Будущее автомобилей в россии
Правительство хочет автопром будущего. И ограничить личный транспорт одновременно
В России наладят выпуск батарей для электрокаров
Электромобиль GAZelle e-NN производства Горьковского автомобильного завода
Павел Лисицын/РИА «Новости»
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, вводящее расширенный список современных технологий, для реализации которых производители смогут заключить с государством специальные инвестиционные контракты (СПИК). В него вошли, в частности, производство литий-ионных аккумуляторов для тяговых аккумуляторных батарей трех видов, а также водородных топливных элементов.
Технология производства литий-ионных аккумуляторов обладает высокой удельной энергоемкостью на ту же массу и объем аналогичных свинцовых аккумуляторов и превосходит их по числу циклов разряда, является лучшим выбором для применения в электротранспорте, подчеркивается в разделе распоряжения правительства, описывающем потенциал развития современной технологии.
Необходимость включения в список водородных топливных элементов объясняется в документе прогнозируемым ростом водородной энергетики в мире в связи с переходом к безуглеродной энергетике.
Этих производств в России нет, но власти рассчитывают привлечь иностранные компании с нужными компетенциями — за счет выгодных условий. Для этого планируется использовать механизм специнвестконтрактов (СПИК).
За организацию заводов иностранцы смогут получить различные преференции от государства: налоговые льготы, компенсацию утильсбора, особые условия аренды земельных участков, все возможные компенсации и субсидии. При этом условия для каждого из инвесторов оговариваются в индивидуальном порядке.
Параллельно с этим распоряжением в России уже существуют концепции развития водородной энергетики и электрического транспорта. В рамках первой реализация пилотных проектов и использование водородного топлива на внутреннем рынке предполагается уже к 2024 году.
Концепция развития электротранспорта предполагает развитие зарядной инфраструктуры в крупных городах и на федеральных трассах. Также, согласно этому документу, уже в 2022 году на российском рынке должно быть реализовано не менее 3 тысяч электромобилей местной сборки. Общий бюджет программы до 2030 года – 803,7 млрд руб.
Российские автокомпании, пока что не имеющие таких технологий, с осторожностью комментируют новую инициативу правительства по включению в СПИКи компонентов для водородных и электрических автомобилей.
«Мы серийно выпускаем электротранспорт и создали электробусы на водородных топливных элементах. Мы также ведем разработку транспорта на водородных газопоршневых двигателях, и эта технология является одной из наиболее перспективных для перехода на безуглеродный транспорт,
поэтому мы считаем необходимым включение технологии производства водородных газопоршневых двигателей и транспортных средств на их основе в перечень новых технологий для заключения СПИК»,
— сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе «Группы ГАЗ».
В «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» сообщили «Газете.Ru», что пока не планировали локализовывать электромобили в России.
Одной рукой встречают, другой провожают
Эксперты по-разному оценивают инициативу правительства. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов указывает на противоречия, которые исходят из различных ведомств правительства. И если нынешнее распоряжение Мишустина предлагает развивать автопром будущего, то несколькими днями ранее опубликованная «Стратегия развития транспорта до 2035 года», напротив призывает ограничивать россиян в его использовании.
«А как же конструктив? Как же электромобили? Как же водород? Как же новые технологии и научно-технический прогресс? А для конструктива авторы стратегии не оставили даже лазейки, как топором отрубив все возможные контраргументы прямым текстом на странице 137», — отмечает Шкуматов.
В той части, на которую ссылается правозащитник, в частности, указывается, что использование более экологичных автомобилей позволяет решить проблемы с выбросами некоторых вредных веществ, но проблему загрязнения путем обновления автопарка решить невозможно.
«В том числе потому, что до 82% выбросов взвешенных частиц происходит не из выхлопных газов, а за счет стирания дорожного покрытия и составных частей автомобиля.
Таким образом, развитие общественного транспорта в крупных городах (в первую очередь для обслуживания маршрутов «периферия — центр») с одновременными ограничениями на использование личных автомобилей для сокращения негативного воздействия на окружающую среду является безальтернативным»,
— отмечается в стратегии.
Никому не интересно это делать здесь
Наличие самого механизма СПИК в России говорит в первую очередь о том, что инвестиционный климат у нас без специальных условий недостаточно привлекателен для инвесторов, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
«Привлекательные условия для развития технологий государству приходится создавать за счет субсидий – причем для вполне общеизвестных технологий, — объясняет Бургазлиев «Газете.Ru».
— Включение в список технологий производства батарей соотносится с концепцией развития электротранспорта. Государство пытается привлечь инвесторов в эту отрасль, однако стоит помнить, что производство батарей и тяговых электродвигателей достаточно затратное, и я сомневаюсь, что инвесторы выстроятся в очередь».
Рынок электромобилей в России сейчас имеет недостаточный объем для того, чтобы их массовое производство было выгодным – говорить об актуальности локализации их компонентов можно говорить при объемах рынка в 50-60 тыс. машин в год, а не 1,2-1,3 тыс., как сейчас, добавляет эксперт.
Литий-ионные батареи и водородные топливные элементы – это наукоемкая продукция, которой требуется активная государственная поддержка на начальных этапах, считает руководитель проектов SBS Consulting Дмитрий Бабанский.
«Включение этих технологий в СПИК — это хороший знак для развития производства в России. В нашей стране сейчас имеются компетенции по одностенным углеродным нанотрубкам (ОУНТ) (аналог токопроводящей добавки), алюминиевой фольге толщиной 20 и 16 мкм, — перечисляет Бабанский, — В остальном имеющиеся в России технологии требуют доработки».
Вопрос контроля над степенью локализации на текущем этапе эксперт не считает приоритетным.
«Сначала необходимо сформировать рынок электротранспорта, под который уже развивать и подтягивать технологии — и только потом уже можно контролировать уровень локализации», — подчеркивает он.
Будущее автомобилей в россии
Пик автомобильного производства СССР пришелся на конец 1980-х годов: Lada, «Волга», «Москвич», ЗАЗ, ГАЗ, «Иж», КамАЗ, ЗИЛ и еще с десяток брендов выпускали в количестве до 2,2 миллиона машин в год. Советский автопром занимал пятое место в мире, причем все это были отечественные транспортные средства — ни одной контрактной иномарки. По данным Росстата, в 2016 году было произведено 1,24 миллиона легковушек и грузовиков, но теперь на конвейерах собирают десятки различных брендов, большая часть которых носит иностранные имена. РИА Новости выяснило, как отечественный автопром выживает в современных условиях и что ждет его в ближайшее десятилетие.
«Волга», «Москвич», «Ока», ЗИЛ, «Таврия», «Чайка» и еще множество советских брендов ушли в небытие вместе с развалом Советского Союза. Одни марки, например «Волга», сумели довольно долго продержаться в условиях новой рыночной экономики: последняя Volga Siber, которую собирали на старом американском оборудовании на основе платформы Chrysler Sebring, была выпущена в 2012 году. Другие, вроде «Москвича», едва дотянули до конца 1990-х: завод окончательно перестал производить машины в 2001 году, а после и вовсе был перестроен и переоборудован под выпуск моделей Renault.
Десятилетиями российский автопром и отечественные машины были предметом насмешек. Любая иномарка в народе считалась априори качественнее и надежнее: раньше при прочих равных «Жигулям» предпочитали даже «китайцев», которые еще несколько лет назад не выдерживали никакой критики. Каждая попытка поддержать отрасль наталкивалась на всплеск гражданского недовольства: люди считали, что деньги, направленные на развитие автопрома, тратятся зря, забывая при этом о тысячах рабочих мест своих соотечественников.
Времена меняются. Сейчас все шутки о надежности или отсталости отечественных марок говорят лишь о плохом вкусе и неосведомленности юмориста. Отечественный автопром, по крайней мере его оставшаяся часть, дает все меньше поводов насмехаться над собой, а в некоторых случаях становится основой для создания иномарок, о качестве которых всегда ходили легенды.
Волжский автомобильный завод создавался в 1960-е усилиями советских и итальянских инженеров, теперь же контрольный пакет акций АвтоВАЗа принадлежит французам и японцам из альянса Renault — Nissan. Блокирующий пакет акций — у госкорпорации «Ростех», что дает ей право наложить вето на любое решение совета директоров. В начале лета 2017 года гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов предположил, что франко-японский альянс в итоге получит 75% акций, а у госкорпорации останется блокирующий 25%-ный пакет ценных бумаг.
Нет, мы не потеряли АвтоВАЗ, наоборот, партнерство с Renault — Nissan принесло выгоду обоим предприятиям. В 2013 году убыточный завод в Тольятти открыл сборочную линию B0, и его мощности были дополнительно загружены производством иномарок, а в портфеле Lada появились новые модели — Largus и Xray. Иностранные партнеры также остались в плюсе, более того, разработанные отечественными инженерами модели Lada Kalina и Granta в итоге стали основой для создания японских седанов и хетчбэков Datsun. «Эффективность сотрудничества внутри альянса сложно переоценить: это трансфер современнейших технологий, культуры производства, передовых принципов работы отрасли по всем направлениям», — говорят в АвтоВАЗе.
На волне успеха седана Lada Vesta в продажу поступили две новые модификации модели: универсал Vesta SW и кроссовер Vesta SW Cross, выпуск которых налажен в Ижевске. В 2017 году бренд увеличил свою долю на рынке с 18,1 до 19%. Машины поставляются на экспорт: согласно прогнозу компании, по итогам нынешнего года более 24 тысяч автомобилей и машинокомплектов покинут пределы страны. География поставок охватывает почти все регионы мира: СНГ, Европу, Африку, Ближний Восток, Латинскую Америку. По прямым контрактам машины поставляются в Болгарию, Боливию, Венгрию, Германию, Египет, Иран, Ливан, Молдову, Перу, Чили и другие страны.
В октябре 2017-го группа Renault опубликовала план развития до 2022 года. В нем марке Lada отведена одна из важнейших ролей. По прогнозам французов, через шесть лет «Лады» будут продаваться полумиллионными тиражами, а доля бренда в России составит 20%. Главной премьерой в обозримом будущем должно стать новое поколение Lada 4×4. На одной из пресс-конференций главный дизайнер АвтоВАЗа Стив Маттин пообещал поклонникам модели, что она останется настоящим внедорожником и получит фирменное X-образное оформление экстерьера.
Недавно Волжский автозавод запустил в продажу битопливную модель Vesta CNG, работающую на бензине и природном газе, опытную эксплуатацию проходили электромобили Lada Ellada, а сейчас их сменили электрические Vesta EV. «В настоящее время АвтоВАЗ обладает всеми необходимыми возможностями для производства электромобилей, — сообщили в пресс-службе российского предприятия. — Однако эти технологии по-прежнему очень дороги для сегмента доступных автомобилей. Если рынок продемонстрирует спрос на электромобили, АвтоВАЗ будет быстро реагировать с помощью альянса Renault-Nissan, который является мировым лидером в этой сфере».
В 2016 году АвтоВАЗ представил перспективную телематическую платформу Lada Connect, которая объединяет в единую сеть автомобиль, смартфоны, «умные часы», информационно-развлекательные и навигационные сервисы. С помощью этой системы владелец машины сможет оставаться на связи с автомобилем из любой точки мира. Внедрение ее должно начаться в ближайшем будущем.
Ульяновский автозавод — второй и последний из оставшихся отечественных производителей легковых автомобилей. На мощностях предприятия с 76-летней историей производится и легкий коммерческий транспорт. Компания полностью принадлежит российской группе Sollers, которая владеет несколькими совместными предприятиями с Ford и Mazda и производством двигателей (Заволжский моторный завод). По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в кризисном 2016 году УАЗ сумел прирасти на один процент и реализовать 48 848 автомобилей. За январь-сентябрь 2017-го продажи сократились до 28 811 (— 12,6%), зато в два раза выросла доля экспорта: пределы России покинули 3464 автомобиля УАЗ.
«Значительный рост экспортных поставок стал возможным благодаря восстановлению объемов продаж на традиционных для УАЗа рынках стран СНГ и ближнего зарубежья, а также расширению географии поставок и выходу автопроизводителя на новые рынки, — рассказали в пресс-службе завода. — В 2017-м УАЗ заключил ряд дистрибьюторских договоров с партнерами из Западной Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Начаты поставки в Гондурас, Китай, Либерию, Мали, Мьянму, Парагвай, Филиппины и Эквадор».
Классические внедорожники УАЗ представлены моделями «Патриот», «Пикап» и «Хантер», коммерческий транспорт — «буханками» и их модификациями (УАЗ-3741, УАЗ-2206 и так далее). Все эти модели обязаны своим существованием еще советским конструкторам. Даже новый «УАЗ-Профи» (аналог «Газель-Бизнес») построен на шасси «Патриота». Последний, в свою очередь, является глубоко модернизированным вариантом внедорожника УАЗ-3160, разработка которого началась еще в 1980-х годах. Нынешние «Патриоты» уже не полностью отечественные: они могут похвастать итальянской рулевой рейкой, немецкими тормозами и рулем, корейской трансмиссией и другими импортными деталями.
«К 2020 году мы планируем представить модернизированную универсальную грузопассажирскую платформу на базе «Патриот», которая также станет удобным решением для увеличения перечня модификаций и надстроек для автомобилей, — сообщили представители Ульяновского завода. — Данная платформа будет дополнена множеством инновационных решений: системой ADAS (активные системы безопасности) и мультимедийными приложениями. Мы планируем активно привлекать мировых экспертов, разрабатывавших подобные продукты».
В средствах массовой информации давно ходят слухи о разработке первого в истории УАЗа кроссовера с несущим кузовом, который должен появиться в 2019-2020 годах. Известно даже заводское обозначение модели — УАЗ-3170. По сообщениям специализированных СМИ, в разработке этого проекта примут участие специалисты Ford, а производство модели наладят на заводе в Елабуге, где сейчас Sollers и Ford собирают кроссоверы Explorer и Kuga.
Не останется УАЗ в стороне и от перспективных разработок в области электрификации машин. «В 2017 году мы начали проект создания новой грузопассажирской гибридной платформы. Будущий гибрид под брендом УАЗ должен иметь максимальный пробег на электротяге более 100 км, максимальный запас хода на одной заправке — 1000 км, а расход топлива составит менее семи литров на сотню километров, — рассказывают в УАЗ. — Экологический класс автомобиля будет соответствовать стандарту Евро-6.2, время заряда батареи — не более 3,5 часа. Гибридная платформа обеспечит клиентам снижение стоимости владения автомобилем на 40% (по сравнению с бензиновым аналогом) и объемов выбросов СO2, что позволит УАЗ экспортировать ее на рынки Евросоюза и получить там преференции. На первом этапе проект будет полностью экспортоориентированным: помимо Европы, крупнейшим целевым рынком по гибриду для нас станет Китай. Мы прогнозируем, что после 2020 года доля гибридов в России начнет расти и составит около 5-6% от общего потребления. Главный вызов, который перед нами стоит, — это российская элементная платформа для электротранспорта, включая аккумуляторные батареи и электродвигатели. И эту задачу мы хотим решать в рамках консорциума с российскими автопроизводителями, инжиниринговыми центрами, инновационными компаниями и вузами».
В скором времени «УАЗ-Патриот» снова получит дизельный двигатель, которого он лишился после обновления. Разработки идут полным ходом. В планах УАЗа на три ближайших года — увеличить объем продаж на зарубежных рынках до 20 тысяч автомобилей в год, что должно составить порядка 30% в общем объеме продаж марки. Автомобили из Ульяновска будут адаптированы под потребности зарубежных рынков: созданы версии внедорожников для стран с жарким климатом, а на 2018 год запланированы выпуск модели «Хантер» с правым рулем и начало ее поставок в Индонезию, Индию, Шри-Ланку, Намибию, Ботсвану, ЮАР, Пакистан, Малайзию и Таиланд. Кстати, идеологически «Хантер» очень напоминает знаменитый утилитарный Land Rover Defender, который британцы сняли с производства. Наша модель вполне может занять пустующую нишу.
Группа ГАЗ является крупнейшим в России производителем отечественного коммерческого транспорта. Контрольный пакет акций принадлежит ООО «Русские машины», входящему в состав группы компаний «Базовый элемент» Олега Дерипаски. В состав ГАЗ входят Горьковский автомобильный завод, завод «Урал» по производству грузовиков, Ульяновский и Ярославский моторные заводы, три предприятия по выпуску автобусов, Ярославский завод дизельной аппаратуры (ЯЗДА) и еще несколько производственных активов. Группа продает автомобили в 45 странах мира, а 6 октября стало известно, что крупнотоннажные грузовики «Урал», фургоны «Газель NEXT» и «Газон NEXT» будут экспортироваться в Саудовскую Аравию. В Турции у ГАЗа есть автосборочное производство, там же создается собственная сервисная сеть.
«Сегодня 17% прибыли мы получаем от экспорта. Через пять лет как минимум планируем удвоить этот показатель, — рассказал РИА Новости президент группы ГАЗ Вадим Сорокин. — Наиболее перспективными регионами для нас являются страны Ближнего Востока, Латинская Америка, Африка, Азия. Мы работаем над экспортными модификациями с учетом специфики каждой страны — это правый руль, пакет для жаркого климата, решение для высокогорья, а также техника экологического стандарта Евро-6 для европейских стран. На Европу мы ориентируемся не с точки зрения объемов, а с точки зрения высоких технических стандартов. Для нас страны Старого Света — это своего рода voice of customer (мнение потребителя. — Прим. ред.): если мы можем сделать автомобиль для этого региона, то сможем продавать его и в других странах с аналогичными требованиями».
Одной из перспективных ветвей развития группа видит создание техники, работающей на газовом топливе. «Крупнейшие запасы природного газа — это уникальное конкурентное преимущество России по сравнению с другими странами. И его необходимо учитывать при развитии транспортной системы страны», — говорит Вадим Сорокин. Такой транспорт легко окупается за счет низкой цены на топливо и уменьшения эксплуатационных издержек, а также является более экологичным, чем бензиновые и дизельные автомобили. Модели на газу есть во всех ключевых сегментах коммерческого транспорта группы ГАЗ: легкие коммерческие автомобили «Газель NEXT», грузовики «Газон NEXT» и «Урал NEXT». В сегменте пассажирского транспорта компания производит 16 моделей газовых автобусов всех классов и назначений. Сборка отечественных двигателей ЯМЗ-530 CNG экологического стандарта Евро-5 с 2016 года осуществляется на Ярославском моторном заводе.
В 2012 году группа ГАЗ первой среди российских производителей представила образец электробуса. В 2016-м появился электробус нового поколения, который проходил длительные испытания в Москве. Компания также создала электроплатформу для всего модельного ряда автомобилей «Газель NEXT» и совместно с партнерами работает над созданием собственного электрического двигателя. «Электротранспорт — нишевый продукт, который может активно развиваться не во всех сегментах. В грузовых перевозках, где нет фиксированных стандартных маршрутов, развитие зарядной инфраструктуры для электротранспорта будет еще долго затруднено. С этой точки зрения данное направление более перспективно в сегменте городских автобусов», — отметили в группе ГАЗ.
Группа ГАЗ работает над внедрением автоматизированных систем помощи водителю и ведет разработку автономного транспорта. В следующем году начнется серийное производство междугородного автобуса Cruise, оснащенного автоматическими системами помощи водителю, в первую очередь он начнет свою работу в регионах, которые принимают участие в чемпионате мира по футболу. «Отрасль коммерческой техники находится под влиянием ужесточения требований по экологии, «цифровизации» и развития подключенных автомобилей. Стран, где наличие систем ADAS является обязательным требованием, становится все больше», — отмечает Вадим Сорокин.
На полигоне в Нижнем Новгороде тестируется беспилотный автомобиль группы ГАЗ. «Это не просто игрушка, сделанная только для показов и презентаций. Мы единственные в России делаем беспилотник на промышленных компонентах. Все исполнительные механизмы автомобиля — тормоза, руль, управление двигателем — выполнены на основе серийных решений. Беспилотник разработан на базе электромобиля «Газель NEXT», так как адаптация автономных систем лучше подходит для автомобилей с электроприводом», — отметили в пресс-службе компании.
«Через 10 лет ГАЗ должен стать глобальным международным брендом с присутствием как минимум в 100 странах мира. Для этого у ГАЗа есть весь необходимый потенциал — мощная инженерная школа, новые конкурентоспособные продукты и стремление наших работников к развитию, которое коренится в традициях 85-летней ГАЗовской истории», — говорит Вадим Сорокин. — Серьезное влияние на то, каким станет отечественный автопром в будущем, окажет создаваемая сегодня в правительстве стратегия развития отрасли. Она должна дать конкретные ориентиры для всех участников рынка — какие виды транспорта будут развиваться в стране, какими темпами пойдет обновление парков, какие комплектующие являются стратегически значимыми с точки зрения технологической безопасности страны и должны быть локализованы, насколько экспортоориентированной будет отрасль и какая из бизнес-моделей окажется в приоритете: национальные платформы или контрактная сборка. В существующем сегодня проекте стратегии акценты смещены в пользу развития контрактной сборки, а не национальных платформ. Это критично, потому что бизнес-модель промсборки не предполагает разработку продукта на территории России и фактически использует высокотехнологичные решения, созданные за рубежом. Национальные производители, у которых есть интеллектуальная собственность на продукт, обеспечивают полный цикл воспроизводства, поддержку локальной компонентной базы, развитие российской научной школы. Они создают технологический суверенитет государства и максимальную добавленную стоимость на территории страны».
О КамАЗе знает весь мир, и во многом благодаря успехам наших грузовиков в различных ралли-рейдах, включая самый знаменитый из них — «Дакар». Но Камский автозавод первый не только в гонках, но и в продажах. Согласно данным агентства «Автостат», за восемь месяцев 2017 года компания продала 15 948 грузовиков. Его ближайший конкурент ГАЗ продал втрое меньше — 4893 машины, а на третьем месте оказалась компания MAN с результатом 2547 автомобилей. Продукция КамАЗа занимает первую, вторую, четвертую и пятую позиции в пятерке самых популярных грузовых моделей, а общая доля предприятия на рынке грузовиков полной массой от 14 до 40 тонн составляет 58%.
Около 20% продукции КамАЗа идет на экспорт. «Согласно бизнес-плану, в 2017 году мы рассчитываем реализовать на зарубежных рынках около шести тысяч грузовиков. Примерно столько же мы продали в прошлом году», — сообщили в компании. В мировом автопроме КамАЗ занимает одиннадцатое место среди производителей грузовых автомобилей и восьмое место в мире по объему выпуска дизельных двигателей. Помимо грузовой техники, он выпускает автобусы, тракторы, комбайны, электроагрегаты, тепловые мини-электростанции и комплектующие. Компанией владеют государственная корпорация «Ростех» (49,9% акций), ООО «Автоинвест» (23,54% акций) и немецкий концерн Daimler AG (15% акций).
«Сотрудничество с мировым лидером дало возможность ликвидировать технологическое отставание, — рассказывают в компании. — В последние годы КамАЗ серьезно обновил и модернизировал свой модельный ряд и теперь находится на одном уровне с мировыми производителями. Главным конкурентным преимуществом КамАЗа на ближайшие годы будут высокий уровень всех видов сервиса, его доступность и оперативность».
Согласно программе стратегического развития ПАО «КамАЗ» до 2025 года, компания планирует увеличить продажи грузовиков с 34 тысяч штук до 62-73 тысяч. Камский завод производит транспортные средства на газомоторном топливе, разработаны электробусы, которые в настоящий момент проходят тестовую эксплуатацию на дорогах Москвы и Московской области, а также грузовые автомобили как на гибридном, так и на полностью электрическом приводе. Еще в 2015 году КамАЗ совместно с ОАО «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies создал первый прототип беспилотного грузовика, но, как это иногда бывает, идея опередила свое время. «Производители готовы к выпуску беспилотных автомобилей. Не готовы инфраструктура, законодательство и общественное мнение», — отметили в КамАЗе.
В истории современной России было немало попыток создать автомобиль практически с нуля. Самые громкие из них — «Ё-авто» и Marussia — увы, успехом не увенчались. Сейчас все внимание СМИ и общественности приковано к проекту «Кортеж», который финансируется, в том числе, правительством и разрабатывается в ФГУП «Научно-исследовательский автомобильный институт» (НАМИ).