буддийский монастырь на алтае
Буддизм на Алтае — история возникновения и развития
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня вы узнаете, как зарождался и развивался буддизм на Алтае. Из-за своего расположения эта территория имеет богатую духовную культуру, а местное население так до сих пор и не определилось с выбором единой религии для региона.
Для того, чтобы проследить историю развития верований на Алтае, давайте сперва окунемся в древние времена.
Как было в древности
Самые ранние формы верований, которые были здесь – это:
Они постепенно, тысячелетиями, оформлялись в шаманизм. Затем сюда добрался и буддизм. Среди местных археологических находок есть иконография буддийских сюжетов раннего периода и тибетского направления буддизма, изречения из палийского канона, относящиеся к VII веку.
Несмотря на довольно развитые религиозные представления, местыне племена продолжали поклоняться предкам, огню, духам, солнцу и другим небесным светилам.
В своих культовых практиках они использовали магию и колдовство. Перед наступлением нашей эры, гунны, проживавшие в горах Алтая в этот период, активно общались с буддийскими странами по экономическим и политическим вопросам.
В китайских документах VI века н.э. имеется письменное свидетельство того, что гунны в I столетии до н.э. боготворили статую какого-то важного буддийского бога. Но насколько здесь был распространён буддизм, история умалчивает, из-за ограниченного количества письменных доказательств.
В различные периоды существования обитатели в алтайском крае так или иначе контактировали с представителями буддийского мира:
Как возник бурханизм
Официальным рождением бурханизма считается общая молитва алтайцев в начале XX столетия в Усть-Канском районе с призывами к Ойрот-хану, который считался представителем Бурхана. В основе веры лежало ожидание прихода мессии. Последнего почитали как высшее божество всеобъемлющей доброты.
У него были земные избранники – ярлыкчи, что значит «те, кому бог дал ярлык». Бурханисты отрицательно относились к чёрной магии и общению с потусторонними силами, и поклонялись только светлым духам. Ярлыкчи занимались врачеванием и организовывали совместные моления алтайцев в виде обрядового поклонения родной земле.
Бурханизм или «Белая вера»
Моления проходили в определённых местах, в назначенное время, у них было название. Сезонные поклонения назывались «Зелёная листва» и «Жёлтая листва» и проводились, соответственно, весной и осенью.
Что происходит в наши дни
На стыке двух веков – XX и XXI, на территорию Горного Алтая стали снова проникать буддийские школы, и началось возрождение бурханизма. Бурханизм представляет собой и религию, и национальное движение.
Как религия, он под новым углом зрения рассматривает древние верования и мифологию алтайских народов, отвергая жертвоприношения, бытовавшие в шаманской практике.
А национальные идеи выражаются в нём стремлением к объединению жителей Алтая мирными методами в единую нацию в своём, отдельном государстве. Бурханисты зовут своё вероучение белым, молочным, в противопоставление жёлтому вероучению гелугпинцев и красному – трёх других тибетских буддийских ответвлений.
С 1992 года, когда буддийские верующие Алтая объединились, и до сих пор, строится буддийский центр организации под названием «Ак Буркан», что значит «Белый Бурхан».
Ак-Бурхан
Местом его расположения является Горно-Алтайск, единственный город на Алтае и его столица. Эта религиозная организация считается представителем алтайского буддизма и является членом БТСР – буддийского российского сообщества.
Горноалтайский дуган служит местом отправления религиозного культа, в нём празднуют монгольский Новый год – Чага байрам, проводят другие богослужения. Ламы дугана принимают верующих по разным вопросам. В Горно-Алтайске планируется постройка и других храмов, но этим планам пока мешает отсутствие финансирования.
Буддийские памятники
В этом краю возвели два буддийских субургана: в Усть-Коксинском районе и в Каракольской долине. Вторая посвящена Боору, который возглавлял один из родов на юге в XVIII веке. Боор первым из алтайцев получил степень доктора буддийской философии, проучившись двадцать пять лет в Тибете.
Белую гранитную ступу в 1996 году поставили на том месте, где Боора кремировали. Памятник высотой два метра содержит под собой вещи для отправления культа. Навершие представляет собой символы небесных светил из металла.
Буддийские школы
Школа Гелуг возобновила проведение ретритов в горах Алтая с 2009 года. Сострадающий Авалокитешвара являлся центральной фигурой первого из них.
Школа Карма Кагью тоже возводит своё учреждение «Буддийского алмазного пути». Местоположение его – село Аскат. Начало строительства датируется 1996 годом. Тут регулярно останавливаются странствующие учителя этой традиции, которые руководят коллективными и индивидуальными ретритами.
Чуть больше десяти лет назад на Алтае начали строить бонский образовательный центр. Он является одновременно и поселением тех, кто придерживается Учения о Просветлении. Это единственное заведение такого рода в России.
Центр Шен Линг, Алтай
Шен Линг, так оно называется, и в переводе это означает «место, где живут жрецы». Задачами центра является духовное общение буддистов с его учителями, обучение правильному выполнению практик, а главная цель — донесение до прихожан положений из Учения Свастики.
В гостях у алтайских буддистов часто бывают учителя разных буддийских традиций из крупных городов России и Индии.
Заключение
В Горном Алтае хранится мудрость и духовность, накопленная человечеством. Считается, что здесь человеческое сознание может мистически трансформироваться.
Друзья, если вам понравилась статья, не забудьте поделиться ею с друзьями в социальных сетях!
И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!
«Ак-Буркан» кӱрее (дацан)
«Ак-Буркан» кӱрее (дацан) запись закреплена
Общественная организация «Алтай-Ойрот»
УРЯНХАЙСКИЙ ЛУК ОБЪЕДИНИЛ ТУВИНЦЕВ
До сих пор в Туве нет однозначного ответа, является ли их народ частью монголосферы. Великие полководцы Чингисхана – Джельме и Субэдэй-багатур были урянхайцами, но могут ли тувинцы называть себя таковыми?
Показать полностью.
По склонам Алтайских гор издревле кочевали тувинцы – прямые потомки древних тюрков и уйгуров, вошедшие в монголосферу в XIII веке. Ученые затрудняются ответить окончательно на вопрос, были ли нынешние монголоязычные урянхайцы Алтая, соседи алтайских тувинцев, такими же тувинцами, со временем перешедшие на монгольский язык.
Или они изначально были монголоязычными? Скорее всего, под общим этнонимом урянхай, были объединены и монголоязычные и тюркоязычные кочевники Алтая. Только в XX веке на основе марксистской теории их начали делить на монголоязычных урянхайцев и тюркоязычных тувинцев, хотя они осознают свое единство. Это отражается у них во многом. Одним из таких общих атрибутов является поголовное занятие стрельбой из лука урянхайского типа. У всех школьников-урянхайцев и тувинцев имеется свой лук, и они приносят их с собой из дома на занятия физкультуры в школе.
Урянхайский лук отличается от остальных монгольских луков тем, что он больше по размеру и в нем используется стрела с большим округленным наконечником. Вообще лук и стрелы в жизни тувинцев имеют особую магическую роль. Они считаются священными, нельзя без разрешения прикоснуться к чужому луку. У детей на верхней одежде пришивают образ лука в районе лопатки для оберега от нечистой силы. И у тувинцев и у урянхайцев общая тамга в виде лука. Разные роды имеют некоторые дополнения в виде стрелы или солнца и луны. После распада Монгольской империи алтайские урянхайцы оказались в составе ойратов и активно участвовали в их политической жизни и этногенезе. Как жители Алтайских гор и меткие стрелки, они добывали ценную пушнину для двора Хунтайджи, верховного правителя Джунгарского государства.
Потомки тех славных бойцов, совершивших дерзкий рейд по безлюдной пустыне Такла-Макан и заснеженным вершинам Кунлуньских хребтов, алтайские урянхайцы и тувинцы Монголии спустя веков продолжают заниматься стрельбой из лука, как им завещал полководец Джельме, верный соратник Чингисхана. По преданиям алтайских урянхайцев и тувинцев, именно Джельме установил правила игр по стрельбе из лука среди урянхайцев. Каждый год первенство Монголии по стрельбе из лука на празднике «Наадам» оспаривают между собой представители двух окраин Монголии – урянхайцы и буряты.
Автор: Батмунхийн Элбэгдорж
«Ак-Буркан» кӱрее (дацан) запись закреплена
Горно-Алтайский государственный университет ГАГУ
В ГАГУ начнут преподавать корейский язык
Мода на корейскую культуру в мире бьет рекорды и широко распространяется в России. Представлена корейская культура и в Горном Алтае. Со следующего года в ГАГУ начнется набор на бюджетные места для желающих изучать корейский язык. Декан факультета алтаистики и тюркологии ГАГУ Сурна Сарбашева рассказала, как университет будет заранее присматриваться к будущим студентам, которым интересно все корейское.
Показать полностью.
Сыграло свою роль и то, что в конце сентября наш университет с дружественным визитом посетил директор Корейского фонда в Москве Лим Чол Ву. Он рассказывал о деятельности фонда, программах научных и языковых стажировок для студентов, аспирантов и молодых учёных.
Напомню, ГАГУ сотрудничает с корейскими партнерами с 2015 года, когда было подписано соглашение с Корейским государственным университетом культурного наследия. Ранее студенты ГАГУ проходили музейную практику в г. Пуё, а студенты и преподаватели из корейского вуза-партнера участвовали в археологических экспедициях на территории Республики Алтай. Также ГАГУ неоднократно принимал стажеров из Института евразийской тюркологии Женского университета Донгдук.
— Как вы будете набирать студентов?
— Мы начнем с профориентационной работы. Приемная кампания 2021 года в ГАГУ заканчивается во вторник, 9 ноября, и одновременно с этим начинается приемная кампания следующего, 2022 года; начинается она, в частности, с профориентационной работы. Желающие изучать корейский язык смогут подать документы на поступление, как и полагается, летом следующего года. Но уже в ближайшие месяцы, в течение зимы и весны, мы организуем онлайн- и офлайн-встречи для фанатов и ценителей корейской культуры, чтобы заранее познакомиться с ними, подробнее рассказать об университете, факультете алтаистики и тюркологии, о деятельности нашего Центра алтаистики и тюркологии и, самое важное, вместе получить удовольствие от общения на разные темы корейской культуры. На эти встречи будут приглашены будущие преподаватели корейского языка. После пары таких мероприятий мы будем понимать: кто серьезно настроен изучать корейский язык, кому нужно помочь, например, в подготовке к сдаче необходимого ЕГЭ.
Запуск преподавания корейского языка – одна из стратегий развития Центра алтаистики и тюркологии ГАГУ, ведь, как я уже напомнила выше, алтайский и корейский языки входят в одну языковую семью. Следующим шагом в развитии Центра может стать преподавание, например, японского языка.
Если вам интересно принять участие в специальном мероприятии ГАГУ для ценителей корейского языка и корейской культуры (онлайн или офлайн), заполните заявку по ссылке:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSc6SammqJ7Fi..
Имеющие продвинутый уровень изучения китайского языка (не начинающие) в течение недели могут присоединиться к курсам по китайскому языку. Подробнее о возможности изучения китайского языка в ГАГУ: https://www.gasu.ru/university/news/11090/
До конца рабочего дня вторника, 9 ноября, можно успеть подать документы в ГАГУ на заочное обучение (платно, невысокие цены) по следующим направлениям и специальностям:
Земельный кадастр
Для кого? Для самых практичных и расчетливых.
Практическая психология
Для кого? Для желающих зарабатывать на психологическом консультировании и помогать людям справляться с психологическими проблемами.
Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Для кого? Для будущих защитников предпринимателей.
Юриспруденция
Для кого? Для ценителей справедливости и законности.
Физическая культура и физкультурное образование
Для кого? Для ведущих здоровый образ жизни и любящих спорт.
Руководство студией декоративно-прикладного творчества
Для кого? Для творческих людей, любящих народную художественную культуру.
Региональная экономика и управление (магистратура)
Для кого? Для желающих делать карьеру на государственной и муниципальной службе.
Организация и управление туристским бизнесом (магистратура)
Для кого? Для всех неленивых.
Буддийский храм Ак-Бурхан
В 1991 году в Горно-Алтайске было образовано религиозное объединение «Ак-Бурхан» с целью возрождения алтайской формы бурханизма, сходной с раннетибетской. В настоящее время для приверженцев буддийской веры построен буддийский центр «Ак-Бурхан». При курее-дацане проводятся ритуальные практики и богослужения. Практикующие ламы ведут индивидуальный прием верующих.
г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 113/1
Потрясающая рыбалка на форель не далеко от Горно-Алтайска
АйДА! С НАМИ НА АЛТАЙ. :))) Групповые и индивидуальные экскурсии по Алтаю. Услуги экскурсовода по Алтаю. Трансфер. Походы выходного дня. В любое время года.
Адрес: ул.Энергетиков 28, с. Майма, Майминский район, Республика Алтай
Телефон: +7-960-967-77-66, +7-983-327-77-66
Режим работы: ежедневно с 09:00-18:00
Сайт altaitg.ru уважает и соблюдает законодательство РФ. Также мы уважаем Ваше право и соблюдаем конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений.
Мы запрашиваем Ваши персональные данные исключительно для оказания информационно-справочных услуг при выборе товаров и услуг, оказываемых нашей компанией. А также для информирования об оказываемых услугах сайта.
Все написанное выше означает, что если Вы разместили Ваши контактные данные на сайте altaitg.ru, то Вы автоматически согласились на обработку данных и дальнейшую передачу Ваших контактных данных менеджерам нашего сайта.
В случае отзыва согласия на обработку своих персональных данных мы обязуемся удалить Ваши персональные данные в срок не позднее 3 рабочих дней.
Буддийский центр школы Карма Кагью Алмазного пути Республики Алтай. Международный Ретритный Центр (РЦ) Аскат
«Во вдохновляющем Алтае, окружённое красивейшей природой, которую коммунизму не удалось разрушить, располагается село Аскат. Здешний ретритный центр несёт благословение бесчисленных Будд. Медитируя здесь, вы можете постичь их качества на глубинном уровне».
Республика Алтай находится в самом центре Азии на стыке сибирской тайги, казахских степей и полупустынь Монголии. Это горная страна с чрезвычайно живописным ландшафтом, одно из самых красивых и притягательных мест на нашей планете, «российский Тибет» в центре Евразии на стыке нескольких государств, природных зон и культурных миров.
Чемальский район отличается удивительно благоприятными климатическими условиями: здесь теплое солнечное лето, богатая красками продолжительная осень и мягкая, малоснежная зима. По количеству солнечных дней в году Чемальский район сравним с Крымом.
Буддийский центр находится в селе Аскат, недалеко от реки Катунь.
Краткая история и функционирование центра
В 1992 г. в новосибирском буддийском центре возникла идея создать в Горном Алтае место для медитационных уединений.
В 1995 был найден подходящий участок земли в селе Аскат.
В 1996 г. состоялся первый приезд Ламы Оле Нидала в Аскат, и было принято решение о создании центра. Место было благословлено, и работы начались. К октябрю был готов фундамент дома.
С 1997 по 2002 г. силами новосибирских буддистов, а также очень многих друзей из Питера, Иркутска, Барнаула, Томска, Горно-Алтайска и других мест, центр строился. На стройке трудились также друзья из Германии, Чехии, Австрии, Швейцарии.
Небольшая команда добровольцев-резидентов, состав которой время от времени меняется, живет в центре, заботится о его функционировании и представляет Кагью на Алтае.
В центре есть буддийская библиотека, продаются книги, журналы. Для интересующихся групп туристов проводятся лекции. В 21-00 ежедневно проводится коллективная медитация.
Тел: +79139981424, +79139051658.
Адрес: 649220, Республика Алтай, Чемальский район, село Аскат, ул. Кузьмы Басаргина 7.
Буддийские святыни в России
В России три основных региона распространения буддизма, и лежат они весьма далеко друг от друга: Бурятия, Республика Тыва и Калмыкия. Впрочем, есть и другие места. Рассказываем обо всех.
Самый северный буддийский храм в мире, дацан Гунзэчойнэй, находится в Санкт-Петербурге, хотя и располагается вдали от центра города, на Приморском проспекте. Он был закончен за несколько лет до Октябрьской революции, с перерывами работал в качестве храма до 30-х годов, витражи в нем изготавливались по эскизам Николая Рериха. Здание возвращено религиозной общине в перестройку, и сегодня там проходит множество богослужений. На главном алтаре храма установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, покрытый сусальным золотом, вместе с троном он достигает пятиметровой высоты.
Посещение дацана можно совместить с походом на Елагин остров, популярное место отдыха петербуржцев: буддистская обитель располагается через дорогу от его северного выхода. Кроме религиозных практик здесь можно отведать позы — типичную бурятскую еду, вариацию на тему мантов. Ни здесь, ни в иных местах российские буддисты не сильно заботятся на практике о счастье всех живущих существ: традиционно позы начинены говядиной или бараниной.
Столичным же верующим пришлось ждать довольно долго: только 16 сентября 2017 года в Отрадном состоялось торжественное открытие первой буддийской ступы просветления. Она находится на территории будущего буддийского храмового комплекса «Тупден Шедублинг — Центр изучения и практики учения Будды». Ступа открыта для посещения по субботам и воскресеньям с 11:00 до 17:00.
Калмыкия
Огромная Золотая обитель Будды Шакьямуни возвышается над Элистой, весьма малоэтажным и довольно обычным городом. Храм освятили в 2005 году, его окружают более сотни белоснежных ступ и 17 пагод со статуями великих буддийских учителей. Обойдите все и почитайте об этих великих мудрецах. Главная достопримечательность хурула — самая большая в России и Европе статуя Будды (9 м).
Расписание служб обширное: молебны о благополучии калмыцкого народа проводятся каждое утро, заупокойные молебны — по пятницам. В 8-й, 15-й и 30-й день лунного месяца проводятся мацг-одр — большие молебны. В храме днем можно получить индивидуальную консультацию, здесь работает музей, центр медицины, библиотека и киноклуб.
Байкал
Куда как проще увидеть одну из буддистских святынь туристам, посещающим Байкал. На небольшом острове Огой посреди байкальского Малого моря стоит буддийская ступа просветления. Ее полное название — Ступа просветления, покорения демонов, содержащая статую Женской Формы, Матери всех Будд, Единственной Матери Трома Нагмо. Строили святыню летом 2005 года за счет частных пожертвований волонтеры из многих российских городов: стройматериалы везли по воде на катерах, потом вручную поднимали на вершину. Здесь впервые в России в одном месте собрали и вложили в ступу для потомков обширную библиотеку (ее вес составил 750 кг) оригинальных буддийских текстов: полного собрания канонических текстов Ганджура — поучений, составленных из слов самого Будды, и Данджура — комментариев индийских буддийских учителей к сутрам и тантрам, были заложены и неизвестные ранее западной науке тексты на тибетском языке и санскрите. Кроме старинных манускриптов в ступу вложены мантры и священные буддийские реликвии, в том числе частицы волос и крови Будды Шакьямуни.
Буддизм на территорию этого региона пришел еще в IX веке и закрепился к XIV веку, во времена, когда регион входил в состав Монгольской империи. После революции 1917 года все имеющиеся хуралы были закрыты, и только в 90-х годах началось постепенное возрождение буддийской общины. Храмовый комплекс «Зеленая Тара» в пригороде Кызыла уже больше десяти лет только планируется к постройке, чуть лучше обстоят дела со статуей Будды на священной горе Догээ. А главный храм республики Цеченлинг несколько лет назад пережил правовой скандал, связанный с определением права собственности. В Тыве буддизм особенно сильно смешивается с местными языческими верованиями. Пока проекты храмов не реализованы, обряды проводятся в природных священных местах, расписание можно попробовать уточнить в Объединении буддистов Тывы.
Столь удаленная республика, возможно, самое нетронутое место в России — в состав СССР она вошла самой последней, оставаясь формально независимой до 1944 года. Так что добравшиеся сюда смогут не только прикоснуться к буддизму, но и познакомиться с горной природой, древними обычаями или продолжить свое путешествие в Монголии, до границы с которой от столицы региона чуть меньше 300 км.
Алтай
Важным центром распространения буддизма является Алтай. Местное население издавна использовало элементы буддизма в своих культах, впрочем, не так сильно укоренившихся. Но вот энергетика местных гор сегодня привлекает ищущих духовного просветления.
Сейчас Республика Алтай является сосредоточием трех основных мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Здесь есть храмы, мечеть, но главный дацан пока не построен. Первый камень под строительство буддийского монастыря-университета заложили в 2015 году в селе Майма под Горно-Алтайском.
Также в Горно-Алтайске открыт камерный храм общины Ак-Буркан. Заняться практиками можно в центре «Шен Линг», духовным главой которого является тибетский лама. По предварительной договоренности здесь можно провести некоторое время в обучении медитации и духовных практиках. Официальную плату здесь не берут, все основывается на добровольном подношении учителю. Ученики обязуются не убивать, не воровать, не употреблять одурманивающих сознание веществ (табак, наркотики, алкоголь), не прелюбодействовать (не вступать в половые взаимоотношения с чужими партнерами).
Бурятия
Наконец, Бурятия — главный центр буддизма в России. Именно местные буддисты добились в XVIII веке у императрицы Елизаветы Петровны официального признания своей религии. Сегодня здесь, а также в соседней Читинской области действуют 23 дацана (монастыря). Добраться до Улан-Удэ относительно просто: через город проходит Транссиб, а в аэропорту — множество дальних (Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск) и местных рейсов. Если вы выберите самолет, то первый барабан со священными мантрами встретит вас на выходе из аэропорта.
Главная буддистская обитель, она же резиденция главы российского буддизма, — Иволгинский дацан, из города до него около часа на автомобиле. В монастырском комплексе с десятком храмов и статуй для приезжих проводятся экскурсии, можно принять участие в обрядах и ритуалах. Для этого надо подготовиться: прибыть в нужное строение дацана (или какую-то точку рядом с ним) в строго обозначенное время и иметь с собой определенные продукты (молоко, водка, мясо) или вещи. В одном из храмов дацана — Благословенном дворце хамбо-ламы Итигэлова хранится тело ламы буддистов Восточной Сибири. В 1927 году он умер и обрел нетленное тело: его останки пролежали до 2002 года в специальном саркофаге и не разложились, сейчас они хранятся в дацане и почитаются как святыня.
Из бонусов приехавшим в Улан-Удэ — огромная голова Ленина со слегка азиатским разрезом глаз посреди города, близость восточного, менее популярного и более дикого берега Байкала, а также железная и автомобильная дорога до столицы Монголии Улан-Батора.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов