брак в кане галилейской икона

Паоло Веронезе. Брак в Кане Галилейской

Веронезе.Брак в Кане Галилейской,1563г,Размер картины 660 х 990 см.

Сегодня рассмотрим самую большую картину Лувра.

Паоло Веронезе (настоящее имя Паоло Кальяри) – уроженец Италии, яркий представитель эпохи позднего Возрождения. Художник родился в 1528 году в семье каменотеса в Вероне (отсюда и псевдоним). У Габриеле и Катерины он был пятым сыном.

К 25-ти годам Веронезе встал на ноги и занялся монументальной живописью. Он был мастером композиции и непревзойденным колористом. Известность к начинающему художнику пришла в 1553 году.

Его пригласили поработать над украшением Дворца дожей в Венеции. А после росписи плафонов в библиотеке Сан Марко определилась его судьба – с того момента и до конца своих дней Веронезе работал в жанре монументально-декоративной росписи.
В 1560 году в Риме Веронезе знакомится с произведениями Микеланджело и Рафаэля.

В 1566 году Паоло Веронезе женится на дочери своего дядюшки и учителя Антонио Бадиле. Он стал заботливым и любящим отцом для своих 4 детей. Кстати, одного из сыновей Паоло назвал в честь своего отца Габриеля.

Деятельность Веронезе в Венеции произвела необычайный фурор, он расписывал фрески, храмы, церкви, писал портреты. Практически весь период его творчества прошел именно в Венеции. Его произведения впечатляли, впечатляют и непременно будут впечатлять еще не одно поколение.

Огромный холст «Брак в Кане», написанный между 1562 и 1563 годами для монастыря Сан Джордже Маджоре, построенного Палладио, стал первым опытом художника в этом жанре. В 1797 году холст был вывезен французскими войсками в Париж и ныне экспонируется в Лувре.

Уже для современников художника этот холст стал предметом восторженного поклонения. В нем все вызывало восхищение: его блистательная сценография, великолепие костюмов, безудержная фантазия, с какой Паоло преобразил евангельское событие, исключительное по богатству и разнообразию цветовое решение, замечательное декоративное единство композиции, которая вновь обрела первозданную красоту после законченной в 1992 году реставрации.

ЗАМЫСЕЛ И ОПИСАНИЕ

Мастер трудился над ней больше года. В трапезной монастыря, для которой полотно создавалось, оно провисело до завоевания Италии Наполеоном. Чтобы было удобно транспортировать холст, французы разрезали его пополам, после чего сшили уже в Париже.

Темой картины является чудо, совершенное Христом на брачном пире в Кане Галилейской, где он превратил воду в вино.

«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою.

И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин 2:1–11)

Действо разворачивается на фоне величественных сооружений. Роскошный и обильный пир идет своим чередом. Среди богато одетых гостей и множества слуг, подающих все новые и новые кушанья, выделяется фигура Христа. Он сидит в центре стола.

Куда больше он увлечен самим духом празднества, пышностью нарядов, яркими красками и живописными деталями. Воссоздавая атмосферу отнюдь не библейского, а современного ему венецианского пира, художник помещает среди пирующих и реальных персонажей.

В группе музыкантов Веронезе изобразил Тициана, Бассано, Тинторетто и самого себя.

При всем многообразии мотивов картина образует единое живописное композиционное целое. Многочисленные персонажи расположены по трем текущим друг над другом лентам или ярусам. Беспокойно шумное движение толпы замкнуто с краев картины колоннами, центр подчеркнут симметрично расположенной вокруг восседающего Христа группой.

Иисус помещён в центре, он председательствует за столом в окружении своих учеников. Справа от него – Дева. У обоих над головами нимбы, и это отличает их от толпы.

Очарование этой картины не в нравственной силе или драматической страстности характеров, а в сочетании непосредственной жизненности и гармонической облагороженности образов счастливо празднующих праздник жизни людей. Полон радостного кипения и колорит картины: свежий, звонкий, с яркими вспышками красного, от розово-сиреневого до винных, огненных и сочных темных тонов.

Невеста сослана на край стола, находится крайне далеко от Христа слева. Заметьте, как утонченность прически и дороговизна ее платья напоминают нам о роскоши Венеции, а не о Евангелии.

Смесь святого и светского – такова великая революция живописи Возрождения. Веронезе это удалось, как никому другому. Венецианские чиновники, князья, аристократы, гости в тюрбанах, служители окружают священные фигуры. Религиозные символы, вроде ягненка, почти тонут среди серебряной посуды и роскошных ювелирных изделий

Сюита красного выступает в сочетании с холодным блеском синих, зеленовато-голубых, а также более теплых с глухим бархатистым звучанием оливковых и коричнево-золотистых тонов. Все это объединяется общей серебристо-голубоватой атмосферой, окутывающей всю картину.

Особая роль в этом смысле принадлежит белому цвету, то голубоватому, то сиреневому, то розовато-серому в оттенках. От плотности цвета серебряных амфор и ломко упругих шелков, через льняные скатерти, к голубовато-пепельному цвету белых колонн, пушистости легких облаков, плывущих по влажному зелено-голубому небу лагуны, идет развитие этого цвета, постепенно растворяющегося в общей серебристой жемчужности освещения картины.

Шумное кипение толпы гостей, пирующих в нижних ярусах композиции, сменяется изящной грацией движений вырисовывающихся на фоне неба редких фигур верхнего яруса — верхнего балкона лоджии. Все завершается видением далеких причудливых, окутанных дымкой строений и мягко сияющих небес.

В 80-е годы художник стал утрачивать былые силы. В мечтах об отдыхе, в 1583 году, Веронезе приобретает имение, где поселяется с женой и детьми. А уже через 5 лет заболевает воспалением легких и умирает. Похоронен Паоло Веронезе в церкви Сан Себастьяно.Ему было 60лет.

В 2010 году организация, защищающая культурное наследие Венеции, обратилась к первой леди Франции Карле Бруни с просьбой оказать воздействие на Лувр. Венецианцы надеются, что музей вернет им картину, которую присвоил и вывез во Францию Наполеон Бонапарт.

Источник

Толкование Евангелия на каждый день года.
Понедельник 2-й седмицы по Пасхе

брак в кане галилейской икона
Брак в Кане Галилейской

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

Перед нами повествование о чудесном превращении Христом воды в вино. Он мог совершать чудеса и раньше. Но чудо, на котором торжественно ставится священная печать Его учения, Он совершает только с началом Своей проповеди.

Христос, и Матерь Его, и ученики были званы на брак. Так Господь устанавливает таинство брака, освящая его не только Своим присутствием, но и Своим первым чудом. Кто хочет, чтобы Христос был у него на браке, должен звать Его к себе с небес личной и общей церковной молитвой. И Он придет. И обратит воду в вино. Ученики, те, кто следует за Христом, будут на пиру радости вместе с Ним. Народная любовь ко Христу распространяется на тех, кто Его.

Вот это чудо. Много было приготовлено вина, но все кончилось. Пока мы в этом мире, мы можем всегда оказаться в нужде, сколь обеспеченными мы ни были бы. Но если кто истратит что на Христа и учеников Его, никогда не будет в убытке.

Матерь Иисуса просит Его помочь этим людям. Что происходит между Христом и Его Пречистой Матерью? Она сказала Ему: Вина не имут» Она не говорит Ему, чтобы Он совершил чудо, но смиренно предает их нужду Господу. Что Мне и Тебе, Жено, – отвечает Господь, – еще не пришел час Мой. У Господа для всего свое время. Но Он тем не менее совершает чудо сейчас, раньше времени – ради утверждения веры Своих учеников. И это будет залогом многих чудес, которые Он совершит, когда придет Его время. Его час приходит, когда мы в предельной нужде, и не знаем, что делать. И Его час придет, когда Он на Кресте прольет Свою пречистую кровь, чтобы избавить многих от смерти вечной. Это будет брак Агнца с родом человеческим.

Что ни скажет Он вам, то сделайте, – говорит Божия Матерь, зная Христово милосердие. Она заповедует нам, чтобы взор наш был устремлен к небу и мы в точности исполняли слово Его. Следование нашему христианскому долгу ведет к Божию милосердию. И этот путь открывает нам Божия Матерь, Заступница наша. Христос совершает чудо претворения воды в вино, показуя, что Он – Творец всего. Это первое чудо, чтобы мы увидели, что Он пришел в мир дать радость – возвысить, преобразить обыкновенную земную радость в небесную для всех верующих в Него.

Там было шесть каменных водоносов – для очищения по закону иудейскому. Для чего Христос делает их вместилищами чудесного вина? Благодать Нового Завета – вино, а ветхозаветного закона – вода. В сосудах было по две или три меры, и они были заполнены доверху. Христос дает щедро, с избытком – по богатству Своей славы. Нет ничего ярко зрелищного в Его чуде. Он сидит за трапезой со всеми, не произносит ни слова, но то, что Он желает, совершается. Он дает вкусить это вино первому распорядителю пира, потому что знает, что Он совершил. Все было добро, добро зело – с самого начала. Господь повелевает почерпнуть это вино, дарует это вино для употребления. Все чудеса Его – таковы. Если Он дал кому-то из нас познание истины и благодать, превратив воду нашей жизни в вино, мы должны этим жить. Почерпните – вкусите и видите, яко благ Господь.

Это было настоящее вино. Архитриклин понял это, попробовав его, хотя он не знал, откуда оно. А слуги знали, хотя еще не попробовали. Это было лучшее вино. Дела Христовы говорят сами за себя – даже для тех, кто не знает их Совершителя. Они всегда – лучшее из всего, что есть.

Мир исполнен тщеславия и чувственного обмана. Когда упиются, доброе вино заменяется худшим. Чем больше радости ищет в земном человек, тем меньше ее становится. Ты же соблюл доброе вино доселе, – благодарит архитриклин, не зная, Кому они обязаны за это доброе вино. Лучшее уготовано Господом в конце, и потому мы должны жить, исполняясь совершенного доверия Ему. Плотские радости со временем угасают, а духовные – все более возрастают.

Это было первое чудо, совершенное Христом. Он Сам – величайшее чудо. Но это было первое из многих, которые Ему предстояло совершить. У Него – Божественная сила, но Он должен был до времени сокрывать ее. Так явил Он славу Свою, как Единородный от Отца. И ученики Его уверовали в Него. У них уже была вера, но даже подлинная вера нуждается в укреплении. Самые великие святые были когда-то младенцами в вере, но благодать Христова питала их, пока они не достигли меры возраста Христова.

Источник

БРАК В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ

В двух часах ходьбы от Назарета, где жила дева Мария, среди невысоких холмов Галилеи расположен небольшой городок Кана. Там, в скромной семье друзей Матери Иисусовой, на свадебном пиру, Христос сотворил первое чудо. Он претворил воду в вино.

Об этом событии рассказывает Ап. Иоанн: На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисусова говорит Ему: «вина нет у них».

По иудейскому обычаю совершения брака, жениха встречали девушки со светильниками. Они входили с женихом на брачный пир, где уже ожидали их все приглашенные гости. Согласно Талмуду, самым существенным моментом еврейского бракосочетания являлось «Семь Благословений», из которых первым было благословение вина. Текст его таков: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Мира, создавший плоды для виноградного вина». Жених обыкновенно выходил из своего дома в дом родителей невесты, ему сопутствовали друзья и свещеносцы. Получив благословение от родителей невесты, он вместе с нею возвращался в дом своих родителей. Невеста была глубоко закрыта вуалью, лица ее не было видно. С музыкой, пением и танцами все входили на брачный пир. Сначала там подписывался брачный договор, а потом провозглашались «Благословения». Здесь невеста открывала свое лицо и бракосочетавшийся в первый раз в этот день видел ее. Это означало, что брак совершился, после чего пир продолжался.

Возможно, что на браке в Кане Галилейской не хватило вина как раз в тот ответственный момент, когда произносились «Благословения». А нехватило вина потому, что в связи с приходом на брак Иисуса, гостей явилось больше чем ожидали и распорядитель пира этого не предусмотрел. Если это было так, то понятно, что Матерь Иисуса могла чувствовать себя отчасти ответственной за затруднение, происшедшее в семье ее друзей. Поэтому Она и обратилась к Своему Сыну: «вина нет у них». Но Он сказал ей: – «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой». Однако, Святая Дева почувствовала, что Сын не оставит без помощи бедных людей и семейная радость их не будет омрачена. И Матерь Его сказала служителям: «что скажет Он вам, то сделайте».

Было же здесь шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: «наполните сосуды водою». И наполнили их до верха, И говорит им: «теперь почерпните и несите к распорядителю пира». И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся, – вином, – а он не знал откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее вино сберег доселе».

Чудо поразило распорядителя пира и самого жениха и всех гостей, – учеников Христовых. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской», – говорит Евангелист, – «и явил Славу Свою, и уверовали в Него ученики Его».

Здесь, в описанном Евангелистом Иоанном чуде, проявилась милосердная любовь Христова и Матери Божией к людям в их затруднениях обычной семейной жизни. Но!! то же время Господь Своим присутствием на брачном пире освятил и благословил брачную семейную жизнь человека, дав ей опору для радости и духовного веселия. Явленная на браке, слава Христова укрепила еще не окрепшую веру в Него Его учеников.

Евангелие о чуде в Кане обычно читается при совершении церковного Таинства Брака. После этого чтения, священник предлагает жениху и невесте испить общую чашу благословенного вина. Это означает начало их общей жизни и единства в любви Христовой, начало созидания в своей семье «малой домашней церкви». Вообще же, «первое чудо» – в Кане полно глубокой символики. Здесь, в Кане, Христос претворил воду в вино и сделал всех участниками радостного и светлого земного веселия, а на Тайной Вечери, в конце Своего служения, Он претворил вино в кровь свою и, дав испить из общей чаши Своим ученикам, сделал их (а после, – всех верующих в Него) членами Своего Пречистого Тела и участниками пира небесного в Царствии Божием. Отсюда, христианский брак приобретает особенно высокое значение, как нерасторжимое и благословенное единство мужа и жены во Христе, как в плане земном так и в плане духовном.

Источник

На чьей свадьбе был Христос в Кане Галилейской? — интересная гипотеза американского библеиста

Приблизительное время чтения: 4 мин.

В Евангелии есть история о первом чуде Христа. На свадьбе в Кане — небольшом поселении в Галилее — Христос впервые явил славу Свою (Ин 2:11): по просьбе Богоматери превратил обычную воду в вино. Распорядитель пира удивился, почему такое хорошее вино не подали к столу раньше, ведь он не знал, откуда оно.

Доктор Джеймс Табор, ученый-библеист, профессор и специалист по древнему иудаизму и раннему христианству университета Северной Каролины, задался множеством вопросов об этом отрывке из Евангелия.

Почему отсутствие вина должно беспокоить Марию? Что мы знаем о Кане? И самое главное, чья это была свадьба и почему на ней присутствовали Иисус и Его семья?

В своей статье, опубликованной в Bible History Daily, учёный попытался предложить ответы на эти вопросы.

Итак, где находится Кана? Большинство туристов в своих поисках отправляются в Кафр — Канну — поселение недалеко от Назарета, где, как считается, и произошло это евангельское событие. Однако здесь возникает проблема: в Кафре археологами не найдено никаких артефактов этой эпохи.

Джеймс Табор придерживается другого мнения. Он считает, что брак был отпразднован в местечке Хирбет Кана, которое находится в тринадцати километрах к северо-западу от Назарета. Здесь были найдены останки гробниц периода Второго Храма, домов и, возможно, даже синагоги. Свидетельства о присутствии христиан на этом месте датируются VI веком н. э.

Сразу после свадьбы Иисус идет в Капернаум, и с ним его Мать, братья и ученики (Ин. 2:12). Джеймс Табор считает, что вся семья Христа была с Ним не только на свадьбе, но и во время Его путешествия в Капернаум. Этот город, по мнению учёного, становится своего рода «резиденцией» Иисуса. Возможно, именно о таком «доме» сказано в Евангелии от Марка: Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? (Мк 9:33).

Тогда, возможно, Кана имела похожее предназначение? Апостол Марк ничего не упоминает о Кане, но Иоанн вновь говорит об этом месте, когда Иисус возвращается из путешествия в Иудею (Ин. 4:46). Зачем возвращаться туда? Джеймс Табор предполагает, что Кана становится для Христа своего рода «убежищем», откуда он потом отправляется в Галилею. По-видимому, город обладал удачным географическим положением: отсюда открывался прекрасный вид на историческую столицу Галилеи Сепфорис и другие города. Этим в дальнейшем воспользовался еврейский историк и военачальник Иосиф Флавий, который временно сделал Кану своей «штаб-квартирой».

Итак, определённо, Иисус имел какую-то связь с Каной Галилейской. Но чья же это была свадьба, на которую Он пришёл? У Джона Табора есть версия ответа и на этот вопрос.

Мы знаем, что на свадьбе присутствовали ученики и Мать Христа. Мария могла бы быть каким-то быть образом причастна к свадьбе, потому что Она, как хозяйка, заботится о том, что гостям не хватает вина (Ин 2:3). А значит, эта свадьба — важный день для всей семьи. Поэтому Джон Табор предполагает, что празднуемая свадьба — брак одного из братьев Христа (детей Иосифа Обручника). Именно поэтому Христос пришёл на свадьбу со всей семьёй.

В Евангелии от Иоанна говорится о том, что апостол Нафанаил, упомянутый только в Евангелии от Иоанна, был из Каны Галилейской (21: 2). Учёный выдвигает гипотезу, что невестой на свадьбе могла быть родственница Нафанаила. Таким образом, Кана могла быть настоящим домом-убежищем для Христа и Его учеников.

Как же православному человеку стоит относиться к подобным исследованиям и гипотезам в области библеистики и библейской археологии? Доцент кафедры богословия и церковной истории Московской духовной академии священник Антоний Борисов отмечает, что Православная Церковь с вниманием и интересом относится к новым открытиям и уточнениям в области библеистики.

«Мы не отрицаем богодухновенности Священного Писания, но при этом не склонны подобно некоторым протестантским фундаменталистам утверждать, что авторы Священного Писания являлись просто „секретарями“ Святого Духа, — отмечает отец Антоний. — Священное Писание создавалось для нужд Церкви, и Церковь главенствует над Писанием. Оно является одной из форм Священного Предания — благодатной сокровищницы Откровения Божия и одновременно проявлением благодатного участия промысла Божьего в жизни Церкви».

«Гипотеза, изложенная в статье Джеймса Табора, может быть интересна верующему человеку. По крайней мере, у меня она смущения не вызывает. Ученый не искажает смысл и духовное содержание описываемого в Евангелии события, а лишь дополняет его довольно любопытными деталями. При этом, он не абсолютизирует свою теорию, но лишь предлагает возможный вариант расширения исторического поля, — замечает священник. — Так что это не попытка переписать богодухновенный текст, а всего лишь способ восстановить контекст изложенных в Евангелии событий, чтобы сделать наше понимание евангельской истории более объемным».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *