буддийский храм в астрахани
Хошеутовский хурул
История строительства хурула
После окончания войны с Наполеоновской Францией, один из её участников – князь Серебджаб Тюмень организовал строительство Хошеутовского хурула в честь победы над французами. Однако идея постройки хурула на самом деле была за младшим братом Серебджаба – князем Батур Убаши Тюменем. Будучи специалистом в военном ремесле, Батур Убаши не имел в запасе столько средств, чтобы организовать начало строительных работ. Именно в 1812 году по приезду домой Батур Убаши рассказал своему брату Середжабу о своей идее, и тот с удовольствием решил поспособствовать.
За основу строения была взята схема Казанского собора, но нельзя сказать, что это было простое заимствование. Батур Убаши внес значительные коррективы во внешний дизайн будущей постройки, добавив восточные оттенки. Строительство храма началось в 1814 году вблизи села Тюменевка, которое сегодня именуется Речное. Изначально храм рассчитывали построить исключительно за средства Серебджаба Тюменя, однако неравнодушные местные жители на добровольной основе внесли довольно объемные пожертвования, ускорив строительство. Само строительство было завершено предположительно в конце 1818 года.
Дизайн Хошеутовского хурула
Калмыцкий хурул без проблем пережил несколько ключевых исторических моментов в истории России, включающий войны и революции, однако период Советской власти стал переломным. Начиная с 30-х годов прошлого века, в связи с антирелигиозными гонениями со стороны правительства, весь комплекс построек хурула был заимствован под «народные» нужды. Хурул побывал в роли детского сада, потом школы, а ближе к закату советской эпохи и зернохранилищем. Однако с 60-х годов по причине появления очередных строительных задач местной власти, часть хурула была разобрана на кирпичи. После этого осталась лишь основная постройка – молельня.
Ближе к распаду Советского Союза начались обсуждения по поводу реставрации Хошеутовского хурула. В Калмыцкой АССР, в Элисте после собрания организационного комитета, состоявшегося 23 октября 1990 года в Астраханском музее был утвержден основной объем работ; была определена необходимая смета на реставрацию и подчеркнута значимость данного архитектурного памятника.
Внешнее описание хурула
Постройка вобрал в себя культуры русского и калмыцкого народов, объединив черты, как восточной буддийской архитектуры, так и западноевропейской. Восточные особенности были внесены благодаря буддийскому монаху Гавану Джимбе, который к строительству хурула вернулся из паломничества по восточным странам.
К моменту своего окончательного достраивания весь хурул был соединенным между собой комплексом построек поменьше, который включал в себя основное монастырское здание – молельню с центральной трехярусной пагодой, две галереи и две малые башни, а также несколько хозяйственных построек и брусчатую оградку на кирпичных столбах.
Почти на каждом кирпиче был выбит выпуклый рисунок, изображавший лук со стрелой. Данное изображение получило название «тамга», что в переводе означает родовой знак.
Реставрация Хошеутовского хурула
Буддийские символы в виде субурганов и ганчжиров, вогнутые крыши и общая монументальность строения в дополнении с классической строгостью четко отображают результат синтеза двух разных культур, удачно их совмещая. Желтый цвет стен, зеленые крыши идеально отображают колорит степей, которые окружают комплекс вокруг.
Хошеутовский хурул сегодня
Хошеутовский хурул в настоящее время
Постепенно, приближаясь к нашим дням, храм стал принимать свой изначальный, хоть и местами измененный, вид. Основное здание получило желтую окраску, были отштукатурены стены храма изнутри. Интересный факт заключается в том, что кирпичи с родовыми знаками остались почти нетронутыми временем. Однако некоторые моменты, связанные с реставрацией, вызывают большие нарекания сегодня. После начала работ в 2009 году были нарушены пропорции крыши, позднее были утрачены некоторые детали архитектурного декора. Но самое больше недовольство среди местных прихожан вызвали не достоверные воспроизведения исторических деталей буддийской символики.
Как добраться до Хошеутовского хурула
Село, в котором он располагается, находится на расстоянии примерно в 140 километрах по дороге и в 100 километрах напрямую от Астрахани. Из самой Астрахани существует несколько частных туристических компаний, которые осуществляют еженедельные рейсы к нему.
Чтобы доехать своим ходом на автомобиле, то придется потратить на дорогу 2-3 часа. Схема маршрута предполагает минование таких сел, как Тулугановка, Новоурусовка, Хошеутово и поселков Аксарайский, Лапас и т.д.
Заключение
В текущем 2018 году Хошеутовский хурул отмечает свой юбилей – 200 лет. Этот важный представитель истории калмыцкого народа, международно признанный архитектуры внес значительный вклад в историю родины калмыцкого народа. Он пережил множество войн, атеистическую советскую эпоху, разруху девяностых и нехватку бюджета на современные реставрации и по сей день привлекает множество туристов, особенно из Элисты и прочих крупных калмыцких городов.
В Астраханской области после века запустения восстановлен самый старый буддистский храм России
Ритуал очищения в нем провели монахи из старинного индийского монастыря.
Сто тысяч раз. Именно столько калмычка Валентина Бадмаева прочитала мантру Манджушри на ритуале очищения самого старого буддистского храма в России – Хошеутовского Хурула в Астраханской области. Ему исполнилось 200 лет. Ей – 77.
Он был построен ровно 200 лет назад в честь победы над Наполеоном. Тогда предки нынешних калмыков под руководством полководца Сереб-джаб Тюменева плечом к плечу с русскими войсками вышли противостоять французам и одержали несколько побед, став героями не только своего народа, но и России. Войска под предводительством Тюменева одни из первых вошли в Париж, а по возвращении домой Тюменев приказал построить в знак дружбы между народами и в память о погибших героях большой буддистский храм. Увы, в начале 20 века храм был почти полностью разрушен. Его использовали то как склад, то как сельский клуб.
В 2005 году хурул было решено восстановить. К этому моменту «в живых» осталось только одно крыло некогда полукруглого строения с двумя часовнями и анфиладой. Восстановленный храм на данный момент передан в пользование астраханской общине буддистов.
Открыть храм приехали восемь монахов из монастыря Ташилунпо (на юге Индии). Недавно этот монастырь также был восстановлен после переселения монахов из Китая. Теперь его монахи помогают представителям общины в других странах, в том числе и в России. Возглавил делегацию администратор монастыря, качен (доктор буддистской философии) Еше Дондуб.
«У нас было очень странное чувство, когда мы приехали сюда. Мы проделали очень долгий путь и увидели этот храм, совершенно пустой внутри. Для нас это очень странно. У нас никогда святые места не бывают пустыми, всегда люди туда приносят подношения, ставят свечи. А здесь ничего не было. На сердце у нас стало неспокойно. Люди здесь такие же, как у нас, но мне их даже жалко: они совсем не знают свою веру. Внешне все очень похоже, и ритуалы они повторяют по примеру своих предков очень похоже, но совершенно не понимают их истинный смысл, не понимают, что должно быть вложено в эти ритуалы. Им очень не хватает просвещения. Они видят в религии только подражание предкам, но религия не осталась в прошлом, она развивается вместе с нами» — рассказал Еше Дондуб.
Вместе с другими монахами он в течение недели создавал в хуруле мандалу Манджушри – сложный рисунок из цветного песка. Любой, кто увидит этот рисунок – станет немного ближе к просветлению, верят буддисты. Но долго смотреть на него не получится – уже в субботу, 11 августа, мандалу «смешают», а песок раздадут всем желающим.
На открытии хурула в Речном побывал губернатор Александр Жилкин. Приехал и глава республики Калмыкия Алексей Орлов. Они оба отметили, какую важную роль играет восстановление храма для буддистов страны. При этом Жилкин подчеркнул, что открытие хурула восстанавливает историческую справедливость перед астраханскими калмыками и их предками.
В Астрахани появится первый буддийский хурул
В микрорайоне АЦКК
В Астрахани планируют возвести буддийский храм. Недавно прошло освящение земли, на которой будет строиться хурул.
16 мая в микрорайоне АЦКК прошёл обряд освящения местности под строительство первого в городе буддийского храма – хурула. Ритуал проводил приглашённый руководитель тибетского культурного центра Элисты досточтимый Геше Лобсанг Гьяцо. Это событие совпало с празднованием священного для буддистов месяца Сага Дава (калмыцкий вариант Ур Сар), который в этом году проходит с 12 мая по 10 июня.
После прочтения молитв досточтимый Геше Лобсанг Гьяцо в своей речи выразил уверенность в том, что это место будет приносить всем людям, вне зависимости от национальной принадлежности и вероисповедания, умиротворение, мир и спокойствие.
Строительство хурула планируется осуществить за счёт народных средств. Инициаторы возведения рассчитывают на посильную помощь астраханцев.
ТОП-5. Общество
Самое читаемое на сайте
Сетевое издание «Информационно-новостной портал «КаспийИнфо»
Учредитель: А.Н. Нечаев
Главный редактор — А.Н. Нечаев
Телефоны редакции: 8 (8512) 48 18 14
или по телефону: 8 (8512) 48-18-06
Мнения авторов статей, опубликованных на портале «КаспийИнфо», материалов, размещённых в разделе «Моя тема», а также комментариев пользователей к материалам сайта могут не совпадать с позицией портала «КаспийИнфо».
Подписка на новости: RSS
Данные погоды предоставляются сервисом
Все права защищены «Информационно-новостной портал «КаспийИнфо» 2007–2021. Любые материалы, размещенные на портале «КаспийИнфо» сотрудниками редакции, нештатными авторами и читателями, являются объектами авторского права. Права«КаспийИнфо» на указанные материалы охраняются законодательством о правах на результаты интеллектуальной деятельности. Полное или частичное использование материалов, размещенных на портале «КаспийИнфо», допускается только с письменного согласия редакции с указанием ссылки на источник. Все вопросы можно задать по адресу people@caspy.net. Материалы рубрики «Новости партнёров» публикуются в рамках договоров (соглашений, контрактов) об информационном сотрудничестве и (или) размещаются на правах рекламы. Партнёрский материал — это статья, подготовленная редакцией совместно с партнёром-рекламодателем, который заинтересован в теме материала, участвует в его создании и оплачивает размещение.
У вас отключены Cookie или JavaScript. Для полноценного использования сайта, пожалуйста, включите их в своём браузере.
Хурул Хошеутовский (Астраханская область, Харабалинский район)
Хошеутовский хурул в с. Речное можно по праву называть одной из самых уникальных достопримечательностей Астраханской области, ведь это самый старый буддийский храм России!
История постройки храма связана с именами хошеутовских нойонов (князей) Тюменей и уходит своими корнями к событиям Отечественной войны 1812 года, в которой калмыки принимали самое непосредственное участие.
Для борьбы с Наполеоном астраханскими нойонами Джамбой Тундутовым и Тюмень-Джиргаланом было сформировано два конных калмыцких полка, каждый из которых насчитывал по 500 всадников. Один из этих полков возглавил сын Тюменя-Джиргалана – Серебджаб Тюмень, опытный военный в звании майора, имевший опыт службы на Кавказе. Другой сын Тюменя-Джиргалана – Батур-Убуши, участвовал в войне в составе лейб-гвардии казачьего полка.
Еще один калмыцкий полк был сформирован из числа ставропольских калмыков. Воевали калмыки и в составе соединений донских казаков. Для помощи армии калмыками было собрано 25510 рублей, 1080 строевых лошадей, 1100 голов скота.
Калмыцкие конники дошли до стен Парижа и 19 марта 1814 года победным маршем прошли по столице Франции. В ходе сражений калмыки проявили себя отважными воинами – многие были удостоены наград, в том числе таких высоких как орден «Святого Георгия», а офицеры полков получили серебряные эполеты. За боевые заслуги Серебджаб Тюмень был удостоен нескольких орденов, а чуть позже и звания полковника.
Летом 1814 года Батур-Убуши посещал Петербург, где принимал участие в торжествах по случаю победы. Вдохновленный величием собора Казанской иконы Божией Матери, ставшего после победы над Наполеоном памятником русской воинской славы, Батур-Убуши решил увековечить память о победе в родных степях. Так родилась идея строительства каменного хурула, архитектурной изюминкой которого стала колоннада, «заимствованная» калмыками у Казанского собора Петербурга. Калмыцкий монах Гаван Джимбе, совершивший до этого паломничество в Тибет, гармонично дополнил проект архитектурными элементами буддийского востока.
Эту достопримичательность Астраханской области начали строить в 1814 году. Хурул заложили вблизи родового имения Тюменей, на месте старого деревянного культового сооружения. Храм возводился на добровольные пожертвования и средства Батур-Убуши и Серебджаба Тюменя. Точной даты окончания строительства хурула не известно.
Комплекс хурула состоял из молельни и двух галерей, отходивших полукругом от центральной башни и заканчивавшихся двумя малыми башнями. Помимо сходства с Казанским собором Петербурга, такая композиция напоминала натянутый лук – родовой знак хошеутовских нойонов, перекочевавших в эти края из Джунгарии и прославившихся своими воинами, которых ставили во главе боевого клина (от слова «хош» – клин, произошло и название рода). Кстати, даже спустя 200 лет на кирпичах храма отчетливо видны выпуклые изображения лука со стрелой.
После постройки Хошеутовский хурул стал не только одним из главных культовых сооружений калмыков-ламаистов, но и ярким символом союза русского и калмыцкого народов.
Примечательно, что здесь в разное время бывали всемирно известные личности. Так в 1829 году сюда заезжал немецкий ученый-энциклопедист, физик, метеоролог, ботаник и зоолог барон Фридрих Вильгельм Генрих Александр фон Гумбольдт (1769-1859). В октябре 1858 года это место посетил французский писатель, драматург и журналист Александр Дюма (1802-1870), описавший впоследствии свои впечатления в путевых записках «Из Парижа в Астрахань». А 3 сентября 1871 года здесь торжественно встречали императора Александра II (Александр Николаевич Романов, 1818-1881) с сыновьями – цесаревичем Александром Александровичем Романовым (1845-1894) и Великим князем Владимиром Александровичем Романовым (1847-1909).
После октябрьской революции для хурула настали тяжелые времена. Храм был закрыт для верующих – в разные годы здесь были то клуб, то склад, а в 60-е годы часть построек попросту разобрали на кирпич для нужд местного колхоза. Из всех строений до наших дней сохранилась лишь молельня и центральная башня.
В 2009 году начаты долгожданные работы по восстановлению былого величия уникального памятника. Летом 2014 года закончена реставрация центральной молельни. Вопрос восстановления храма в первозданном виде (с колоннадами и малыми башнями) остается открытым.
Помимо Хошеутовского, на территории Астраханской области есть еще один хурул – Лиманский.
Эту достопримечательность Астраханской области можно увидеть в ходе экскурсии в столицу Золотой Орды – Сарай-Бату.
astkraeved
astkraeved
Старейший буддийский храм Европы – Тюменевский хурул Хошеутовского улуса расположен в с. Речное Харабалинского района Астраханской области.
Остановимся на истории основания храмового комплекса и его современности.
Основателем Хошеутовского хурула был Сербеджаб Тюмень (1774-1848 гг.) – представитель калмыцкого княжеского рода хошоутов. Сербеджаб Тюмень был выдающимся военачальником, активным участником Отечественной войны 1812 – 1814 гг. В 1811 г. Сербеджаб Тюмень возглавил Второй Астраханский калмыцкий полк. Находясь в действующей авангардной армии награжден чином майора (15 ноября 1811 г.). За участие в боевых действиях в годы Отечественной войны 1812-1814 г. был награжден многочисленными правительственными наградами. После войны стал владельцем Хошеутовского улуса Астраханской губернии.
Хошеутовский хурул, построенный в 1818 г., стал памятником в честь победы в войне 1812 г. Инициатором постройки хурула был Сербеджаб Тюмень. Авторами проекта – его брат – Батур-Убуши Тюмень (выдающийся калмыцкий историк и литератор) и буддийский монах Гаван Джимбе. Строительство храма было начато вблизи Тюменевки – родового поместья княжеского рода, на месте старого деревянного хурула. Храм возводился на добровольные пожертвования калмыцкого народа и на средства Серебджаба Тюменя.
Ансамбль сооружений Хошеутовского хурула состоял из молельной, центральной башни и двух галерей, отходивших от нее полукругом и заканчивавшихся двумя малыми башнями. Молельня (базилика) и главная башня – единственное, что сегодня сохранилось от величественного сооружения XIX в.
Кроме постоянного мелкого ремонта проводились и две крупные реставрации комплекса в 1867 и 1907 году. Так в 1907 году хурул реставрировался под руководством архитектора Управления калмыцким народом В. Б. Варганика-Вальдовского.
Тюменевский Большой хурул включал четыре хурула: Ики хурул (собственно Хошеутовский хурул), Большой Манлы, Большой Докшадын, Малый Цацан. В начале XX в. в хуруле было 35 хувараков.
Период Советской власти стал трагическим для многих культовых сооружений страны. В Нижнем Поволжье в ходе «культурной революции» велась планомерная борьба с религией, в ходе которой разрушались культовые строения.
В результате ее значительно пострадал и Хошеутовский хурул. В 30-е годы хурул становится сначала детским садом, затем школой и зернохранилищем. В 60-е годы колхозу понадобился кирпич для строительства коровника – с этой целью были снесены галереи и малые башни хурула. Сегодня сохранилось лишь основное монастырское здание – трехнефная молельня с трехъярусной башней.
После депортации калмыков в 1943 г. и переселения в село в 1947 русских старообрядцев из Румынии, село Тюменевка, вошедшее в состав Астраханской области было переименовано в Речное.
Постепенно менялось отношение светских властей к памятнику. По решению исполкома Астраханского областного Совета депутатов трудящихся от 14 ноября 1967 года хурул был принят под охрану государством как памятник истории и культуры местного (областного значения). Это спасло храм от окончательного разрушения, но восстановление комплекса за этим решением не последовало. На волне интереса к религии, к историческому прошлому народов России в конце 80-х – начале 90-х годов XX века возник проект реставрации хурула.
В сентябре 1989 года руководством Калмыцкой АССР и Астраханской области было принято решение о начале работ по реставрации памятника, был создан оргкомитет и определены задачи реставрационной деятельности. О проекте реставрации рассказывала астраханская газета «Волга»: в целях «…сохранения памятника и укрепления межнациональной дружбы» комиссия во главе с председателем Астраханского облисполкома А.П. Гужвиным и председателем Совмина Калмыцкой АССР Б.Ч. Михайловым постановила начать реконструкцию памятника. Был утвержден объем работ, составлена смета (1 млн. руб.), подрядчиком выступало объединение «Россреставрация».
На совещании оргкомитета, состоявшемся 23 октября 1990 года в Астраханском музее-заповеднике, прошло обсуждение вопроса о реставрации Хошеутовского хурула в присутствии представителей двух заинтересованных сторон: Калмыцкой АССР и Астраханской области.
На заседании была подчеркнута историко-культурная значимость реставрации архитектурного памятника. Вместе с тем обсуждение выявило различие подхода сторон к данному вопросу. Ряд представителей КАССР первоначально настаивали на передаче памятника буддийской общине и проведении реставрации силами верующих. Астраханская сторона в этом не была заинтересована.
Было решено начать реставрационные работы в мае 1990 года. По плану реставрации памятнику выделялась охранная зона, для организации которой планировалось снести 8 жилых домов, углубить и укрепить берег Волги. Поэтапное восстановление памятника должно было занять 10 лет.
Музей, который планировалось открыть в 1995 году в отреставрированном хуруле, должен был стать центром научно-просветительной работы, рассказывать об истории буддизма, о народах, населяющих Астраханский край.
В планах музея значилось создание новых экспозиций, одна из них – «Хошеутовский хурул – памятник истории и культуры». Для организации данной выставки провозглашалась необходимость проведения историко-бытовых комплексных экспедиций в с. Речное, воспроизведения и реконструкции экспонатов (калмыцких икон-дарцигов, заказ знамени II Калмыцкого полка), реставрации этнографического материала.
В 1991 году объединением «Росреставрация» были начаты работы по восстановлению памятника. Однако, после прекращения финансирования все работы были свернуты в том же году. Исчезновение денег и стройматериалов, выделенных на восстановления хурула – это материал для отдельной статьи. Отметим лишь, что по некоторым сведениям, зарубежные благотворители перечисляли на счет реконструкции хурула сотни тысяч долларов…
В декабре 1995 года Хошеутовскому хурулу была присвоена категория памятника федерального значения.
В 1996 г. инициативная группа астраханцев, заинтересованная в восстановлении храма, создает Астраханское отделение Международной Лиги защиты культуры, которое возглавила Е.В. Рожкова. Лига объединила астраханских буддистов, краеведов, представителей Общества национальной калмыцкой культуры, в борьбе за сохранение хурула.
Тема Хошеутовского хурула оставалась злободневной и в начале XXI в. Вопрос о реставрации памятника в последние несколько лет поднимался буддистами Астраханской области и представителями калмыцкой общественности, заинтересованными в восстановлении храма. Вместе с тем, несмотря на обращения широких кругов общественности республики и области, астраханская администрация оставляла актуальный вопрос без внимания…
В 2002 году буддийской общиной села Заволжье был подготовлен и передан в территориальное управление Мингосимущества РФ по Астраханской области пакет документов для оформления передачи Хошеутовского хурула в безвозмездное пользование местной религиозной организации.
В результате многочисленных обращений верующих заинтересованных в восстановлении хурула, эту тему вновь удалось поднять на областном уровне.
7 августа 2004 г. в администрации Астраханской области под председательством губернатора А.П. Гужвина состоялось совещание, посвященное восстановлению памятника истории и культуры федерального значения «Храм (Сюмэ) калмыцкий Хошеутовский хурул». По решению губернатора планировалось создать Попечительский совет по восстановлению святыни, руководить которым должен был глава региона, а одним из сопредседателей – депутат Государственной Думы РФ от фракции «Единая Россия» Александра Буратаева.
7 августа 2004 г. было принято решение о передаче хурула в безвозмездное пользование местной буддийской общине. Первый этап реставрационных работ оценивался в 6 млн. рублей, за счет частных пожертвований, для которых планировалось открыть специальный банковский счет.
В августе 2004 г. состоялось освящение храма. Встречу у храма и торжественный молебен организовали Астраханское отделение Международной Лиги защиты культуры, Калмыцкое общество «Истина души» при Всероссийском обществе репрессированных граждан и народов «Мемориал», местная религиозная организация Заволжья «Община буддистов». На боковую стену храма был укреплен памятный щит, на котором храм обозначался как памятник истории и культуры XIX века, для паломников и всех желающих содействовать возрождению духовных традиций калмыцкого народа даны реквизиты «Общины буддистов», которая взяла на себя опеку над останками храма.
Службу-молебен проводил тибетский лама Нованг Реглан. Храм заполнили жители села Заволжское, гости, приехавшие из Астрахани, Цаган-Амана.
В настоящее время на памятнике ведутся активные реставрационные работы по проекту астраханского архитектора Махмудова А.А. Стараниями министерства культуры Астраханской области хурул уже несколько лет попадает в Федеральную целевую программу по сохранению культурного наследия нашей страны. Работы ведутся московскими подрядчиками. Дел еще много, но сам процесс вызывает большой оптимизм. Под вопросом дальнейшая судьба памятника. Не уверен, что местная буддийская община возьмет объект на баланс. Текущий ремонт, подвод коммуникаций, охрана и т.п. требует денег. В селе нет прихода и ламу содержать не кому. На мой взгляд, наиболее удачный вариант развития событий – реализация проекта «Храм-музей». В дни больших праздников он бы действовал как культовое сооружение, в остальное время радовал гостей экспозициями, посвященными истории буддизма в нашем крае – проект уже есть. Главное чтобы памятник был восстановлен и зажил новой жизнью