братья боровского монастыря фото
Отец Власий Боровск — причина смерти
Умер известный старец, духовник Пафнутиево-Боровского монастыря схиархимандрит Власий. О кончине сообщил сайт монастыря.
Отец Власий — дата смерти
4 ноября 2021 года, в день памяти Казанской иконы Божией Матери, на 88-м году жизни скончался духовник Пафнутиево-Боровского монастыря Калужской епархии схиархимандрит Власий (Перегонцев).
Отец Власий — причина смерти, от чего умер коронавирус
Скончался духовник Пафнутиева Боровского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы схиархимандрит Власий (Перегонцев).
Как сообщается на сайте монастыря, схиархимандрит Власий скончался на 88-м году жизни от последствий коронавирусной инфекции.
Схиархимандрит Власий считался одним из известных и авторитетных духовников современности.
«В день памяти Казанской иконы Божией Матери, на 88-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался духовник Пафнутиево-Боровского монастыря Калужской епархии схиархимандрит Власий (Перегонцев). Митрополит Калужский и Боровский Климент в этот же день в Казанском женском монастыре города Калуги отслужил заупокойную литию по новопреставленному отцу Власию», — сообщается на сайте.
Отец Власий Боровск — похороны
6 ноября в 9.30 в Пафнутиевом Боровском монастыре пройдет поздняя Литургия.
После службы в 11.00 состоится чин погребения схиархимандрита Власия.
Прощание с отцом Власием будет проходить накануне в пятницу 5 ноября с 14.00 и до Литургии.
Просьба успеть проститься именно до Литургии, чтобы погребение прошло чинно.
После погребения уже будет невозможно. Для прощания есть целая ночь с 5 на 6 ноября.
Отец Власий Боровск — биография Википедия
Родился 8 февраля 1934 года в селе Кушлянщине, в Смоленском районе Западной области, в верующей семье (бабушка стала схимонахиней).
По окончании школы поступил на лечебный факультет Смоленского медицинского института (кафедра педиатрии и детских болезней), но из-за религиозных убеждений и посещений служб в Успенском кафедральном соборе подвергся травле и преследованиям в институте. Оставив учёбу в институте, переехал в город Мичуринск Тамбовской области, где встретился со своим духовным наставником Иларионом (Рыбарем), с которым переехал в Закарпатье, в монастырь Флора и Лавра. Так как пропавшего студента объявили во всесоюзный розыск, вынужден был сменить имя, нарекли Петром (в честь апостола Петра), и через пять лет был пострижен в иночество с именем Власий (в честь Власия Севастийского) и одиннадцать лет был келейником у Илариона (Рыбаря).
С закрытием монастыря в период хрущёвских гонений вынужден был вернуться в Смоленск, где был принят на работу в Успенский собор в качестве псаломщика и регента, сблизившись с епископом Смоленским Гедеоном (Докукиным), который позднее рукоположил его в сан иеродиакона и иеромонаха.
В 1972 году в связи с назначением епископа Гедеона управляющим Новосибирской епархией переехал вместе с ним в Новосибирск.
Позднее переехал в Тобольск, где служил в храме Святителя Иоанна Тобольского. Из-за разногласий с местным архиереем вынужден был перебраться сначала в Тюмень, а позднее в Белгородскую область к архимандриту Серафиму (Тяпочкину), который в 1980 году постриг его в схиму с тем же именем (но уже в честь Власия Кесарийского).
В 1979 году стал священником в церкви Дмитрия Солунского в деревне Рябушки в Калужской области.
В 1991 году по благословению архиепископа Калужского и Боровского Климента (Капалина) был назначен духовником возрождавшегося Пафнутьево-Боровского монастыря.
В 1998 году, заболев онкологическим заболеванием, уехал в Пантелеимонов монастырь на Афоне, где и пробыл в затворе шесть лет. В 2003 году вернулся в Боровский монастырь.
Скончался 4 ноября 2021 года от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией.
Схиархимандрит Власий считается одним из известных и авторитетных духовников современности. Горение служить Богу было в нем с детства. Пословица «Без Бога — не до порога», часто произносимая его бабушкой схимонахиней Михаилой, стала его девизом по жизни.
«Каждый человек — это неповторимое творение Божие, и на каждого человека нужно смотреть с любовью, будь он мусульманин или протестант, иудей или вообще неверующий, да кто угодно! Кто мы такие, чтобы его судить? Нам Господь дал о ближних только одну заповедь — любить!»
«Мы можем создавать свою жизнь какой захотим, можем быть кем угодно, и если наши желания чисты и честны, то Бог будет оберегать и помогать нам на протяжении всей жизни».
«Победа в Великой Отечественной войне — это выстраданная молитва русского народа. Это была боль русского народа, которую он смиренно принес Богу».
«Болезнями лечится внутренний духовный человек. Через немощи и болезни тела лечится дух».
«Неси покаяние, делай добрые дела, твори милостыню, никого не осуждай, и главное — помни, что твоя милость к другим обязательно обернется милостью к тебе и к твоим чадам, которым ты не дала родиться на свет!» — схиархимандрит Власий. Рассказы и размышления схиархимандрита Власия (Перегонцева).
Отец Власий Боровск — возраст
Отец Власий умер в возрасте 87 лет.
Отец Власий — о вакцинации что говорил
Схиархимандрит Власий благословляет людей ПРИВИВАТЬСЯ.
Дорогие во Христе братья и сестры! Церковные авторитеты и даже почитаемые старцами пастыри в последнее время предают Христа и ведут народ за собой в ад. Схиархимандрит Власий, являющийся духовником Пафнутьево-Боровского монастыря, это сейчас и делает. Да запретит ему Господь!
Боровск
Пограничная крепость
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Судьба страны решается не только в Москве и больших региональных столицах. Игнорировать это — значит отгородиться от важной части нашей общей реальности. Недаром среди жителей мегаполисов уже не первый год растет мода на внутренний туризм с целью ближе узнать свою страну. У некоторых из малых городов России славное прошлое, но сегодня они переживают не лучшие времена. В некоторых — жизнь кипит с прежней силой. Но все они одинаково важны для понимания того, как возникла, сформировалась и живет сегодня наша страна. А значит, самое время узнать эти города в лицо. Читайте в проекте «Фомы» — «Малые города — герои России».
Город на юго-западе от Москвы, в Калужской области, получил свое название от древних сосновых боров. Возле Свято-Пафнутьева Боровского монастыря и сейчас можно видеть старинные сосны — но этот парк насадили когда-то монахи. Город на холмах, между которыми петляет извилистая река Протва, окруженный лесами, будто изначально был создан для тихой, далекой от исторических потрясений жизни. Но век за веком в Боровск врывались ветра большой истории, делая его свидетелем многих судьбоносных для страны событий.
О н повидал многое и многих: князей, сборы ратей, походные шатры государей всея Руси, вторжения завоевателей, видел полководцев, святых, героев. На протяжении столетий он, может быть не блистая громкими победами и наружным лоском, исправно тянул лямку службы отечеству. Екатерина II под впечатлением одного из «достойных происшествий» военной истории Боровска жаловала ему герб: на серебряном поле лавровый венок, внутри которого красное сердце с крестом. В описании эти символы расшифровывались так: невинность и чистосердечие, усердие к Богу, верность престолу и отечеству, нерушимость в веках славы героев.
Расположение Боровска, чья дата возникновения теряется в XIII–XIV веках, было таково, что он не мог не обрести стратегического значения в военном противостоянии Москвы с западом и югом — польско-литовским государством и татарскими ханами. Город был куплен или отнят у рязанских князей в те времена, когда Москва возглавила дело собирания разрозненной Руси в единое целое. На триста лет, до середины XVII века, Боровск сделался пограничной крепостью в «мягком подбрюшье» Московского государства.
Совершенно неслучайно первым его князем из династии московских Рюриковичей стал Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый — двоюродный брат Дмитрия Донского, полководец, стоявший на защите московской земли почти полстолетия, герой Куликовской битвы. Князь Дмитрий отдал Боровск брату незадолго до Мамаева побоища. Как раз в эти годы Владимир Храбрый кремлем укреплял от татарской угрозы свое давнее владение — Серпухов. Надо полагать, и в Боровске защитные сооружения были усилены либо возведены заново. По преданию, именно из Боровска князь выступил со своей ратью на сборы общерусского войска против Мамая.
Боровский монастырь от основания до наших дней: история, обзор, значение в разные годы
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь
В тихом живописном месте, в 100 км от Москвы, под городом Боровском Калужской области, расположена древняя обитель – Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев мужской монастырь. Величественный средневековый ансамбль – главная святыня Калужского края, куда устремляются паломники, чтобы отдохнуть душой от житейских проблем и насладиться тишиной намоленного веками места.
Городок Боровск – колыбель Свято-Пафнутьего монастыря
Город Боровск, получивший название от древнерусского слова «бор» – «сосновый лес», известен с 1365 года и принадлежал черниговским наместникам. В 1382 году Боровск вошел в состав Московского великого княжества.
Боровск – маленький тихий городок, где нет ни одного светофора, очень мало машин и нет современной застройки, кроме зданий госучереждений. Город – центр старообрядчества, здесь много храмов. В XVII веке сюда сослали основателя старообрядцев протопопа Аввакума.
В 1414 году в Высоко-Покровский монастырь, находящийся в городе Боровске, на берегу реки Протвы, пришел 20-летний юноша по имени Парфений – будущий основатель Боровского монастыря. Здесь он принял постриг с именем Пафнутий и начал служение богу и людям.
Основатель монастыря
Преподобный Пафнутий – внук ордынского баскака, сборщика податей с князей. Татарский посол, представляющий монгольского хана на завоеванных русских землях, принял православие и крестился.
Внук его, Парфений, тайно покинул родительский дом, чтобы в Покровском монастыре, став иноком Пафнутием, провести 30 лет, из них 13 лет, будучи игуменом, руководителем монастыря.
Впав в тяжкую болезнь, которая длилась долго, Пафнутий отошел от дел. Выздоровев, уединился и поселился на безмолвии, в лесной чаще, в 3 верстах от Боровска. Вслед за ним потянулись верные последователи, чтобы разделить со старцем участь.
Через 3 года на возвышенности в непроходимых боровских лесах, при впадении реки Истремы в Протву, построили деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, с которой и началась новая обитель. Вскоре на ее месте построили белокаменный храм, расписанный Дионисием.
Молва о монастыре ширилась, и скоро отшельническая пустынь стала полноценным монастырем, почитаемым во всей Московии. Игумен Пафнутий, управляя жизнью обители, был примером для братии в трудах и молитве. Он упорно трудился: рубил дрова, носил воду, возделывал землю и плел неводы для рыбной ловли.
33 года преподобный Пафнутий обустраивал монастырь и собрал вокруг себя 95 монахов, от которых не требовал невозможного, видя немощи и слабости каждого. К себе относился требовательно: непрестанно постился и очень скромно одевался.
Имея способность распознавать скрытые помыслы и страсти людей, игумен с власть имущими вел себя твердо и смело, за что его уважали. Богатые дары рекой текли в монастырь. В то же время ни боярин, ни князь с запятнанной репутацией не смели являться к Пафнутию, они знали: принципиальный старец не примет не только даров, но и их самих.
К нищим и больным Пафнутий был милосерден и жалостлив. Во время голода в монастыре кормили ежедневно 1000 человек, истратив все монастырские запасы.
По его молитвам творились чудеса, и после кончины преподобный остался помощником и заступником страждущих. В 1472 году монастырь «под свою державу» взял московский государь: святого преподобного Пафнутия почитали великие князья и цари московские.
По молитве при гробе преподобного в 1530 году у великого князя Василия II родился наследник, будущий царь Иван Грозный, которого крестили старцы Боровского монастыря. В Кремле, в царской крестовой палате, хранились святыни: посох, башмачки и онучки преподобного Пафнутия, который в 1547 году был причтен к лику святых как великий чудотворец всея Руси.
Взгляд в прошлое
Обитель часто навещали московские государи, которые не скупились на пожертвования. Монастырь быстро рос и богател, быстро строился в камне.
В конце XVI века, опасаясь войны с Польшей, московские правители укрепляют монастырь, который превратился в пограничную крепость: вокруг вырыли искусственные пруды и глубокий ров, возвели каменную ограду.
Богатое подворье не обходили стороной враги: дважды обитель разоряли и жгли. Первый раз – в 1610 году по приказу Лжедмитрия, когда в побоище на территории монастыря погибло 12000 человек, защищая обитель. Возглавлявший русское воинство князь Михаил Константинович Волконский погиб в соборе.
После окончания «смутного» времени обитель восстановили, а в 1812 году ее разорили солдаты Наполеона, сожгли богатую библиотеку и разграбили ценности.
Вновь разорили монастырь с приходом к власти большевиков. Братию прогнали, а обитель объявили национальным памятником, передав имущество Главмузею. В 1923 году за крепостной стеной монастыря устроили исправительную колонию, с колокольни сбросили 9 колоколов, в том числе древнейший колокол, из икон иконостаса делали судки собакам и клетки для кроликов.
В 1942 году в здании монастыря обустроили Политуправление Западного фронта, позднее – сельхозтехникум. В 1991 году Боровский мужской монастырь вернули православной епархии, церкви повторно освятили и возобновили службы.
Архитектурные особенности монастыря
В плане Пафнутьев монастырь представляет неправильный ромб. Подворье обнесено высокой каменной стеной, в которую встроено шесть трехъярусных шатровых башен, имеющих собственные имена: Круглая и Оружейная, Поваренная и Георгиевская, Сторожевая и Тайницкая.
Стена, воздвигнутая в конце XVI века, протяженностью 673 метра и толщиной, доходящей до 11 м, защищала обитель от нападений врагов. Здесь устроены амбразуры для пушек и ружейного боя, с внутренней стороны – длинный коридор. В особые стоки – машикули – на головы осаждающих врагов лили кипяток и кипящую смолу.
Главный собор
В центре Боровского монастыря – главная церковь, пятикупольный Собор Рождества Богородицы с двумя приделами. Вынесенный намеренно на открытое место, желто-белый храм впечатляет монументальностью и стройностью. Красивый и строгий, он блестит на солнце куполами. Шлемовидные главки придают собору вид крепости. В куполе – Христос, в простенках барабана – апостолы, на парусах – евангелисты.
Справа, возле алтаря, – главная святыня, рака с мощами преподобного Пафнутия Боровского. В главном приделе – в золоченых киотах чудотворные иконы Божьей Матери. Под стеклом – украшения и драгоценности, принесенные верующими в дар Богородице за скорое услышание молитв.
Отсюда, из Рождественского храма, ранее до Калуги и Москвы были проложены подземные ходы. Монахи, отправляясь в город торговать, преодолевали по ним неблизкий путь в уединении, пребывая в молитве и не отвлекаясь на соблазны окружающего мира.
Монастырский ансамбль
Вокруг центральной площади – ансамбль из храмов, трапезной и колокольни. Ближе к ограде монастыря – жилые кельи и хозяйственные постройки.
Важное строение монастырской площади – трапезная. Двухэтажное здание с хозяйственными помещениями внизу, к главному входу которого ведет широкая лестница. В неурожайные годы монастырские запасы спасали от бедствий сотни людей.
С простым обликом трапезной контрастирует пятиярусная колокольня. Воздушное белоснежное здание высотой 55 метров украшено полуколоннами с перехватами, поставленными на углах, и полукруглыми высокими окнами с разнообразными наличниками. Стены декорированы живописными барельефами в виде серафимов и фруктов.
Облик величавой колокольни дополняют ряды многоцветных изразцов каждого яруса. На одном из них – действующие башенные часы. В 1859 году в башне было 9 колоколов, в 1992 году на звонницу подвесили 16 новых – подарок монастырю русско-американской компании, самый большой – весом 700кг.
Рядом с колоколами – молитва звонаря, хотя теперь колокольным звоном управляет компьютер.
Храмы монастыря
Жизнь обители сегодня
В настоящее время обитель объединяет комплекс церковных строений неодинаковых стилей, построенных в разное время. На зеленеющем берегу – белая стена с узкими окошками-бойницами, отражение которой купается в воде, а высоко в небе горят золотые купола храмов.
Сегодня Боровский монастырь – это не только монашеская обитель, но и архитектурный музей, где проводятся экскурсии. При монастыре работает воскресная школа для детей, регулярно проводятся лекции для взрослых и совместные просмотры фильмов с обсуждением.
Молодежное движение «Православная молодежная дружина Боровского края», созданное при монастыре, объединяет молодых людей на идеалах служения ближнему и обществу.
В летнее время монастырем проводится детский полевой палаточный православно-патриотический лагерь «Стратилатъ», в котором отдыхают 40 детей. На базе лагеря ежегодно проводится трехдневный слет православной молодежи «Пафнутьевград».
Монастырь в Боровске активно занимается издательством: выпускают детский журнал «Кораблик» и еженедельник «Вестник», газету для учителей и родителей «Боровский просветитель».
Круглый год в монастыре проводятся экскурсии для паломников, работает библиотека и иконно-книжная лавка. Для развития культурно-нравственной культуры населения в монастыре ежегодно устраиваются районные Пафнутьевские образовательные чтения.
На престольные праздники – Рождества Пресвятой Богородицы и Дня памяти преподобного Пафнутия Боровского в монастыре проводятся праздничные трапезы для всех прихожан и паломников. Боровский монастырь вновь поражает возрожденной красотой и величием.
Видео: Свято-Пафнутьев Боровский монастырь с высоты
Схиархимандрит Власий
О духовном отце
Будущий духовник Пафнутьева Боровского монастыря схиархимандрит Власий (Перегонцев) появился на свет, когда его матери было 56 лет. Она родила семерых, но все они, не дожив до года, умерли. Восьмой была девочка, которая дожила. И думали, что всё уже обойдется, но не обошлось. Когда малышке исполнилось два года, бабки взяли ее на улицу – поиграть. Там паслась лошадь. Девочка подошла к ней. Лошадь ее лягнула по головке…
Он родился в подполье, куда его мать полезла за картошкой. Она думала картошки набрать, а раз – и родился сынок. И многие годы потом его жизнь шла в подполье: большую часть долгого монашеского жития его гнали и преследовали за веру.
Дома он был нелюбимым ребенком. Умер отец, мать снова вышла замуж, и отчим пасынка люто невзлюбил, называл «попенком» и «монашком». Ведь лет до 10 – до четвертого класса школы – его воспитывала бабушка – монахиня.
А после седьмого класса он уехал из дома и начал жить самостоятельно. Стал студентом Смоленского мединститута, где учился на факультете педиатрии и детских болезней. Там, в институте, он встретил и любовь. Когда девушка узнала, что он ходит в церковь, то чистосердечно донесла на него в ректорат, и случился большой скандал. Его показательно судили перед всем курсом. Как советский студент может поменять белый халат врача на черную рясу?
Скажите: как? Белый халат на черную рясу? У руководства это в голове не укладывалось, и у студента, который до этого хорошо учился, начались проблемы со сдачей экзаменов. Преподавателям было дано указание ставить зачет, если он откажется от своих убеждений. От убеждений студент отказываться не собирался. Девушка, поняв, что, желая спасти своего суженого от церковного мракобесия, она предала его, перестала ходить на занятия. А с ним случилось тяжелое нервное расстройство.
В себя он пришел, когда стучался в калитку дома схииеромонаха Илариона (Рыбаря), который жил тогда в Мичуринске, за много километров от Смоленска. Ноги сбиты, одежда обтрепана, в глазах мука. Отец Иларион оглядел с ног до головы молодого человека и провел в дом. Его вымыли, переодели, накормили и уложили спать. Он спал беспробудно двое суток. Глаза открыл: обстановка незнакомая, одеяло из лоскутков, потолок выбеленный, как в украинских мазанках. Иконы, перед образами лампады. Тут батюшка заходит. Волосы подобраны. Садится на табурет возле него и говорит:
– Ну что, настрадался?
Он в ответ только засопел, все слова в горле комком встали. Лежит, молчит, слезы из глаз ручьем. Батюшка ему руку на голову положил и сказал:
Отец Иларион руку ему на голову положил и сказал: «Ничего не говори, я всё знаю. Поедешь со мной?» – «Поеду»
– Ничего не говори, я всё знаю. Поедешь со мной?
Хотя даже не знал, куда его зовут. Оказалось, батюшка был духовником в монастыре Флора и Лавра в Закарпатье. Туда он будущего схимника и отвез.
В Советском Союзе с поездками по монастырям было строго. Молодого человека объявили во всесоюзный розыск, словно опасного преступника. А он наконец-то попал туда, куда стремилось его сердце. В монастырь. Его тайно постригли в монахи с именем Петр. Духовник строго запретил ему сообщать о своем местонахождении, и он стал жить никому не ведомый, на нелегальном положении, вдали от людей. Спустя какое-то время он написал матери, чтобы она не искала его, так как он выбрал для себя путь служить Богу.
В великую схиму его постриг архимандрит Серафим (Тяпочкин) в 1980 году. Это происходило тайно: власти за это преследовали. Постригая, отец Серафим сказал, что схима будет его крепостью, броней духовной от врагов. Еще он предсказал ему, что он будет духовником в монастыре и вокруг будет братия. В те времена монастырь, о котором шла речь, лежал в руинах, самого будущего духовника разыскивала милиция, и во всё это верилось с трудом. Но вот уже многие годы схиархимандрит Власий – духовник Пафнутьева Боровского монастыря.
По всем прогнозам он должен был умереть. А он уехал на Афон, где шесть лет молился в Ватопедском монастыре
Пожилой протоиерей, потомок великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова, отец Владимир Кутузов рассказал мне про отца Власия такую историю: в годы советской власти, когда он молодым еще диаконом служил с батюшкой на одном из приходов, к ним в храм пришли какие-то чиновники и стали требовать взятку за молодого человека, который, по понятиям советского строя, отлынивал в церкви от работы, не желая строить светлое будущее. Чиновники грозили большими проблемами, и, от греха подальше, от них откупились. Через какое-то время они снова пришли за деньгами. А что такого? Попы ведь бесправные, в милицию жаловаться не побегут. Видя, что это никогда не закончится, отец Власий благословил молодого диакона устроиться работать в коровнике в родной деревне, а по выходным приезжать в храм и служить. Так тот и сделал. Но однажды местный цыган «пошутил»: подкрался к загону, где стояло колхозное стадо, с сиреной и так напугал коров, что те проломили изгородь и убежали в лес. Как отец Владимир ни бегал, как ни звал, ни одной не смог найти. Понимая, чем ему грозит потеря целого стада, он в слезах поехал к батюшке Власию и обо всем ему рассказал. Тот заверил его, что всё будет хорошо, и отправил обратно в коровник. Вечер. Понурый диакон бредет к проломанному загону и вдруг видит: из леса идет коровье стадо. Одна, две… всё стадо в целости. Все 250 коров вернулись. Вот подошли к загону последние, и тут он заметил, что за коровами, словно пастухи, идут… несколько огромных волков. Волки спокойно дошли до загона, дождались, когда последние коровы зайдут в него, а потом как ни в чем не бывало развернулись и направились в лес. От неожиданности диакону чуть плохо не стало.
В свои 81 отец Власий просто светится от счастья и очень похож на солнце. Рядом с ним тепло, светло и радостно на душе. Радость сопровождает его повсюду.
Ну-ка не сметь унывать! Ты что это? Мы же сейчас Богу служить будем – а ты грустный!
Как-то раз захожу в алтарь, а там один батюшка-игумен стоит грустный, голову повесил. Входит отец Власий. Как только печального батюшку увидел, подошел к нему, схватил в охапку, поднял, хорошенько потряс да как рявкнет: «Ну-ка не сметь унывать! Ты что это? Мы же сейчас Богу служить будем – а ты грустный!» Поцеловал троекратно и к сердцу прижал крепко-крепко. Надо было видеть глаза этого игумена, который потом служил так вдохновенно!
Даже просто глядя на отца Власия, люди преображаются. Самое холодное и безучастное сердце рядом с ним оживает. Ты просто смотришь на него – и уже хорошо. Слышишь его молитву – и понимаешь: жив Господь, и ничто не пропало. Сам он – живое воплощение пасхальной радости и света, от которых в пустыне распускаются цветы и улыбаются небеса. Господь с нами!
Когда он служит, его радостный глас гремит, заглушая всё вокруг. «Со умилением сердец ко Господу помолимся!» И сотрясаются стены собора. «Пресвятая Богородица, спаси нас!»
Он любит монастырь трогательно и самозабвенно. Надо видеть, с какой радостью, с каким благоговением он прикладывается к монастырским святыням! «Преподобный отче Пафнутие, моли Бога о нас!» Разве может он тихо и теплохладно служить Богу, Который Любовь, Свет и Радость? Этот старый монах с большими добрыми глазами знает, как любит нас Господь. И все вокруг это чувствуют.
На людей он смотрит как на Адама и Еву в раю. Сквозь грязь, копоть, исковерканные углы и проказу он видит неповторимый образ Божий и властно, уверенно и радостно начинает немедленно его расчищать. Иногда это совершается в одно мгновение. Вот он только начал говорить с незнакомым совершенно человеком – и вдруг с тем что-то происходит, человек прямо на глазах меняется, расправляет плечи, начинает улыбаться. Еще минуту назад он был потерянным, унылым и одиноким, а сейчас – радостный и счастливый.
К отцу Власию приезжают из Лондона и с Тибета, из Малоярославца и с Сахалина. Православные и неправославные. Верующие и неверующие. Простые и не очень. Кого только не встретишь! Перед его кельей можно увидеть и афонских архимандритов, и российских министров, и известных политиков и бизнесменов. И много кого еще. Как-то раз я сопровождал к нему первого помощника Председателя ОБСЕ, специально прилетевшего в Москву, чтобы переговорить с русским духовником. И тот его принял, как принимает всех, кто приходит к нему. В дни приема келья отца Власия открыта с 4 утра до 9 вечера каждый день. А когда он служит, то принимает людей на исповедь с открытия монастыря – в 5 утра.
Он ставит духовный диагноз мгновенно, порой двумя фразами.
– Дионисий, ты чего на пороге топчешься? Заходи в келью!
– Батюшка, так ведь у меня все ботинки в грязи!
– А ты всё равно заходи.
И вот ты ботинки, конечно, снимаешь: ты ведь не дурак пачкать пол в келье любимого батюшки. А уже через минуту он прижимает тебя к груди, треплет по волосам и говорит: – Ну в кого ты у меня такой непослушный?
За почти 20 лет, что мы знакомы, он дал мне множество духовных советов и наставлений. Одно я буду помнить всю жизнь. Однажды я приехал к нему в непростых жизненных обстоятельствах. Приехал мрачный и расстроенный. Дела были не просто плохи, а хуже некуда. Батюшка утешал меня, как мог, мы долго говорили, а в конце он крепко обнял и твердым голосом тихо сказал на ухо:
Твердым голосом он тихо сказал на ухо: «Будешь со Христом – и в аду будет рай»
– Будешь со Христом – и в аду будет рай.
И дал мне пук пасхальных свечей из Иерусалима.
Когда ты со Христом, перестаешь бояться боли, становишься бесстрашным, можешь бегать по снегу и не проваливаться. С Богом мертвая пустыня преображается в райский сад и для тебя нет ничего невозможного…
Отец Власий выходит вечером из кельи. Народ бросается благословляться. Какая-то импозантная дама в бриллиантах, протискиваясь сзади, картинно заламывает руки и трагическим голосом вопрошает:
Он оборачивается и на ходу бросает:
Дама краснеет, батюшка быстро уходит. Народ долго еще посмеивается.