Бортовая цифровая вычислительная машина
Бортовая цифровая вычислительная машина
Из Википедии — свободной энциклопедии
Бортовая цифровая вычислительная машина (сокращённо БЦВМ) — бортовой компьютер, предназначенный для установки на авиационные транспортные средства, ракеты-носители, разгонные блоки, космические аппараты, космические станции и др. Авиационные БЦВМ получили распространение не только на летательных аппаратах, но и на других подвижных и стационарных объектах.
Отличие БЦВМ от различных специализированных вычислителей и блоков обработки данных (которых в современном самолёте предостаточно) в том, что БЦВМ имеют общепринятую для компьютеров структуру: наличие оперативной и долговременной памяти, устройств ввода-вывода и т. д.
В СССР разработкой БЦВМ занимались в основном три предприятия: ЛНПОЭА (ОКБ «Электроавтоматика»), НИЦЭВТ (НИИ «Аргон») и ХК «Ленинец» (современные названия). Позднее разработку БЦВМ проводили и другие предприятия, такие, как МИЭА (Москва), МНИИ «Агат» (Жуковский), ОКБ «Авиаавтоматика» (Курск), 3-й МПЗ МНПК «Авионика» (Москва) и др. В начале 1990-х годов в число разработчиков БЦВМ вошло Раменское приборостроительное КБ (РПКБ), НИИСИ РАН, ОАО «Русская авионика» (Жуковский). Основным разработчиком БЦВМ для ракет, используемых в качестве авиационного вооружения, стал НИИ приборостроения (Москва), который за этот период разработал серию бортовых вычислительных устройств (БЦВУ-201, БЦВУ-301, БЦВУ-305-10, БЦВУ-305-12, БЦВУ-350, БЦВУ-400) и серию встраиваемых БЦВМ («Заря-30», «Заря-32», «Заря-32M», «Заря-35», «Заря-37M», «Заря-38» и «Заря-32МК»), а также автономные БЦВМ «Заря-40» и «Заря-41».
В начале 1970-х годов БЦВМ используются практически во всех подсистемах летательных аппаратов. Например, радиоэлектронные комплексы разрабатывались Минрадиопромом и оснащались БЦВМ, созданными в НИИ «Аргон», навигационно-пилотажные комплексы и системы индикации разрабатывались Минавиапромом и оснащались БЦВМ, созданными в ЛНПОЭА. На борту самолетов нередко использовались БЦВМ с различной архитектурой и просто на различной элементной базе, сопряжение которых было затруднено или невозможно. На основе анализа, проведенного в конце 70-х — начале 80-х годов, была разработана программа создания семейств унифицированных ЭВМ для использования на подвижных объектах всех классов. Эта программа была утверждена в 1984 г. решением Государственной Комиссии. В соответствии с ней в ЛНПОЭА были начаты работы по созданию унифицированных СБЭВМ — СБ3541 и СБ3542 с архитектурой типа «Электроника-32», а в НИИ «Аргон» — СБ5140 с архитектурой «ПОИСК». Эта программа не была выполнена. Были разработаны лишь отдельные машины (и то со значительным отставанием по срокам) — СБ3541 на базе МПК1839, СБ5140 и СБ5580 на основе БМК 1537ХМ2. Опыт работ по созданию СБЭВМ был учтен, а сама идея межвидовой унификации получила логическое завершение в разработках ЭВМ семейства «Багет» (головной разработчик НИИСИ РАН), в состав которого входят также и машины авиационного применения «Багет-53», «Багет-52», «Багет-63» и «Багет-62».
БЦВМ в настоящее время применяются в составе навигационных и навигационно-пилотажных комплексов, прицельно-навигационных комплексов, бортовых систем связи, в системе ДРЛО и др. Например, 16-разрядные БЦВМ серии Ц101Ю, Ц101М1, Ц102М1 и Ц104М1 разработаны НИИ «Аргон» и обеспечивают выполнение широкого спектра задач по обработке информации на борту самолётов типа МиГ-29 и Су-27, в том числе управление системой вооружения и РЛС в реальном масштабе времени. Конструкция этих БЦВМ рассчитана на эксплуатацию в жёстких условиях — температурный диапазон от −55 до +60 градусов, линейные ускорения до 13,5 g, относительная влажность среды — 100 %, атмосферное давление — до 15 мм рт. ст.
О специализированных бортовых ЭВМ замолвим слово
Возвращаясь немного назад. До Второй мировой получение данных для стрельбы производилось с использованием механических построителей, дифференциалов, следящих систем и коноидов. Были изобретены приборы управления зенитно-артиллерийским огнем (ПУАЗО), применялись в противосамолетной обороне, приборы управления стрельбой (ПУС) — в корабельной артиллерии, приборы стрельбы торпедами (ТАС) — для бомбомтания. К 50 году были созданы вращающиеся трансформаторы и сельсины, решающие усилители постоянного тока с отрицательной обратной связью. Это помогало решать задачи на определение данных для стрельбы и привело к уменьшению габаритов приборов и значительно сократило трудовые затраты на их изготовление. Такой переход на электромеханические и электронные устройства помог значительно уменьшить затраты на изготовление механических счетно-решающих устройств (ведь точность выдаваемых данных в этих счетно-решающих приборах была напрямую связана с точностью их изготовления).
Бесспорно требовалось одно устройство (компьютер), которое дало бы возможность решать логические и вычислительные задачи любой сложности, нужно было создать условия для перехода к цифровой вычислительной технике.
Для военного дела требования к создаваемым компьютерам были повышены. Нужны были электронные элементы, которые были бы достаточно надежны, обладали быстродействием, и все это при работе в широком диапазоне температур, при высокой влажности, вибрациях, ударах. Требовалась разработка методики по построению и проектированию ЭВМ и ее основных частей, таких как арифметического устройства, памяти, устройства управления, системы питания, устройства обмена. Нужно было также конструкторское решение, которое позволило бы оформить компьютер, обеспечить его надежную работу при разных механических и климатических условиях.
Самым важным в создании военных компьютеров, работающих в системах, был вопрос подготовки кадров. Они должны были проектировать и производить ЭВМ. От них требовалась «универсальность», так как такой специалист должен был разбираться не только в математических проблемах, связанных с алгоритмами, численными методами решения и программированием, но и в технических и производственных проблемах.
По вопросу подготовки таких специалистов в середине 50 годов в США возникла дискуссия: на основе какого базового образования — технического или математического — готовить таких специалистов? Какой главный конструктор компьютера окажется более приспособленным для этой работы: имеющий техническое или математическое образование?
Развитие военных компьютеров показало — более приспособленными в основном оказались главные конструкторы с инженерным образованием.
Было три сферы применения вычислительных машин в военной области, они отличались по климатическим и механическим условия эксплуатации. Первые применялись в стационарных условиях (в помещениях), вторые — в прицепах, контейнерах, которые транспортировались воздушным, водным, железнодорожным, автомобильным транспортом и включались в работу после установки на позиции, третьи использовались на подвижных обьектах, такие машины были названы бортовыми ЭВМ (БЭВМ: возимые, авиакосмические, ракетные, морские). К возимым относятся ВМ, они устанавливались на танках, автомашинах и других подвижных средствах.
Для самолетов и ракет были разработаны:
Для военно-морского флота были созданы:
Бортовые вычислительные машины для самолетов и ракет третего поколения (на основе использования микросхем малой, средней интеграции, гибридных схем и частично схем большой интеграции):
В 1956 году под руководством Лебедева и Бурцева для управления радиолокационными станциями дальнего сопровождения и точного наведения, осуществления наведения противоракеты на баллистическую ракету противника была разработана цифровая вычислительная машина М-40. Это была первая большая специализированная СЦВМ на электронных лампах. Быстродействие такой машины составляло до 40 тысяч операций в секунду. ОП была на ферритовых сердечниках емкостью 4096 слов и циклом работы 6 мкс. Работала такая СЦВМ с 36-разрядными двоичными числами с фиксированной запятой.
В М-40 был реализован плавающий цикл управления операциями и система прерывания, было использовано совмещение выполнения операций с обменом и мультиплексный канал обмена. Машина работала в замкнутом контуре управления в качестве управляющего звена с удаленными объектами по радиорелейным дуплексным линиям связи.
Весной 1956 года силами СКБ-30 был выпущен эскизный проект противоракетной системы «А», в состав системы которой входили такие элементы: радиолокаторы «Дунай-2» с дальностью обнаружения целей 1200 километров, три радиолокатора точного наведения противоракет на цель, стартовая позиция с пусковыми установками двухступенчатых противоракет «В-1000», главный командно-вычислительный пункт системы с ламповой ЭВМ М-40 и радиорелейные линии связи между всеми средствами системы.
38 площадка полигона Сары-Шаган
Специализированная цифровая вычислительная машина М-50
В 1959 под руководством Лебедева и Бурцева была создана специализированная цифровая вычислительная машина М-50. Она была модификацией М-40 работала с числами с плавающей запятой.
На базе этих двух машин М-40 и М-50 был создан двухмашинный комплекс. Спец ЦВМ 5Э92 была модификацией М-50 и использовалось для контрольно-регистрирующей аппаратуры с возможностью дистанционной записи данных, поступающих с высокочастотных каналов связи.
Машина электронная вычислительная специализированная 5Э26
Под руководством Лебедева и Бурцева в 1978 году Институтом точной механики и вычислительной техники (ИТМиВТ) АН СССР была разработана электронная вычислительная специализированная 5Э26. Это была первая мобильная управляющая многопроцессорная высокопроизводительная вычислительная система. В основе — модульный принцип построения с высокоэффективной системой автоматического резервирования. Работала в широком диапазоне климатических и механических воздействий. Система автоматического резервирования базировалась на аппаратном контроле. Было развито математическое обеспечение автоматизации программирования. Мобильная машина работала с языками высокого уровня, применялась энергонезависимая память команд на микробиксах, была возможность электрической перезаписи информации внешней аппаратурой записи.
Производительность такой ЭВМ составляло 1,5 млн. операций в секунду, длина слова — 32 разряда, информация была представлена как целое слово, полуслово, байт и бит. Оперативная память составляла 32–34 Кб, а обьем командной памяти 64–256 Кб, потребляемая мощность составляла 5-9 кВт. Независимый процессор ввода-вывода информации по 12 каналам связи, имеющий максимальный темп обмена свыше 1 Мбит в секунду.
В машине была двухсторонняя память на ферритах. Полные размеры одной пластины 65 * 45 см, толщина составляла 1,2 см, вес около 6 кг. Ферритовая память состояла из параллелепипедов, через них были пропущены два перпендикулярные провода, что и образовывало двухмерную матрицу. Блок памяти состоял из 16 двухсторонних пластин.
фото взято отсюда
САРПО «Яуза» была настроена на 5Э26 для разработки комплекса программ РЛУ «Основа», а затем и системы «Байкал».
Специализированная вычислительная машина 5Э92б
Специализированная вычислительная машина 40У6
Машина 40У6 была разработана в 1988 году, ее главным конструктором был Кривошеев. Это была мобильная управляющая многопроцессорная вычислительная машина, в ее основе также был использован модульный принцип. За счет того, что некоторые модули были продублированы и зарезервированы она была високонадежной, разветвленная система аппаратурного контроля обеспечивала возможность восстановления процесса управления при сбоях или отказах аппаратурной части.
СЭВМ 40У6 работала в режиме реального времени и была рассчитана для работы в широком диапазоне климатических и механических воздействий. Как и в предыдущей 5Э26, в ней было предусмотрено развитое математическое обеспечение автоматизации программирования. Машина потребляла 5,5 кВт.
Конструкция машины была блочной, использовались 32-разрядные слова, с плавающей запятой. Оперативная память составляла 256 кБ и имела внутренний контроль по кодам Хемминга, байтовый контроль передач, интерливинг, командная память составляла 512 кБ и был также предусмотрен внутренний контроль по по кодам Хемминга, байтовый контроль передач, использовался 15-канальный процессор ввода-вывода информации. Переход на аккумуляторное питание при выключении питания способствовал тому, что информация не пропадала.
К 1990 году времени выпущено более 200 машин.
Первой отечественной БЦВМ, которая «полетела» в космос, стала БЦВМ «Аргон-11С».
Была создана в 1968 году, было изготовлено 21 образца данной машины. Машина использовалась в системе управления космическим аппаратом «Зонд» (облет и фотографирование поверхности Луны с возвращением космического аппарата на Землю). Работа производилась в реальном времени. Структура и архитектура машины имела минимальный набор команд, состояла такая ЭВМ из трех функционально автономных вычислительных устройств с независимыми входами и выходами, связанных между собой каналами для обмена информацией и синхронизации. Ввод-вывод информации осуществляется программно.«Трехголовость» бортовых ЭВМ «Аргон-11С» — однa из основных конструктивных особенностей космической вычислительной техники. Емкость ОЗУ — 128 14-разрядных слов, ДЗУ — 4096 17-разрядных слов. Были применены интегральные гибридные микросхемы «Тропа-1». Главным достоинством серии «Тропа» являлась простота технологии.
С появлением первой отечественной серии монолитных интегральных схем – серия 110 (интегральные микросхемы транзисторной логики с резистивно-емкостными связями) была выполнена разработка БЦВМ «Аргон-11» для ракетной техники.
В «Аргон-11С» впервые в прaктике создaния бортовых ЭВМ былa примененa схемa резервировaния узлов, которaя именовaлaсь троировaнной структурой с мaжоритировaнием.
Нaдежность этой мaшины была довольно высока. Вероятность отсутствия откaзов в двух из трех ее модулей состaвляло 0,999 в течение восьми суток полетa космического aппaрaтa к Луне и обрaтно.
космическая станция «Зонд-4»
Космическaя миссия былa весьмa ответственной. Аппaрaты серии «Зонд» были сконструировaнны нa основе пилотируемого корaбля «Союз 7К-Л1», Их задачей было исследовaние возможности высaдки нa Луне советских космонaвтов. БЦВМ «Аргон-11С» былa преднaзнaченa для упрaвления движением космического корaбля Л1 из серии «Зонд» при его облёте Луны и aэродинaмического спускa нa Землю при вхождении в aтмосферу нa второй космической скорости.
Зaдaчa этa былa политически вaжной. Прогрaммa «Аполлон», отрaбaтывaемaя NASA с нaчaлa шестидесятых годов, к 1968 году вошлa в стaдию пилотируемых полётов, и руководство СССР желaло утереть нос потенциaльному противнику.
Конструкция троировaнной схемы «Аргон-11С» былa удaчной. Позже такая же схема была использована при создании БЦВМ «Аргон-16», которую нaзвaют космическим долгожителем (использовaлaсь в сaмых рaзнообрaзных космических aппaрaтaх более 25 лет). Около трёхсот экземпляров «Аргон-16» трудились в «Союзaх», трaнспортникaх «Прогресс», орбитaльных стaнциях «Сaлют» и «Мир».
Хотя Луннaя прогрaммa СССР «потерпелa фиaско», она способствовала рaзвитию бортовой вычислительной техники космического бaзировaния.
Пришедшие нa смену «Аргонaм» БЦВМ серии Ц, в чaстности «С-530», с успехом применялись в системaх упрaвления межплaнетных стaнций «Мaрс» и «Венерa». С их помощью впервые в истории человечествa былa выполненa посaдкa космического aппaрaтa нa поверхность Мaрсa, проведены исследовaния кометы «Вегa» и рaдиолокaция Венеры.
История развития бортовых цифровых вычислительных машин в России
Цифровые вычислительные средства в составе бортового оборудования самолетов появились на рубеже 60-х годов и за относительно короткий срок практически полностью заменили используемые ранее аналоговые вычислители, поскольку обеспечивали более высокую точность решения задач, характеризовались большей универсальностью применения и обладали широкими логическими возможностями.
Эти качества бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ) позволяют использовать ее практически во всех подсистемах бортового оборудования самолета, обеспечивают устойчивость БЦВМ к усложнению алгоритмов и позволяют применять более сложные, а значит, и более совершенные законы управления самолетом и его подсистемами. Они позволили осуществить информационное взаимодействие между отдельными (ранее непосредственно не взаимодействовавшими) подсистемами бортового оборудования и образовать единый комплекс бортового оборудования (КБО), что в конечном счете повысило эффективность выполнения полетного задания и безопасность полета.
Использование БЦВМ потребовало определенной унификации радиоэлектронного оборудования самолета, в результате которой сократились сроки и снизились затраты на разработку и последующую модернизацию КБО и затраты на его эксплуатацию.
Внешний вид типового КФМ
Для эффективного применения средств цифровой вычислительной техники в составе бортового оборудования самолетов необходимо было решить следующие проблемы:
— разработать БЦВМ, максимально удовлетворяющие по всем параметрам требованиям конкретного применения;
— создать системы обмена информацией, обеспечивающие как сопряжение БЦВМ с бортовой аппаратурой (датчиками и исполнительными органами), так и взаимодействие машин между собой в составе бортовой вычислительной системы;
— разработать ПО, включающее средства создания и отладки программ и средства, обеспечивающие вычислительный процесс и функционирование машины.
Необходимость решения двух первых проблем была очевидна изначально, а вот создание ПО казалось делом второстепенным. Поэтому на ранних стадиях развития цифровой авионики основное внимание уделялось разработке БЦВМ и средств ее сопряжения с бортовой аппаратурой. Проблема создания ПО обострялась по мере усложнения структуры машины, расширения круга решаемых задач, появления и развития бортовых вычислительных систем, и в настоящее время затраты на разработку ПО превышают затраты на создание аппаратных средств.
С появлением серийно выпускаемых микропроцессоров (МП) разработка различных БЦВМ пошла широким фронтом. В это время были созданы: БЦВМ серии “Интеграция”, Ц-175, Ц-176 (ХК “Ленинец”, БЦВМ “Молния”) и “Молния-Д” (МНПК “Авионика”), БЦВМ “Алиса” (МНИИ “Агат”), БЦВМ МПО (ОКБ “Авиаавтоматика”), БЦВМ “Сигма” (НПЦ “Синис”) и ряд других. Однако большинство этих разработок не получило практического применения. В 90-х годах создаются БЦВМ на основе i80386 и i80486, в числе которых можно отметить семейство БЦВМ-386/486 (АО РПКБ), БЦВМ МВК (ОАО “Русская авионика”) и БЦВМ МБ-5 (АО НТЦ “Модуль”).
Уже в начале 70-х годов БЦВМ используются практически во всех подсистемах КБО. Эти подсистемы создавались на предприятиях различных министерств. Например, радиоэлектронные комплексы разрабатывались Минрадиопромом и оснащались БЦВМ, созданными в НИИ “Аргон”, навигационно-пилотажные комлексы и системы индикации разрабатывались Минавиапромом и оснащались БЦВМ, созданными в ЛНПОЭА. На борту самолетов использовались БЦВМ с различной архитектурой, что серьезно затрудняло отработку аппаратуры и программного обеспечения КБО, увеличивало сроки создания комплексов, повышало затраты на их разработку и эксплуатацию.
Внешний вид различных типов модулей
Одновременно с машинами общего назначения велись работы по созданию специализированных процессоров для обработки сигналов. В ХК “Ленинец” был создан первый промышленный программируемый процессор сигналов Ц200 и разрабатывается новый процессор Ц300. НИИСИ РАН (КБ “Корунд-М”) представил свой образец сигнального процессора “Багет-55-02” (Ц400), который выполняет операции “бабочка” со скоростью 40 млн. оп./с. В настоящее время разрабатывается более совершенный процессор Ц600.
Если в начале для построения БЦВМ использовались дискретные компоненты, то по мере развития элементной базы они заменялись интегральными схемами (ИС), затем схемами со средней и большой интеграцией (СИС и БИС) и наконец микропроцессорными комплектами БИС (МПК БИС).
Замена дискретных компонентов большими интегральными схемами позволила повысить быстродействие машины более чем на два порядка при одновременном снижении на порядок и более энергопотребления и веса. Совершенствование микропроцессоров в 80-х и начале 90-х годов позволило поднять еще как минимум на порядок быстродействие БЦВМ, также улучшились внутренние и внешние интерфейсы вычислительных машин.
Проанализировав этапы развития элементной базы, архитектуры, структуры БЦВМ, ее ПО, можно сформулировать основные признаки, характеризующие поколения бортовых цифровых вычислительных машин. Хотя любая БЦВМ может быть лишь условно отнесена к какому-либо конкретному поколению, так как некоторые ее параметры могут соответствовать или предыдущему, или последующему поколениям.
Для БЦВМ первого поколения были характерны относительно низкий информационно-вычислительный потенциал и довольно примитивная (с современной точки зрения) структура, реализуемая с применением дискретных компонентов. Структуру этих БЦВМ составляли арифметическое устройство (АУ), оперативное и постоянное запоминающие устройства (ОЗУ и ПЗУ), устройство управления (УУ) и вторичный источник питания (ВИП). Память машин была одноуровневой. Закрытая архитектура этих машин строилась на основе функциональных блоков, которые разрабатывались специально для каждого конкретного случая. Любая модернизация требовала дополнительной разработки соответствующих функциональных блоков с нужными характеристиками. Программирование производилось в машинных кодах, а для отработки программ использовались интерпретирующие системы и пульты контроля и индикации.
Ко второму поколению условно можно отнести БЦВМ семейств “Орбита-10” и “Орбита-20”, созданные в ЛНПОЭА, а также БЦВМ “Аргон-15” разработки НИИ “Аргон” (НИЦЭВТ).
Внешний вид ЦВМ 10-15
Программирование БЦВМ семейства осуществлялось на уровне машинных кодов, делались попытки создания языка программирования уровня ассемблера. Для отладки ПО ГосНИИАС предложил комплекс отработки программ (КОП) в составе бортовой машины, инструментальной ЭВМ и аппаратуры, обеспечивающей их сопряжения.
Серийное производство БЦВМ семейства “Орбита-20” (ЛНПОЭА), объединяющего более 50 различных модификаций, начато в 1974 г. Поныне БЦВМ этого семейства остаются самыми массовыми вычислительными машинами авиационного применения.
Все машины семейства имеют одинаковое быстродействие, равное 200 тыс. оп./с (операции сложения) и 100 тыс. оп./с (операции умножения). Базовая модель включает ОЗУ емкостью 512 слов и ПЗУ емкостью 16К слов.
Бортовая цифровая вычислительная машина “Аргон-15” разработана в начале 70-х годов. Она поставлялась пользователям как вычислительное устройство, состоящее из центрального процессора (ЦП) с быстродействием 200 тыс. оп./с (операции сложения), ОЗУ емкостью 2К слов, ПЗУ емкостью 32К слов (четыре блока по 8К слов) и энергонезависимого ЗУ (ДЗУС). Средства сопряжения машины с бортовой аппаратурой (УВВ) создавал разработчик соответствующей подсистемы.
Диапазон изменения основных характеристик машин семейства “Орбита 20”
Для создания ПО объекта начинают применяться рабочие места программиста (РМП), разрабатываемые одновременно с машиной.
К третьему поколению БЦВМ можно условно отнести машины семейств ЦВМ 80-30ХХХ (ЛНПОЭА), ЦВМ 80-40ХХХ (ЛНПОЭА), “Заря-30” (НИИП), “Заря-40” (НИИП), БЦВМ Ц-100, Ц101, Ц102 и Ц104 (НИИ “Аргон”), БЦВМ А-30, А-40 и А-50 (НИИ “Аргон”) и СБМВ-1, СБМВ-2 (МНПК “Авионика”).
БЦВМ на основе архитектуры “ПОИСК” (проблемно-ориентируемая с изменяемой системой команд) разработаны в НИИ “Аргон”. Первая БЦВМ ряда Ц100 была передана в серийное производство в 1983 г. В начале 80-х годов созданы машины Ц101 и Ц102, а в 1986 г. завершена машина Ц104.
Внешний вид базового комплекса ЦВМ “Орбита-20”
Разработка БЦВМ СБМВ-1 и СБМВ-2 (МНПК “Авионика”) начата в середине 80-х годов. К 1993 г. было выпущено несколько сот этих машин. В режиме фиксированной запятой ее быстродействие составляет 1000 тыс. оп./с и 50 тыс. оп./с (операции сложения и умножения). Операции с плавающей запятой со скоростью 80 тыс. оп./с. Энергопотребление не превышает 10 Вт.
К четвертому поколению можно условно отнести БЦВМ 90-50ХХХ, семейство БЦВМ-386/486 и БЦВМ “Багет-53”.
Разработка семейства БЦВМ-386/486 начата в АО РПКБ в 90-х годах. В серийное производство эти БЦВМ должны быть запущены в этом году.
Предсерийная партия (более 70 опытных образцов), выпущенная к концу 1998 г., уже используется для отработки бортовых комплексов самолетов и вертолетов.
Процессор БЦВМ-386 построен на базе МПК i386DX (тактовая частота 20 МГц) и обеспечивает в режиме плавающей запятой на коротких операциях быстродействие от 0,77 до 2,86 млн. оп./с.
Внешний вид ЦВМ80-307XX
Для отработки ПО предлагается рабочее место программиста РМП БЦВМ-386.
Основные черты пятого поколения БЦВМ еще окончательно не определены. Однако обязательным качеством этих машин следует считать наличие в структуре унифицированных внутренних и внешних (последовательных) интерфейсов, модулей интеллектуальных процессоров, способных к адаптации и обучению, а также “дружелюбного”, интеллектуального интерфейса и развитых операционных систем и инструментальных средств поддержки разработки программ на всех этапах их жизненного цикла.
Работы по созданию БЦВМ пятого поколения все еще находятся на стадии НИР. Сроки перехода к опытно-конструкторским разработкам и создание опытных образцов целиком зависят от финансирования.
1. Авиационная техника на международных авиасалонах в 1997 году. Обзор под ред. Е. А. Федосова. ГосНИИАС, 1998.
4. Руководство по применению и программированию (для перечисленных БЦВМ).
6. НИИ “Аргон”. Вехи полувекового пути. Москва, 1998.
7. Программируемый процессор сигналов Ц300. Рекламный проспект. НИИ ВС “Спектр” ХК “Ленинец”.
9. Пройдаков Э. СКБ-245 во всех его реинкарнациях. PC Week/RE, № 50/98.