борколабовская икона божьей матери

БОРКОЛАБОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

борколабовская икона божьей матери
Борколабовская икона Божией Матери

Икона Божией Матери «Борколабовская» [1], один из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Белоруссии.

Описание

Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Божественному Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.

История

Согласно преданию, в 1650-х годах, во время военных действий царя Алексея Михайловича на территории Великого княжества Литовского, образ был взят русским войском в одном из храмов Центральной или Западной Белоруссии и находился у князя Пожарского. Когда войско в 1659 году подошло к стенам Борколабовского монастыря, обоз, в котором находился образ, недвижимо стал, и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Тогда князь оставил икону Божией Матери в монастыре. Случилось это 11 июля и было увековечено ежегодным празднованием.

Борколабовская икона первоначально была помещена игуменией Фотинией в центре Вознесенской церкви монастыря, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. В дальнейшем образ находился летом в Вознесенской церкви, а зимой в церкви во имя св. Иоанна Предтечи в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса.

В 1882 году Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. В 1885 году была возведена монастырская Успенская каменная церковь, куда и была перенесена чудотворная икона.

К чудотворному образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 года.

В 1924 году Борколабовский монастырь закрыли. Святыню сохранили бывшие инокини монастыря.

В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в церковь Святой Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот.

В 1979 году Н. Ф. Высоцкая провела реставрационное укрепление и атрибуцию иконы.

Чудотворная икона находилась в Свято-Троицком храме до 2010 года, когда была торжественно перенесена в храм Иоанна Предтечи возрождаемого Борколабовского монастыря.

Списки иконы

Сохранившиеся списки Борколабовской иконы можно увидеть в иконостасе церкви Святой Троицы Быхова, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Николаевском соборе Могилевского Никольского женского монастыря. Этот образ, написанный во 2-й половине XVIII века, имел вверху изображения ангелов (почти утрачены), коронующих Божию Матерь, и серебряный оклад (не сохранился), выполненный в 1781 году могилёвским ювелиром П. Слижиком. В церкви святого Онуфрия того же монастыря находится еще один список Борколабовской иконы, обретенный в 1992 году.

Использованные материалы

[1] Встречается также вариант написания Барколабовская

Источник

Икона Богородицы Борколабовская (Барколабовская)

Празднование

История

Бор­ко­ла­бов­ская (Бар­ко­ла­бов­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри – чу­до­твор­ный об­раз, по­лу­чив­ший свое на­зва­ние по ме­сту сво­е­го на­хож­де­ния в глав­ной церк­ви Бор­ко­ла­бов­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в честь Воз­не­се­ния Гос­под­ня в се­ле Бор­ко­ла­бо­ве Бы­хов­ско­го рай­о­на Мо­гилев­ской об­ла­сти (Рес­пуб­ли­ка Бе­ла­русь). Ос­но­ва­ние его от­но­сит­ся к 1648 го­ду.

В мо­на­стыр­ском ар­хи­ве хра­нит­ся сле­ду­ю­щая за­пись об ис­то­рии этой ико­ны. «Тай­ну ца­ре­ву по­до­ба­ет хра­ни­ти, – го­во­рит­ся в ле­то­пи­си, – а де­ла Бо­жии от­кры­ва­ти. По­пуще­ни­ем Бо­жи­им быв­шей бра­ни в Поль­ше и Лит­ве, в ле­то от со­тво­ре­ния ми­ра 7167, а от Рож­де­ства Хри­сто­ва 1659 г., гря­ду­ще об­рат­но из Поль­ши князь во­ев (во­и­нов) рус­ских, про­зва­ни­ем По­жар­ский, име­яй с со­бою по­тай (тай­но) сию ико­ну Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы, егда при­и­де на ме­сто сие, иде­же ныне у врат ве­ли­ких, то­гда ста (ста­ла) ико­на непо­движ­на. Тру­дясь же князь и хо­тя кон­скою си­лою и мла­ды­ми от­ро­ки сво­и­ми двиг­ну­ти, ни­что же успе, и бысть ико­на непо­движ­на. Сие ви­дя, князь пой­де ко игу­ме­нии то­гда быв­шей Фо­ти­нии Кир­на­ровне и ре­че: «Возь­ми­те ико­ну Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы: вид­но бо хо­щет Ма­ти Бо­жия зде пре­бы­ва­ти»». Это бы­ло 11 июля 1659 го­да. С тех пор чу­до­твор­ная ико­на пре­бы­ва­ет в Бор­ко­ла­бов­ском мо­на­сты­ре. Во мно­гих церк­вях с нее име­ют­ся ста­рин­ные спис­ки. В над­пи­сях, ко­то­рые мож­но уви­деть на этих ко­пи­ях, упо­ми­на­ет­ся, что Бор­ко­ла­бов­ская ико­на про­слав­ле­на мно­ги­ми чу­де­са­ми, со­вер­шав­ши­ми­ся в оби­те­ли. Этот об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы яв­ля­ет­ся од­ним из са­мых по­чи­та­е­мых в во­сточ­ных об­ла­стях Бе­ло­рус­сии об­ра­зов Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Бор­ко­ла­бов­ская Оди­гит­рия на­пи­са­на тем­пе­рой на хвой­ной ос­но­ве с вы­зо­ло­чен­ным рез­ным фо­ном и яв­ля­ет­ся од­ним из ше­дев­ров бе­ло­рус­ской шко­лы ико­но­пи­си, со­хра­нив меж­ду тем вы­ра­зи­тель­ные чер­ты его древне-ви­зан­тий­ско­го про­об­ра­за. Ис­сле­до­ва­те­ли от­но­сят вре­мя со­зда­ния об­ра­за к гра­ни­це XVI–XVII вв., ли­бо к пер­вой по­ло­вине XVII ве­ка.

