Британский грузовик второй мировой
Crossley, Foden, Standard и другие: неизвестные британские военные автомобили Второй мировой
Обладая на момент начала Второй Мировой войны самым мощным в мире флотом, Великобритания не могла похвастаться конкурентоспособной сухопутной армией. Достаточно сказать, что в распоряжении армейского руководства на начало войны было всего 9 дивизий против 78 у Германии. По большому счёту поражение британцев при Дюнкерке было во многом предопределено. Автопарк армии тоже был, мягко говоря, консервативным.
На первом этапе войны английский автопарк в количестве четырёх тысяч машин состоял из доработанных двух- и трёхосных коммерческих грузовиков и небольшой доли специализированной техники. В духе устаревших традиций их представляли исключительно заднеприводные автомобили и бескапотные трёхтонки с бензиновыми моторами, обычными трансмиссиями, открытыми кабинами, тентованными кузовами и всеми односкатными колёсами.
Характерный для Британской армии периода Второй мировой войны трёхосный автомобиль Leyland Retriever
Армейские заднеприводные автомобили первого поколения
В середине 1930-х в целях экономии британское военное ведомство рассылало единые технические требования на разные автомобильные фирмы, что привело к появлению однотипных машин первого поколения с одинаковыми параметрами и схожей внешностью, отличавшихся только собственными агрегатами. Их разработка продолжалась непозволительно долго, и до начала войны наладить массовое изготовление ряда моделей так и не удалось. С появлением более совершенной автотехники их отправляли по ленд-лизу в менее требовательные страны, включая СССР.
Morris-Commercial PU8 (1935-1941 гг.)
Лёгкий 60-сильный армейский автомобиль PU8 с полезной нагрузкой 400 кг собирала фирма «Моррис-Коммершиэл», специализировавшаяся на выпуске обычных легковушек. Несмотря на недостаточные скоростные данные, малую грузоподъемность и плохую проходимость, за неимением ничего другого он был принят на вооружение и служил в основном как штабная машина.
Лёгкая машина Morris-Commercial PU8 с шестицилиндровым мотором и коротким многоцелевым кузовом
Morris-Commercial CS8 (1934-1944 гг.)
Многоцелевой вариант «Моррис-Коммершиэл CS8» 1,5-тонной категории, унифицированный с серийным грузовичком мощностью 60 л.с., обладал специфической внешностью с укороченным капотом, характерными наклонными треугольными боковинами и крупными фарами. Со временем он стал визитной карточкой изготовителя.
На автомобилях Morris-Commercial CS8 англичане воевали с немцами и итальянцами в Северной Африке. 1941 год
Бортовая машина Ant фирмы «Гай» была создана на шасси обычного 55-сильного пикапа, которому придали характерную военную внешность с пологим и плоским капотом и наклонными боковыми панелями. Автомобиль пережил несколько модернизаций и в разных версиях оснащался радиостанциями, прожекторами, компрессорными станциями и буксировал одноосные прицепы.
Открытый многоцелевой Guy Ant с двумя лобовыми окнами и кабелеукладочным оборудованием
Morris-Commercial CDSW (1934-1942 гг.)
Трёхосный 1,5-тонный автомобиль «Моррис-Коммершиэл CDSW» с 60-сильным мотором и задними ведущими колёсами официально относился к классу машин высокой проходимости. Его особенностями являлись редуктор-демультипликатор в трансмиссии, главные червячные передачи задних мостов и гидропривод тормозов. Выпускался с разными кузовами как транспортер боевых расчётов лёгких пушек, штабная машина и эвакуатор с однотонным краном и лебёдкой.
Трёхосный Morris-Commercial CDSW для буксировки лёгких пушек с местами для боевого расчёта
Ремонтно-эвакуационный вариант Morris-Commercial CDSW с задним краном, лебёдкой и ящиками для инструментов
Сохранившийся до сих пор лёгкий эвакуатор CDSW со съёмными гусеницами на задних колёсах
С середины 30-х самой долгой и упорной считалась эпопея создания и выпуска трёхосных бескапотных автомобилей трёхтонной категории, которые служили подвижной базой армейского и инженерного оборудования и специальных надстроек. Их оснащали одинаковой колеёй с 20-дюймовыми колёсами, различными кузовами повышенного расположения и полностью открытыми кабинами без окон и дверей с лёгким верхом, внутри которых между сиденьями размещался моторный отсек.
Одна их первых трёхосных бескапотных трёхтонок Karrier CK6 с 80-сильным мотором для доставки крупногабаритных грузов. 1933 год
Crossley IGL8 (1933-1942 гг.)
Самым совершенным трёхосным грузовиком первого поколения была модель IGL8 машиностроительной компании братьев Кроссли. На ней стояли четырёхцилиндровый мотор в 75 сил, двухступенчатый редуктор в коробке передач и механический привод тормозов среднего моста с вакуумным усилителем. На этом шасси монтировали бортовые кузова и инженерное оснащение, в том числе краны и прожекторные станции с бензоэлектрической установкой.
Стандартизованный грузовик Crossley IGL8 с деревянным бортовым кузовом для прожекторной станции
AEC Marshal (1936-1940 гг.)
Важную роль в создании трёхтонок сыграла компания АЕС (Associated Equipment Company), выпускавшая модель Marshal с 70-сильным двигателем, главными червячными передачами, механическим приводом тормозов и открытой кабиной без дверей. На таком шасси устанавливали различные кузова-фургоны для радиостанций, инженерные понтоны и даже передвижные церкви.
Трёхосное шасси AEC Marshal первого поколения с максимально простой открытой кабиной
Foden DG6/12 (1941-1944 гг.)
Самой крупной военизированной трёхоской была бескапотная 10-тонная модель «Фоден DG6/12», оснащенная шестицилиндровым дизелем мощностью 102 л.с., упрощенной кабиной с полукруглой передней панелью, люком в крыше, передним защитным ограждением, широкопрофильными шинами и светомаскировочными фарами.
Тяжёлый военизированный грузовик Foden DG6/12 с дизельным двигателем и облицовкой кабины из стальных панелей
Армейские заднеприводные автомобили второго поколения
Во второе поколение входили прежние существенно доработанные автомобили разных категорий, поступившие в серийное производство с началом войны, и принципиально новые образцы, сохранившие традиционный привод задних колес. В разгар Второй мировой их стали оттеснять более совершенные американские машины, поступавшие в Соединенное Королевство по ленд-лизу.
Morris-Commercial С4 (1939-1943 гг.)
Многоцелевой автомобиль С4 компании «Моррис-Коммершиэл» не представлял какого-либо шага вперед, а являлся всего лишь упрощённым и чуть удлинённым вариантом ранней 1,5-тонной модели CS8 с увеличенной до 70 сил мощностью, открытой или закрытой кабиной и различными деревянными кузовами.
Многоцелевой 1,5-тонный автомобиль Morris-Commercial С4 на службе в Королевском Военно-морском флоте
Standard UV (1939-1943 гг.)
Цельнометаллический пикап UV фирмы «Стандард» грузоподъемностью 400 кг был создан на 44-сильном шасси легковушки Flying Twelve с плоскими боковинами кузова, у которой переднюю независимую подвеску заменили на зависимую с неразрезной осью. Семь тысяч таких машин применяли на общих перевозках в армии и британских ВВС.
Пикап Standard UV Британских Военно-воздушных сил с упрощенным кузовом и единым брезентовым тентом
Ford WOA2 (1941-1944 гг.)
Вслед за лёгкой военной машиной Ford WOA1 английское подразделение корпорации Ford Motor Company на гражданском 85-сильном шасси V8-62E выпустило около пяти тысяч своеобразных штабных минивэнов WOA2 с цельнометаллическими кузовами, в которых размещались командирские радио- и телефонные станции.
Подвижная войсковая станция связи в пятиместном кузове грузопассажирского автомобиля Ford WOA2
Отреставрированный мобильный центр связи в автомобиле Ford WOA2 с 16-дюймовыми колёсами
Ford WOТ2 (1940-1945 гг.)
В конце 1940-го для восполнения утерянной части военного автопарка после поражения во Франции британское отделение Ford представило компактный многоцелевой автомобиль WOT2 с полезной нагрузкой 750 кг, выпускавшийся в нескольких вариациях. Он имел простейшую конструкцию с 3,6-литровым мотором V8 в 60 сил, открытой кабиной с боковыми брезентовыми фартуками или полудверями и коротким деревянным кузовом на восемь солдат.
Пикап Ford WOT2C раннего выпуска со съёмным навесом кабины и продольными скамьями
Несмотря на низкую проходимость, WOT2 предлагался в семи исполнениях и был выпущен в количестве 60 тысяч экземпляров.
Грузовая машина WOT2F позднего выпуска на фестивале исторических военных автомобилей
Bedford MWD (1938-1945 гг.)
Этот лёгкий автомобиль был типичным примером преобразования рядового грузовичка в достаточно удобную и компактную армейскую машину для перевозки солдат, мелких грузов и установки зенитных систем. Её разработку и испытания производила фирма «Бедфорд» в рамках 72-сильной коммерческой гаммы MW грузоподъемностью 750 кг и 1,5-тонного семейства ОХ.
Военизированный однофарный грузовичок Bedford MWD раннего выпуска с предельно упрощенной внешностью
Зенитная 20-мм пушка на специальном открытом шасси Bedford MWG с поворотной платформой. 1940 год
Базовый военный вариант MWD отличался сугубо функциональной и лишенной намёка на элегантность внешностью с плоской передней панелью, двумя или одной левой фарой, открытой кабиной без дверей и деревянным кузовом. Он выпускался в шести исполнениях. В общей сложности их собрали 66 тысяч.
Восстановленный Bedford MWD позднего выпуска. На заднем плане – войсковая санитарная машина Austin K2Y
В условиях острой нехватки армейских грузовиков британские фирмы Austin, Bedford и другие активно переделывали свои гражданские автомобили в двухосные военизированные версии, о которых мы уже рассказывали.
Двухтонный Austin K2 для перевозки 12 солдат. На заднем плане – грузовичок Ford WOT3 грузоподъемностью 750 кг
Техосмотр самой распространенной трёхтонки Bedford OYD с односкатными колёсами и деревометаллическим кузовом
Thornycroft Tartar WO/WOF (1938-1941 гг.)
В конце 30-х одними из популярных трёхосок были бескапотные грузовики Tartar WO фирмы «Торникрофт» с верхнеклапанным двигателем в 74 силы, двухступенчатым редуктором, приводом тормозов с вакуумным усилителем и кабиной с откидным верхом, на которых устанавливали ремонтно-эвакуационное и инженерное оснащение.
Пробный образец бескапотного грузовика Thornycroft Tartar WO для доставки крупногабаритных грузов
С января 40-го усиленное 77-сильное шасси WOF применялось для установки спецфургонов, полевых мастерских, фотолабораторий и др. До июня 1941-го их собрали 1 600 экземпляров.
Мощный вариант Tartar WOF со складским кузовом с выдвижными шкафами, ящиками и проволочной защитой окон
Эту конструкцию с единой колёсной базой около четырех метров копировали грузовики Albion BY3 и Leyland Retriever с собственными силовыми агрегатами мощностью 73-80 сил, служившие в основном для перевозки понтонов и мостовых секции.
Автомобиль Albion BY3 для полевых госпиталей со стабилизатором вместительного крытого кузова на стоянке
Грузовик Leyland Retriever для транспортировки в пониженном кузове трёхдюймовой зенитной пушки
Ford WOT1 (1940-1945 гг.)
Новое направление развития трёхтонок открыло английское отделение корпорации Ford Motor Company, выпускавшее по заказу Военно-воздушных сил Великобритании 85-сильный автомобиль WOT1 капотной компоновки. Его основой являлся гражданский вариант Е917Т образца 1939 года, от которого WOT1 отличался плоской облицовкой радиатора и упрощёнными кабинами разной длины.
Длиннобазный транспортный автомобиль Ford WOT1 для управления заградительными аэростатными лебёдками
Гамму надстроек составляли фургоны, сменные контейнеры, топливозаправщики, прожекторы, аэростатные лебёдки, передвижные госпитали и т. д. До конца войны было собрано свыше девяти тысяч машин этой серии.
Раритетная аэродромная пожарная машина на базе Ford WOT1 с цистерной и сигнальным колоколом перед радиатором
С 1942 года по заказу британских ВВС компания Austin выпускала капотный грузовик К6 с различными надстройками, аналогичный по общей конструкции и назначению машинам Ford WOT1.
Капотный Austin K6 с цельнометаллическим кузовом для оснащения полевой химической лаборатории
Albion CX23N/CX22 (1941-1945 гг.)
В военное время компания «Альбион» собирала 10-тонные автомобили-тягачи серии СХ. В 1941-м первым появился бескапотный бортовой вариант СХ23N с шестицилиндровым дизелем в 100 л.с., восьмиступенчатой трансмиссией, пятиметровой колёсной базой и удлиненным бортовым кузовом с подвесными инструментальными ящиками.
Грузовик Albion CX23N для переброски на дальние расстояния крупных воинских формирований
С декабря 1943-го его вариантом являлся один из самых известных армейских автомобилей марки «Альбион» – капотный грузовик-тягач СХ22 для буксировки тяжёлых прицепов и орудий калибра до 155 мм.
Капотный тягач Albion CX22S для буксировки 20-тонных пушек с кузовными отсеками для орудийных расчётов
Его оснастили бортовым кузовом с люком в тенте, узкой входной дверью и четырёхместным отсеком для размещения боевого расчёта буксируемой пушки и укладки амуниции, а также восьмитонной лебёдкой. Машин обоих типов построили 900 экземпляров.
На заглавной фотографии – компактный многоцелевой автомобиль Bedford MWD позднего выпуска со светомаскировочными фарами и люком в жёсткой крыше кабины.
Все меры пересчитаны по Международной системе единиц.
В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.
Отказ от пустых традиций: британские полноприводные грузовики Второй мировой
До начала Второй мировой войны глубокие консервативные традиции не позволяли Великобритании посадить своих солдат на более совершенные полноприводные армейские автомобили. Очнувшись после поражения под Дюнкерком в 1940-м, британские фирмы начали спешно формировать свой военный парк, который в конце концов занял третье место среди поставщиков автомобильной техники.
Прототипы первых лёгких полноприводных автомобилей появились в 1938 году, и военное ведомство впервые познакомилось с ними на сравнительных испытаниях в Северном Уэльсе. Поверив в несравненно более высокие качества новой техники, в декабре 1938-го оно выдало головным британским автомобильным корпорациям технические задания на стандартизованные полноприводные армейские машины разных классов, в которых на 95% превалировали двухосные версии, часто переделанные из прежних конструкций.
Лёгкие полноприводные армейские автомобили
К военным машинам этой категории относились многоцелевые и специализированные автомобили с колёсными формулами 4х4 и силовыми агрегатами мощностью 60-74 л.с., которые выпускали три британские компании.
Morris-Commercial PU8/4 (1941-1942 гг.)
Примером ускоренного создания новой техники стал автомобиль PU8/4 фирмы «Моррис Коммершиэл» для разведки, прокладки телефонных кабелей и буксировки орудий. Он был построен на шасси PU8 с задними ведущими колёсами и отличался мотором в 74 силы (вместо прежнего 60-сильного), раздаточной коробкой и увеличением дорожного просвета на 64 мм. Их собрали 1192 экземпляра.
Лёгкий вездеход Morris-Commercial PU8/4, внешне отличавшийся от модели PU8 прямоугольными крыльями
Morris-Commercial C8/С9 (1939-1945 гг.)
Автомобили серии C8 были созданы на уже упомянутом заднеприводном шасси CS8. Их оборудовали 64-сильным мотором, пятиступенчатой коробкой передач с одноступенчатой раздаточной, гидроприводом тормозов и различными кузовами. В многочисленных исполнениях С8 служил укладчиком телефонных кабелей, крупнокалиберной пулемётной точкой и 70-сильным тягачом полевой артиллерии.
На военных учениях автомобиль-тягач Morris-Commercial C8/AT для буксировки противотанковых пушек. 1944 год
Артиллерийский тягач Morris-Commercial C8/FAT Mk-III с вместительным кузовом No.5 для боевого расчёта. 1945 год
Специальное низкорамное шасси С9 с блокировкой задних рессор снабжалось боковыми домкратами и полноповоротной платформой для несения шведской зенитной пушки Bofors. В общей сложности машин серии С8/С9 изготовили около 10 тысяч единиц.
Открытое 70-сильное шасси Morris-Commercial C9/В с четырёхместной кабиной и зенитным орудием калибра 40 мм. 1941 год
Guy Quad-Ant (1938-1944 гг.)
Параллельно с заднеприводной моделью «Гай Энт» выпускалась её полноприводная версия «Куод-Энт» (Quad-Ant) с увеличенной до 60 сил мощностью, у которой снаряженная масса возросла более чем на одну тонну. Самым известным исполнением стал компактный тягач с закрытым грузопассажирским кузовом для размещения расчётов буксируемых орудий. Совместно с тремя другими фирмами было построено 3878 таких машин.
Тягач Guy Quad-Ant со стальным кузовом для шести человек экипажа и 96 снарядов. 1940 год
Компактный тягач Guy Quad-Ant для буксировки противотанковых орудий с многоцелевым кузовом. 1944 год
Ford WOT8 (1941-1942 гг.)
Одним из наиболее известных автомобилей британского отделения корпорации Ford Motors был бескапотный грузовик WOT8 с 85-сильным двигателем V8 и всеми односкатными колёсами, применявшийся как лёгкий артиллерийский тягач и мобильное шасси для советских «Катюш». За два года производства собрали 2516 машин.
Грузовик-тягач Ford WOT8 с 3,6-литровым мотором V8, клиновидной кабиной и коротким бортовым кузовом. 1942 год
Семейство трёхтонных полноприводных автомобилей
К этим машинам относились двухосные армейские автомобили грузоподъемностью три тонны с цельнометаллическими кабинами над двигателем, деревометаллическими кузовами и всеми односкатными колёсами, которые выпускали семь британских компаний.
Albion FT11N (1940-1944 гг.)
Во время Второй мировой войны программу компании «Альбион» возглавлял 90-сильный грузовик FT11N мелкосерийного изготовления, предлагавшийся с различными видами кузовов, в которых размещались военнослужащие и оборудование полевых мастерских.
Грузовой автомобиль Albion FT11N с кабиной коммерческого типа и кузовом общего назначения. 1941 год
Bedford QL (1940-1945 гг.)
Наиболее распространенные 72-сильные грузовики компании «Бедфорд» составили обширное семейство QL массового производства, выпущенное к концу войны в количестве свыше 52 тысяч экземпляров.
Трёхтонные грузовики Bedford QLD с кузовами общего назначения выходят из ворот завода в Лутоне. 1941 год
Автомобили отличались достаточной мощностью, высокими тяговыми качествами и проходимостью. На таких шасси был создан обширный набор многоцелевых транспортных и специализированных автомобилей от базовых бортовых грузовиков с высокобортными кузовами, типовых фургонов и цистерн до седельных артиллерийских тягачей для буксировки зенитных орудий.
Специальный Bedford QLT с высокобортным кузовом с откидными скамьями для перевозки военнослужащих
Самый распространенный грузовик Bedford QLD, выпущенный в количестве 26 тысяч экземпляров
Crossley Quad (1939-1945 гг.)
В межвоенный период компания «Кроссли» собирала трёхосные грузовики семейства IGL, а с началом войны переключилась на принципиально новый облегченный вездеход Crossley Q (Quad), доставлявший различное аэродромное, инженерное и противопожарное оборудование. Его оснастили 90-сильным мотором от последней версии машины IGL8, двухступенчатой раздаточной коробкой и двумя видами открытых или закрытых угловатых кабин.
Грузовик Crossley Q с простейшей угловатой кабиной, высокобортным кузовом и электрогенератором. 1940 год
Аэродромная пожарная машина Crossley Q с водяной цистерной и тревожным колоколом перед радиатором
Karrier К6 (1940-1944 гг.)
В военные годы фирма «Кэрриер», известная своими коммунальными машинами, изготовляла 80-сильный армейский грузовик К6 с оригинальными внешними признаками: сдвинутый вперед передний ведущий мост, массивные передние крылья, смещённая назад угловатая кабина и вынесенный на переднюю панель радиатор.
Грузовик Karrier K6 со смонтированной под задним мостом вертикальной 4,5-тонной лебёдкой-кабестаном
Austin К5 (1941-1945 гг.)
Во время Второй мировой известная фирма «Остин» выпускала грузовик К5 с закрытой цельнометаллической кабиной или открытой с брезентовым верхом и коротким прямоугольным лобовым кожухом вынесенного вперед моторного отсека.
Austin K5 с передним кожухом для радиатора и многоцелевым кузовом с тентом. 1942 год
Артиллерийская установка на базе Austin K5 с противотанковой 57-мм пушкой для Северной Африки. 1942 год
На нём использовались редкие по тем временам верхнеклапанный двигатель мощностью 85 л.с. и двухступенчатая раздаточная коробка. Базовый многоцелевой кузов был приспособлен как для доставки личного состава, так и перевозки орудий калибра до 76 мм. Главным недостатком машин К5 являлся сильный шум при движении, поэтому в истории они были известны под прозвищем «Крикуны». До конца войны их построили 12 тысяч экземпляров.
Восстановленный автомобиль Austin K5 с люком в крыше закрытой прямоугольной кабины
Austin K5 с мягким верхом кабины, участвовавший в военных действиях в пустынных регионах Африки. 1941 год
Thornycroft Nubian TF (1941-1945 гг.)
Важнейшим достижением фирмы «Торникрофт» времён Второй мировой считается создание многоцелевого грузовика Nubian ТF, который по требованиям военного ведомства предполагалось использовать в пустынных условиях Северной Африки.
Автомобиль Thornycroft Nubian TF для Королевских ВВС, воевавших в пустынных районах Африки. 1941 год
Он оснащался верхнеклапанным силовым агрегатом в 85 сил, двухступенчатой раздаточной коробкой, планетарными колёсными редукторами и главными передачами со спиральными зубцами шестерён. Все версии комплектовали закрытой кабиной с чуть покатыми лобовыми окнами и высокобортным кузовом со съёмным тентом.
Полевая автомобильная мастерская в обитаемом кузове на шасси Thornycroft Nubian TF. 1944 год
Ford WOT6 (1942-1945 гг.)
Вторым по объёмам производства считался длиннобазный грузовик Ford WOT6, максимально унифицированный с коротким 85-сильным вариантом Ford WOT8 и удлинённым кузовом с откидными скамейками.
Ford WOT6 с характерной формой кабины, люком и высокобортным многоцелевым кузовом. 1944 год
Автомобиль Ford WOT6 с деревометаллическим кузовом для перевозки двух средних звеньев понтонного парка
Характерную внешность им создавала суженная клиновидная кабина с двумя подъёмными лобовыми стеклами, откидной крышкой воздухозаборного отверстия, прикрытого мелкой сеткой, и треугольными кронштейнами с трубой ограждения. На крыше кабины обычно помещался наблюдательный люк, в котором при желании можно было установить зенитный пулемёт. Машин WOT6 построили свыше 30 тысяч экземпляров.
Сохранившиеся до сих грузовики Ford WOT6 на фестивалях исторических военных автомобилей
Тяжелые двух- и трёхосные армейские автомобили
К этой категории относились военные грузовики с полезной нагрузкой до 10 тонн, цельнометаллическими кабинами над двигателем и колёсными формулами 4х4 и 6х4, выпускавшиеся только двумя фирмами.
AEC Matador О853 (1938-1945 гг.)
После длительных испытаний в конце 1938 года на вооружение Королевской армии был принят тяжелый грузовик-тягач Matador O853 (4х4) фирмы АЕС (Associated Equipment Company) для доставки 9-10 тонн грузов и буксировки артиллерийских орудий калибром до 155 мм. Он оснащался рядным шестицилиндровым дизелем в 95 сил, обычной для таких машин трансмиссией, рессорной подвеской, семитонной лебёдкой и гидравлическим, а затем пневматическим приводом тормозов.
Внедорожный тягач AEC Matador O853 образца 1938 года c вихрекамерным дизелем и гидроприводом тормозов
Доработанный тягач AEC Matador O853 с прицепной пушкой при форсировании Эльбы. Апрель 1945 года
На нём устанавливали угловатую кабину с характерной полукруглой покатой крышей и типично гражданской облицовкой радиатора. «Матадор» обладал невероятными по тем временам тяговыми качествами и мог эвакуировать американские танки Sherman с заблокированными гусеницами.
Восстановленный до последнего винтика раритетный бескапотный грузовик AEC Matador O853
В годы войны на этом шасси собирали противотанковую артиллерийскую установку и 12-тонный штабной бронетранспортер. До ноября 1945 года собрали 9029 грузовиков «Матадор».
AEC О854 (1940-1945 гг.)
С использованием опыта разработки грузового «Матадора» во время войны для Королевских Военно-воздушных сил фирма AEC выпускала 10-тонный автомобиль-шасси марки О854 (6х6). Он был оснащен основными агрегатами и кабиной от модели О853, но не имел лебёдки. На нём устанавливали аэродромные топливозаправщики вместимостью 11,5 тысяч литров, ремонтно-эвакуационные краны и кислорододобывающие станции.
Аэродромная автоцистерна AEC O854 на заправке бомбардировщика Avro Lancaster. Май 1945 года
Leyland Hippo Mk-II (1944-1945 гг.)
Главным предназначением компании «Лейланд» в годы Второй мировой войны был выпуск нового 10-тонного грузовика Hippo (6х4). После долгих исканий и испытаний только на исходе войны появился работоспособный вариант Hippo Mk-II с 100-сильным дизелем, пятиступенчатой коробкой передач с дополнительным двухступенчатым редуктором и новой кабиной. Его развитие относилось уже к мирному времени.
Тяжелый автомобиль Leyland Hippo Mk-II на празднике открытия второго фронта в июне 1944 года
На заглавной фотографии – тяжелый тягач AEC Matador O853 на европейском ралли старинных армейских грузовиков
Все меры пересчитаны по Международной системе единиц.
В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.