бригадный метод социального обслуживания на дому практика
Новые формы нестационарного обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов: бригадный метод обслуживания, мобильные службы, участковый социальный работник, социальное такси.
В социальной сфере происходят интенсивные изменения, внедряются новые, инновационные формы и методы работы, такие как бригадный метод обслуживания, мобильные службы, участковый социальный работник, социальное такси социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
Просмотр содержимого документа
«Новые формы нестационарного обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов: бригадный метод обслуживания, мобильные службы, участковый социальный работник, социальное такси.»
В социальной сфере происходят интенсивные изменения, внедряются новые, инновационные формы и методы работы, один из них бригадный метод социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
Любой вид человеческой деятельности предполагает достижение определенного результата, по которому оценивается проделанная работа. Одной из важнейших ее качественных характеристик является эффективность.
Время не стоит на месте и требует от нас перемен, в том числе и в сфере социального обслуживания на дому. Требования, которые предъявлялись ранее к деятельности социальных работников в начале пути и какие требования предъявляют нам сейчас имеют огромное отличие. В социальной работе бригадная форма организации труда приобретает все большее значение.
Бригадный метод внедряется с целью оптимизации деятельности отделений социального обслуживания на дому граждан, полностью или частично утративших способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, в том числе страдающим хроническими психическими заболеваниями и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.
Использование Бригадного метода направлено на решение следующих задач:
— предоставление социальных услуг гражданам с учетом их индивидуальных потребностей;
— предоставление трудоемких социальных услуг, требующих коллективного выполнения, и сокращение времени затрачиваемого на их выполнение;
— увеличение численности обслуживаемых граждан;
— обеспечение дифференцированного подхода к нагрузке социального работника.
Бригада численностью от 3 до 5 социальных работников создается приказом директора учреждения в отделении социального обслуживания на дому. Общее руководство Бригадой осуществляет заведующий отделением социального обслуживания на дому.
Территория обслуживания и график работы социальных работников, входящих в Бригаду, устанавливается заведующим отделением социального обслуживания на дому с учетом степени и характера нуждаемости граждан в социальных услугах, компактности их проживания, транспортной доступности, наличия предприятий торговли, бытового обслуживания, социально значимых организаций.
Предоставление социальных услуг осуществляется в соответствии со Стандартом предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому гражданам, полностью или частично утратившим способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
Внедрение и развитие Бригадного метода социального обслуживания на дому для граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется с целью оптимизации и повышения эффективности деятельности поставщика социальных услуг (центра социального обслуживания населения) по оказанию социальных услуг гражданам (получателям социальных услуг).
Состав бригады подбирается исходя из необходимости в предоставляемых услугах гражданину в рамках перечня социальных услуг, согласно договору и индивидуальной программе. Также бригадами реализуются дополнительные платные услуги: мытье окон, мелкий ремонт помещений, содействие в привлечении специалистов, перевозок и иные. В большинстве реализуются сервисные услуги и сопровождения гражданина.
Количество получателей социальных услуг в рамках бригадного метода рассчитывается индивидуально на каждого социального работника в рамках рекомендаций Министерства труда и социальной защиты. По факту предоставления услуг предоставляется индивидуальный и общий отчет. Фиксируются следующие данные: численный и качественный состав бригады, перечень оказанных социальных услуг и дополнительных платных услуг, особенности оказания услуг (технологии, формы, методы), число и время предоставления услуг (общие трудозатраты).
Опыт внедрения бригадного метода в регионе показывает высокую результативность и значительный экономический эффект. Его внедрение позволяет организовать более полное и качественное предоставление необходимых социальных услуг, сократить время на их выполнение.
Мобильная социальная служба предназначена для оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, другим категориям граждан, (в том числе лицам без определенного места жительства и занятий), нуждающимся в социальной помощи и поддержке на мобильной основе. Основной задачей Мобильной службы является оперативное оказание гражданам доступных и качественных услуг по месту их проживания.
Основными направлениями деятельности Мобильной службы являются:
— информирование граждан о деятельности Мобильной службы;
— предоставление необходимых консультаций по различным вопросам;
— оказание помощи гражданам в предоставлении мер социальной поддержки и реализации их прав, установленных действующим законодательством;
— выявление и учет граждан, нуждающихся в оказании социальной помощи и поддержке;
— оказание помощи гражданам в решении их социальных проблем;
— предоставление социальных услуг;
— профилактика детской безнадзорности;
— профилактика семей с детьми, находящихся в социально-опасном положении;
— соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Она создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора Центра по согласованию с Главным управлением социальной защиты населения в структуре отделения срочного социального обслуживания населения.
В своей работе Мобильная служба осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и распоряжениями Главного управления социальной защиты населения, Уставом Центра и настоящим Положением.
Деятельность Мобильной службы осуществляется во взаимодействии с органами местного самоуправления, различными государственными, муниципальными учреждениями и предприятиями, общественными, благотворительными организациями, фондами, другими заинтересованными ведомствами и отдельными гражданами.
Основные задачи служб «социальных участковых»:
— принимает заявления от граждан и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ) с учетом индивидуальной нуждаемости;
— принимает от граждан и организаций информацию о нуждающихся в социальном сопровождении (в письменном виде и по телефонам «горячей линии»);
— обеспечивает выяснение имеющихся проблем у граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем проведения обследования условий их жизни, в том числе с выездом на место, а также путем с учетом получением информации от медицинских организаций и органов местного самоуправления;
— составляет социальный маршрут и определяет перечень организаций, привлекаемых к социальному сопровождению, в целях оказания разного рода услуг в различных организациях (социального обслуживания, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, занятости населения, культуры, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, службой медико-социальной экспертизы и др.).
Карта технологии
Название технологии | Бригадный метод предоставления социальных услуг на дому |
Характеристика технологии | |