борщевое церковь иверской иконы божией матери
Борщевое. Церковь Иверской иконы Божией Матери.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Единственный сохранившийся храм этого монастыря – Иверский – пока не имеет статуса памятника. Это выявленный объект культурного наследия, согласно списку выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность по Тульской области от 24.11.2004 г. С архитектурной точки зрения этот храм и весь бывший монастырский комплекс представляют определенный интерес. В середине XIX века село Борщевое, а в то время сельцо, было приписано к приходской Троицкой церкви села Богородицкое Веневского уезда. Село принадлежало дворянам Хрипковым. Первый храм был построен по ходатайству Елизаветы Хрипковой. Первоначально храм хотели построить деревянным, но в 1859 г. построили каменный, однопрестольный, из-за значительного накопления средств. Но на приобретение церковной утвари и богослужебных книг средств недоставало. Тогда храмоздательница возобновила сбор денег, для облегчения и успешности которого выхлопотала разрешение печатать и продавать копии с чудотворной иконы Успения Божией Матери, привезенной ею из Иерусалима. Этот труд не пропал даром и все необходимое для храма было приобретено.
К 1907 г. монастырь представлял собой очень развитый комплекс. За крепкой оградой с двумя башнями и двумя воротами, где на святых воротах с железными дверьми было укреплено десять образов, по периметру находились крытые железом деревянные дома-кельи настоятельницы и монахинь, два деревянных келейных корпуса, в одном также размещались трапезная и рукодельная, под ней был каменный подвал. Далее располагались: школа грамоты для крестьянских детей, деревянная монастырская больница с кельями для сестёр, кирпичные просфорная и хлебная пекарни, деревянный дом для приезжих богомольцев, дом священника с двумя сараями и каменным погребом, дом для другого священника, кирпичная прачечная, деревянные кладовая и мучной амбар, рядом возвышалась монастырская колокольня, а недалеко деревянная баня. Все перечисленные здания крыты железом. В другую сторону шли монастырские хозпостройки: кирпичная хлебная сушилка, деревянный омшаник (утепленное помещение для зимовки пчел), ледник в два подвала, крытые тесом. За ними стояли, крытые соломой деревянная рига с четырехконной молотилкой, каменный скотный двор с конюшнями и две избы для обслуги — кирпичная и деревянная, потом плетневый сарай для инвентаря, экипажный и дровяной сараи и два плетневых сарая для хранения кормов. Замыкали периметр собственные кельи-дома. Наступление революционного духа монастырь ощутил на себе в первый год, еще до официального распоряжения о закрытии. Тревожным предвестником стал пожар в 1920г., в котором пострадал храм в честь Воздвижения Креста Господня.
Строительство удалось закончить благодаря усилиям игумени Флавианы и священика А.Покровского. Слева приведено изображение первоначального вида храма. В нем имелись уникальные дары, в том числе и от членов императорской семьи. После постройки монастыря в 1913 году Борщевое временно переименовали в «Село Успенско-Иверский женский монастырь». В цокольном этаже основного здания были расположены монастырские мастерские, в которых изготавливалась, в основном, текстильная продукция.По состоянию на 1895 год, при монастыре числилось 76 человек. В Веневе на улице Казанской с 1901 года монастырю принадлежал большой кирпичный дом, в нем проживало 10 послушниц, занимающихся выпечкой просфор. До сих пор в Веневе в некоторых семьях хранятся стёганные одеяла, произведенные в Успено-Иверском женском монастыре. Несмотря на сопротивление послушниц, новая власть закрыла монастырь, по постановлению Тульского губисполкома № 82 от 7 сентября 1921 года. Была разобрана деревянная колокольня, постепенно исчезли все стены и монастырские постройки, в 1958 году снесли все пять куполов.
Храм значился монастырским. На территории монастыря находились просфорная пекарня, хлебопекарня, прачечная, дома с кельями, больница, богадельня, церковноприходская школа. Храм 2-этажный, очень большой и величественный.
Храм Иверской иконы Божией Матери (Борщевое)
Мiръ Россия Тульская область село Борщевое Храм Иверской иконы Божией Матери (Борщевое)
Храм Иверской иконы Божией Матери построен в 1913 году как монастырский. Закрыт в 1920-е годы, возвращен верующим в 2000 году. Восстановлен, действует с 2005 года.
Содержание
История [ править ]
В 1892 году была создана Борщевская Крестовоздвиженская женская монашеская община.
Соборный храм с главным престолом на верхнем этаже в честь иконы Иверской Божьей Матери был построен в 1913 году. Храм значился монастырским. На территории монастыря находились просфорная пекарня, хлебопекарня, прачечная, дома с кельями, больница, богадельня, церковноприходская школа.
В 1921 году монастырь был закрыт, вскоре монахиням разрешили создать «Борщевскую коммуну», но храмы уже были закрыты и позже использовались для хозяйственных нужд.
В Иверском храме некоторое время размещалась школа.
Была разобрана деревянная колокольня, постепенно исчезли все стены и монастырские постройки, в 1958 году снесли все пять куполов Иверского храма.
Реставрировать храм начали только в 2000 году, купола были заменены на шатры.
Богослужения возобновились в 2005 году.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Тульская область, Венёвский район, с. Борщевое, Лесная улица, 36.
Проезд: в десяти километрах на юг от тульского перекрестка по трассе Москва – Дон.
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Храм в честь иконы Божией Матери Иверская, с.Борщевое
Храм в честь иконы Божией Матери Иверская села Борщевое Веневского района
Настоятель
иерей Владимир Фролов
Главный престол храма:
иконы Иверской Божьей Матери (25 февраля (12 февраля ст.ст.), 10 апреля (28 марта ст.ст.), 26 октября (13 октября ст.ст.))
Другие пределы:
— в честь иконы Божьей Матери Скоропослушница — 22 ноября (9 ноября ст.ст.),
— во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского – 19 декабря (6 декабря ст.ст.)
— во имя вмч. и целителя Пантелеймона — 9 августа (27 июля ст.ст.)
— Успения Божьей Матери — 28 августа (15 августа ст.ст.)
— во имя свт. Феодосия Черниговского – 18 февраля (5 февраля ст.ст.)
Расписание богослужений
Богослужение совершается по воскресным дням, а так же в великие и двунадесятые праздники
Внеслужебная деятельность
Настоятель храма активно сотрудничает с Дьяконовской общеобразовательной школой.
По завершению Божественной Литургии для всем прихожанам предлагается трапеза, за которой проходят духовные беседы.
Окормление сельских округов
Объекты на территории
История храма
Церковь в честь Иконы Иверской Божией Матери 1913 г. Соборный храм с главным престолом на верхнем этаже в честь иконы Иверской Божьей Матери был построен в 1913 г.
Храм значился монастырским. На территории монастыря находились просфорная пекарня, хлебопекарня, прачечная, дома с кельями, больница, богадельня, церковноприходская школа. Храм 2-этажный, очень большой и величественный. К 1990-м годам сохранился основной объем храма.
В середине XIX века село Борщевое, а в то время сельцо, было приписано к приходской Троицкой церкви села Богородицкое Веневского уезда. Село принадлежало дворянам Хрипковым. Первый храм был построен по ходатайству Елизаветы Хрипковой. Первоначально храм хотели построить деревянным, но в 1859г. построили каменный, однопрестольный, из-за значительного накопления средств. Но на приобретение церковной утвари и богослужебных книг средств недоставало. Тогда храмоздательница возобновила сбор денег, для облегчения и успешности которого выхлопотала разрешение печатать и продавать копии с чудотворной иконы Успения Божией Матери, привезенной ею из Иерусалима. Этот труд не пропал даром и все необходимое для храма было приобретено. В 1862г. храм был освящен Епископом Тульским и Белевским Никандром в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня и приписан к близлежащей церкви села Богородицкого.
Елизавета мечтала устроить при церкви небольшую женскую общину, но при жизни мечте ее не суждено было сбыться, т.к. в 1864г. она умерла. Елизавета была погребена с западной стороны храма. Следующим кирпичиком будущего монастыря стала младшая сестра Елизаветы – Александра. В 1865г. она была назначена попечительницей Крестовоздвиженского храма. Будучи послушницей Тульского Успенского девичьего монастыря, она оставляет его и переезжает в село Борщевое в надежде создать женскую общину. Наследники имения сестра Анна и брат Илья не возражали, но прошение было отклонено, т.к. существовал закон, по которому в родовых имениях создание монастырей запрещалось. После смерти брата Ильи вся недвижимость по взаимной договоренности была продана невестке Анне Николаевне Хрипковой, которая пожертвовала ее Серпуховскому Владычнему монастырю. Так было положено начало созданию общины в селе Борщевое.
Разрешение на создание общины последовало по определению св. Синода от 11 ноября 1892г. Она обрела свою самостоятельность и получила название Борщевской Крестовоздвиженской.
Постепенно количество сестер и богомольцев увеличивалось. Поэтому было решено начать строительство второго храма, более обширного, в честь Иверской иконы Божьий Матери. Храм предполагался двухэтажным с шестью престолами: на первом этаже — в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы», свт. Николая Мирликийского, вмч. и целителя Пантелеимона; на втором – в честь Иверской иконы, Успения Пресвятой Богородицы и свт. Феодосия Черниговского.
Закладка храма состоялась в 1896г. при настоятельнице Аполлинарии. А в 1898г. определением св. Синода община была преобразована в общежительный Успенско-Иверский женский монастырь. Храм сооружался 20 лет.
Первоначально предполагался проект с куполами в шатровом стиле, но из-за нехватки средств, проект видоизменился, и формы куполов были упрощены.
10 сентября 1913г. состоялось торжественное освящение храма викарием Тульским и Каширским Евдокимом. В 1915г. Архиепископом Тульским и Белевским Парфением освящен придел в честь свт. Феодосия Черниговского.
Двухэтажное здание Успенско-Иверского женского монастыря было замечательнейшим по красоте и техническому оснащению. Это была первая церковь в Веневском уезде с паровым отоплением и вентиляцией, что позволяло служить в обоих храмах — верхнем и нижнем — круглый год. Своды и перекрытия выполнены из железобетона. Было множества противников идеи построить в рядовом селе, вдалеке от оживленных трактов, такой огромных храм. Постоянно не хватало средств. Но покровительство на самом высоком уровне позволило довести дело до конца. Строительство удалось закончить благодаря усилиям игумении Флавианы и священника А.Покровского. В цокольном этаже основного здания были расположены монастырские мастерские, в которых изготавливалась, в основном, текстильная продукция.
Храм пятикупольный, трехнефный, крестово-купольного типа, выстроен на высоком белокаменном цоколе. Барабан восьмигранный, прорезан окнами. Купола поначалу были луковичные. По углам храма идет ритм из профилированных валиков. По всему периметру здания прорезаны высокие аркообразные окна, декорированные колоннами с килевидным окончанием. Над каждым окном – круги из белого камня, как символ вечности. Арочная дверь главного входа обрамлена прямоугольником из белого камня. Над ним тройное аркообразное окно. И все это заключено в большую белокаменную арку. Точно также декорированы северный и южный входы в храм. Вверху стены карниз украшен чередованием белых и красных дентикулов. Главный вход начинается с высокой и длинной лестницы, заново отреставрированной в начале XX века. Храм лишен других декоративных излишеств, но, несмотря на это, производит впечатление изысканного и величественного.
Была построена также деревянная монастырская колокольня с четырьмя колоколами.
Внутри храм был окрашен в красный цвет без росписи и отапливался водяным отоплением, что в те годы было редкостью. Иконостас был из соснового дерева, а резьба, орнаменты, колонны, царские двери из липового. Покрыт был белой эмалевой лакированной, под мрамор, краской и частями колонны, царские двери и резьба тонкими отводками золотом. Стиль можно сказать, строго не выдержан, скорее всего, русско-византийский. Иконы в иконостасе на липовых досках писаны А. Р. Бороздиным, рисунки взяты из Собора Св. Владимира в Киеве — в духе Васнецова и Нестерова.
К 1907 г. монастырь представлял собой очень развитый комплекс. За крепкой оградой с двумя башнями и двумя воротами, где на святых воротах с железными дверьми было укреплено десять образов, по периметру находились крытые железом деревянные дома-кельи настоятельницы и монахинь, два деревянных келейных корпуса, в одном также размещались трапезная и рукодельная, под ней был каменный подвал. Далее располагались: школа грамоты для крестьянских детей, деревянная монастырская больница с кельями для сестёр, кирпичные просфорная и хлебная пекарни, деревянный дом для приезжих богомольцев, дом священника с двумя сараями и каменным погребом, дом для другого священника, кирпичная прачечная, деревянные кладовая и мучной амбар, рядом возвышалась монастырская колокольня, а недалеко деревянная баня. Все перечисленные здания крыты железом.
В другую сторону шли монастырские хозпостройки: кирпичная хлебная сушилка, деревянный омшаник (утепленное помещение для зимовки пчел), ледник в два подвала, крытые тесом. За ними стояли, крытые соломой деревянная рига с четырехконной молотилкой, каменный скотный двор с конюшнями и две избы для обслуги — кирпичная и деревянная, потом плетневый сарай для инвентаря, экипажный и дровяной сараи и два плетневых сарая для хранения кормов. Замыкали периметр собственные кельи-дома.
Наступление революционного духа монастырь ощутил на себе в первый год, еще до официального распоряжения о закрытии. Тревожным предвестником стал пожар в 1920г., в котором пострадал храм в честь Воздвижения Креста Господня. Восстановительные работы завершились уже через несколько месяцев, и храм был заново освящен.
Спустя год вышло постановление Тульского губисполкома о закрытии всех монастырей в губернии. Успенско-Иверский монастырь был закрыт, но ненадолго. Постановлением ВЦИК от 6 февраля 1922г. она была восстановлена как «Борщевская коммуна». Изъятое имущество было возвращено. Но оба храма были закрыты, и во время кампании по разграблению церквей в связи с голодом в Поволжье из них была изъята вся золотая и серебряная утварь, всего 108 предметов.
6 апреля 1922г. коммуна была преобразована в Борщевскую сельскохозяйственную артель. В 1929г. артели понадобился материал для строительства нового скотного двора, и его правление обратилось в вышестоящие инстанции о разборке Крестовоздвиженской церкви, которая в последние годы использовалась под склад. А Иверский храм был закрыт в 1938г, и в нем какое-то время размещалась школа.
Была разобрана деревянная колокольня, постепенно исчезли все стены и монастырские постройки, в 1958 году снесли все пять куполов Иверского храма. На сегодняшний день этот храм — единственный сохранившийся из всех монастырских построек.
Реставрировать храм начали только в 2000г. Купола храма в новом варианте заменены на шатры. Литургия в нем не служилась. И только летом 2004г. в Тульскую епархию прибыл протоиерей Владимир Фролов для возрождения обители. И в январе 2005г. им было положено начало служения литургии.
см. Покровский А. Успенско-Иверский женский монастырь.
Контакты
Местная религиозная организация Православный Приход храма в честь иконы Божией Матери «Иверская» села Борщевое Веневского района Тульской области Тульской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
адрес: в десяти километрах на юг от тульского перекрестка по трассе Москва—Дон
Банковские реквизиты:
Наименование банка: Отделение №8604 Сбербанка России г.Тула
Обитель в селе Борщевое
В двенадцати верстах по старой Крапивенской дороге, в десятке километрах на юг от тульского перекрестка по трассе Москва—Дон, раскинулось известное еще со времен Ивана Грозного село Борщовое.
Издревле было оно выбрано жителями и стало надежным рубежом обороны в полосе засек от Венева к Карникам. Расположенная на берегу ныне пересохшей реки Лошки «деревня Борщево и Ущаково, и Лошкино тож» (так именовался этот населенный пункт официально в Дозорной книге Тульского уезда 1587—1589 гг., входил в то время в Заострожский стан) вместила в себя имения трех засечных сторожей; Сидора Кубасова Белолюбского, Радея Алферова Тархова и Семена Ермолаева Козьякова, которые вместе с братьями Михаилом и Василием Кубасовыми Белолюбскими стали первыми официально упомянутыми помещиками данной округи. Не уменьшилось значение селения и в XVII веке. Здесь находилось одно из звеньев большой засечной черты, которую спешно ремонтировали по велению царя Алексея Михайловича. Надзор был строгим — всего в 4 верстах отсюда, в городе Новогороденске стольники Засецкие, хозяева сего удела, пытались создать центр уезда, пользуясь склоками между городовым, осадным и засечным воеводами Венева. Но все осталось как и было, а род Засецких измельчал и пресекся. Борщевое же вошло в XVIII веке в состав Веневского уезда.
Однако в селении не было церкви и местному населению приходилось ходить в храм в селе Богородицкое в двух верстах отсюда. Но веневцы на это могут возразить, ведь все знают о существовании в Борщевом очень красивого храма в духе древнегрузинской монастырской архитектуры. Бытовала даже догадка, что здание выстроили грузинские воины, пришедшие в Россию, после присоединения их государства, вместе с царем Вахтангом VI.
Через некоторое время в областном архиве обнаружился и проектный чертеж гармоничного двухэтажного здания в «византийском» стиле, с тремя престолами на каждом этаже. Кому же мы обязаны возникновением этого архитектурного чуда?
Жили-были в середине XIX века в сельце Борщевом три незамужние сестры-помещицы: Анна, Александра и Елизавета Павловны Хрипковы. Владели они там 14 семьями дворовых и крепостных со 119-ю душами мужского и женского пола. И хотя во второй половине села жила куда более богатая помещица — жена действительного статского советника Надежда Ивановна Яковлева, владелица села Богородицкого и имений в Теребуше, Пожилках и Сливках, — именно им, а точнее Елизавете Павловне, отнюдь не самой богатой из сестер (две семьи дворовых людей и одна крестьянская, с двадцатью крепостными), выпала честь зачинательницы обители.
На средства Е. II. Хрипковой был выстроен в сельце крепкий каменный храм с такою же колокольней под железной крышей. Кроме того, построили и деревянный дом для священника. Церковь была необычной — в ней не венчали и не крестили, да и умерших стали отпевать только с 1894 года. Она предназначалась для будущей обители, где должны были найти мир и успокоение мятущиеся женские души, на что было подано и соответствующее прошение в Святейший Синод. Кстати, храм положенным порядком осветили в 1862 году во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня.
Ход бумаг тогда был не спешен, но Высочайшее разрешение все-таки было получено. И созданная Борщевская Крестовоздвиженская женская община приписана к Владычему Введенскому общежительному Серпуховскому монастырю 3-го класса. Этот монастырь основал еще в 1361 г. митрополит Московский Алексий, Святитель Российский.
В 1892 году община в Борщевом, названная «в память чудесного спасения Августейшей семьи 1888 года» обрела свою самостоятельность, а с 1898 года преобразована в монастырь, получив своё окончательное название.
Как указано в «Памятной книжке Тульской губерния на 1897 год» возглавляла общину в Борщовом монахиня Апполинария. Не отличаясь крепким здоровьем, она отдавала все силы строительству обители и сумела привлечь крупные вклады от жертвователей как в наличных суммах, так ив кредитных билетах «вечных» вкладов, проценты с которых также шли на строительство нового храма, заложенного 2 сентября 1896 года. Но первой настоятельнице монастыря не суждено было увидеть результаты своего труда, ее похоронили после смерти в нижнем этаже с северной стороны храма. Далее с успехом продолжила и довела дело до конца игуменья Флавиана. 10 сентября 1913 года в верхней церкви был освящен главный престол по имя иконы Иверской Божией Матери. С этого момента старый Крестовоядвиженский храм стал считаться приписным к монастырю, являясь его второй церковью. В ней, в специальной усыпальнице, были похоронены па западной стороне храма основательница храма Е. П. Хрипкова, ее сестры, мать и брат.
В 1916 г. службы шли и о левом приделе Иверской церкви, устроенном во имя святого Феодосия Черниговского. Храм внутри был окрашен в красный цвет без росписи и отапливался водяным отоплением, что в те годы было редкостью. Не знаю был ли освящен правый придел во имя Успения Божией Матери и пределы нижнего Никольского храма: в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», святителя и чудотворца Николая Мирликийского и великомученника Пантелеймона, или тому помешали первая мировая война и последовавшая в 1917 году революция — они перечеркнули множество самых блистательных планов, но монастырь, пережив гражданскую войну, был закрыт по постановлению Тулгубисполкома от 7 сентября 1921 года, а монахини разогнаны…
Сохранилось описание монастырских построек от 1907 года. За крепкой оградой с двумя башнями и двумя воротами, где на святых воротах с железными дверьми было укреплено десять образов, по периметру находились крытые железом деревянные дома-кельи настоятельницы в монахинь, два деревянных келейных корпуса, в одном также размещались трапезная и рукодельная, под ней был каменный подвал. Далее располагались: школа грамоты для крестьянских детей, деревянная монастырская больница с кельями для сестёр ее, еще один дом-келья, кирпичные просфорная и хлебная пекарни, деревянный дом для приезжих богомольцев, дом священника с двумя сараями и каменным погребом, дом для другого священника, кирпичная прачечная и деревянные кладовая и мучной амбар, рядом возвышалась деревянная монастырская колокольня с четырьмя колоколами, а недалеко деревянная баня. Все перечисленные здания крыты железом.
В Другую сторону шли монастырские хозпостройки: кирпичная хлебная сушилка, деревянный омшаник, ледник в два подвала, крытые тесом. За ними стояли, крытые соломой деревянная рига с четырехконной молотилкой, каменный скотный двор с конюшнями и две избы для обслуги — кирпичная и деревянная, потом плетневый сарай для инвентаря, экипажный и дровяной сараи и два плетневых сарая для хранения кормов. Замыкали периметр собственные кельи-дома Зинаиды r Константиновны Картуковой, Александры Федоровны Георгиевской, Татьяны Ивановны Поповой, Ксении Васильевны Шкуриной и сестер Ларисы и Вефы Михайленко. Очевидно, что все они были дворянками, поскольку простой люд строить свои кельи и крыть их железом был не в состоянии. В угодья монастыря на его земле входили плодовый сад, пруд с мелкой рыбой и 25 колод пчел.
Капитал монастыря обеспечивался вкладами вечного хранения на 15050 рублей, положенными в Тульское отделение Государственного банка. Они давали от трех с половиной до четырех с половиной процентов годовых, которые шли на нужды обители и священника по 720 руб. в год (в 1916 г.— 922 руб.). До 150 рублей дохода приносил сад. Все это, вместе с вкладами и пожертвованиями благотворителей и доходами от рукоделья монахинь, позволяло возводить новый храм. В описываемом нами 1907 год на приобретение стройматериалов было израсходовано 4900 рублей 14 копеек. Лишнего ничего не приобреталось, все средства шли на главное — украшение обители. Даже батюшка отмечал в клировых ведомостях свое скудное жалованье.
В школе при монастыре сначала обучались только девочки, но в 1915—1916 годах тут учились 17 мальчиков и 12 девочек. Учительницей в то время здесь была послушница обители, дворянка Ольга Федоровна Смирнова, 1808 года рождения. Она закончила семиклассную женскую гимназию, получила свидетельство за звнание учительницы начальных классов и до поступления в монастырь занималась подготовкой детей к поступлению в гимназию и другие средние учебные заведения в частных домах. С октября 1910 года она обучала девочек в монастырской школе и за 6 лет работы довела до выпускных экзаменов с выдачей свидетельства об окончании школы 16 учениц. Это очень хороший результат для школы в 30 учащихся. Она жила в отдельной келье и получала за работу 360 рублей серебром в год от уездного отделения епархиального училищного совета. В 1916 году её жалование было повышено до 480 руб. в год.
Любопытно и то, что Борщевое – это одна из немногих деревень и сел уезда, которая практически не разрослась за полсотни с лишним лет: в 1858 г. По ревизским сказкам всеобщей 10-й переписи в ней было 39 крестьянских дворов со 188 обитателями, а в 1911г. – 38 домов с 241 жителем. Судьба же 35 дворовых людей помещиц не известна.
Ныне Иверский храм монастыря готовится к службе! Храм возрождается и священнослужители, во главе с благочинным Веневского округа о.Николаем (Дудиным), ведут активную работу по восстановлению святыни. Дай Бог им сил и здоровья, и полного исполнения всех замыслов на этом пути!
Материал подготовил В.Ильин, председатель районного клуба краеведов. «Красное Знамя» 17.10.2001