бразильская система обучения что это
Бразильская система — это не миф. Как использовать в IT?
Бразильская система не существует, но работает. Иногда.
Точнее так. Система экспресс-тренинга в условиях стресса существует с давних пор. Традиционно она практикуется на русских заводах и в русской армии. Особенно в армии. Однажды, благодаря странной русской телепрограмме под названием «Ералаш», система получила название «Бразильской», хотя изначально это название имеет отношение всего-лишь к расстановке игроков в футболе. По крайней мере так говорит Википедия.
Вообще, всё очень странно у этих русских. Возможно, это просто такой способ маскировки тайного эффективного искусства, передающегося из поколения в поколение. Ведь наверняка «бразильская система» имела в старину другие названия, но наверное все они были очень народными. По крайней мере Википедия ни о чём таком не знает.
Ну а что же сегодня, в век высоких технологий? Можно ли применить «бразильскую систему» в IT, и как заставить её работать стабильно, качественно и безопасно. Это вообще реально?
«Теория без практики — мертва, практика без теории — слепа»
А вот ещё одна, широко-известная фраза-приветствие новоиспечённому обладателю высшего образования, впервые вышедшему на производство: «Забудьте всё, чему вас учили в институте». Фраза старовата, но актуальности точно не потеряла. Сегодня для того, чтобы начать работать в IT нужно «проглотить» кучу книг, курсов и инструкций. И многие из них, признаем честно, быстро устаревают или изначально имеют мало общего с реальной практикой. Вот только очевидным это становится тогда, когда сама практика, собственно и начинается.
Потому что практика — критерий истины! При этом, практический метод научного тыка нам не подходит!
То есть, теория конечно же нужна, но нужна её полезная, актуальная на текущий момент часть. А потому, быстрее всего, без спец. подготовки, погрузиться в новое для себя дело может человек работающий в смежной профессии, и уже имеющий критический уровень необходимых знаний. Например сисадмин, захотевший стать разработчиком, или разработчик, чья душа, как оказалось, лежит к администрированию. Случаи не такие уж и редкие.
И вот в этих случаях «бразильская система» может быть действительно эффективна.
Бросай его в воду, жить захочет — выплывет!
Немного общеизвестной информации:
Лучший вариант обучения, это когда даются актуальные, на текущее время, знания, с одновременным погружением в соответствующую этим знаниям практику. Так проходят многие хорошие курсы, например Слёрм.
Конечно, если у студента нет возможности, по окончании такого хорошего курса, перейти к постоянной практике, и учитывая, что сегодня в IT всё очень быстро меняется, будет закономерным, что через некоторое время полученные им знания перестанут быть практически полезными. Но этому студенту гораздо легче будет восстановить необходимый уровень, когда это понадобится. «Чистому» же теоретику придётся учиться, по сути, заново.
Если же стоит задача освоить не просто какой-то объём знаний, а освоить новую профессию, то потребуется полное, поэтапное погружение в регулярное практическое действие. Нужно самому «пощупать» лопату и/или автомат, станки, программы и сервера, чтобы связать в своём мозгу все новые структуры знаний, получить соответствующую обратную связь, правильно оценить её и закрепить собственными действиями. Нужны реальные примеры, реальные рабочие примеры разного масштаба и много собственной практики!
А теперь секретный ингредиент! Если добавить к этому блюду немного стресса, например в виде реальной ответственности, дело пойдёт куда веселее. Главное со стрессом «не переборщить». Ввиду того, что мат, крики и рукоприкладство (не по месту) обязательно нанесут вред психике абитуриента, нам придётся использовать что-то типа плавного бросания его в воду, но с обязательной подстраховкой. В этом случае «заплывающий» хотя бы будет уверен, что не уйдёт топориком на дно или, например, не уронит prod. А значит чему-то да научится.
Итого
В этом саммари по книге о «бразильской системе», которая пока не написана, мы выяснили, что:
Практика
Всё что написано выше — лишь теория. Как это выглядит на практике? Для примера возьмём компанию Southbridge, занимающуюся администрированием серверов, и возьмём команду из ночных дежурных.
Ночь — их стихия. Ночь полна тишины, но нередко и громких сюрпризов, и в такие часы лишняя помощь дежурным точно не помешает. Ночной дежурный у нас — это по сути первая линия, поэтому уровень требований к их знаниям и опыту высокий, но не такой высокий, как для команды дневных администраторов, полноценно ведущих свои проекты. Одновременно с этим, в течении ночи на «плечах» у ночных целый парк серверов в разных странах и часовых поясах, что подразумевает высокую ответственность и самурайскую реакцию — требуется оперативно устранить любой сюрприз, или оперативно соединить сюрприз с пока ещё спящим «дневным». В общем — благодатная почва для экспериментов в стиле бразильской системы.
Предположим, появился такой новичок, который обладает базовым уровнем знаний и опыта в деле сисадминства, достаточно ответственен, согласен на невысокую зарплату и ночные бдения. И главное — полон решимости познать дао системного администратора. Вот что он получит после небольшой подготовки:
Все эти тезисы подтверждены практически, мною в том числе, за несколько лет работы ночным дежурным. И поспешу заметить, что речь о «бразильской системе» не подразумевает, что новичок будет получать свой опыт рискуя при этом работоспособностью добротного проекта, хотя всё и может сейчас выглядеть именно так (как в том самом выпуске Ералаша). Правильная организация работы первой линии и поэтапное вхождение в процесс устраняет эту опасность.
А вообще, у нас в компании свой взгляды на многие процессы и своё отношение к ключевым принципам работы.
Кстати, у нас будет, время от времени, появляться одно вакантное место ночного дежурного. Следите за этим абзацем. Вот сейчас как раз есть одно место!
Система образования Бразилии
За темпами экономического развития Бразилия уверенно лидирует в Южной Америке. Колоссальные природные ресурсы, отсутствие на территории континента военных конфликтов и постоянное повышение интереса инвесторов к Бразилии означает только одно – в ближайшей перспективе эта страна станет в один ряд с высокоразвитыми государствами мира. Поэтому, обучение в Бразилии может стать той инвестицией, которая через несколько лет даст значительные дивиденды в виде успешной работы и проживания в процветающей стране.
Несмотря на то, что еще до середины 20-го века в Бразилии был большой процент малограмотного населения, ситуация в корне начала меняться ближе к 2000-м годам. На сегодняшний день государство выделяет на образование населения около 5% от ВВП, что практически отвечает аналогичным издержкам в США и странах Европы.
Система образования в Бразилии построена по типичной схеме:
Дошкольное образование
В 20-м столетии в системе дошкольного образования в Бразилии было несколько существенных трансформаций. Вопросами яслей и детских садов занимались в разные годы Министерство здравоохранения, органы охраны труда, а потом – социального обеспечения. При этом, дошкольное образование находилось в довольно плачевном состоянии.
В 1996 году был принят прогрессивный закон, определяющий основы всей системы образования в стране, начиная с яслей. По закону ясли и детские сады были отнесены к управлению Министерства образования. На выполнение нового законодательства был образован Национальный фонд, занимающийся вопросами финансирования дошкольного и среднего образования. Около четверти всех налогов муниципалитетов уходит на систему образования, в т. ч. на зарплаты учителям. Однако, такая система имеет существенный недостаток – муниципальные ясли и детские сады в штатах с разным экономическим развитием финансируются тоже по разному.
До принятия закона от 1996 года воспитателями в яслях и детских садах могли быть люди без специального образования. Нередко у воспитателей могло быть лишь начальное образование. Естественно, что о качественной дошкольной подготовке детей такими воспитателями не могло быть и речи. Теперь же воспитателями могут быть только люди со специальным образованием.
Параллельно в стране еще функционируют дошкольные заведения, которыми и дальше занимаются органы социального развития. Большой процент детей до 3-х лет воспитываются в негосударственных яслях, которые имеют название «креше».
Среднее образование
Среднее образование представлено двумя ступенями: начальная школа с 8-летней программой (является обязательной) и средняя школа, в которой нужно учиться еще 3 года. Среднее образование в стране бесплатное и финансируется из казны муниципалитетов и штатов. В бедных штатах средние школы финансируются очень плохо, поэтому учащиеся в них дети имеют большие проблемы с дальнейшим поступление в вузы.
Поскольку в Бразилии большая часть населения является довольно бедной, то нередки случаи, когда подростки вынуждены работать, а не учиться, несмотря на запрет использования детского труда (до исполнения 16-ти лет).
Чтобы стимулировать посещение детьми начальной школы государство приняло несколько программ, предусматривающих финансовую поддержку бедным семьям:
Частные школы в Бразилии считаются более перспективными, однако, стоимость учебы в них отсеивает многих желающих. В маленьких городках стоимость обучения в частной школе начинается с суммы в 50 долларов США в месяц, а например, в Сан-Пауло или Рио-де-Жанейро такая частная школа обойдется уже в 500 долларов США.
Технические школы (аналог ПТУ или лицея) параллельно с общими знаниями дают и профессиональное образование. Многие технические школы работают по программам SESI и SENAI, которые предусматривают шефство определенных отраслей экономики над школой. Взамен финансирования, техническая школа подготавливает будущих специалистов по соответствующим профессиям.
Выпускники технических школ чаще всего стремятся получить и высшее образование, поскольку без такого образования они имеют плохие перспективы в поиске хорошо оплачиваемой работы.
Высшее образование
Подготовка к поступлению в университет или другое заведение высшего образования обычно начинается с curinhos – так в Бразилии называются частные уроки для абитуриентов. Подготовительные курсы, как правило, предоставляются частными учреждениями и никаких гарантий поступления в вуз не дают. Однако популярность таких заведений среди будущих студентов очень высока. В больших городах абитуриенты нередко платят по несколько тысяч бразильских реалов в месяц (например, на конец марта 2015 года стоимость одного реала составляла около 18 российских рублей) за частные подготовительные уроки.
Высшее образование в Бразилии можно получить в вузах с государственной или частной формой собственности. Кстати, последних в стране намного больше – почти 80%, а количество обучающихся в них студентов превышает 60% от их общего числа.
Частные вузы более специализируются на гуманитарных специальностях, а инженерное, медицинское и разные технические специальности – приоритет государственных образовательных учреждений.
Самыми крупными и популярными являются следующие университеты:
В пятерку самых популярных входят факультеты, предоставляющие возможность получить юридическое, медицинское, инженерное, компьютерное и журналистское образование.
В зависимости от выбранного факультета срок обучения может составить от 4-х до 6-ти лет.
Все государственные университеты обучают бесплатно. Магистратура и докторантура при общественных университетах, как правило, платные. Кроме того, талантливые студенты могут претендовать на получение стипендий или грандов. За проживание в общежитии и за учебный материал студенты платят из собственного кармана.
Все вузы самостоятельно выбирают систему поступления студентов. Некоторые берут во внимание оценки в средней школе или проводят письменные тесты. Однако, большая часть университетов предпочитает проводить устное собеседование. Считается, что благодаря вербальному общению можно за несколько минут определить интеллектуальный уровень абитуриента.
Иностранным абитуриентам для поступления необходимо владеть португальским языком (официальный в Бразилии), иметь медицинскую страховку и деньги на банковском счету, необходимые для проживания в период учебы.
Образование в Бразилии оправданно в случае, если есть желание в дальнейшем жить и работать в этой стране или соседних государствах. Хорошим стимулом для абитуриентов является тот факт, что специалистов с высшим образованием в Бразилии до сих пор катастрофически не хватает, а потому спрос на них большой, соответственно и заработная плата у хороших и востребованных специалистов вполне приличная.
Бразильская система обучения что это
Ну конечно, я года три назад я взял себя за шкирку и выкинул себя из уютного Сыктывкара в непонятный Петербург. Сейчас все сомнения, мучавшие меня тогда кажутся такими мелкими и смешными, но самое главное, сейчас я легко брошу все тут и поеду еще куда-нибудь, если так уж припрет. То тогда это был, если можно так сказать, неосознанный и эксперимент, и его глобальность мешала оценить тенденцию, которая наметилась в последнее время.
До сих пор помню то полубезумной состояние, в которое я пришел на первом мосту, который пришлось преодолевать. Это оказался Троицкий мост, у которого достаточно солидная кривизна: пришлось срочно учиться подтормаживать на спуске, хотя это удалось не сразу. Но самое страшное было в конце моста. Несмотря на все усилия по торможения, я набрал достаточно хорошую скорость и с ужасом приближался к повороту на набережную к Авроре, причем поперек моего движения двигался солидный поток машин. И вот я, чайник, несусь на скорости, которая даже в спокойном состоянии вызвала бы у меня дискомфорт, и пытаюсь судорожно уйти в этот поворот, чтоб не вылететь под колеса потока на набережной. В голове крутиться только одна мысль: «Только бы устоять. «
А сколько было в той ночной бордюрчиков, трамвайных путей, небольших мостов, поворотов с движением. К утру усталость накопилась: как физическая так и психологическая, которая притупила собранность. В подземном переходе на Невском я влетел в решетку водостока, не сумев ее перепрыгнуть, как это сделали парни, с которыми я возвращался домой, хорошо расшибив колено. В финале возле станции метро Московская я упал четыре раза, пытаясь перелезть через трамвайные пути, после чего парни сказали мне: «Снимай ролики» и запихали меня в проходящий троллейбус, благо уже было 7 утра.
Бразильская система обучения что это
Пикабу в мессенджерах
Активные сообщества
Тенденции
Бразильская система
Уволился с одной работы и один друг прям воспылал ко мне неземными чувствами,приглашая к себе на работу. Друг работал кладовщиком на складе электроники, а я был в ней полный нуб,память от процессора не мог отличить.Да и компьютером неумел пользоваться. Он обещал всему научить, но когда я вышел на работу, он на следующий день свалил в отпуск, оставив меня одного на складе. Как оказалось, чувака не отпускали в отпуск, пока он не найдёт замену. В общем, мне пришлось, в режиме онлайн, изучать складскую программу,искать товар на складе и изучать номенклатуру. Зато через месяц, когда знакомый вернулся, я уже все умел, приобретя всего лишь пару седых волос.
P. S. Обратная сторона медали. Мне через 3 месяца предложили должность нач склада, а друга уволили, но это уже совсем другая история.
Прогулочка по местам съёмок старого «Ералаша»
Попробовал в нашем цифровом мире создать что-то тёплое и ламповое, о том, что люблю. Давно задумывался про места съёмок старых фильмов в Москве, но по ним и так информации полно. А вот про старый «Ералаш» нигде и никто ничего не знает. Где все эти атмосферные дворы, улицы и школы? Начал искать, собирать информацию, порядочно накопил, в итоге это всё вылилось в идею снимать видео про места съёмок старого «Ералаша», попутно переосмысливая и пересматривая эти старые сюжеты. Представляю вниманию первый выпуск, про всеми известный сюжет «Бразильская система»! Приятного просмотра! Комментарии приветствуются)
Памяти Бориса Грачевского
Многое в жизни меняется, разные повороты делает судьба человека… И всё-таки для большинства из нас имя Бориса Грачевского, в первую очередь, связано с киножурналом «Ералаш»! В моём детстве (ещё советском) по выходным мы с нетерпением ждали новых выпусков и с удовольствием пересматривали старые, которые знали наизусть, и в каждом герое находили кого-то из своих друзей или даже узнавали самих себя)))
Предлагаю фрагмент передачи «Марафон-15» (эфир от 24.10.1990) и посмотреть, как идёт отбор детей-актёров в знаменитый киножурнал, а также Борис Грачевский беседует с юным актёром «Ералаша» Сашей Лойе.
Спасибо за «бразильскую систему», «жуй, жуй, глотай», «не двойняшки мы, а тройняшки, чего пристал, я писать ходил!», «бегу, Витенька, бегу, маленький!», «научи меня плохому», «потому что мы банда!», «то-то же, марьиванна, то-то же!», «Серёга, выходи!», «физик старик глухой, на замену прислали» и многое другое… Светлая память.
Фрагмент передачи «Марафон-15». Эфир 24.10.1990.
Все скидки и промокоды в одном месте
Вы там как, готовы к осенним распродажам? Чтобы не пропустить самые интересные и выгодные предложения, подпишитесь на полезный телеграм-канал Пикабу со скидками. Да, Пикабу не только для отдыха и мемов, но и для экономных покупок!
В «Пикабу Скидки» вы найдете актуальные предложения:
• доставки еды (KFC, Delivery Club, «Папа Джонс»);
• книги («Читай-город», «Литрес», Storytel);
• услуги и сервисы («Делимобиль», Boxberry, «Достависта»);
• маркетплейсы и гипермаркеты (Ozon, «Ашан», «Яндекс.Маркет»);
• одежда и обувь (Adidas, ASOS, Tom Tailor)
• бытовая техника и электроника («М.Видео», «Связной», re:Store);
• товары для дома (IKEA, «Леруа Мерлен», Askona);
• косметика и парфюмерия («Л’Этуаль», «Иль де Ботэ», Krasotka Pro);
• товары для детей («Детский мир», MyToys, Mothercare);
• образование («Нетология», GeekBrains, SkillFactory);
• и еще куча-куча всего.
Тренировка велогонщика по бразильской системе
По бразильской системе.
Давно это было. Работал я, к счастью недолго, торговым представителем в крупнейшей пивоваренной компанией мира «Анхайзер Буш Инбев». Ну, той самой, что льёт в бутылки мочу «Клинское», «Бад», «Лёвенбрау» и т.д.
Самое высокое начальство по России было надёргано из разных стран. Президент российского отделения был турок, главный маркетолог голландец и т.д. и т.п То есть о том что происходит на местности они ни хрена не знали имели весьма приблизительное понимание. Слетали эти небожители на очередной тим-билдинг, обменялись опытом с разными коллегами и вернулись с твёрдой мыслью о пересмотре эффективности персонала.
По российским стандартам компании торговый представитель за день посещал 15-20 торговых точек. В крайних случаях число магазинов увеличивали до 25. Столько же точек объезжала машина доставки с экипажем из водителя и экспедитора. А вот в какой-то латиноамериканской стране, пусть будет Бразилия, но это не точно, число обслуживаемых магазинов было 50-60 в день. То есть в три, а то и четыре раза больше! Из этого факта небожители сделали вывод о ленивости русских и необходимости увеличить эффективность персонала и оптимизировать штат. Правда стоит сказать, что рубить с плеча не стали и в качестве экспериментальной площадки был выбран город Самара.
Более менее работу самарского отделения удалось восстановить через пол-года. Штат персонала вернули на прежний уровень, как и стандарты. Компания понесла убытки и потеряла солидную долю рынка.
При запуске эксперимента не учли региональную специфику. В условной Бразилии практически все точки это мелкие магазинчики расположенные на паре соседних улиц. И торговый и водитель успевали обслужить всех, так как расстояние между ними в среднем 100, максимум 300 метров. В России же расстояние между точками варьируется от 100 метров до пары десятков км. Время затраченной на движение между ними делает посещение 50 магазинов в день физически невозможным. Кстати кто-то из небожителей поплатился своей должностью и был уволен за недочёт этих факторов при планировании.
Бразильская система обучения что это
(Рефлексивное осмысление последствий методологического мышления.)
(Методология в шутках)
(Краткое дидактическое пособие по изучению синтаксиса русского языка.)
(Двадцать дней вместе)
многомудрым и терпеливым женам
Свете, Наташе, Лене
Владимир Сергеевич Тулупов скучающим взглядом с крыльца нашего корпуса осматривает небогатые в эстетическом плане окрестности пионерского лагеря. Раннее солнечное и одновременно Субботнее утро, к сожалению, не предвещает никаких занимательных перспектив для интеллектуального отдыха. Владимир смачно и с хрустом потягивается, зевает, и, не успев закрыть рот, через мушку своего носа выцеливает меня. Рот с хрустом захлопывается, Тулупов подбирается, глаза вспыхивают, озаренные внутренними мыслительными процессами. Попался! Я попался! Спрятаться негде, и я делаю вид, что страшно занят и Владимира Сергеевича не заметил. Поздно!
— Радик Азгамович, а подойдите, пожалуйста, ко мне. — Во влип!
— Радик Азгамович, — вальяжно почесываясь и небрежно стряхивая пепел с закуренной сигареты, — ради Бога, прошу меня извинить за некоторую навязчивость, но мною в последнее время были замечены некоторые пробелы, я бы сказал, — «зияющие ямы», выразиться точнее мне, к сожалению, не позволяет приличное воспитание; итак, назовем это вопиющее безобразие пробелами в вашем знании такого важного, в методологическом аспекте предмета, как ФИЗИКА! Я уж не говорю о множественных пробелах в вашем воспитании, которые так многочисленны, глубоки и запущены, что, боюсь, уже не подлежат никакому восстановлению. (Подумаешь — не поздоровался!). Не кажется ли Вам, что из уважения хотя бы к великим интеллектуалам науки, каковыми можно, без всякой ложной скромности, назвать Ньютона, Эйнштейна и Бора, не говоря уж о таланте, стоящего перед вами человека, гений которого уже давно очевиден для всех окружающих за одним досадным исключением, чьё имя, опять же в силу своей интеллигентности, я не могу произнести вслух даже в вашем, Радик Азгамович, присутствии, чтобы, как Вы сами, надеюсь, понимаете, не оскорбить этого осла, хотя как ваш коллега, могу Вам искренне признаться, что этот человек — Вы! (Интересно, как он выпутается?). Так вот, паразит, не кажется ли тебе, что из уважения ко всем перечисленным мною людям и в целях укрепления Вашего методологического профессионализма, хотя мне совершенно непонятно, как такой ущербный в интеллектуальном плане человек, как Вы, может претендовать на гордое звание методолога, что эти пробелы, я бы сказал: «черные дыры», надо срочно ликвидировать под моим чутким руководством?
Сигарета за время этого риторического вопроса успела догореть, и Вовка дрожащими руками прикуривает новую. Руки дрожат от нетерпения. (А вы о чем подумали?)
И что я, по–вашему, должен был ответить? Будем веселиться. И я, изобразив прилив страстного почтения, бодро рявкнул:
— Отнюдь! — Вовка удивленно уставился на меня, и я моментально добавил. — Горю желанием!
Вовка, радостно потерев руки, величественно приказал: — Следуйте за мной.
— Так вот, продолжаем разговор. Методологическое мышление, как известно даже бразильским ежикам, осуществляет связку между теорией и практикой, и, как должно быть очевидно для вас, не говоря уж о бразильских ежиках, главенствующую роль в данной связке играет именно теоретическое мышление. Хотел бы напомнить вам, что теоретическое мышление осуществляется в понятиях, а посему введем первое теоретическое различение — Гуманитарных и Естественных наук. Сейчас я покажу Вам, Радик, сущностное отличие методов гуманитарных наук, которые и науками–то называются по какому то странному историческому казусу, от методов естественных наук, каковой в точном смысле этого слова можно назвать безусловно только ФИЗИКУ. Кстати, какой вывод можно сделать из данного мною силлогизма?
— Физика – это наука! Всё остальноё от лукавого!
— «Всё остальное собирание марок», но в целом правильно, молодой человек! Надо заметить, что первичное понимание у вас присутствует, таким образом, у вас несомненно есть, э–э–э… некоторый шанс, но так как ваше понимание ближе к эмпирическому и весьма далеко от собственно теоретического, мы не будем строить дефиниции, а воспользуемся самым простым методом введения понятий, т.е. от примера, причем для облегчения задачи вашего восприятия пример мы сделаем наглядным, или воспользуемся известной всем педагогам бразильской системой обучения. Бразильская система личной заинтересованности в результатах обучения наиболее адекватна в вашем запущенном случае. Вам в целом понятно, о чем я говорю? (А–то! Бить будут.)
— Итак, продолжим! Одним из важнейших столпов современной физики, а значит и собственно настоящей науки, кроме всего прочего является понятие эксперимента, каковой, если у тебя еще не отрубилась память, может быть мысленным и натурным. Вы ещё успеваете следить за глубиной моей мысли? (Пытаюсь.) Надо сказать, что некоторые гуманитарные науки уже осознали важность эксперимента в системе научного, т.е. теоретического, знания как средства подтверждения или опровержения смелых научных гипотез, но! Но они все ещё далеки не только от народа, но и собственно от методологии экспериментальной деятельности, эту далекость невозможно измерить в единицах измерения совершенной системы Си и мне придется воспользоваться близким для Вас способом убогого образного сравнения — между нами, учеными, и ими – гуманитариями – лежит пропасть, как между Вами, Радик Азгамович, и Папой Римским. Хотя, конечно, бедность художественного языка, в отличие от богатого языка теорфизики, не позволяет передать всей глубины этой пропасти. Вам придется пока поверить мне на слово — это бездна. («Открылась бездна — звезд полна, звездам числа нет, бездне дна. «.) Вам понятно? (Абгдемахт!) Я уж не говорю о другой части так называемых гуманитарных наук, которые по–прежнему вопят о какой то мифической ценностной и методологической специфике гуманитарных дисциплин.
— О чем это я? Ах да! Так вот, сейчас мы проведем с Вами смелый научный, я хотел бы подчеркнуть это, научный натурный эксперимент по сравнению эффективности методов науки и гуманитарных дисциплин. И тем самым докажем абсолютную беспомощность так называемого гуманитарного знания и его методов. (Точно бить будут!)
— А почему эксперимент не мысленный? Ведь сначала положено мысленный? Галилей утверждал.
— Мысленный эксперимент проводить бессмысленно, так как результат его очевиден любому здравомыслящему человеку даже без зачатков теормышления, в наличии которых у вас я уже начинаю сомневаться. — И Вовка строго посмотрел на меня.
— Нет! Я тоже не вижу никакой необходимости в мысленном эксперименте, очевидно, пора переходить к натурному, но хотелось бы ознакомиться с условиями задачи.
— Вот! — Радостно заорал Вовка. — Вот, это Ваше утверждение, мелкоуважаемый мной Радик Азгамович, выдает Вас с головой, я бы точнее выразился: с потрохами. Оно выдает вашу вопиющую безграмотность не только в вопросах науки, но и в вопросах так называемого философского знания. Давно уже пора усвоить, что современная философия стоит на псевдонаучных позициях постмодернизма, а не на позициях уважаемого классического рационализма, а раз так, в проведении эксперимента не требуется никакой постановки задачи, необходим поток «свободного сознания». Лупи, куда хочешь, в переводе на ваш бытовой язык. Понятно? (Да вроде бы. )
Вовка, отклоняемый воздействием неизвестного мне биополя, начал плавно изменять траекторию нашего движения в сторону комнаты Каменских. Это изменение вызывало у меня смутное ощущение тревоги, но так как – по определению Вовки –смутное ощущение относится к иррациональной чуши, не достойной рационально мыслящего человека, я двинулся за ним.
Как–то странно изогнувшись, Вовка подобострастно постучал в дверь семьи Каменских. Из–за двери донеслось невнятное бурчание. Видимо истолковав это как приглашение войти, Вовка, широко распахнув дверь, сделал приглашающий жест, пропуская меня вперед. (А, чтоб мне тогда догадаться!)
На двух отдельно стоящих металлических кроватях сладко посапывала семья Каменских — Роман и Наташа. Удачно спровадив младших детей на Усть–Качкинский пляж, они решили выспаться в выходной день. Не здесь–то было.
— Гляди, как это делается, — возвестил Вовка из–за моей спины и сладким голосом пропел: — Наташа, Рома, вставайте. Завтракать пора. — В ответ раздалось.
— М–мм–мм–мммм! М! — И еще какое–то причмокивание, что было мной переведено с языка сонного на язык человеческий примерно так: «Ребята, вы совсем очумели? Вчера же вместе до 4 утра резались в преф, дайте же поспать, звери немытые!»
— Вот! А я что говорил. Первая часть эксперимента завершена! Как известно любому дебилу, закончившему политех, для поднятия лежащего тела необходимо приложить к нему силу. И что показал этот смелый научный эксперимент, проведенный мной? (А действительно, что?)
— А он показал, что так называемая сила слова, проповедуемая так называемой гуманитарной наукой — это миф, это блеф, это антинаучная выдумка, никак не подтверждающаяся многочисленными, проводимыми мной и тобой в течение этой смены экспериментами. Где эта сила слова? Где, я вас спрашиваю? Где результаты ее работы? Где? Как вы изволите видеть, Роман Геннадьевич остались на месте в абсолютно горизонтальном положении, а значит — нет никакой силы слова. Нет! — Вовка обвиняюще потряс руками в направлении неба и выжидающе посмотрел на меня. (Ну–у–у.) Я уж не говорю, о какой–то там бесплотной силе духа и свободе воли, ключевых понятиях, исповедуемых некоторыми идеалистами. — Вовка сделал широкий ленинский жест в сторону умиротворенной пока семьи Каменских: — Пустоту этих понятий Вы можете лицезреть невооруженным взглядом каждое утро простым методом наблюдения, даже не проводя никаких смелых экспериментов. И что вы можете возразить на предъявленные мной аргументы? (. )
Наташа с любопытством оторвала голову от подушки.
— А теперь, Радик Азгамович, ответьте мне на вопрос: «Что должен делать исследователь, когда его гипотеза не подтвердилась смелым научным экспериментом?»
— Изменить гипотезу? — робко попробовал я. Уж очень смелый эксперимент мы затеяли. — Поднять семью Каменских в 9.00 в субботу, после преферанса невозможно, даже на завтрак (тем более на завтрак). Это противоречит законам природы.
— Безусловно, гуманитарные и гуманистические методы себя исчерпали, что наконец–то стало очевидно и Вам, но зачем же так спешить с выводами? Попробуйте еще раз.
— Изменить методы исследования! — обречено выдавил я.
— Вот, устами Вашими наконец–то глаголет истина! Теперь, когда всем уже очевидна полная, я бы сказал, оглушительная методологическая беспомощность так называемых гуманитарных методов исследования в таком примитивном вопросе, как утренний подъём семьи Каменских, мы можем перейти к использованию для решения этой элементарной задачи истинно научных методов физики. Я предлагаю Вам восстановить Ваши методологические пробелы путем смелого, я хотел бы подчеркнуть это слово специально для вас, смелого физического эксперимента, проведенного вами под моим чутким интеллектуальным руководством. (Будут бить, и, возможно, ногами.)
— Ну, а как же Вы хотели, дорогой Вы мой человек? Вы же должны понимать, что настоящий научный поиск – это всегда колоссальный риск для экспериментатора, и каждый человек, желающий быть ученым, должен быть к нему готов! Кстати, Вы обратили внимание на мою смелость в проведении несвойственного мне гуманитарного эксперимента? Какой порыв! Какой напор! Неужели Вы думаете, что эксперимент в физике – это менее опасно? А моя смелость в соблюдении норм научной этики? Честность и ещё раз честность, вот что должно быть девизом настоящего буфетчика, простите, ученого! Ученый не должен бояться неудач и должен, просто обязан, честно признавать их перед научной общественностью. В науке отрицательный результат – это тоже результат. Не работают гуманитарные методы, так и скажи! Хотя для признания такого факта необходимы гражданское мужество и научная зрелость, я бы даже уточнил — смелость. Смелее, батенька мой, смелее! Волноваться не надо, вы осуществляете работу под руководством представителя настоящей школы физиков. Мы сделаем из Вас человека. Давайте восстановим понятийный аппарат. Что необходимо сделать?
— Поставить задачу исследования.
— Ставлю. Необходимо выяснить: возможен ли подъем Романа Геннадьевича Каменского с постели?
— А почему не Наташи? — Вспомнив, сколько весит Рома, я с удовольствием глянул на улыбающуюся Наташу. Перехватив мой взгляд, Вовка покровительственно похлопал меня по плечу и веско произнес:
— Ну, во–первых, настоящий ученый не должен искать легких путей в науке; во–вторых, в науке особенно важен выбор объекта и предмета исследования. Вы же понимаете, что я не могу проводить эксперименты над лучшей подругой моей жены, в условиях, когда жена еще не освоила весь спектр кулинарных рецептов, которыми владеет Наташа (Наташа нахмурилась), горячо уважаемая и нежно любимая мной. (Наташа улыбнулась. Не открывая глаз, нахмурился Роман.) Полагаю, хватит отлынивать, пора приступать.
Наташа, подбив подушку, чтобы было виднее, устроилась поудобней.
— Необходимо определить Объект и Предмет исследования. — Пробубнил Я.
— Валяй! — Поощрил Тулупов.
— На том основании, что объект всегда больше предмета, делаю вывод: объект исследования Роман Геннадьевич, потому что он явно больше кровати.
— Смело, неожиданно, оригинально, но правильно. Крой дальше. — Вовка, задумчиво потирая подбородок, направился к Ромкиной постели. — Итак, что мы тут наблюдаем?
— Не что, а кто? Роман Геннадьевич Каменский.
— Вот и в очередной раз Вы продемонстрировали полное отсутствие теоретического мышления, осуществляемого, как известно даже гуманитарным баранам. гм, в общем, осуществляемого в понятиях. Запомните, друг Вы мой ситный, хотя, как Вам должно быть известно, гусь свинье не товарищ, так вот, нет такого понятия «Роман Геннадьевич» в физике! В физике есть понятие «тело»! Попробуйте составить качественную модель наблюдаемого явления. Итак, еще раз, что мы наблюдаем?
— Тело. (Роман поморщился и открыл правый глаз).
— Какими существенными свойствами обладает наблюдаемое тело с точки зрения поставленной мною задачи смелого физического эксперимента?
— Уже лучше, что дальше?
— Я предлагаю поставить смелый Мысленный эксперимент. Тело обладает массой около 130 кг, что составляет в условиях силы тяжести Земли 1300 ньютонов и кулаками массой 3 кг каждый, что, учитывая богатое спортивное прошлое Романа Геннадьевича, позволяет ему создать с их помощью на любой выбранной им поверхности давление более 5000 паскалей, чего не выдержит ни моя шея, ни, тем более, твоя. (Роман, выпростав гигантскую пятерню из–под простыни, демонстративно поиграл пальцами.) Вывод: тело не подъемно. (Рома удовлетворенно закрыл правый глаз и зевнул.)
— Вот видите, бесценный вы наш Радик Азгамович, как все–таки слаба ваша методологическая база, вы уже и расписались в собственном бессилии. Могу точно сказать, что вы еще не научились строить качественные модели. А теперь смотрите, как умеют моделировать настоящие физики. Во–первых, кулаками на первой стадии эксперимента можно пренебречь, как величиной не существенной, ему не дотянуться (Роман подозрительно открыл правый глаз), а вот если первая часть эксперимента, может быть, удастся, качественную модель тела необходимо будет расширить (Рома блаженно закрыл глаз). А посему —идите–ка вы, Радик Азгамович, к окну.
Я опасливо прокрался к окошку между двумя кроватями, провожаемый, с одной стороны, предупреждающим одноглазым взглядом Ромы, а с другой поощряющим и радостным – Наташи. Встав за спинкой Ромкиной кровати, я оказался отрезан от спасительной двери постелью Ромы.
— Теперь, во–вторых, если бы не физики так бы вы и остались, Радик Азгамович, обезьяной. Вы забыли основные понятия механики: понятие рычага (Рома открыл оба глаза), имеющего плечо, и понятие точки приложения сил, при правильном выборе которой в принципе можно перевернуть и Землю, как верно подметил еще Архимед. (Рома напрягся под одеялом). Так как создание качественной модели завершено, мысленный эксперимент и в первой и второй части можно считать законченным, предлагаю перейти к натурному эксперименту, пока не поздно!
Далее все развивалось со скоростью цепной ядерной реакции, как мне тогда казалось, абсолютно не управляемой. И примерно с тем же звуковым эффектом.
Вовка схватил Ромкину кровать за спинку и начал стремительно поворачивать её через ножки, используя спинку как рычаг. Наташа хихикнула: — Осторожно ребята. Роман, охнув, успел схватиться руками за кроватную сетку.
— Смотри на руки! На руки смотри!
Какие руки? Какие руки!? Кровать неожиданно начала поворачиваться. Может, мы исследуем не подъемные, а летные качества Романа Геннадьевича, в условиях земной силы тяжести? Или повторяем опыт Ньютона с яблоком? Так Роман Геннадьевич по массе ближе к медведю, чем к яблоку. И насчет его одушевленности и неодушевленности мы, кажется, поспешили. Вряд ли он, как ньютоново яблоко, равнодушно отнесется к своему падению. Проведя эти простейшие размышления, я испуганно заорал в ответ:
— В другую сторону крути! Он к стене упадет. Я убежать смогу!
Вовка, кряхтя, рявкнул:
— Дурак, так тебя Наташка схватит, а этак тебя кровать от них обоих прикроет.
Ромка мягко шлепнулся на пол рядом с кроватью жены. Звук неожиданно оказался глухим и душевным. Второй неожиданностью для меня оказалось то, что он продолжал лежать неподвижно, как будто не заметив качественного изменения ситуации. Я вопросительно уставился на Вовку, – эксперимент потерпел сокрушительную неудачу? Вовка вопил уже от комнатной двери:
— Качественную модель уточняй. Пол холодный, либо через 30 секунд он сам встанет, либо.
— Ромочка, не лежи на полу – простынешь. — Наташа, свесившись с кровати, ласково смотрела на Рому. — Тебе ещё в Турцию ехать.
— Радик, физика из тебя не получилось. Будем готовить из тебя стаера по бегу с препятствиями. По «бразильской системе». Ответила Наташка:
— Тулупов – гад! Ты зачем моего мужа уронил?
— А зачем он меня ночью разбудил и в преферанс играть заставил.
— Так это ж ты меня ночью поднял, вон Радик свидетель.
— Ромка меня, я тебя. Поэтому эксперимент над ним, а не над тобой! Будет знать, как физиков трогать.
Во время этого диалога я молча и с разбега преодолевал препятствия по бразильской системе. Сначала Ромкины руки, потом ножки кровати, потом глебушкины игрушки, потом стул, потом стол. Вырвавшись в холл, не сбавляя скорости, промчался мимо вещающего Тулупова и на всякий случай остановился только у выходной двери из корпуса.
Тулупов подходил, не торопясь, отряхивая с рук невидимые простому смертному пылинки.
— И вот опять, Радик Азгамович, Вы поторопились с выводами (Какие выводы? Какие выводы?! Я еще в себя прийти не успел и оттирал холодный пот со лба.) Сразу видна точность русской пословицы «Дурная голова ногам покоя не даёт». Есть такое понятие, как «границы эксперимента». Неужели не ясно, что границами проведенного нами эксперимента являются предыдущие двери, а не эти? (. ) Ну это же очевидно даже мексиканскому тушканчику, не говоря уж о бразильской шиншилле. Границы гнева Романа Геннадьевича пока, подчеркиваю это слово, пока распространяются только на его комнату и не выходят в пределы этого холла. Или вы считаете, что глубоко–воспитанный и весьма интеллигентный Роман Геннадьевич может появиться в общественном месте без штанов? Так что у нас есть ещё минут пять, а посему предлагаю подбить результаты смелого научного эксперимента в беседке.
Мы сидим в беседке, подбивая результаты смелого научного эксперимента.
— Итак. В виду складывающихся обстоятельств, буду краток. Подведем итоги. Теперь на своих ногах и на моем примере вы могли усвоить устрашающее преимущество физического мышления над гуманитарным для решения методологических задач и преимущество бразильского метода над гуманистическим методом для решения задач педагогических и т.д. — Вовка затушил сигарету, перебрался через лавочку и небрежно оперся на беседочный столб, устремив задумчивый и мечтательный взгляд в недалекие лагерные перспективы за моей спиной.
— К тому же, в виду ограниченности времени, нами не изучен ряд научных понятий. Например: понятие следствий из доказанной гипотезы, называемых почему–то гуманитариями, последствиями. А также, как честный ученый, я должен признать, что в гуманитарных дисциплинах есть ряд не совсем бесполезных понятий, например, понятие рефлексии. Но так как эти понятия являются менее существенными и не требуют в изложении мощи физического аппарата и использования очень дорогого времени кандидата физмат наук, я думаю, Вы сможете подчистить эти мелочи и изучить данные понятия с крупным представителем гуманитарной науки Романом Геннадьевичем Каменским.
Я выдержал ровно полторы секунды и резко оглянулся.
На крыльце нашего корпуса стоял очень КРУПНЫЙ представитель гуманитарной науки, кандидат педагогических наук Роман Геннадьевич Каменский. Взгляд его был задумчив и мечтателен, видимо, он тоже проводил смелый мысленный эксперимент, оценивая массу и дистанцию до наших с Тулуповым тел. Об экспериментальных задачах, поставленных им, можно было догадаться по его рукам. Правой рукой, держащей вафельное полотенце, он небрежно хлопал по левой. И весом и размерами левая ладонь напоминала сковородку «тефаль», а правая, сжатая в кулак – арбуз. Встреча с любой из них грозила тяжелыми гуманитарными последствиями, граничащими с гуманитарной катастрофой. Весь вид Ромы точно указывал на то, что гуманитариям совсем не чужда способность к моделированию и мысленному эксперименту.
Мысленный эксперимент осуществлялся в трёх головах и в ближайшее время должен был перерасти в натурный. Оценив свою массу, дистанцию и выгодное положение Тулупова, я решил прервать его первым.
Не поворачивая головы к Вовке, чтобы не выдать себя, я с места перепрыгнул скамейку и сразу сделал его метров на пятнадцать по направлению к умывальнику.
Умывальник быстро приближался, а во след мне несся Вовкин голос:
— Радик, сегодня вечером будем учиться играть в волейбол. По бразильской системе. Ты в команде Романа Геннадьевича.
Под ногами мелькали разноцветные искры росы, в ушах раздавался радостный щебет птиц. Дышалось хорошо и легко.
Утро разворачивалось в полдень, Суббота неотвратимо надвигалась, обещая праздничное веселье, как хороший бразильский карнавал.
P.S. Вечером после волейбола и душа Тулупов продолжил работу: «И вот снова Вы поспешили, Радик Азгамович, надо ведь понимать существенные ограничения гуманитарного мышления! Зачем бежал? Это только у Физиков натурный эксперимент – норма жизни и критерий истины, а большинство гуманитариев ограничиваются мысленным экспериментом. В этом–то вся соль. И пока ты не съешь её пуда два, так ты и не станешь человеком!»
— Радик, ну нельзя же быть таким доверчивым. — Рома укоризненно смотрит на меня сверху вниз. — Верить надо! Доверчивым быть не надо! Разницу ощущаешь? Нюансы чувствуешь? (Ох–хо–хоюшки. ) Грех это! Маловерием называется! Ценность, она и есть ценность! Она уже не дробится, она и есть единица измерения твоей жизни! А тебе всякие физики мозги пудрят. Пусть сначала с понятием «черная дыра» разберутся, а то у них «горизонт событий» видишь ли. — Рома строго посмотрел на Тулупова. Тулупов хихикнул. — Горизонт, а там они уже не знают как.
— Ну что, отпустить тебя. — Рома задумчиво посмотрел на свои руки. Мы с Тулуповым дружно рявкаем: — Нет! (У каждого собственное основание.) Тулупов объясняет своё.
— У него еще кровь к голове не прилила, он ещё не думает. Подожди минуты полторы.
Роман, молча, соглашается. Я тоже соглашаюсь и тоже молча. Трудно разговаривать вверх тормашками.
Я стою в беседке на голове. Вернее, даже вишу в воздухе, удерживаемый могучими Ромкиными руками. Ромка не стал ограничиваться мелочами и деталями гуманитарных предметов. Ромка объясняет мне основы гуманитарного мышления! Как Вы сами догадываетесь, опираясь на Бразильскую систему преподавания…
«Как здорово всё–таки, что у него руки такие сильные. По 3 кило каждая. По 5 тыщ паскалей на каждый палец. Мечта, а не руки. Да ещё сам весит центнер с хвостиком. Мечта, а не человек! Глыба! Человечище! Вот ведь повезло! Это вам не дохлый Тулупов! Тот бы уже давно уронил. Думай, Радик! Думай. «
— А я знаю общие основания гуманитарного и физического мышления в педагогике! — Тулупов с Ромой переглядываются. — Общим является личный трагический опыт, базирующийся на бразильской методике преподавания.
Тулупов крякает, Ромка хмыкает и задумчиво чешет затылок правой рукой. (Хорошо, что у него левая такая же сильная, как и правая.)
— Переворачивай, — говорит Тулупов. — Мыслительные процессы пошли. Так значит вот это и есть ваши гуманистические методы воспитания? Головой об бетонный пол?
— Я же аккуратно! Любя, можно сказать. Для его же пользы. Уж лучше его родной человек образумит, чем он в чужие руки попадет. Правда, Радик? (А то. )
— Смотри, у него шишка на голове. По смелой гипотезе Паскаля, ум зависит от размеров мозга и, когда тот в процессе своего развития не помещается в черепной коробке, на голове образуются шишки. Шишка любви, дружбы, и прочие, так что эту шишку можно назвать шишкой методологического мышления. Да, тогда получается, что господин Базарный интуитивно угадал: «Мысль – это деятельность хромосомы вынесенная во вне». Хотя, конечно, все гораздо проще. Мышление – это кровь (или другая какая–нибудь жидкость), прилившая, наконец, к голове, оросившая оголодавший мозг, и вынесенная во вне в виде методологической шишки. Кстати, думаешь твое радикальное гуманистическое средство поможет исправить его замутненное сознание? Завтра же шишка пройдет, а он все забудет.
— А мы не спешим никуда. Забудет – мы ему снова шишку сделаем. Методичность и последовательность – вот основные гуманитарные принципы.
— Да нет уж, если «брюнет играет лучше блондина». И потом его предки всего 300 лет как с лошади слезли. Представляешь, какие у них хромосомы? Чего они во вне выносят. По теории биологического отбора, им бы ещё семь тысяч лет побороться за жизненное пространство, как некоторым древним народам, ну вот нам, «русским», например, глядишь и толк был бы.
Разговор о преимуществах брюнетистого генотипа над блондинистым в вопросах методологического мышления мирно развивается под звездным небом. Никаких особенных противоречий не возникает, так как оба собеседника являются ярко выраженными брюнетами, и в целом абсолютно согласны с выдвинутым Остапом тезисом, а белобрысое и кудрявое детство Романа Геннадьевича уже давно в прошлом и никого не интересует,… мало ли какие несуразности происходят с человеком в юные годы. Главное, избавился ли человек от детских болезней белизны. Теперь же любой дальтоник может удостовериться, что Роман – типичный брюнет.
Пора от них уходить. Уже не помогает. Больно. Уже и у них не получается. Я сейчас закричу. Осталось последнее средство – Наташа.
Есть такая замечательная игра, типично русская игра: «Если бы у меня был миллион. » Наташа владеет ею виртуозно. Она даже усовершенствовала её и теперь, когда нам грустно (или весело), мы делим не просто миллион, мы делим миллион долларов! Если вы считаете, что это так просто, попробуйте сами. Это игра вдумчивая, долгая, требующая сердечного спокойствия и умиротворенности души. А как Наташа делит! М–мммм! Это ж сказка, а не распределение финансов. Мне как раз нужна сказка! Сказка со счастливым концом.
Сейчас пойду и скажу: «Наташ, а если б у тебя был миллион. » И буду слушать. Наташа устроится на кровати поудобнее и начнет делить. Себя, «любимую», и свою семью она, конечно, оставит напоследок. Во–первых, – это неприлично начинать с себя, во–вторых, – это так интересно: одаривать любимых людей и никого при этом не забыть, в–третьих, – это так здорово оставить самое вкусное на конец.
Через полчаса Наташа распределит первую сотню тысяч. Ещё через полчаса, когда она дойдет до второй сотни, придет Рома и потребует отчёта о потраченных семейных средствах. Наташа с огромным удовольствием повторит статьи расходов. Рома, конечно же, всё утвердит, хотя с незначительными поправками и замечаниями (всё–таки он хозяин дома) и дальше они будут делить вместе, иногда споря, иногда хихикая и постоянно обращаясь ко мне.
— Радик, ты спишь? Радик, ты не спи! Ещё не всё.
Потом в перерыве открытого заседания бюджетного комитета по распределению нежданно – негаданно свалившегося на нас миллиона, они потребуют, чтоб я шел подслушивать и подглядывать за семьей Тулуповых. На что я «возмущенно» отвечу, что хоть я всего триста лет, как с лошади. но мои природное благородство и генетическая порядочность… Семья Каменских обезоружит меня своим коронным доводом:
— Так мы ж любя. Ну иди давай, не ломайся.
— Вот ещё! Да я и так знаю, что там у них.
— Ну–ну! Рассказывай. Не томи.
— Ну, Света спрашивает у Вовки, зачем он Наташу обидел – Рому на пол уронил.
— А Вовка? Вовка, что отвечает?
— Ну, что никого он не обижал, так, пошутил немного.
— Ничего себе, — «заворчит» Ромка. — У меня вон синяки. «Да подожди ты со своими синяками,» — прервет его Наталья. — «А Светка, ему что отвечает?»
— Что он дурак, и шутки у него дурацкие, и ведет он себя, как дите малое.
Рома аж застонет от удовольствия: «Какая мудрая женщина», и тут же получит тумак от Наташи. Потом они пошепчутся чуть–чуть, и Наталья спросит:
— Радик, ты спишь? Радик, ты не спи! А Тулупову, что подарим.
— Велосипед. Трехколесный. Переднеприводный.
Каменские хрюкнут, разовьют тему, обвесят велосипед дополнительными прибамбасами и утвердят в качестве неосновного подарка.
(Это продолжается уже пятый день. Пятый день все они внимательно следят за мной. Пятый день они грузят меня по полной программе, ни на секунду не оставляя одного. Пятый день они анестезируют боль и реанимируют душу.)
Боже! Храни их всех!
И я наконец засну.
Чтобы связаться с нами, нажмите здесь.
Сайт ПНИПУ