братия сретенского монастыря в москве фото
Сретенский Монастырь
Московский Сретенский монастырь сегодня – это восстановленные и построенные заново замечательные храмы и колокольня, монастырская стена, удобные корпуса для братии, духовная академия, православное издательство и интернет-портал, многочисленные просветительские проекты, большое скитское хозяйство, а главное – молитвенная жизнь, собравшая вокруг себя и приводящая ко Христу множество верных.
Сретенский Монастырь запись закреплена
СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ | ПАЛОМНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ПОЕЗДКА В ОПТИНУ ПУСТЫНЬ
Дорогие друзья, приглашаем Вас в паломническую поездку в Оптину Пустынь.
Стоимость поездки: 6000 руб.
В стоимость поездки включено: трансфер, 2-х местное размещение в монастырской гостинице, трапезы, заявленные в программе, экскурсии, православный гид на все время поездки.
«Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение Милостью Божией… за молитвы великих наших отец».
старец Иосиф Оптинский
Набирается мини-группа: 18 человек.
С собой в паломничество обязательно иметь маску и перчатки.
Прием денежных средств осуществляется только в офисе Паломнической службы Сретенского монастыря.
Записаться в паломническую поездку и узнать все подробности можно 3-мя способами:
— позвонив по телефону 8 (495) 640 30 40
— отправив письмо по электронной почте palomnik@sretenie.ru
— заполнив форму регистрации: https://forms.gle/aKYeJfmPYMh7zN9v7
Сретенский Монастырь запись закреплена
ПАСТЫРСКИЕ ВСТРЕЧИ. ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВ
Новоначальные, впервые осознанно переступая порог храма, часто стесняются и смущаются, потому что не знают, в какой момент службы нужно преклонить колени, можно ли лобзать икону, причастившись, к кому на исповедь подойти, к какому священнику. Иеромонах Филарет (Трунин), насельник Сретенского монастыря, на Пастырских встречах помогает найти ответы на эти и другие вопросы, которые волнуют прихожан.
Показать полностью.
– На Великом славословии некоторые встают на колени, у меня всегда возникал вопрос: зачем? Когда на «Честнейшую херувим» встают на колени, мне понятно: традиция Дивеевского монастыря. Чем обусловлено это на славословии? Мне кажется, что это некорректно.
– Никогда не вставали. В своей практике я не помню. Я помню, благочестивые люди вставали на колени весь акафист Страстям Христовым на Пассии. А так – нет. Это ничем не обусловлено.
– Можно ли использовать «Херувимскую песнь» в фильме во время кадров установки креста на столе?
– Самые категоричные в этом вопросе – это старообрядцы, они вообще «Херувимскую» нигде, ни при каких условиях, даже в концертном исполнении не позволяют. Только в Церкви, и всё. Мы менее категоричны, но я бы что-то Крестовоздвиженское использовал при установлении креста, например, «Кресту Твоему покланяемся, Владыко».
– Можно ли подавать записки о здравии и сорокоусты о людях крещенных, но невоцерковленных?
– Конечно можно. Я своей родне говорю, что, если раз в год не причащались, значит, не православные – вот они волнуются и причащаются. Мое мнение: не считать христианами тех, кто вообще не причастился ни разу в жизни, то есть противится этому. Все остальные наши, христиане, тем более родные, близкие, как бы там и что с ними ни было, кем бы они ни были, мы молиться о них обязаны, даже если они не христиане.
Церковная молитва запрещается, а в личной молитве вы можете поминать всех добрых людей, которые в вашей жизни что-то доброе сделали, оставили свой след.
– А если злой?
– Это на ваше усмотрение. Если это отец, мать – поминаем, даже если злые, ведь это люди, которым мы всем обязаны.
– А если обязаны им не только хорошим, но и плохим?
– От родительской руки всё принимаем, как от руки Божией. То есть два самых главных человека в нашей жизни – это отец и мать. Можно переставить их местами, как правило, мать бывает ближе, но отец тоже поучаствовал в вашей жизни каким-то образом. Без отца вас бы тоже не было. У нас есть такая тенденция: мать – это особый человек, а об отце… если вы его не видели, разошлись они рано, но при всем этом он всё равно отец. Не факт, что он виноват в том, что не сложилась жизнь родителей. Вина, как правило, делится на двоих: и на отца, и на мать.
– В каких телах воскреснут люди? В своих же или в новых?
– Вопрос непростой. Одни говорят, что воскреснут в своих телах где-то в возрасте 30 лет – я читал такую трактовку. Будем надеяться, что так оно и будет. А кто не дожил до 30 лет, то воскреснут в том… Это как бы возраст совершенства, когда и физические, и умственные силы на пике своих возможностей. Конкретики никакой дать не могу. Да и надо ли?
Читать далее: https://monastery.ru/zhurnal/voprosy-svyashchenniku-0..
Сретенский Монастырь запись закреплена
10.11.2021. ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ
Божественная литургия в день памяти святителя Димитрия Ростовского.
Сретенский Монастырь запись закреплена
Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы.
Притчи Соломона 2:10-13
Сретенский Монастырь запись закреплена
«ХРИСТИАНСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ»: БЕСЕДА С ПРОТОИЕРЕЕМ МАКСИМОМ КОЗЛОВЫМ В ПРОЕКТЕ «ГОВОРИМ» 10 НОЯБРЯ
Духовно-просветительский центр имени священномученика Илариона (Троицкого) продолжает цикл встреч в рамках проекта «Говорим». Образование – одна из наиболее обсуждаемых тем в православной среде. До сих пор не умолкают споры о духовном воспитании в светских школах и введении уроков по основам православного вероучения.
Показать полностью.
Должен ли христианин быть образованным? Полезно ли светское образование церковному человеку – или же лучше учиться в православных школах и вузах?
Предлагаем обсудить эти и другие вопросы 10 ноября в 19:00 с протоиереем Максимом Козловым и модератором Сергеем Комаровым.
Встреча состоится в Желтой аудитории нового собора. Прямую трансляцию смотрите на YouTube-канале Сретенского монастыря и Instagram-аккаунте Просветительского центра Сретенского монастыря.
YouTube-канал Сретенского монастыря: https://www.youtube.com/channel/UChehtwB_W8DzPIna__ig..
Instagram-аккаунт Просветительского центра Сретенского монастыря: https://www.instagram.com/ilarion_centr/
Сретенский Монастырь запись закреплена
Сретенская духовная академия
11 НОЯБРЯ В СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ ОТКРЫВАЕТСЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СВЯЩЕННАЯ ИЕРАРХИЯ В ЖИЗНИ ЦЕРКВИ»
11 ноября 2021 года в Сретенской духовной академии пройдет Международная научно-богословская конференция «Священная иерархия в жизни Церкви», посвященная 75-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Показать полностью.
Содержательные направления конференции:
1. Вероучительные аспекты учения о церковной иерархии.
2. Канонические аспекты учения о церковной иерархии.
3. Церковная иерархия в истории.
4. Значение священной иерархии в богослужебной жизни Церкви.
5. Церковная иерархия и святость.
Учитывая сложную эпидемиологическую ситуацию, для личного участия в заседаниях конференции в здании Академии необходимо будет предоставить один из трех возможных документов: 1) сертификат о вакцинации, 2) ПЦР-тест, сделанный не ранее 8.11.2021, 3) документ, подтверждающий наличие антител вследствие перенесенной в течение последних 6 месяцев ковид-инфекции. Во время заседаний необходимо соблюдать общепринятые профилактические меры (ношение медицинской маски, соблюдение социальной дистанции, дезинфекция рук и т.д.).
Для дистанционных докладчиков и слушателей конференции возможность участия будет обеспечена посредством онлайн-трансляции через программу Zoom. Ссылки на онлайн-трансляции располагаются возле названия каждого из разделов в программе конференции.
Контакты оргкомитета конференции:
+7 965-342-83-03
conferences@sdаmp.ru
Место проведения: Москва, Сретенская духовная академия, ул. Большая Лубянка, д. 19, стр. 3.
Программа конференции: https://sdamp.ru/news/n9684/
Сретенский Монастырь запись закреплена
ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В СВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ Владислав Ершов
В современном мире обращение к христианским ценностям порой кажется весьма скучным, архаичным и непрактичным. Тем не менее, как показывает практика, их ресурс неисчерпаем. В частности, проповедь христианских ценностей способна решать социально-политические проблемы.
Показать полностью. Здесь необходимо разобраться с самим понятием христианских ценностей. В общем смысле ценности – смыслообразующая категория социально-гуманитарного знания, означающая трудно рационализируемую и вербальную характеристику личности или общества, а также совокупность предпочтений и устремлений. Христианские ценности не являются лишь системой предпочтений и определенных устремлений. По своей сути, они не сводятся только к евангельским нормам (заповедям и правилам поведения). Знание о Боге (в результате сверхъестественного откровения) как о Любви есть высшее звено в иерархии христианских ценностей. Это знание является источником веры, которая формирует христианское мировоззрение. В системе христианских ценностей отводится важнейшее место также учению об уникальности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию. Христианское учение открывает высокий смысл и цель жизни человека – блаженство в Царстве Небесном. Учение о спасении также занимает важнейшее место в системе христианских ценностей. На этом пути слово Божие призывает к всестороннему духовному совершенствованию. Достигается это совместным действием Божественной благодати и свободной воли. Ценность евангельских заповедей определяется тем, что они даны нам Господом как духовные законы, исполнение которых вводит нас в жизнь вечную. Наконец надо сказать о важной составляющей системы христианских ценностей – соборном духовном опыте Церкви, который запечатлен в богослужебных текстах, творениях святых отцов и житиях святых.
Обратимся к конкретным событиям, которые способны убедить нас в том, как проповедь христианских ценностей способна улаживать социальные конфликты.
Яркий пример можно найти в современной истории США. Во второй половине двадцатого века в США особенно остро стоял вопрос о расовой дискриминации, решить который взялись представители христианских (по большей части баптистских) церквей.
Известный баптистский проповедник Мартин Лютер Кинг (1929–1968) предложил мирную тактику борьбы, основанную на христианских ценностях (любви, мире и добре), за права темнокожих американцев. Следует отметить, что движение борьбы, которое он возглавлял, во-первых, было направлено не против конкретных расистов, а против общественной системы США того времени; во-вторых, Кинг считал, что в идеологической борьбе не следует ожесточаться, так как лишь любовь может изменить этот мир к лучшему. [1] Сам Мартин Лютер Кинг писал о любви как о самом мощном оружии для достижения мира и безопасности. В итоге именно ему удалось объединить массы черных и белых противников расовой дискриминации в США, основной идеей деятельности которых стала реализация евангельской любви как метода ненасильственных действий против расизма.
Читать далее: https://monastery.ru/zhurnal/bog-i-chelovek/khristian..
Сретенский монастырь: Прошлое и настоящее
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь — древнейшая православная обитель, расположенная на удивительном месте. Более шестисот двадцати лет назад здесь произошло событие, которое верующие люди, не сомневаясь, называют чудом. Заступничеством Пресвятой Богородицы русские земли были спасены от нашествия Тамерлана.
Сегодня Сретенский монастырь — важнейший духовный центр России. Брошюра, выпущенная издательством монастыря к 25-летию возрождения обители после ее закрытия в 1926 году, знакомит читателя с историей монастыря, его возрождением, строительством нового собора и жизнью сегодня.
Из истории. В 1395 году полчища жестокого и беспощадного завоевателя Тамерлана приближались к Москве, силы были не равны. Митрополит Киприан, призвав москвичей к всенародному посту и усердной молитве, повелел принести из Владимира в Москву величайшую святыню Русской земли — чудотворную икону Божией Матери. Десять дней величественным крестным ходом несли икону в столицу, и вдоль всего пути люди выходили навстречу и, опускаясь на колени, молили: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» 26 августа показались стены Кремля. Вся Москва, от мала до велика, вышла на Кучково поле встречать святыню. В едином молитвенном порыве соединились сердца людей. И Матерь Божия не посрамила этой великой веры и надежды. Предание рассказывает, что в то время, когда москвичи молились перед чудотворным образом, хан задремал у себя в шатре. Во сне ему привиделась Светозарная Жена, окруженная множеством крылатых воинов. Грозно взирая на хана, Она повелела ему оставить русские земли. Тамерлан отдал приказ об отступлении и увел свое войско на юг, покинув пределы Руси.
Вскоре на том месте, где москвичи встречали святой образ, была заложена деревянная церковь во имя встречи (по-славянски — сретения) Владимирской иконы Божией Матери, а в 1397 году здесь был основан Сретенский монастырь. День 26 августа (8 сентября по н. ст.) празднуется с тех пор как день спасения Москвы от нашествия Тамерлана.
Сретенский монастырь к началу XX века. Первые послереволюционные годы жизни Сретенского монастыря связаны с именем выдающегося богослова, пламенного проповедника и защитника Церкви священномученика Илариона (Троицкого). Владыка, любимый и почитаемый церковным народом, часто служил в Сретенском монастыре. Служил здесь и патриарх Тихон. Незадолго до закрытия монастыря, в 1925 году, здесь принял иноческий постриг пятнадцатилетний Сергей Извеков, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В начале 1926 года Сретенский монастырь был закрыт.
Новая история Сретенского монастыря. В1991 году собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви. В 1994 году здесь было открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, преобразованное в 1995 году указом Святейшего Патриарха в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов, с 17 мая 2018 года митрополит Псковский и Порховский). 8 сентября 1995 года исполнялось 600 лет со дня встречи чудотворного образа Богородицы на Кучковом поле. Этот день стал днем духовной радости для всех верующих москвичей. После переговоров с дирекцией Третьяковской галереи было получено разрешение привезти Владимирскую икону в день праздника в монастырь для поклонения.
На страницах брошюры можно почитать и о восстановлении монастыря, и о его святынях, главной из которых являются мощи священномученика Илариона (Троицкого). Отдельные разделы посвящены восстановлению единства Русской Церкви. Описана монашеская жизнь в обители, в Серафимовском скиту. С 2003 года монастырь оказывает помощь школе-интернату, находящемуся в городе Михайлове, в котором воспитываются около ста детей-сирот и детей из неполных и неблагополучных семей.
