Будет ли машина тормозить без тормозной жидкости
Чем может обернуться отсутствие тормозной жидкости в системе
Привод тормозов автомобиля давно уже не делают чисто механическим, как на первых машинах в истории. Возможны варианты гидравлических или пневматических тормозов, но последние применяются только на тяжёлом транспорте, грузовиках и автобусах. Практически у всех легковых машин гидропривод тормозов, где главная роль принадлежит тормозной жидкости.
Как устроена гидравлическая тормозная система
Водитель нажимает педаль тормоза, а соединённый с ней толкатель передвигает поршень главного тормозного гидроцилиндра. На этом механика заканчивается, а начинается гидравлика. У неё масса преимуществ перед применявшимся когда-то приводом с помощью тяг и тросиков:
Повышение давления в магистрали, вызванное перемещением поршня главного цилиндра, мгновенно передаётся к исполнительным механизмам, рабочим цилиндрам. Их поршни начинают перемещаться, прижимая колодки к дискам или барабанам.
Но в отличие от механики, для обеспечения надёжности в гидросистеме приходится решать вопросы утечек жидкости, они категорически недопустимы по требованиям безопасности.
Последствия, связанные с утечками
Сам принцип действия гидравлики основан на несжимаемости рабочего тела. Если по какой-то причине в любой точке от главного цилиндра к исполнительным в трубопроводах появляется воздух или иной газ, то давление будет расти во много раз медленнее, рабочие цилиндры не отреагируют на перемещение поршня в главном, а водитель почувствует, как педаль проваливается под его ногой. Естественно, никакого торможения не получится, а последствия могут стать печальными.
Воздух в системе может появиться по разным причинам:
Неисправность тормозов, ставшая следствием снижения уровня в бачке, может произойти по вине водителя, который обязан ежедневно этот уровень проверять. Он может снижаться из-за неисправностей или по естественным причинам. Например, по мере износа тормозных колодок и дисков поршни сильнее выдвигаются из цилиндров, а образующееся пространство заполняется жидкостью из бачка. Уровень должен доводиться до нормы.
Важно не просто доливать жидкость, а оценивать скорость понижения уровня и при появлении подозрений на быстрый расход полностью проверить всю систему на утечки. Иначе тормоза просто внезапно откажут, воздух не передаёт давление.
Наличие тормозной жидкости в нужном количестве настолько же важнее бензина или масел, насколько остановить автомобиль перед препятствием или пешеходом нужнее, чем разогнаться. Система тормозов – единственная в автомобиле, которая дублируется подобно авиационной или космической технике. Но если в ней недостаёт жидкости, то никакие меры конструкторов не помогут, следить за этим обязан водитель.
Что делать, если тормозная жидкость вытекла, а ехать надо
Неисправность тормозной системы — лишь одна из неприятностей, которые могут застигнуть врасплох автопутешественника. И хорошо, если все произошло на малой скорости, водитель сумел сориентироваться и чудом остановился. Еще лучше, если это случилось вблизи автосервиса с магазином автозапчастей. В этом случае вызвать подмогу не составит труда. Но что делать, если тормоза пропали в глуши, где кроме сельского автобуса, проезжающего по дороге два раза в день, на четырех колесах ничего более не встретить; а в багажнике ни инструмента, ни запаса тормозухи; да и телефон, как назло, вне зоны работы сотовых сетей?
Для начала нужно заглянуть под машину для того, чтобы осмотреть область колес и места подведения тормозных шлангов к суппортам. Подтекающий тормозной шланг выдаст себя не только мокрыми наплывами в местах крепления или же непосредственно на теле трубки, но и характерной лужей под колесом. Если вы давно их не меняли, то резина, из которой они сделаны, становится жесткой, трескается и ломается. Впрочем, бывает, что один из шлангов плохо затянули, или же он сорвался. А потому нужно его либо заменить, либо закрепить хомутом.
Если под машиной порядок, стоит заглянуть под капот, и осмотреть расширительный бачок тормозной жидкости. От старости или он, или крышка, закрывающая горловину, так же могут растрескаться. В этом случае нужно обязательно заменить деталь.
Если с бачком порядок, смотрим главный тормозной цилиндр. Его уплотнители могут изнашиваться, покрываясь трещинами, через которые начинает уходить тормозуха. Причем уходить она может непосредственно в вакуумный усилитель тормозов. А наличие подтеков в вакуумнике — это к замене цилиндра.
Тормозные цилиндры, расположенные в каждом колесе, так же могут течь. Об этом говорит обилие жидкости под колесом, когда автомобиль достаточно долго стоял на месте. Чтобы определить неисправность, нужно снять каждое колесо и исследовать суппорты и тормозные диски на предмет подтеков или повреждений.
Неисправный тормозной контур и гидропривод так же могут спровоцировать течь. В первом случае педаль тормоза попросту провалится в пол. Во-втором — она так же провалится, но будет делать это постепенно. В общем, так же диагностика, и ремонт.
Но к чему все это знать, если нет ни инструмента, ни навыков ремонта, ни запчастей, ни, в конце концов, желания лезть под машину, а есть только цель — во что бы то ни стало добраться до первой попавшейся СТО?
Почему необходимо менять тормозную жидкость
Температура кипения — один из основных показателей качества тормозной жидкости. Teмпepaтypa, пpи кoтopoй пpиxoдитcя paбoтaть тopмoзнoй жидкocти мoжeт кoлeбaтьcя oт – 40°C, нaпpимep, нa cильнoм мopoзe и дo + 220°C, вo вpeмя интeнcивнoгo пoльзoвaния тopмoзaми.
При торможении автомобиля выделяется много тепловой энергии, которая может стать причиной закипания жидкости. При этом, уже при температурах, близких к температуре кипения, в тормозных жидкостях возможно образование паровой фазы, а, следовательно, и паровых пробок в гидроприводе. В отличие от жидкости пар сжимаем (свойство газов). В этом случае, при нажатии на педаль тормоза происходит сжатие паровой фазы, и усилие не передается к исполнительным механизмам тормозной системы, педаль тормоза «проваливается».
Тормозная жидкость гигроскопична — а это значит, что она интенсивно впитывает в себя воду из атмосферы.Таким образом, за 2-3 года эксплуатации автомобиля в системе накапливается от 2 до 5% воды. Пpи этoм тeмпepaтypa eё кипeния cнижaeтcя нa 30° – 40°C. Падение температуры кипения до температуры порядка 130°С является критичным и жидкость подлежит замене.
Kpoмe oпacнocти «зaкипaния» тopмoзoв в caмый нeпoдxoдящий мoмeнт, влaгa в тopмoзнoй жидкocти cпocoбcтвyeт пoявлeнию кoppoзии нa цилиндpax, a нa мopoзe мoжeт cтaть пpичинoй oбpaзoвaния лeдяныx пpoбoк в тopмoзнoй cиcтeмe. Ceгoдня бoльшинcтвo aвтoпpoизвoдитeлeй peкoмeндyют пoлнocтью мeнять тopмoзнyю жидкocть oдин paз в двa гoдa или пocлe пpoбeгa кaждыx 40 – 50 тыc. км.
ВЯЗКОСТЬ — важный показатель в условиях зимы, он не должен превышать 1800 мм2/с. Вязкость должна быть не выше нормируемых значений иначе нарушится текучестьжидкости через очень тонкие гидравлические каналы тормозной системы, что приведет к снижению быстрого действия или даже отказу тормозов.
Чрезмерное загустевание жидкости при низких температурах может привести к замедлению реакции и снижению эффективности работы (вплоть до полного блокирования) тормозной системы. При выборе тормозной жидкости необходимо учитывать предельные зимние температуры, характерные для данной климатической зоны.Самым опасным является случай, когда в пути температура окружающей среды падает до критических значений (-30°С и ниже). При этом некачественная, неправильно подобранная или уже отработавшая свой срок тормозная жидкость может застыть в магистралях тормозной системы прямо во время движения, что приведет к полному отказу тормозной системы. Подобное может произойти также при выезде из относительно теплого гаража на сильный мороз.
Пониженная вязкость при высоких температурах приводит к снижению толщины пленки до значений, недостаточных для нормальной смазки и может вызвать протечки в рабочих цилиндрах. При этом происходит замедленное, неравномерное затормаживание, а также износ и снижение срока службы подвижных элементов системы.
Следующий важный показатель – это pH. Если значение pH ниже 7.0, то возникает риск коррозии черных металлов, а при значении pH выше 11.5 коррозии подвергаются алюминиевые сплавы. Оба вида коррозии ведут к снижению эффективности и быстродействия тормозов.
К сожалению, для автомобилистов, в России нет единого стандарта, регламентирующего качество тормозной жидкости. Отечественные производители тормозной жидкости работают по собственным техническим условиям, ориентируясь на стандарты, принятые в странах Европы и США:
FMVSS 116 — FMVSS norms (Federal Motor Vehicle Safety Standard) — Американский Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей;
ISO 4925 — ISO (International Organization for Standardization) — Международная организация по стандартизации;
SAE J 1703 /1704 — SAE (Society of Automotive Engineers, Inc.) — Общество автомобильных инженеров;
JIS K 2233- JIS (Japanese Industrial Standard) Японский промышленный стандарт.
На рынке России и стран СНГ представлено множество марок тормозных жидкостей, производители которых заявляют, что данный продукт отвечает всем требованиям, предъявляемым к классу Dot4. Но из-за отсутствия государственного стандарта качество тормозной жидкости остается на совести производителя, который, в целях получить больше выгоды, может существенно сэкономить на качестве продукта.
С развитием технологий автомобилестроения повышаются требования к тормозным жидкостям. Введение в конструкцию тормозов системы ABS приводит к введению нового стандарта class 6. На российском рынке такому стандарту соответствует только тормозная жидкость марки ROSDOT, производитель ООО «Тосол-Синтез-Инвест».
Для того чтобы избежать проблем с тормозной системой, следует соблюдать ряд простых правил:
— Необходимо периодически проверять уровень тормозной жидкости в расширительном бачке, а также своевременно производить замену
— Стандартный диапазон замены – 2 года или 40 000 км пробега
— Применять только качественные тормозные жидкости, одобренные автопроизводителями
— Самостоятельно проверять качество тормозной жидкости. Жидкость должна быть прозрачной, однородной и без осадка
— Тормозную жидкость нужно менять полностью
— Не допускается смешивать тормозные жидкости на минеральной и гликолевой основе
— Не рекомендуется использовать тормозную жидкость из упаковки, открытой более 6 месяцев. Также в некоторых автосервисах можно проверить температуру кипения тормозной жидкости с помощью специального индикатора. Конечно, подобные способы проверки не воссоздают реальных условий эксплуатации, но пренебрегать ими не стоит, так как более точные результаты можно получить только при испытаниях в лаборатории.
Соблюдая эти простые правила, вы сможете избежать серьезных проблем, которые угрожают безопасности вашего движения: отказ тормозов из-за превышенного содержания влаги в тормозной жидкости; работа тормозов с задержкой из-за высокой вязкости при низкой температуре; износ деталей тормозной системы; коррозия черных металлов и алюминиевых сплавов в модулях тормозной системы; нарушение герметичности тормозной системы; неэффективная работа системы электронной помощи при торможении
Водка или вода: чем заменить тормозную жидкость, если она вытекла вдалеке от дома
Тормозная жидкость может вытечь из-за механических повреждений — треснул тормозной шланг, или водитель вовсе оторвал его на бездорожье. Поэтому сначала надо найти причину утечки и только потом думать, как ее устранить. Может, лучше не мучиться и взять машину на буксир или вызвать эвакуатор. Но это легко сделать, если поломка случится в городе, до сервиса недалеко, а рядом есть люди, готовые помочь. А вот если вас занесло в глушь и вокруг никого, придется что-то выдумывать самому.
Предположим, вы нашли причину утечки жидкости и самостоятельно смогли ее устранить. Как восстановить потерю или чем ее можно заменить хотя бы на время.
«Тормозуху» продают на каждой заправке или в автомагазине, но до них надо еще доехать. Самое простое решение — залить в бачок обыкновенную воду. Но надо помнить, что при частых торможениях вода закипит, а в холодное время года просто замерзнет. Поэтому ехать надо с небольшой скоростью, используя торможение двигателем, а на тормоз жать, когда нужно замедлиться до полной остановки.
Зимой можно, утираясь слезами, залить в бачок «огненную воду», то есть водку или портвейн. Спиртосодержащие напитки не замерзнут, но при частых нажатиях на педаль тормоза опять же могут закипеть. «Незамерзайка» — еще один выход. Ее не так жалко, как алкоголь, да и зимой почти каждый водитель возит в багажнике запасную банку с этой автохимией. Жидкость омывателя не замерзнет в мороз (если омыватель, конечно же, не летний), но и она, увы, может закипеть. Поэтому и тут осторожная езда не помешает.
Еще можно использовать жидкость гидроусилителя руля. Она точно не закипит и не замерзнет, но не каждый водитель возит с собой запас такого автомобильного расходника. Поэтому лучшим вариантом будет залить в бачок антифриз. Если запаса в багажнике не оказалось, можно слить немного из системы охлаждения.
Однако все эти приемы можно использовать лишь в крайнем случае, поскольку потом всю систему нужно будет промывать и чистить. Зато они помогут дотянуть до сервиса и не остаться ночью где-нибудь в лесу. Это подтверждают и многочисленные рассказы бывалых водителей. Кто в свою «копейку» заливал подсолнечное масло, а кто в тормозную систему БТР-70 лил масло моторное. Все благополучно добирались до дома.
Пять способов остановить машину, если отказали тормоза
Тормозная система большинства автомобилей имеет два независимых контура, которые либо дублируют друг друга, либо делят между собой часть функций тормозной системы.
Соответственно, если в процессе торможения педаль тормоза застопорилась (чаще всего такое случается при неравномерном износе или разрушении тормозных колодок) или провалилась (чаще всего из-за попадания воздуха через негерметичные уплотнения цилиндров) и уперлась в пол, не воспринимайте эту ситуацию как вселенский апокалипсис.
Продолжайте давить на педаль ритмичными поступательными движениями, будто накачиваете колесо ножным насосом. С большой степенью вероятности уже через пять-десять таких выжимов вы прокачаете тормоза и восстановите давление в системе.
Если прокачивание тормозов не увенчалось успехом, а, быть может, даже одновременно с прокачкой, пытаемся затормозить двигателем, переключаясь на пониженные передачи.
Вопреки распространенному мнению, электронный стояночный тормоз тоже можно использовать в критической ситуации для замедления автомобиля. Для этого нужно не нажать на кнопку, а зажать и удерживать ее. В этом случае электромоторы, приводящие в действие тормозные механизмы, зажмут задние колодки с тормозными дисками, активируя экстренное торможение.
Более того, электронный или электромеханический «ручник» обеспечивает гораздо более эффективное и безопасное торможение, чем классический, механический аналог. Дело в том, что он задействует гидравлическую тормозную систему, работая в связке с системами ABS и ESP, а потому может задействоваться в том числе и для экстренного торможения на более высоких скоростях.
Перестроения из стороны в сторону создают дополнительное сопротивление качению, что также снижает скорость движения автомобиля.
Однако не применяйте такой прием на высокой скорости! Это чревато заносом и почти неизбежной аварией.
Разумным будет также направить автомобиль на подъем, если такой имеется. Если опыта хватает, скорость не слишком высока (не более 30 км/ч), а дорога свободна, можно попытаться также сделать серию «полицейских разворотов» (маневр автомобиля, при котором транспортное средство совершает разворот на 180 градусов, а затем, проехав определенное расстояние задним ходом, совершает обратные действия, и далее движется вперед).
Помощнику останется лишь задействовать тормозную систему своего авто. Лучше всего выбрать в качестве такого препятствия грузовик-тихоход с противоподкатным брусом.
С большой степенью вероятности сломается кулиса, выкрошатся шестерни или погнутся тяги. Наконец, хотя «бывалые» нередко дают совет заглушить двигатель, не выключая зажигания, делать этого мы не рекомендуем. Хотя бы потому, что в таком случае деактивируются гидро- или электроусилитель руля, что лишь создаст дополнительные сложности.