боярская дума и земский собор сходства и различия

Боярская дума, земский собор и местное управление на руси в XII в.

Леонтьева Е.Н., соискатель кафедры историко-правовых дисциплин Чебоксарского кооперативного института (филиал) АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации».

В Древней Руси XVII в. Боярская дума являлась продолжением Думы княжеской. Соответственно изменившемуся составу служивых людей, в Думу входили чиновные люди, которым было велено «жить в думе» и которые позднее стали называться думными дворянами. К этим важнейшим думным чинам следовало присоединить еще думных дьяков. Не все, однако, думные чины принимали участие в заседаниях Думы. С другой стороны, царь мог пригласить на совет и не думного человека: были известны совещания государя с дворецкими и дьяками.

Законодательство, еще не отделенное от управления и суда, составляло главную функцию думской и государевой власти. В Думе решались все дела, не разрешенные подчиненными органами управления, как по недостатку указных норм, так и по неумению или нерешительности. По всем таким делам постановлялось решение в следующей форме: «. государь указал и бояре приговорили» или «. по государеву указу бояре приговорили». Эти формулы оставались неизменными, начиная с Судебника 1-го и кончая последними указами конца XVII в. Такой порядок довольно рано получил и законодательную санкцию: он указан во 2-м Судебнике.

Поступали дела в Думу по распоряжению государя, по докладам из приказов и по заявлениям частных лиц. Решения Думы, кратко сформулированные думным дьяком, передавались в соответствующие приказы для окончательной редакции и исполнения, причем окончательная редакция еще раз докладывалась в Думе.

По некоторым делам Дума выделяла комиссии: 1) ответную, для переговоров с послами; 2) для разбора местнических споров и 3) судебную, для пересмотра судебных решений. Последняя в XVII в. превращалась в постоянное учреждение, под именем расправной палаты. Дума просуществовала до начала XVIII в., затем преобразовалась в боярскую консилию, заседающую в ближней канцелярии; консилия же преобразовалась в Сенат.

Сначала на соборы созывались органы духовной и светской администрации, столичное дворянство и купечество. Это было представительство не по доверию избирателей, а по призыву правительства. Лишь на избирательном Соборе 1598 г. впервые появился выборный элемент, развивающийся и упрочившийся в эпоху Смуты, когда Земский собор приобрел решающее значение и политический авторитет.

Возраставший объем территории и новые задачи управления вызывали более сложную систему правительственных организаций. В Московском государстве впервые появилось разделение органов управления на центральные и местные; в связи с этим возникали различные управленческие инстанции.

Центральные учреждения (приказы) носили на себе следы происхождения из личных поручений; для заведывания каждым вновь обозначившимся кругом дел. Возникновение их во время значительного господства вотчинных интересов в управлении объясняло заметное преобладание сначала приказов придворно-хозяйственных, из которых и рядом с которыми возникали постепенно чисто государственные приказы. Возникающие по мере практических потребностей приказы отличались большим непостоянством и путаностью ведомств. Компетенция их определялась отчасти началом областным, отчасти сословным.

Местное управление пережило ряд существенно различных организаций. Первым типом являлась система преемников посадников.

С усложнением задач управления даже суд оказался не по силам кормленщикам, особенно с тех пор, как стал намечаться сыск как особая форма процесса. У кормленщиков не было ни достаточных средств, ни серьезных побуждений к сыску «лихих» людей. Эти дела были изъяты из ведомства наместников и переданы в ведение выборных старост и целовальников. Это были единственные органы: в выборе их принимало участие все население данного округа, не разделяясь на сословные группы.

Общественная группировка отразилась лишь в том, что во главе стояли представители служивого класса, притом непременно грамотные, а их помощниками были выборные из среды тяглых людей. Они должны были при содействии населения отыскивать и казнить «лихих» людей.

Дальнейшее развитие этой организации происходило при неблагоприятных условиях: интересы государственной службы стояли выше земских интересов, а потому губным старостам разрешалось избирать лишь служивых людей, негодных к службе.

Земский характер учреждений постепенно исчезал, и они превращались в правительственные органы, осуществляющие текущие задачи управления силами местного населения.

С одной стороны, увеличение податного бремени, вызывавшееся введением новых учреждений, привело к тому, что по местам наместники продолжали существовать до конца XVI в.; с другой стороны, постепенное прикрепление тяглого населения все более подрывало значение земских учреждений. Их число было сокращено в течение всего XVII в., хотя в поморских городах и уездах они просуществовали до учреждения бурмистрских палат.

Третьим типом организации местного управления являлась должность воеводы. Существовавшая в пограничных уездах еще с XVI в., она стала повсеместною с начала XVII в. Интересы общественной безопасности требовали в расшатанном Смутою государстве сильной правительственной власти для каждого уезда.

В ведомство воеводы входил большой круг задач местного управления и суда. Но не все задачи осуществлялись им лично. Некоторые из них, например сбор прямых и косвенных налогов, были поручены особым выборным органам (верные головы и целовальники, посадские и волостные старосты). По отношению к ним воеводы являлись только наблюдающей и контролирующей инстанцией.

Воевода должен был руководствоваться выдаваемым ему наказом, государевыми указами и наказами своих предшественников. В случае неполноты этих источников ему предоставлено было право действовать «смотря по тамошнему делу и по своему высмотру», лишь бы при этом не причинялся ущерб государевой казне.

Такой простор личного усмотрения открывал широкий путь к всевозможным злоупотреблениям, с которыми центральное правительство вело упорную, но практически безрезультатную борьбу.

Главнейшим средством в этой борьбе являлся правительственный контроль при сравнительно частой смене воевод, но он касался почти исключительно охраны казенных интересов, а отнюдь не защиты частных прав. В интересах последних хотя и был издан ряд мелких предписаний, но для проведения их в жизнь у правительства было так же мало средств, как и для точного выполнения гораздо более важных, с точки зрения правительства, указов.

Выведенное из терпения постоянными жалобами на воевод правительство в конце XVII в. решилось на крайнюю меру: для Сибири, где злоупотребления воевод были особенно вопиющими, из наказов и указов были выписаны статьи и разосланы во все земские избы и предписаны местным жителям: «Будет который воевода учинять по своему произволу, то такого воеводы не надо слушать и не надо ему подчиняться».

Таким решением была завершена борьба правительства со злоупотреблениями местной власти (в московском периоде). Сами задачи управления значительно разрослись и усложнились. Первенствующую роль среди них по-прежнему занимали, кроме права, суд, военное и финансовое управление. Охрана все более удлиняющихся границ требовала нового напряжения военных сил. Соответственно с этим усложнялась и организация войска. Военные расходы по первым государственным росписям конца XVII в. превышали половину государственного бюджета и требовали постоянного увеличения государственных доходов.

Источник

Боярская дума и земский собор

боярская дума и земский собор сходства и различия

Боярская дума – высший совет, который состоит из числа представителей феодальной аристократии. Которая фактически была продолжением совершенствования княжеской думы в периодах Х-ХI века, а во время существования Русского государства была в конце XIV века. В те времена дума была главной необходимостью в инвентаре каждого царя, даже самый Иван Грозный не мог обходиться без неё.

Особой роли боярская дума не проявляла, она фактически была не собранием высшей знати, а существовала исключительно для вынесения государственных советов, которая при решении каких-либо вопросов не осуществлялась без царя, тем самым она создавала целостную и единую верховную власть. Эта целостность была проявлена в деятельности, которые касаются законодательства и международных отношений. По всем деяниям всегда выводилось решение в форме «Государь указал и бояре приговорили» или же «По государеву указу бояре приговорили». Тем самым главную роль в вынесении вердикта для окончания решения какого-либо вопроса играл сам царь.

Степан Веселовский был историком, и писал следующее:
Ввиду того что имеются огромные и многозначные представления о боярской думе, необходимо всегда помнить то что, тех людей которых царь допускал к себе на близкое расстояние, или же преподносил к себе в боярскую думу, он их считал советниками по решению какого-либо вопроса совместно. Но некоторые вопросы царь все-таки решал сам, например он по своему усмотрению отправлял одних на войну в крупномасштабные города. А других отправлял послами в назначенные им государства, остальные получали от него иное дело для выполнения, или же какую-либо отрасль, касающаяся управления иным делом, но лишь единых он оставлял у себя в роли советников, которые были более приближенные к нему в отличии от вышеуказанных персон.
Боярская дума являлась политическим назначением, которая создавала и сохраняла в стране общественный порядок, и решала практически все важнейшие государственные вопросы. Этаким было аристократическое основание. Единственным устойчивым правилом в боярской думе был обычай, в честь которого царь требовал правление людей боярского класса в иерархическом порядке. Этот обычай был закреплен еще в истории Московского государства.
В числе думы Московского государства находились только бояре, древнее значение которого определялось как свободные землевладельцы. В последующем началось разделение на простых бояр, и бояр служилых, в прямом смысле этого значения. Самый высокий класс служилых имеет своё название «бояре введенные», то есть те, которые составляли постоянную помощь в управлении делами великому князю. Чуть ниже имеется разряд дворовых слуг, которые так же имеют название «путные бояре», или те путники, которые получили разрешение на вход в заведование царя. Главными советниками великого князя считались люди из первого списка, которых называли большими боярами.
Вторым элементом, который был введен, в число боярской думы были князья, они имели разряд выше бояр. Данный элемент существовал в боярской думе до конца XVI века, а после этого периода, не каждый князь мог попадать в думу. Помимо этих двух элементов, в число думы входили еще некоторые должностные лица.
Худородные люди стали вводится в думе еще в начале ХVI века, а так же имели место в ней быть и простые дворяне, которые в своё время получили титул думных дворян, тем самым боярская дума вновь преобразовалась в чин.

Земский соборнаивысшее сословно-представительное образование Русского царства в периодах XVI до XVII веках, собрание состояло из представителей всего местного населения, в исключение входили только крепостные крестьяне, которое образовывалось для совместного решения каких-либо вопросов, связанные с политикой, экономикой и администрацией.
Земский собор имел место быть в те времена, когда еще существовала сословно-представительная монархия. Последним земским собором можно считать собрание, которое произошло в периодах 1683-1684 года, в котором был поставлен вопрос о вечном мире с Речью Посполитой.
В 1549 году Иван IV призвал Собор примирения, где рассматривались вопросы по проблеме отмены кормлений и злоупотреблений правами чиновников. В последующем этакие соборы получили своё наименование «Земские соборы». Слово «Земский» могло предполагать только одно значение «Общегосударственный», то есть дела, касающиеся всей земли. Земский собор, состоялся в 1549 году и продолжался всего лишь два дня, в нем лежало два вопроса, первый вопрос, связанный с созданием нового царского Судебника, а второй о преобразовании «Избранной рады». Во время проведения собора выступал сам царь, чуть позже состоялось заседание Боярской думы, которая тем временем приняла решение о неподсудности, эти исключения составляли только крупные уголовные дела, которые могли бы совершить боярские дети наместникам.

Источник

Боярская дума и земский собор сходства и различия

боярская дума и земский собор сходства и различия

.
.
.
..
.
.
.
общее
1 верховные органы гос управление
2 законодательные органы
различие
1 бд носила совещательный характер. не была самостоятельно. действовала с царем
2 зс существенно ограничивали самодержавие. вводили систему сословно- представильтельной монархии. была отделена от царя
3 зс был всесословный характер

первая половина 17в. период расцвета земского собора.
вторую половину 17 мы же ещё не прошли

боярская дума и земский собор сходства и различия

боярская дума и земский собор сходства и различия

боярская дума и земский собор сходства и различия

Общие:
1) Оба являются главными совещательными органами в стране
2) Оба органа решали внутренние проблемы государства
Разные:
1) Боярская Дума состоит, соотвественно только из бояр, а в Земском Соборе принимают участие представители всех сословий
2) Земский собор собирался очень редко, в отличии от Боярской Думы

боярская дума и земский собор сходства и различия

.
.
.
.
.
Показать полностью.
.
.
.
.
.
.
.
.Сходство в том,что они являются совещательными органами.
Различие в том, что Боярская дума состояла из бояр и окольничих,а Земский собор из аристократии,духовенства,служилых людей.
Боярская дума — это высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии. Без думы не обходился ни один государь, не исключая и Ивана Грозного. Самостоятельной роли боярская дума не играла, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть. По всем делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояре приговорили» или «По государеву указу бояре приговорили».

Земский собор — собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для решения политических, экономических и административных вопросов. Земский собор существовал в условиях сословно-представительной монархии.

боярская дума и земский собор сходства и различия

Марина, в различном ты указываешь характеристику одного органа, но не указываешь, чем отличался другой. Поэтому твои ответы не засчитываются

Источник

Боярская дума и земский собор сходства и различия

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Боярская Дума и Земские соборы

На протяжении всего XVII в. сохраняется значение боярской Думы как высшего совета при царе. «Государь без Думы и Дума без государя были одинаково явлениями ненормальными» (М.Ф. Владимирский-Буданов). Функции Думы не были четко определены, основывались на обычном праве, традиции и определялись формулой «государь сказал, и бояре приговорили». К ее компетенции относились вопросы внутренней и внешней политики, суда и администрации. Отдельные самостоятельные указы царя, как правило, объясняются необходимостью оперативного решения какого-либо вопроса или его относительной незначительностью, а боярские приговоры без указа царя — соответствующим поручением или междуцарствием.

Статус боярской Думы сохранялся неизменным, но ее фактическая роль в управлении государством менялась. Оставаясь аристократическим органом, Дума постоянно увеличивала свой состав за счет низших чинов — думных дворян и думных дьяков, корпус которых формировался на основе не принципа родовитости, а по личным служебным заслугам. Из состава боярской Думы стала выделяться «ближняя дума» из особо доверенных лиц царя (в том числе не имеющих думского чина), с которыми он предварительно обсуждал и принимал решения по вопросам государственного управления. Постепенно нарастает процесс бюрократизации работы Думы, из ее состава в 1681—1694 гг. выделяется специальная Расправная палата с переменным составом подьячих.

К системе высших органов государственной власти относились Земские соборы, роль которых в первой половине XVII в. значительно возросла.

Земские соборы заседали и участвовали во всех важнейших государственных актах в 1613—1615, 1616—1618, 1619—1621, 1632—1634, 1636—1637, 1642, 1645—1647, 1647—1649, 1650, 1651, 1653 гг. Среди рассмотренных вопросов: избрание царя, изменения в законодательстве, налогообложение, вопросы внешней политики и присоединения новых территорий и т. п. Земские соборы не имели четкого регламента, численности и состава. Они носили функциональный характер, и на собор созывались необходимые для решения конкретного вопроса представители сословий и территорий. В заседаниях собора обязательно участвовали царь или его представитель, боярская Дума и церковный собор. Представительство остальных групп населения могло быть по призыву (без выбора) — головы и сотники стрельцов, старосты слобод и т.п., и по выбору от различных слоев служилого и тяглового населения. Имущественный ценз, как правило, отсутствовал, а нравственный обозначался призывом выбирать «крепких, разумных, добрых, постоятельных», умеющих рассказать о проблемах своих территорий и групп населения, которым «государевы и земские дела за обычай».

Инициатива созыва собора исходила от царя, боярской Думы или предшествующего Земского собора. Призывающая власть рассылала воеводам грамоты, в которых указывалось число вызываемых, срок прибытия и иногда цель созыва собора. Избирательными округами были уезды. Избрание служилых людей проводилось в съезжей избе, а тяглыми — в земской. Избиратели составляли письменный акт избрания, давали выборным наказ и снабжали их «запасом» (содержанием).

Заседания открывались общим собранием, на котором царь или от его имени думный дьяк мотивировал созыв собора и выдвигал вопросы для обсуждения, иногда выборные информировались о деятельности правительства по решениям предыдущего собора. Затем вопросы обсуждались по сословным разрядам: боярская Дума, собор духовенства, собрание стольников, московских дворян, городовых дворян, стрельцов и т.д. Многочисленные разряды (например, городовых дворян) делились на статьи. Каждый разряд или статья подавали свое письменное мнение, в случае несогласия каждый член собора также мог подать свое мнение. На втором общем собрании на основе свода мнений при нималось единогласное решение, скрепляемое печатями царя, патриарха, представителей разрядов (статей) и крестоцелованием. Для XVII в. характерно широкое представительство низших сословий при ведущей роли дворянства и зажиточной части посадских людей. Складывавшийся мобилизационный тип развития и особенности «срединного» геополитического положения православной державы делали сословные отношения в России цивилизационно принципиально иными, чем на Западе. Сословное деление в России вырастало не столько из социально-экономического развития, сколько из потребностей государства, активно воздействовавшего на развитие общества и было одновременно явлением духовно-нравственным, особой формой духовного служения. Выборные являлись на Земские соборы не только для того, чтобы информировать высшую власть о своих нуждах, но и для того, чтобы найти место своего сословного разряда и территории в разрешении проблем всего государства, что и делало возможным принятие соборного, т.е. добровольного единогласного решения. Земский собор неотделим от власти царя и боярской Думы, в принципе не мог быть оппозиционным органом (при всех расхождениях материальных интересов сословий) и в этом смысле в чистом виде не являлся ни только законодательным, ни только совещательным органом (а иногда выполнял и отдельные функции исполнительной власти). В этом также проявляется цивилизационная особенность русской православной государственности — самодержавия как соборной сословной монархии, где представительные органы, обладая реальной властью, выступают не противовесом, а важнейшим условием укрепления власти царя, играют видную роль в легитимации новой династии. Непонимание духовных основ Земских соборов неизбежно приводит исследователей в тупик в попытках объяснить, почему, обладая реальной властью и силой, сословия не выторговывали себе в сложные для власти времена прав и привилегий, как аналогичные западноевропейские институты.

После решения о воссоединении с Украиной начинается «затухание соборов» (Л.В. Черепнин). Это было связано с рядом обстоятельств. К середине XVII в. самодержавие окрепло, были восстановлены механизмы государственного управления. Важнейшим индикатором стало принятие Земским собором 1649 г. Соборного уложения. Не имеющий аналогов в то время по своему объему (почти 1000 статей) — это последний общерусский кодекс, базирующийся на религиозно-православном понимании политических и правовых процессов. Он свидетельствует о высоком профессионализме русских дьяков XVII в. В кодексе провозглашался принцип равного суда для всех чинов, защищалась любая личность, но с учетом ее сословного статуса. Уложение юридически оформило крепостное право, объявив бессрочный сыск беглых и прикрепило посадское население к городам, ликвидировав беломестные слободы, которые были освобождены от посадских повинностей.

Особо опасными определялись преступления против религии, затем шли государственные преступления против порядка управления. Уложение определяло положение основных сословий. Оно было ответом на многочисленные законодательные запросы с мест и стабилизировало правовое пространство государства. Это освобождало руки царской администрации для проведения самостоятельной политики, в том числе акций, которые могли не найти поддержки у представителей сословий. Кроме того, с 1654 г. России пришлось вести тяжелейшие войны с Польшей, Крымским ханством, а внутри страны правительство столкнулось с крестьянско-казачьим восстанием под руководством Степана Разина, противостоянием старообрядцев и другими выступлениями. В этот период проводились совещания с представителями отдельных сословий. В 1681 — 1682 гг. царем Федором Алексеевичем был созван Земский собор, который отменил местничество. Но восстановить деятельность высшего сословного представительского органа не удалось.

Рождается аристократический проект изменения формы Российского государства, представленный патриарху Иоакиму. По этому плану царская держава делилась на несколько государств, каждое из которых навечно возглавлял боярин — царский наместник (Новгород Великий, Казань, Сибирь и другие регионы). В результате Россия превращалась в аристократическую федерацию при верховном правлении царя, но при опоре на совет наместников. Федор Алексеевич в принципе одобрил проект, но патриарх отклонил его как угрозу целостности страны.

Из учебника «История государственного управления России» (Игнатов В.Г.). Глава 5. Государственное и региональное управление сословной монархии в XVII веке.

Источник

§ 2. Боярская дума и Земские соборы

§ 2. Боярская дума и Земские соборы

Монарх в руководстве страной опирался прежде всего на Боярскую думу — высший совет из первенствующих членов. В XVII в. число ее членов постоянно возрастало. Как и прежде, самый важный и престижный чин — боярский — царь жаловал представителям более чем двух десятков наиболее знатных родов, из Рюриковичей, Гедиминовичей (все они — князья, подчас, до 4/5 членов Думы), старомосковских боярских родов.

Следующий чин — окольничий; до половины из них — князья, остальные — потомки московских бояр. Среди думных дворян князей не было. В основном они — из рядовых дворян; как правило, выбивались в люди благодаря личным заслугам, верной и долгой службе государю. Думные дворяне — своего рода дворянско-«демократический» элемент Боярской думы. Как и думные дьяки, составляющие четвертый думный чин. Обычно они — выходцы из дьяков, подьячих; ими становились те же дворяне, но иногда и представители низших сословий. Думные дворяне, особенно же думные дьяки — люди, обладавшие административным опытом, приказные дельцы, опора царской власти в делах повседневного управления. Дьяки докладывали в Думе обсуждавшиеся вопросы, формулировали ее решения. По своему составу Дума в течение всего столетия оставалась аристократической. Но все более пополнялась людьми не очень знатными или совсем незнатными. Ее численность постепенно увеличивалась; например, в конце 70-х годов в ней было около 100 человек.

Дума заседала в столице или вне ее (когда царь ездил по подмосковным имениям или монастырям). Она разбирала наиболее важные вопросы жизни страны — войны и мира, принятия нового закона и введения новых налогов и др.; но нередко и менее важные: спорные вопросы из приказов и жалобы отдельных лиц (например, местнические споры). Председательствовали в Думе царь или, по его поручению, кто-либо из знатных бояр. Решения (приговоры) Думы имели характер закона, его разъяснения или распоряжения по конкретному вопросу.

Наряду с «большой» Боярской думой существовала Дума малая, «ближняя», «тайная», «комнатная» — группа из наиболее доверенных лиц царя. Вместе с думцами в нее могли входить и нечлены Думы; все зависело от воли государя. Роль ее возрастала; «большой» же Думы, наоборот, падала.

Еще быстрее сходят с исторической авансцены Земские соборы. Правда, после Смуты их роль сильно возросла. В условиях разрухи правительство молодого Романова вынуждено было искать опору у «всей земли».

Характерная черта Земских соборов после Смутного времени, почти всей первой половины XVII столетия, — сильно выросшее представительство низших сословий. Соборные депутаты получали от избирателей «полные и крепкие достаточные приказы», т.е. наказы, представляли интересы своих сословий, своего «мира» и могли говорить об их нуждах «вольно и бесстрашно». В начале правления царя Михаила Земские соборы, по существу, превратились в орган распорядительной власти, в котором большую, даже решающую роль играли представители дворянства и посадских людей. Впрочем, Собор свои функции, такие важные и нужные для страны, выполнял с соизволения и по указаниям верховной власти, которая была сильно озабочена тем, чтобы после страшного разорения побыстрее «земля устроить».

Земские соборы при Михаиле созывали часто, чуть ли не ежегодно. Первое время они по-своему выражали волю «всей земли». Но позднее, когда возвратился из польского плена патриарх Филарет, отец царя, когда образовалось постоянное правительство, роль соборных депутатов стала сводиться к возбуждению ходатайств перед верховной властью.

Земский собор с самого начала был обречен на прозябание, на роль послушного орудия в руках самодержавия. Во-первых, большая часть крестьянства (крепостного) была отстранена от представительства на Соборах. Во-вторых, созывались они, лишь когда в них нуждалась верховная власть.

Земские соборы в России как орган сословного представительства не стали законодательным учреждением в полном смысле слова. Лишь иногда Земский собор составлял приговор, который имел силу закона, и только в том случае, если в его работе принимала участие Боярская дума во главе с царем.

Читайте также

Боярская дума

Боярская дума Боярская дума составляла круг ближайших советников и сподвижников царя. Боярство в XVI–XVII вв. было высшим чином, которым государь «жаловал» своих ближайших помощников. Однако он никогда не жаловал в боярский чин людей «худородных». Существовало несколько

Боярская дума

Боярская дума В Думу входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Самым важным и престижным был первый чин – боярин. В этот чин царем назначались лица из двух десятков самых знатных фамилий, потомков правящих фамилий

Земские соборы

Земские соборы В XVII в. земские соборы оставались органами сословного представительства, но роль их существенно изменилась: возросло представительство дворян и посадских людей. В течение XVII в. значимость земских соборов была различной. В начале столетия из-за социальных

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В.

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В. Одним из следствий обособления сословий была новая политическая жертва, новая потеря для русского государственного порядка — прекращение созывов Земского собора.Господа и крепостные. Самым едким элементом сословного взаимоотчуждения было

Боярская дума и приказы

Боярская дума и приказы С падения царевны Софьи чуть не целых двадцать лет, до губернской реформы 1708 г., в самые тяжелые годы, когда заваривались наиболее крутые меры — военные, промышленные, финансовые, ни в центральном, ни в областном управлении не видим коренных

Боярская дума

Боярская дума Деятельность приказов объединялась высшим правительственным учреждением, руководившим отдельными ведомствами, — государевой боярской думой. В удельное время, как мы видели, эта дума составлялась из тех или других, вообще немногих бояр, призываемых

Земские соборы

Земские соборы Этому органу в нашей литературе усвоено название земского собора, а в памятниках XVII в. он называется иногда «советом всея земли». До конца XVI в. земский собор созывали четыре раза: в 1550, 1566, 1584 и 1598 гг. Надобно рассказать, при каких обстоятельствах и в каком

Боярская дума и земский собор

Боярская дума и земский собор Высшим правительственным органом втихомолку стакнувшегося правящего круга служила Боярская дума. Но в царствование Михаила эта дума не была единственным высшим правительственным учреждением при царе: рядом с нею часто является другой

Земские соборы XVII в

Земские соборы XVII в Перемена в составе и значении земских соборов — одно из важнейших следствий Смутного времени. На соборы XVI в. призывались должностные лица, органы центрального и местного управления. Но уже на соборах 1598 и 1605 гг. заметно присутствие выборных и от

БОЯРСКАЯ ДУМА

БОЯРСКАЯ ДУМА Во главе нормального правительственного аппарата страны стояла Боярская Дума. Не забудем, что термин «боярин» обозначал не наследственный титул, а только служебное звание.«Боярская Дума, пишет Ключевский (т. 2. стр. 368 и след.), состояла из нескольких десятков

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В.

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В. Одним из следствий обособления сословий была новая политическая жертва, новая потеря для русского государственного порядка — прекращение созывов Земского собора.Господа и крепостные. Самым едким элементом сословного взаимоотчуждения было

15. ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ 1549–1653 гг. ИХ СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ

15. ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ 1549–1653 гг. ИХ СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ Первый Земский собор («собор примирения») состоялся в 1549 г., при царе Иване IV. Земский собор 1584 г. утвердил на царском престоле последнего царя из династии Рюриковичей – Федора Иоанновича. Земский собор 1598 г. избрал на

§ 2. Боярская дума и Земские соборы

§ 2. Боярская дума и Земские соборы Монарх в руководстве страной опирался прежде всего на Боярскую думу – высший совет из первенствующих членов. В XVII в. число ее членов постоянно возрастало. Как и прежде, самый важный и престижный чин – боярский – царь жаловал

Земские соборы XVII века

Земские соборы XVII века Перемена в составе и значении земских соборов – одно из важнейших следствий Смутного времени. На соборы XVI в. призывались должностные лица, органы центрального и местного управления. Но уже на соборах 1598 и 1605 гг. заметно присутствие выборных и от

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *