братские школы как предтеча университетского образования киево могилянская академия

Братские школы на Украине и Белоруссии. Киево-Могелянская академия – высшая школа Руси, ее роль и значение в развитии образования. Гуманистические традиции

братские школы как предтеча университетского образования киево могилянская академия братские школы как предтеча университетского образования киево могилянская академия братские школы как предтеча университетского образования киево могилянская академия братские школы как предтеча университетского образования киево могилянская академия

братские школы как предтеча университетского образования киево могилянская академия

братские школы как предтеча университетского образования киево могилянская академия

учебные заведения, существовавшие в Центральной и Восточной. Европе в 16—18 вв.; создавались религиозно-национальными и просветительскими организациями — Братствами. Наибольшую известность получили Б. ш., созданные на Украине и в Белоруссии (входивших в 15—17 вв. в состав Польско-Литовского государства). Б. ш. являлись одним из средств борьбы за национальную независимость и сыграли важную роль в воссоединении Украины с Россией. Б. ш. открывались как в крупных городах, так и в сельских местностях. Особенно известны Б. ш.: Львовская (основана 1586), Виленская (1585), Киевская (1615), Луцкая (1624). Они работали на основе уставов, прототипом которых был устав Львовской школы, организованной Успенским братством. Существовали начальная, средняя и повышенные Б. ш., в которых изучались славянский греческий и латинский язык (грамматика, риторика, пиитика), диалектика, музыка. Большое место занимало изучение православной религии. Иногда при школах создавались интернаты для сирот и беднейших учеников. Ректор и учителя Б. ш. выбирались на собраниях братства. В 1632 школа Киево-Богоявленского братства и Высшая коллегия при Киево-Печерской лавре были объединены и реорганизованы в Киево-Могилянскую коллегию (с 1701 —Киево-Могилянская академия).

первое высшее учебное заведение на Украине, созданное в 1632 путём объединения братской школы (См. Братские школы) Киево-Богоявленского братства (существовавшей с 1615) и школы Киево-Печерской лавры (основана в 1631 киевским митрополитом Петром Могилой). С 1633 именовалась коллегией, с 1701 — академией. В академию принимались дети казацкой старшины, шляхты, зажиточных горожан и духовенства.

В 17 в. К.-М. а. имела 8 классов, делившихся на младшее (4 класса), среднее (2 класса) и старшее (2 класса) отделения. Продолжительность обучения в академии доходила до 12 лет. В К.-м. а. Преподавались: славянские, греческий, латинский и польский языки, грамматика, риторика, пиитика (поэзия), философия, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, богословие. В младших и средних отделениях учащиеся назывались учениками (спудеями), преподаватели — учителями (дидаскалами); в двух старших отделениях — студентами и профессорами. Преподавание велось главным образом на латинском языке.

В 18 в. количество классов было увеличено до 20, введены новые предметы — немецкий, древнееврейский и французский языки, всеобщая и естественная истории, география, архитектура, экономия, медицина. В 1742 число учащихся доходило до 1234. Академия готовила преподавателей славяно-греко-латинских академий, деятелей в области духовного просвещения, а также ректоров и преподавателей духовных семинарий.

Академия была крупнейшим общеобразовательным центром Ю. и Ю.-3. России в 17—18 вв. В ней работали и воспитывались многие видные деятели культуры и просвещения (Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Г. С. Сковорода, Л. Баранович, И. Галятовский, И. Гизель и др.). После основания Московского университета значение академии снизилось, а образование в 1805 Харьковского университета окончательно лишило К.-М. а. прежней роли высшего учебного заведения. К.-М. а. была закрыта в 1817.

Источник

Братские школы как предтеча университетского образования киево могилянская академия

Начало подобных учреждений было положено устройством Острожской школы (конец 70-х гг. XVI в.), в деятельности которой приняли участие Иван Федоров, Герасим Смотрицкий, Демьян Наливайко, греки. Кирилл Лукарис и Никифор, польский математик и философ Ян Лятос и др. В школе изучали семь свободных искусств и элементы современной философии, программа совмещала обучение «славяно-греко-латинским наукам».

Острожская школа служила примером для училищ, создаваемых братствами. Братства были организациями, которые объединялись вокруг какой-нибудь церкви. Как правило, братства находились в городах. Наиболее известными братскими школами были Львовская (1585), Луцкая (1620), Киевская (1615), Виленско-Троицкая (1584), Могилевская (1590), Минская Шпитальная (1592) и др.

Киевская братская школа оказалась предтечей созданной в 1632 г. Киевско-Могилянской коллегии (с 1701 г. Академия). Это высшее учебное заведение возглавили митрополит Петр Могила (1596/97–1647) и представители братства. Название и форма устройства скопированы с образцов католических школ. Программа семи свободных искусств была взята из краковской академии. Кроме того, изучалось православное богословие. Языками школы стали латинский и отчасти польский. Использовались некоторые польские учебники; воспитательная и учебная работа была организована по образцу иезуитских коллегий. Философия преподавалась в виде логики, физики или естественной философии и метафизики (теология). С конца XVII в. преподаватели начинают составлять собственные руководства.

С середины XVII в. ученики Киевско-Могилянской коллегии выступают в Москве как учителя. Так, в 1649 г. из Киевской Лавры были выписаны ученые монахи «для обучения русских свободным наукам» в школе при Андреевском монастыре. Воспитанники коллегии (Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Арсений Сатановский, Феофан Прокопович) сыграли важную роль в становлении славяно-греко-латинского образования и организации школьного дела в России.

Источник

Братские школы на Украине и Белоруссии. Киево-Могелянская академия – высшая школа Руси, ее роль и значение в развитии образования. Гуманистические традиции.

учебные заведения, существовавшие в Центральной и Восточной. Европе в 16—18 вв.; создавались религиозно-национальными и просветительскими организациями — Братствами. Наибольшую известность получили Б. ш., созданные на Украине и в Белоруссии (входивших в 15—17 вв. в состав Польско-Литовского государства). Б. ш. являлись одним из средств борьбы за национальную независимость и сыграли важную роль в воссоединении Украины с Россией. Б. ш. открывались как в крупных городах, так и в сельских местностях. Особенно известны Б. ш.: Львовская (основана 1586), Виленская (1585), Киевская (1615), Луцкая (1624). Они работали на основе уставов, прототипом которых был устав Львовской школы, организованной Успенским братством. Существовали начальная, средняя и повышенные Б. ш., в которых изучались славянский греческий и латинский язык (грамматика, риторика, пиитика), диалектика, музыка. Большое место занимало изучение православной религии. Иногда при школах создавались интернаты для сирот и беднейших учеников. Ректор и учителя Б. ш. выбирались на собраниях братства. В 1632 школа Киево-Богоявленского братства и Высшая коллегия при Киево-Печерской лавре были объединены и реорганизованы в Киево-Могилянскую коллегию (с 1701 —Киево-Могилянская академия).

первое высшее учебное заведение на Украине, созданное в 1632 путём объединения братской школы (См. Братские школы) Киево-Богоявленского братства (существовавшей с 1615) и школы Киево-Печерской лавры (основана в 1631 киевским митрополитом Петром Могилой). С 1633 именовалась коллегией, с 1701 — академией. В академию принимались дети казацкой старшины, шляхты, зажиточных горожан и духовенства.

В 17 в. К.-М. а. имела 8 классов, делившихся на младшее (4 класса), среднее (2 класса) и старшее (2 класса) отделения. Продолжительность обучения в академии доходила до 12 лет. В К.-м. а. Преподавались: славянские, греческий, латинский и польский языки, грамматика, риторика, пиитика (поэзия), философия, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, богословие. В младших и средних отделениях учащиеся назывались учениками (спудеями), преподаватели — учителями (дидаскалами); в двух старших отделениях — студентами и профессорами. Преподавание велось главным образом на латинском языке.

В 18 в. количество классов было увеличено до 20, введены новые предметы — немецкий, древнееврейский и французский языки, всеобщая и естественная истории, география, архитектура, экономия, медицина. В 1742 число учащихся доходило до 1234. Академия готовила преподавателей славяно-греко-латинских академий, деятелей в области духовного просвещения, а также ректоров и преподавателей духовных семинарий.

Академия была крупнейшим общеобразовательным центром Ю. и Ю.-3. России в 17—18 вв. В ней работали и воспитывались многие видные деятели культуры и просвещения (Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Г. С. Сковорода, Л. Баранович, И. Галятовский, И. Гизель и др.). После основания Московского университета значение академии снизилось, а образование в 1805 Харьковского университета окончательно лишило К.-М. а. прежней роли высшего учебного заведения. К.-М. а. была закрыта в 1817.

Источник

БРАТСКИЕ ШКОЛЫ

братские школы как предтеча университетского образования киево могилянская академия

Организация учебного процесса

В Б. ш. давалось начальное и среднее образование, причем светское. Первые Б. ш. назывались греко-славянскими (за исключением виленской и могилёвской), большое внимание уделялось церковнослав. языку, греч. язык учили не везде, наилучшим образом его преподавали во львовской школе. Очень скоро в программу большинства Б. ш. было введено преподавание латыни, к-рая являлась в Речи Посполитой языком судебного делопроизводства, образования и науки, а также польск. языка и «простой мовы» (лит. западнорус. язык).

братские школы как предтеча университетского образования киево могилянская академия

братские школы как предтеча университетского образования киево могилянская академия

Большое внимание в Б. ш. уделялось религиозно-нравственному воспитанию студентов в духе Православия, этой цели служили обязательные беседы на моральные темы по субботам; в воскресенье все ученики собирались в школе, где им объясняли значение праздника, а затем шли на литургию. Плата за обучение была невысокой и первоначально вносилась в зависимости от достатка родителей. Для детей из бедных семей существовало общежитие, им разрешалось собирать милостыню пением под окнами горожан. Согласно уставу Львовского братства, семья контролировала учебный процесс: каждый ученик в присутствии отца, учителя и свидетелей должен был отчитываться о том, чему его научили. За процессом обучения наблюдали уполномоченные от братств.

Учебная литература

братские школы как предтеча университетского образования киево могилянская академия

Богословие преподавалось по катехизисам. Первый правосл. катехизис был издан Стефаном Зизанием в 1595 г. (не сохр.). «Катехизис, албо Вызнане веры святое соборное апостольское въсходное Церкви» (Вильно, 1600) являлся извлечением из обширного курса догматики, читавшегося в виленской школе. Использовались также «Катехизис» Лаврентия Зизания (К., 1627), сочинения правосл. полемистов, в первую очередь Захарии (Копыстенского). Диалектика сначала преподавалась по соч. Иоанна Дамаскина, затем и по лат. пособиям. Риторика и гомилетика первоначально изучались по лат. и польск. руководствам, в 1659 г. впервые была издана «Наука, албо Способ, зложения казаний» Иоанникия (Галятовского) (впосл. неоднократно переиздавалась). Пению учили по Ирмологиям, до XVIII в. существовавшим в рукописном виде. Пособием по пиитике в какой-то мере выступало «Перло многоценное» Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого) (Чернигов, 1646).

Светский характер образования в Б. ш. вызывал критику со стороны части западнорус. правосл. об-ва. Афонский мон. Иоанн (Вишенский) выступал против изучения риторики и философии, считая совр. ему братское образование латинским и даже языческим. Внешней учености он противопоставлял внутренний христ. опыт, прежде всего монашеский. Идеи Иоанна (Вишенского) разделяли мн. православные Зап. Руси, однако немало было и таких, кто не соглашался с ним, напр., автор «Перестороги» (по-видимому, кто-то из львовских братчиков), по мнению к-рого именно светские школы, а не строительство новых мон-рей и храмов были способны вывести правосл. Западнорус. Церковь из кризиса, в к-ром она оказалась к сер. XVI в. Видный деятель Киевского братства Захария (Копыстенский) в «Палинодии» защищал светские науки, возводя их к визант., следов. правосл., традиции.

Важнейшие Б. ш.

Львовская школа, открывшаяся при Львовском Успенском братстве не позднее последних месяцев 1585 г. В 1586 г. устав школы («Порядок школьный») был одобрен Антиохийским Патриархом Иоакимом, в 1592 г.- К-польским Патриархом Иеремией II, этот документ стал образцом для уставов всех Б. ш. В 1588 г. Патриарх Иоаким утвердил монополию Львовского братства на преподавание в городе, что подтвердил в 1590 г. Брестский Собор. Это действие было направлено против Львовского еп. Гедеона (Балабана), организовавшего в то же время во Львове свою школу и запрещавшего пастве отдавать детей в школу братства. По мнению Львовского епископа, Б. ш. приучали воспитанников к непокорности в отношении к духовенству. Заведование учебным процессом в львовской школе находилось в руках братчиков-мирян, что отличало ее от др. Б. ш., в к-рых (напр., в киевской, виленской) обучение контролировали братчики-монахи. В 1614 г. К-польский Патриарх Кирилл Лукарис высказывался за то, чтобы львовские братчики не вторгались произвольно в процесс обучения, а назначили бы 2-3 постоянных наблюдателей; в 1620 г. Иерусалимский Патриарх Феофан требовал передать львовские школу и типографию в заведование монахов Онуфриевского мон-ря.

братские школы как предтеча университетского образования киево могилянская академия

Одним из первых руководителей львовской школы являлся Стефан Зизаний, преподававший там церковнослав. язык. В 1592 г. он стал ректором школы, в следующем году переехал в Вильно. Видную роль в организации школы и в первые годы ее деятельности играл также учитель греч. языка архиеп. Элассонский и Димоникийский Арсений. До 1592 г. в школе преподавали Лаврентий Зизаний, Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий), покинувшие Львов из-за конфликта с еп. Гедеоном. Одним из первых учеников львовской школы был Иов (Борецкий; впосл. Киевский митрополит; в миру Иван), в 1604 г. ставший ее ректором.

братские школы как предтеча университетского образования киево могилянская академия

Существование виленской школы было утверждено К-польским Патриархом Иеремией (1588) и привилеем кор. Сигизмунда III (1589). В школе почти с самого начала наряду с церковнослав., греч. и польск. языками преподавалась латынь. Расцвет школы приходится на 90-е гг. XVI в., когда в ней трудились крупнейшие деятели западнорус. просвещения: Стефан и Лаврентий Зизании (Стефан являлся ректором школы до 1596), Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий). В нач. XVII в. в виленской школе преподавал Мелетий (Смотрицкий), создавший в тот период антиуниатские сочинения «Антиграфэ» (Вильно, 1608) и «Фринос» (Вильно, 1610). До 1608 г. здесь преподавал латынь и греческий Леонтий (Карпович), являвшийся также братским типографом и корректором. Среди учеников Леонтия (Карповича) славу богослова стяжал Иосиф (Бобрикович), в 1624/25 г. ректор школы (впосл. еп. Мстиславский).

братские школы как предтеча университетского образования киево могилянская академия

В 1658 г. постройки коллегии пострадали от пожара, в результате конфискаций земель ухудшилось ее материальное обеспечение. Положение школы изменилось к лучшему начиная с 1669 г., когда ее ректором стал Варлаам (Ясинский), впосл. митр. Киевский. Он начал посылать молодых людей на учебу за границу с целью воспитать новое поколение профессоров. В 1670 г. кор. Михаил Корыбут Вишневецкий выдал привилеи, разрешавшие восстановить разоренную коллегию и защищавшие имения братского мон-ря и уч-ща. Грамотой царей Петра и Иоанна в 1694 г. в коллегии разрешалось беспрепятственное преподавание наук, в 1701 г. указом Петра I коллегия была превращена в академию. В кон. XVIII в. число учеников в академии доходило до 1 тыс. чел.

На протяжении XVII в. и позднее влияние киевской духовной школы на правосл. образование в разных землях было очень велико. Киевская школа являлась главным поставщиком учителей в др. Б. ш. и участвовала в открытии новых правосл. учебных заведений. В 1640 г. по желанию молдав. господаря в Яссах при участии Софрония (Почаского) была открыта школа по образцу киевской. Воспитанники и преподаватели киевской коллегии Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский) сыграли важную роль в создании греко-лат. школы в Москве; выпускник коллегии Симеон Полоцкий был одним из организаторов московской Славяно-греко-латинской академии.

Источник

КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

братские школы как предтеча университетского образования киево могилянская академия
Киевская духовная академия

Киевская духовная академия, высшее учебное заведение Украинской Православной Церкви, первая высшая школа в Восточной Европе

6 февраля 1633 года Петр (Могила) присутствовал при коронации короля Владислава IV. Испросив себе позволение и в сане митрополита оставаться архимандритом Киево-Печерской Лавры, а также и Никольского монастыря блюстителем, Могила начал ходатайствовать о дозволении преобразовать Киево-братские Богоявленские школы в Православную Академию. Особенно неприятно это было католическому и униатскому духовенству: оно ясно видело, что заведением первоклассного училища готовится неизбежный подрыв всему тому, что воздвигали они столько лет и с такими неприятностями и трудами. Некоторые из значительнейших чинов сейма решительно отвергли просьбу Петра Могилы: но когда Владислав IV по неотступному его ходатайству изъявил твердую свою волю о преобразовании Киево-братского училища, тогда заспорили о переименовании его в академию. Могила уже не счел нужным гнаться за именем, когда самое дело было сделано, и получил желаемую привилегию на образование «коллегии», в которой введено было пространное преподавание философии и богословия.

Заботясь непрестанно о созданной им киевской коллегии, святитель Петр (Могила) дал ей приличное помещение в выстроенном на его иждивение каменном доме, назначил из своего имения и из волостей лаврских несколько деревень на ее содержание и вообще оказывал учащим и учащимся всякого рода вспоможение. Он приготовил своим воспитанникам руководство для упражнения в молитве и благочестивых размышлениях в книге, названной им «Анфологион, или Собрание цветов». Посвящая сию книгу «благонравным студеом (студентам) школ киевских», он писал юношам:

В 1860 г. основан ежемесячный журнал «Труды Киевской духовной академии». Кроме этого Академия выпускала переводы западных отцев Церкви в количестве свыше 30 томов. С 1872 в КДА существовал церковно-археологический музей имевший до 32 тыс. предметов, библиотека состоявшая из 90 тыс. томов, 819 рукописей, 760 периодических и 98 церковных изданий.

С 1874 г. ректоры Академии носили епископский сан и считались викариями Киевской епархии. В 1910 г. был утверждён новый устав Академии, согласно которому открылись ещё 5 новых кафедр: 2-я кафедра патрологии, истории славянских церквей и Румынской церкви, церковно-славянского языка, палеографии и истории Русской церкви.

В этом состоянии она просуществовала до 1918 года, когда и была закрыта большевиками как «рассадник мракобесия». Снова действовала в 1919 году, но в 1920 году была закрыта.

Духовная школа Киева была вновь открыта 13 сентября 1989 года как духовная семинария на территории Киево-Печерской Лавры. В июле 1992 года на основе семинарии была воссоздана академия, в 1996 году состоялся первый выпуск обновлённой академии.

В старой академии праздники Богоявления и Зачатия Пресвятой Богородицы считались особыми торжествами, а в обновлённой академии покровителем был избран преподобный Нестор Летописец, память которому совершается 9 ноября.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *