бойцовский клуб я мозг джека
Бойцовский клуб я мозг джека
* — Можно, теперь я?
— Ладно. Только галстук сними…
* — Что за дурацкий вопрос?
— Дурацкий потому, что ответ на него «да» или потому, что ответ на него — «нет»?
* — Яйца у него как лёд!
* — Мы ходим на работу, которую ненавидим, чтобы купить вещи, которые нам не нужны.
* — А можно сделать диаграмму василькового цвета?
— Да-да, без проблем: современная технология заботится о сохранении времени. Вот, я вижу Вам это интересно. Вам интересно?
Рассказчик беззаботно оскаливается, сглатывая кровь разбитых дёсен
* Лишь утратив всё, мы обретаем свободу…
Обсуждение идеального противника
* разговор в доме Тайлера:
— Если бы мог выбирать противника, то с кем бы ты дрался?
— Может быть, с моим директором.
— Правда? Почему?
— А ты бы с кем?
— С отцом своим.
— А я не знаю своего отца. То есть я знаю его, но он бросил нас, когда мне было шесть лет. Потом он нашёл себе другую женщину, завёл детей; он каждые шесть лет меняет жен и начинает новую семью.
— Мой отец никогда не учился в колледже и поэтому ему было важно, чтобы я учился.
— Это мне знакомо.
— Я окончил колледж, звоню по междугороднему и говорю: «Пап, я окончил колледж.». Он говорит: «Найди работу.». В двадцать пять я ему звоню снова и говорю: «Теперь что?». Он говорит: «Не знаю, женись.».
— Точно, нельзя жениться так просто. Я как тридцатилетний мальчик.
— Мы — поколение мужчин, воспитанных женщинами. Может для решения проблем нам нужны другие женщины?
* разговор на улице города:
Рассказик: Кому из знаменитостей ты бы врезал?
Тайлер: Линкольну — тощий, руки длинные, тощие дерутся до конца!
* размышления во время боя с блондином:
Скрытый смысл
Анализ фильмов и философская пропедевтика
Вы здесь
Бойцовский клуб. Стать мужчиной без отца. Психологический разбор фильма. Скрытый смысл
Главный герой фильма не имеет своего имени. Точнее, он как бы отдаёт его Тайлеру, а сам остаётся безымянным, также, как оставались безымянными участники проекта Разгром. Я для удобства буду называть его Джеком. Это, по крайней мере, лучше, чем Корнелиус.
Когда Джеку было 6 лет, его отец ушел из семьи, женился на другой женщине и завел детей, причем повторял это каждые шесть лет.
Как любой мальчик, Джек нуждался в отце как авторитете, который бы мог научить его, тому, что значит быть мужчиной, к чему нужно стремиться в жизни и как этого добиваться.
Вопрос «что дальше, пап?», который он с периодичностью в несколько лет задавал своему отцу по телефону, означает: как мне найти себя, кем мне быть? Но очевидно, что отец Джека и сам не знал ответа, как впрочем и все мужчины современной культуры, поэтому поделиться он мог только теми шаблонами, которыми его снабдил социум: учись, работай, женись. Глядишь, может что-то из этого тебя засосет так, что ты забудешь про свои вопросы.
Очевидно, что в таких условиях воспитания мальчик не может стать мужчиной и даже в 30 лет остаётся половозрелым ребенком. Из-за невозможности обрести мужскую самоидентичность, у него возникают и проблемы с женщинами.
Джека воспитывала мать, а мать не может научить сына быть мужчиной. Став подростком, Джек психологически не отделился от матери, и продолжает жить, используя детскую модель поведения. То есть стремится пребывать в комфортном состоянии под защитой родителей, только уже не реальных, а символических.
Джек одинок, а комфорт не может удовлетворить потребности человека в общении и близости.
Его внутреннее беспокойство накапливает свою энергию и начинает проявляется в виде бессонницы и суицидальных фантазий.
А какое решение приходит в голову человеку, когда его что-то беспокоит? Что-нибудь принять. Вот и Джек хочет что-нибудь выпить, чтобы заглушить симптомы своей проблемы. К счастью, врач не стал потакать этому инфантильному стремлению снять беспокойство через оральное удовлетворение.
Джек находит облегчение в группах психологической поддержки. Грудь Большого Боба становится для него еще одним суррогатом матери. Она живая, к ней можно прильнуть и поплакать, вернувшись в младенческое состояние. Кроме того, в группе Джек нашел искреннее внимание к своей персоне, что удовлетворило его потребность в принятии со стороны других людей.
Когда думают, что ты умрешь, тебя слушают.
Таким образом, Джек нашел способ облегчить симптомы своей внутренней проблемы, регрессируя в младенческое состояние. Он ощущал себя под защитой символической матери и получал необходимый телесный контакт с другими людьми. Но сама проблема оставалась неосознанной и непроработанной.
Кастрация
Эту проблему отражает мотив кастрации, который проходит через весь фильм.
И если сначала он символизирует неспособность стать мужчиной, то в конце, когда главный герой начинает угрожать кастрацией другим мужчинам, а потом и сам рискует вновь потерять свое достоинство, этот мотив указывает на жуткий страх Джека оказаться несостоятельным.
Марла
Достигнутую Джеком младенческую идиллию с легкостью разрушила появившаяся Марла. Ее образ как-то зацепил Джека, и он становится буквально одержим ей, но не признаёт в себе любовное влечение.
Джек видит Марлу в пещере, это значит, что она заняла самую сердцевину его личности. Вероятно потому, что он спроецировал на нее образ собственной матери, чему в дальнейшем мы находим подтверждение.
Марла представляет собой типаж «роковой, или, как говорят психоаналитики, кастрирующей женщины. 00:58:43;26
Вероятно, мать Джека обладала похожим характером и занимала доминирующее положение в отношении ребенка, поэтому Джек, не имея перед глазами образца мужского поведения, вырастает человеком податливым и подсознательно ощущает свою ущербность.
Всякий раз на протяжении фильма появление Марлы означает для Джека лишение чего-то важного. Она словно преследует его, отбирая то, что он с таким трудом находит.
Лишившись покоя из-за Марлы, наш герой снова впадает в бессонницу, что вызывает появление Тайлера.
Тайлер
Инициация
Тайлер берет на себя важную функцию: совершает ритуал инициации Джека, т.е. символический переход от мальчика к мужчине.
Что такое ритуал? Это какое-либо внешнее действие, удостоверяющее факт внутреннего, психического события. Ритуал мужской инициации, существовавший в древних культурах, приобщал юношу к мужской стихии, к царству духа, к тем ценностям, которые лежат вне плоскости природного и естественного, т.е. женского.
Но, к сожалению, наша культура утратила связь с патриархальными ценностями и соответствующие им ритуалы, вследствие чего, по утверждению психологов,
«В нашей культуре лишь очень немногим людям удаётся осуществить психологическое отделение от родительской семьи и стать взрослыми». Д.Холлис. Под тенью Сатурна.
Поэтому большинство современных мужчин испытывают кризис мужской идентичности.
Мальчик, становясь мужчиной, должен оторваться от материнской стихии, поэтому Тайлер взрывает дом Джека, насильно выводя его из-под власти символической матери, которую олицетворяют бытовой комфорт, защищенность, сытость, обеспеченность и отсутствие необходимости что-либо менять.
Разборка с отцом
Задача главного героя – стать мужчиной без помощи отца. И выполняя эту задачу он идет от своей обиды и боли, связанных с отсутствием отцовской фигуры.
«С кем бы ты хотел подраться? – С отцом»
Обида главного героя на своего личного отца, проецируется им на «отца вообще», на отца надындивидуального, под которым он понимает Бога.
Все претензии, которые Тайлер предъявляет Богу, на самом деле относятся к его отцу. И это показывает нам глубину его душевной травмы. 01:03:13;09
До сих пор Джек вытеснял боль от раны, нанесенной отцом, но теперь Тайлер заставляет его перепрожить ее и осознать.
«Только потеряв всё мы обретаем свободу».
Эта фраза произносится в контексте осознания отцовской травмы. Поэтому «потерять всё» означает отказаться от надежды на любовь отца и стать мужчиной без его помощи.
Логическим продолжением этого является желание уничтожить цивилизацию, то есть отомстить вообще всем отцам, которые ее строили. Подобно тому, как ребенок, которому не хватает любви, начинает безобразничать, чтобы привлечь к себе внимание родителей, Тайлер хочет плохим поведением обратить на себя внимание Бога, т.е. Большого Родителя.
Агрессия
Кроме того, желание уничтожить весь мир указывает на неизжитую инфантильную агрессию. Злоба, направленная на весь мир, а не на конкретного субъекта, говорит о том, что у человека осталась неизлеченной младенческая травма, связанная скорее всего с тем, что он ощущал себя брошенным.
Ребенок до определенного возраста не отличает внутреннее от внешнего и его собственные состояния проецируются на внешний мир. Поэтому переживание «мне плохо» равнозначно переживанию «всё плохо» или «мир плохой». И такие переживания могут сохраниться до зрелого возраста.
Тайлер-отец
Чтобы разыграть сценарий из детства и вновь почувствовать себя брошенным.
По фильму можно подумать, что Джек ревнует к Марле, но на самом деле, ему нужно внимание Тайлера.
Джек воссоздал ситуацию, в которой Тайлер начинает играть роль отца, а Марла, соответственно, роль матери; и теперь становится понятно, почему Марла с самого начала так зацепила Джека.
«Помимо того времени, когда они трахались, Тайлер и Марла не общались. Мои родители вели себя таким же образом.» 00:57:51;22
Герой Нортона эмоционально регрессирует к шестилетнему возрасту.
«Мне снова 6 лет. Родители через меня передают сообщения друг другу» 00:59:19;16
Джек перепроживает отношения со своими родителями, и в характере этих отношений несложно узнать негативный эдипов комплекс, когда ребенок испытывает любовь к родителю одного с ним пола и враждебность по отношению к родителю противоположного пола.
Надо сказать, что мы очень часто в отношениях с партнерами воспроизводим сценарии наших детско-родительских отношений. На протяжении жизни мы можем из раза в раз воспроизводить один и тот же сценарий, и чтобы выйти из него, его нужно осознать, перепрожить в воображении и позволить себе поступить иначе, чем как мы решили поступить в детстве.
Таким образом, Джек перепроживает свой сценарий: мать отбирает у него отца, а затем отец бросает его. Уже второй раз Марла отбирает у Джека объект его любви. Сможет ли он выйти из этого сценария?
Проект Разгром
«Все мы превращались в тех, кем Тайлер хотел нас видеть» 01:28:50;00
«Мы уповали на Тайлера» 01:31:05;02
Участники Разгрома привязываются к Тайлеру, жертвуют ради него всем. И это еще один индикатор страстного желания мужины быть нужным отцу. Пожертвовать всем ради причастности чему-то или кому-то более сильному.
«Почему слабый человек тянется к сильному?» 01:26:05;26
Чтобы приобщиться к его силе.
Но действительно ли главный герой и участники проекта Разгром становятся мужчинами? Несложно увидеть, что в проекте Разгром реализует себя подростковая субличность главного героя. Весь проект – это бунт против отцовской фигуры и утверждение себя на ее месте. Все акты вандализма, которые совершают члены проекта, типичны для подростков. Напакостить ради лулзов и радоваться, когда об этом скажут в новостях. Обратить на себя внимание Большого Родителя. Во всех этих действиях отсутствует мудрость, потому что главному герою неоткуда ее почрепнуть.
Уход Тайлера
Детский сценарий Джека разыгрывается дальше. Тайлер, в котором Джек увидел вновь обретенного отца, всё более отдаляется от него. Сначала его предательское сближение с Марлой, потом проект Разгром, в который он не посвятил Джека, всё это заставляет главного героя вновь переживать свою боль покинутого ребенка.
Его неистовое желание разрушить что-нибудь красивое – это злость на отца, который снова покидает его; теперь в лице Тайлера.
Джек еще не освободился от эмоциональной привязанности, и Тайлер принуждает его это сделать.
«Забыть о нас с тобой» 01:38:45;01
«Перестань за всё цепляться» 01:39:56;16
Саморазрушение Джека – это стремление освободиться от всякой эмоциональной привязанности, которые вызывают его душевные страдания. Желание с помощью внешней боли прекратить боль внутреннюю. (Автоавария)
В конце концов Тайлер уходит. Детский сценарий завершен.
«Отец бросил меня, Тайлер меня бросил». 01:44:01;02
Что делать дальше? А дальше Джек разыгрывает сценарий Тайлера.
Тайлер появился в жизни Джека, чтобы начать «духовную» войну против отца, который предпочитал общаться с матерью, а не с сыном. Затем Тайлер сам стал символическим отцом (и стал общаться с Марлой, забыв про Джека). Соответственно, теперь Джек должен начать свою войну против Тайлера, чтобы занять его место и жениться на Марле.
И здесь мы можем предположить, что если Джек повторяет уже сложившийся сценарий, то похожая переломная точка должна была существовать и перед появлением Тайлера. То есть, если гибель человека вызывала желание бороться с Тайлером, то возможно раньше чья-то гибель вызвала желание Джека бороться с воображаемым отцом, что и вызвало появление Тайлера.
Вполне возможно, что такой эпизод случился во время одной из командировок Джека.
Ну, а что было дальше, вам известно. Джек занимает место Тайлера. Можно надеяться, что он интегрировал лучшие качества своего альтер-эго и будет вести себя с Марлой не как ребенок с матерью, а как полноценный партнер.
Итоги
Фильм показывает, насколько трудно может быть молодому человеку без отца; сколько страданий причиняет его отсутствие (неважно, фактическое или эмоциональное); к какому отчаянию могут привести попытки справиться с той пустотой в душе, которая остаётся на месте отцовской фигуры. И как саморазрушение и мазохизм становятся средством заглушить внутреннюю боль.
Образ мужчины, который получился в итоге, совмещает в себе не только брутальность и бесстрашие, не только равнодушие к боли и равнодушие к внешности, но и инфантильную агрессию на весь мир, подростковый максимализм, и умерщвление в себе любых привязанностей. Думаю, тут есть еще над чем поработать.
Бойцовский клуб (Fight Club)
— Знаете, для чего в самолётах нужны кислородные маски?
— Чтобы дышать.
— Кислород опьяняет. В катастрофических ситуациях люди впадают в панику и бешено глотают воздух, и вдруг эйфория, покой, и ты смиряешься с судьбой. Вот рисунок. Аварийное приводнение — 600 миль в час.
А на лицах спокойствие, как у коров в Индии.
— Это интересная теория.
🙂 Тайлер весь фильм отжигал что нибудь. а Джек ходячая цитата
XandeR, его звали не Джек.
да, я помню, в фильме есть один момент, где Тайлер называет его Джеком, но это скорее уже какая-то ошибка, или догадки режиссёра.
Потому что в книге нигде не говорится имя рассказчика.
А той сцены в машине и вовсе нет в книге.
Вернее, есть, но там не Тайлер.
Ну между книгами и фильмами всегда были разногласия, но в фильме большинство цитат говорил Джек, хотя он и был этим самым Тайлером.
Это же цитата из фильма, не из книги! И в этой цитате идет разговор между Джеком и Тайлером, когда они познакомились в самолете.
я в курсе, спасибо.
я про твои слова.
>а Джек ходячая цитата
его не Джек зовут. его вообще никак не зовут.
Паланик не придумал ему имени.
The narrator in Fight Club is unnamed throughout the novel. Some readers call him «Joe» because of his constant use of the name in statements such as «I am Joe’s boiling point». The quotes «I am Joe’s [blank]» refer to the narrator’s reading old Reader’s Digest articles in which human organs write about themselves in the first person, with titles such as «I Am Joe’s Liver». The film adaptation replaces «Joe» with «Jack», inspiring some fans to call the narrator «Jack».
http://en.wikipedia.org/wiki/Fight_Club
«Книга, а следовательно и сценарий, построены таким образом, что в течение всего фильма нельзя понять, как зовут главного героя. Либо к нему обращаются на «ты», либо по вымышленным именам, которые он сам придумал.»
Да, рассказ ведется от Рассказчика, а не от некого «Джека». Я всё-таки буду верить Чаку Паланику, нежели сценаристам этого замечательного фильма 🙂
Ой, извините, обознался. Пойду искать Джека.
Джек, где ты? Джек?
ммм девушки смотрят такие фильмы. 🙂
Более того, они читают такие книги.
девушки сейчас такие пошли)
вместо того, чтобы вышивать или стирать читают Чака:)
был момент в доме — где Тайлер на велике гацал, а второй (который бессоницей страдал) читал книгу/журнал где автор писал все от своего имени (желудок Джека и т. д.) оттуда и пошло — я холодный пот Джека и всякие другие гениальные вещи.
Это не то, чтоб гениально. Просто интересно.
мне понравился момент, когда они выкрали буклеты с картинками и изменили на более реалистичные 🙂
Я так и не понял, если у рассказчика раздвоение личности, как он себя таскал за волосы на парковке автомобилей (кадры, сделанные камерами наблюдения)? :-))) И бил ещё при этом. Полное пренебрежение законами физики — от кого рассказчик принимал кинетическую энергию (волшебный пендель). От самого себя?
Похожие цитаты
— Что вы делали в самолёте?!
— В самолёте я летел… Спя.
Цитаты из фильма «Бойцовский клуб»
Не хватает одной из любимых:
— Как думаешь, что бы делала сейчас Мерилин Монро, если была бы жива?
— Скреблась бы в крышку своего гроба.
Как это снято: «Бойцовский клуб»
Запуск: «возмутительный» роман Чака Паланика, поиски режиссера и кастинг
В середине 1990-х Чак Паланик был начинающим писателем, которому не слишком везло с издательствами. В ответ на очередной отказ в публикации книги «Невидимки» (под предлогом того, что она «слишком возмутительна»), автор решил написать произведение еще более возмутительное и принялся за работу над «Бойцовским клубом».
В основу книги были положены личные впечатления Паланика. Как и его герой, он посещал различные группы поддержки, входил с закрытую тусовку «анархистско-приколистского» толка Cacophony Society, частенько дрался, а также не понаслышке знал о проблеме бессонницы. В 1996 году роман удалось продать издательству за очень скромную сумму, и хотя большим хитом он не стал, к нему проявили интерес в Голливуде.
На съемках фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
Права на экранизацию приобрела студия 20th Century Fox. По-началу планировалось малобюджетное кино, однако Лора Зискин, руководитель Fox 2000, одного из подразделений студии, и продюсер Кевин МакКормик смогли убедить совет директоров в том, что проект заслуживает большего.
Любопытно, что авторы изначально рассматривали «Бойцовский клуб» как драму взросления, своего рода более жесткий и современный аналог «Выпускника». Зискин даже хотела привлечь сценариста фильма 1967 года Бака Генри к адаптации сценария. Однако в итоге продюсеры остановились на кандидатуре более молодого автора, дебютанта Джима Улса, страстно желавшего поработать над картиной.
Следующим кадровым вопросом стал выбор режиссера. МакКормик изначально видел постановщиком Дэвида Финчера. Однако тот, хотя и сам интересовался возможностью экранизации книги Паланика, не желал сотрудничать с Fox после нервного продакшна «Чужого 3», когда режиссеру-дебютанту даже пришлось покинуть проект из-за разногласий с продюсерами.
Другими кандидатурами были Питер Джексон, Дэнни Бойл и Брайан Сингер. Первые двое оказались заняты другими проектами, а третий даже не удосужился прочитать книгу. Так что продюсерам пришлось пойти на уступки, чтобы привлечь Финчера была заключена договоренность об относительном невмешательстве продюсеров в процесс производства и работа в рамках среднего бюджета.
На съемках фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
Далее был решен вопрос кастинга. Главную роль рассказчика могли исполнить Мэтт Дэймон и Шон Пенн, однако Финчер оказался так впечатлен работой Эдварда Нортона в фильме Оливера Стоуна «Народ против Ларри Флинта», что настоял на его кандидатуре. В роли Тайлера Дердена продюсеры видели Рассела Кроу, но когда проектом заинтересовался Брэд Питт, вопрос решился сам собой, потому что столь крупная звезда фильму была очень кстати. Также плюсом было то, что Финчер и Питт уже ранее сработались на «Семи».
Наконец третья крупная роль фильма досталась Хелене Бонем Картер. Интересно, что в ее случае режиссер сделал выбор на контрасте. За Бонем Картер на тот момент закрепился образ дамы из костюмных драм, вроде «Крыльев голубки», так что мрачная роль femme fatale с проблемами с головой стала новым (и удачным) развитием амплуа. Помимо нее рассматривались Кортни Лав и Вайнона Райдер, но режиссер посчитал, что их выбор на такую роль был бы не столь интересным из-за своей очевидности.
Драматургия: закадровый голос, «маленький человек» и романтическая комедия
Сценарий фильма неоднократно перерабатывался, в общей сложности «пережив» не менее восьми драфтов. По-началу экранной адаптацией книги Паланика занимался один Улс, затем в работу включился Финчер, а также к шлифовке текста были приглашены Эдвин Кевин Уолкер (сценарист «Семи») и Брэд Питт с Эдвардом Нортоном. Финальный вариант текста был готов к концу 1997 года. Стоит отметить, что Паланик, прочитав сценарий, нашел его даже более удачным в плане раскрытия сюжета и характеров, чем его собственная книга. Редкий случай.
Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
Одним из камней преткновения во время работы над сценарием стал закадровый голос рассказчика. Продюсеры не хотели прибегать к этому приему, так как считали его слишком старомодным. Финчер же полагал (справедливо), что именно закадр добавляет повествованию необходимую долю юмора и иронии, тогда как без него повествование получается слишком «мрачным и жалким». Кроме того, комментарий рассказчика помогает зрителю проникнуться чувством симпатии к герою и глубже понять происходящие в его сознании экстремальные события.
Один из центральных мотивов фильма — двойничество. В этом смысле «Бойцовский клуб» продолжает линию «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда», «Психо» Альфреда Хичкока, «Партнера» Бернардо Бертолуччи и многих других книг и картин, но с поправкой на 1990-е годы. Главным героем становится типичный «маленький человек», который находит в вымышленном двойнике способ возвыситься до ницшеанского сверхчеловека.
Чтобы подчеркнуть универсальность своей истории, авторы лишили главного героя имени и не стали называть конкретное место действия.
Хотя фильму в целом свойственна мрачная интонация, Улс характеризует его не иначе как романтическую комедию. Дело в том, что по его мнению, история не только полна юмора, пусть и специфического, но прежде всего посвящена отношениям, а одним из элементов сюжета является характерный для ромкома любовный треугольник.
Съемки: 200 объектов, 70 декораций и работа с весом
Хотя по сценарию действие фильма разворачивается в городе Вилмингтон, штат Делавер, который является столицей американского кредитного мира, работать там группа не смогла, так как для съемок требовалось слишком больше количество согласований с местной администрацией. Чтобы не тратить время и силы, от прямых отсылок к Вилингтону отказались, а всю картину решили снять почти целиком в Лос-Анджелесе.
На съемках фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
Всего в фильме фигурирует около двухсот точек по всему городу и в пригородах, а кроме того, на студии и на натуре было сооружено еще семьдесят декораций. Одна из самых масштабных декораций — фасад готического обветшалого дома Дердена. Она была возведена в пригороде Лос-Анджелеса Сан-Педро.
Стоит отметить, что декорации и интерьеры в «Бойцовском клубе» — это образец того, как через пространство фильма можно передавать внутреннее состояние героя. Тот же дом Дердена своими облупившимися стенами и дырами в потолке подчеркивает болезненный душевный раздрай главного героя.
Огромное количество объектов стало для Финчера отдельной головной болью. Большую часть съемок ему приходилось проводить, наблюдая за погрузкой и разгрузкой оборудования. При этом группе преходилось мотаться по разным локациям порой лишь ради того, чтобы снять три строчки диалога. Съемки велись с июня по декабрь 1998 года и в общей сложности потребовали довольно длительного времени — 138 смен.
Стоит отметить некоторые не вполне стандартные вещи, которые понадобились актерам для воплощения своих ролей. Эдвард Нортон и Брэд Питт брали уроки бокса, тхэквондо, универсальной борьбы, а также мыловарения. В ходе съемок Нортон сбрасывал вес, чтобы в финальных сценах выглядеть болезненно худым и изможденным. Это было тем более актуально, что перед «Бойцовским клубом» актер снимался в «Американской истории Икс», для которой набрал почти 14 килограммов мышечной массы. Питт же наоборот должен был крепчать параллельно съемкам, как бы питаясь своим двойником и все больше и больше становясь воплощением стереотипного мужского эталона.
Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
Музыкант Мит Лоуф, сыгравший второстепенную роль ракового больного все съемки носил 40-килограмовые накладки, создававшие видимость ожирения и большой груди. Также, чтобы визуально казаться больше Нортона, Лоуф ходил на 20-сантиметровых платформах.
В «Бойцовском клубе», как и в «Семи», Финчер с помощью визуального ряда превосходно выразил свое мрачное видение мира. Фильм снят в гранжевой стилистике, как бы полемизирующей с прилизанным глянцем и гламуром, торжествующем в мире консьюмеризма.
Кадр выполнен в характерной для режиссера грязной желто-зелено-коричневой палитре, с гнетущим контрастным освещением и обилием глубоких черных теней. Значительная часть съемок проходила в вечернее и ночное время суток, а для дневных сцен подбирались затененные локации.
Референсами при этом авторы называют «Американские граффити» Джорджа Лукаса, где тоже значительная часть действия разворачивается ночью, а также «Крестного отца», где оператор Гордон Уиллис эффектно работал с полумраком.
Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
Оператором картины выступил еще один дебютант — Джефф Кроненвет. До этого он был у Финчера оператором второго юнита на «Семи» (в том числе снимал кадры для знаменитых вступительных титров фильма) и делал подсъемки для «Игры». Также он является сыном Джордана Кроненвет, снимавшего «Бегущего по лезвию», сотрудничавшего с Финчером на рекламе и клипах и начинавшего с ним «Чужого 3».
Кроненвет и художник-постановщик Алекс МакДоувелл договорились по возможности опираться на существующие источники света, будь то естественный свет или от внутрикадровых приборов. Это было особенно важно при выборе городских локаций, например, двора бара, где происходят первые драки, или подпольного места сбора клуба. В последнем случае авторы использовали для создания особой атмосферы сцены зафактуренные 60-ваттные бытовые лампочки из обычного магазина для ремонта.
Кадр из фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
В качестве световых приборов часто использовались флуоресцентные источники света, которые крепились к потолку декорации или поднимались на натуре с помощью крана. Верхний свет оказался удачным решением еще и с учетом пластического грима, поскольку позволял грамотно подчеркивать раны, шрамы, синяки и порезы персонажей. Кстати, сам Кроненвет отмечает, что работа с гримом была отдельной большой задачей на подготовке. Двое главных героев меняли больше тридцати трех различных схем грима и каждая требовала своего подхода к съемке: правильного выбора пленки, света, контраста, процесса проявки. При освещении актеров в сценах собраний клуба авторы хотели добиться ощущения боксерского ринга, а сложная задача заключалась в отделении людей от фона, но с сохранением сумрачности. Лица старались не засвечивать, для чего снимали их в недодержке до двух стопов в зависимости от сцены. На линии глаза могли работать панели Kinoflo или светильники Obie для получения драматичного отражения.
На съемках фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
Эпизоды фильма без Тайлера Дердена и с его появлением авторы визуально разграничили. В первом случае изображение должно было быть физически реалистичным. Вмешательство же в сознание главного героя двойника делало кадр, по определению Финчера, «гиперреалистичным». Одним из способов этого добиться стали чуть перенасыщенные цвета.
В характерном для Финчера духе камера в фильме чаще всего выполняет роль стороннего наблюдателя — она или статична, или ее движения подчеркнуто механичны. Тем не менее, по мере нарастания напряжения, камера становится все более динамичной. Особенно четко это прослеживается в сценах боев. По-началу они снимаются статичной камерой, а ближе к концу все чаще используется ручная.
Для сцен поединков, как правило, задействовали две камеры одновременно. Вообще, стремясь к передаче помутненного состояния сознания главного героя, Финчер и Кроненвет использовали богатый набор самых разных визуальных техник и приемов: ракурсы, субъективную камеру, рапид и так далее. И не случайно критики отмечают, что в визуальном плане «Бойцовский клуб» стал самым ярким в фильмографии Финчера отражением его опыта клипмейкера.
На съемках фильма «Бойцовский клуб» (1999) / Фото: 20th Century Fox
И еще одна фирменная техника Финчера (прежде она встречалась, например, в кульминации «Семи») — неожиданная вставка постороннего кадра. Вводя в повествование Тайлера Дердена, авторы четырежды вставляют его в кадр на долю секунды — на заднем плане и не в фокусе. Словами Финчера, так он хотел показать постепенное появление двойника «где-то не периферии сознания рассказчика».
Визуальные эффекты «Бойцовского клуба»
Первое правило бойцовского клуба
Никому не говорить о бойцовской клубе
72746 рассказали об этом
(083/366) 21 февраля родился Чак Паланик
«Бойцовский клуб»: история создания классики.
После того как Чаку Паланику надоело искать себя в журналисткой работе, он уволился из небольшого издания в Портленде. Не придумав ничего более интересного, будущий писатель начал помогать людям — подрабатывал в приюте для бездомных и онкологических больных. Параллельно Чак посещал съезды небольшой организации Cacophony Society: туда входили неопределившиеся люди, которые объединялись для совместного нытья, распития алкоголя и дурацких розыгрышей. Вскоре этот опыт ляжет в основу книги «Бойцовский клуб»: Паланик никогда не говорил, что вступал в бойцовские клубы, но чем именно была группировка CS — честно не рассказывал.
Тогда же он насмотрелся на плачущих и растерянных людей: когда ты с утра убеждаешь больных людей не сдаваться, а под вечер они умирают у тебя на руках — трудно сохранить эмоциональность. К 35 годам Чак, видимо, переполнившись жизненными уроками, решает записывать истории в блокнот. Его первая книга — «Бессоница» — никогда не была издана, но некоторые главы стали основой для будущего бестселлера.
Легендарная сцена с плачущим толстяком — еще одна вполне реальная ситуация. Паланик обратился за помощью в клуб писателей, откуда подчеркнул главное — людей нужно удивлять. Его первая полноценная работа называлась «Невидимки», и издатели сочли книгу слишком жестокой, возмутительной и претенциозной. Чак рассмеялся и принялся за «Бойцовский клуб»: он захотел написать настолько отвратительно жесткий и ужасающе подробный роман, насколько это вообще было возможно. Писатель подрабатывал на ремонте грузовиков и придумывал основу книги — те самые правила организации «Проект Разгром». Он считал, что произведение должно передать всю соль идеи и удивить читателя. Местный журнал Pursuit of Happiness купил у Паланика рассказ за 50 долларов. Приличные деньги и востребованность вдохновили Чака взяться за полноценную версию.
Держа в одной руке пачку сосисок, а в другой — пару банок пива, писатель взглянул на книжный стеллаж в супермаркете. Он обратил внимание, что там полно «дамских» произведений о дружбе, поиске себя и настоящей женственности. Но нет ничего подобного для мужчин. Тогда он решил объединить этот мотив со случаем в офисе, который уже был пересказан в опубликованной краткой версии. Случай известный: Паланик заявился в офис с фингалом под глазом, и никто из знакомых и коллег не обратил внимания.
Паланик продал готовый «Бойцовский клуб» за шесть тысяч долларов — огромные для него деньги, но оскорбительные для других писателей, знающих, сколько стоит просить у издательства. Роман вышел в 1996 году и за пару недель стал настоящим хитом: он смеялся над материализмом и обнажал проблему отсутствия мужественности, иронично став настольной книгой офисных работников и девушек из фитнес-клубов.
Еще раз Паланик продешевил, когда продавал права на экранизацию студии 20th Century Fox — тогда она называлась Fox 2000 Pictures — продюсеры заплатили писателю всего 10 тысяч долларов. После успеха книги в Голливуде активно обсуждался перенос провокационной истории на киноэкран. Арт Линсон, продюсер невероятно успешной картины «Схватка» отказался брать «Бойцовский клуб» в работу, посчитав историю излишне экстремистской.
В обсуждение вмешались два человека: руководитель студии Лора Зискин и продюсер Кевин Маккормик заявили, что такой ленте стоит дать шанс. Они отговорили совет директоров делать из нее малобюджетное кино. На тот момент они не читали и страницы оригинала и лишь видели, как актеры разыгрывают начальные сцены. Несмотря на это, боссы верили в успех и смогли уговорить председателя правления News Corporation выделить деньги на производство. После успеха «Титаника» студия могла экспериментировать, но проект с участием именитых актеров и популярного режиссера обязан был стать успешным.
Тяжелее всего оказалось подобрать режиссера — Зискин почти сразу же назвала имя Дэвида Финчера. Но тот больше не хотел участвовать в проектах Fox 2000 Pictures: студия постоянно лезла в процесс производства «Чужого 3», мешая ему работать, из-за чего на площадке случались конфликты. Но продюсеры считали этот вариант лучшим, потому что помнили потрясающую работу «Семь», передающую атмосферу психологического напряжения и актуального конфликта. Сложив в уме плюсы и минусы, продюсеры решили: они не вмешиваются в процесс производства, а режиссер работает в рамках среднего бюджета.
Через месяц после этого договора Финчер заявил, что ему нужно больше денег: на компьютерную графику в начальной и финальной сцене, на массивные декорации и дополнительное освещение, так как большая часть сцен снималась ночью.
Жесткое законодательство штата Делавер вынудило съемочную группу на переезд: правительство требовало согласовывать работу ежедневно. Спорное содержание романа могло навредить городу, популярному среди финансовых компаний. Юристы студии отказались от такого сотрудничества, поэтому «Клуб» делали в Лос-Анджелесе, а многие сцены снимали внутри крупных декораций. Так фильм вышел за рамки — бюджет составил 63 миллиона долларов.
Раз Финчер нарушил договор, то и студия решила вмешаться: она активно требовала взять на роль подруги главного героя блондинку Риз Уизерспун. Режиссер смиренно согласился, но не срослось — актриса отказалась из-за «слишком мрачного» сюжета. Может, оно и к лучшему: Хелена Бонем Картер, в то время игравшая только в исторических лентах, идеально подошла на роль слегка съехавшей с катушек, но очень преданной девушки. Сценарист Джим Улс расширил участие Марты в сюжете и сделал из нее полноценного третьего персонажа, а не второстепенного героя, как было в оригинале.
Эдвард Нортон и Брэд Питт присоединились к производству без уговоров: продюсер Арт Линсон, еще недавно отказавшийся от экранизации, настоял, чтобы Тайлера сыграл именно Питт — яркий, узнаваемый актер, показавший Финчеру класс еще на площадке триллера «Семь». Для «Клуба» Питт снял зубные коронки, чтобы не сверкать голливудской улыбкой. Нортона же взяли по той причине, что нужен был противоположный персонаж — мужчина, ищущий доказательства собственной силы и уверенности. Для этого Эдварду пришлось ускоренно худеть — еще недавно он набирал массу для роли скинхеда в «Американской истории X». Теперь в зал отправили Брэда: он должен был соответствовать тогдашним представлениям о мужском идеале. Актеры верили в антикапиталистические идеи романа и стали настоящими друзьями на площадке. Например, в сцене, где рассказчик и Тайлер играют в гольф, они на самом деле пьяны, а Питт одним из мячей зарядил в окно передвижной кухни.
Производство картины затянулось: Финчер требовал качественных сцен с компьютерной графикой, а актеры хотели отработать по-настоящему, поэтому ходили на курсы бокса. Это заметно в эпизоде, когда герой Нортона бьет Тайлера в первый раз: Питт на самом деле получил по лицу и его гримаса боли ничуть не искусственная.
Итоговый вариант закончили весной 1999 года — и в апреле в школе «Колумбайн» происходит знаменитая трагедия: двое учеников устроили стрельбу в столовой, убив 13 и ранив 37 человек. Позднее этот случай станет основой для фильма «Класс». Резонанс, в который была погружена страна, совсем не подходил для выхода радикальной картины. Тогда боссы студии впервые посмотрели финальный вариант и впали в ступор: ранее они видели лишь отдельные сцены, а теперь столкнулись с реальностью — картина получилась крайне безжалостной и крамольной. Они пытались уговорить Финчера переделать ленту, но так как на это потребовалось бы слишком много времени, ее перенесли на осень.
«Бойцовский клуб» провалился в прокате. Фильм сумел собрать только 37 миллионов долларов на территории США и лишь мировыми сборами добрал до 100 миллионов. Рецензенты писали: «У этого фильма нет положительных качеств и, возможно, он найдет собственную аудиторию в аду». Популярнейшая телеведущая Рози О’Доннелл в своей передаче сказала, что «он возрождает идеалы Фюрера, это веселая лента, основанная на фашизме» — чем отпугнула от картины львиную долю домохозяек.
Одна из причин такого громкого падения в том, что Fox 2000 Pictures промахнулась с рекламой. Студия вырезала закадровый голос Рассказчика из трейлеров, считая, что это признак старого кинематографа, и оставила сцены с драками — в угоду зрелищности. Ролик крутили в перерывах на «Супербоуле», выдавая за блокбастер на сложную тему. Лишь журнал Rolling Stone высказался о нем положительно, предсказав будущий успех: «Это хорошее кино со взрывной идеей и убийственным юмором, которые не подпустят к нему блюстителей морали».
В конце 1999 года фильм вышел на DVD-носителях и превратился в настоящий хит. Люди рассказывали о нем в очередях в магазинах, шептались в офисах и передавали диски соседям. Релиз стал самым успешным за всю историю студии — принес более 50 миллионов долларов, а Тайлер Дерден занял первое место в топе самых запоминающихся киногероев издания Billboard.