буддизм это религия или учение
Буддизм – философия или религия?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Наверное, у каждого, кто хотя бы немного интересуется буддийским учением, возникал вопрос: «Буддизм – философия или религия?» С одной стороны, все вокруг говорят, что буддизм – это одна из главных мировых религий. С другой стороны, мы обычно называем ее «буддийская философия, учение».
Так где же правда? Попытаемся в этом разобраться. В статье ниже мы рассуждаем на тему того, что такое философия и религия, по каким признакам можно причислить буддизм к философии, а по каким – к религии. В конце мы обобщим все доводы и прийдем к выводы, к какой же категории относится буддизм – к философской или религиозной.
Философия и религия – в чем различия?
Наш мир очень многогранен. И в плане мировоззрения здесь можно встретить сотни разных взглядов. Одни из них зовутся философией, другие – религией. Сложность заключается еще и в том, что в странах Востока, где в основном распространен буддизм, нет четкого разграничения между понятиями «религия» и «философия».
На этой почве веками ведутся споыр, и исследователи все никак не могут прийти к единому мнению. Разногласия по поводу буддизма не утихают в первую очередь потому, что с каждым годом он охватывает все больше новых приверженцев. Чтобы понять, к какой категории можно его отнести, стоит для начала определить, что есть философия, а что – религия.
Дословно философию с греческого можно перевести как «любить мудрость», что отлично отражает суть понятия. Философия всегда стремится изучить со всех сторон мир, нашу жизнь, устройство Вселенной. Разные направления философии изучают процесс познания, систему ценностей, бытие, знания, основанные на собственном опыте, причинно-следственные связи.
Философские концепции имеют своих основоположников, а со временем дополняются, трансформируются. В их основе лежат научные труды, теории, законы. Философия «дружит» с наукой и в какой-то степени ее саму причисляют к науке.
Религия же – это совокупность взглядов, которые строятся на вере — в высшие силы, в сверхъестественное, в единого Бога или в нескольких богов. Религия объединяет людей и диктует свои непререкаемые правила, догмы.
При этом верующие объединяются в организации, где проводятся обряды, священные действия, службы, ритуалы. Для этого они собираются в специально отведенных местах, например, в церквях, храмах, монастырях, синагогах.
И философия, и религия отвечают на важные для человека вопросы: можно ли познать мир, где таится истина, есть ли Бог, что из себя представляет человек, что такое хорошо и что такое плохо. Но при этом философия приводит доводы (зачастую логические), в которые человек может верить, а может не верить, принимать их или нет, и которые могут меняться с течением времени в зависимости от научных открытий и новых концепций.
В религии Бог трансцендентен, истины беспрекословно принимаются на веру, так или иначе говорится о высших силах, существуют правила, которые обязательны для выполнения.
Буддизм как философия
Буддизм говорит не о божественном начале, которое есть во Вселенной и в каждом из нас, а о духовном Пробуждении – бодхи. Буддисты не «рабы Божьи», а «последователи Учения».
То есть, в отличие от взгляда религий, мы должны стремиться не к Богу, а к собственному Просветлению. В основе лежит именно Учение, которое само по себе говорит о близости к философии.
У этого Учения есть основоположник – Будда Шакьямуни. Он был не Богом, а великим Учителем, который смог пройти свой путь, познать истину и бросить все свои силы для помощи другим. Он был обычным человеком, и мы знаем о нем то, что его звали Сидхартха Гаутама, он жил в Индии, был сыном царя из рода Шакья, у него была жена и сын, и действительность его существования не вызывает сомнений.
В учении не говорится о божественном происхождении мира и о потусторонних силах. Существует множество буддийских сутр, которые существуют со времен раннего буддизма и становятся текстами, где подробно излагается суть учения.
В некоторых из них можно узнать о различных демонах, божествах, бодхисаттвах – но нельзя говорить об их божественной или адской природе, потому что они, так же, как и мы, являются живыми существами и крутятся в сансаре – круговороте смертей и перерождений. И им никто не поклоняется – даже Учитель Будда говорил о том, чтобы не делать культа из него или кого-нибудь другого.
В буддизме нет греха и его искупления – есть понятие кармы. Она, так же, как философия, объясняет, что за любым действием последует результат в будущем, то есть все имеет свои причины и следствия.
Также буддийское Учение – это не слепая вера тому, что сказал авторитет. Любое правило, изречение должно пропускаться через призму собственного опыта, проверяться «на своей шкуре». Будда также об этом говорил.
Буддийская философия, в отличие от религии, не просто признает науку, но и старается идти с ней рука об руку. Хорошим примером этого является нынешний Далай-лама XIV – он тесно сотрудничает с исследователями, интересуется наукой и даже сам написал не один научный труд.
Резюмируя особенности буддизма, можно сказать, что у него нет тех основных черт, присущих религии:
Буддизм не требует от своих последователей, чтобы адепты принимали его учение как единственно верное. Чтобы стать буддистом, необязательно отрекаться от своего первоначального вероисповедания.
С этой точки зрения буддизм не может считаться религией. Кроме того, в последнее время буддийская мысль все больше овладевает Западом и приобретает массовость.
Идеи буддизма воплощаются в современной культуре, например в литературе: Джек Керуак и его «Бродяги Дхармы», Герман Гессе и роман «Сиддхартха», Виктор Пелевин и его «дзен-буддистский», как он сам его называет, роман «Чапаев и пустота». Такое восприятие далеко от религиозного и больше походит на философское.
Буддизм как религия
С другой стороны, главная цель буддизма – это спасти людей, помочь им достичь истины, обрести свободу. Чем это не цель религии?
Буддизм давно вышел за границы определенных стран и национальностей, охватив множество последователей по всему миру. Именно по этому признаку его называют мировой религией наряду с мусульманством и христианством.
За 2,5 тысячи лет существования учение Будды сильно изменилось, разделившись на множество школ, взгляды которых могут быть совершенно разными. В некоторых направлениях, например в ваджраяне, имеет место ритуальность, которая так присуща религии.
В каких-то традициях даже Будда, а также другие бодхисаттвы обожествляются: им устанавливают алтари, воздвигают статуи, делают подношения. Все мы так хорошо знаем о буддийских мантрах, которые по сути являются молитвами, встречающимися и в других конфессиях.
Существуют разного рода буддийские храмы, монастыри, дацаны, хуралы. Здесь же проводятся службы, праздники, обряды, чего никак не встретишь в философии. Монахи, ламы, пуджи, подношения, чтение сутр, тханки, которые так похожи на иконографию, определенная одежда – это, без сомнения, признаки религии, которые очень явно проявляются в буддийской традиции.
Подводя итог
Не зря «Википедия» определяет буддизм именно как религиозно-философское учение. Он сочетает в себе черты и того, и другого, поэтому однозначно ответить на поставленный вопрос очень сложно.
Конечно, атрибуты вроде храмов, обычаев, обрядов, скульптур являются религиозными, в то время как само Учение – это в чистом виде философия.
Из-за многогранности и множественности направлений буддизм можно назвать и конфессией, и философским мировоззрением. Во многом понимание зависит от контекста и от конкретного направления мысли.
Так, к примеру, популярная сейчас, в том числе и на Западе, школа дзен представляется философией. Вместе с этим традиция гелуг тибетского толка, которая распространена в России, имеет все черты религии. Поэтому буддийскую мысль следует рассматривать с точки зрения и религии, и философии. И, конечно, учитывать, что в разных своих направлениях буддизм все-таки рразный.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, в нашей статье вы нашли ответ на интересующий вас вопрос.
Подписывайтесь на обновления, чтобы узнать еще больше интересного!
Буддизм: кратко и понятно
С татья о буддизме — философском учении, которое часто принимают за религию. Вероятно, это не случайно. Прочитав небольшую статью о буддизме, вы сами решите, насколько буддизм можно отнести к религиозному учению, или, скорее, он является философской концепцией.
Буддизм: кратко о религии
Прежде всего, давайте с самого начала обозначим, что, хотя для большинства людей буддизм — это религия, в том числе и для его последователей, однако, на самом деле буддизм никогда не был религией и быть ей не должен. Почему? Потому что один из первых просветлённых, Будда Шакьямуни, несмотря на то, что сам Брахма вменил ему в обязанности передавать учение другим (о чём буддисты предпочитают умалчивать по очевидным причинам), никогда не хотел делать из факта своего просветления культ и тем более культ поклонения, который всё-таки впоследствии привёл к тому, что буддизм всё больше и больше стали понимать как одну из религий, и тем не менее буддизм таковой не является.
Буддизм — это в первую очередь философское учение, цель которого — направить человека на поиск истины, выхода из сансары, осознание и видение вещей такими, какими они являются (это один из ключевых аспектов буддизма). Также в буддизме нет понятия бога, т. е. это атеизм, но в смысле «не-теизма», поэтому если и относить буддизм к религиям, то это нетеистическая религия, так же как и джайнизм.
Ещё одно понятие, которое свидетельствует в пользу буддизма как философской школы, — это отсутствие каких-либо попыток «связать» человека и Абсолют, в то время как само понятие религии (‘связывание’) и есть попытка «связать» человека с Богом.
В качестве контраргументов защитники концепции буддизма как религии представляют то, что в современных обществах исповедующие буддизм люди поклоняются Будде и делают подношения, а также читают молитвы и т. д. На это можно сказать, что тенденции, которым следует большинство, никоим образом не отражают сути буддизма, но лишь показывают, насколько современный буддизм и его понимание отклонились от изначальной концепции буддизма.
Таким образом, уяснив для себя, что буддизм не является религией, мы можем наконец приступить к описанию главных идей и концепций, на которых базируется эта школа философской мысли.
Коротко о буддизме
Если говорить о буддизме кратко и понятно, то его можно было бы охарактеризовать двумя словами — «оглушительная тишина», потому что понятие шуньяты, или пустоты, является основополагающим для всех школ и ответвлений буддизма.
Нам известно то, что, во-первых, за всё время существования буддизма как философской школы сформировалось множество его ветвей, самыми крупными из которых считаются буддизм «большой колесницы» (Махаяна) и «малой колесницы» (Хинаяна), а также буддизм «алмазного пути» (Ваджраяна). Также большое значение приобрёл дзен-буддизм и учение адвайты. Тибетский буддизм гораздо больше отличается от основных ветвей, чем другие школы, и некоторые считают именно его единственно верным путём.
Однако в наше время довольно сложно сказать, какая из множества школ действительно наиболее приближена к изначальному учению Будды о дхарме, потому что, к примеру, в современной Корее появились ещё более новые подходы к трактовке буддизма, и, разумеется, каждый из них претендует на право истинности.
Школы Махаяны и Хинаяны опираются главным образом на Палийский канон, а в Махаяне к ним добавляют ещё и Махаянские сутры. Но мы должны всегда помнить о том, что сам Будда Шакьямуни ничего не записывал и передавал свои знания исключительно устным путём, а иногда и просто через «благородное молчание». Лишь гораздо позже ученики Будды стали записывать эти знания, таким образом они дошли до нас в виде канона на языке пали и махаянских сутр.
Во-вторых, из-за патологической тяги человека к поклонению были возведены храмы, школы, центры по изучению буддизма и т. д., что естественным образом лишает буддизм его первозданной чистоты, и с каждым разом нововведения и новообразования снова и снова отдаляют нас от основополагающих концепций. Людям, очевидно, гораздо больше по душе концепция не отсечения ненужного с целью видения «того, что есть», а, наоборот, наделения того, что уже есть, новыми качествами, приукрашиванием, что лишь уводит от изначальной истинности к новым трактовкам, неоправданным увлечениям ритуальностью и, как следствие, к забвению истоков под грузом внешнего декора.
Эта участь не только одного буддизма, а, скорее, общая тенденция, которая свойственна людям: вместо того, чтобы понять простоту, мы отягощаем её всё новыми и новыми умозаключениями, в то время как нужно было делать обратное и избавляться от них. Об этом и говорил Будда, об этом и его учение, и конечная цель буддизма как раз в том и состоит, чтобы человек осознал себя, своё Я, пустоту и недуальность сущего, чтобы в конце концов понять, что даже «Я» в действительности не существует, а оно есть не что иное, как конструкция разума.
В этом и состоит суть понятия шуньяты (пустоты). Для того чтобы человеку было проще осознать «оглушительную простоту» буддистского учения, Будда Шакьямуни учил о том, как правильно выполнять медитацию. Обычный ум получает доступ к знаниям через процесс логического дискурса, точнее, он рассуждает и делает выводы, таким образом приходя к новым знаниям. Но насколько они новы, можно понять из самих предпосылок их появления. Такое знание никогда не может быть действительно новым, если человек пришёл к нему логическим путём из пункта А в пункт Б. Видно, что он использовал отправные и проходящие точки для того, чтобы прийти к «новому» выводу.
Обычное мышление не видит в этом препятствий, в целом, это общепринятый метод получения знаний. Однако не единственный, не самый верный и далеко не самый эффективный. Откровения, посредством которых были получены знания Вед, — это другой и принципиально отличный способ доступа к знаниям, когда сами знания открывают себя человеку.
Особенности буддизма кратко: медитация и 4 вида пустоты
Мы провели параллель между двумя противоположными способами доступа к знаниям не случайно, т. к. медитация — это и есть тот метод, который позволяет со временем получать знания непосредственным образом в виде откровений, прямого видения и знания, что принципиально не возможно сделать, пользуясь так называемыми научными методами.
Конечно, Будда не дал бы медитацию для того, чтобы человек научился расслабляться. Расслабление — это одно из условий для входа в состояние медитации, поэтому говорить о том, что сама медитация содействует расслаблению, было бы ошибочно, но именно так часто представляют медитационный процесс людям несведущим, новичкам, отчего складывается неверное первое впечатление, с которым люди и продолжают жить.
Медитация — это тот ключ, который раскрывает перед человеком величие пустоты, той самой шуньяты, о которой мы говорили выше. Медитация — это центральная составляющая учения буддизма, потому что только через неё мы можем познать пустоту. Опять же, речь идёт о философских концепциях, а не о физико-пространственных характеристиках.
Медитация в широком смысле слова, в том числе медитация-размышление, также приносит свои плоды, потому что человек уже в процессе медитационного размышления понимает, что жизнь и всё сущее обусловлено, — это и есть первая пустота, санскрита шуньята — пустота обусловленного, что означает, что в обусловленном отсутствуют качества необусловленного: счастье, постоянство (вне зависимости от продолжительности) и истинность.
Вторая пустота, асанскрита шуньята, или пустота необусловленного, также может стать понятной благодаря медитации-размышлению. Пустота необусловленного свободна от всего обусловленного. Благодаря асанскрите шуньяте, нам становится доступно видение — видение вещей такими, какие они есть на самом деле. Они перестают быть вещами, и мы наблюдаем лишь их дхармы (в этом значении дхарма понимается как некий поток, не в общепринятом смысле слова «дхарма»). Однако и здесь путь не заканчивается, потому что Махаяна считает, что и сами дхармы есть некая вещественность, поэтому и в них нужно найти пустоту.
Отсюда мы приходим к третьему виду пустоты — Махашуньяте. В ней, а также в следующем виде пустоты шуньяте шуньяты, кроется отличие буддизма традиции Махаяны от Хинаяны. В двух предыдущих видах пустоты мы всё ещё признаем двойственность всего сущего, дуальность (это то, на чём основана наша цивилизация, противоборство двух начал — плохого и хорошего, злого и доброго, малого и великого и т. д.). Но в этом и коренится заблуждение, т. к. нужно освободиться и от принятия различий между обусловленностью и необусловленностью бытия, и даже больше — нужно прийти к тому, чтобы понять, что пустота и непустота — лишь ещё одно порождение ума.
Это умозрительные концепции. Конечно, они помогают нам лучше разобраться в концепции буддизма, но, чем дольше мы цепляемся за дуальную природу сущего, тем дальше мы находимся от истины. В этом случае под истиной, опять же, понимается не некая идея, потому что и она была бы вещественной и принадлежала бы, как и любая другая идея, миру обусловленного, а следовательно, не могла бы быть истинной. Под истиной следует понимать ту самую пустоту махашуньяты, которая приближает нас к истинному видению. Видение не судит, не разделяет, поэтому его и называют видением, в этом его принципиальное отличие и преимущество перед мышлением, потому что видение даёт возможность увидеть то, что есть.
Но и сама махашуньята — это ещё одна концепция, а следовательно, не может быть полнейшей пустотой, поэтому четвёртой пустотой, или шуньятой, называется свобода от каких бы то ни было концепций. Свобода от размышлений, но чистое видение. Свобода от самих теорий. Только свободный от теорий ум способен увидеть истину, пустоту пустоты, великую тишину.
В этом величие буддизма как философии и его недосягаемость по сравнению с другими концепциями. Буддизм велик тем, что он ничего не пытается доказать или в чём-то убедить. В нём нет авторитетов. Если же вам скажут, что есть, — не верьте. Бодхисаттвы приходят не для того, чтобы вам что-то навязать. Всегда помните изречение Будды о том, что если вы встретите Будду, убейте Будду. Нужно открыться пустоте, услышать тишину — в этом правда буддизма. Его апелляция — исключительно к личному опыту, открытию для себя видения сути вещей, а впоследствии и их пустоты: в этом заключена кратко концепция буддизма.
Мудрость буддизма и учение о «Четырех благородных истинах»
Здесь мы сознательно не стали упоминать о «Четырёх благородных истинах», которые повествуют о дуккхе, страдании, — одном из краеугольных камней учения Будды. Если вы научитесь наблюдать за собой и за миром, вы и сами придёте к этому выводу, а также к тому, каким образом можно избавиться от страдания, — тем же самым, каким вы его обнаружили: нужно продолжать наблюдать, видеть вещи без «соскальзывания» в суждение. Только тогда их можно увидеть такими, какие они есть. Невероятная по своей простоте философская концепция буддизма между тем доступна своей практической применимостью в жизни. Она не выдвигает условий и не раздаёт обещаний.
Учение о колесе сансары и реинкарнациях также не является сутью этой философии. Объяснение процесса перерождения — это, пожалуй, как раз то, что делает её применимой для использования в качестве религии. Этим она объясняет, почему человек появляется в нашем мире раз за разом, также это действует в качестве примирения человека с действительностью, с той жизнью и воплощением, которое он проживает в этот момент. Но это лишь объяснение, уже данное нам.
Жемчужина мудрости в философии буддизма заключена именно в способности и возможности человека увидеть то, что есть, и проникнуть за завесу тайны, в пустоту, без какого бы то ни было вмешательства со стороны, при отсутствии посредника. Это именно то, что делает буддизм гораздо более религиозным философским учением, чем все другие теистические религии, т. к. буддизм предоставляет человеку возможность найти то, что есть, а не то, что нужно или кто-то предписал искать. В нём нет цели, а следовательно, он даёт шанс для настоящего поиска или, правильнее сказать, для видения, открытия, потому что, как бы парадоксально это ни звучало, но нельзя найти того, к чему стремишься, что ищешь, чего ожидаешь, т. к. искомое становится всего лишь целью, а она запланирована. По-настоящему найти можно лишь то, чего не ждёшь и не ищешь, — только тогда это и становится настоящим открытием.
Буддизм это религия или философия ― просто о важном, задумайтесь…
Проблема с определением буддизма заключается в том, что в мировых культурах, в которых он появился и изначально распространялся, отсутствует четкая классификация между «религией» и «философией». От этого появляется множество проблем, если требуется описать это уникальное явление. Давайте попробуем кратко разобраться, буддизм это религия или философия.
История буддизма
Датой рождения буддизма считается момент смерти Будды. Но существует мнение, что религия начала зарождаться со времени жизни ее прародителя. А точнее тогда, когда на Гаутаму Будду снизошло просветление. По данным ЮНЕСКО паринирвана учителя произошла в 545 г.
Сейчас буддизм считается официальной религией в четырех государствах:
Однако появление этой культуры произошло в Индии. Приблизительно 0,8-0,9% (примерно 8 миллионов людей) исповедуют буддизм. Кроме этой страны религия проповедуется в Тайване, Китае, Мьянме, Японии, Корее. Здесь она находится на первых местах в списке.
Причина популярности веры — красочность, миролюбивость, интеллектуальная составляющая, особенности философии. Большинство людей нашли в этой религии знание, надежду и покой. Именно по этой причине она является одной из самых распространенных. Вероисповедание популярно в различных странах, но, естественно, столицей является Индия.
Как зарождалось просветление
Большинству людей интересно, как появилась эта вера. Создателем религии является Гаутама, которого так же называют:
По легенде простой юноша, которого звали Сиддхартха Гаутама, появился на свет у королевской семьи в Индии. Когда королева Махамайа забеременела, она увидела сон, указывающий на то, что она избрана родить необычного ребенка, именно он войдет в историю мальчиком, который озарит мир познанием и просветлением.
Отец Гаутама – Шуддходана, защищал сына от мирской злобы, заболеваний и бед. До 29 лет Будда проживал во дворце. После принц взял в жены красивую девушку по имени Яшодхаре. В семье родился сын Рахула. Жила пара здорово и счастливо, но в один из дней супруг вышел за пределы дворца. Здесь он увидел людей, которые были измотаны нищетой и разными заболеваниями.
Его расстроило это открытие. Он понял всю безысходность жизни. Но глубокие душевные переживания не успели захлестнуть будущего императора. Ему повстречался отшельник — саману. Это знакомство было знаком. Встреча показала Будде, что отрекшись от житейских страстей, люди получают безмятежность и умиротворение.
Принц ушел из семьи и пошел искать истину. На пути он, не переставая, придавал себя аскезе. Гаутама шел искать мудрецов, дабы выслушать их учения и размышления о смысле бытия. В результате юноша отыскал путь для избавления от печалей. Будда нашел «золотую середину», подразумевающую отрицание аскезы, а также отказ от чрезмерных излишеств.
После 30 лет он обрел Просветление, ставши Буддой. С этого момента пытался поделиться с остальными своими познаниями. Принц вернулся в свои края, в которых ему были рады его близкие люди. Послушав его, супруга и сын тоже стали на путь монашества. Именно этот человек оставил в дальнейшем огромное наследие для всего человечества — Дхарму.
Каноны для семьи
Религиозные традиции помогают людям отыскать для себя главные направления для развития в большинстве аспектах жизни. Основными из них считаются взаимоотношения с противоположным полом. Объединение мужчины и девушки является взаимным дополнением. Главная задача такого соединения – открыть себя, усовершенствовать личные возможности.
На наивысшем уровне развития союза у людей появляется настоящая свобода, ее смысл заключается в наслаждении и богатстве любви. Именно в семье, в которой присутствует доверие, возникает любовь. В этом союзе у девушки появляется мудрость Будды. У молодого человека – активность Гаутама, которая выражается через тело мужчины.
Самое главное – открыться двум людям, позволить мудрости дать активность, чтобы дополнить друг друга. Только в этом случае может быть просветление. Это состояние абсолютного понимания сущности человека, это выход за пределы разума, во время которого эго растворяется, человек больше не чувствует себя исполнителем, пропадает иллюзия свободного изъявления воли. Что приводит к объединению с окружающим миром. Мозг становится свободным от отождествлений, теперь он чист.
Просветление, как утверждает Гаутама – это познание Единственного Пути, которое ведет к освобождению от страданий. Любые положительные эмоции, в частности любовь, это средство, чтобы обрести просветление. Дакини является женским принципом просветления, его факторами считаются мудрость, интуиция и пространство.
Мужское и женское просветление
В общем Дакиня – это элемент, который воодушевляет мир. У различных типов девушек разные виды мудрости. В этой религии определено 5 разновидностей:
Херука – это мужское просветление. Это радость, появляющаяся вследствие овладения пространством, а именно – девушкой. Это активность, выступающая обратной стороной медали мудрости. Херука – человек, который «пьет кровь», название злых божеств, которые просветлены в буддизме. По внешнему виду Херуку описывают так:
Каноны буддизма о доме
В буддизме жизненный образ делится на путь мирянина и монаха. Последние могут плотней изучать Дхамму. Однако роль мирян также немаловажна, поскольку они поддерживают Сангху. Жизнь монахов будет зависеть от мирян. Именно по этой причине во всех государствах, в которых соблюдают буддизм, есть практика помощи монахам – дана.
Естественно, жизнь мирянина не ограничена только поддержанием жизни монахов. Они тоже исповедуют Восьмеричный Путь с учетом своих возможностей. Мирянин не может нарушить пять правил поведения:
Также важно общение с калаянамитта – старыми приятелями, которые помогают продвигаться по пути буддизма. При жизненных сложностях они оказывают поддержку, на этих людей можно положиться.
В буддийских странах нет храмов, монахи создают Дхамма-общества, где находятся все условия для обучения религии. Стереотипы, которые бытовали в европейских государствах о монахах, как о личностях стремящихся уйти от внешнего мира, не правдивы. Сообщество буддистов разнообразно. Здесь есть и люди, которые нацелены на самостоятельную практику, и люди, ведущие активный жизненный образ.
Особенности кухни
Прием пищи четко не определяется — каждый человек употребляет еду в силу уровня развития, отношения к окружающему миру и особенностей взаимоотношения с ним. Как таковых пищевых запретов нет. Что относительно наставлений непосредственно Гаутамы касательно питания, то точного мнения также не существует.
Определенные ученики убеждены, он порицал мясоедение. Иные люди, наоборот, считают, что он каких-то точных наставлений касательно мяса не давал. Будда оставил это на личное убеждение каждого человека. Также существует мнение, что он предупреждал последователей, что через время могут прийти лжеучителя, они будут проповедовать о том, что Будда оправдывал мясоедение, однако в действительности прием употребления в пищу мяса он не поддерживает.
Потому утверждать о каких-то ограничениях в этой религии невозможно, так как различные организации придерживаются разных мнений. Например, существуют последователи, считающие поедание мяса нормальным, и даже заверяют, что это является формой служения живым существам, поскольку поедая этот продукт, а затем, совершая разные обряды, они помогают животным перевоплотиться.
Это странная позиция, но невозможно утверждать что эти приверженцы религии по-своему неправы. Если буддист употребляет мясо животных, то с учетом утверждения Будды погибший зверь должен в дальнейшей жизни переродиться человеком и также начать верить в буддизм.
Однако сторонники этих принципов умалчивают об одном незначительном нюансе: в кого затем переродится ученик, съевший мясо животного? Естественно, этот человек поменяется в этого животного. Про это сторонники этого принципа предпочитают молчать.
Пища как приближение к просветлению
Что относительно частоты употребления пищи, то существует мнение, что в буддийском сообществе чаще всего было питание два раза в день. Нужно не забывать о том, что учитель проповедовал «Срединный Путь» в жизни — отказ как от богатства и от аскетизма — и в один из дней даже сказал замечание своему последователю, решившему воспользоваться дополнительной аскезой и кушать раз в день. Потому Гаутама в плане пищи рекомендовал соблюдать определенную середину: есть без излишеств, но и не мучатся голоданием.
Если к мирянам проблема питания — это выбор одного конкретного индивидуума, то употребление пищи монахами обозначено жестче. Многие не употребляют мясо и выбирают обычную еду без излишеств.
Интересно то, что, невзирая на разногласия в плане потребления мяса, многие буддийские заведения воздерживаются от приема в пищу чеснока и лука. Эти овощи с положительной репутацией в современном обществе в действительности вредны для буддистов — они пробуждают тело и разум, что негативно сказывается на практике йоги. Потому монахи не употребляют эту еду.
Кофе, чай, грибы
Пища людей, которые практикуют буддизм, чаще всего состоит из кисломолочных продуктов, овощей и пшеницы, которые приготовлены в разных сочетаниях.
Что относительно мяса, то многие буддисты соблюдают концепцию, что учитель не разрешал употребление мяса, исключение, если зверь был специально убит для употребления в пищу монаху (он этого не видел, но примерно предполагает). В других случаях кушать мясо запрещено.
Так, отличия в питании в буддийской практике могут просто не совпадать с учетом школы. К примеру, тибетская религия намного лояльней к питанию и не настольно сильно является противником употребления мясных продуктов.
Что относительно буддизма в Индии, то в этой стране из-за особенностей культуры к потреблению мяса относятся очень негативно. Их дневной рацион, как правило, состоит так, чтобы не допустить распада духовной практики, для чего требуется исключить для начала вещества, которые стимулируют и опьяняют психику, к примеру, чеснок, лук, чай, кофе, соль, сахар, пряности.
Кухня в буддийской практике в основном представляется обычной пищей, не требующей значительных материальных затрат, а также большого количества времени чтобы ее приготовить, но при этом она вполне может удовлетворить потребности организма.
Очень сложно провести грань, буддизм это религия или философия, адепты стремятся к познанию и тратят на это всю жизнь, приближенные практикуют те аспекты учения, которые могут понять на своем уровне.