведение годуновской школы шитья происходит из суздальского Покровского мон-ря, разграбленного поляками). Спасаясь после поражения от рус. войск под Калязином, Сапега остановился лагерем у Б. м. и оставил знамя в обители.

Храмы монастыря

Музей-филиал Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»
С 1924 г. по настоящее время на территории Борисоглебского монастыря существует музей-филиал Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». В музее действует несколько экспозиций, к показу предлагаются переходы крепостных стен и смотровая северо-восточная башня.

Проезд:
от Ростова Великого по шоссе Ростов-Углич или автобусом с автовокзала до остановки пос. Борисоглебский

Источник

Кидекша. Борисоглебский монастырь

Борисоглебский монастырь в Кидекше (Россия, Владимирская область, Суздальский район, с. Кидекша, в 4-х км от Суздаля)

В сооружениях бывшего княжьего двора расположено отделение Владимиро-Суздальского музея-заповедника и действующий приход Епархии

Загородная резиденция князя Юрия Долгорукого. От древнего ансамбля XII в. сохранилась церковь Бориса и Глеба. Стоящая рядом небольшая церковь Стефана и шатровая колокольня построены в XVIII в.
Церковь Бориса и Глеба наряду со Спасо-Преображенским собором в Переславле-Залесском является самым ранним из дошедших до нас белокаменных зданий Северо-Восточной (Владимиро-Суздальской) Руси. Построена в 1152 г. в типе придворно-княжеского храма с четырьмя подкупольными столпами, несущими одну главу. Восточная часть храма (второй ярус) и глава не сохранились. Существующая глава — поздняя. Храм декорирован довольно скупо — только аркатурным пояском черниговского типа. Порталы имеют двухуступчатый профиль, еще без колонок.

Описание Борисоглебского монастыря в Кидекше

«Перспективность» порталов сближают с романским стилем. Это крайне условно, так как романские порталы перекрыты горизонтальной балкой, что образует тимпан, которого нет ни в одном владимиро-суздальском портале. Техника белокаменной кладки, дотоле известная только в Галицко-Волынском княжестве, вызвала теорию о галицко-волынском происхождении строителей Юрия Долгорукого. Она остается не опровергнутой. Под хорами в нише аркосолия сохранилась роспись конца XII в. с изображением жены Юрия Долгорукого в императорских одеждах. На хорах роспись носит растительный характер (рай?)— предвестник роскошной растительной орнаментации соборов в Суздале и Юрьеве-Польском. На южной стене храма близ апсиды можно различить изображение князей Бориса и Глеба, едущих рядом на конях (по другому мнению, это волхвы) — Г.К. Вагнер.

Литература:
Г.К. Вагнер Памятники искусства Советского Союза. Старые русские города. Справочник-путеводитель М., 1980, с. 391-392

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *