братские кельи высоко петровского монастыря
Кельи Высоко-Петровского монастыря отнесены к культурному наследию
В единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения включены «Кельи Высоко-Петровского монастыря, 1890 г., архитектор С.В. Крыгин», расположенные по адресу: улица Петровка, дом 28, строение 5, сообщает пресс-служба департамента культурного наследия Москвы. Издан приказ об утверждении границ его территории и предмета охраны.
Основные постройки ансамбля Высоко-Петровского монастыря находятся под государственной охраной еще с 1960-х годов. Построенный в 1890 году по проекту московского епархиального архитектора С.В.Крыгина корпус братских келий является поздним элементом монастырского ансамбля, историческое ядро которого формировалось в XVII-XVIII веках. Здание сохранилось с тех пор без перестроек. Оформление главного фасада выполнено в духе нарышкинского барокко конца XVII века, «благодаря чему достигается стилистическое единство в визуальном восприятии фронта застройки улицы Петровка», отмечает департамент.
«Здание келий было построено на месте разобранного фрагмента монастырской стены, выходящей на Петровку, и примыкает к палатам Нарышкиных конца XVII века, образуя таким образом единый фронт застройки монастыря», — приводятся в сообщении слова руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Алексея Емельянова. Частично сохранились первоначальная планировка здания и ценные элементы интерьера, в частности две чугунные межэтажные лестницы.
Здание келий — трехэтажное, завершенное вальмовой кровлей с фигурным аттиком по оси главного входа и пышным кирпичным декором главного фасада. Сейчас на территории монастыря ведут археологические раскопки, в ходе которых удалось обнаружить древние погребения, сообщает «Интерфакс». Археологи планируют понизить уровень поверхностного слоя до времени масштабного каменного строительства в монастыре, которое осуществлял Петр I.
По преданию, монастырь был основан в 1315 году. Однако первоначальные деревянные постройки здесь не сохранились. Высоко-Петровский монастырь был основан святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси. Святитель перенес митрополичью кафедру в Москву, после чего город стал возвышаться как церковный и государственный центр Руси. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря формировался с начала XVI до середины XVIII веков.
vladimirdar
Блог о моих ощущениях этого Мира
Размышления о себе, других и Мире.
Высоко-Петровский монастырь предположительно, основан до 1326 года святителем Петром, митрополитом Киевским, Московским и всея Руси. Впервые Петровский монастырь в Москве упомянут в «Повести о Митяе Михаиле», содержавшейся в Троицкой летописи начала XV в.
Монастырь являлся одним из главных царских богомолий во второй половине XVII века.
02.
Святой митрополит Петр Киевский
Однако Петр привык молиться в уединении, а в Кремле же это было невозможно. Тогда и решил он снова основать себе монастырь для уединенных молений там, где сейчас и находится Высоко-Петровский монастырь. В те времена здесь был глухой лес, рядом протекала река Неглинная. Очевидно, эти места напоминали ему родные Волынские.
04.
Дмитрий Костылев. Митрполит Петр Московский.
Петр основал здесь монастырь, который занимал небольшую территорию; построил деревянный храм и назвал его в честь своего небесного покровителя, апостола Петра и храм был поименован во имя апостолов Петра и Павла. Вот почему монастырь первоначально назывался Петропавловским. До монастыря из Москвы (которая тогда не сильно выходила за границы кремлевских стенам) надо было ехать через лес. И сюда прорубили дорогу, которая тогда называлась Митрополичьей, а потом превратилась в нынешнюю Петровку.
Святой Петр Митрополит Московский
В Москве часто случались пожары, сгорал и деревянный храм Петра и Павла. Когда его восстановили, Иван Калита решил освятить его во имя митрополита Петра, который был к тому времени уже признан святым. Храм носит это название до сих пор.
После Ивана Даниловича монастырь восстанавливал Дмитрий Иванович, или Дмитрий Донской. При нем был построен еще один деревянный храм, поименованный в честь Боголюбской иконы Божией Матери.
06.
Дмитрий Донской
После Дмитрия Ивановича монастырь упоминается при великом московском князе Василии III, который стал князем в 1505 г.
07.
Василий III
Алексей Митхайлович Романов
Наталья Кирилловна Нарышкина
Стрелецкий бунт при Петре
Коронация царя Петра
Петр победил и начал благодарное строительство храмов.
14.
В следующие десятилетия монастырь постепенно восстанавливался и стал играть одну из важнейших ролей в духовной жизни Москвы. За ним укрепилось особое, просветительское послушание. Большинство петровских настоятелей в это время были так или иначе связаны с образованием. В 1822 году из Заиконоспасского московского монастыря в Высоко-Петровский монастырь было переведено духовное училище. В монастыре находилось собрание Московской епархиальной библиотеки, а с 1863 года она стала местом заседаний «Общества любителей духовного просвещения», основание которого благословил архиепископ Филарет (Дроздов).
Первая часть выделена мной специально под исторические выкладки, дабы две остальные части, уже насыщенные реальными фотографиями Высоко-Петровского монастыря, были не перегружены текстами. Ну, так, продолжим! Перейти ко второй части.
Л.А. Беляев. Древние монастыри Москвы по данным археологии. Институт археологии. Москва. 1995.
Загадки Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря.
Москва необычный город. Чем дольше здесь живешь, тем больше убеждаешься в том, что узнать о ней все невозможно. Город неохотно открывает свои тайны. Но если уж начинает приподнимать завесу таинственности, то удивлению и восхищению нет конца!
Москва златоглавая! Такое количество монастырей, соборов и храмов. И каждый это история!
Разумеется, я не могла пройти мимо предложения посетить Высоко-Петровский монастырь. Спасибо rijaya_koshka за приглашение на экскурсию!
Я стояла на Петровке на противоположной стороне улицы и вглядывалась в купола храмов монастыря. Мой родной город был основан Петром I. Он носит его имя и я безмерно этим горжусь. Но вот именно здесь, в этих палатах Нарышкиных, которые находятся на территории монастыря и начиналась славная судьба будущего Императора. Петербург был основан в 1703 году, а Высокопетровский монастырь в 14 веке. Когда то это место, сейчас центр Москвы, было селом Высоким. Монастырь начинался с небольшого деревянного храма во имя апостолов Петра и Павла. От монастырских стен исходит непередаваемая энергетика и невольно проникаешься уважением к этим стенам, стоящим здесь дольше, чем Санкт-Петербург.
История монастыря удивительна. Когда то он служил форпостом и защищал Москву с севера, также как и Страстной, Никитский, Р ождественский, Сретенский и Ивановский монастыри. В конце XV века Василий III задумал украсить Москву каменными зданиями и храмами, для этого был приглашен итальянский зодчий Алевизио Ламберти ди Монтаньяно. Он строит в Москве одиннадцать православных храмов. В их числе Архангельский собор Кремля, собор в честь Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря и собор во имя Петра Митрополита Петровского мужского монастыря на селе Высоком. Собор Митрополита Петра, древнейшее сооружение монастыря, был построен в 1514-1517 годах и является одним из ранних примеров столпообразных храмов в русском зодчестве, единственным его представителем в современной Москве.
Пётр укрепляет стены Петровского монастыря, на верху центрального креста храма во имя Сергия Радонежского ставит символ царской власти — корону, чтобы люди знали, что здесь молится будущий государь.
Но советское время не прошло для монастыря бесследно. Многое было утрачено. Варварское отношение к храмам сделало свое черное дело. Практически все постройки были повреждены и осели почти на два метра. Монастырь собирались снести с лица земли, дабы расширить Петровку, но видимо, только Божье провидение уберегло этот исторический шедевр и он дошел до наших дней. С девяностых годов прошлого века началось активное возрождение монастыря и его возвращение в лоно церкви. Сейчас на территории идут реставрационные работы.
И вот здесь то и начинаются загадки старого монастыря. На территории был отрыт колодец. Колодцу этому почти триста лет. Уникален раскрытый колодец тем, что он демонстрирует весь сложный процесс его сооружения. До сих пор археологи не понимали, по какой технологии рыли подобные колодцы на Руси.
Есть проект, чтобы превратить колодец в музей. Сейчас это очень модно и, по моему, очень наглядно и интересно. Колодец будет помещен в специальный прозрачный павильон и такая консервация руин позволит всем нам видеть то, что оставило нам время!
Формат экскурсии по монастырю очень необычен. Нам было предложено разгадать квест! Да, именно квест! Как то странно сочетаются понятия квест и древний монастырь, но поверьте, это очень классно!
Наш прекрасный проводник по следам древней истории монастыря рассказал, что нам нужно делать и мы отправились на поиски ключей и ответов. Вот в такой интерактивной форме нам было предложено узнавать историю.
Нами найден первый свиток с заданием! Внимательно читаем. И включаем мозги и воображение!
А рассказ продолжается! И эккурсия тоже.
Ответ на первый каверзный вопрос мы нашли. Теперь черед следующего!
Вот это крыльцо палат Нарышкиных содержит один из ответов.
В колоколе мы нашли очередной свиток с заданием.
А еще один из ответов был в алтаре храма.
Вот так, разгадывая квест, внимательно слушая друг друга, мы решали сложные задачи. И мне понравилось! Это сплачивает, заставляет думать, хочется опередить всех и первой добежать до нужного места. И все это в стенах древнейшего монастыря.
Радует, что братии не чужды современные формы подачи материала. Не скучно, весело, познавательно! Экскурсия это не лекция и не назидание, это игра, котрая рождает интерес к истории!
Приходите, записывайтесь на экскурсии и вы узнаете столько нового, что удивитесь сами!
ilovemoscow
Полезное о столице
Новые грани любимого города
История Высоко-Петровского монастыря. Собор Петра Митрополита. Из семейного архива
Эксиз проекта реставрации после окончания раскопок галереи. Общий вид северного парадного двора монастыря от северных ворот. Рисунок Бориса Дедушенко.
1. Собор Петра Митрополита.
По повелению Ивана III архитектор Алевиз Фрязин возвел в 1514 году в монастыре первый каменный собор Петра Митрополита. Это достаточно редкий по форме и объемно-планировочному решению памятник архитектуры. Здание представляет собой столпообразный центричный храм, сложенный из красного кирпича высотой 23 метра. Собор одноэтажный, двухъярусный. Первый ярус представляет в плане октаконх, четыре больших полукружия которого ориентированы по сторонам света. Над октаконхом возвышается восьмерик, покрытый черепичной шлемовидной кровлей. Нижний ярус также покрыт черепицей, форма покрытия – конховая. Здание было окружено круглой в плане галерей на арках без сводов, к дверям вели белокаменные ступени невысоких лестниц.
Архимандрит Григорий пишет: «В 1505 году великий князь Василий Иоаннович в честь московского святителя и чудотворца «со многим желанием и верою» повелел заложить в монастыре каменную церковь во имя святителя Петра» (Высокопетровский мужской второклассный монастырь в Москве. М, 1899. С. 6). Во второй Софийской и Воскресенской летописях под 1514 годом значится: «тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всеа Руси с многы желанием и верою повеле заложити и делати церкви каменныа и кирпичныа на Москве. да за Неглимною церковь святый Петр Чудовторец митрополит всеа Руси. а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин. » (ПСРЛ. т.6. с. 254. т. 8. с. 254).
Нет ни малейших сомнений в том, что постройкой первых каменных церквей, в том числе и Петровского собора, руководил выдающийся итальянский зодчий Алевиз Фрязин, работавший в то время в России. Бори Дедушенко предполагал, что новый кирпичный собор был построен на месте первоначального деревянного храма (Борис Дедушенко. К истории ансамбля московского Высоко-Петровского монастыря // Древнерусское искусство. М, 1964. С. 257). Первые каменные стены появились в монастыре спустя более чем столетие. Собор стал центром парадного двора и всего монастыря в целом.
Считалось, что до нашего времени сохранился поздний собор, построенный в конце XVII века и что именно на его освящении присутствовал Петр. Однако кропотливые натурные исследования 1979 года, проведенные Борисом Дедушенко однозначно доказали, что до настоящего времени сохранился первоначальный собор, построенный зодчим Алевизом Фрязиным в 1514 году.
В 1689-90 годах собор был отремонтирован и заново освящен в присутствии Петра I. Одновременно с этим ремонто была постоена и белокаменная галерея-паперть вокруг храма. 8 мая 1690 года «цари государи и великие князья Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич. » были в Высоко-Петровском монастыре на торжестве по поводу освящения церкви Петра Митрополита, слушали в ней литургию, а затем Петр жаловал ближних людей и угощался в кельях архимандрита (Строев П.М. Дворцовые разряды. Спб. 1865. т. 4). Это событие имело глубокие политические подтексты. Собор Петра митрополита – первый каменный монастырский храм, который является памятником укрепления московской государственности и превращения Москвы в центр православия. Кстати, Церковь во имя Боголюбской богоматери также символизировала собой несправедливость притязаний на власть царевны Софьи (Зверинский В. Материалы для историко-топографического исследования православных монастырей Российской империи. Спб. 1892. С. 11). Собор Петра Митрополита также символизировал победу Петра, венчанного на царство вместе с Иваном. После нового стрелецкого мятежа 1689 года, после бегства Петра в Троицкую лавру, последующей его победы над Софьей и заключения ее в монастырь, Петра I считал своим долгом «отблагодарить своего святого покровителя Петра Митрополита и тем самым указать подданным на свои законные права на трон. Так что ремонт и торжественное освящение Собора Петра митрополита были более чем многозначительны. (Зверинский. С. 111). Собор стал памятником победы Петра I в борьбе дворцовых группировок за власть.
Уже после освящения, к 1691 году были закончены работы над иконостасом и внутренним убранством Собора Петра Митрополита. Первые упоминания о новом иконостасте относятся еще к 1687-1688 годам: «. Климу Михайлову с товарищи» поручено «делать в церкви верховных апостол Петра и Павла, что у Петровских ворот» иконостас. Работы по изготовлению иконостаса проводились до начала 1691 года.
В 1713-1714 годах кровля собора была заменена на жестяную и первоначальные узкие окна были растесаны в грубые широкие квадратные проемы.
В 1720-1730 годах наружние стены октаконха собора были расписаны. В 1736 году были росписаны и стены восьмерика.
В 1735 году «от большой бури» была повреждена позолоченная кровля восьмерика собора (ЦГАДА. Д. 63. Л. 4).
После разорения, которое учиниле в соборе французы во время войны 1812 года, собор был отремонтирован и в 1813 году вновь освящен.
В начале ХХ века ранее позолоченная крыша собора была грубо выкрашена масляной краской.
Капитальные ремонты собора не предпринимались в XIX веке, вычинивалась лишь крыша.
В ХХ веке не проводилось даже косметического ремонта. После упразднения монастыря в 1919 году здание собора арендовалось ОСОАВИАХИМом. Здание собора к концу 1940-х гг. окончательно пришло в ветхое состояние.
Первый этап реставрации 1954-1957 гг. состоял в вычинке кирпичной кладки стен и ремонте железной кровли.
Полномасштабные реставрационные работы по восстановлению Собора Петра Митрополита были начаты Борисом Дедушенко в 1979 году во время второго этапа реставрации монастыря. С 1979 года началась собственно реставрация памятника: восстановлены первоначальные оконные проемы 1514 года, расчищен пол до отметки XVI века, восстановлена черепичная крыша.
Эксиз проекта реставрации. Рисунок Бориса Дедушенко.
Эксиз проекта реставрации. Рисунок Бориса Дедушенко.
2. Сергиевская церковь Высоко-Петровского монастыря.
Сергиевская церковь была построена к 1694 году на месте южного деревянного корпуса, который для этой цели был разобран. Одновременно был построен большой корпус Братских келий, который соединили с Сергиевской церковью массивным переходом на арке.
Все внутренние работы в Сергиевской церкви и ее иконостас были закончены к 1697 году. Как и большинство другие сданий монастыря, она была сделана в стиле «нарышкинского барокко».
Первоначально Сергиевская церковь был одноглавой. Это было традиционно для трапезных церквей на Руси. Однако в 1702-1705 годах были полностью переделаны свод и главы Сергиевской церкви. Стены четверика были надстроены и на них был возведен новый свод. На своде было построено шестиглавое завершение этого памятника архитектуры.
Самое раннее из сохранившихся фотографий церкви. Так выглядела Сергиевская церковь в конце XIX века:
В 1702 году крыша и главы Сергиевской церкви были тщательно реконструированы.
В 1736 году в монастыре был произведен крупный ремонт. В частности были отремонтированы фасады и верхние части Сергиевской церкви.
В 1776-78 годах в монастыре вновь был проведен еще один большой ремонт. Был вновь отремонтирован фасад Сергиевской церкви.
В 1808 году была разобрана первоначальная галерея-паперть Сергиевской церкви, что исказило первоначальный облик храма. Также был разобран надарочный переход, соединявший паперть Сергиевский церкви с галерей Братского корпуса, что разрушило завершение перспективы северного двора.
В 1862-63 года был снова сделан ремонт Сергиевской церкви, были обустроены и освящены приделы.
Последний ремонт церкви был произведен в 1911 году.
С тех пор и до второй половины ХХ века церковь ни разу не ремонтировалась.
После упразднения монастыря и закрытия церкви в 1919 году ее помещение было передано Центральной медицинской библиотеке. Затем там расположился МЭМЗ (Московский электро-механический завод?).
В 1930-х годах были уничтожены главы с крестами.
К 1950 году она пришла в ветхое и аварийное состояние.
Это вид на Сергиевскую церковь предположительно в 1940-е годы. Это вид изнутри монастрыря.
А здесь уже видно отреставрированную галерею и Сергиевскую церковь в процессе реставрации. Это предположительно 1960-е годы.
В 1980-х гг. в Сергиевской церкви расположился репетиционный зал танцевального коллектива «Березка».
3. Боголюбская церковь Высоко-Петровского монастыря в Москве.
Соборная церковь во имя иконы Боголюбской Богоматери представляет собой пятиглавый двухсветный объем с трехабсидным алтарем. Построена в 1664 году.
Вот уникальное фото 1925 года на котором мы видим, что осталось от иконостаса.
Освящена была церковь не ранее 1690 года, отчего и происходит ошибка в датировке ее постройки.
Итак, церковь была поставлена над могилами Иван Кирилловича и Афанасия Кирилловича Нарышкиных, которые были похоронены на этом месте 15 мая 1682 года. Сразу после окончания строительства этой усыпальницы Нарышкиных скончался и Федор Кириллович Нарышкин. Он был похоронен там же 4 марта 1691 года. И менее чем через два месяца скончался сам Кирилл Полуектович Нарышкин, подаривший за несколько лет до этого монастырю свой двор. Он был похоронен здесь же 30 апреля 1691 года.
Церковь эта хорошо сохранилась. Она очень мало подвергалась переделкам. Около 1763 года кровля была заменена на железную. Эта кровля скрыла первоначальные кокошники. Лишь в 1807 году была сделана западная пристройка к трапезной. В 1812 году монастыть был разграблен французами и пострадало внутреннее убранство церкви. Предположительно в 1860-ых годах была уничтожена паперть северной и южной стороны. В XX веке в здании сделано межэтажное перекрытие. С севера и юга сделаны кирпичные пристройки. В 1920-х годах в здании церкви располагались ремонтные мастерские Зернотреста и к южной стене трапезной и алтаря было пристроено помещение котельной. В начале 1930-х в церкви размещается Осоавиахим.
В 1930-х годах маковки церкви были уничтожены, а сама она пришла в аварийное состояние.
В конце 1930-х здание переходит к Ремонтно-механическому заводу Совхозреммаштрест. После войны почти весь монастырь передан Министерству культуры РСФСР.
Это вид на южный фасад.
Это северный фасад.
Это вид с запада.
Будучи окружена заботой Минкульта Боголюбская церковь выглядела следующим образом.
В 1950-1980-ых годах церковьб была полностью отреставрирована и восстановлена в первозданном виде выдающимся архитектором-реставратором Борисом Дедушенко. Именно ему я обязан всеми своими знаниями о Высоко-Петровском монастыре. Это результаты его 40-летней титанической исследовательской работы. Большую часть материалов он так и не опубликовал, но монастырь полностью восстановил.
Хотелось бы, конечно, книгу издать об этом красивейшем монастрые России, но не вижу серьезных издателей. Пока их нет, постараюсь постепенно отсканировать и выложить часть архива. При использовании информации, просьба делать ссылку на исследования Б.П. Дедушенко и мой архив.
Материал подготовлен А&Я Плуцер-Сарно