Празд­но­ва­ние в честь этой ико­ны 11 июля уста­нов­ле­но в па­мять при­не­се­ния ее в мо­на­стырь кня­зем По­жар­ским.

Источник

БОРКОЛАБОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

борколабовская икона божьей матери

БОР­КО­ЛА­БОВ­СКАЯ (БАР­КО­ЛА­БОВ­СКАЯ) ИКО­НА БО­ЖИ­ЕЙ МА­ТЕ­РИ

Празднование 24 июля

борколабовская икона божьей матери

В монастырском архиве хранится следующая запись об истории этой иконы. «Тайну цареву подобает хранити, – говорится в летописи, – а дела Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше и Литве, в лето от сотворения мира 7167, а от Рождества Христова 1659 г., грядуще обратно из Польши князь воев (воинов) русских, прозванием Пожарский, имеяй с собою потай (тайно) сию икону Пресвятыя Богородицы, егда прииде на место сие, идеже ныне у врат великих, тогда ста (стала) икона неподвижна. Трудясь же князь и хотя конскою силою и младыми отроки своими двигнути, ничто же успе, и бысть икона неподвижна. Сие видя, князь пойде ко игумении тогда бывшей Фотинии Кирнаровне и рече: «Возьмите икону Пресвятыя Богородицы: видно бо хощет Мати Божия зде пребывати»». Это было 11 июля 1659 года.

Борколабовская Одигитрия написана темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном и является одним из шедевров белорусской школы иконописи, сохранив между тем выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи относят время создания образа к границе XVI–XVII вв., либо к первой половине XVII века.

Празднование в честь этой иконы 24 июля установлено в память принесения ее в монастырь князем Пожарским.

Чудотворная икона пережила все войны XVII — XVIII столетий и все гонения на религию, включая советские времена.

В 1924 г. Барколабовский монастырь закрыли. Святыню сохранили бывшие инокини монастыря. В 1953 г. перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в церковь Св, сообщает readweb.org. Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот. В 1979 г. Н. Ф. Высоцкая провела реставрационное укрепление и атрибуцию иконы. Чудотворная икона находилась в Свято-Троицком храме до 2010 г., когда была торжественно перенесена в храм Иоанна Предтечи возрождаемого Барколабовского монастыря.

На поклонение образу в Барколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. У крестьянок Могилёвской губернии был известен обычай покупать в монастыре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Барколабовской иконе, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней. В 1900 г. после крестного хода с образом прекратился падеж скота.

Около Борколабовской иконы молятся при тяжких телесных недугах и неизлечимых болезнях, в помрачении разума, о сохранении домашних животных от болезней.

Молитвы

Тропарь Богородице, глас 4

Ин тропарь, глас 4

Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии: aще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избaвил от толиких бед, кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасaеши присно от всяких лютых.

Тропарь, глас 2

Моление теплое и стена необоримая, милости источниче, мирови прибежище, прилежно вопием Ти: Богородице Владычице, предвари, и от бед избави нас, едина вскоре предстательствующая.

МОЛИТВА БОРКОЛАБОВСКОЙ ИКОНЕ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

О чудная и вышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей молящияся и припадающия к Тебе со воздыханием и слезами и умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Владычице: Избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати Божия, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити их и спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. Егоже умоли, Владычице, да спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всепетое Имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления, всем с верою притекающим.

Источник

Уникальная история Барколабовской чудотворной иконы Божией Матери

Творящая чудеса

Сама выбрала место

Одним из главных чудес считается обретение чудотворной иконы монастырем. По преданию это случилось на 18-й год после его основания.

В 1659 году русский князь Иоанн Пожарский, младший сын Дмитрия Пожарского, возвращался после битвы. В обозе он вез икону Божией Матери. Когда войска проезжали мимо монастырских ворот, лошади остановились — никак не хотели сдвинуться с места. Князь вошел в монастырь к игуменье Фотинии и попросил ее забрать образ, ибо, предположил, хочет Матерь Божия здесь остаться. Матушка с сестрами до утра оставили икону посреди храма, думая, где ее поставить. Вернувшись утром, они обнаружили ее, стоящей с правой стороны от алтаря, — она сама нашла себе место.

Директор Быховского районного историко-краеведческого музея Сергей Жижиян рассказывает:

борколабовская икона божьей матери

Всеми почитаемая

В 2017 году Сергей Жижиян, собирая материалы для своей кандидатской диссертации, проводил раскопки в деревне Глухи Быховского района. Там раньше стоял деревянный храм Николая Чудотворца, который в послевоенное время был разрушен.

С каждым годом растет поток паломников к иконе — просят ее об исцелении, об исполнении заветных желаний. Считается, что она лечит многие болезни, помогает при онкологии и бесплодии, в том числе мужском. В монастыре оставляют все больше благодарственных записей о святыне.

Вообще, в истории иконы тесно переплелись правда и вымысел. Ходит легенда, что во время гонения на церковь одна из монахинь, чтобы сохранить святыню, замуровала ее в стену.

Действительно, после революции храмы закрывались, не избежал этой участи и здешний монастырь, который закрыли в 1924 году. Возродился он не так давно — в 2008-м.

В 20-е годы прошлого века и позже на территории монастыря были старческий приют, туберкулезная больница, детский дом, пионерский лагерь. В действительности, как рассказала настоятельница Свято-Вознесенского женского монастыря игуменья Ангелина, никто икону не замуровывал. Монахини, изгнанные из своих келий и поселившиеся в окрестных селах, хранили ее в своих домах, передавая из рук в руки. Время от времени собирались вместе, молились. Хотя это и было в атеистические времена опасно.

Последней хранительнице этой иконы однажды было видение: она должна отдать святыню в церковь. В 1953 году она передала «расписное чудо» в Свято-Троицкий храм Быхова, единственный действующий на территории района в то время. Священника, принявшего дар, в наказание потом выслали из района, но сам образ трогать не стали.

Очевидное и невероятное

Территория монастыря благодаря Барколабовской иконе Божией Матери стала местом намоленным. В годы Великой Отечественной войны в Быховском районе шли кровопролитные бои. Однако монастырь гитлеровцы не тронули — и при наступлении, и при отступлении прошли мимо.

Во время взрыва на ЧАЭС радиация не пощадила и Быховский район, местами доходило до 15 кюри. Но территория монастыря оставалась чистой.

Настоятельница Свято-Вознесенского женского монастыря игуменья Ангелина рассказала еще о нескольких чудесах. Сохранилось предание, что во время Северной войны здесь остановился шведский военачальник, приказал монахиням выдать корма лошадям своего войска. Фактически он их ограбил — отобрал все зерно и сено. А к утру все кони умерли. Это так потрясло шведов, что и они стали поклоняться чудодейственной иконе.

В 1812 году при наступлении войска Наполеона ограбили монастырь, собирались поджечь его главный храм. Но перед тем в него зашли двое солдат. Один увидел на иконе подвеску и дотронулся до нее, чтобы сорвать. Неведомая сила подняла его в воздух, а затем опустила. Испугавшись, солдаты бросились наутек, храм поджигать не стали.

Когда икона хранилась у монахини Пелагеи в деревне Седич, спрятать ее было некуда: домик малюсенький. Так и висела святыня на видном месте за кроватью. Однажды в дом зашли атеисты-комсомольцы, но образ они не заметили.

В годы Великой Оте­чественной войны на оккупированной гитлеровцами территории Быховского района совершался крестный ход. С чудодейственной иконой прошли деревни Седич и Залохвенье, дошли до Барколабово. Потом в тех местах, по которым прошли со святыней, ни разу не разорвались бомбы, даже если туда и упали.

Лет пять назад в Москве тяжело заболела девочка Маша. Врачи уже не давали гарантии, что ее удастся спасти. А в Могилеве у малышки жила родственница Елена. Она во сне увидела столетнюю липовую аллею Свято-Вознесенского женского монастыря. Правда, на тот момент женщина не знала, где находится это место. На входе в аллею во сне стояли умершие мама, бабушка и свекровь. Мать держала в руке икону, говорила, что она поможет исцелить Машу. Первый раз Елена не придала значения видению. Но на следующую ночь повторилось то же самое. Тогда Елена отправилась в Никольский монастырь в Могилеве. Там просмотрела список икон и узнала эту, чудодейственную. В монастыре в Барколабово был заказан молебен, девочке отвезли воды, освященной у святого образа. Она стала выздоравливать. Конечно, никто не отрицает медицинских усилий. Но многие верят и в силу святынь: «По крайней мере, хуже от этой веры в спасение точно не будет».

Местные жители могут вспомнить еще множество чудес, произошедших с ними и их знакомыми благодаря святому образу. Но даже те, с кем ничего подобного пока не происходило, признают, что территория монастыря отличается благодатной атмосферой: словно замедляется ход времени и думается только о хорошем.

Сегодня храм радует своим великолепием и архитектурой, и особенно настенными росписями, которые выполнены в византийском стиле талантливым иконописцем Антонием Бельским: «Самыми плодотворными в работе были моменты, когда одновременно в храме шла служба, что создавало особую атмосферу, в которой творилось лучше всего». За роспись этого храма он стал лауреатом специальной премии Президента.

Источник

борколабовская икона божьей материfilaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Самая чтимая святыня Белоруссии. Барколабовская икона Богородицы

борколабовская икона божьей матери

Её списки (копии) находятся во многих белорусских храмах, сама же святыня пребывала в Свято-Троицком храме города Быхова Могилёвской области, а 24-25 июля 2010 года состоялось историческое событие – чудотворная икона Божией Матери «Барколабовская» из г. Быхова в возрождаемый Свято-Вознесенский женский монастырь дер. Барколабово.

Некогда Барколабовская лавра была знаменита на всю Европу. В местечке Барколабово в 8 км севернее Быхова находился действующий женский монастырь в честь Вознесения Господня, основанный еще в 1641 г. Богданом Стеткевичем. В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, получившая свое название по своему местонахождению.

Согласно преданию, в 50-х гг. XVII в., во время военных действий царя Алексея Михайловича на территории Великого княжества Литовского, образ был взят русским войском в одном из храмов Центральной или Западной Белоруссии. Когда войско в 1659 г. подошло к стенам Барколабовского монастыря, обоз, в котором находился образ, недвижимо стал и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Тогда русское войско оставило икону Божией Матери в монастыре у игуменьи Фотинии (Киркоровны). Барколабовская икона первоначально была помещена игуменьей Фотинией в центре Вознесенской церкви монастыря, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. В дальнейшем образ находился летом в Вознесенской церкви, а зимой в церкви во имя св. Иоанна Предтечи в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса. В 1882 г. Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. В 1885 г. Была возведена монастырская Успенская каменная церковь, куда и была перенесена чудотворная икона.

На поклонение образу в Барколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. У крестьянок Могилёвской губернии был известен обычай покупать в монастыре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Барколабовской иконе, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней. В 1900 г. после крестного хода с образом прекратился падеж скота.

Чудотворная икона пережила все войны XVII — XVIII столетий и все гонения на религию, включая советские времена.

В 1924 г. Барколабовский монастырь закрыли. Святыню сохранили бывшие инокини монастыря. В 1953 г. перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в церковь Св. Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот. В 1979 г. Н. Ф. Высоцкая провела реставрационное укрепление и атрибуцию иконы. Чудотворная икона находилась в Свято-Троицком храме до 2010 г., когда была торжественно перенесена в храм Иоанна Предтечи возрождаемого Барколабовского монастыря.

Этот образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. Барколабовская Одигитрия, написанная темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном, является одним величайших шедевров белорусской школы иконописи, и вместе с тем сохраняет выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи высказывают мнение, что образ создан на границе XVI — XVII столетий, или в 1-й половине XVII столетия в центрально-белорусском регионе (возможно в Слуцке). Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе которого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери — главной Богородичной святыни Белоруссии с середины XII в., был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в первой половине — середине XVII в., о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений.

Особенности иконографии Барколабовской иконы: Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.

Существовало несколько списков Барколабовской иконы в самом монастыре и в храмах близлежащих городов и сел. Список из Барколабовского монастыря (не сохранился) имел живописные клейма с изображением чудес иконы. В приходской Михайловской церкви с. Барколабово особо почиталась двухсторонняя икона с образом Божией Матери на одной стороне и архангела Михаила — на другой (не сохранилась). Список, выполненный в начале ХХ в. художником Ореховым, находился в часовне на вокзале г. Могилёва.

Сохранившиеся списки Барколабовской иконы можно увидеть в иконостасе церкви Святой Троицы г. Быхова, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Николаевском соборе Могилевского Свято-Никольского женского монастыря. Этот образ, написанный во 2-й половине XVIII в., имел вверху изображения ангелов (почти утрачены), коронующих Божию Матерь, и серебряный оклад (не сохранился), выполненный в 1781 г. могилёвским ювелиром П. Слижиком. В церкви св. Онуфриятого же монастыря находится еще один список Барколабовской иконы, обретенный в 1992 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *