брестская икона божией матери
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Святой преподобномученик Афанасий Брестский и Оршанская икона Божей Матери.
Город
Брест в Беларуссии славен не только историей и Брестской Крепостью, но и
своим святым преподобным (монахом) мучеником Афанасием, жизнь которого
непосредственно связана с Брестом, хотя его духовный подвиг начинался
через город Вильнюс и проходил и через Киев, и через Москву с Питером и
непосредственно через город Орша. В Беларуссии нет практически ни одного
большого храма без иконы Афанасия Брестского. А прославился он тем, что
на западных землях Руси он ревностно отстаивал чистоту православной
веры. И путь его был очень трудным, даже иерархи Православной Церкви с
него снимали сан, который ему вернул на Украине известнейший митрополит
Пётр Могила. Но о всём по порядку.
Родился святой Афанасий в
семье ремесленника, обучался в братской школе при виленском монастыре
Сошествия Святого Духа. После его окончания стал учителем и около 1620
года канцлером Львом Сапегой был назначен гувернёром Яна Фаустина Лубы,
которого канцлер выдавал за сына Лжедмитрия I и Марины Мнишек. Семь лет
Афанасий служил у Сапеги, но когда содержание «царевича» сократили до
сотни золотых в год, то оставил службу.
В 1627 году принял монашеский постриг и жил в Кутеинском Богоявленском монастыре, где ему были знамения от Оршанской иконы Богородицы
, а затем в Межигорском монастыре. В 1632 году в Вильно был рукоположен
во иеромонаха и назначен наместником игумена Добойского монастыря. В
1636 году монастырь был передан униатам, что заставило Афанасия покинуть
его и перейти в Купятицкий монастырь. В нём он написал «жалобный лист» к
Богородице в котором рассказал о притеснениях православных и собрав под
ним подписи положил к чтимой Купятицкой иконе Божией Матери от которой,
по его словам, он имел «голоса». В 1637 году Афанасий отправился за
сбором милостыни, достиг Москвы и был принят царём Михаилом Фёдоровичем
от которого получил богатые пожертвования.
В 1638 году Афанасий вернулся в свой монастырь, а в 1640 году был назначен игуменом брестского Симеоновского монастыря.
Симеоновский собор Бреста
На
новом месте он начал активно добиваться возвращения переданных униатам
православных храмов, проклинал Брестскую унию. В сентябре 1641 года на
сейме в Варшаве Афанасий смог получить согласие короля Владислава IV на
возвращение храмов, но документ об этом не был заверен канцлером и не
получил законной силы. В 1643 году вновь приехал на сейм, жаловался на
бесправное положение православных в Польше. Присутствовавшие на сейме
православные иерархи, опасаясь непредсказуемости Афанасия, арестовали
его. Сбежав из под ареста, Афанасий как юродивый бегал по улицам, бил
себя посохом и проклинал унию. Был подвергнут церковному суду и лишён
сана. На это решение была подана жалоба в консисторию киевского
митрополита и после длительного рассмотрения митрополит Пётр Могила
восстановил Афанасия в сане и вернул игуменом в прежний монастырь.
В
1645 году, повинуясь по его словам гласу от Купятицкой иконы, Афанасий
вновь отправился на сейм просить короля об отмене унии. Был арестован в
качестве заложника за отправленного в Москву Яна Лубу. Этот арест связан
с тем, что Афанасий в 1644 году в Кракове передал русскому послу князю
Львову письмо Лубы, которое говорило о его попытке самозванства и Россия
потребовала его выдачи. Находясь под арестом Афанасий написал ряд
сочинений в которых изложил свой взгляд на унию и её последствия для
православия. Часть этих сочинений вошло в «Memorial», поданный от
Афанасия король Владиславу. Король освободил Афансия и поместил его в
Киево-Печерский монастырь, где был написан его автобиографический
«Диариуш». После смерти в 1647 году митрополита Петра Могилы Афанасий
вернулся в Брест.
Тело
Афанасия было обнаружено в мае 1649 года и погребено в его монастыре.
Почитание его как святого началось практически сразу после смерти: в
1658 году архимандрит Киево-Печерского монастыря писал царю Алексею
Михайловичу, что тело мученика нетленно и в 1666 году мощи были открыты
для поклонения в медной раке, составлено житие святого. При Петре
Первом, который почитал этого святого глава Афанасия была перенесена в
Санкт-Петербург. Из истории известно, что святой Афанасий был лично
знаком с отцом и дедом Петра Первого, Царями Русскими Михаилом
Фёдоровичем Романовым и Алексеем Михайловичем Романовым, у них Афанасий
просил защитить Православие от униатов.
В
начале XIX века пожар уничтожил храм Симеона Столпника: медная рака
расплавилась и мощи обгорели. Священник С. Литовский собрал найденные
частицы мощей и хранил их в алтаре трапезной церкви монастыря. В 1823
году для мощей изготовили деревянный ковчег и поставили в церкви. В 1857
году Н. А. Поливанов в благодарность за исцеление сына по молитве к
преподобному Афанасию пожертвовал для мощей драгоценный серебряный
ковчег. После закрытия монастыря ковчег был изъят в Антирелигиозный
музей искусств, разместившийся в Донском монастыре, а оттуда в 1935 году
поступил в Государственный исторический музей. В музее работники на
свой страх и риск спрятали мощи за шкафом, чтобы они не были уничтожены
начальством музея. Там в музеи эти мощи тайно почитались работниками и
когда святыни стали возвращать Церкви, то вернули и мощи Афанасия.
Мощи святого в настоящее время хранятся в кафедральном соборе Бреста, там где они всегда находились и раньше.
В один день с Афанасием Брестским празднуется и Оршанская икона Богородицы, которую очень почитал святой Афанасий.
Оршанская
икона Богородицы была явлена чудесным образом в 1631 году при основании
мужского Кутеинского Свято-Богоявленского монастыря близ города Орши
(Белоруссия) на берегу реки Кутеинки. Считается Небесной заступницей
этой обители. Имеется множество свидетельств конкретной помощи после
молитв к Божией Матери перед Оршанской иконой, в частности, такую помощь
получал преподобномученик Афанасий Брестский. С ним Богородица
разговаривала и даже открыла ему дату смерти.
Чудотворный
список (копия) иконы хранился в Оршанском Успенском женском монастыре. В
1842 году, в связи с многочисленными исцелениями больных от Оршанской
иконы Пресвятой Богородицы, монастырь был переведён в реестр
первоклассных.
С XIX
века местночтимое празднование иконы проводится в один день с памятью
преподобномученика Афанасия Брестского(18 сентября и 2 августа по новому
стилю), который удостоился особого водительства и заступничества от
Царицы Небесной через её Оршанскую икону.
Почтила Богородица Белорусский край
Условная карта мест явлений Божией матери и икон Ее в Беларуси
Пожалуй, самым древним образом, о почитании которого сохранились сведения, можно считать икону Божией Матери «Изяславская». Предполагается, что этот образ был древневизантийского письма и известен со времен равноапостольного князя Владимира, который подарил город Изяславль (ныне г. Заславль Минской области) своему сыну Изяславу. Хранилась икона в местной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Самым же древним из сохранившихся (в виде списка) принято считать образ Божией Матери «Купятичская». Этот образ был явлен в 1180‒1182 гг. молодой крестьянке Анне из села Купятичи. Нерукотворный образ уникален тем, что представляет собой металлическую пластину в виде креста с рельефным изображением Богородицы с Предвечным Младенцем на руках с одной стороны, а с другой — Распятие. Икона прославилась многочисленными чудотворениями, перед нею молился будущий преподобномученик Афанасий Брестский, будучи игуменом Купятичского мужского монастыря.
Все последующие столетия также отметились явлениями Божией Матери.
Богородица часто являла свои иконы простым людям. Пастухам Александру Стельмашуку и Мирону Макаруку была открыта икона Божией Матери «Леснинская». Детям — «Жировичская». Молодой крестьянке Анне — «Купятичская». Крестьянин Иван Дидько, потерявший своих волов, обрел икону Божией Матери «Васьковская», а крестьянин Лев Шапола — «Старчицкую». Старцем Парфением была открыта икона Божией Матери «Пархимовичская». Сельчанам Григорию, Анне и Раисе явилась Богородица на месте будущей Говезнянской Иоанновской церкви, а поселянин Колтун на липовом дереве обрел икону Божией Матери «Горбацевичская».
Еще с ХVII века существует предание о том, как два слепца в сопровождении поводыря шли лесной дорогой. Утомившись в пути, они прилегли отдохнуть. На рассвете слепцы услышали журчание воды. Придя на звук и умывшись водой из ручья, слепцы прозрели, а на дереве увидели икону Божией Матери. Трижды образ относили в ближайший храм и трижды он возвращался на прежнее место, которое сейчас известно как Проща…
В Ракове бытует более раннее предание, ХV века. Жил в этом местечке одинокий слепой человек. Отчаявшись в своей беде, он решил уйти прочь из селения. Долго блуждал по лесу, заблудился. И вдруг чудесным образом набрел на источник. Утолил жажду, умылся и… прозрел! А рядом с собой увидел икону Пресвятой Богородицы. Обрадованный, отнес он этот образ в Раков. Вскоре для образа был построен храм, а икона стала именоваться «Раковской».
Бывало, что Матерь Божия являлась и людям знатного происхождения. Одно из таких преданий дошло до нас из ХII века. Мстиславского князя Симеона Лугвена постигла болезнь глаз, и он ослеп. Не имея надежды на врачей, он стал просить исцеления у Божией Матери, и однажды во сне получил указание идти в пустынь — умыться водой из источника. Благочестивый князь нашел ту пустынь, источник, с молитвой омыл глаза, и к нему тотчас вернулось зрение. Когда же в благодарственной молитве он возвел глаза на небо, то увидел на липовом дереве образ Божией Матери в сиянии. В благодарность об исцелении князь приказал соорудить на этом месте часовню, а после — иноческую обитель, которая вошла в историю как «Монастырь Святой Пречистой в Пустынках», «Дом Пресвятой Богородицы», а икону Пресвятой Богородицы, прославленную здесь, именовали «Пустынская Патриаршая». Ныне монастырь возрожден, и в наше время многие исцеляются от вод того самого источника.
В преданиях сохранилось указание на множество самых разных мест, где происходило явление Божией Матери. Одни из самых распространенных связаны с тем, что на месте явления остается след Богородицы на камне, а дождевая вода, которая собирается в выемке, считается целебной. Один из таких камней-следовиков находится недалеко от Ляденского Благовещенского мужского монастыря. На камне у придорожного креста было явление иконы Божией Матери, именуемой «Подлесская». Свидетельницей явления была слепорожденная девица, которая тотчас прозрела.
Часто Богородица являлась на источнике или вблизи него. Самый известный случай, пожалуй, — явление иконы Божией Матери «Крупецкая». Как не вспомнить и то, что икона Божией Матери «Минская» была обретена на водах реки Свислочь. А икона Божией Матери «Дисненская» явилась на водах Западной Двины в ярком сиянии во время очередного пожара в местечке Дисна. После обретения иконы и крестного хода с ней по городу пожары прекратились…
Самым известным случаем явления иконы Божией Матери на горе (хотя, наверное, правильнее было бы говорить «на холме») является тот, что сохранили предания в Марьиной Горке — это чудо дало название целому городу. Похожие предания сохранились в Белыничах и Юровичах.
Чаще всего в преданиях фиксируются случаи явления Божией Матери на деревьях: липе, груше, березе, сосне, ели и других.
Липе свойственна мягкость, что сделало ее символом женственности, нежности, в противоположность «мужскому» дереву — дубу. Благодаря мягкости липа часто используется для изготовления иконных досок и является лучшим сортом древесины, произрастающей в условиях умеренного климата.
Икону Божией Матери, явленную на липе в д. Любча, так и именуют — «Подлипская». Каждый год прихожане и священник храма святого пророка Илии собираются на молебен с акафистом в часовне на месте явления иконы и совершают крестный ход на святой источник.
Икона Божией Матери, именуемая «Горбацевичская», в XVII веке была явлена местному крестьянину на липовом дереве. В 1812 году информация об иконе вместе с другими церковными документами была уничтожена отступавшими французами. В годы советских гонений, в 1949 году, икону увезли в неизвестном направлении, в 1968-м — уничтожили сам храм. В 2013 году воссоздана икона, установлена традиция 12-километрового крестного хода из Бобруйска в Горбацевичи и восстановлена старая традиция «феста» — народного гулянья в честь храмового праздника деревни.
Икона Божией Матери «Конковичская» написана на медном листе, с одной стороны которого изображена Богородица с Младенцем, а с другой — Нерукотворный образ Спасителя. Икона также была явлена на липовом дереве рядом с колодцем, вокруг чего позже был выстроен храм.
Ель и сосна — одни из наиболее часто используемых в иконописи сортов древесины. Существует легенда, что ель укрыла Богородицу во время бегства в Египет. За это ель получила награду — оставаться вечнозеленой.
Сосна. В 1981 году пожар уничтожил местечко Дудичи с храмом и хранившейся в нем почитаемой иконой Божией Матери «Дудичская». Но местное предание гласит, что через некоторое время образ был обретен на сосне в лесу, на месте, где стояла до пожара церковь.
Икона Божией Матери «Черняковская» была найдена врубленной в сосну и представляет собой уникальный образ: Божия Матерь, Святитель Николай Чудотворец и пять святителей на одной иконе! На месте обретения в 1725 году был построен Свято-Никольский храм, который чудом сохранился до наших дней. Оригинал иконы хранится в Национальном художественном музее, а в храме — список с нее и часть той сосны, с углублением для иконы…
На сосне также была явлена икона Божией Матери «Говезненская» (ныне с. Вишневец Минской области). Зафиксировано явление Божией Матери и среди трех сосен в д. Боровка Лепельского района. В 1868 году в урочище Борок была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, над целебным источником были возведены три часовни. Из окрестных деревень на Троицу и праздник святых апостолов Петра и Павла стекался народ. После революции 1917 года икона исчезла, церковь была разрушена для постройки военного городка, источник в 1970-е годы исчез… Сейчас в д. Боровка проходят богослужения в храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», снова бьет источник.
В Ганцевичском районе находится овеянное легендами урочище Избийский Бор. Одна из них повествует о том, что заблудившемуся охотнику явилась Божия Матерь и указала верный путь. На месте явления Божией Матери на сосне была обнаружена икона, а в 1865 году построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В богоборческие времена церковь была уничтожена, исчез бивший здесь источник. Но сохранилась та самая сосна, на которой произошло явление, став свидетелем постройки новой часовни и возобновления почитания верующими этого места.
Береза. Образ Божией Матери «Фальковичская» был обретен в березовой роще в местечке Фальковичи недалеко от Витебска. На месте обретения была построена церковь, и уже в ревизионных записях 1785 года он назывался древним, прославленным многочисленными чудотворениями. Французам не удалось снять с иконы драгоценную ризу: солдат, предпринявший попытку, получил смертельные увечья. А после избавления местных жителей от эпидемии в 1831 году слава об иконе распространилась и в далеких селениях.
Нетипична история обретения иконы Божией Матери «Пархимовичская». Она была обретена на березе старцем Парфением. На месте обретения он устроил хижину, где молился перед образом, ведя отшельнический образ жизни. Со временем к образу стали стекаться богомольцы. Селение, которое они образовали, назвали по имени старца Парфенковичи, потом Пархимовичи.
Также иконы Божией Матери на березе были явлены в д. Гавеньково Верхнедвинского района и д. Носилово Молодечненского района.
Такие иконы Божией Матери, как «Барколабовская», «Борунская», «Новосверженская», были также обретены в лесу, но в источниках не встречается указание конкретного дерева.
Иногда Матерь Божия являлась верующим во сне и указывала место обретения Ее чудотворной иконы. Так была явлена икона Божией Матери «Забельская» (Слуцкий район Минской области).
Особо трепетные предания явления Божией Матери во время сражений. Так, еще в XV веке раненому воину Андрею Саковичу была явлена икона, ныне именуемая «Груздовская». Но наибольшее количество свидетельств о покровительстве Божией Матери во время войн зафиксировано в ХХ веке…
Материал подготовила Татьяна Хоменкова
Брестская икона Божией Матери
Празднование 15 декабря, 25 декабря и 7 января. Икона представляет собой очень редкий иконографический тип: Младенец Христос спит на коленях Богородицы, а маленький Иоанн Предтеча склоняется перед Ним. Святыня почиталась свт. Димитрием Ростовским, свт. Георгием Конисским, Епифанием Славинецким.
Татары однажды украли святыню, но казаки во главе с генералом Николаем Потоцким отбивают ее, генерал помещает икону в собственной часовне. После его преставления ко Господу жена Святослава Дунин-Раецкая передает копию иконы доминиканцам. В 1804 году святыня была украшена ризой с позолотой и камнями. Икона вскоре коронуется.
Откровением во сне от Брестской иконы Богородицы иеромонах Епифаний Славинецкий (уроженец Пинска) был вдохновляем на создание гимнографических произведений и богомольных песен. Епифаний Славинецкий был не только блестящим гомилетом, проповедником, но и известным певцом-поэтом, перу которого принадлежат 40 гимнологических силлабических духовных песен, написанных в 1650-х гг. Скромный и благородный, инок Епифаний слыл не только образцом духовного служения Отечеству, он был любимым в народе писателем.
Под покровом Царицы Небесной, Ее чудотворной Брестской иконы Богородицы прошла также пастырская деятельность святителя Георгия Конисского, архиепископа Белорусского (20.11.1717 — 13.02.1795), автора свыше 80 проповедей, «слов», интермедий, духовных драм, трагикомедий, исторических трудов. В 26-летнем возрасте Георгий принимает иноческий постриг перед Брестской иконой Пресвятой Богородицы. В 1757 году он обращается к православному белорусскому духовенству с программной грамотой о необходимости совершенствования дел пастырских и обучения людей на образцах веры. Он учредил в Могилеве училище по образцу Киевской Академии, куда пригласил лучших преподавателей, правительство начинает выплачивать стипендии семинаристам. При училище существовало издательство. Проповеди святителя здесь же печатались и переводились на иностранные языки.
Польская икона в подмосковном селе
Храм святителя Николая в селе Ермолино Ленинского района не закрывался в советские годы, поэтому стал приютом для святынь из уничтоженных и поруганных церквей округи. Среди таких икон есть одна необычная – это список знаменитой Ченстоховской Божией Матери, оригинал которого находится в католическом монастыре Ясная Гора в Польше. О том, какими путями польский образ оказался среди чтимых икон подмосковной церкви, пойдет речь в этой статье.
Ченстоховская Божия Матерь – самая известная икона католической Польши, хотя почитается не только католиками, но и православными. Несмотря на то, что польский образ Божией Матери является общей святыней двух христианских конфессий, ее списки в Российской империи распространялись в основном в соседних с Польшей губерниях на западе Белоруссии и Украины. Вот почему странно встретить этот чудотворный лик в подмосковном сельском храме. Оказывается, почитаемая в Ермолино старинная икона преодолела долгий путь, прежде чем попала в окрестности города Видное.
История подмосковной святыни начинается в белорусском городе Гродно – на стыке двух этно-конфессиональных миров: польского католического и русского православного. В этой пограничной местности монастыри и храмы в ходе истории не раз переходили из одной конфессии в другую, следуя политическому влиянию то Польши, то Российской империи. Такая судьба была и у Рождество-Богородичной обители в Гродно, откуда родом подмосковный список Ченстоховской иконы. Считается, что еще в XVI столетии, до Брестской унии 1596 года, на месте обители находился православный Пречистенский храм. Гродно в то время находился под властью Речи Посполитой, где православие активно заменялось унией. В XVII веке храм отдали униатам, а затем при нем поселилась небольшая женская община монахинь-базилианок. Почти двести пятьдесят лет в этих краях господствовала католическая уния, но в 1839 году состоялся знаменитый Полоцкий собор униатского духовенства, по итогам которого большая часть населения западных губерний Российской империи воссоединилась с Российской церковью. Вскоре после этого вместо униатского женского монастыря в Гродно была учреждена православная Рождество-Богородичная обитель.
Гродненской женской общине в неспокойном XX веке было суждено все время скитаться, бежать из одного пристанища к другому. В 1901 году Святейший Синод принял решение переселить женскую Рождество-Богородичную общину в урочище Красносток, лежавшее в тридцати верстах от Гродно. Для этого решения имелись причины миссионерского характера – монахиням необходимо было вести православную проповедь среди населения, находившегося в центре католического влияния.
Церковная история Красностока напоминала судьбу обители в Гродно. В конце XVIII века в урочище Красносток имелся польский костел и небольшой монастырь доминиканцев, по преданию возникший на месте православного храма. После Полоцкого собора католический монастырь в Красностоке вновь перешел в ведение православных. В отчете обер-прокурора за 1901 год об этой обители говорилось следующее: «Необходимо было возвратить Красностокскому храму то миссионерское значение, какое он имел у католиков, тем более что не прекратившаяся и после передачи названного храма православной церкви враждебная деятельность католических ксендзов настоятельно указывала на необходимость создать в очаге этой деятельности такую твердыню православия». Впрочем, переселение монахинь из города Гродно в Красносток произошло и по другой причине: в городе монастырь был стеснен узкими улицами и находился в соседстве с двумя табачными фабриками.
В Красностокском монастыре хранилась древняя икона Божией Матери, которая еще до Брестской унии по преданию была подарена князем Урусовым во время похода против Литвы православной общине. Эта икона получила имя Красностокской и привлекала в монастырь верующих всех конфессий: и католиков, и униатов, и православных. Характерно, что после перевода храма в православную юрисдикцию несколько лет святыню прятали в алтаре, опасаясь, что ее похитят католики.
В 1914 году началась Первая Мировая война, с первых дней которой русская армия несла серьезные потери на западных рубежах империи. Из-за стремительного наступления немцев вся община Красностокского монастыря в 1915 году была эвакуирована в Москву. Царь Николай II позволил ста шестидесяти четырем монахиням поселиться в Александрийском дворце в Нескучном саду. Бежав от войны из Красностока, инокини привезли в Москву свои главные святыни и иконы.
После революции 1917 года новая власть выселила белорусских инокинь из московского пристанища в Нескучном саду, однако по ходатайству патриарха Тихона с 1918 года Красностокской общине удалось перебраться в Екатерининскую пустынь под Москвой. Там беженки Первой мировой продолжили жить согласно монастырскому уставу, формально числясь трудовой артелью. В 1931 году, с усилением гонений на православную церковь, монахинь выгнали и из этого подмосковного приюта. В 1934 году в бывшей Екатерининской обители закрыли последнюю действовавшую надвратную церковь, но святыни монастыря, в том числе привезенные в 1915 году из Белоруссии, чудом удалось спасти. Как указано на сайте Екатерининского монастыря, иконы увозили тайно, на рассвете, на покрытой соломой телеге. В первое воскресенье после праздника Покрова Пресвятой Богородицы монахини привезли святыни в соседнее с Екатерининской пустынью село Ермолино, где храм в советские годы не закрывался. Так в местной церкви Николая Чудотворца появился чудотворный список Ченстоховской иконы, проделавший долгий путь из Западной Белоруссии, где пересекались и сталкивались религиозные традиции католиков и православных.