Бросил камень в машину
Камень попал в лобовое стекло: как получить компенсацию?
На дороге может случиться всякое. Если из-под колес чужого автомобиля вам навстречу вылетел камень, можно не только лишиться стекла, но и попасть в серьезное ДТП. Кто будет виноват? И кто заплатит за ущерб?
Попавшему в такую ситуацию водителю необходимо соблюдать спокойствие и как можно скорее остановиться, но не посередине дороги, а все-таки на обочине. После этого необходимо включить аварийную световую сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и сообщить о случившемся сотрудникам ГИБДД. Проинформировать свою страховую компанию тоже желательно как можно скорее, но все-таки лучше дождаться прибытия инспектора, который поможет оформить ДТП.
Да-да, не нужно удивляться: попадание камня в автомобиль совершенно однозначно трактуется как дорожно-транспортное происшествия – читайте определение в Правилах дорожного движения. Таким образом, водитель обязан оформить все необходимые документы, чтобы отремонтировать свой автомобиль по каско. Ну, а если у него на руках только ОСАГО, то придется учитывать все обстоятельства происшедшего. Тем более что суд иногда приходит к парадоксальным, на первый взгляд, выводам, что никакого ДТП на самом деле не было.
Сомнительный прецедент
В последнее время появились сообщения, что получить выплату по «автогражданке» в таких случаях нельзя. Основанием для подобных выводов стало решение Верховного суда России, который вернул права водителю грузового автомобиля, из-под колес которого вылетел камень, повредивший лобовое стекло следовавшей сзади машины. По мнению сотрудников ГИБДД, подобное происшествие обязывало водителя остановиться и оформить аварию. Он же уехал. Поэтому ему вменили оставление места дорожно-транспортного происшествия.
Как сказано в материалах дела, 29 июня прошлого года в деревне Духовец Курской области камнем был поврежден автомобиль, следовавший в попутном направлении. От удара лобовое стекло треснуло.
Сотрудники ГИБДД на посту выдали водителю Шинакову А.А. справку о ДТП. Одновременно они вменили водителю Савчуку И.В., управлявшему автомобилем, принадлежащим на праве собственности ЗАО «Металлинвестлизинг», нарушение п. 2.5 ПДД – оставление место ДТП. Составили протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали его в суд.
Мировой судья согласился, что имело место ДТП. И сделал вывод: поскольку водитель грузовика покинул место ДТП, его следует лишить прав на год. В районных и областном судах решение не было пересмотрено, однако в Верховном суде России дело квалифицировали по-другому. А почему?
Независящие от водителя обстоятельства
В высшей инстанции указали, что в соответствии со ст. 2 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и п. 1.2 ПДД «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Произошедшее событие, решил Верховный суд, не отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия в смысле, придаваемом этому понятию в статье 2 Закона о безопасности дорожного движения и в пункте 1.2 ПДД, и таковым не является, так как событие произошло по обстоятельствам, независящим от водителя, без совершения каких-либо действий с его стороны.
Он не имел возможности предвидеть данное событие, а также наступление последствий в виде повреждения лобового стекла от следующего в попутном направлении автомобиля. Поэтому вывод нижестоящих судебных инстанций о наличии в действиях водителя объективной стороны состава административного правонарушения по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ нельзя признать обоснованным.
На этом основании Верховный суд РФ отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу. (См. Постановление Верховного Суда РФ от 11.03.2016 № 39-АД16-1).
Авария для одного
Таким образом, позицию Верховного суда можно интерпретировать следующим образом: нельзя винить гражданина в неудачном стечении обстоятельств, так как он не совершил каких-либо противоправных действий. Получается, что влетевший в лобовое стекло машины камень – это авария лишь для того, кто пострадал.
Эта правовая позиция важна при определении последствий любой аварии. И ее должен учитывать каждый водитель, решая вопрос, обязан ли он остановиться или нет.
Как считает Верховный суд, авария находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя. В рассматриваемом деле нельзя утверждать, что будь водитель грузовика осторожней, ничего бы не случилось.
Злополучный камень, оказавшийся на дороге, мог попасть под колеса любого автомобиля. А если вины конкретного водителя не было, то наказывать его не за что.
Доказывайте факт нарушения
Однако не спешите расстраиваться. Если вы попали в аналогичную ситуацию, судья не обязан руководствоваться решением Верховного суда по описанному выше делу – у нас не США, и прецедентное право не действует. Возможно, вам или вашему адвокату удастся доказать, что автомобиль, из-под колес которого вылетел камень, обгонял вас по обочине, что недопустимо, или по ремонтируемому участку дороги, где следовало снизить скорость. Возможно, будет доказан факт агрессивного вождения, если это подтвердят свидетели или запись видеорегистратора. Тогда можно будет говорить о совсем иной квалификации действий водителя, наехавшего на камень. Даже если он сделал это неумышленно.
Вспомним, что тот же Верховный суд недавно лишил прав лихача, чей опасный маневр привел к ДТП, в результате которого другая машина врезалась в дерево. Лихач благополучно уехал, так как его автомобиль не пострадал, но суд посчитал, что отсутствие повреждений на автомобиле не влияет на квалификацию нарушения. Поэтому водителя наказали за оставление места ДТП.
Впрочем, сегодня закон разрешает покидать место аварии, если в результате происшествия вред причинен только имуществу и у участников ДТП нет разногласий по поводу того, кто виноват в причинении вреда. Однако даже в таком случае оба водителя должны вначале зафиксировать положение автомобилей, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи (п. 2.6.1 ПДД), а затем обязаны оформить документы на ближайшем посту ДПС или в подразделении полиции.
Как получить страховку
Итак, если лобовое стекло разбито камнем, а у вас только полис ОСАГО, то страховая компания в большинстве случаев вам не поможет, так как виновник, скорее всего, скрылся (или просто банально не понял, что повредил ваш автомобиль), к тому же нет никаких доказательств его вины. А вот если в стекло попал иной предмет, например, лопата, оставленная на дороге ремонтниками, то к ним можно предъявить гражданский иск. Если авария случилась в результате нарушения ПДД, допущенного другим водителем, то ему придется возместить ущерб.
Если же у вас имеется добровольная страховка (каско), то поменять стекло вам обязаны за счет страховой компании. Прибывшие сотрудники ГИБДД оформят ДТП и выдадут вам следующие документы: справку, копию протокола и постановление по делу. После чего вам необходимо будет явиться с комплектом документов в страховую компанию и написать заявление о страховом случае. К заявлению надо приложить талон-уведомление – его вам выдадут в день подачи заявления в полиции (даже если это произошло ночью), справку по форме Ф3 и постановление о возбуждении или об отказе возбуждения уголовного дела.
Смириться – не выход. Что делать, если на ходу в машину прилетел камень и побил ее
«Прилетело, откуда не ждал», – именно так в большинстве своем автовладельцы комментируют факт попадания посторонних предметов в их автомобиль во время пути. Неприятно, конечно, но это не повод ничего не делать.
«Страховка на автомобиль в порядке. Мне по ней заплатят?»
Виктор: «На прошлых выходных произошел у меня неприятный случай. Ехал на дачу на автомобиле, а по дороге камень попал в капот и рикошетом – в лобовое стекло. Я остановился и осмотрел повреждения. Вмятина на капоте и повреждения ЛКП до железа, стекло «паутиной» пошло. Выходные испорчены, на автомобиле в таком виде ехать нельзя, да и небезопасно. Пришлось вызывать эвакуатор и возвращаться в город.
Уже дома я просмотрел запись с видеорегистратора и увидел тот самый камень, который прилетел невесть откуда. Сначала мне показалось, что он вылетел из-под колеса впереди идущего автомобиля, а потом я заметил работавшую косилку на правой обочине. Скорее всего оттуда и прилетело. Мой бюджет на ремонт автомобиля рассчитан не был. Страховка на автомобиль в порядке. Мне по ней заплатят? А если нет, то что делать дальше?»
Страховой ли это случай?
Поскольку четко определить, откуда прилетело, затруднительно, то рассмотрим два варианта. Первый – из-под колес впереди идущего автомобиля, второй – из-под косилки.
Для начала обратимся к Постановлению Пленума Верховного суда Республики Беларусь №9 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами».
Обязательным условием ответственности страховщика по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является наступление страхового случая.
А страховой ли это случай? Ответ на этот вопрос мы найдем в Положении о страховой деятельности в Республике Беларусь, введенном в действие Указам Президента №530. В пункте 158 указано, что страховым случаем не является причинение вреда выброшенным из-под колеса предметом либо смонтированным на машине механизмом при его функционировании (работа подъемного автокрана, разбрасывателя песка и др.). Так что про страховое возмещение можно забыть. И еще один момент из Пленума Верховного суда:
Если вред причинен по вине водителя иного транспортного средства либо механизма, не относящегося к транспортным средствам (сельскохозяйственные уборочные машины, косилки и т.п.), гражданская ответственность владельца которых не подлежит обязательному страхованию, вред возмещается по общим правилам гражданского законодательства.
К слову, и в Положении о страховании упоминается про «механизм», так что и этот случай не страховой.
Неприятно, но не безвыходно
Как мы уже упоминали выше, если случай не относится к страховому, то потерпевший вправе требовать возмещения вреда на основании Гражданского кодекса.
Статья 933. Общие основания ответственности за причинение вреда
1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя.
Потерпевшему придется обращаться в суд с исковым заявлением. Для начала нужно узнать, кто осуществлял покос травы. Для этого нужно обратиться к организации, которая содержит этот участок дороги, и выяснить, кто в конкретный период времени осуществлял покос. «Номера» впереди идущего автомобиля тоже можно рассмотреть, а значит компетентные органы владельца авто установят.
По словам независимого эксперта Александра Коноплицкого, этот случай однозначно подпадает под определение ДТП.
2.18. Дорожно-транспортное происшествие – происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица;
«Это означает, что водитель в таком случае должен действовать в соответствии с правилами.
В соответствии с п. 31 ПДД водитель, являющийся участником дорожно-транспортного происшествия обязан немедленно остановиться, включить аварийную сигнализацию, установить знак аварийной остановки и вызвать сотрудников ГАИ.
Что касается дороги домой, то после оформления ДТП сотрудниками ГАИ у водителя будет соответствующий документ, в данном случае пункт 196 ПДД разрешает водителю этого транспортного средства вернуться к месту стоянки или ремонта».
Наш вердикт
Виктор усложнил себе жизнь, не вызвав на место происшествия инспекторов ГАИ, что является еще одним аргументом в пользу того, что такой случай не является страховым (п.158 Положения).
Тем не менее он может обратиться в суд, но просто подать иск – это только начало сложного пути с неочевидным финалом. Ведь все придется доказывать.
Статья 20 ГПК РБ. Выяснение судом действительных обстоятельств дела
Обязанность представить необходимые для установления истины по делу доказательства лежит на сторонах, третьих лицах и других юридически заинтересованных в исходе дела лицах. Для всестороннего, полного, объективного выяснения всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд содействует указанным лицам по их ходатайству в истребовании доказательств, когда представление таких доказательств для них невозможно.
Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Автобизнеса.
4 автоподставы на дорогах. Водители рассказали, как все происходит
О нескольких случаях автомобильных подстав на дорогах рассказали водители, ставшие жертвами мошенников: отделаться без потерь удалось не всем. Например, с дерзкой командой на черном Mercedes столкнулись в Москве уже несколько автомобилистов. В своей схеме поставщики используют пластиковую бутылку, камни и давление на водителей — объектами нападения чаще выбирают одиноких женщин или пожилых людей, чтобы было проще запугать.
«Я ехала в северном округе Москвы по улице Врубеля, — рассказала автомобилистка по имени Марьяна. — Улица узкая, машины припаркованы плотно. Если плохо чувствуешь габариты, лучше заехать колесом на встречку, чем шоркнуть дорогую иномарку. Едем, слушаю музыку, вдруг слышу какой-то странный звук, вроде как от пластиковой бутылки. Я не придала значения, решив, что опять баклажка с остатками омывайки в багажнике завалилась. А на Волоколамском шоссе меня догнал мужчина на черном Mercedes, пристроился справа и стал жестами указывать на мое боковое зеркало».
Автомобилистка посмотрела на зеркало, убедилась, что с ним все в порядке, и поехала дальше. Однако странный водитель не исчез, а продолжил преследование и начала мигать дальним светом. Тогда девушка испугалась, подумав, что с ее машиной что-то случилось, и остановилась прямо за автобусной остановкой. Черная иномарка припарковалась за ней, и водитель начал высказывать претензии. По ее словам, девушка разбила его зеркало бокового вида. В качестве доказательств указал на свое треснувшее зеркало и на царапины на зеркале у самой автомобилистки.
«Я в шоке. Смотрю — точно, зеркало разбито — трещина, а у меня, да, царапины. Я знала, что они были и раньше, просто не помнила, с какой стороны. И тут в голове все сошлось: звук был вовсе не от баклажки, а из-за того, что я задела второй автомобиль», — поделилась автомобилистка.
Тогда она сразу предложила составить Европротокол. Однако второй участник «ДТП» начал отказываться и угрожать автомобилистке за то, что она покинула место аварии. Сам же потерпевший, по его словам, права бы сохранил, поскольку «догонял виновника ДТП». Под давлением автомобилистка согласилась покрыть ущерб на месте. За зеркало от Mercedes автовладелец потребовал 10 тыс. рублей. Однако женщина призналась, что она — одинокая мать и сейчас без работы, и предложила заплатить 5 тыс. рублей. Ее оппонента это устроило. Но когда ему предложили составить расписку, начался скандал.
«Водитель начал орать, что на какие-то 5 тыс. рублей он мне расписку писать не будет, зеркало вообще 30 тыс. рублей стоит, что он и так меня пожалел и что будет ждать меня в мировом суде, — припомнила подробности автомобилистка. — Потом стал кричать, что у него нет времени и что его ждут на работе. Когда он понял, что без расписки не обойтись, просто уехал».
О похожей схеме с бросанием камней в проезжающий автомобиль рассказал в соцсетях водитель Константин Белецкий. Некоторое время назад ему удалось снять весь процесс подставы на видеорегистратор. Инцидент произошел на улице Маргелова — тоже на севере столицы. На записи видно, что к кроссоверу темного цвета сзади пристраивается белый Volkswagen Polo. Сидящий в Polo на переднем пассажирском месте во время проезда по пешеходному переходу кидает в кроссовер камень, после чего машина под управлением мошенников резко сворачивает в крайнюю правую полосу и загорается «аварийка».
По плану мошенников, их жертва должна сначала не должна понять, что произошло и просто уехать дальше. После этого возможны две схемы. По первой начинается преследование, угрозы лишения прав за оставление места ДТП и вымогательство денег — водителя убеждают, что он задел припаркованный автомобиль и уехал. Во втором случае, поскольку все произошло на пешеходном переходе, один из автоподставщиков может изобразить пешехода, которого жертва случайно «задела» и повредила дорогие часы или электронику. Однако в тот раз преступная методика не сработала — снявший все на видео автомобилист смог предупредить жертву, и мошенники просто сбежали.
Но везет так не всем, что подтверждают многочисленные истории в соцсетях. «Так развели отца моей подруги на 135 тыс. рублей. Ему 79 лет. Испугался, отдал все, что было на карте. Причем разводящим около 65 и 45 лет по его описанию», — рассказала автомобилистка Елена Дубицкене.
Еще одна стандартная, но действенная схема — имитация неисправности автомобиля жертвы и предложение проехать на сервис или купить нужную деталь прямо на месте. О ней рассказал замруководителя ГКУ ЦОДД Москвы Александр Евсин. Получилось так, что остановившиеся помочь водителям на дороге сотрудники дорожного патруля спугнули обманщиков.
«На ТТК обнаружили остановившийся белый Volkswagen Tiguan и черный Renault. Около Volkswagen с открытым капотом стояли мужчина и женщина. Патруль остановился, чтобы разобраться в ситуации и помочь. Мужчина немедленно запрыгнул в Renault с нечитаемыми номерами и скрылся», — рассказал Евсин в своем фейсбуке.
Выяснилось, что автомобилистка на Volkswagen Tiguan ехала по внутренней стороне ТТК в направлении Варшавского шоссе. Там ее внимание привлек водитель Renault, который сигналил ей и мигал фарами. Как только автомобилистка остановилась, к ней сразу выбежал водитель-аферист и сообщил, что из-под капота идет дым.
Вместе они открыли капот и после некторых манипуляций мошенника, дым действительно повалил. После чего аферист начал пугать автомобилистку — заявил, что ее автомобиль может загореться. А чтобы этого не произошло, нужно поменять датчик, расположенный на выходном коллекторе. Датчик у мошенника оказался с собой — за 7 тыс. рублей он предложил его немедленно установить. Но как только к водителям подошли сотрудники дорожного патруля, аферист сбежал, а машина оказалась в полной исправности.
Подставные ДТП и последующее вымогание денег на месте наказывается по ст. 159 УК России «Мошенничество» — если злоумышленники действую в группе, ответственность будет выше. Именно поэтому в ГИБДД предупреждают: оформление такого ДТП по закону поставщикам невыгодно. Серьезную сумму они не получат, а предоставлять свои данные в правоохранительные органы и страховые компании они не хотят. Тем, кто подозревает, что столкнулся с мошенниками, в ГИБДД советуют обязательно вызывать на место происшествия инспекторов, а, чтобы избежать давления — закрыться в автомобиле. Также не лишним будет сфотографировать агрессоров и их автомобили.
Как «прилетевший» в машину камень может обернуться лишением прав.
Кто будет останавливаться из-за пустяка? Однако оформление справки спустя время теперь чревато наказанием.
Лето традиционно сопряжено с ремонтом дорожного полотна. Гигантские самодвижущиеся фрезы снимают старый асфальт и заставляют автомобилистов нервно уворачиваться от их устрашающих силуэтов. Подобная штука пылит и разбрасывает камешки, извлечённые из старой асфальто-бетонной смеси. Нередко они разносятся транспортом за десятки и сотни метров от ремонтируемого участка и бьют автомобили, словно шрапнель. Всесезонные шины грузовиков с глубоким протектором цепляют камешки и выбрасывают их в лоб попутному транспорту.
Следовательно, для покрытия расходов нужна страховка КАСКО. Чтобы оформить скол на стекле, вовсе не обязательно звать сотрудников полиции. Страховщики в подавляющем большинстве случаев делают это сами. Но лишь единожды. При повторении происшествия они потребуют заключения из ГИБДД.
Сотрудники ГИБДД признаются, что гайки закручивать их заставляют лоббисты из страховых компаний, которые наседают на руководство инспекции. У крупных страховщиков есть деньги и связи, позволяющие диктовать правила игры. А расплодившиеся «подставлялы», мошенники и прочие сомнительные элементы, желающие нажиться за их счёт, заставляют страховые компании придумывать непробиваемые для преступников алгоритмы.
«Раньше бывало, что одну и ту же деталь ушлые ребята могли оформить в сговоре с полицейскими и получить вместо одной компенсации на ремонт две и больше», — говорит координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов. Получая деньги, они оставляли всё как есть, пуская средства на иные цели. Это позволяло полгода спустя вновь обращаться в страховую для получения новых денег за тот же бампер. Практика получила широкое распространение для старых машин, которые ремонтировались самостоятельно в гаражах. Неудивительно, что страховщики забили тревогу.
«Как не наболтать на статью»
Каждый инспектор теперь обязан убедиться в достоверности заявленного происшествия. Отсюда столь тщательный осмотр каждой царапины и внимание к словам. В худших случаях у водителя потребуют предоставить тот самый камень, причинивший скол. А для верности процесс оформления справки о «ДТП с одним участником» снимается на портативную камеру. Подобные камеры теперь висят на мундирах полицейских. В общем, риски для инспекторов ГИБДД выросли, не всякий возьмётся просто так выручить соседа и оформить справку для получения выплат по страховке.
Чтобы каждая мелочь оформлялась вовремя, рекомендуется применять к гражданам, оставившим скол на потом, статью 12.27 КоАП РФ («Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся»). Пусть даже это ДТП произошло на грунтовке в лесу между глухими деревнями, куда водитель забрался на новеньком Land Rover. Надо вызывать ГИБДД и ждать инспекторов со справками.
Если уехать из полей и встать дома у бордюра, имитируя ДТП, то эти действия потянут на правонарушение. К примеру, у автомобиля царапина уходит под бампер, а значит, не может быть причинена на парковке. Или повреждено крыло в верхней части, а водитель трактует это притиранием о бордюр во время маневрирования. Слова расходятся с реальностью. Следовательно, повреждения нанесены где-то в другом месте. Водитель уехал оттуда и вызвал ГИБДД спустя несколько дней. Поэтому гражданина можно обвинить в оставлении места ДТП, то есть в административном правонарушении. В крайних случаях инспекторы вправе применить к водителю и другую жёсткую статью, а именно подлог с целью получения страховой выплаты. А это уже серьёзно и тянет на уголовное преследование.
Как всегда, столь драконовские методы борьбы с мошенниками берутся на вооружение нечистыми на руку людьми в погонах, которые ещё встречаются на наших бескрайних просторах. В дальней дороге такой субъект в форме может остановить путешественников и попросить объяснить происхождение застарелой царапины на бампере. Если документального подтверждения её происхождения нет, то сразу возникает риск нарваться на обвинение в бегстве с места ДТП и на оформление протокола с последующим изъятием прав. Естественно, договориться по такой статье гораздо дороже, чем за простое нарушение скоростного режима.
В общем, если в капот прилетел камень, на дорожных ямах погнут порог или ночью поцарапан бампер при проезде на дачу, то не оставляйте эти мелочи на потом, зовите ГИБДД и оформляйте справки. Это долго, трудоёмко и неинтересно, но таковы требования закона.
Обязательное оформление с вызовом ДПС только в дтп с пострадавшими, более 2х авто или разногласия между участниками. Имхо, при камне с дороги приклеить оставление места ДТП можно только при полном сговоре дпс и судей.
Что мешает сказать, что эти царапины/вмятины/сколы/дыры нанёс сам в процессе создания уникального стиля своего автомобиля?
они там в край все ебанулись что-ли
Страховой случай
Отозвали лицензию у страховой компании: что делать?
3 декабря 2021 г. ЦБ РФ отозвал лицензию у ПАО «Аско-страхование». Временной администрацией назначена ГК «Агентство по страхованию вкладов», которая будет конкурсным управляющим в будущем деле о банкротстве в Арбитражном суде. Хочу обратить внимание, что Агентство не является ответчиком по делу, а выполняет функции управления активами и рассмотрения вопросов, связанных с возвратом части страховой премии и выплат, от имени страховой компании. Договора по обязательным видам страхования (ОСАГО), продолжают свое действие после отзыва лицензии. Договора добровольного страхования являются досрочно прекращенными.
По ОСАГО клиенты вправе направить заявление о прекращении договора страхования. В таком случае подлежит компенсация за неиспользуемый срок действия договора, однако нужно будет заключать новый договор ОСАГО с иной компанией.
Таким образом, кредиторы по добровольному страхованию и перестрахованию заявляются свои требования в Агентство, которое действует от имени страховой компании и за ее счет, кредиторы по ОСАГО заявляют свои требования иным адресатам – об этом ниже.
Агентство, принимая заявления, будет распределять денежные средства Аско между кредиторами, пока лимит денежных средств не будет исчерпан. После этого возникают признаки банкротства и вводится через Арбитраж процедура банкротства. Важным значением для клиентов по добровольному страхованию является скорость их действий – чем быстрее будет обращение в Агентство, тем выше шанс того, что клиент получит денежные средства. Шанс на это стремится к нулю с течением времени по мере исчерпания лимита всей денежной массы страховщика.
В статье я хочу рассказать, что делать в данном случае клиентам страховщика по обязательным видам страхования (ОСАГО) при наступившем страховом случае или если он наступит в будущем.
Правовые отношения между страхователем и страховщиком имеют детальное правовое регулирование. Давайте рассмотрим разные сценарии.
Сценарий 1. Клиент страховщика, у которого отозвана лицензия, незадолго до отзыва лицензии (либо после отзыва лицензии) попал в ДТП. У виновника ответственность застрахована в другой компании. У клиента обычное ДТП с участием двух автомобилей. Поскольку клиент должен обращаться по прямому возмещению убытков в свою страховую компанию, у которой отозвана лицензия, постольку он должен обращаться в компанию виновника ввиду отзыва лицензии у компании потерпевшего. Алгоритм действий потерпевшего аналогичен алгоритму при прямом возмещении убытков.
Согласно п.29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» потерпевший, имеющий право на прямое возмещение убытков, в случае введения в отношении страховщика его ответственности процедур, применяемых при банкротстве, или в случае отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности вправе обратиться за страховым возмещением к страховщику ответственности причинителя вреда (пункт 9 статьи 14.1 Закона об ОСАГО).
Мои рекомендации: обратиться в страховую компанию виновника с заявлением об организации и оплате стоимости восстановительного ремонта автомобиля, с дальнейшей претензией и иском в понуждении исполнения требования неимущественного характера. В случае, если страховая компания не выдает направление на ремонт и осуществила страховую выплату по собственной инициативе (например, нет свободных СТО, нет возможности осуществить ремонт, автомобилю более 10 лет и т.п.), то нужно начинать претензионно-исковую работу в части взыскания стоимости восстановительного ремонта без учета износа, неустойки и компенсации морального вреда.
Сценарий 2. Участнику ДТП был причинен вред здоровью или столкнулись три и более автомобиля. В этом случае у потерпевшего отсутствует право на прямое возмещение убытков ввиду причинения вреда жизни и здоровью, отсутствия условия для прямого возмещения убытков. Потерпевший обязан обращаться в страховую компанию виновника, однако у нее отозвана лицензия или введена процедура банкротства.
Вывод: потерпевший обращается с требованием компенсационной выплаты в НП «Российский союз автостраховщиков». Требования в НП «РСА» адресуется как лицом, получившим вред здоровью, так и лицом, получившим ущерб имуществу вследствие ДТП.
Пример судебного акта:
Сценарий 3. Потерпевший имеет право на прямое возмещение убытков, однако компания виновника лишена лицензии или в отношении ее введена процедура банкротства. Для потерпевшего отзыв лицензии в данном случае не имеет значения, т.к. он обращается за взысканием в свою компанию.
Агентство, действуя от имени страховой компании, также обладает правом регрессных требований, что оно и будет делать, когда ее назначат конкурсным управляющим в деле о банкротстве. Учитывая, что срок банкротства компаний, подобных АСКО, занимает годы, Агентство будет изучать каждое выплатное дело и искать возможности для регрессных требований, поскольку это одна из обязанностей конкурсного управляющего – собрать всю дебиторскую задолженность и сформировать конкурсную массу.
Пример судебных актов по регрессу Агентства:
Регрессные требования рассматриваются по общим правилам подсудности. Например, Аско выплатило ущерб, при этом виновник находился в состоянии алкогольного опьянения. Агентство как конкурсный управляющий обратиться с регрессным иском по месту жительства виновника к мировому судье или районный суд в зависимости от цены иска.