бригадный метод социального обслуживания на дому практика

Новые формы нестационарного обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов: бригадный метод обслуживания, мобильные службы, участковый социальный работник, социальное такси.

В социальной сфере происходят интенсивные изменения, внедряются новые, инновационные формы и методы работы, такие как бригадный метод обслуживания, мобильные службы, участковый социальный работник, социальное такси социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

Просмотр содержимого документа
«Новые формы нестационарного обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов: бригадный метод обслуживания, мобильные службы, участковый социальный работник, социальное такси.»

В социальной сфере происходят интенсивные изменения, внедряются новые, инновационные формы и методы работы, один из них бригадный метод социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

Любой вид человеческой деятельности предполагает достижение определенного результата, по которому оценивается проделанная работа. Одной из важнейших ее качественных характеристик является эффективность.

Время не стоит на месте и требует от нас перемен, в том числе и в сфере социального обслуживания на дому. Требования, которые предъявлялись ранее к деятельности социальных работников в начале пути и какие требования предъявляют нам сейчас имеют огромное отличие. В социальной работе бригадная форма организации труда приобретает все большее значение.

Бригадный метод внедряется с целью оптимизации деятельности отделений социального обслуживания на дому граждан, полностью или частично утративших способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, в том числе страдающим хроническими психическими заболеваниями и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.

Использование Бригадного метода направлено на решение следующих задач:

— предоставление социальных услуг гражданам с учетом их индивидуальных потребностей;

— предоставление трудоемких социальных услуг, требующих коллективного выполнения, и сокращение времени затрачиваемого на их выполнение;

— увеличение численности обслуживаемых граждан;

— обеспечение дифференцированного подхода к нагрузке социального работника.

Бригада численностью от 3 до 5 социальных работников создается приказом директора учреждения в отделении социального обслуживания на дому. Общее руководство Бригадой осуществляет заведующий отделением социального обслуживания на дому.

Территория обслуживания и график работы социальных работников, входящих в Бригаду, устанавливается заведующим отделением социального обслуживания на дому с учетом степени и характера нуждаемости граждан в социальных услугах, компактности их проживания, транспортной доступности, наличия предприятий торговли, бытового обслуживания, социально значимых организаций.

Предоставление социальных услуг осуществляется в соответствии со Стандартом предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому гражданам, полностью или частично утратившим способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.

Внедрение и развитие Бригадного метода социального обслуживания на дому для граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется с целью оптимизации и повышения эффективности деятельности поставщика социальных услуг (центра социального обслуживания населения) по оказанию социальных услуг гражданам (получателям социальных услуг).

Состав бригады подбирается исходя из необходимости в предоставляемых услугах гражданину в рамках перечня социальных услуг, согласно договору и индивидуальной программе. Также бригадами реализуются дополнительные платные услуги: мытье окон, мелкий ремонт помещений, содействие в привлечении специалистов, перевозок и иные. В большинстве реализуются сервисные услуги и сопровождения гражданина.

Количество получателей социальных услуг в рамках бригадного метода рассчитывается индивидуально на каждого социального работника в рамках рекомендаций Министерства труда и социальной защиты. По факту предоставления услуг предоставляется индивидуальный и общий отчет. Фиксируются следующие данные: численный и качественный состав бригады, перечень оказанных социальных услуг и дополнительных платных услуг, особенности оказания услуг (технологии, формы, методы), число и время предоставления услуг (общие трудозатраты).

Опыт внедрения бригадного метода в регионе показывает высокую результативность и значительный экономический эффект. Его внедрение позволяет организовать более полное и качественное предоставление необходимых социальных услуг, сократить время на их выполнение.

Мобильная социальная служба предназначена для оказания социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, другим категориям граждан, (в том числе лицам без определенного места жительства и занятий), нуждающимся в социальной помощи и поддержке на мобильной основе. Основной задачей Мобильной службы является оперативное оказание гражданам доступных и качественных услуг по месту их проживания.

Основными направлениями деятельности Мобильной службы являются:

— информирование граждан о деятельности Мобильной службы;

— предоставление необходимых консультаций по различным вопросам;

— оказание помощи гражданам в предоставлении мер социальной поддержки и реализации их прав, установленных действующим законодательством;

— выявление и учет граждан, нуждающихся в оказании социальной помощи и поддержке;

— оказание помощи гражданам в решении их социальных проблем;

— предоставление социальных услуг;

— профилактика детской безнадзорности;

— профилактика семей с детьми, находящихся в социально-опасном положении;

— соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Она создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора Центра по согласованию с Главным управлением социальной защиты населения в структуре отделения срочного социального обслуживания населения.

В своей работе Мобильная служба осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и распоряжениями Главного управления социальной защиты населения, Уставом Центра и настоящим Положением.

Деятельность Мобильной службы осуществляется во взаимодействии с органами местного самоуправления, различными государственными, муниципальными учреждениями и предприятиями, общественными, благотворительными организациями, фондами, другими заинтересованными ведомствами и отдельными гражданами.

Основные задачи служб «социальных участковых»:

— принимает заявления от граждан и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ) с учетом индивидуальной нуждаемости;

— принимает от граждан и организаций информацию о нуждающихся в социальном сопровождении (в письменном виде и по телефонам «горячей линии»);

— обеспечивает выяснение имеющихся проблем у граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем проведения обследования условий их жизни, в том числе с выездом на место, а также путем с учетом получением информации от медицинских организаций и органов местного самоуправления;

— составляет социальный маршрут и определяет перечень организаций, привлекаемых к социальному сопровождению, в целях оказания разного рода услуг в различных организациях (социального обслуживания, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, занятости населения, культуры, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, службой медико-социальной экспертизы и др.).

Источник

Карта технологии

По данным Красстата, в социально-демографической структуре Красноярского края пожилые граждане занимают значительную социальную нишу. Почти каждый пятый житель края старше трудоспособного возраста.

Увеличение доли пожилых граждан закономерно вызывает рост спроса на социальные услуги, удовлетворение которого должно осуществляться преимущественно за счет перераспределения имеющихся ресурсов сети социальных учреждений, внедрения методов индивидуальной оценки нуждаемости.

С применением данной технологии можно повысить качество обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, оптимизировать работу отделения надомного социального обслуживания, повысить эффективность использования уже имеющихся материально-технических, кадровых и организационных ресурсов

Оптимизация и рационализация процесса предоставления социальных услуг на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам путем повышения эффективности использования уже имеющихся организационных, материально-технических и кадровых ресурсов учреждения

Получатели социальных услуг, нуждающиеся в социальном обслуживании

Организации социального обслуживания населения. Специалисты: заведующие отделениями надомного социального обслуживания УСО, социальные работники

Основная идея технологии заключается в объединении социальных работников в профильные бригады в отличие от сложившейся схемы обслуживания, когда один социальный работник оказывает получателю весь спектр социальных услуг.

Бригада формируется из числа социальных работников при отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов и включает от двух до пяти человек. Социальные работники оказывают комплекс социальных услуг постоянного, временного или разового характера

Механизм реализации (формы и методы)

Поэтапный план реализации технологии:

1. Подготовительный этап:

1.1. Проведение хронометража рабочего времени социальных работников с целью установления временных норм на оказание различных видов социальных услуг. Составляется перечень услуг, оказываемых социальными работниками, и время, непосредственно затраченное на выполнение услуги одним социальным работником.

1.2. Определение фактической нагрузки на социальных работников, исходя из специфики выполненной работы.

1.3. Определение временных норм обслуживания получателей социальных услуг.

1.4. Определение перечня услуг, которые будут предоставляться бригадами.

1.5. Разработка мероприятий, направленных на сокращение времени взаимодействия между заведующими отделениями и социальными работниками, а также другими специалистами Центра с целью обеспечения своевременности предоставления социальных услуг.

1.6. Проведение подготовительной работы с заведующими отделениями надомного социального обслуживания, социальными работниками и получателями социальных услуг, обслуживание которых планируется бригадами социальных работников.

2.1. На каждого получателя социальных услуг составляется перечень потребностей гарантированных и платных социальных услуг.

2.2. По территориальному признаку формируются участки, которые будут обслуживать бригады социальных работников. Участки формируются в соответствии с индивидуальными планами ухода.

2.3. Для бригад социальных работников разрабатывается индивидуальный маршрут работы с учетом выявленных потребностей.

2.4. Проводится мониторинг степени удовлетворенности граждан качеством социального обслуживания на дому с использованием этой технологии.

2.5. Корректируется перечень социальных услуг, предоставляемых бригадами.

2.6. Определяются критерии балльной оценки за использование новой технологии в работе.

3. Заключительный этап:

3.1. Подготовка отчетов об использовании технологии в работе (статистический, аналитический).

3.2. Мониторинг роста заработной платы социальных работников, использующих технологию.

3.3. Подготовка методических рекомендаций по внедрению технологии в работу отделений надомного социального обслуживания.

Формы:

– семейная социальная бригада – предоставление социальных услуг в сельской местности членами одной семьи через разделение функций социальных работников по услугам, требующим значительных физических затрат и менее трудоемких;

– мобильная бригада – предоставление комплексного социального обслуживания граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании и проживающих в отдаленных от районных центров населенных пунктах

Результативность (критерии и показатели)

Показатели количественные:

Источник

Положение о бригадном методе социального обслуживания на дому в отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов

бригадный метод социального обслуживания на дому практика

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

«ПОЛЯРНОЗОРИНСКИЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

ГОУСОССЗН «Полярнозоринский КЦСОН»

О БРИГАДНОМ МЕТОДЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ДОМУ

В ОТДЕЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ДОМУ

ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ

1.2. Бригадный метод социального обслуживания на дому (далее – Бригадный метод) – инновационный метод – внедряется с целью оптимизации деятельности отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (далее – Отделение) по оказанию социальных услуг клиентам отделения и повышению их качества.

1.3. Бригадный метод реализуется путем создания бригады социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (далее – Бригада).

1.4. Бригада осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями учреждения социального обслуживания, учреждениями здравоохранения и культуры.

1.5. Бригада создается на основании приказа руководителя учреждения.

1.6. В своей деятельности Бригада руководствуется Уставом Учреждения, Положением об отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, настоящим Положением.

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БРИГАДНОГО МЕТОДА

2.1. Бригадный метод социального обслуживания на дому внедряется с целью повышения качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов.

2.2. Использование Бригадного метода направлено на решение следующих задач:

обслуживание граждан с учетом их индивидуальных потребностей;

решение проблем с кадрами посредством взаимозаменяемости;

возможность оказания трудоемких услуг, требующих коллективного выполнения;

увеличение численности обслуживаемых граждан и предоставление дополнительных (в том числе платных) социальных услуг;

дифференцированный подход к нагрузкам социальных работников, входящих в состав Бригады;

умение работать в команде.

2.3. Социальные услуги на дому Бригадным методом предоставляются на условиях соблюдения основных принципов:

ориентации на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ БРИГАДНОГО МЕТОДА

3.1. Внедрение Бригадного метода начинается с создания инициативной группы во главе с заведующим отделением социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

3.2. В состав инициативной группы входят специалисты Отделения и Учреждения.

Основной задачей инициативной группы является разработка нормативных документов по организации Бригадного метода.

3.3. Инициативная группа определяет:

готовность клиентов к новой форме обслуживания посредством проведения социологических опросов;

рациональность, организационную целесообразность перехода на бригадную форму работы отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;

штатные возможности внедрения Бригадного метода;

готовность коллектива Отделения к переходу на Бригадный метод социального обслуживания, руководствуясь желанием членов коллектива работать в Бригаде, их личными и профессиональными качествами, творческими способностями и умениями.

3.4. Инициативная группа действует только на подготовительном этапе внедрения Бригадного метода и осуществляет общее руководство и контроль работы Бригады.

3.5. Инициативной группой подготавливаются следующие документы, связанные с внедрением Бригадного метода:

Положение об организации Бригады социального обслуживания на дому;

В дальнейшем в разработанные документы могут вноситься дополнения и изменения.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ БРИГАДЫ

4.1. В отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов создается Бригада по обслуживанию клиентов отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов как в городской, так и в сельской местности.

В Бригаду входит от 3 до 5 социальных работников.

4.2. В состав Бригады входят социальные работники, выполняющие комплекс социальных услуг постоянного, временного или разового характера с учетом индивидуальных потребностей клиентов отделений, специалист по социальной работе, координирующий деятельность Бригады.

Общее руководство осуществляет заведующий Отделением.

4.3.Основными направлениями в работе Бригады являются:

предоставление гарантированных государством социальных услуг;

предоставление дополнительных (в том числе платных) социальных услуг;

проведение мероприятий социально-реабилитационного характера;

организация культурно-досуговой деятельности;

обучение компьютерной грамотности на дому.

4.4. Деятельность Бригады подразделяется по группам социальных услуг:

первая группа – услуги социально-бытового характера;

вторая группа – услуги социально-медицинского, социально-экономического и социально-правового характера;

третья группа – услуги социально-реабилитационного характера;

четвертая группа – сервисные услуги;

пятая группа – обучение компьютерной грамотности на дому.

4.5. К основным видам услуг, оказываемых Бригадой, относятся:

услуги социально-бытового характера:

выполнение социально-бытовых услуг в пределах квартиры клиента, вынос мусора;

услуги социально-медицинского, социально-экономического и социально-правового характера:

решение вопросов финансово-правового характера, оплата коммунальных услуг,

оказание социальных услуг вне дома;

услуги социально-реабилитационного характера:

осуществление мероприятий по социокультурной, социально-медицинской, социально-педагогической социально-средовой, социально-бытовой реабилитации;

покупка и доставка продуктов питания и промышленных товаров первой необходимости, лекарственных препаратов, сдача одежды в химчистку, ремонт обуви и т. п.;

обучение компьютерной грамотности на дому:

обучение клиентов компьютерной грамотности, пользованию сетью Интернет;

Бригада в полном составе выполняет следующие мероприятия:

проведение мини-праздников на дому у клиентов, выполнение комплексных уборок, оказание дополнительных социальных услуг, не входящих в перечень государственных услуг, сопровождение вне дома.

4.8. Количество обслуживаемых клиентов устанавливается каждому члену Бригады индивидуально, на основании проведенного хронометража временных затрат предоставляемых услуг.

4.9. Зоны обслуживания, график работы и периодичность посещений Бригадой граждан пожилого возраста и инвалидов устанавливается заведующим отделением в соответствии с индивидуальными планами работы.

4.10. По факту выполнения работ членами Бригады заполняется, разработанная в отделении, документация, содержащая следующие данные:

численный состав бригады;

виды оказываемых услуг;

применяемые технологии, формы и методы работы;

индивидуальные планы работы.

4.11. Текущий контроль полноты и качества, предоставляемых Бригадой социальных услуг, осуществляется заведующим отделением.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БРИГАДЫ

5.1. Бригада несет ответственность за результаты своей работы и осуществление возложенных на нее задач, главные из которых – повышение доступности и качества социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

5.2. Наряду с коллективной, члены Бригады несут персональную ответственность в соответствии с возложенными на них обязанностями.

5.3. Члены Бригады имеют право вносить предложения по улучшению работы Бригады.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название технологииБригадный метод предоставления социальных услуг на дому
Характеристика технологии