борковская троице николаевская пустынь

Борковская Николаевская пустынь

Дорогие соотечественники, братья и сестры!

С осени 2014 года по благословению епископа Шуйского и Тейковского Никона, после более чем 80-летнего забвения возрождает свою жизнь Борковская-Николаевская пустынь.

К сожалению нам своими силами не восстановить монастырь из-за нехватки отсутствия денежных средств на приобретении строительных материалов и проведения самих работ.

Информация для пожертвований указана под кнопкой КОНТАКТЫ.

С глубоким уважением настоятельница Архиерейского подворья Николаевской Борковской пустыни Шуйской епархии монахиня Нина.

Выстроенный из дерева монастырь вскоре был уничтожен пожаром и закрыт. Прошло без малого сто лет и по ходатайству и на средства уроженца с. Хóлуй епископа Астраханского Мефодия, монастырь в 1741 году был возрожден и отстроен заново. Тогда же были сооружены Троицкий собор (1744 г.) и зимняя Казанская церковь (1765 г.).

Во время Великой Отечественной войны на базе закрытого в советское время монастыря был организован детский дом для детей из блокадного Ленинграда. В 2014 году детский дом был расформирован. И в 2015 году сохранившиеся строения монастыря были переданы Русской Православной Церкви. В настоящее время по благословению Преосвященнешего Матфея епископа Шуйского и Тейковского обитель возрождается.

В домовом храме келейного корпуса проходят службы каждые субботу и воскресение, а также в престольные и двунадесятые праздники.

борковская троице николаевская пустынь

Усыпальница князя Д.М. Пожарского в Суздале

Дмитрий Михайлович Пожарский — знаковая фигура

Епископ Астраханский Мефодий (Петров) – уроженец Холуя.

Уроженец Холуя епископ Астраханский и Ставропольский

Источник

Борковская Троице-Николаевская пустынь

Фото и описание

В 1 км от поселка Холуй находится Борковский Троице-Николаевский монастырь. Он располагается на левом побережье реки Теза.

Основание монастыря произошло в середине 1650-го года при денежной поддержке князя И.Д. Пожарского, ведь его отец – известный герой периода Смутного времени Дмитрий Пожарский – настаивал на этом в своем предсмертном завещании. Если судить по сохранившемуся в письменном виде преданию, то Дмитрий Пожарский вел свое войско для цели избавления столицы от польских интервентов, а также он принял обет на возведение монастыря, если сможет победить иностранных врагов. Данное им обещание заключалось в возведении монастыря во имя особенно почитаемого русского святого Николая Чудотворца на том месте, где в свое время остановились его войска – рядом с селением Холуй. Икона именно этого святого была щедро пожертвована в обитель.

В прошлом на месте возведения Троице-Николаевской пустыни был непроходимый лес, по причине чего монастырь и получил название Борковского.

Пустынь находится на пойме, при этом с северо-западной стороны ее окружает лесополоса. Внешний вид монастыря прекрасно сочетается с живописным природным пейзажем. Обитель со всех сторон обнесена при помощи довольно высокой каменной ограды, на четырех углах которой выстроены башенки, а с юго-восточной стороны возвышается двухэтажный и выстроенный из камня корпус; во внутренней ограде стоят две небольшие церквушки, а также звонница, относящаяся к архитектуре 17 столетия. Непосредственно в ограде помещаются два деревянных корпуса, выставленные на каменных фундаментах и предназначенные для братии и настоятелей; к основному входу ведет тропинка, почти полностью усаженная деревьями.

Непосредственно перед дорогой не так давно была выстроена небольшая деревянная часовня, в которой находится святая икона Николая Чудотворца, а по правой стороне от основного входа стоит выстроенный из дерева двухэтажный дом гостиницы, предназначенной для богомольцев; со стороны севера, рядом с оградой, можно увидеть старинные деревья.

В пустынь ведут три входа, главный из которых находится с восточной стороны, второй с южной стороны, а третий – со стороны севера, при этом он имеет выход исключительно для монастырских надобностей. Во внутреннем убранстве монастыря находится небольшое по размерам кладбище; такое же кладбище есть и за пределами обители – с северной стороны.

Первоначально монастырь был выстроен из дерева. Ограда также была деревянной. До сих пор точно нет сведений о том, сколько именно человек числилось тогда при приходе. В то время Троице-Николаевская пустынь числилась как одна из штатных монастырей с полноправным полномочием игуменства. После того, как умер основатель обители, она на протяжении долгого времени пребывала без какой-либо поддержки, а затем пришла в полуразрушенное состояние. Пожар повредил постройки монастыря. И он был закрыт в 1761 году.

В период правления императрицы Екатерины II на щедро пожертвованные денежные средства преосвященного Мефодия Троице-Николаевская пустынь значительно выросла, что произошло при Юрьевском и Суздальском епископе Геннадии. Монастырь отстроили заново. В этом деле особенно помогли родные племянники преосвященного Мефодия – крестьянин Степанов Абрам и священник Алексей Гаврилов. Именно эти люди смогли отстроить еще две церкви – сначала теплую Казанскую, а затем холодную, на сегодняшний день именуемую Троицким храмом.

Данные храмы освящались в разное время, что доказывают храмозданные кресты. Изначально была освящена церковь в честь иконы Казанской Богоматери, а затем освятили и Троицкий храм. В настоящее время в зданиях монастыря располагается детский дом.

Источник

Монастырь и его история

Исторические сведения о пустыни

борковская троице николаевская пустынь

«Борковская общежительная Николаевская пустынь находится Владимирской губернии Вязниковскаго уезда, по левую сторону реки Тезы, близ слободы Холуя, в разстоянии от губернскаго города Владимира 101 верста, уезднаго Вязников 46 верст, от с. Холуя в 1 версте.

Борковская Троице-Николаевская пустынь во Владимирской губернии, основанная по завещанию князя Дмитрия Михайловича Пожарского, сыном его Иваном Михайловичем.

борковская троице николаевская пустынь

Пустынь расположена на пойме, с двух сторон с северозапада обложена лесом, наружный вид ея довольно живописен, со всех 4 сторон обнесена каменной оградой с четырьмя по углам башенками, к юго-востоку от двух входных ворот возвышается большой каменный двуэтажный корпус, внутри ограды две каменныя церкви и невысокая колокольня архитектуры XVII века, в orpаде размещены 2 деревянных на каменных фундаментах корпуса для настоятеля и братии, к главному входу в святыя ворота oт проезжей дороги ведет дорожка, усаженная деревьями.

