брюс л бейкер путь к независимости обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам
Путь к независимости, Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам, Бейкер Брюс Л., Брайтман А.Д., 2007
Путь к независимости, Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам, Бейкер Брюс Л., Брайтман А.Д., 2007.
Книга посвящена преодолению трудностей, с которыми сталкивается ребенок с особенностями развития в повседневной жизни. Ее по праву можно назвать учебником для родителей и всех тех. кто воспитывает, обучает «особых» детей, стремится передать им умения и навыки, необходимые для самостоятельной и полноценной жизни в обществе. Настоящее издание также незаменимо для специалистов, работающих с детьми с нарушениями развития. «Путь к независимости» научит вас быть хорошим педагогом для вашего ребенка, поможет разработать для него индивидуальную, программу занятий, учитывающую его особенности. Книга подробно и в доступной форме рассказывает о том, как обучать ребенка, как преодолевать трудности, возникающие в процессе обучения, и добиваться прогресса в развитии ребенка. Вы встретите множество примеров из жизни американских детей и их родителей, которые, при всей непохожести, несомненно покажутся вам близкими и понятными. Такие «картинки из жизни» прекрасно дополняют и разъясняют основное содержание книги.
Перевод с английского третьего издания книги «Steps to Independence», опубликованного в США в 1997 г. Книга впервые переведена на русский язык и пока не имеет аналогов в нашей стране.
Мы сказали, что это не займет у вас так уж много времени. Иногда на это уходят дни. Иногда недели. Но попробуйте взглянуть на это по-иному. Подумайте обо всем том времени, которое вы уже провели со своим ребенком, переделав за него множество вещей, которые он способен делать сам. Побуждая вас приступить к занятиям, мы не имеем в вид\г какое-то дополнительное время, сверх того, что вы и так проводите с ребенком. Мы просто советуем часть этого времени направить на дело, которое, по нашему убеждению, станет для вас обоих долгим и благодарным опытом.
Содержание.
Предисловие.
Предисловие к русскому изданию.
Раздел I. Основные принципы обучения ребенка.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
Глава 4.
Глава 5.
Глава 6.
Глава 7.
Раздел II. Формирование навыков.
Глава 8.
Глава 9.
Глава 10.
Глава 11.
Глава 12.
Глава 13.
Глава 14.
Раздел III. Как управлять поведением ребенка.
Глава 15.
Глава 16.
Приложение А.
Приложение Б.
Приложение В.
Приложение Г.
Приложение Д.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Брюс л бейкер путь к независимости обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам
2. Навык ____________________________________________________________
3. Навык ____________________________________________________________
Навыки самообслуживания
Сделайте, пожалуйста, отметки в квадратиках тойграфы,которая в наибольшей степени соответствует степени владения вашим ребенком следующими навыками.
НАВЫК | Никогда | Иногда | Всегда |
1. Пьет из чашки. | |||
2. Ест ложкой. | |||
3. Ест вилкой. | |||
4. Намазывает ножом. | |||
5. Режет ножом. | |||
6. Снимает штаны (уже расстегнутые). | |||
7. Надевает штаны (не застегивая). | |||
8. Надевает носки. | |||
9. Надевает пуловер. | |||
10. Надевает блузу, рубашку или пальто, застегивающиеся впереди на пуговицы (не застегивая). | |||
11. Надевает ботинки ( не завязывая шнурки ). | |||
12. Продевает ремень в шлейки. | |||
13. Застегивает пряжку ремня. | |||
14. Застегивает молнию, когда ее половинки уже соединены. | |||
15. Застегивает и расстегивает пуговицы. | |||
16. Соединяет половинки разъемной молнии. | |||
17. Завязывает шнурки на ботинках. | |||
18. Вешает одежду. | |||
19. Вытирает руки. | |||
20. Моет руки. | |||
21. Чистит зубы. | |||
22. Умывает лицо. | |||
23. Вытирается после ванны. | |||
24. Моется в ванне. | |||
25. Расчесывает волосы. | |||
26. Моет голову. | |||
27. Стелет постель. | |||
28. Накрывает на стол. | |||
29. Меняет постельное белье. | |||
30. Подметает пол. |
Определение шагов
Брюс л бейкер путь к независимости обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам
Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман
Предисловие к русскому изданию
Книга, которую вы держите в руках — это, прежде всего, прекрасное практическое руководство. Книга посвящена преодолению трудностей, с которыми сталкивается ребенок с особенностями развития в повседневной жизни. Ее по праву можно назвать учебником для родителей и всех тех, кто воспитывает, обучает «особых» детей, стремится передать им умения и навыки, необходимые для самостоятельной и полноценной жизни в обществе.
Настоящее издание также незаменимо для специалистов, работающих с детьми с нарушениями развития. Сейчас, когда большинство коррекционных программ придают решающее значение обучению детей письму, чтению и другим дисциплинам, не учитывая, что для многих из них, возможно, более актуально научиться есть или одеваться, издание подобного руководства приобретает особую значимость.
Мы с радостью представляем «Путь к независимости» широкому кругу читателей. Книга впервые переведена на русский язык и пока, к сожалению, не имеет аналогов в нашей стране. И это неудивительно: ведь до недавнего времени дети с тяжелыми нарушениями развития либо помещались в интернаты, где они были изолированы от семьи и общества, либо жили дома с родителями, не имея возможности обучаться и общаться с другими людьми. Но жизнь меняется, и сейчас для многих родителей будущее их детей уже не представляется столь безрадостным. Все больше и больше людей с особенностями развития интегрируются, вливаются в повседневную жизнь общества, подобно тому как это происходило 30-40 лет назад в Европе и Америке. И книга стала необходимой именно сейчас, когда новые возможности предъявляют новые требования к детям и их родителям.
Хотелось бы обратить внимание читателей на перевод и употребление такого термина, как «children with special needs». Теперь уже традиционно он переводится на русский язык как «дети с особыми потребностями» или «дети с особенностями развития». Деликатность термина может создать впечатление, что речь идет только о необычно развивающихся детях, которые не имеют ничего общего с детьми, страдающими серьезными нарушениями. Это не так. Просто постепенно в нашу жизнь входит традиция западных стран, объединяющая одним понятием детей и взрослых с самыми разными проблемами развития: от достаточно легких особенностей до серьезных нарушений. Таким образом, подчеркивается не тяжесть состояния, а потребность человека в особых условиях жизни и обучения, лишение которых рассматривается как нарушение прав людей с особенностями развития.
Брюс л бейкер путь к независимости обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам
Это трудные вопросы, и просто так на них не ответишь. Однако не думать об этом нельзя, как нельзя рассчитывать на то, что в дальнейшем все как-нибудь само образуется. Ответственность за планирование будущего и подготовку к нему лежит, главным образом, на вас.
Что можно в этом смысле начать делать уже сейчас? Учить ребенка быть более самостоятельным. Если вы внимательно проанализируете его обычный день, вы, вероятно, обнаружите, что ваше непосредственное участие распространяется на очень большую его часть. Значит, одной из ваших целей должно стать обучение ребенка умению самостоятельно справляться с некоторыми повседневными делами. Мы выбрали для рассмотрения навыки, относящиеся к трем областям. Одна из них — навыки ухода за собой — обсуждается в данной главе. Главы 13 и 14 посвящены, соответственно, уходу за домом и умению оперировать информацией.
К навыкам ухода за собой относятся навыки, необходимые для того, чтобы одеться и раздеться, привести себя в порядок и оказать себе первую медицинскую помощь. Умея делать это, можно хорошо начать новый день и хорошо выглядеть на публике. Рассуждая об этих вещах, мы предполагаем, что ваш ребенок уже овладел большинством из «базовых» навыков, представленных в главе 9, то есть, что он умеет надевать штаны, рубашку, носки и ботинки, умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки, мыть руки и лицо, однако ему еще нужно учиться применять свои навыки на практике — в нужное время и в контексте других обычных занятий. Другими словами, мы исходим из того, что ребенок уже умеет выполнять действия, из которых состоят навыки ухода за собой. В этой главе акцент делается на обучении умению принимать решения относительно этих, уже усвоенных навыков: когда применить тот или иной из них, что для этого понадобится и когда соответствующую задачу можно считать выполненной. К примеру, даже если ваш ребенок способен сам надеть свитер (действия), он все еще может нуждаться в вашей помощи, чтобы определить, достаточно ли холодно для того, чтобы надеть свитер, выбрать свитер, подходящий к брюкам, и убедиться, что он одет правильно (решения).
Брюс л бейкер путь к независимости обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам
Одна из самых важных задач для ребенка — научиться обслуживать себя: одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться и умываться. Обычно мы осваиваем эти умения в числе первых, и затем нам уже никто не напоминает, как это делать. Мы пользуемся ими автоматически каждый день. Для ребенка преодолеть трудности и научиться, скажем, есть вилкой или застегивать пуговицы рубашки — достижение, способное резко поднять его самооценку. Оно знаменует собой большой шаг на пути к независимости.
Подготовка
Можно проводить свои дни, умывая и одевая ребенка, но не лучше ли использовать это время для обучения его тем навыкам, которые позволят ему все то же самое делать самостоятельно? Данная глава поможет вам сделать это оптимальным образом. После того, как вы прочитаете ее, вы сумеете:
1. Выбрать для работы один из навыков самообслуживания, организовать короткие, четко структурированные ежедневные уроки и начать занятия.
2. Найти множество возможностей, возникающих естественно в течение дня для менее формальных, пришедшихся к случаю занятий.
По прочтении этой главы перейдите к приложению Б, в котором вашему вниманию предлагаются конкретные программы обучения навыкам самообслуживания.
Что от этого выиграете вы?
Чем легче вашему ребенку будет справляться с трудностями этого мира, тем легче будет ваша жизнь. Ваше удивительное терпение и невероятные усилия на первых этапах обучения время от времени будут щедро вознаграждаться, и это будет ваш общий выигрыш.