борколабовская икона божьей матери
БОРКОЛАБОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Борколабовская икона Божией Матери |
Икона Божией Матери «Борколабовская» [1], один из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Белоруссии.
Описание
Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Божественному Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.
История
Согласно преданию, в 1650-х годах, во время военных действий царя Алексея Михайловича на территории Великого княжества Литовского, образ был взят русским войском в одном из храмов Центральной или Западной Белоруссии и находился у князя Пожарского. Когда войско в 1659 году подошло к стенам Борколабовского монастыря, обоз, в котором находился образ, недвижимо стал, и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Тогда князь оставил икону Божией Матери в монастыре. Случилось это 11 июля и было увековечено ежегодным празднованием.
Борколабовская икона первоначально была помещена игуменией Фотинией в центре Вознесенской церкви монастыря, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. В дальнейшем образ находился летом в Вознесенской церкви, а зимой в церкви во имя св. Иоанна Предтечи в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса.
В 1882 году Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. В 1885 году была возведена монастырская Успенская каменная церковь, куда и была перенесена чудотворная икона.
К чудотворному образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 года.
В 1924 году Борколабовский монастырь закрыли. Святыню сохранили бывшие инокини монастыря.
В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в церковь Святой Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот.
В 1979 году Н. Ф. Высоцкая провела реставрационное укрепление и атрибуцию иконы.
Чудотворная икона находилась в Свято-Троицком храме до 2010 года, когда была торжественно перенесена в храм Иоанна Предтечи возрождаемого Борколабовского монастыря.
Списки иконы
Сохранившиеся списки Борколабовской иконы можно увидеть в иконостасе церкви Святой Троицы Быхова, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Николаевском соборе Могилевского Никольского женского монастыря. Этот образ, написанный во 2-й половине XVIII века, имел вверху изображения ангелов (почти утрачены), коронующих Божию Матерь, и серебряный оклад (не сохранился), выполненный в 1781 году могилёвским ювелиром П. Слижиком. В церкви святого Онуфрия того же монастыря находится еще один список Борколабовской иконы, обретенный в 1992 году.
Использованные материалы
[1] Встречается также вариант написания Барколабовская
Икона Богородицы Борколабовская (Барколабовская)
Празднование
История
Борколабовская (Барколабовская) икона Божией Матери – чудотворный образ, получивший свое название по месту своего нахождения в главной церкви Борколабовского женского монастыря в честь Вознесения Господня в селе Борколабове Быховского района Могилевской области (Республика Беларусь). Основание его относится к 1648 году.
В монастырском архиве хранится следующая запись об истории этой иконы. «Тайну цареву подобает хранити, – говорится в летописи, – а дела Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше и Литве, в лето от сотворения мира 7167, а от Рождества Христова 1659 г., грядуще обратно из Польши князь воев (воинов) русских, прозванием Пожарский, имеяй с собою потай (тайно) сию икону Пресвятыя Богородицы, егда прииде на место сие, идеже ныне у врат великих, тогда ста (стала) икона неподвижна. Трудясь же князь и хотя конскою силою и младыми отроки своими двигнути, ничто же успе, и бысть икона неподвижна. Сие видя, князь пойде ко игумении тогда бывшей Фотинии Кирнаровне и рече: «Возьмите икону Пресвятыя Богородицы: видно бо хощет Мати Божия зде пребывати»». Это было 11 июля 1659 года. С тех пор чудотворная икона пребывает в Борколабовском монастыре. Во многих церквях с нее имеются старинные списки. В надписях, которые можно увидеть на этих копиях, упоминается, что Борколабовская икона прославлена многими чудесами, совершавшимися в обители. Этот образ Пресвятой Богородицы является одним из самых почитаемых в восточных областях Белоруссии образов Божией Матери.
Борколабовская Одигитрия написана темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном и является одним из шедевров белорусской школы иконописи, сохранив между тем выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи относят время создания образа к границе XVI–XVII вв., либо к первой половине XVII века.
Празднование в честь этой иконы 11 июля установлено в память принесения ее в монастырь князем Пожарским.
БОРКОЛАБОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
БОРКОЛАБОВСКАЯ (БАРКОЛАБОВСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Празднование 24 июля
В монастырском архиве хранится следующая запись об истории этой иконы. «Тайну цареву подобает хранити, – говорится в летописи, – а дела Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше и Литве, в лето от сотворения мира 7167, а от Рождества Христова 1659 г., грядуще обратно из Польши князь воев (воинов) русских, прозванием Пожарский, имеяй с собою потай (тайно) сию икону Пресвятыя Богородицы, егда прииде на место сие, идеже ныне у врат великих, тогда ста (стала) икона неподвижна. Трудясь же князь и хотя конскою силою и младыми отроки своими двигнути, ничто же успе, и бысть икона неподвижна. Сие видя, князь пойде ко игумении тогда бывшей Фотинии Кирнаровне и рече: «Возьмите икону Пресвятыя Богородицы: видно бо хощет Мати Божия зде пребывати»». Это было 11 июля 1659 года.
Борколабовская Одигитрия написана темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном и является одним из шедевров белорусской школы иконописи, сохранив между тем выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи относят время создания образа к границе XVI–XVII вв., либо к первой половине XVII века.
Празднование в честь этой иконы 24 июля установлено в память принесения ее в монастырь князем Пожарским.
Чудотворная икона пережила все войны XVII — XVIII столетий и все гонения на религию, включая советские времена.
В 1924 г. Барколабовский монастырь закрыли. Святыню сохранили бывшие инокини монастыря. В 1953 г. перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в церковь Св, сообщает readweb.org. Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот. В 1979 г. Н. Ф. Высоцкая провела реставрационное укрепление и атрибуцию иконы. Чудотворная икона находилась в Свято-Троицком храме до 2010 г., когда была торжественно перенесена в храм Иоанна Предтечи возрождаемого Барколабовского монастыря.
На поклонение образу в Барколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. У крестьянок Могилёвской губернии был известен обычай покупать в монастыре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Барколабовской иконе, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней. В 1900 г. после крестного хода с образом прекратился падеж скота.
Около Борколабовской иконы молятся при тяжких телесных недугах и неизлечимых болезнях, в помрачении разума, о сохранении домашних животных от болезней.
Молитвы
Тропарь Богородице, глас 4
Ин тропарь, глас 4
Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии: aще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избaвил от толиких бед, кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасaеши присно от всяких лютых.
Тропарь, глас 2
Моление теплое и стена необоримая, милости источниче, мирови прибежище, прилежно вопием Ти: Богородице Владычице, предвари, и от бед избави нас, едина вскоре предстательствующая.
МОЛИТВА БОРКОЛАБОВСКОЙ ИКОНЕ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
О чудная и вышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей молящияся и припадающия к Тебе со воздыханием и слезами и умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Владычице: Избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати Божия, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити их и спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. Егоже умоли, Владычице, да спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всепетое Имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления, всем с верою притекающим.
Уникальная история Барколабовской чудотворной иконы Божией Матери
Творящая чудеса
Сама выбрала место
Одним из главных чудес считается обретение чудотворной иконы монастырем. По преданию это случилось на 18-й год после его основания.
В 1659 году русский князь Иоанн Пожарский, младший сын Дмитрия Пожарского, возвращался после битвы. В обозе он вез икону Божией Матери. Когда войска проезжали мимо монастырских ворот, лошади остановились — никак не хотели сдвинуться с места. Князь вошел в монастырь к игуменье Фотинии и попросил ее забрать образ, ибо, предположил, хочет Матерь Божия здесь остаться. Матушка с сестрами до утра оставили икону посреди храма, думая, где ее поставить. Вернувшись утром, они обнаружили ее, стоящей с правой стороны от алтаря, — она сама нашла себе место.
Директор Быховского районного историко-краеведческого музея Сергей Жижиян рассказывает:
Всеми почитаемая
В 2017 году Сергей Жижиян, собирая материалы для своей кандидатской диссертации, проводил раскопки в деревне Глухи Быховского района. Там раньше стоял деревянный храм Николая Чудотворца, который в послевоенное время был разрушен.
С каждым годом растет поток паломников к иконе — просят ее об исцелении, об исполнении заветных желаний. Считается, что она лечит многие болезни, помогает при онкологии и бесплодии, в том числе мужском. В монастыре оставляют все больше благодарственных записей о святыне.
Вообще, в истории иконы тесно переплелись правда и вымысел. Ходит легенда, что во время гонения на церковь одна из монахинь, чтобы сохранить святыню, замуровала ее в стену.
Действительно, после революции храмы закрывались, не избежал этой участи и здешний монастырь, который закрыли в 1924 году. Возродился он не так давно — в 2008-м.
В 20-е годы прошлого века и позже на территории монастыря были старческий приют, туберкулезная больница, детский дом, пионерский лагерь. В действительности, как рассказала настоятельница Свято-Вознесенского женского монастыря игуменья Ангелина, никто икону не замуровывал. Монахини, изгнанные из своих келий и поселившиеся в окрестных селах, хранили ее в своих домах, передавая из рук в руки. Время от времени собирались вместе, молились. Хотя это и было в атеистические времена опасно.
Последней хранительнице этой иконы однажды было видение: она должна отдать святыню в церковь. В 1953 году она передала «расписное чудо» в Свято-Троицкий храм Быхова, единственный действующий на территории района в то время. Священника, принявшего дар, в наказание потом выслали из района, но сам образ трогать не стали.
Очевидное и невероятное
Территория монастыря благодаря Барколабовской иконе Божией Матери стала местом намоленным. В годы Великой Отечественной войны в Быховском районе шли кровопролитные бои. Однако монастырь гитлеровцы не тронули — и при наступлении, и при отступлении прошли мимо.
Во время взрыва на ЧАЭС радиация не пощадила и Быховский район, местами доходило до 15 кюри. Но территория монастыря оставалась чистой.
Настоятельница Свято-Вознесенского женского монастыря игуменья Ангелина рассказала еще о нескольких чудесах. Сохранилось предание, что во время Северной войны здесь остановился шведский военачальник, приказал монахиням выдать корма лошадям своего войска. Фактически он их ограбил — отобрал все зерно и сено. А к утру все кони умерли. Это так потрясло шведов, что и они стали поклоняться чудодейственной иконе.
В 1812 году при наступлении войска Наполеона ограбили монастырь, собирались поджечь его главный храм. Но перед тем в него зашли двое солдат. Один увидел на иконе подвеску и дотронулся до нее, чтобы сорвать. Неведомая сила подняла его в воздух, а затем опустила. Испугавшись, солдаты бросились наутек, храм поджигать не стали.
Когда икона хранилась у монахини Пелагеи в деревне Седич, спрятать ее было некуда: домик малюсенький. Так и висела святыня на видном месте за кроватью. Однажды в дом зашли атеисты-комсомольцы, но образ они не заметили.
В годы Великой Отечественной войны на оккупированной гитлеровцами территории Быховского района совершался крестный ход. С чудодейственной иконой прошли деревни Седич и Залохвенье, дошли до Барколабово. Потом в тех местах, по которым прошли со святыней, ни разу не разорвались бомбы, даже если туда и упали.
Лет пять назад в Москве тяжело заболела девочка Маша. Врачи уже не давали гарантии, что ее удастся спасти. А в Могилеве у малышки жила родственница Елена. Она во сне увидела столетнюю липовую аллею Свято-Вознесенского женского монастыря. Правда, на тот момент женщина не знала, где находится это место. На входе в аллею во сне стояли умершие мама, бабушка и свекровь. Мать держала в руке икону, говорила, что она поможет исцелить Машу. Первый раз Елена не придала значения видению. Но на следующую ночь повторилось то же самое. Тогда Елена отправилась в Никольский монастырь в Могилеве. Там просмотрела список икон и узнала эту, чудодейственную. В монастыре в Барколабово был заказан молебен, девочке отвезли воды, освященной у святого образа. Она стала выздоравливать. Конечно, никто не отрицает медицинских усилий. Но многие верят и в силу святынь: «По крайней мере, хуже от этой веры в спасение точно не будет».
Местные жители могут вспомнить еще множество чудес, произошедших с ними и их знакомыми благодаря святому образу. Но даже те, с кем ничего подобного пока не происходило, признают, что территория монастыря отличается благодатной атмосферой: словно замедляется ход времени и думается только о хорошем.
Сегодня храм радует своим великолепием и архитектурой, и особенно настенными росписями, которые выполнены в византийском стиле талантливым иконописцем Антонием Бельским: «Самыми плодотворными в работе были моменты, когда одновременно в храме шла служба, что создавало особую атмосферу, в которой творилось лучше всего». За роспись этого храма он стал лауреатом специальной премии Президента.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Самая чтимая святыня Белоруссии. Барколабовская икона Богородицы
Её списки (копии) находятся во многих белорусских храмах, сама же святыня пребывала в Свято-Троицком храме города Быхова Могилёвской области, а 24-25 июля 2010 года состоялось историческое событие – чудотворная икона Божией Матери «Барколабовская» из г. Быхова в возрождаемый Свято-Вознесенский женский монастырь дер. Барколабово.
Некогда Барколабовская лавра была знаменита на всю Европу. В местечке Барколабово в 8 км севернее Быхова находился действующий женский монастырь в честь Вознесения Господня, основанный еще в 1641 г. Богданом Стеткевичем. В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, получившая свое название по своему местонахождению.
Согласно преданию, в 50-х гг. XVII в., во время военных действий царя Алексея Михайловича на территории Великого княжества Литовского, образ был взят русским войском в одном из храмов Центральной или Западной Белоруссии. Когда войско в 1659 г. подошло к стенам Барколабовского монастыря, обоз, в котором находился образ, недвижимо стал и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Тогда русское войско оставило икону Божией Матери в монастыре у игуменьи Фотинии (Киркоровны). Барколабовская икона первоначально была помещена игуменьей Фотинией в центре Вознесенской церкви монастыря, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. В дальнейшем образ находился летом в Вознесенской церкви, а зимой в церкви во имя св. Иоанна Предтечи в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса. В 1882 г. Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. В 1885 г. Была возведена монастырская Успенская каменная церковь, куда и была перенесена чудотворная икона.
На поклонение образу в Барколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. У крестьянок Могилёвской губернии был известен обычай покупать в монастыре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Барколабовской иконе, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней. В 1900 г. после крестного хода с образом прекратился падеж скота.
Чудотворная икона пережила все войны XVII — XVIII столетий и все гонения на религию, включая советские времена.
В 1924 г. Барколабовский монастырь закрыли. Святыню сохранили бывшие инокини монастыря. В 1953 г. перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в церковь Св. Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот. В 1979 г. Н. Ф. Высоцкая провела реставрационное укрепление и атрибуцию иконы. Чудотворная икона находилась в Свято-Троицком храме до 2010 г., когда была торжественно перенесена в храм Иоанна Предтечи возрождаемого Барколабовского монастыря.
Этот образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. Барколабовская Одигитрия, написанная темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном, является одним величайших шедевров белорусской школы иконописи, и вместе с тем сохраняет выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи высказывают мнение, что образ создан на границе XVI — XVII столетий, или в 1-й половине XVII столетия в центрально-белорусском регионе (возможно в Слуцке). Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе которого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери — главной Богородичной святыни Белоруссии с середины XII в., был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в первой половине — середине XVII в., о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений.
Особенности иконографии Барколабовской иконы: Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.
Существовало несколько списков Барколабовской иконы в самом монастыре и в храмах близлежащих городов и сел. Список из Барколабовского монастыря (не сохранился) имел живописные клейма с изображением чудес иконы. В приходской Михайловской церкви с. Барколабово особо почиталась двухсторонняя икона с образом Божией Матери на одной стороне и архангела Михаила — на другой (не сохранилась). Список, выполненный в начале ХХ в. художником Ореховым, находился в часовне на вокзале г. Могилёва.
Сохранившиеся списки Барколабовской иконы можно увидеть в иконостасе церкви Святой Троицы г. Быхова, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Николаевском соборе Могилевского Свято-Никольского женского монастыря. Этот образ, написанный во 2-й половине XVIII в., имел вверху изображения ангелов (почти утрачены), коронующих Божию Матерь, и серебряный оклад (не сохранился), выполненный в 1781 г. могилёвским ювелиром П. Слижиком. В церкви св. Онуфриятого же монастыря находится еще один список Барколабовской иконы, обретенный в 1992 г.