При самой дороге выстроена в недавнее время деревянная небольшая часовня, с иконой св. Николая чудотворца, направо от главнаго входа невдалеке от ограды двуэтажный деревянный дом гостинницы для богомольцев, с северной стороны около самой ограды виднеются вековыя деревья; окружность ограды имеет с восточной стороны 58 сажень, северной 47, южной 40 и западной 56,5; входов и въездов в пустынь три, главный вход с восточной стороны, вторые ворота с южной, чрез которые подъезд к парадному крыльцу корпуса, третьи ворота с северной стороны, собственно имеющие выход для монастырских надобностей; внутри монастыря расположено небольшое кладбище, и такое же кладбище находится за оградой вне монастыря, с северной стороны.

Борковская пустынь относится к древним памятникам здешней губернии. Она основана «иждивением князя Иоанна Дмитриевича Пожарскаго по завещанию его родителя князя Дмитрия Михайловича. В несчастную годину России, во время междуцарствия, в 1612 году, князь Дмитрий Михайлович, идя с дружиною на избавление Москвы, на семь месте имел остановку на несколько времени, и вместе с прибывшей сюда новой дружиной дал обет пред всемогущим Богом мужественно понести все трудности и опасности в предстоящей борбе с многочисленными врагами и отечественными изменниками, и нещадить самой жизни, чтобы отстоять Москву, и спасти отечество; в память сих св. чувств в благодарность Богу, тогда же положил, основать на оном месте обитель во имя св. Николая чудотворца. Она построена около 1650 года на иждевение князя Ивана Дмитриевича Пожарскаго. Обитель во имя св. Николая чудотворца, церковь и кельи были построены в то время деревянныя, обнесена оградой также деревянной. Сколько было тогда братии неизвестно; только что обитель находилась в числе штатных монастырей с правом игуменства».

борковская троице николаевская пустынь

По книге «Борковская Николаевская пустынь во Владимирской губернии, основанная по завещанию князя Дмитрия Михайловича Пожарского, сыном его Иваном Дмитриевичем». Составил Н. Голышев, Владимир, 1871″.

О святынях Борковской пустыни нам рассказывает соответствующая глава из книги дореволюционного владимирского историка В.В.Косаткина «Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии». Среди них особенно выделялись следующие:

• Храмовый образ Казанской Божией Матери древней живописи на кипарисовой доске. На иконе риза и венец сребропозлащенные, в венце корона, поддерживаемая двумя ангелами, украшена разноцветными и стразовыми камнями, убрус вынизан жемчугом и цветными камнями. Образ помещен в раму, обложенную сребропозлащенным окладом, а в нем углубления, в которых находятся четыре частицы святых мощей. Между частиц мощей врезан с правой стороны древний четырехконечный крест небольшой величины под слюдой.

• На правом клиросе образ Святой Троицы высокой древней работы, в сребропозлащенной ризе, в верху ризы вырезана надпись: «лета 1772 года зачася сия риза старанием Преосвященного Мефодия епископа и совершися во граде Астрахани».

• Древняя икона святителя Николая Чудотворца на кипарисной доске, фон зеленый. Угодник изображен в рост без митры, правой рукой благословляет, а левой держит Евангелие. Икона обложена сребропозлащенной ризой, задняя сторона обгорела и заделана новой доской. Это та самая икона, которая явилась князю Д.М.Пожарскому и в честь которой его сыном И.Д.Пожарским был устроен монастырь.

• Сребропозлащенный крест с частицами святых мощей. Внизу креста вырезана надпись: «лета 1774 года июня 1 дня построен сей крест в Борковскую пустынь в Троицкую церковь старанием Его Преосвященства Мефодия епископа Астраханского и Ставропольского».

• В храме хранилась и панагия, подаренная епископом Мефодием. Подобные панагии этого архипастыря мы уже видели в Троицком храме Троицкого Шуйского монастыря и в Троицком храме слободы Холуй. Следует отметить, что святитель Мефодий особенно почитал Святую Животворящую Троицу, подобно преподобному Сергию Радонежскому, которому он всячески стремился подражать в своих подвижнических трудах. Он с детства воспитывался при Троицком храме Холуя, в слободе Холуй, как уже говорилось в предыдущих беседах, находилось и подворье Троице-Сергиевой Лавры. Именно поэтому вновь построенный храм в Борковской пустыни, бывшей до этого Никольской, он посвятил Животворящей Троице. Сама пустынь после этого стала часто именоваться Борковской Троицкой. Панагия, о которой идет речь была сребропозлащенной, на такой же цепочке, восьмиугольная, складная, в середине вырезано Распятие, а кругом в девяти местах под слюдой частицы святынь: сударь Христов, камень Гроба Христова, смирна, власы Богородицы, кровь св.Иоанна Предтечи, часть камня, которым был побит архидиакон Стефан, мощи святых мучеников Димитрия и Феодора Тирона. На задней стороне четырехконечный крест.

• Еще одна панагия, пожертвованная епископом Мефодием в Казанский храм Борковской пустыни, финифтяная, на серебряной цепочке, овальная, большая, в серебряной оправе, односторонняя, вверху изображена Казанская икона Пресвятой Богородицыв середине св.Иоанн Креститель, по бокам избранные святые.

• Третья панагия, пожертвованная епископом Мефодием в Борковскую пустынь была серебряной, вызолоченной, круглой, складной, в углублении вставлен вырезанный из дерева небольшой образ Похвалы Пресвятой Богородицы, под слюдой. Мы видим, что епископ Мефодий стремился жертвовать в построенные им храмы всё то, что, по всей видимости, дарилось ему его благотворителями. Себе же, неся подвиг истинного нестяжания, он практически ничего не оставлял.

Во вновь построенные храмы епископ Мефодий жертвовал и богослужебные книги. Так, в Борковской пустыни хранился служебник со следующей надписью: «Отдал в клад в Борковскую пустынь Мефодий, епископ Астраханский в 1775 году».

Владыка Мефодий жертвовал в Борковскую пустынь, а также, вероятно, и в другие построенные им храмы богослужебную утварь. Так, в Борковскую пустынь в 1768 – 1769 годах им пожертвованы два серебряных позолоченных потира с дискосами, звездицами и лжицами.
Вклады в Борковскую пустынь делал не только епископ Мефодий. Так, в 1799 году купец города Вязники Владимирской губернии Савва Андреевич Пурецкий пожертвовал сюда богато украшенную Казанскую икону Божией Матери.

В Казанском храме Борковской пустыни были устроен придел мученицы Фотинии Самаряныни и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В 1870 году по решению игумена Георгия этот придел был разобран и на его месте выстроена большая трапезная часть с приделами апостола Иоанна Богослова и святителя Николая Чудотворца.

По всей видимости, именно епископом Мефодием была заложена традиция крестных ходов, связанных с Борковской пустынью. В день Святой Троицы из пустыни шел крестный ход в Троицкий храм Холуя, а на следующий день Сошествия Святого Духа – из Холуя в пустынь.
Новое развитие монастыря началось в середине XIX столетия. В 1851 году здесь остановился проездом помещик села Зименки Андрей Иванович Чихачев. Который решил помочь обители. По этому вопросу он вступил в переписку с московским купцом, мануфактурсоветником Павлом Матвеевичем Александровым, который и выделил необходимые средства. Были построены новые деревянные двухэтажные корпуса для настоятеля, братии, а также трапезная, просфорня и кухня. Были отремонтированы храмы, в Троицкой церкви установлен новый иконостас. В 1858 году П.М.Александров построил новый обширный каменный двухэтажный братский корпус.

В 1924 году решением губисполкома монастырь был закрыт. Храмы действовали до 27 февраля 1930 года, когда они решением президиума облисполкома были закрыты. В 1942 году комплекс был передан для организации приюта детей, вывезенных из блокадного Ленинграда. Впоследствии на территории был организован детский дом. Холуйский детский дом для детей-сирот просуществовал до 2014 года в связи с «оптимизацией» детских организаций. Дети были размещены в других детских домах, а персонал уволен. В этом же году комплекс был передан Ивановской епархии.

Источник

Борок. Борковская Троице-Николаевская пустынь.

борковская троице николаевская пустынь

Карта и ближайшие объекты

борковская троице николаевская пустынь

Статьи

БОРОК, ПУСТЫНЬ БОРКОВСКАЯ ТРОИЦЕ-НИКОЛАЕВСКАЯ, 2-я пол. 18 2-я пол. 19 в.

Расположенная в 1 км от Холуя на левом низком берегу р. Теза пустынь основана ок. 1650 г. по завещанию князя Д.М. Пожарского его сыном И.Д. Пожарским. Первоначально все постройки были деревянными, и по главному храму пустынь именовалась Борковской Николаевской. После пожара в сер. 18 в. пустынь в 1764 г. упразднили. Однако уже в следующем году она была возобновлена «тщанием» астраханского епископа Мефодия, уроженца Холуя, который тогда же (1765) на свои средства выстроил теплый каменный храм Троицы. В 1774 г. сооружен летний каменный соборный храм, получивший название Троицкого, а теплый был переименован в Казанский (в связи с этим с 1787 г. пустынь стали называть Борковской Троицкой). В 60-70-е гг. 18 в. из кирпича построены одноэтажный настоятельский корпус и ограда с тремя воротами и башнями на углах. В 1853 г. пустынь сделали общежительной и в ней возвели (до 1868) братский корпус и ряд хозяйственных построек, над настоятельским корпусом надстроили второй деревянный этаж, а к собору пристроили новую трапезную. На рубеже 19-20 вв. соорудили новую монастырскую ограду, а в северной части территории, неподалеку от ворот, поставили еще один жилой корпус, возможно использовавшийся как гостиница. В настоящее время разобраны барабаны с главами храмов, верхний ярус шатровой колокольни Казанской церкви; утрачен ряд хозяйственных построек. Территория сравнительно небольшого монастырского комплекса образует в плане неправильный четырехугольник, вытянутый с севера на юг, с невысокой оградой по периметру (на северной стороне разобрана).

Оштукатуренные стены основного этажа отделены от мезонина профилированным карнизом. В противоположность остальным прямоугольным проемам, лишенным обрамлений, наличники окон мезонина на главном фасаде украшены глухой резьбой, особенно нарядной в их щипцовых завершениях; резьба здесь покрывает также угловые лопатки. Разорванный фронтон имеет в центре сердцевидную нишу с маленьким слуховым оконцем в позднем обрамлении.

Амвросий, 1813, ч. 3, с. 427-428, ч. 6, с. 603; И.С. (Способин), 1845, с. 13-14; Торжество. 1854; Голышев, 1868; Он же, 1871; Зверинский, 1890, с. 103-104, № 84. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 644-648

Борковская Николаевская пустынь, заштатная, общежительная, в Вязниковском уезде, в 1 версте от слободы Холуя, в 45 верстах от города Вязников. Основана в 1650 году князем Иваном Дмитриевичем, по завещанию отца своего, князя Д.М. Пожарского, стоявшего в 1612 году на этом месте с дружиною и давшего обет по окончании войны построить обитель. В пустыни находятся особо чтимые иконы: Казанской Божией Матери, с частицами мощей святых угодников, Святой Троицы (древней живописи), пожертвованная в 1772 году епископом Мефодием, возобновителем пустыни, и святого Николая чудотворца — жертва князей Пожарских.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

«Борковская общежительная Николаевская пустынь находится Владимирской губернии Вязниковскаго уезда, по левую сторону реки Тезы, близ слободы Холуя, в разстоянии от губернскаго города Владимира 101 верста, уезднаго Вязников 46 верст, от с. Холуя в 1 версте.
В древности здесь быль дремучий лес (бор), от него пустынь и получила название Борковской, а Николаевской по основанному в ней в первое время храму; с начала она называлась «Борковскою Николаевскою», а со времени возобновления преосвященным Мефодием епископом Астраханским 1764 г. по 1787 год называлась только «Борковскою», с 1787 г. по освящении Троицкой церкви именовалась «Борковскою Троицкою» пустынею, в настоящее же время называется «Борковскою общежительною Николаевскою».

Пустынь расположена на пойме, с двух сторон с северозапада обложена лесом, наружный вид ея довольно живописен, со всех 4 сторон обнесена каменной оградой с четырьмя по углам башенками, к юго-востоку от двух входных ворот возвышается большой каменный двуэтажный корпус, внутри ограды две каменныя церкви и невысокая колокольня архитектуры XVII века, в orpаде размещены 2 деревянных на каменных фундаментах корпуса для настоятеля и братии, к главному входу в святыя ворота oт проезжей дороги ведет дорожка, усаженная деревьями.

При самой дороге выстроена в недавнее время деревянная небольшая часовня, с иконой св. Николая чудотворца, направо от главнаго входа невдалеке от ограды двуэтажный деревянный дом гостиницы для богомольцев, с северной стороны около самой ограды виднеются вековыя деревья; окружность ограды имеет с восточной стороны 58 сажень, северной 47, южной 40 и западной 56,5; входов и въездов в пустынь три, главный вход с восточной стороны, вторые ворота с южной, чрез которые подъезд к парадному крыльцу корпуса, третьи ворота с северной стороны, собственно имеющие выход для монастырских надобностей; внутри монастыря расположено небольшое кладбище, и такое же кладбище находится за оградой вне монастыря, с северной стороны.

Борковская пустынь относится к древним памятникам здешней губернии. Она основана «иждивением князя Иоанна Дмитриевича Пожарскаго по завещанию его родителя князя Дмитрия Михайловича. В несчастную годину России, во время междуцарствия, в 1612 году, князь Дмитрий Михайлович, идя с дружиною на избавление Москвы, на семь месте имел остановку на несколько времени, и вместе с прибывшей сюда новой дружиной дал обет пред всемогущим Богом мужественно понести все трудности и опасности в предстоящей борбе с многочисленными врагами и отечественными изменниками, и не щадить самой жизни, чтобы отстоять Москву, и спасти отечество; в память сих св. чувств в благодарность Богу, тогда же положил, основать на оном месте обитель во имя св. Николая чудотворца. Она построена около 1650 года на иждивение князя Ивана Дмитриевича Пожарскаго. Обитель во имя св. Николая чудотворца, церковь и кельи были построены в то время деревянныя, обнесена оградой также деревянной. Сколько было тогда братии неизвестно; только что обитель находилась в числе штатных монастырей с правом игуменства».

По смерти основателя и рода его обитель, оставаясь чрез долгое время без поддержки, пришла в бедное и разрушенное состояние, церковь самая сгорела, и обитель по состоявшемуся в 1761 году учреждению штатов о монастырях была упразднена. «Пустынь возобновлена вновь преосвященным Мефодием епископом Астраханским. Епископ Мефодий был урожденец Холуйской слободы, сын священника Троицкой церкви Петра».

В царствование Императрицы Екатерины II на пожертвование преосвященнаго Мефодия, при Геннадии епископе Суздальском и Юрьевском, Борковская пустынь выстроена снова, церкви и ограда каменныя, родными племянниками преосвященного Мефодия «священником Алексеем Гавриловым и крестьянином Абрамом Степановым». Ими отстроены две церкви сначала теплая Казанская, а потом холодная, что ныне Троицкий собор, с приделом св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова; оба храма освящены в разное время, как видно из храмозданных крестов и двух холстинных антиминсов; первоначально освящена церковь Казанская во имя св. Троицы, а потому она переименова в Казанскую, как и предназначалась быть во имя Казанския Божия Матери. Внизу храмозданнаго креста приписано чернилами: «преименован сей святый храм во имя явления Казанския Богородицы по благословению преосвященнаго Виктора епископа Владимрскаго при строителе иеромонахе Арсении, октября 27 д. 1787 года». «

По книге «Борковская Николаевская пустынь во Владимирской губернии, основанная по завещанию князя Дмитрия Михайловича Пожарского, сыном его Иваном Дмитриевичем».

Составил Н. Голышев, Владимир, 1871″

Источник

Борковская троице николаевская пустынь

Борковская Троице-Николаевская пустынь

Борковская общежительная Николаевская пустынь, находится Владимирской губернии Вязниковского уезда, по левую сторону реки Тезы, близ слободы Холуя, в расстоянии от губернского города Владимира 101 верста, уездного Вязников 46 верст, от с. Холуя в 1 версте.

борковская троице николаевская пустынь
Вид Борковской Николаевской пустыни. 1868 г.

Борковская пустынь основана иждивением князя Иоанна Дмитриевича Пожарского по завещанию его родителя князя Дмитрия Михайловича. В несчастную годину России, во время между царствия, в 1612 году, князь Дмитрий Михайлович, идя с дружиною на избавление Москвы, на сем месте имел остановку на несколько времени, и вместе с прибывшей сюда новой дружиной дал обет пред всемогущим Богом мужественно понести все трудности и опасности в предстоящей борьбе с многочисленными врагами и отечественными изменниками, и не щадить самой жизни, чтобы отстоять Москву, и спасти отечество; в память сих св. чувств в благодарность Богу, тогда же положил основать на оном месте обитель во имя св. Николая Чудотворца.

В древности здесь был дремучий лес (бор), от него пустынь и получила название Борковской, а Николаевской по основанному в ней в первое время храму; с начала она называлась « Борковской Николаевской ».

Она отстроена была около 1650 года на иждивение князя Ивана Дмитриевича Пожарского. Обитель во имя св. Николая Чудотворца, церковь и кельи были построены в то время деревянные, обнесена оградой также деревянной. Сколько было тогда братии неизвестно; обитель находилась в числе штатных монастырей с правом игуменства.
По смерти основателя и рода его обитель, оставаясь через долгое время без поддержки, пришла в бедное и разрушенное состояние, церковь сгорела, и обитель по состоявшемуся в 1764 году учреждению штатов о монастырях была упразднена.

Церковь во имя Казанской Божией Матери

Церковь Казанской Богоматери каменная, об одном верхе на четыре ската, западный притвор (трапеза) на два ската, покрыта железом, об одной главе, покрытой железом же, глава в виде луковицы, укреплена на двух восьмигранных шеях, первая от крыши несколько широкая, а к самой главе уже на половину; шейка под главою покрыта восьмигранно железом, на главе в яблоко утвержден восьмиконечный прорезной из железа золоченный крест, укрепленный в главу 4 цепями, наверху креста корона в виде венца, а внизу полулуна. Храм построен греческим крестом, алтарь одночастный, на западной стороне небольшая паперть, над которой на сводах устроена низенькая колокольня; она ниже церковного креста на куполе, соединена вместе с церковным сводом.
Наружный вид колокольни представляет шатровый верх, семигранная об одном ярусе, окна продолговатые, мысообразные, над ними в три ряда мысообразные пролеты, в форме таких же окон; колокольня оканчивается небольшим восьмигранным шпилем, который укреплен в чашеобразную главу, на конце шпиля в золоченном маленьком яблоке утвержден восьмиконечный крест новейшего времени, как и самая глава.
На колокольне находится 8 колоколов, на большом вылиты изображения, в рамке орнаментов, херувимов и серафимов, иконы Иоанна Крестителя и Нерукотворенного образа, над ними вылита надпись стихами в одну строчку кругом колокола:
«Гласу будь послушен,
Если царства ищешь,
Ты никога не будь ослушан,
В храм итти от суеты».
Посередине колокола вылиты с трех сторон иконы: св. Николая чудотворца, Смоленской Богоматери, св. князей Бориса и Глеба (в рост), по краям колокола надпись: «вылит сей колокол в Ярославле содержателем Ярославского первой гильдии купца, Ивана Порфирьича Оловенишникова, весу 122 пуда 8 фунтов».
На втором колоколе полиелейном вверху: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию о славу», посредине изображены иконы: св. Николая Чудотворца, Иоанна Крестителя и Смоленской Богоматери, по краям колокола, надпись: «Вылит сей колокол в Ярославле, заводосодержатель мануфактур-советник почетный гражданин и первой гильдии купец Иван Порфирьич Оловенишников, мастер Ярославский мещанин Семен Чарышников, весу 39 пуд. 38 фунт».
Казанская церковь теплая, двух-престольная, имеет один вход в западную дверь под колокольней с южной стороны: в западном притворе на правой стороне придел во имя св. мученицы Фотинии Самаряныни. Длина всей церкви 30 аршин, алтарь до царских врат 9 арш., от них до придела 11 ар., от придела до западной двери 10 арш., ширина всей церкви 12 аршин, придел в ширину занимает место в три аршина; алтарь одночастный, отделяется каменною стеною с тремя пролетами, для царских, северных и южных дверей; алтарь освещается 2-мя полуциркульными окнами, с обеих сторон с железными решетками; церковь — тремя с южной стороны, окна с верху небольшие, восьмиугольные, северной стороны 2 окна; западный притвор с приделом с двумя полуциркульными окнами.
Казанская церковь низенькая; иконостас заключает два ряда: первый с местными иконами, а в верхнем иконы старого письма; всех таких икон 7: в средине Иисус Христос сидящий на престоле, по сторонам Божия Матерь и Иоанн Креститель, 4 иконы, изображающие св. апостолов, по два на одной иконе. Резьба иконостаса и царские двери переделаны в новейшее время; пол в церкви деревянный.

