буддийский храм боробудур индонезия
Боробудур — древний храм на острове Ява
В прадавние времена остров Ява не был прикреплён к одному месту, а потому постоянно менял свою дислокацию, плавая по всему океану, что не могло не вызывать беспокойства у местных жителей. Ими было принято решение закрепить остров, прибив его гвоздём к центру земли.
А через какое-то время на месте крепления образовался холм, вокруг которого обитатели острова возвели храм, воплощающий буддистское учение о восьми, ведущих к просветлению, ступенях и символизирующий объединение высшего с низшим, Неба с Землёй, богов с людьми.
Первый этаж, цоколь здания, означал мир плотских страстей, следующие четыре этажа говорили о борьбе человека со своими желаниями, а три последних яруса символизировали приближение к абсолютному покою, нирване.
Храм тысячи Будд
Находится храм Боробудур в Индонезии, на острове Ява, в священной долине Кеду, недалеко от вулкана Мерапи, в сорока двух километрах от Джакарты. На географической карте его можно найти по следующим координатам: 7° 36′ 29″ с. ш., 110° 12′ 14″ в. д.
Что именно означает Боробудур, учёные установить не смогли. По одной из версий, «боро» переводится как «комплекс храм и монастырей», а вторая часть «будур» похожа на балийское слово «бедухур», означающее «наверху» (это даёт возможность говорить о том, что название означает «Комплекс храмов на холме»).
Существует ещё одна гипотеза, согласно которой «боро» – наименование территории, а «будур» означает «древность» – таким образом, название можно трактовать как «Древняя Бора». Третья версия говорит о том, что Боробудур в переводе означает «Тысячи Будд».
Как выглядит храм
Когда смотреть на Боробудур снизу, нередко создаётся впечатление, будто находишься возле огромной каменной пирамиды: террасы, ступени, ниши под углом уходят высоко вверх. По размерам древний буддийский храм значительно уступает древним египетским сооружениям: высота его составляет лишь 34 метра.
Зато по внешнему оформлению и дизайну превосходит их во всём: многочисленными барельефами, статуями, композициями нельзя не восхищаться. Нет ничего удивительного в том, что этот храм многие называют не только восьмым чудом света, но и каменной летописью буддизма.
Чтобы возвести Боробудур в Индонезии, древним строителям понадобилось более ста лет. Результаты превзошли все ожидания: возведённый в конце VIII – начале IX ст. Боробудур оказался самым крупным буддистским храмом за пределами Индии и Камбоджи.
Внутри нет никакого внутреннего пространства, поскольку возведён он был вокруг природного холма, который древние мастера обложили огромными каменными блоками. Учёные подсчитали, что на постройку этой грандиозной конструкции ушло около 2 млн. кирпичей, несколько тысяч декорированных панелей, было создано более 500 статуй Будд (археологи до сих пор не смогли найти каменоломню, где добывали и обрабатывали камни).
После того как был построен корпус Боробудур, получилась огромная ступенчатая конструкция пирамидальной формы, высотой более тридцати метров и длиной основания около 123 м. Сооружению придали квадратную форму (120 х 120 м), сориентировав каждую сторону по четырём сторонам света и соорудив с каждой стороны наверх лестницу и вход.
С каждой стороны пирамиды установили в определённых позах статуи Будды (всего их на территории храма около пятисот): скульптуры, расположенные на востоке, призывают землю свидетельствовать об истинности своего учения, с южной – обещают паломникам выполнить все их желания, с западной – медитируют, а с северной напоминают верующим продолжать путь к спасению.
Центральный вход храма традиционно оказался с восточной стороны и, поскольку символизирует момент просвещения Будды, входить сюда имеют право лишь буддистские монахи. Именно от центрального входа выбитые в камнях рельефы начинают свой рассказ об истории развития буддизма (повествование это растянулось более чем на пять километров).
Барельефы примечательны тем, что в них можно без труда проследить сюжетную линию, поскольку их характеризует наличие уравновешенной и строгой композиции.
Во время ритуального обхода каждого этажа Боробудур (а каждый ярус они должны пройти около семи раз) паломники, глядя на барельефы и статуи, имеют возможность ознакомиться с жизнью Будды и его учением. Состоит храм из нескольких уровней.
Камадхату (мир страстей)
В настоящее время доступ к первому ярусу для туристов закрыт (сделано это было для того, чтобы не повредить стабильности храма). Известно, что в цоколе храма изначально находилось 160 панелей, на которых был изображён мир чувственных страстей и рассказывающие, к чему они способны привести согласно законам кармы.
Рупадхату (сфера форм или борьба с желаниями)
На панелях, расположенных на этом уровне, изображены истории из жизни Будды. Одни из них повествуют о его предыдущих воплощениях в виде бога, царя, человека и даже животного (льва, оленя, обезьяны). В каждой своей жизни учитель проявляет сострадание и благородство, раскрывая буддийские принципы. Другие рассказывают о странствиях Будды в поисках мудрости.
Арападхату (сфера без форм или приближение к нирване)
Поднявшись на пятый ярус, паломник оказывается на высшем уровне, символизирующий приближение к нирване и оформленный в виде трёх террас округлой формы. В отличие от предыдущих ярусов, здесь полностью отсутствуют барельефы или плиты, но установлены статуи Будды (всего здесь расположено 72 скульптуры).
Размещали их или в нишах в стене, или в середине ступ, по форме напоминающих перевёрнутые колокола с маленькими ажурными отверстиями, через которые можно рассмотреть скульптуры. Такое их местонахождение было выбрано неслучайно: спрятанные под ступами статуи отображают идею отрешённости от мира и пребывание Будды в нирване.
В середине арападхату – центральная ступа, в которой находится последняя, самая большая скульптура Будды. Колокол этот полностью закрыт, поэтому статую увидеть невозможно. Когда скульптуру нашли, у неё отсутствовала голова – почему так получилось, существует несколько версий.
Согласно одной из них, она отвалилась во время землетрясения, другая говорит о том, что статуя почему-то с самого начала была не завершена. Версию о том, что кто-то увёз во время грабежа, ученые даже не рассматривают: огромные размеры скульптуры полностью исключают такую возможность.
Судьба храма
Сильнейшее извержение вулкана в 1006 году не только сильно разрушило Боробудур, но и на восемь столетий похоронило его под толстым слоем пепла, оставив в памяти народа о храме лишь предания. Лишь в начале XIX ст. английский губернатор Раффлз, услышав легенду, решил организовать научную экспедицию, которая довольно быстро нашла храм – и началось восстановление святилища.
Реконструкции эти проводились не один раз и после того, как храм восстановили, Боробудур и Прамбанан, находящийся рядом комплекс индуистских храмов, были признаны ЮНЕСКО памятниками Всемирного наследия.
Храм Боробудур (Candi Borobudur)
На острове Ява в Индонезии, в 40 км от Джокьякарты, находится самый большой буддийский храм в мире — Боробудур. Ежедневно к его подножию приходят приезжают тысячи паломников и туристов. Candi Borobudur — величественное и загадочное культовое сооружение доисламского времени в настоящее время является одной из главных достопримечательностей острова Ява. Название «Боробудур» одни исследователи переводят как «много Будд», другие — связывают с санскритским выражением «Вихара Будда Ур», что означает «Храм на вершине холма».
Все знания современных ученых о точном времени создания храмового комплекса Боробудур и о причинах его забвения являются только гипотезами. Письменных исторических свидетельств о судьбе буддийского культового сооружения не сохранилось. Предполагается, что храм строили в Ⅸ в., во времена правления династии Сайлендра в Центральной Яве и расцвета буддизма и индуизма на территории Индонезии.
Разные версии существуют о причинах забвения Боробудура. По одной из них храм пришел в упадок и был покинут в ⅩⅣ в., после распространения в Индонезии ислама. Другая версия относит его гибель к 1006 г., когда произошло крупное извержение вулкана Мерапи, во время которого окрестности и храмовый комплекс покрылись толстым слоем пепла, а люди надолго покинули эти места. Буйная растительность быстро выросла на плодородном вулканическом грунте и на сотни лет спрятала уникальный исторический памятник и крупнейшее культовое сооружение буддизма от человеческих глаз. Кстати, в 2010 г. вулкан Мерапи вновь проснулся, и после его извержения храм, как в далеком прошлом, засыпало пеплом. Но в этот раз волонтеры при помощи мощных промышленных пылесосов быстро его очистили.
История открытия
Заслуга открытия буддийского комплекса Боробудур принадлежит европейцам. На большой холм, покрытый зарослями джунглей обратили внимание в 1814 г. английские военные. Среди непролазных зарослей из-под земли выглядывали фрагменты резных камней. Раскопки начали пришедшие на смену британцам голландские солдаты. К 1835 г. основная часть гигантского культового сооружения была освобождена от зарослей и толстого слоя вулканического пепла. В середине ⅩⅨ в. многочисленные барельефы храма были зарисованы художником Вильзеном, а в 1873 г. появились его фотографии.
Изучив конструкцию Боробудура, голландские власти хотели его полностью разобрать, чтобы перевезти из джунглей в другое место или раздать по частям в музеи мира. К счастью, этот проект не был осуществлен и величайший храм буддизма остался на своем месте. В 1907—1911 гг. проведена его первая масштабная реставрация, а в 1973–84 гг. — вторая. Был укреплен холм, несущий на себе гигантское каменное сооружение объемом 55000 куб. метров, выполнена защита от размывания грунтов. Архитектурный памятник был включен в список Всемирного наследия Юнеско.
Архитектура храма Боробудур
В основе архитектуры Боробудура лежат основополагающие постулаты философии буддизма о восьми ступенях Просветления, поэтому древнее сооружение насчитывает восемь ярусов-этажей. Храм квадратный в плане, со стороной у основания 118 м, своей конструкцией напоминает фигуру мандалы — символа буддийского мироздания. Всего в нишах и ступах храма было установлено 504 статуи Будды, часть из которых на сегодняшний день утрачены, а у некоторых скульптур отсутствует голова. Конструкция сложена без раствора из 2 миллионов блоков, выпиленных из камня серого цвета вулканического происхождения.
Барельефы, вырезанные на стенах повествуют о мирской жизни людей и 12 земных воплощениях Будды. Исследователи насчитывают 1460 барельефов с различными сюжетами, чтобы их все внимательно рассмотреть, понадобится не один десяток путешествий по террасам Боробудура. Паломники и экскурсанты движутся с нижних ярусов на верхние по спирали обходя террасы и постепенно приближаясь к вершине.
Нижний ярус — Камадхату (уровень страстей) — на барельефах изображена мирская жизнь и кармические пути и судьбы обычных людей.
Средний уровень — Рупадхату (уровень формы) — повествует о преодолениях и испытаниях, которые прошел Будда в своих земных воплощениях.
Верхний ярус из трех террас — Арупадхату (мир без форм) или Нирвана — символизирует высший мир, который непостижим человеческим разумом. На верхних террасах установлены 72 прорезные каменные ступы, в каждой из которых сидит Будда. Венчает сооружение самая большая, но пустая ступа, в которой находится Ничто — высший символ буддийского Просветления.
Храм окружен красивым парком, по которому приятно прогуляться и отдохнуть от зноя в тени деревьев. Путешественники, вдохновленные буддийской философией, и просто романтики встречают в Боробудуре рассвет. К сожалению, популярность этого уникального места и толпы туристов не всегда позволяет погрузиться в медитацию и совершить свой путь к Просветлению на вершине храма, а стоимость посещения на рассвете отличается в большую сторону от обычной экскурсии.
Стоимость билетов
Кроме Боробудура по такому билету можно посетить храмовый комплекс Прамбанан, либо дворцовый комплекс Рату Боко. Такую цену за билеты платят иностранные туристы, местным жителям посещение буддийского храма обходится значительно дешевле.
На панораме Google ступы храма Боробудур
Как добраться
Чтобы посетить храм Боробудур, сначала нужно добраться до одного из ближайших к нему городов. Это — Джокьякарта (Yogyakarta, 40 км), Семаранг (Semarang, 90 км) или Магеланг (Magelang, 17 км). Чаще всего путешествие к храму начинают в Джокьякарте, куда за 40 долларов можно долететь из Джакарты — столицы Индонезии. Из аэропорта Джокьякарты Адисуципто (Адисуджипто) на автобусе Trans Jogja нужно доехать до автовокзала Джомбор. От него отправляются местные рейсы до автовокзала в Боробудуре. От автобусной станции до храма можно дойти пешком, доехать на велорикше или индонезийской конной повозке. Существует прямой автобусный рейс из аэропорта до Боробудура кампании «Damri».
На выходе с территории храма находится целый лабиринт из лавочек с тематическими сувенирами, работают туалеты, здесь же можно купить прохладительные напитки и перекусить.
Тайны храма Боробудур
Величественный храмовый комплекс Боробудур — каменная энциклопедия буддизма — грандиозное и сложное по композиции сооружение, затерянное в джунглях острова Ява в Индонезии. Храм Боробудур считается самым большим буддийским храмом в мире. Комплекс находится в 40 километрах от города Джокьякарты и занимает площадь 1,5 га.
Название Боробудур происходит от санскритского «вихара Будда Ур», что переводится «буддийский храм на горе». Иногда Боробудур называют «храмом тысячи Будд», но статуй Будды в храме всего 504. По одной из легенд, под храмом Боробудур захоронен Будда Шакьямуни, по другой – это гора Меру, являющаяся центром Вселенной.
Объём всего сооружения составляет примерно 55000 м³. Ступа сооружена из 2 млн. каменных блоков. До сих пор ученые не могут определить точную дату и продолжительность строительства этого храма, — предполагают, что храм был возведён в VII—IX вв. правителями государства Матарам из династии Сайлендра.
Для строительства храма были привлечены тысячи рабочих, ремесленников и скульпторов. По мнению исследователей, для насыпи искусственного холма, который стал основанием Боробудура, потребовалось около 75-80 лет. Изготовлено сооружение из темно-серого андезита, который на острове Ява называют «храмовым камнем». На сооружение всего комплекса использовано 55 тысяч кубометров камня, сложенного без применения строительного раствора.
Стены галерей комплекса Боробудур выложены 1460 каменными плитами с барельефами, рассказывающими о жизни принца Сиддхартха Гаутамы. Общая протяженность барельефов составляет около 5 км.
Боробудур возведен как огромная ступа, выполненная в форме мандалы, высотой 34 метра, и отдаленно напоминает огромную ступенчатую пирамиду. Фундамент ступы — квадратный, со стороной 118 м. У ступы имеются восемь ярусов: пять нижних — квадратные, и три верхних — круглые. Форма мандалы, в соответствии с буддийскими представлениями, представляет схему Мироздания. На верхнем ярусе расположено 72 малые ступы вокруг большой центральной. Каждая ступа в форме колокола. Внутри ступ находятся статуи Будды.
Центральным мотивом Боробудура является священная гора Меру — легендарный центр Мироздания в древнеиндийской мифологии. Нижняя часть комплекса, символизирующая нижний мир, Землю, представляет собой пять стоящих друг на друге и последовательно уменьшающихся квадратных каменных террас, окруженных высокими балюстрадами.
Выше располагаются три круглые верхние террасы, символизирующие верхний, духовный мир. Центральная ступа Боробудура диаметром 15 метров и высотой 8 метров, венчающая последнюю, верхнюю террасу, символизирует вершину горы Меру.
Легенда гласит, что в очень далеком прошлом остров Ява плавал в бескрайних просторах океана и для того, чтобы на нем могли поселиться люди, его пришлось прибить к центру Земли. Огромная шляпка гвоздя стала холмом под названием Тидар, который возвышается возле Магеланга, красивого города, лежащего посреди плодородной равнины.
Сотни лет Боробудур лежал покрытый вулканическим пеплом и заросший джунглями. Не ясно, как этот уникальный монумент оказался забытым. Учеными было выдвинуто предположение, что извержение вулкана Мерапи вынудило жителей покинуть свою землю и искать другие места обитания. Извержение произошло в 1006 году, но многие учёные считают, что центр яванской цивилизации переместился в долину Брантас ещё в 928 году. Так или иначе, остаётся загадкой, почему люди оставили Боробудур.
В начале XIX века, когда английский экспедиционный корпус высадился на Яве, один из офицеров случайно натолкнулся на развалины Боробудура. В 1814 году по поручению губернатора Явы была прорублена просека, ведущая к вершине священного холма. Восстановление и сохранение исторического памятника было возложено на голландские и индонезийские власти (в то время Индонезия находилась в сфере влияния Голландии). Однако первые реставрационные работы по спасению храма были проведены только в 1907–1911 годах.
Для предохранения памятника от размывания почвы, коррозии и повреждений от растительности джунглей, в период с 1973 по 1984 год под эгидой ЮНЕСКО была проведена огромная работа по полной реставрации Боробудура. Сооружение полностью разобрали, а холм укрепили. После чего комплекс был собран вновь.
Боробудур называют «каменной энциклопедией буддизма». Паломник, по пути от нижних ступеней к верхним, «постигает истину». Перед ним, по мере движения от подножия храма к главной ступе, разворачивается история жизни и учения Будды, проиллюстрированная высеченными из камня скульптурами, рельефами и буддийскими символами. «Дорога процессий» длиной в 5 км ведет на вершину храма по спирали, последовательно обходя все восемь террас.
Боробудур с многообразием его остроконечных башенок, каменных скульптур и статуй Будды является выдающимся произведением древнего искусства. Несколько сотен рельефов представляют собой иллюстрации к древнеиндийским эпическим сказаниям «Рамаяна» и «Махабхарата».
Храмовый комплекс Боробудур входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Боробудур
Боробудур (Borobudur)
Боробудур – солидное украшение провинции Центральная Ява. Этот храмовый комплекс считается древнейшим среди буддийских святынь. О колоссальных размерах сооружения и вовсе не стоит говорить! Боробудур наглядно иллюстрирует пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Храм признан образцом индонезийской средневековой архитектуры и поэтому с 1991 года внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под №522.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Боробудур
Основная информация
Боробудур возвышается в одном из живописных регионов острова Ява – священной долине Кебу – в 40 км от Джокьякарты. Обнаружение храма напоминает сюжет приключенческого романа об Индиане Джонсе. Долгое время Боробудур скрывался под вулканическим пеплом среди густых джунглей Явы и повторно увидел свет лишь в начале XIX века. Сейчас буддийский «каменный лотос» – одна из наиболее популярных достопримечательностей Индонезии.
Происхождение названия храма до сих пор остаётся загадкой и порождает новые гипотезы. Первая версия предполагает, что слово «боробудур» произошло из забытого диалекта индонезийского языка и означает «Тысячи Будд». Вторая теория гласит: «боро» – наименование территории, «будур» переводится как «древность». Соответственно, название буддийского храма означает «древняя территория». Третья версия наиболее логичная: так, словом «боро» называли комплекс монастырей, а вот «будур» – видоизменённая форма балийского наречия «бедухур» – «наверху».
История Боробудура
В документальных источниках не сохранилось точных сведений о периоде, который затронуло строительство храмового комплекса. Эпоху установили ориентировочно, опираясь на результаты сравнения резных рельефов скрытого подножия Боробудура и надписей, которые встречались в королевских грамотах VIII-IX вв. Вероятно, первый камень храма заложили в 800 году, когда власть над королевством Матарам находилась в руках династии Сайлендра. Строительство предположительно затянулось на 75 лет.
Историю Боробудура нельзя назвать счастливой. Пик популярности храмового комплекса среди паломников сменился длительным периодом запустения, когда жрецы-брахманы ушли из священного места. Причины так и остаются загадкой. В X-XI вв. король Мпу Синдок перенёс столицу Матарама в район Восточной Явы, опасаясь извержений вулканов. Во время очередного пострадал и Боробудур: его частично скрыл толстый слой пепла из вулкана Мерапи.
Впрочем, храм продолжал жить в памяти людей, но уже как источник суеверий, связанных с несчастьем и невезением. На этом месте казнили участников восстания против короля Пакубувоно I; после визита к «спрятанному» Боробудуру заболел и скончался наследный принц Монконагоро… К храмовому комплексу всё реже приходили любопытные путники, а джунгли и вовсе сделали это место недоступным. Так продолжалось вплоть до начала XIX века, когда Ява стала подчиняться британской короне.
В то время губернатор Т. С. Раффлз проявлял интерес к истории острова. Поскольку англичанин коллекционировал антиквариат, он нередко путешествовал по Яве и общался с местными жителями. Судьбоносной стала поездка в Семаранг, где Раффлзу рассказали о легендарном храме, спрятанном в джунглях неподалёку от деревушки Бумисегоро. Губернатор решил проверить, правдивы ли слухи, и отправил на разведку голландского инженера Г. Корнелиуса. Тот, заручившись помощью 2 сотен человек, значительно проредил растительность и начал раскопки Боробудура.
Опасаясь обрушения стен древнего храма, Корнелиус не рискнул освободить от вулканического пепла и земли все галереи. Впрочем, полученного результата было достаточно для рапорта, включавшего и детальные рисунки сооружения. Хотя Раффлз вскользь упомянул участие инженера, губернатору всё же приписывают повторное открытие храма и славу человека, который привлёк к Боробудуру внимание всего мира.
Работу голландца продолжил житель региона Кеду – К. Л. Хартманн, – и к 1835 году раскопки храмового комплекса завершились. За изучение и зарисовки памятника индонезийской архитектуры взялись Ф. К. Винсел и Я. Ф. Г. Брумунд. Они завершили исследование Боробудура в 1859 г. Впрочем, статья о храме так и не была опубликована: Брумунд в последний момент отказался от сотрудничества. Составление монографии поручили более сговорчивому учёному – К. Лимансу. Её опубликовали в 1873 г., а спустя год перевели на французский язык. Первую фотографию Боробудура сделали в тот же период.
Древний храмовый комплекс стал своеобразным магнитом для воров и охотников за сокровищами, желавших нажиться на «сувенирах» из Боробудура. Деятельность некоторых вандалов была даже одобрена колониальным правительством. Так, в 1896 году король Сиама Чулалонгкорн нанёс визит на остров и вернулся домой в сопровождении 8 телег, нагруженных скульптурами из храма. Среди них – статуи привратника (дварапалы) и львов, горгулья, изображения основателя буддизма, рельефные панели и даже водосточные трубы! Сейчас большинство экспонатов входит в коллекцию Национального музея Бангкока.
Пренебрежительно относился к святыне и инспектор культурных экспонатов. Говоря о нестабильном состоянии памятника, он предложил «разобрать» храм до основания, а скульптуры и барельефы – сделать частью музейных экспозиций. Лишь вмешательство В. П. Гроеневельда спасло Боробудур от незавидной участи. Куратор археологической коллекции Батавского общества искусств и наук провёл тщательное исследование святыни. Отчёт показал, что опасения инспектора безосновательны, поэтому храм не тронули.
Боробудур привлёк внимание в конце XIX века, когда председатель Археологического общества в Джокьякарте Я. В. Ижерман обнаружил скрытое подножие. Тогда же были приняты меры по охране религиозного памятника. В 1900 году по его инициативе создали комиссию для оценки состояния Боробудура. В неё вошли инженер Б. В. ван де Камер, офицер Т. ван Эрп и историк Я. Л. А. Брандес.
Реставрация святыни заняла около пяти лет (1907-1911). После того как стены галерей храма «провисли», а на рельефах появились трещины, реконструкцию Боробудура возобновили, но ненадолго. Вторая мировая война и индонезийская национальная революция приостановили восстановительные работы. Это привело к тому, что в середине XX столетия буддийский храм столкнулся с неизбежной угрозой разрушения. Инициатива представителей ЮНЕСКО и кампания Соэкмоно «Спасите Боробудур» помогли сохранить памятник.
С 1975 года началась масштабная реконструкция храмового комплекса. Спонсорами частично выступили Германия, Франция, Кипр, Бельгия и Австралия. Восстановление Боробудура обошлось в 6,9 млн долларов. В 1991 году храм внесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас Боробудур признан наиболее посещаемой достопримечательностью Индонезии. Популярен «каменный лотос» и среди буддийских паломников.
Архитектура Боробудура
Храмовый комплекс занимает площадь 1,5 га. Он возведён в форме огромной ступы из 2 млн каменных блоков, а с высоты птичьего полёта напоминает мандалу (буддийскую модель Вселенной). Архитектором храма считают Гунадхарму. К сожалению, об этом человеке мало что известно. Даже его имя восстановлено не из официальных документов, а из яванских народных сказок. Фундамент Боробудура выполнен в форме квадрата, каждая сторона которого равна 118 м. На этом основании возвышаются 9 ярусов: 6 квадратных и 3 круглых. С увеличением высоты над землёй уменьшается площадь уровней храма.
Верхняя платформа «приютила» 72 ступы небольших размеров, которые окружают центральную ступу покрупнее. Их отличают колокообразная форма и многочисленные ромбовидные отверстия (вероятно, играющие роль декоративных элементов). Статуи Будды притаились за этими резными «ограждениями». Среди туристов распространено поверье: если незаметно просунуть руку в одно из отверстий ступы и дотронуться до каменных пальцев духовного учителя, вам будут сопутствовать счастье и удача.
Боробудур примечателен тем, что не имеет внутреннего пространства. Храмовый комплекс возвели вокруг холма, предварительно обложенного камнями. В результате получилось некое подобие пирамиды, которая возвышается над землёй более чем на 30 м. Каждая из сторон Боробудура сориентирована по сторонам света, имеет лестницу и вход на верхние ярусы. При этом центральные «ворота» в буддийский храм расположены с восточной стороны. Они открыты только для монахов. Лестницы проходят под арочными воротами, украшенными 32 скульптурами львов. В верхней части каждой арки установлена голова Кали, по бокам выступают фигурки макаров – мифических морских чудовищ.
Поднимаясь по ярусам Боробудура от центральных ворот, можно полюбоваться рельефами, повествующими об истории развития буддизма. Примечательно безукоризненное соблюдение сюжетной линии, которая растянулась более чем на 5 км. Она условно делится на три уровня – Камадхату, Рупадхату и Арападхату.
Первый уровень, представленный основанием храма, символизирует мир страстей. На 160 панелях изображались порочные соблазны и кармическое наказание за них. Второй – так называемая сфера форм, означающая борьбу с желаниями, – расположен на пяти квадратных платформах. Здесь повествуется о нескольких воплощениях Будды, в которых духовный учитель по-разному раскрывает принципы буддизма и рассказывает о странствиях в погоне за мудростью.
Третий уровень, занимающий круглые ярусы Боробудура, означает сферу без форм и предвкушение нирваны. Здесь нет барельефов, но без символического значения всё же не обошлось. Статуи Будды, спрятанные в небольших ступах, – воплощение абсолютной безмятежности и отрешённости от земного мира. Центральный «колокол» полностью скрывает скульптуру.
На первый взгляд статуи духовного учителя одинаковы. Если же внимательно приглядеться к ним, можно заметить разницу между мудрами – ритуальными расположениями кистей рук. В буддизме известны пять групп мудр, каждой из которых присуще символическое значение:
Мудры ориентированы на пять основных точек компаса, согласно одному из направлений религии – махаяне. Четыре балюстрады украшают скульптуры Будды с первыми четырьмя мудрами. Пятую балюстраду и ступы на верхней платформе – статуи с последней мудрой.
Раскопки на территории Боробудура показали: прежде храмовый комплекс был окрашен в чёрный, зелёный, красный, синий и золотой пигменты, нанесённые на белоснежную штукатурку. На протяжении столетий проливные тропические дожди смыли краску, превратив храм в тёмно-серую груду вулканического камня. Несмотря на свой невзрачный облик, Боробудур до сих пор считается главным религиозным сооружением индонезийской культуры.
Храмовый комплекс снабжён дренажной системой с многочисленными ливневыми стоками. В каждом углу храма установлено специальное «горлышко», украшенное небольшой резной скульптурой горгульи, гиганта или макары.
Музеи Боробудура
В нескольких сотнях метров к северу от храма расположен музей Кармавибхангга. Здесь хранятся фотографии барельефов Боробудура, каменные фрагменты и археологические артефакты, найденные в окрестностях храмового комплекса. Помимо этого, экспозиция музея включает документацию, которая повествует не только об архитектуре и структуре Боробудура, но и об официальном проекте реставрации храма.
В западной части Кармавибхангги находится и второй музей – Самудра Ракса. Его экспонаты рассказывают туристам о древней морской торговле между Индонезией, Мадагаскаром и Восточной Африкой (так называемый коричный торговый путь). Посещение обоих музеев входит в стоимость билета.
Практическая информация
Территория вокруг храмового комплекса ограждена забором, который образует археологический храм Боробудура. Вход сюда возможен только после приобретения билета (22 EUR), дающего право однократного посещения. Прогулка по территории комплекса в составе экскурсии обойдётся дешевле: в 6-8 EUR. За возможность увидеть Боробудур на рассвете или закате придётся заплатить больше: около 30 EUR.
Храм открыт для посещения с 6:00 до 17:00, но Manohara Hotel любезно предоставляет неофициальный тур для визита в Боробудур до или после закрытия. Им можно воспользоваться даже в том случае, если вы остановились в другом отеле. Всё, что требуется, – подъехать ко входу в Manohara Hotel как можно раньше (желательно около 4:00-4:30) и приобрести билет, когда откроются кассы. После встречи рассвета нужно выкупить стандартный билет и, при желании, забронировать экскурсию на закате.
Если вы мечтаете сэкономить на путешествии, стоит обратить внимание на возможность посетить не только Боробудур, но и Прамбанан (конечно же, по одному билету). В этом случае вы заплатите на 9-10 EUR меньше. Билет действителен в течение двух дней (включая день его покупки), но предоставляет право лишь однократного прохода на территорию обоих храмов. По неизвестным причинам продажа этих билетов не афишируется, так что придётся уточнить у кассира наличие Ticket Package Borobudur – Prambanan.
Как добраться до Боробудура
Доехать до храмового комплекса можно несколькими способами:
Посещение Боробудура возможно и в составе экскурсий. Их отправная точка – остров Бали или известные туристические города Явы.