буддийский женский монастырь в россии
Не только йога. SmartNews побывал в единственном в России женском буддийском монастыре
Прислала
Нелли Шестопалова
Фото: Диана Радужная/SmartNews
Единственный в России женский буддийский монастырь, или дацан, в Улан-Удэ окутан ореолом таинственности и загадочности. В поисках духовного пути сюда съезжаются представительницы прекрасного пола со всего мира. SmartNews побывал в женской обители буддизма и выяснил, что делает хуралы мягче и мелодичней.
К единственному женскому дацану в России «Зунгон Даржалинг» (в переводе с тибетского — «вечно процветающий монастырь»), находящемуся в Улан-Удэ, отношение общественности несколько настороженное. В народе упорно ходят слухи, что дацан закрытый и вход простым смертным туда запрещен. Однако это не соответствует действительности. Двери дацана открыты для всех желающих любого пола, возраста и вероисповедания.
Мы открыты абсолютно для всех. К нам недавно заходили мужчины — таджики и, соответственно, мусульмане, сказали, что хотят поклониться нашей земле и помолиться в нашем дацане. А в следующий раз они с женами пришли. Мы приветствуем людей всех конфессий.
справка smartnews
Дацан «Зунгон Даржалинг» начал свою историю с 1992 года. Во время посещения Бурятии Далай-лама XIV посоветовал открыть женский дацан в целях сохранения мира и согласия между народами Бурятии. Дацан появился благодаря супругам — Дариме Цынгуевой и Далаю Будаеву, которые вложили в строительство собственные средства. Первый и пока единственный в России женский дацан открыл свои двери в 2000 году.
Буддийские монахи-женщины — как появились бхикшуни
Приветствуем вас, дорогие друзья!
Сегодня у нас не совсем обычная тема — буддийские монахи — женщины. Когда речь заходит о буддийских отшельниках, мы обычно подразумеваем мужчин, однако среди буддистов есть и огромное количество женщин, которые выбрали путь отшельничества.
Давайте немного поговорим о том, как появились бхикшуни, женщины — монахини, отказавшиеся от мирской жизни и посвятившие себя изучению Дхармы.
Немного из истории
В далекие времена, когда Индия была сугубо патриархальной страной, между мужчинами и женщинами отсутствовало равноправие, а женщина считалась существом грешным и порочным, что частично оказывало влияние и на буддизм.
В древних буддийских текстах встречаются уничижительные слова и характеристики по отношению к женскому полу — возможно, это было связано с тем, что монахи — мужчины таким образом пытались «уберечь» себя от разрушительного влечения к женщинам.
Согласно древней легенде, Будда занимался проповедями в парке, когда к нему пришла его тетя Махапраджапати, которая пожелала стать послушницей и его ученицей.
Как известно, сначала Будда отказал ей: монахами и послушниками в раннем буддизме были только мужчины. Однако один из его учеников вступился за женщин, желающих достичь просветления, и выразил мнение, что любой человек может встать на путь спасения своей души.
Будда подумал и согласился. Таким образом, монахами смогли быть не только мужчины, но и женщины. Появились первые женские буддийские общины. Конечно, такой поступок Будды был в своем роде революционным для древней Индии, поэтому он решил предписать определенные правила для монашек в буддизме. Их восемь.
Давайте ознакомимся с ними.
Основные законы
Также существуют вещи, которые считаются греховными, и за свершение которых монахиня может быть даже изгнана из общины. Большинство таких заветов связаны с внешним видом, но самые строгие правила сопряжены с тем, что монахини не должны касаться мужчин с целью соблазнения. Такие нарушения жестко караются во всех буддийских сангхах.
На первый взгляд, этот свод правил довольно жесткий, но на самом деле он не только ограничивает, но и помогает избегать спорных и конфликтных ситуаций.
Причины монашества
Теперь мы немного поговорим о том, какие же обстоятельства приводили представительниц прекрасного пола на путь монашества.
Бывало также, что когда муж женщины решал вступить на путь просветления, его жена избирала такой же путь и для себя. Среди сторонниц буддизма были и бывшие куртизанки, которые избрали монашество, т.к. «утратили молодость и красоту».
Как видите, причины, по которым женщины обращались к религии первоначально были различными, однако, это не влияло на то, что впоследствии они искреннне стремились к состоянию просветления и изучали Дхарму.
В наше время существует несколько женских храмов. Давайте узнаем, где они находятся.
Женский буддийский монастырь в России
Однако помимо тибетских и монгольских храмов, существует женский буддийский монастырь и в России. Он находится в Бурятии в Улан — Удэ, и это на данный момент единственный в нашей стране буддийский женский дацан. Называется он Зунгон Даржалинг, что в переводе с тибетского языка означает «вечно процветающий монастырь».
Дацан у бурятов — это и храм, и университет. Монахини, живущие там, изучают тибетскую письменность и древние тибетские книги.
Перед тем, как получить монашеский сан, они обучались в Монголии. Все, у кого есть желание, могут нести службу при дацане. Храм принимает и тех, кто хочет больше узнать о сути буддизма, научиться медитировать и практиковать йогу.
Заключение
Сегодня наш разговор был о женском буддизме в разных уголках мира, в том числе и России.
Надеемся, эта тема была интересна и познавательна для вас.
Женщины-ламы спасут мир и согласие
Единственный в России женский дацан находится в Улан-Удэ
Единственный в России женский дацан находится в Улан-Удэ
Единственный в России женский буддистский центр расположен в Улан-Удэ
Далай-лама XIV в 1992 году на встрече с представителями религиозных организаций Бурятии сказал: «Если вы хотите сохранить мир и согласие между народами своей республики, постройте женский буддийский центр». На той встрече была лишь одна женщина — председатель объединения буддистов-мирян Дарима Цынгунова. Тогда ей показалось, что слова Его Святейшества обращены к ней, и зародилась мысль о строительстве в Улан-Удэ первого в России женского дацана.
Сегодня, спустя четырнадцать лет с момента приезда в Бурятию Его Святейшества, в небольшом женском дацане «Зунгон Даржалинг», расположенном в Улан-Удэ, служат около десяти женщин-лам. Настоятель дацана, Зоригма Будаева, рассказывает, что лет двадцать назад она бы с трудом представила себя в роли буддийского священнослужителя. По профессии нынешний настоятель — логопед-дефектолог и до принятия сана женщина-лама работала доцентом в Институте повышения квалификации.
— Раньше мне всегда была интересна религия как таковая, но серьезно изучать буддийскую философию я стала значительно позже, когда решался вопрос о строительстве здесь женского дацана, — вспоминает Зоригма Будаева.
Настоятельница, как и остальные женщины-священнослужители, живет вне стен дацана. Это является главным отличием от более распространенных на Востоке женских буддийских монастырей.
— Мы, как и священнослужители большинства дацанов Бурятии, проводим молебны, встречаемся с прихожанами, но живем в обычных семьях, имеем детей, —- рассказала Зоригма Далаевна.
Прошедшим летом настоятель дацана впервые принимала участие в международной женской конференции женщин-буддистов, прошедшей в Южной Корее. В Сеуле Зоригма Будаева выступила перед многочисленной аудиторией, рассказав об улан-удэнском женском дацане. Доклад вызвал большой интерес у буддистов всего мира. Участие в конференции, по словам Зоригмы Далаевны, сильно воодушевило ее, ведь наша страна таким почитанием к женщинам буддисткам никогда не отличалась. Сложившиеся стереотипы того, что буддийский священнослужитель — это обязательно мужчина, в Бурятии оказались очень сильны.
— На самом деле женские дацаны широко распространены во всем буддийском мире, их много в Тибете, Бутане, Индии, Корее, Монголии. В России женский дацан предлагал организовать еще Агван Доржиев, потом это дело пыталась продолжить женщина-буддистка из Хоринска, но так получилось, что реально смогли воплотить эту идею только сейчас.
Женский дацан «Зунгон Даржалинг» уникален не только тем, что он является единственным на территории России. Здесь установлена большая статуя Будды Шакьямуни, привезенная Агваном Доржиевым из Тибета.
— Эту статую к нам привезли из Санкт-Петербурга, — рассказала Зоригма Далаевна. — Она находилась в печальном состоянии, были вынуты все драгоценные вложения, сняты наружные украшения. После реставрации статуи и восстановления внутреннего содержимого, состоящего из сорока пяти тысяч листов с мантрами, шестидесяти пяти килограммов благовоний и множества разных драгоценностей, статую освятил Еше-Лодой Римпоче.
Перед входом в женский дацан установлена Ступа, хранящая святые мощи Будды — следы крови и небольшой кусочек кости. Этот подарок дацану преподнес полномочный посол Бирмы в Москве. Святые мощи, замурованные в Субургане, были семейной реликвией господина Кхин Ньюнта.
Зоригма Далаевна призналась: первое время она чувствовала себя не совсем уютно в кресле настоятеля дацана. После привычной светской жизни каждый день надевать одежду ламы и вести хуралы было не совсем обычным занятием. Теперь, спустя несколько лет работы в дацане, женщина говорит, что никогда не сможет забыть об ответственности, которой ее наделили другие:
— Когда я нахожусь на самом высоком месте в дацане, чувствую огромный груз ответственности, ощущаю, что я, все-таки такой же человек, как и все, но волею обстоятельств вынуждена решать проблемы других. Я думаю, что к этому привыкнуть нельзя, необходимо просто заниматься духовным совершенствованием, постигая философию жизни.
Сегодня, считает Зоригма Будаева, у людей существует огромная потребность в духовной поддержке. Приходя в дацан, многие верующие обращаются к священнослужителям со всеми своими несчастьями, просят провести молебны, сделав возможные кармические поправки.
— Основным отличием «Зунгон Даржалинг» от других дацанов России является то, что прием проводят женщины-ламы. По моему мнению, только женщина может понять женщину, открыть ей сокровенные тайны, дать совет о глубоко личном, о том, что трудно сказать мужчине-ламе. Хотя у нас женщины-ламы ведут прием всех желающих, независимо от пола и возраста, — поделилась настоятель дацана Зоригма Будаева.
Буддийский женский монастырь в россии
Женские монастыри в России
Анастасия : хотелось бы узнать учат ли гденибудь на территории России женщин,так же как в Иволгинском дацане мужчин?Ответьте пожалуйста,если кто знает.
Экси : В Улан Удэ есть Буддийский женский дацан «Зунгон Даржалинг». но контактов я их незнаю 🙂 В турагенствах должны знать точное месторасположение
slovo: А кто может дать информацию по поводу того как и чему обучают женщин в подобных буддийских дацанах? И почему у них нет такого сайта как этот?
Этэйла (Москва): Могут ли девушки поступить в буддийский университет? Если нет, то где им искать применение в буддизме? Хочется посвятить буддизму жизнь, стать монахом. информация для inja
Gayatri: Шаолинь пишет: Чтобы стать монахиней не обязательно уходить в монастырь. Учиться я тоже сама у себя буду.
Этэйла (Москва): Gayatri думаю нужно вначале воспитать ребенка, а потом думать вдальнейшем о монашестве, в монастырь не примут с ребенком, учиться можно везде и всегда, попробуйте поездить на ретриты, пожить при дацанах и т.п. имхо
Шаолинь: Учиться не обязательно в монастыре. И ребёнок должен в школу ходить.
Этэйла (Москва): Gayatri пишет: Думайте что говорите! Я то как раз думаю!
музафара: хочу дать всем кто хочет уйти в монастырь советы: вначале поживите в нем или рядом с ним. понаблюдайте за жизнью этого заведения и его обитателями несколько месяцев. пообщайтесь с монахами, ламами, хувараками. поизучайте этот вопрос на практике хотя бы годик. иначе могут быть разочарования. в книгах и фильмах все очень красиво и романтично. в жизни зачастую все не так.
ира: И почему я нигде романтизм не вижу, а только загадочность, трудности тоже замечаю. Ламы-Будды, они не доступны, приезжают на работу и очень заняты. А что в монахи воэьмут не пройдя университет? Где бы почитать вульгарный буддизм,то-бишь по-понятнее?!
Журналист «Информ Полиса» побывал в единственном в России женском дацане
«Зунгон Даржалинг» — уникальный и единственный женский буддийский дацан не только в Бурятии, но и в России. В переводе с тибетского языка название храма означает «Процветающий и благородный монастырь».
«Как и у мирян, есть семья и дети»
Женский дацан находится в одном из микрорайонов Улан-Удэ. Его двери открыты для всех желающих любого пола, возраста и вероисповедания.
Основное отличие «Зунгон Даржалинг» от других дацанов России – это то, что прием здесь проводят женщины-ламы.
О том, как встала на этот духовный путь и как проходят трудовые будни священнослужителей рассказала служитель дацана Бадма-Ханда Хабаева.
— У меня очень религиозная семья. Я пришла в общественно-религиозную организацию буддистов-мирян еще до появления дацана в 1996 году. На тот момент мне было 19 лет. Ламы, имеющие семью, встречаются в каждом буддийском обществе. Как и у всех мирян, у нас есть семьи, дети, — говорит она.
Хоть дацан не так давно открыл свои двери для прихожан, он уже имеет свою историю. Далай-лама XIV в 1992 году на встрече с представителями религиозных организаций Бурятии посоветовал построить женский дацан, чтобы он способствовал дружбе народов, проживающих на бурятской земле. Основная инициатива строительства дацана принадлежит супругам – Дариме Самбуевне Цынгуевой и Далаю Анпиловичу Будаеву, которые вложили в возведение храма собственные средства.
«Приезжают из разных уголков мира»
Несмотря на необычность самой концепции храма, он не сильно отличается от других дацанов республики.
— В 9 часов утра у нас начинается служба, но мы приходим заранее, чтобы подготовить алтарь. У каждого из нас есть определенные обязанности. В дацане ведут приемы астрологи, эмчи, баряашаны. Мы проводим ежедневно хуралы — молебны за благополучие всех живущих и процветание родного края, — рассказывает Бадма-Ханда Хабаева.
По словам служительницы храма, в дацан приходят не только женщины.
— Одной из важных задач буддийского женского центра является помощь женщинам — хранительницам мира и покоя семьи. По моему мнению, только женщина может понять женщину, открыть ей сокровенные тайны, дать совет о глубоко личном, о том, что трудно сказать мужчине-ламе. К нам обращаются, конечно, не только женщины, двери дацана отрыты для всех желающих независимо от пола и возраста. Приезжают из разных уголков России, мира. Приходя в дацан, многие верующие обращаются к нам со всеми своими несчастьями, просят провести молебны, сделать возможные кармические поправки, — говорит Бадма-Ханда Хабаева.