В Сретенском монастыре находятся редакции крупнейшего православного книжного издательства и известного интернет-портала «Православие.Ru». В 2002 году при монастыре открыта Сретенская духовная семинария. Рассказывая о Сретенском монастыре, нельзя не упомянуть его хор — один из самых известных в Русской Православной Церкви. В стенах обители располагается и Патриарший совет по культуре, созданный в марте 2010 года, его председатель — наместник Сретенского монастыря, ныне митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). С 2014 года в монастыре работают просветительские курсы «Православие».
Важным событием новейшей истории монастыря стало строительство в 2017 году нового храма — в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Не только необходимость увеличить пространство для богослужений подвигла наместника и братию к решению построить этот собор. Все они понимали, что, став насельниками Сретенского монастыря, расположенного на Большой Лубянке, они оказались в месте, освященном исповедническим подвигом святых XX века, нашедших в себе силы противостать безбожной смуте и бесстрашно свидетельствовать о Христе.
Сретенский монастырь является одним из важнейших духовных центров не только Москвы, но и всей России. Уже много лет ежедневно, без выходных братия и наместник монастыря трудятся, созидая и украшая не только дорогую им святую обитель, но и души людей, приходящих сюда за молитвенной помощью и духовным утешением. Да благословит Господь эти нелегкие труды, ведь именно о таких, как они, сказано в древней книге псалмов: И будет яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет (Пс. 1, 3).
Сверните с шумной Большой Лубянки в тихий двор монастыря и убедитесь в этом сами.
Книгу можно приобрести:
в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15
тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40)
в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
тел.: +7 (495) 150-19-09)
в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.
Сретенский монастырь: история обители и святыни
Даже далекие от Церкви люди слышали потрясающие выступления знаменитого хора Сретенского монастыря. Но православные верующие знают — обитель знаменита не только своим прекрасным хором. Мы расскажем о святынях и храмах монастыря, дадим рекомендации паломникам и вспомним историю.
История монастыря
В самом центре столицы располагается, наверное, самый небольшой и один из самых древних из всех московских монастырей — Сретенский монастырь. В его истории отразилась почти вся история государства — с его войнами, переворотами, богоборческими годами и обретением веры. Обитель знаменита своей духовной семинарией, прекрасным церковным хором и школой для мирян.
История монастыря началась с чуда. В 1395 году на территорию Руси вторгся со своим войском Тамерлан, он уже захватил Рязань и Елец, а потом пошел на Москву, чтобы уничтожить Русь. Его воины не знали пощады. Речь шла об уничтожении всей русской православной цивилизации. Николай Карамзин писал, что москвичи «трепетали в ожидании скорбной участи». Великий князь Василий I выступил навстречу Тамерлану, а Москва осталась на попечении Великой княгини Евдокии.
Сретенский монастырь Москвы был основан в 1397 году на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Почему эта победа называется «бескровной»? В древние времена на месте монастыря простирались пашни и другие сельские угодья боярина Семена Кучки, это место так и называли «Кучково поле». Здесь созывались собрания горожан, правили суд, зачитывали указы великого князя… И именно на этом месте люди собрались, чтобы в 1395 году Святитель Киприан встретил чудотворный образ иконы Божией матери. На молитвы перед этим образом возлагали большие надежды. В тот же день, 26 августа, Богородица пришла к хану во сне и повелела оставить Русь. Считается, что именно поэтому Тамерлан в страхе бежал…
Сретение означает «встреча», встреча с иконой, с помощью Богородицы.
Помощь Богородицы и явленное чудо стали символами Сретенского монастыря. В годы богоборчества Сретенский монастырь, как и другие, подвергался гонениям и был превращен в обычное светское здание. В 1926 году Сретенский монастырь закрыли. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским, а из остатков братии был организован совет общины.
Но в 1991 году монастырь ожидал новый расцвет — охранившееся здание собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери было передано обратно в пользование Русской Православной Церкви. Тогда там создали «Сретение» во главе с отцом Георгием Кочетковым.
В 1996 году началась новая история монастыря: решением Синода подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов).
До недавнего времени считалось, что Сретенский монастырь был построен на том же месте, где находится и сейчас, но в 80-х годах прошлого века историк Сухман высказал гипотезу, что изначально монастырь находился в районе Сретенских ворот Китай-города и был перенесен оттуда во время строительства Китай-городской стены. Эта гипотеза вызвала поначалу много возражений, но подтвердилась летописными свидетельствами. Ведь нынешняя Сретенка находится не совсем там, где располагалось когда-то знаменитое «Кучково поле».
Хор Сретенского монастыря (художественный руководитель, регент — заслуженный артист России Никон Жила) имеет статус главного хора Русской Православной Церкви, поет на праздничных богослужениях, ведет концертную деятельность в России и за рубежом.
Краткий исторический очерк московского Сретенского мужского монастыря. Часть 2
Сретенский монастырь устроен и украшен был за счет царских и боярских вкладов, но лишился их в неприятельские нашествия и пожары, которые неоднократно опустошали обитель. Такие утраты вознаграждались вкладчиками и вкладчицами из знатных фамилий; поступавшие вклады заносились и теперь заносятся в старинный Лицевой синодик, хранящийся в богатой ризнице обители.
Из делопроизводства Московской сенатской конторы [4] видно, что дело о перенесении этого креста в Сретенский монастырь возникло еще 22 августа 1754 года вследствие того, что Григорий Семенович Шумаев оказался «весьма стар и дряхл и не в твердой памяти, так как ему 90 лет, а в доме его при нем, кроме одного его сына – отставного матроса Василия Григорьева (который по отставке числился в богадельне) с женой – никого нет, но и сын к содержанию и хранению упомянутого креста весьма ненадежен, так как пьянствует и непочтителен к отцу». Крест же этот помещается над сенями на чердаке. Поэтому в ограждение от пожара, с согласия самого Шумаева, приказано было разобрать крест и перенести в Сретенский монастырь. Но так как оставалось еще отделать некоторые части, а у старика Шумаева не хватало средств, то ему в награждение выдано 100 руб. из статс-конторы. Синодальному члену архимандриту ставропигиального Новоспасского монастыря Мисаилу поручено Святейшим Синодом осмотреть место в Сретенском монастыре, и когда крест будет установлен, если в резьбе и в украшениях окажутся «неприличности», то для этого поручить осмотреть заседавшим в консистории, и по осмотре донести Святейшему Синоду. 11 января 1755 года Шумаев просит контору правления сената о назначении десяти человек резчиков и столяров для разборки и постановки креста, причем указывает, что иконостас к кресту делали ему служители вдовы Анны Михайловны Ржевской – Роман Иванов и Филипп Чепарин, и просит допустить их к разборке и постановке креста. Правительствующий Сенат сделал распоряжение об отыскании означенных мастеров, но оказалось, что Роман Иванов умер, а Филипп Чепарин в Санкт-Петербурге в команде генерал-лейтенанта Фермора. А потому велено в самое скорое время набрать 10 человек искусных столяров и резчиков, отвести к Шумаеву на двор и приставить надежного унтер-офицера, дав ему четырех солдат, которым приказано смотреть, чтобы вещи и украшения креста не были утрачены, а для этого не велено впускать как посторонних лиц, так и сына Шумаева. В 1755 году, в феврале, нельзя было перенести крест в монастырь, как видно из делопроизводства, так как стояли морозы, а вследствие стужи некоторые вещи могли повредиться, а потому дело отложено до теплой погоды, а в это время определено назначить способного человека для снятия рисунка этого креста и пронумерования вещей, где какие стоят, составив для этого особую записку.
В том же году, 17 февраля, Правительствующий Сенат обратился к архитектору князю Дмитрию Ухтомскому с просьбой прислать опытных людей для составления рисунка и описи креста. Сенат прислал живописцев: Александра Полозова, Василия Иванова и архитекторских дел копииста Григория Полозова, а Московский магистрат назначил столяров: Ивана Кутилина, Василия Деревщикова, Семена и Петра Кондратьевых, Филиппа Кононова, а для караула назначен был сенатской конторы капрал Дмитрий Давыдов и к нему четыре солдата. С 29 марта по 7 апреля 1755 года происходила переноска и установка креста, а затем, по 4 апреля 1761 года, дополняли и отделывали некоторые части его, после чого он был сдан по описи игумену обители под расписку.
Далее из делопроизводства видно, что в монастырь для богомолья, а более всего для осмотра креста во время святой службы, всегда приходит множество народа и бывает теснота, и хотя караул и существует, но все-таки трудно уберечь киот от повреждения, а поэтому устроена решетка и вставлены стекла в киот. 3 ноября 1755 года члены Московской духовной консистории игумен Угрешского монастыря Иларион и иерей Иоанн Спасский осматривали крест и, по освидетельствовании, «неприличностей и противностей святой Церкви» в украшении не найдено. 15 мая 1756 года члены Московской духовной консистории архимандрит Богоявленского монастыря Иоасаф, архивариус Дмитрий Кривинков и секретарь Филипп Донской еще раз осматривали крест после вновь произведенных в нем дополнений и поправок.
Из описи монастыря 1763 года [5] известно, что Сретенский монастырь в Москве, в Белом городе близ Сретенских ворот, построен благоверным великим князем Василием Дмитриевичем, от сотворения миpa в лето 6903-е. В том монастыре каменных соборных церквей три, в них престолов шесть. Далее в описи показаны размеры земли, которой владеет монастырь, затем идет подробная перепись образов церковной утвари и облачений обители. До 1761 года более 40 лет монастырь и ризница с утварью обходились без описи. В этой же описи подробно показаны доходы и расходы обители, описана ризница и монастырская библиотека.
Из дел Каменного приказа [6] за 1777 год видно, что Сретенский монастырь имел особые участки земли, которые сдавал в аренду.
До 1812 года при монастыре было довольно обширное кладбище, но памятников его теперь в монастыре не видно, кроме одного не очень старого памятника Карамышева, однако уцелело несколько надмогильных досок с надписями, вделанных в стену на южной и западной папертях собора. Самая драгоценная из них находится у входа в предел Иоанна Предтечи, она вставлена рядом с доской, на которой иссечена приведенная нами надпись о построении собора и придела. Эта надгробная доска свидетельствует, что здесь, в приделе, у самого входа, погребен, соорудивший его по своему обещанию, здешний игумен Моисей Великосельский, скончавшийся в 1719 году 26 февраля 56-ти лет и 6-ти месяцев от роду. Игуменом же был в этой обители 26 лет; надо заметить, что при нем внесена в обитель часть мощей Марии Египетской.
Есть еще надгробная надпись другого здешнего игумена – Лаврентия Иванова, скончавшегося в 1757 году 22 ноября, 60-ти лет, а в обители жил 14 лет. Другие надписи – все светских лиц. Самая древняя из них – думного дворянина Василия Яковлевича Голохвастова, умершего в 1678 году. Самая поздняя – надгробная надпись генерал-майора князя Александра Александровича Прозоровского, умершего в 1769 году. Здесь были погребены также князья Вадбольские, Прозоровские, дворяне Лихаревы, Балк-Полевые, Черновы, Павловы, Бахметевы, Мещериновы, Голохвастовы, Корины, Марковы, Милютины и др. Теперь от всех этих надписей сохранились очень немногие, и то некоторые из них нельзя разобрать.
Наступил памятный 1812 год. Оставалось два с половиной месяца, когда дню сретения в Москве иконы Богоматери «Владимирской», бывшему в нашествие на Русь страшного восточного завоевателя, должно было исполниться 417 лет. Непобедимый западный завоеватель Наполеон I с громадным ополчением всей Европы вторгся в пределы нашего Отечества. Уже пал перед ним Смоленск, и чудотворная икона Богоматери «Смоленской», находившаяся в тамошнем соборе, была принесена в Москву и поставлена в Успенском соборе. Наполеон приближался к Москве, из которой множество жителей выехали. Продолжали выезжать и другие. Но начальство над русской армией, по воле царя, принял Кутузов, приобретший любовь народа: все ждали, что он даст битву, столь желанную для народа с самого вступления в Россию французов.
И вот наступило 26 августа – день обычного крестного хода в Сретенский монастырь. Но необычен был этот крестный ход в 1812 году. Известный викарий Московской епархии епископ Августин с двумя грузинскими архиереями обносил крестным ходом взятые из Сретенского монастыря чудотворные иконы Богоматери – Смоленскую, Иверскую и Владимирскую – вокруг Белого города, Китая и Кремля. От Сретенских ворот до Арбатских крестный ход шел посреди тянувшихся обозов с ранеными и умирающими солдатами. Этих солдат, взиравших и молившихся на чудотворные иконы Божией Матери и на древние хоругви, священники окропляли святой водой. Когда в этом крестном ходу все пламенно молили Богоматерь спасти уже не одну Москву, но всю Poccию от всепобеждающего завоевателя, тогда за 100 верст от Москвы пылала великая Бородинская битва и Наполеон, столь жадно и давно желавший сразиться с русской армией, в разгаре этого боя был, по свидетельству достоверных очевидцев, мрачен, задумчив, тревожен, нерешителен. Думали даже, что он болен: то он давал один приказ, то через мгновение отменял приказы своим полкам… Он мог с большим успехом выиграть Бородинскую битву, но упустил все открывавшиеся к тому случаи, страшась нового боя. Осененное Покровом Богоматери, наше христолюбивое, преданное своему царю и Отечеству воинство устояло в неравном бою.
На другой день после битвы русская apмия потянулась к Москве, и здесь впервые родилась в душе полководца как бы свыше ниспосланная мысль: оставить столицу неприятелю и тем самым приготовить ему неминуемую гибель.
Во время неприятельского нашествия на Москву Сретенский монастырь, как видно из донесения строителя, управлявшего этим монастырем, наместника игумена Чудова монастыря Феофилакта, сохранился от всеобщего пожара, постигшего Москву в 12-м году.
Сначала французы жили в этих двух храмах, но потом в нем был сделан лазарет для раненых. Церковь святителя Николая Чудотворца не была разорена французами, и в ней во все время пребывания их в Москве совершалась Божественная служба иеромонахами. Равно и кельи не были сожжены. Рассказывают, что французы жестоко били монахов, но они, твердо все перенося, оставались при монастыре. Особенно доставалось иеромонаху Алексию, от которого неприятель хотел добиться, где хранится монастырское имущество.
8 ноября в Сретенском монастыре, в неоскверненном французами храме святителя Николая Чудотворца, епископ Августин совершил молебен с коленопреклонением, и из Сретенского монастыря отправился с некоторыми святынями ночью в Кремль для осмотра соборов.
10 ноября епископ Августин служил в Сретенском монастыре обедню, после которой читал от себя молитву: слезы, которых не мог он удержать, прерывали его чтение. После того он с крестным ходом перенес из Сретенского монастыри чудотворную Иверскую икону Богоматери в прежнюю часовню ее у Воскресенских ворот.
Из Сретенского монастыря епископ Августин ездил в Вифанию для погребения митрополита Платона, скончавшегося 11 ноября.
Освятив 1 декабря Покровский собор и, можно сказать, Китай-город, владыка Августин 12 декабря, в день рождения императора Павла I, освящал в Сретенском монастыре уже исправленную соборную церковь, а назначенный им крестный ход двумя потоками в это время обходил улицы Белого города, так что оба отделения сошлись в Сретенском монастыре. Множество народа наполняло славную обитель и новоосвященный соборный храм ее. Главнокомандующий Москвы граф Растопчин прочитал вслух народу известие о новых победах над французами и, по окончании всего, началась пальба из стоявших близ стен Сретенского монастыря пушек, отбитых у неприятеля.
В январе 1813 года епископ Августин переселился из Сретенского монастыря в Богоявленский. Но чудотворная Владимирская икона Богоматери, вo время пребывания в Москве французов снова посетившая через 417 лет Владимир, теперь осталась в Сретенском монастыре, в соборном храме, построенном в честь ее на том самом месте, где некогда была она встречена в Москве в первый раз. Поставить ее в Успенский собор еще было невозможно, потому что собор не был обновлен, был даже не отделан и придел. Уже в 1813 году, в самый праздник Входа Господня в Иерусалим, чудотворная икона была торжественно перенесена из Сретенского монастыря в Успенский собор.
В Сретенском монастыре после возобновления соборного храма обновлен был и придел его, равно и церковь во имя преподобной Марии Египетской. Мощи преподобной в серебряном ковчеге были снова внесены в соборный храм.
В 1832 году в Сретенском монастыре вновь отделана внутри теплая церковь, придел же святителя Димитрия Ростовского упразднен в ней для распространения церкви. Храм преподобной Марии Египетской пришел в ветхость, и служба в нем не совершается.
Вокруг соборного храма в 1850 году выведен красивый фундамент из белого камня, вместо прежнего кирпичного. Западная церковная ограда построена в том же году новая, и так как кельи пришли в ветхость, то на западной стороне монастыря против собора выстроен прекрасный двухэтажный корпус, в нем помещается трапеза.
В 1884 году главный соборный храм, прежде холодный в зимнее время, снабжен отоплением.
Читатели могут судить, как знаменателен в отечественной и церковной истории день праздника Сретения чудотворной иконы Богоматери «Владимирской» – 26 августа, какая явная помощь Царицы Небесной явлена не раз нашей православной Русской земле в этот день. В 1395 году страшный Тимур внезапно пошел назад из русских пределов. В 1612 году в ночь на праздник Сретения иконы Богоматери «Владимирской», разбитый Хоткевич бежал из Москвы. А 26 августа 1831 года в день обычного Сретенского крестного хода пала перед верным и победоносным русским воинством возмутившаяся и сильно укрепленная Варшава.
И благочестивые москвичи не забывают каждый год участвовать в крестном ходу 26 августа в Сретенский монастырь. Священные воспоминания невольно овладевают душой при виде этого крестного хода. Сколько московских митрополитов совершали его в продолжение почти пяти веков! Его начал митрополит Киприан и потом совершали святители и чудотворцы Московские митрополиты Иона и Филипп и множество других памятных Москве архипастырей, являлись перед народом – Платон, Августин, Филарет, Иннокентий, Макарий.
В том же году, по благословению митрополита Московского Иоанникия, настоятель Сретенского монастыря архимандрит Серафим открыл по воскресным дням с 7 октября духовно-нравственные собеседования с народом, которые начинаются перед вечерней, в 2 часа пополудни, в соборном храме.
Список настоятелей московского Сретенского монастыря
Игумен Иона – 1580 г.
Игумен Маркелл – 1598 г.
Игумен Ефрем – 1613, 1614, 1619 и 1627 г.
Игумен Моисей – 1634–1644 гг.
Игумен Варлаам – 1645–1648 гг.
Игумен Дионисий – 9 мая 1653 г., октябрь 1657 г., 1674–1682 гг.
Игумен Пахомий – 1688–1681 гг.
Игумен Корнилий – январь 1692 г.
Игумен Моисей (Великосельский) – с 1693 г. († 26 февраля 1719 г.)
Игумен Исаакий – 1721–1726 гг.
Игумен Феодор (Левонов) – 23 февраля 1731 г. – 2 января 1732 г. (переведен из Колоцкого монастыря Смоленской епархии, где был с февраля 1729 г., а в 1732 г. переведен в Угрешский монастырь)
Игумен Евсевий (Леонов) – определен 20 января 1732 г., упоминается до 1736 г.
Иеромонах Иаков – в 1737 и 1738 г.
Игумен Петр (Котляревский) – 1740–1742 гг.
Игумен Софроний (Зиминский) – 1742–1744 гг.
Игумен Лаврентий (Иванов) – с 1744 г. († 22 ноября 1757 г.)
Игумен Максим – 1758 г.
Архимандрит Иоасаф – в ноябре 1759 г. (затем переведен в вяземский Предтечев монастырь, где пробыл до 1778 г.)
Архимандрит Маркелл (Тросницкий) – 1762–1764 гг. (из дворян Польской области Полоцкого воеводства)
Игумен Гедеон – 1770 г. (переведен из Угрешского монастыря)
Строитель Антоний (Протопопов) – 1765–1769 гг., игумен – с 1770 г. (11 мая 1771 г. переведен в Угрешский монастырь)
Архимандрит Никон – 1772–1778 гг. (взят из Киева, затем переведен в Севскую семинарию прокуратором)
Игумен Арсений – упомянут 5 января 1783 г.
Строитель Филарет – январь 1806 г.
Игумен Максим (Погудкин) – определен 19 сентября 1805 г. (но вскоре отказался от игуменства; в 1816 г. определен в Песношский Николаевский монастырь Московской епархии; в 1836 г. уволен по старости; † 29 марта 1850 г.)
Феофилакт – 1806–1814 гг. (из купеческого звания; пострижен в Песношском монастыре в 1801 г., в 1806 г. назначен строителем Сретенского монастыря; 16 января 1814 г. назначен наместником Чудова монастыря, 12 февраля того же года посвящен во игумена Угрешского монастыря с оставлением за ним и должности наместника; в июне 1819 г. – архимандрит Дмитровского Борисоглебского монастыря; 22 февраля 1822 г. – архимандрит московского Златоустовского монастыря; перемещен в московский Данилов монастырь; 29 апреля 1831 г. по прошению уволен на покой, удалился в Песношский Николаевский монастырь и там скончался на 61-м году от рождения в 1842 г.)
Строитель Израиль – 1819–1822 гг. (переведен в Николо-Угрешский монастырь)
Строитель Мелхиседек – 12 августа 1836 г. – 23 ноября 1842 г. (произведен из казначеев Троицкой Сергиевой лавры; затем переведен в Высоцкий Богородичный монастырь в г. Серпухове Московской губернии; † 16 марта 1850 г.)
Архимандрит Вениамин – 1863–1872 гг. (в мае 1872 г. переведен в московский Покровский монастырь)
Архимандрит Виктор – с мая 1872 г. по 1879 г. (затем на покое в московском Донском монастыре)
Архимандрит Антонин – с 1 мая 1883 г. по 25 октября 1883 г. (затем назначен епископом Старицким)
Архимандрит Серафим – назначен 21 февраля 1884 г. с возведением в сан архимандрита (из иеромонахов московского Богоявленского монастыря; до пострига – протоиерей Димитрий Григорьевич Богоявленский; более 12 лет был настоятелем церкви при императорской Екатерининской богадельни в Москве; 20 июня 1882 г., в благодарность за собеседования его в читальне богадельни с народом, преимущественно фабричным, ему был поднесен слушателями золотой, украшенный бриллиантами, наперсный крест с золотой цепью и надписью: «Дорогому наставнику от благодарных слушателей» [13] ; ранее, в 1874 г., поднесен был ему от фабрикантов и их рабочих золотой наперсный крест с украшениями за публичные беседы с народом; с 7 октября 1884 г., по благословению митрополита Московского Иоанникия, архимандрит Серафим каждый воскресный день в два часа пополудни в соборном монастырском храме ведет духовно-нравственные собеседования с народом, и всегда, к утешению православных, заключает их общим церковным пением)
Публикация подготовлена студентами Сретенской духовной семинарии. Печатается по кн.: Краткий исторический очерк московского Сретенского монастыря. М., 1885.