Церковь во имя св. Троицы, или Троицкий собор

Троицкая церковь каменная, о двух верхах, оба на четыре ската, западный притвор — трапеза на два ската, покрыта железом, церковь о пяти главах, крытых железом же и окрашенных, как и крыша, медянкой, главы укреплены в глухие фонари; кресты на главах прорезные, восьмиконечные из железа, вызолочены, цепями укреплены в яблоко; в низу крестов полулуния а наверху среднего креста венец: алтарь одночастный, окна длинные и узкие, сверху полуциркульные или овальные, с железными решетками, снаружи обложены мысообразным с колонками карнизом в виде теремков; стены храма гладкие, но главам окаймлены прямим карнизом, под самой кровлей, и несколько ниже обложено несколькими карнизами трех-угольниками, и просто прямыми шашками из кирпича, наружный вид церкви представляет архитектурный стиль XVII века.
Церковь Троицкая холодная, одно-престольная; вход в церковь один с северной стороны. Величина Троицкой церкви в длину 27 аршин, алтарь от горнего места до царских дверей 12 аршин, от царских дверей до западной стены 15 аршин; в ширину церковь 15 аршин; внутренность церкви до иконостаса правильно квадратная, в виде палаты, алтарь полукруглый, освещается тремя окнами, и отделяется каменной стеной с тремя пролетами для царских, северных и южных дверей; церковь освещается 8-ю окнами, с обеих сторон по 4 окна; стены храма довольно толстые, места для двери и окон находятся в глубоких впадинах. Придел св. Иоанна Богослова был в прежнее время приложен к Троицкой церкви с западной стороны самый маленький, пристроен к одной стороне храма, но при игумене Георгий предположено им западный притвор распространить, устроив в нем два придела во имя св. Иоанна Богослова и св. Николая Чудотворца, во имя коего была первобытная церковь. Трапеза не менее будет внутренности до алтаря Троицкой церкви; по обеим сторонам будут приделы, с северной стороны во имя Николая Чудотворца, а с южной во имя Иоанна Богослова; на крыше обоих приделов по одной главе, посредине приделов оставлено место в западной стене Троицкой церкви для сквозной арки, в которую из придельной церкви будет ход в Троицкую; в придельную церковь или трапезу устроены два входа: один с западной стороны, а другой с северной. Придел этот строится (1870 г.) средствами обители, наружная стройка кончена а также и иконостас уже резьбой выполнен, который по вызолочении поставится в настоящих приделах.
В Троицкой нерки иконостас устроен новейшего времени (кон. XIX века) в шесть ярусов; прекрасная позолота и резьба по новейшему рисунку расположены по белому фону иконостаса; иконы с местных до верху и в алтаре все новейшей живописи, очень хорошей работы Палеховского письма. Древние иконы находятся в теплом храме Казанской Божией Матери, которые переносятся из нее во время летних богослужений в холодную Троицкую церковь; пол в церкви деревянный, стены храма украшены хорошей живописью; церковная утварь, облачения, хоругви, плащаница изящны; в храме во всякое время соблюдены всевозможная опрятность и чистота.
Из икон замечательны следующие:
1. Храмовой престольный образ Казанской Божией Матери, древней живописи, хорошей кисти; на иконе риза и венец серебряные, вызолочены; в венце корона, поддерживаемая двумя ангелами, украшена разноцветными и стразовыми камнями, убрус и цата вынизаны жемчугом с цветными камнями; величина иконы 6 и 7 вершков; образ помещен в раму, которая в ширину 1 вершок, обложена серебряным с позолотою окладом и по нем углубления, в коих находятся частицы святых мощей.
Между частиц мощей врезаны: с правой стороны древний четырехконечный крест небольшой величины под слюдой, с левой стороны восьмиугольная пластинка, в средине овальная, кругом орнаменты цениной поливы зеленого, голубого и желтого цветов.
2. Храмовый престольный образ св. Троицы, высокой древней работы, писанный на кипарисной доске; величина образа 1 арш. 3 вер. и 1 арш., в серебряной золоченной ризе, с пятью такими же венцами; с верху на ризе вырезана надпись: «1772 года зача вся сия риза старанием преосвященнаго Мефодия епископа и совершися во граде Астрахани».
3. Образ Господа Вседержителя в серебряной золоченной ризе древней работы. Господь изображен сидящим, правой рукой благословляет, в левой руке евангелие из финифти, с словами: «Приидите ко Мне вси труждающиеся». Величина иконы 11 и 9 вершк.
4. Древняя икона св. Николая Чудотворца. Угодник изображен в рост, с строгим челом, без митры, правой рукой благословляет, а в левой руке держит евангелие; икона обложена серебряной позолоченной ризой; величина образа 12 и 9 ½ верш. Задняя сторона образа обгорелая и заделана новой доской. Как говорят, да и должно предполагать без сомнения, это та самая икона храмовая, в честь которой был сооружен первобытный храм князем М.Д. Пожарским, и при пожаре деревянной церкви обгорела.
5. Древняя икона св. мученицы Фотинии Самаряныни, величина иконы 7 и 6 верш. Иисус Христос сидящий у кладезя с благословляющей рукой, коей оба перста согнуты, перед ним стоит Самаряныня, одну руку подняла к небу, в другой держит ведро; икона обложена серебряною с позолотою ризой.
6. Икона Пресвятой Богородицы Споручницы грешных в серебряной золоченной ризе новейшей живописи, хорошей кисти; по сторонам Богородицы, св. пр. Павел и пр. Мария Египетская; величина иконы 11 — 8 ½ верш. Икона эта прислана в благословение пустыни по открытии в ней общежития, мануфактур—советником П.М. Александровым.
7. Образ Казанской Божией Матери древнего письма в серебряном золоченном венце; риза низана правским мелким жемчугом, по местам с цветными камнями; оклад басебный серебряный, кругом изображены чудеса Ее; величина иконы 18 — 8 ½ вер.

В храмах Борковской пустыни, кроме, разной новой утвари и облачений священнических, находятся следующие вклады:
1. Евангелие напрестольное выхода 1662 года, обложенное пунцовым бархатом; на верхней серебряной вызолоченной доске вычеканены Воскресение Христово, а по углам евангелисты.
2. Напрестольный серебряный вызолоченный крест, с частицами разных св. мощей; внизу креста вырезала надпись: «лета 1774 года июля 1 дня построен сей крест в Борковскую пустыню в Троицкую церковь старанием его преосвященства Мефодия епископа Астраханского и Ставропольского, а весу в нем 1 фунт 82 золотника». Частицы мощей следующие: 1. Мощи св. архидиакона Стефана, 2. Мощи св. мучеников Ореста и Меркурия, 3. св. Иоанна Златоуста и Феодора Стратилата, 4. св. мученик. Прокопия и Агафоника, 5. св. мученицы Варвары и праведныя Елисаветы.
3. Напрестольный серебряный вызолоченный крест в четырех местах с частицами следующих св. мощей: 1. мощи св. Мардарии и преп. Никифора и Андрея Стратилата, мученика Ореста; 2. св. Иоанна Предтечи; 3. Св. Меркурия, Димитрия, св. Архидиакона Стефана; 4. св. Иоанна Златоуста, Феодора Стратилата. Весу 65 золотников. 1760 года.
4. Евангелие напрестольное на полуалександрийской бумаге, обложено серебром; передняя доска гладкая, на ней в средине в сиянии изображено восстание из гроба, а на углах евангелисты, с серебряной прорезью, задняя доска чеканная, с изображением св. Троицы, на корешке изображены Господь Саваоф и Благовещение Пресв. Богородицы, на застежках апостолы Петр и Павел; печатано в Москве 1766 года.
5. Большой серебряный вызолоченный гладкий потир, дискос, звезда, блюдечко и лжица, весу в них 5 фунтов 50 золотников; приложены Мефодием епископом Астраханским 1769 года. На дискосе вырезано: «Сосуд Мефодия епископа Астраханского».
6. Потир, дискос, звезда, два блюдца, и лжица серебряные, гладкие, снаружи местами позолочены; у потира поддон чеканный; весу 3 фунта 46 золот. На потире вырезано: «Дал сея сосуды преосвященный Мефодий епископ Астраханский и Ставропольский в Борковскую пустыню церковь святыя Троицы». По краям обоих сосудов кругом в ленточке: «Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем, рече Господь».
7. Ковш большой серебряный, весу 38 ½ золотников, с вырезанною надписью: «Дал ecи преосвященный Мефодий епископ Астраханский и Ставропольский в Троицкую церковь, в Борковскую пустыню».

8. Дарохранительница серебряная гладкая, местами позолочена, на ней с лицевой стороны резные изображения: на верхнем ярусе Благовещение Пресвятой Богородицы, а на нижнем положение во гроб Иисуса Христа, весу 2 фун. 58 зол. 1784 года,
9. Дарохранительница серебряная с позолотой; при ней два предстоящих ангела, с рипидами, литые; над ангелами верх серебряный, со всех сторон решетчатый, на верху восстание Христово от гроба, в сиянии, серебряное, вызолоченное, в низу ковчега четыре клейма, три из них финифтяные, обложены стразами, в которых изображены: положение во гроб, моление о чаше и несение креста; четвертое резное серебряное c изображением Тайной Вечери, во 2 ярусе пна передней стороне изображение Благовещения, назади Распятие; весу 3 ф. 32 ½ зол. 1819 г.
10. Панагия, приложенная Мефодием епископом Астраханским, привешенная на иконе Казанской Божией Матери, на серебряной цепочке; панагия серебряная золоченная, формой прямая, продолговатая о восьми углах, складная; на ней в средине вырезано Распятие Господне, кругом которого в 9 местах под слюдью части св. мощей, сверху вырезано Иис. Хр. I. Н. Ц. I.; части св. мощей следующие: 1. Сударь Христов, 2. Камень на гробе Христове, 3. Смирна, 4. Власы Богородицы, 6. Кровь св. Иоанна Предтечи, 7. Камень по архидиаконе Стефане, 8. Мощи муч. Димитрия, 9. Мощи св. Феодора Тирона. На задней стороне панагии 4-х конечный крест. I 11. Панагия, приложенная им же, на серебряной цепочке, финифтяная, овальная, большая в серебряной оправе, односторонняя; на ней изображено: вверху икона Казанской Божией Матери, в средине св. Иоанн Креститель с свитком «покайтеся», по обеим сторонам его св. Иоанн Златоуст, Никифор патриарх, прав. Елисавета, с. Андрей Стратилат, муч. Димитрий, муч. Федор Стратилат, муч. Прокопий, великом. Меркурий, муч. Мардарий, муч. Калиник, муч. Артемий, муч. Агафоник, муч. Орест, с. Андрей Критский, пр. Андроник. Панагия эта привешена на икону Спасителя.
12. Панагия, приложенная им же, серебряная, вызолоченная, круглой формы, складная; в углубление ее вставлен вырезанный из дерева небольшой образ Похвалы Пресвятой Богородицы под слюдой; края панагии изящно вырезаны орнаментами и листьями, которые покрыты цениной поливой голубого, зеленого, розового и белого цветов, по листьям сделаны капли желтого цвета: кругом самой иконы осыпано жемчугом средней величины, самый край панагии обрамлен круглыми шариками и мысообразными листами, покрытыми цениной поливой тех же цветов; в средине их золотистая звездочка. На задней стороне выпуклое изображение великомученика Димитрия Солунского; вверху из облаков благословляющая рука с сиянием; великомученик на лошади, поражает царя упавшего с лошадью; по краям орнаменты из ценины зеленой поливы.
13. Древний маленький оловянный потир; на нем вырезано вглубь: в кругах Господь Вседержитель с евангелием, по сторонам надпись Ис. Хс., с правой стороны Божия Матерь с надписью М. Р. Ф. У., с левой Иоанн Креститель с надписью Иоанн, на задней стороне восьмиконечный крест с копием и тростью, кругом слова Цр. Сл. Ис. Хс. Н. И. К. А. К. Т. М. Л. Б., по краю потира в золоченой ленте или кайме вырезано славянскими буквами вязью: «Пийте от нея вси се есть кровь Моя новаго за. »
Из книг в Борковской пустыни замечательны следующие:
1. Толковое Евангелие. Выхода неизвестного времени; заглавного листа нет; в конце оглавления находится следующая надпись: «Преложена же с греческаго языка на словенский в лета 6851 (1343) индикта I I»; на оборотном листе: «Борковские пустыни толковое евангелие церковное 1766 года подписано иеромонахом Варнавою строителем здешним». Надпись по листам: «Сия книга евангелие воскресное Суздальского уезду Троицкой Борковской что при Холуйской слободе пустыни церковная, а подписал тоя пустыни строитель иеромонах Варнава 1767 года ноября 6 дня».
2. Пролог неизвестного времени, заглавного листа также нет; на 22 поллистах следующая надпись: «ноября в 16 день продал я игумен Иларион сию святую книгу пролог свою келейную села Холуя Троицкого монастыря в церковь Божию строителю Филарету а взял денег три рубли шестнадцать алтын четыре деньги, и подписал я игумен Иларион своею рукою».
3. Служба, житие и чудеса святителя и чудотворца Николая, выхода при царе Феодоре Алексеевиче, патриархе кир Иоакиме 1689 года, на заглавном листе надпись: «Сия книга глаголемая службы и чудеса святителя и чудотворца Николая, Борковская что при Холуйской слободе пустыня, церковная, а подписал сию книгу, тояж пустыни строитель иеромонах Варнава 1768 года»; по листам также самая надпись, но прибавлено «2 августа»; в этой же книге надпись другой рукой по листам: «Сию книгу приложил тояж Троицкой пустыни черной диакон Ияков на келейныя деньги да никто же дерзнет сродников рещи ея своею».
4. Служебник выхода при императрице Екатерине Алексеевне; на первом листе надпись «Мефодий епископ Астраханский». По листам: «отдал вкладу в Борковскую пустыню преосвященный Мефодий епископ Астраханской 1775 года июня 13 дня».
5. Синодик выхода при императоре Петре III; в нем находится 40 гравюр тогдашнего времени, очень грубой работы; гравюры изображают разные притчи евангельские, события из жизни святых, о поминовении усопших, разные мучения грешным, и свят. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Здатоуста, Афанасия Великого и Иакова брата Божия; на многих гравюрах надпись стихами; так под гравюрами святителей:
У Василия Великого:
«Свят архиерей Божий Василий Великий
Отшедшим душам повествует покой толикий
Егда во церкви поминаемей души быти
Оных вечных мук может тамо избыти».
У Григория Богослова:
«Богослов свят Григорий еще повествует
Добро убо есть усопших душ поминати
Да во оном веце за сие будут «Великий Архиерей Иоанн Златоуст,
Велит по усопших даватасорокоуст,
Да тем усопших души от мук сводятся
И вечных оных благ тамо насладятся».
У Афанасия Великого:
«Патриарх Афанасий во святых великий
Сказует усопшим свет толикий
Егда во церкви души отшедших поминают
Отраду не малу тамо тем подавают».
У Иакова брата Божия:
«Архиерей свят Иаков брат Божий,
Усопшим душам путь милостивен даст
В службе бо души киа поминают
Радостей многих оных исполняют».
В конце синодика на одном листе наклеены, из синодика неизвестного времени, три выписки славянскими буквами, в кружках выписок означены роды, в следующем виде:
«Род Окольничева князя Ивана Димитриевича Пожарского». В кружке: «Род Пожарских». Далее имена: «Князя Михаила, князя Козьмы, князя Петра, князя Димитрия, князя Иоанна, князя Георгия, княгини Марии II, княгини Параскевии».
«Род болярина Льва Кириловича Нарышкина, а вкладу их стихарь тавтяной червчетой оплечье отлас цветной травчатой».
«Болярина Кирилла, болярина Иоанна убиеннаго, Афанасия убиеннаго, болярина Мартемиана, Феодора, болярина кпязя Феодора, Евдокии девицы, княгини Марии, Феодора убиеннаго, схимонахини Агафии, Марии».
«Род Куракиных: болярина князя Григория, болярина князя Иоанна, князя Иоанна, князя Михаила, княгини Устинии, князя Дмитрия, княгини Параскевы, князя Василия младенца, княгини Мавры».
Далее записаны роды благотворителей и других лиц разного звания.
Других древних актов или старинных рукописей в Борковской пустыни не сохранилось; может быть многие из них сделались жертвой пламени во время пожара первой деревянной церкви во имя св. Николая Чудотворца, а может быть и от нерадения в хранении их. Нам достоверно известно, что из одного архива волостного правления пудами доставляли в Холуй древние бумаги и рукописи, которые употребляются в замен негодной бумаги для прокладки икон, чтобы не прилипала одна к другой икона; не только они доставлялись за ничтожную плату, но просто за угощение писаря или сторожа. Не попадали ли отсюда древние бумаги в с. Холуй, населенное иконописцами?

В Борковской пустыни в продолжении годичного времени совершаются крестные ходы: в день св. Троицы из пустыни в Троицкую Холуйскую церковь, на другой день в Духов день, из слободы Холуя из двух Троицкой и Тихвинской церквей крестный ход приходит в Борковскую пустынь, а также 26 сентября, в престольный праздник св. апостола Иоанна Богослова, из обеих же Холуйских церквей, иконы, принесенные в крестном ходе, вносятся в церковь, до окончания литургии, а после нее, шествуют обратно в с. Холуй. Служба совершается местным настоятелем пустыни, соборне, в сослужении иеромонахов и священников, прибывших с крестным ходом. Вне монастыря у самой ограды во время этих дней, устраиваются временные палатки торговцев, с разного рода лакомствами и плодами, составляющими предметы сельской роскоши; не только весь Холуй, но и из отдаленных окрестностей приходят на богомолье, к вечеру временные торговые палатки уже сбираются.
На кладбище Борковской пустыни, из древних памятников уцелел один надгробный камень, в виде плиты, уже разбившийся пополам; надпись, высеченная вглубь, от времени сгладилась, и только можно разобрать год и имя погребенного. Под ним был погребен в 1752 году Алексей Максимович Лепилов, житель сл. Холуя; по преданию человек этот был замечателен и лично известен Императору Петру I, которому во время постройки Кронштадта доставлял гвозди и другие материалы произведения сибирских и низовых мест. За добросовестность в этом деле и предприимчивый характер он пользовался доверием монарха, так что по случаю оценки имения князя Гагарина он был послан в числе оценщиков этого имения. По смерти императора, он проживал уже большую часть времени в сл. Холуе, и управлял вотчиною княжны Прасковьи Михайловны Куракиной с званием выборного (В указах княжны П.М. Куракиной говорилось: «прикащику Алексею Зюзину, и выборному Алексею Лепилову», Владимир. губ. вед. № 2, 1868).
В 1752 году он убит под селом Мордовским по злобе жителей того села, которые подозревали, что по старанию его отчислено несколько земли во владение Холуйских жителей.

Настоятели в Борковской пустыни

1. Виктор в 1782 г.
2. Арсений в 1787 г.
3. Иринарх в 1790 г.
4. Никита в 1795 г.
5. Симеон в 1795 г.
6. Андрей в 1799 г.
7. Евстаоий в 1799 г.
8. Симеон в 1800 г.
9. Симон в 1802 г.
10. Макарий в 1804 г.
11. Гедеон в 1805 г.
12. Самуил в 1813 г.
13. Иероним в 1818 г.
14. Владимир в 1821 г.
15. Спиридон в 1823 г.
16. Илия в 1825 г.
17. Амвросий в 1828 г.
18. Никодим в 1829 г.
19. Савва в 1831 г.
20. Валентин в 1832 г.
21. Герасим в 1833 г.
22. Анатолий в 1839 г.
23. Авраамий в 1840 г.
24. Иосиф в 1848 г.
25. Игумен Сергий в 1852 г.
26. Игумен Георгий в 1853 г.
27. Строитель Моисей в 1866 г.
28. Строитель Даниил в 1867 г.

Настоятель Борковской пустыни Вязниковского уезда, Игумен Георгий

12 июня 1866 г. в 2 часа пополудни мирно отошел в вечные обители настоятель Борковской пустыни Вязниковского уезда, Игумен Георгий. Кончина этого подвижника благочестия составляет тяжкое горе как для братии пустыни, так и для всех, знавших покойного о. Георгия. Происходя из простого сословия, почивший еще в отрочестве начал подвиги иночества и окреп в них под руководством такого великого подвижника, каким всем нам известен Саровский о. Серафим, у которого о. Георгий жил не малое время. Управляя Борцовскою пустынею несколько лет, своею простотой и чистосердечием соединенными всегда с рассудительностью он приобрел к себе любовь всей братии, а строгая жизнь, и устроенное им благочиние в пустыни располагали к нему всех окрестных жителей. Вот почему, несмотря на день непраздничный и рабочую пору, на погребение о. Георгия собралось множество народа из окрестных сел и деревень.
Заупокойную литургию и погребение совершил Благочинный монастырей, Николо-Шартомского монастыря Архимандрит Иларион —вместе с братией пустыни и экономом Архиерейского Дома иеромонахом Моисеем, который, как ближайший по монашеству воспитанник о. Георгия, нарочно приезжал отдать последний долг своему почившему наставнику. Препровождая при сем слово, сказанное при погребении о. Настоятеля, мы заключим некролог задушевными словами, сказанными иером. Моисеем перед выносом гроба почившего к могиле:
«Братия мои и дети почившего о. Игумена! Еще несколько минут,— и в Бозе почивший раб Христов о. Игумен ваш со всем оставит вас. Душою он переселился от нас в другой мир, а теперь и тело его предается земле и мы более не увидим его. Жалко и грустно при потере дорогого и милого нашему сердцу отца Георгия; но что делать? Плакать безутешно? Но что пользы в наших слезах усопшему,— они не воскресят его. Ублажать ли его благочестивую кончину? Но сколь ни витиеваты были бы слова смертного человека, бренные останки отзовутся все тем же молчанием! По христианскому обычаю, вот что сделаем братия, други и все знавшие почившего: будем поминать усопшего раба Божия — игумена Георгия и молиться о упокоении души его. Если когда, так ныне он просит, молить о сем нас,— перешедши за пределы гроба, сам для себя он более ничего не может сделать. Ибо должное, по указанию Промысла, приготовление к вечности для него кончилось. Будем верить и надеяться, что не навеки оставил он нас, а рано-ли, поздно-ли — мы снова увидимся с ним, когда ecи сущий во гробех услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут (Иоан. 5, 25.). Тогда и он с нами предстанет на суд с ответом за нас и скажет: се аз, Господи, и дети мои (Евр. 2, 13). Но чтоб ответ его был не слишком тяжек за нас на суде, постараемся, братия мои,— дети почившего, облегчать его, вести себя так, как вел себя усопший раб Божий — кротко, целомудренно и любовно; всегда так жить, как он учил нас жить и словом и примером. Прости всечестный о. Игумен! Живши с тобой под твоим руководством, мы быть может много-много оскорбляли тебя,— и вот отдавая тебе последнее целование взываем к тебе: прости нам отче вся, елика согрешихом пред тобою — словом, делом, помышлением, осуждением и всеми чувствами душевными и телесными; прости нам вся согрешения и благослови. ».

Слово при погребении игумена Борковской пустыни, Георгия

Состоящий при Мстерском Братстве
Иван Успенский.
/«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 13 (1 июля 1866 года)/

Средства пустыни (1870 г.)

Пустынь расположена на пойме, с двух сторон с северо-запада обложена лесом, наружный вид ее довольно живописен, со всех 4 сторон обнесена каменной оградой с четырьмя по углам башенками; к юго—востоку от двух входных ворот возвышается большой каменный двухэтажный корпус, внутри ограды две каменные церкви и невысокая колокольня архитектуры XVII века, в ограде размещены 2 деревянных на каменных фундаментах корпуса для настоятеля и братии, к главному входу в святые ворота от проезжей дороги ведет дорожка, усаженная деревьями. При самой дороге выстроена в недавнее время деревянная небольшая часовня, с иконой св. Николая Чудотворца, направо от главного входа невдалеке от ограды двухэтажный деревянный дом гостиницы для богомольцев, с северной стороны около самой ограды виднеются вековые деревья; окружность ограды имеет с восточной стороны 58 сажен, северной 47, южной 40 и западной 56 ½; входов и въездов в пустынь три, главный вход с восточной стороны, вторые ворота с южной, через которые подъезд к парадному крыльцу корпуса, третьи ворота с северной стороны, собственно имеющие выход для монастырских надобностей; внутри монастыря расположено небольшое кладбище, и такое же кладбище находится за оградой вне монастыря, с северной стороны.
/Составил член сотрудник Императорских: Русского Географического и Вольного Экономического Обществ, член корреспондент Московского Археологического общества и Действительный Член Владимирского Губернского Статистического Комитета крестьянин слоб. Мстеры Н. Голышев. Владимир 1871 г./ Монастыри Владимирской губернии
Офени из Холуя
Холуйские соли XVII век
Народная промышленность и ярмарочная торговля в Холуйской слободе, Владимирской губернии
Учебно-показательная мастерская по вышивке гладью и строчке в с. Холуе, Вязниковского уезда

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *