Будет ли дорожать резина на авто
Дефицит и маркировка: почему в России резко подорожали автомобильные шины
На рынке покрышек паника. Цены взлетели на %. Дефицит шин перед сезоном случался и раньше, но сейчас он наложился на глобальный рост цен в мире. Комплект на бюджетную легковушку может стоить до 44 тысяч рублей.
Павел Уманский, заместитель генерального директора шинного центра: «Сильный рост цены связан с тем, что были проблемы у производителей и связанные с карантином. Закрыты были заводы на карантины, не хватает, соответственно, расходных материалов, не хватает комплектующих. На рынке реально шин нет».
Среди причин подорожания шин в России продавцы называют и введение маркировки. Цифровой код появился на каждой легальной покрышке, потеснив «серых» игроков с рынка. Любой покупатель может узнать историю новой шины.
Кирилл Волков, руководитель товарной группы «шины» «Оператор ЦРПТ»: «Система „Честный знак“ направлена на противодействие нелегальному обороту продукции, чтобы прослеживать товар от момента его появления на территории РФ до момента его вывода из оборота».
дефицита и дороговизны резины многие вынуждены экономить, покупая шины с пробегом. На них маркировка не нужна. Рискнули сэкономить и купить не новые покрышки, хотя бы внимательно осмотрите протектор.
Внимательнее надо быть и при покупке новых покрышек. пользуются дефицитом и привлекают ценами заметно ниже рыночной. Схема отработана годами: оформление сайта как у известных продавцов и название почти похожее, отличается символами.
«Резиновые» цены: почему в России резко подорожали зимние покрышки
Вопрос смены летней резины на зимнюю этой осенью для российских автомобилистов встал ребром. Купить БУ или новые зимние шины теперь не дорого, а очень дорого. Резкое подорожание резины произошло по всей стране и в среднем на рекордные 25%.
Эксперты считают, что россияне могут даже столкнуться с исчезновением зимних шин из продажи, особенно дешевых моделей. С конца сентября средняя цена четырех подержанных колес выросла до 14,5 тысяч рублей, а новая резина перекатила за порог в 44 тысячи рублей.
Специалисты утверждают, что это происходит на фоне общего подорожания сырья, издержек производства, а также внедрения системы маркировки.
Подорожали не только зимние шины, но и услуги шиномонтажа. К тому же автовладельцы переплачивают и за уловки, которые повышают стоимость работ при сезонной замене покрышек. При этом навязанные допуслуги дороги и часто вообще не нужны.
Нередко в погоне за прибылью работники шиномонтажа специально ищут незначительные дефекты на колесах, чтобы убедить в необходимости сделать срочный ремонт. А иногда могут сами намерено испортить покрышки.
Но главная уловка: чем больше шины, тем дороже их поменять. Хотя работы практически никак не отличаются, но в большинстве автомастерских за каждый дюйм колеса требуют дополнительную плату.
В Новосибирске сотрудники небольшой автомастерской объявили бойкот сезонному росту цен на шиномонтаж. Этой осенью в их шиномотажке услуга «переобуться к сезону» не подорожала, а наоборот подешевела.
Специалисты советуют перепроверять любые рекомендации автомобильных мастеров, ведущие к лишним тратам, и пользоваться только проверенными сервисами.
Игроки рынка: «Рост цен на шины неминуем»
В Санкт-Петербурге значительно подорожал один из самых дорогих расходных материалов автомобилистов. По оценкам участников рынка, за год цены на автомобильные шины в регионе выросли на 20-25%. «Дальнейший рост цен на покрышки для потребителя неминуем», — говорят эксперты.
Рост издержек и снижение конкуренции
По данным портала «Авто.ру», подорожание шин — общероссийская проблема. Цены на новые покрышки стабильно росли в течение всего года; в сентябре 2021 года шины стоили уже на 28% дороже, чем в январе. При этом стоимость летних шин росла быстрее, чем зимних. Резкий скачок на зимнюю резину произошел осенью — сразу плюс 8% к ценам августа. Меньше остальных выросли в цене всесезонные шины.
Рост цен на шины вызвал волну недовольства среди автомобилистов. «Если раньше за 30 тысяч я мог купить брендовые шины Goodyear, то сейчас за эту же сумму пришлось искать аналоги и варианты дочерних компаний крупных брендов», — поделился с РБК Петербург петербуржец Дмитрий (его работа связана с междугородними перевозками). «В той же ценовой категории нашёл «Корморан», это «дочка» «Мишлен» в Восточной Европе. В прошлом году за эти деньги можно было купить какой-нибудь премиум — некоторые производители предлагали хорошие скидки, предоставляли дисконт на качественные шины бу. Сейчас покрышки из эконом-класса типа «Камы-505» или Tunga Nordway 2 стоят не дешевле 3000 рублей. Соответственно, многие фирмы, которые были в среднем ценовом сегменте, стали недоступны по цене», — жалуется он.
Генеральный директор компании Nokian Tyres Россия (основная производственная площадка расположена во Всеволожске Ленинградской области, где выпускается 85% легковых шин Nokian Tyres в мире) Андрей Пантюхов в комментарии РБК Петербург оценил рост цен (по отдельным брендам) на 20-25%. «Действительно, в связи с ослаблением курса рубля в течение 2021 года, удорожанием сырья и материалов, а также ростом стоимости транспортировки сырья и готовой продукции цены на автомобильные шины в России существенно выросли», — отметил он.
Цена маркировки
По словам Пантюхова, производители пытались сдерживать этот рост. По его словам, Nokian Tyres увеличили отпускные цены на свои шины на 5%. «В то же время розничные цены для потребителей выросли более значительно, в том числе как следствие политики государственных органов по увеличению налоговой и иной нагрузки на бизнес и изменению условий работы на рынке — например, внедрения обязательной маркировки, которая привела к существенному росту затрат по всей цепочке системы дистрибьюции», — отметил Андрей Пантюхов.
Напомним, что с 1 марта 2021 года, согласно постановлению правительства РФ, все участники оборота шин обязаны передавать сведения в отношении всех действий по обороту шин в национальную систему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный ЗНАК». Компании и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством, хранением и продажей шин и покрышек, не могут их реализовывать без нанесения специальной маркировки. Изначально большинство опрошенных РБК представителей отрасли отнеслись к маркировке шин скептически: «Автомобильная шина — это не водка, подделать ее в подвале нельзя. Отсюда следует простой вывод — маркировка шин никак не защищает от контрафакта. Проблема продажи поддельных шин связана с контрабандой. Соответственно, бороться надо с коррупцией на таможне. Сомнительно, что маркировка шин решит проблему контрабанды», — говорил представитель ретейлера «СТО-Колёс».
Директор по продажам одной из крупнейших компаний по реализации автозапчастей «Евроавто» Виталий Новиков в разговоре с РБК Петербург считает причиной подорожания шин кумулятивный эффект: «Необходимость маркировки товара сократила количество операторов, снизило отчасти конкуренцию. Шины всегда были низкомаржинальным товаром, требовавшим объёмов складского хранения, непростой логистики. Когда операторов стало меньше, они смогли поднять цены. Подорожало и сырье», — объяснил он.
«Новая нефть»
Андрей Пантюхов отметил, что «дальнейший рост цен на шины для потребителя неминуем, так как рот цен на сырьё и материалы продолжается». Например, цены на натуральный каучук, являющийся обязательным сырьём для автомобильных покрышек, выросли во всём мире. По данным Ассоциации стран-производителей натурального каучука (ANRPC), значительный скачок цен на это сырьё произошёл в августе и сентябре 2021 года. «Китайские производители в настоящее время предпочитают получать натуральный каучук со складов внутри страны, а не импортировать товар, поскольку рост цен на грузовые контейнеры и морские перевозки сохраняется», — говорится в отчете ANRPC. Это во многом повлияет на рост цен, который будет поддержан высоким спросом на каучук со стороны США, ЕС, Великобритании и Индии.
Резина тянет рубль: автошины могут подорожать из-за маркировки
С 1 ноября 2020 года маркировка шин может стать обязательной, проект постановления правительства об «Утверждении правил маркировки шин» разработал Минпромторг. Предполагается, что для борьбы с контрафактом и контрабандой на шины будет нанесена идентифицирующая гравировка либо непосредственно в тело покрышки будет интегрирована радиометка, которая позволит считывать информацию о шинах на расстоянии. И в том, и другом случае потребуются серьезные изменения в технологические процессы производства покрышек, что повлечет их удорожание, говорят шинники. Электронные метки в будущем смогут контролировать перемещение автовладельцев, предостерегают эксперты. Подробности в материале «Известий».
Контраргументом по контрафакту
По инициативе Минпромторга, пилотный проект по маркировке шин стартовал 20 июня этого года, создана рабочая группа. Минпромторг со ссылкой на экспертные оценки сообщает, что сейчас на рынке порядка 10–15% покрышек имеют признаки контрафакта, в особенности это касается сегмента импортируемых грузовых, цельнометаллокордных, сельскохозяйственных и индустриальных шин.
Цех по производству грузовых шин
— Помимо борьбы с нелегальной продукцией (контрафакт, контрабанда), цифровая маркировка увеличит собираемость таможенных, налоговых, иных обязательных платежей, обеспечит аналитику импорта, производства и оборота товара в РФ, создаст инструмент общественного контроля, когда как проверяющий, так и потребитель смогут проверить любой товар с помощью приложения для мобильного телефона, — рассказал «Известиям» статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов.
В настоящий момент проект постановления правительства об «Утверждении правил маркировки шин» проходит стадию общественных слушаний.
Как маркировать
Окончательного решения, какой именно способ выбрать для маркировки шин в рабочей группе, пока не выбрали. Основной рабочий вариант — цифровой код DataMatrix, который может наноситься на этикетку или непосредственно на шину методом гравировки. Цифровой код позволит проследить товар на всех этапах реализации, включая розничных дистрибьюторов, и зафиксировать его продажу через кассу.
В качестве дополнительного метода прорабатывается использование радиочастотной RFID-метки, которая встраивается в шину или этикетку.
Спиральная RFID-метка, используемая в процессе производства шины
— За такой метод высказывается ряд участников отрасли, которые уже используют RFID. Использование метки может существенно ускорить процедуры отгрузки и приемки товара, идентификации на складе, в том числе с реализацией группового считывания, автоматизировать работу складов и логистических компаний, а также обладает рядом преимуществ с точки зрения выживаемости средства идентификации в товаропроводящей цепи, — уточнил замминистра Минпромторга. — Также указанная технология может использоваться после вывода товара из оборота и для реализации дополнительных бизнес-процессов: контроль жизненного цикла шины, допуска транспортного средства на различные объекты, иные сервисы, многие из которых уже реализованы крупнейшими производителями шин для отдельных сегментов продукции.
Метка RFID — это довольно распространенное решение для идентификации предметов на расстоянии. Наиболее часто такие метки встречаются в магазинах, где ими защищают товары от воровства. Выполненная из полиэтилентерефталата и алюминия метка работает по принципу транспондера при температурах от –40°C до +85°C, чаще всего на частоте 865–870 МГц. В зависимости от типа транспондера сигнал может быть считан на расстоянии от 20 см до 300 м.
Возможность идентификации покрышки с помощью метки и, как следствие, автомобиля и его владельца вызывает обеспокоенность у правозащитников.
Процесс внешней установки патч метки на готовую шину
Процесс внешней установки патч метки на готовую шину
Процесс внешней установки патч метки на готовую шину
— Каждый RFID-датчик имеет уникальный номер и в принципе нет ничего технически сложного в том, чтобы привязать этот номер к автомобилю. Датчики, размещенные в дорожном полотне, смогут считывать передвижение автовладельцев. В этом смысле возникает вопрос — не будет ли это еще одним способом контроля за передвижением граждан, — задается вопросом Ифанов.
Дорогое удовольствие
В тоже время сами шинники с недоверием относятся к идее маркировки.
— По нашим экспертным оценкам, на рынке шин низкий уровень контрафакта. Крупные производители защищают свои торговые марки в рамках действующего регулирования, к тому же шины подлежат обязательной сертификации. Тем не менее шины были включены в перечень первоочередных товаров, на которых предлагается апробировать маркировку, — объяснила «Известиям» исполнительный директор «Ассоциации производителей шин» Надежда Чурмеева.
Продажа автомобильных шин
По ее словам, шины существенно отличаются от других товаров, которые уже маркируются: у них нет упаковки, на которую можно было бы нанести маркировку, их транспортируют «навалом», и сами бизнес-процессы в шинном деле существенно отличаются. Не менее серьезную озабоченность в «Ассоциации производителей шин» вызывает сохранность этикетки при их обороте — ее потеря чревата угрозой массовой перемаркировки.
— Очевидно, что введение маркировки повлияет на розничные цены, поскольку потребует не только от производителей и импортеров шин, но и от торгующих организаций существенных инвестиций в ее внедрение. А именно оснащение необходимым оборудованием, введение электронного документооборота, перестройка производственного цикла, логистики, а также бизнес-процессов. Оценить масштабы влияния сейчас сложно. Главный тревожный момент сейчас — время: эксперимент начался, но времени, оставшегося до 1 декабря 2019 года (дата регистрации в системе мониторинга, — «Известия»), когда должна быть введена обязательная маркировка, по нашему мнению, совершенно недостаточно для проработки всех правил и процедур, их апробации, а главное — подготовки отрасли к введению нового регулирования, — рассказала Чурмеева.
Производство шин Pirelli на Воронежском шинном заводе
Компании Bridgestone, Michelin, Good Year, Continental, Nokian Tyres и Pirelli заявили, что полностью солидарны с позицией ассоциации. В Nokian Tyres уточнили, что у шин всех их брендов отсутствуют проблемы с контрафактом в России.
— В случае внедрения маркировки шин придется менять все процессы управления производством и логистикой, внедрять новые программы. Это всё очень дорого для компании. Однозначно, что внедрение маркировки скажется на стоимости шин, но озвучить точную сумму сейчас не представляется возможным, — рассказала «Известиям» руководитель направления по связям с общественностью российского офиса Nokian Tyres Карина Соколова.
Фокус на безопасность
Интеграция датчиков RFID вызывает у шинников дополнительные вопросы по безопасности их продукта. Если в некоторые грузовые шины за рубежом датчики уже «вшиваются», то для покрышек легковых автомобилей это первичный опыт.
Сотрудник в цехе вулканизации
— Легковые шины гораздо меньше и легче, чем грузовые, их боковина существенно тоньше, и это существенный фактор. В случае с легковыми шинами внедрение дополнительного предмета приводит к различным деформациям, таким как расслоение или вытягивание боковины или даже взрыву шины. Сегодня нельзя однозначно утверждать, как поведет себя покрышка с внедренной меткой на скорости и при выполнении экстренных маневров. Еще один немаловажный фактор, который ограничивает внедрение подобной технологии, — это то, что внутри шины уже присутствует металлокорд. Его металл в свою очередь экранирует метку, — отметила Соколова из Nokian Tyres.
Шинники сходятся во мнении, что для внедрения подобной технологии в производство необходимы полномасштабные ресурсные испытания на безопасность. Проведение таких испытаний потребует длительного времени.
Водителей предупредили о резком подорожании зимней «переобувки» авто
Как сообщает телеканал «Звезда», резкое подорожание резины произошло по всей стране и в среднем на рекордные 25%.
«С конца сентября средняя цена четырех подержанных колес выросла до 14,5 тысяч рублей, а новая резина перекатила за порог в 44 тысячи рублей», — говорится в сообщении.
Среди причин эксперты называют общее подорожание сырья, увеличение издержек производства, а также внедрение системы маркировки.
При этом многие автовладельцы отмечают, что по сравнению с допандемийным 2019 годом необыкновенно подорожали не только зимние шины, но и услуги шиномонтажа.
«У меня в бардачке сохранился чек на октябрьский шиномонтаж 2019 года. Специально сравнил! На мою машину стоимость переобувки тогда составляла 800 рублей. Сегодня поехал менять резину — на ту же машину, на той же точке уже затребовали 1280! За два года рост — более 50%. Безобразие. Чтобы так наши зарплаты росли!», — возмущается автолюбитель из Костромы Евгений Смирнов.
Чтобы повысить доходы, работники шиномонтажа специально ищут незначительные дефекты на колесах, чтобы убедить в необходимости сделать срочный ремонт. Главная же уловка сервисов состоит в том, что чем больше шины, тем дороже их поменять. Такая практика введена в большинстве автомастерских: хотя работы практически никак не отличаются, за каждый «лишний» дюйм колеса требуют дополнительную плату.
В условиях кризиса многие автолюбители, уже «разорившиеся» на покупке подорожавшей зимней резины, отказываются от услуг сервисов и переходят к самостоятельной замене колес.
По данным синоптиков, в Москве и Подмосковье уже в ближайший вторник, 19 октября ожидается мокрый снег.
В связи с грядущим похолоданием эксперты напомнили автолюбителям, при что при установлении среднесуточной температуры на уровне +5 градусов пора менять летние шины на зимние. В ПДД нет точных требований, которые бы обязывали «переобуваться» в определенный срок. Установлено требование к глубине протектора шин: в зимнее время нельзя эксплуатировать покрышки, «рисунок» которых стерся, а глубина протектора составляет менее 4 мм. За это предусмотрен штраф в 500 рублей.
С 1 декабря прошлого года водителей начали штрафовать за езду зимой на летних шинах, а с 1 июня — за езду летом на зимних.
Штрафы за колеса «не по сезону» выписывают по статье 12.5 КоАП РФ. Размер штрафа для нарушителей составляет 500 рублей.