бухгалтерский баланс отчет по практике
Бухгалтерский баланс отчет по практике
1. Знакомство с отчетностью организации, подготовительной работой, предшествующей составлению отчетности
2. Составление отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды
3. Составление бухгалтерской отчетности
4. Использование бухгалтерской отчетности для анализа финансового положения и эффективности деятельности организации
4.1 Анализ динамики и структуры имущества организации и источников его формирования
4.2 Анализ ликвидности бухгалтерского баланса организации
4.3 Анализ платежеспособности организации
Список использованных источников
Бухгалтерская отчетность важна не только для предприятия и государства, она может служить источником информации для различного рода организаций и отдельных лиц. Так, например, банки при принятии решения о кредитовании предприятия требуют от них предоставления многих форм отчетности.
Законодательство России требует от юридических лиц предоставления всесторонней информации о состоянии финансово-хозяйственной деятельности. Требования к финансовой отчетности организаций обусловлены тем, что их деятельность затрагивает не только их интересы, но и общества в целом. Поэтому все юридические лица обязаны вести книги, в которых фиксируются совершаемые хозяйственные операции, составлять промежуточный, годовой отчет, отчет о финансовых результатах и другие отчеты.
Цель прохождения производственной практики: изучить и описать в отчете по практике составление и использование бухгалтерской отчетности.
В процессе прохождения учебной практики были поставлены следующие задачи:
. Ознакомиться с отчетностью организации, подготовительной работой, предшествующей составлению отчетности.
. Ознакомиться с составлением отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды.
. Ознакомиться с порядком формирования промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности организации.
. Провести анализ финансового состояния предприятия.
1. Знакомство с отчетностью организации, подготовительной работой, предшествующей составлению отчетности
Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная в соответствии с правилами, установленными нормативными актами по ведению бухгалтерского учета, и ее данные дают правдивое представление о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации, а также об изменениях в финансовом положении. Следовательно, бухгалтерский учет должен осуществляться на предприятии с учетом действующего законодательства (Положений по бухгалтерскому учету, Приказов Министерства Финансов РФ и других).
На предприятие ООО «Аргус» в состав промежуточной отчетности относятся:
. бухгалтерский баланс, содержащий показатели, характеризующие величину и состав активов и источники их формирования на отчетную дату;
2. отчет о финансовых результатах, где приводятся данные по формированию финансовых результатов.
В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:
. «Бухгалтерский баланс» (форма № 1);
2. «Отчет о финансовых результатах» (форма № 2);
. «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3);
. «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4);
. «Приложение к бухгалтерскому балансу» (форма № 5);
Предприятие ООО «Аргус» на упрощенной системе налогообложения (подаёт раз в год):
декларация по упрощенному налогу
форма 2-НДФЛ (налог платится с зарплаты сотрудников ООО «Аргус»)
сведения о среднесписочной численности сотрудников
3. Отчётность в Пенсионный фонд (подаётся каждый квартал):
отчёт по форме РСВ 1
4. Отчётность в Фонд социального страхования:
необходимо регулярно (ежеквартально) сдавать в Фонд социального страхования форму 4-ФСС РФ.
подтверждение кода ОКВЭД (раз в год);
Основные нормативные документы предприятия ООО «Аргус», регламентирующие порядок формирования бухгалтерской, налоговой и отчетности во внебюджетные фонды:
Форма № 1 «Бухгалтерский баланс». Бухгалтерский баланс является важнейшей формой бухгалтерской отчетности. Он характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Именно с этой формы отчетности начинается экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности. Особенность бухгалтерского баланса как финансового документа состоит в том, что в нем сопоставляются имущество, права и обязательства. При составлении бухгалтерского баланса необходимо руководствоваться общими правилами бухгалтерского учета.
бухгалтерская отчетность финансовое положение
Бухгалтерский баланс организации ООО «Аргус» подразделяется на два подраздела на актив и пассив. Первый раздел актива баланса включает в себя следующие группы: материальные внеоборотные активы, запасы, денежные средства и денежные эквиваленты, финансовые и другие оборотные активы. Второй раздел пассива баланса включает в себя следующие группы: капитал и резервы, краткосрочные заемные средства, кредиторская задолженность.
Форма № 2 «Отчет о финансовых результатах». Отчет о финансовых результатах содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах, которые представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.
Отчетность по налогам и взносам
. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты физическим лицам РСВ-1. Сдается в свое отделение Пенсионного фонда.
Этапы подготовительной работе предшествующие составлению годовой бухгалтерской отчётности в ООО «Аргус».
1. Подготовка приказа о проведении инвентаризации.
. Проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
. Проверка правильности оформления первичных учётных документов (выборочно).
. Проверка соответствия утверждённой в организации учётной политики на текущий год нормам действующего законодательства.
. Проверка внутренних организационно-распорядительных документов.
. Проверка полноты отражения на счетах бухгалтерского учёта всех операций по оприходованию либо выбытию имущества организации.
. Проверка правильности формирования себестоимости продукции (работ, услуг) на счетах бухгалтерского учёта и в целях налогообложения.
. Проверка полноты отражения в учёте доходов от реализации продукции (работ, услуг).
. Проверка полноты отражения в учёте прочих доходов и расходов.
Цикл учетной работы организации.
Цикл учетной работы за любой очередной месяц (в межотчетном периоде) можно разделить на:
. Анализ операций на основе первичных документов.
. Регистрация операций в Главном журнале.
. Перенос проводок в Главную книгу.
. Корректировка счетов в конце отчетного периода.
. Закрытие счетов в конце отчетного периода.
. Составление финансовой отчетности.
Порядок закрытия счетов учета затрат и формирования себестоимости готовой и проданной продукции.
Порядок определения финансового результата от обычных и прочих видов деятельности
Условия принятия к учету доходов и расходов:
Выручка принимается к учету при единовременном выполнении условий;
У организации есть право на получение выручки, вытекающее из условий договора или подтвержденное иным образом;
Сумма выручки может быть надежно оценена;
Право собственности на товар, работу, услугу перешло к покупателю;
Сумма расходов, связанных с полученными доходами должна быть определена.
Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним предназначен Счет 90 «Продажи».
В течение года на счете 90 собираются данные о доходах и расходах организации по обычным видам деятельности. К счету 90 открываются субсчета:
«Налог на добавленную стоимость»;
«Прибыль / убыток от продаж».
Выручка от продажи отражается по Дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и по Кредиту счета 90 «Продажи». Одновременно в Дебет счета 90 «Продажи» списывается себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу»,20 «Основное производство».
Порядок ведения налогового учета в организации ООО «Аргус»
Данные налогового учета отражают:
порядок формирования суммы доходов и расходов;
порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
порядок формирования сумм создаваемых резервов;
сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу. Подтверждением данных налогового учета являются:
Первичные учетные документы.
Аналитические регистры налогового учета.
Расчет налоговой базы.
2. Составление отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды
На предприятие ООО «Аргус» обязательные страховые взносы начисляются в три внебюджетных фонда: Пенсионный (ПФР), Медицинский (ФФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС).
Общий тариф страховых взносов:
в ПФР уплачивается 20 процентов.
Работодатели-организации начисляют взносы на выплаты, сделанные в адрес работников в рамках трудовых договоров. К таким выплатам относится, прежде всего, заработная плата, премии по итогам работы за месяц, квартал или год, а также отпускные и компенсация за неиспользованный отпуск.
Пенсионные и медицинские взносы начисляются на выплаты в пользу физических лиц, не состоящих в штате, если такие выплаты сделаны в рамках авторских или гражданско-правовых договоров.
Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на выплаты по любым гражданско-правовым договорам (в том числе по авторским и договорам подряда).
Взносы в ФСС на «травматизм» с выплат по гражданско-правовым договорам начисляются только в случае, если уплата взносов предусмотрена самим договором.
На упрощенной системе налогообложения организации в 2014-2018 годах платят только взносы в ПФР по ставке 20 процентов. По взносам в ФФОМС и ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены нулевые тарифы.
Основные нормативные документы, регламентирующие порядок оформления отчетов во внебюджетные фонды.
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014). Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
— вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
— на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство принимает следующие нормативные правовые акты:
— порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации.
3. Приказ МНС РФ «О мерах по обеспечению принятия и реализации решений по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных со счетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов» от 18.08.2000 № БГ-3-18/297 (ред. от 11.10.2013). Отражение в лицевом счете налогоплательщика денежных средств, списанных с его расчетного счета в уплату налога, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, не уменьшает показатель «недоимка (задолженность) по налогу», поскольку показатели «задолженность» или «недоимка» отражают состояние расчетов с бюджетом, т.е. средства, не поступившие на счета по учету доходов бюджетов.
. Приказ ФНС РФ «О внесении изменения в формат предоставления налоговых деклараций бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов в электронном виде (версия 3.00)» от 09.04.2007 № ММ-3-13/208 (с изм. от 08.10.2014).
Отчеты по страховым взносам во внебюджетные фонды сдаются: форма-4 ФСС, форма РСВ-1 ПФР.
Для составления отчетов по страховым взносам, заполним вспомогательную таблицу 1.
Таблица 1. Сведения для исчисления страховых взносов
3. Составление бухгалтерской отчетности
Порядок составления бухгалтерской отчетности организации состоит из двух основных этапов:
2) заполнения форм бухгалтерской отчетности на основании данных учетных регистров.
Подготовительный этап составления бухгалтерской отчетности, в свою очередь, подразумевает:
) инвентаризацию статей баланса;
2) проверку записей на счетах бухгалтерского учета;
) порядок исправления выявленных ошибок;
4) закрытие счетов учета затрат, формирование себестоимости готовой и проданной продукции;
) выявление финансового результата от продажи продукции (работ услуг), закрытие счета 90 «Продажи»;
) выявление финансового результата от прочих операций, закрытие счета 91 «Прочие доходы и расходы»;
7) выявление чистой прибыли (убытка), закрытие счета 99 «Прибыли и убытки».
Схематично порядок заполнения бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах представлен в приложениях 1 и 2 соответственно.
Формирование конечного финансового результата отчетного периода отражается в отчете о финансовых результатах (форма №2), а в бухгалтерском балансе (форма №1) осуществляется его включение в состав собственного капитала.
4. Использование бухгалтерской отчетности для анализа финансового положения и эффективности деятельности организации
4.1 Анализ динамики и структуры имущества организации и источников его формирования
Определим структуру имущества организации и источников его формирования на начало и конец анализируемого периода с помощью таблицы 1
Наименование показателяКод строкНа 01.01.2012г. На 01.01.2013 г. Отклонение (+/-) Темп роста, %тыс. руб. % к итогутыс. руб. % к итогутыс. руб. % к итогу1234567 (гр.5-гр.3) 8 (гр.6-гр.4) 9 (гр.5 /гр.3) *1001 Внеоборотные активы 1.1 нематериальные активы 1110+. +114000000001.2 основные средства 115025697,2122465,06323-2,1584,421.3 долгосрочные финансовые вложения1160 +117000000001.4 прочие 1180+11900000000Итого по разделу 1110025697,2122465,06323-2,1584,422 Оборотные активы 2.1 запасы1210+12201658846,592921265,811262419,22176,12.2 дебиторская задолженность12301638846,021291429,09-3474-16,9378,82.3 краткосрочные финансовые вложения124000000002.4 денежные средства1250570,16120,02-45-0,1421,052.5 прочие12600000000Итого по разделу 212003303392,784213894,9391052,15127,563 Собственный капитал 3.1 уставный капитал1310-132000000003.2 добавочный капитал1340+135000000003.3 резервный капитал136000000003.4 прибыль (убыток) 13703021784,873441877,544201-7,33113,9Итого по разделу 313003021784,873441877,544201-7,33113,94 Долгосрочные пассивы4.1 займы и кредиты141000000004.2 прочие1420+14500000000Итого по разделу 4140000000005 Краткосрочные пассивы5.1 займы и кредиты15105221,4615223,4210001,96291,575.2 кредиторская задолженность1520486413,66844519,0235815,36173,625.3 доходы будущих периодов153000000005.4 резервы предстоящих расходов и под условные обязательства1540+143000000005.5 прочие15500000000Итого по разделу 51500538615,12996722,4545817,33185,05Заемный капитал, всего1400+1500538615,12996722,4545817,33185,05Источники имущества, всего170035603100443851008782100124,66Собственные оборотные средства1300-1100 3021784,873441877,544201-7,33113,9
Проведенный анализ состава и структуры бухгалтерского баланса на предприятие ООО «Аргус» позволяет дать хорошую оценку финансовому состоянию предприятия.
Происходит увеличение основных средств на 323 тысяч рублей или на 84,42 процента. Оборотные активы предприятия формируются в основном за счет запасов, дебиторской задолженности.
Стоимость запасов за исследуемый период значительно увеличилась на 12624 тысяч рублей.
Дебиторская задолженность в анализируемом периоде снизилась на 3474 тысячи рублей или 16,93 процента и составила 12914 тысяч рублей. Таким образом, за период с 01.01.2013 года по 01.01.2014 года оборотные активы предприятия за счет снижения общей суммы дебиторской задолженности уменьшились на 3474 тысячи рублей. В исследуемом периоде организацией использовались прочие оборотные активы.
Отобразим структуру активов организации в разрезе основных групп с помощью диаграмм, представленных на рисунке (1)
Как видно из схемы, характеризующей структуру активов предприятия, в начале и в конце анализируемого периода средства организации используются за ее пределами.
Пассив баланса по состоянию на 01.01.2013 года состоит из капитала и резервов, краткосрочных обязательств. При этом собственный капитал составляет 29,72 процента от общей стоимости источников имущества организации.
Отобразим структуру пассива организации в разрезе основных групп с помощью диаграмм, представленных на рисунке (2)
Уставный капитал организации не изменялся на всем промежутке исследования. Как на начало, так и на конец исследуемого периода в балансе предприятия присутствует нераспределенная прибыль. При этом ее уровень возрос на 4201 тысячи рублей и составил 34418 тысячи рублей.
Заемные средства предприятия как на начало, так и на конец периода состоят из краткосрочных обязательств.
Так как платежеспособность зависит от покрытия обязательств предприятия его активами, можно утверждать, что вследствие того, что обязательства организации увеличились в меньшей степени, чем стоимость активов, отношение текущих пассивов к текущим активам изменилось и повлекло улучшение платежеспособности.
4.2 Анализ ликвидности бухгалтерского баланса организации
Сгруппируем активы организации по степени их ликвидности в 4 группы с помощью таблицы 2
АктивНа 01.01.2012 г. На 01.01.2013 г. ПассивНа 01.01.2012 г. На 01.01.2013 г. излишек (+) или недостаток (-) активов на погашение обязательств, тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. 01.01.201201.01.20131 234567 (гр.2-гр.5) 8 (гр.3-гр.6) 1 Наиболее ликвидные активы57121 Наиболее срочные обязательства48648445-4807-84332 Быстро реализуемые активы16388129142 Краткосрочные пассивы522152215866113923 Медленно реализуемые активы16588292123 Долгосрочные пассивы0016588292124 Трудно реализуемые активы257022474 Постоянные пассивы3021734418-27647-32171 БАЛАНС 35603 44385 БАЛАНС 35603 44385 ХХ
Ликвидность баланса на начало анализируемого периода можно охарактеризовать как недостаточную. В частности она располагает излишком, как на начало так и на конец отчетного года, по второй и третей группе активов и пассивов, что свидетельствует о возможности погасить в полном объеме краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы. Вместе с тем, у организации наблюдается недостача наиболее ликвидных активов, о чем свидетельствует отрицательная разница между первой группой активов и пассивов. Однако учитывая то что в эту группу пассивов включены все кредиторские задолженность и прочие краткосрочные обязательства, которые как правило, не предъявляются кредиторами к оплате одновременно. Сложившиеся ситуация не может свидетельствовать о кризисе не платежеспособности.
Сравнение четвертой группы активов и пассивов позволяет установить наличие у ООО «Аргус» собственного оборотного капитала, являющиеся необходимым условием финансовой устойчивости организации.
Следует отметить, что к концу анализируемого года значение соотношений между отдельными группами активов и пассивов улучшаются
Отобразим структуру активов по степени их ликвидности на начало и конец анализируемого периода с помощью диаграмм, представленных на рисунке (4)
4.3 Анализ платежеспособности организации
Рассчитаем коэффициенты ликвидности на начало и конец анализируемого периода в таблице 3, сравним их с оптимальными значениями.
Коэффициент ликвидности составляет на конец года 0,21%. В тоже время у организации ООО «Аргус» возникает на ту же дату значительный запас средств, для погашения краткосрочных обязательств 1,42%.
Таким образом следует отметить, что у организации наблюдается недостаток абсолютно ликвидных активов и к концу года происходит увеличение дебиторской задолженности, что способствует росту коэффициента.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования.
В процессе прохождения учебной практики в ООО «Аргус» были решены следующие задачи:
. Ознакомление с отчетностью организации, подготовительной работой, предшествующей составлению отчетности.
. Ознакомление с составлением отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды.
. Ознакомление с порядком формирования промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности организации.
. Проведен анализ финансового состояния предприятия.
Каждая форма отчетности раскрывает какую-либо сторону хозяйственной жизни предприятия, каждая из форм представляет ценность для конкретных пользователей финансовой отчетности: руководителей, учредителей, сотрудников предприятия, а также способствует более детальному анализу происходящих на предприятии процессов.
Список использованных источников
. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 4/99, утв. Минфином РФ от 06.07.99 г. № 43н
Теги: Составление и использование бухгалтерской отчетности на предприятии Отчет по практике Бухучет, управленческий учет
Отчет по практике: Бухгалтерский баланс, его структура, содержание и порядок составления 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Бухгалтерского учета, аудита и анализа»
« Бухгалтерский баланс, его структура, содержание и порядок составления»
Баланс является основной формой бухгалтерской отчетности организации. Основная задача бухгалтерского баланса – показать собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем. Баланс позволяет получить представление и о материальных ценностях, и о величине запасов, и о состоянии расчетов, и об инвестициях. Данные баланса широко используются для последующего анализа руководителем организации, налоговыми органами, банками, поставщиками и другими кредиторами. Таким образом, баланс отражает финансовое положение организации за отчетный период.
Предметом данной курсовой работы является бухгалтерская финансовая отчетность.
Тема: Бухгалтерский баланс, его структура и порядок составления.
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть порядок составления бухгалтерского баланса в общем и конкретно на предприятии ОАО «Алтайский завод агрегатов», выявить современную сущность его содержания, положение в системе бухгалтерского учета.
Основные задачи необходимые для достижения данной цели:
во-первых, рассмотреть теоретические основы для составления бухгалтерского баланса;
во-вторых, изучить порядок составление годового баланса в ОАО «Алтайский завод агрегатов».
Метод проведения работы: для исследования используется метод анализа бухгалтерской отчетности (метод исследования, заключающийся в рассмотрении отдельных сторон, свойств, составных частей баланса).
В процессе практической работы были рассмотрены следующие аспекты:
1) экономическая характеристика предприятия ОАО «Алтайский завод агрегатов»;
2) подготовительные мероприятия по составлению годового бухгалтерского баланса;
3) порядок заполнения бухгалтерского баланса на предприятии.
По теоретической части работы можно сделать выводы в виде следующие тезисов:
1) бухгалтерский баланс является одним из основных источников информации для внешних и внутренних пользователей. Для внутренних пользователей он служит средством определения эффективности управления, для внешних – в основном для определения платежеспособности предприятия;
2) бухгалтерский баланс построен в соответствии с классификацией хозяйственных средств, то есть любая статья бухгалтерского баланса характеризует отдельный вид этих средств;
3) разделы бухгалтерского баланса включают статьи одинаковые по экономическому содержанию;
4) в соответствии с принципом двойной записи «актив» равен «пассиву» баланса, и данное равенство является основным уравнением бухгалтерского баланса.
1 баланс как основная форма отчетности
1.1 понятие, сущность и историческое развитие бухгалтерского баланса 5
2 формирование финансовой отчетности в части бухгалтерского баланса в ОАО «Алтайский завод агрегатов» 28
В современном динамично-меняющимся мире значимость информационных ресурсов неуклонно повышается. Сказанное имеет отношение к различным сферам деятельности человеческого общества, в том числе и экономике. Имущество организации и ее обязательства непрерывно участвуют в сфере производства. Чтобы определить величину всего имущества и обязательств, дать им экономическую оценку за отчетный период, а также оперативно руководить организацией, управлять финансово-хозяйственной деятельностью, необходимо располагать обобщенными данными о ее имуществе и обязательствах. Такое обобщение достигается в процессе составления бухгалтерского баланса.
Бухгалтерский баланс является важнейшим источником информации о финансовом положении организации за отчетный период. Он позволяет определить состав и структуру имущества организации, мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности, конечный финансовый результат (прибыль или убыток). Данные бухгалтерского баланса широко используются налоговыми инспекциями и налоговой полицией, кредитными учреждениями, органами статистики и другими пользователями.
Несмотря на влияние динамической бухгалтерии, на моделирование баланса современная его форма — выражение идей, прежде всего статической модели учета. Бухгалтерский баланс занимает по праву одно из центральных мест в научной концепции учета и считается наиболее универсальной формой финансовой бухгалтерской отчетности.
Данная тема в связи с ее актуальностью сегодня широко рассматривается в профессиональных кругах, представлена в публицистических статьях, монографических исследованиях, учебно-методической литературе, методологических документах, но основными источниками получения информации являются ПБУ 4/99.
Предметом данной курсовой работы является бухгалтерская финансовая отчетность.
Тема: Бухгалтерский баланс, его структура и порядок составления.
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть порядок составления бухгалтерского баланса в общем и конкретно на предприятии ОАО «Алтайский завод агрегатов», выявить современную сущность его содержания, положение в системе бухгалтерского учета.
Основные задачи необходимые для достижения данной цели:
во-первых, рассмотреть теоретические основы для составления бухгалтерского баланса;
во-вторых, изучить порядок составление годового баланса в ОАО «Алтайский завод агрегатов».
Метод проведения работы: для исследования используется метод анализа бухгалтерской отчетности (метод исследования, заключающийся в рассмотрении отдельных сторон, свойств, составных частей баланса).
Курсовая работа состоит из реферата, введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Первая глава включает в себя три пункта, в которых будут изучены:п онятие, сущность и историческое развитие бухгалтерского баланса; классификация бухгалтерских балансов; структура бухгалтерского баланса. Вторая глава включает в себя три пункта, в которых будут изучены: краткая характеристика организации; подготовительные мероприятия и процедуры составления бухгалтерского баланса; основные правила формирования статей баланса.
1 Б АЛАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ
Прежде чем говорить о бухгалтерском балансе, следует разобрать понятие «баланс» вообще. Термин «баланс» происходит от латинского слова bis – дважды и lans – чаша весов, буквально означает двучашие и употребляется как символ равновесия, равенства. Этот термин принят в экономической науке, как правило, для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направление их использования за определенный период (интервал). Например, баланс производства и распределения валового внутреннего продукта, материальные балансы (угля, металла, хлеба и др.), баланс денежных доходов и расходов государства (государственный бюджет), населения, организации и т.п.
Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используется в планировании, учете и экономическом анализе. В систему плановых балансов входят материальные, денежные и трудовые. При помощи этих балансов планируются образование и распределение отдельных видов материалов, продукции, денежных средств и трудовых ресурсов. Балансы используются для проведения факторного анализа при изучении жестко детерминированных зависимостей. Так, при сравнительном изучении планового и отчетного товарных балансов выявляется влияние на изменение реализации товаров таких факторов, как запасы на начало и конец анализируемого периода, объем поступления товаров, величина недокументированного расхода. В подобных балансах может и не быть равенства итогов. Например, могут быть балансы активные (превышение вывоза товаров над ввозом) и пассивные (с перевесом ввоза над вывозом). [6, c. 256]
В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет двоякое значение.
1. Равенство итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и т.д.
2. Наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату. Равные итоги формы по активу и пассиву располагаются по большей части на одном уровне, занимая строго горизонтальное положение, подобно коромыслу весов, находящихся в состоянии равновесия. В отличие от балансов, используемых при планировании и анализе, бухгалтерский баланс представляет собой систему моментных показателей, характеризующих состояние средств предприятия на определенную дату (момент).
Уже к концу XIV столетия коммерсанты средневековья составляли балансы не только для контроля оборотов. Купцы и банкиры начинают использовать баланс как орудие контроля и управления хозяйством. В компании Медичи каждое отделение ежегодно, на 24 марта, составляло баланс, который вместе с объяснительной запиской управляющего отсылался в главную контору во Флоренции, где выявляли просроченную и дебиторскую задолженность и делали запрос отделений. Такой же запрос делали и в случае предоставления чрезмерных кредитов, которые грозили подорвать платежеспособность фирмы. Иногда к балансу прикладывали справку о перспективах погашения долга. Хотя в банке Медичи и существовало правило, что все его отделения должны на одно и то же число составлять отчеты, для того времени более типичным были нерегулярные сроки составления отчетности. Так, во Флорентийской компании Альберти (1302 — 1329 гг.) финансовые отчеты составлялись нерегулярно, так как их цель состояла в исчислении прибыли или убытка какой-либо длительной хозяйственной операции. Промежуток времени между двумя финансовыми отчетами составлял в этой компании от одного до пяти лет. Венецианская практика также не знала регулярных сроков составления баланса, который имел единственной целью выверку учетных записей. [23, c. 123]
Интересным моментом средневековой практики составления баланса было то, что разница между дебетовыми и кредитовыми оборотами, возникавшая в результате арифметических ошибок в подсчетах, не выверялась, а списывалась на прибыли или убытки.
1) деятельностью крупных юристов, создавших специальную отрасль права — балансовое право (Штауб, Рем, Симон);
2) пропагандой баланса как основополагающей исходной концепции бухгалтерии (Шер);
3) необходимостью ознакомить массы акционеров с механизмом основной отчетной формы — балансом, при исследовании структуры последнего (Губер).
Заслугой юристов было формулирование требований к балансу:
1. Точность. Как считали немецкие авторы, степень точности зависит от мнения юристов и членов правлений, т. е. от закона и целей, которые выдвигает высшая администрация акционерных обществ.
2. Полнота. Капитал в балансе должен показываться в полной номинальной, а не в фактически внесенной сумме. (Разность должна была показываться в активе как отдельная статья дебиторской задолженности.). Это требование отстаивало большинство авторов. Наиболее полно оно было выражено Паулем Герстнером и с некоторыми оговорками Рихардом Пассовым, который считал «способ обозначения капитала в полной сумме, определенной уставом,— единственно правильный, но лишь в силу определенно выраженных на этот счет предписаний закона». Подхватывая эту оговорку, Рудольф Фишер писал: «Не понимает свойства счета капитала и законодатель». Поскольку Фишер, как ему казалось, понимал эти свойства, то настаивал на отражении счета капитала только по сумме фактически внесенных средств. Трактуя капитал просто как разность между активом и кредиторской задолженностью, большинство немецких авторов не уставало подчеркивать что счет Капитала нельзя трактовать в юридическом смысле, как это делал, например, Кольманн. Герстнер указывал, что «это нисколько не значит, что основной капитал является долгом предприятия». Он дал поэтому следующее классическое в немецкой литературе определение: «Основной капитал есть сумма связанных статей актива, которая, по покрытии всех долговых обязательств, должна, по уставу, остаться для распределения между акционерами». В понятие полноты входил и другой старый вопрос об отражении в учете всех прав и обязательств, вытекающих из договоров. При этом получило признание мнение Симона о том, что «бухгалтерия записывает в книги не все права и обязанности, а лишь те, которые принято в них записывать на основании принципа двойной бухгалтерии». (Он, очевидно, имел в виду недавнюю традицию, так как принцип двойной бухгалтерии отнюдь не препятствует записи и всех прав, и всех обязательств.)
3. Ясность. Оставалось необходимым пояснить, для кого должен быть понятен баланс — для всех специалистов, на чем настаивал Рем, или для любого грамотного, точнее — заинтересованною человека, что требовал Герстнер. Первую трактовку он называл субъективной ясностью, вторую — объективной.
4. Правдивость. Баланс должен быть составлен с учетом требований закона, и все его числа должны вытекать из первичных документов. (Если закон абсурден, а первичные документы содержат приписки, фальсификацию и т. п., то баланс все равно правдив.)
5. Пре емственность делилась на внешнюю (сохранение из года в год структуры баланса) и внутреннюю (сохранение принципов оценки прошлого года в текущем году).
6. Единство баланса. Баланс центра должен включать результаты балансов своих филиалов. s»r-7 Различные требования к балансам обусловили необходимость их классификации. [23, c. 256]
K концу XIX века в большинстве стран Европы бухгалтеры пришли к выводу, что обрели, наконец, самую законченную и совершенную науку. Большинство из них свято верило, что И. Ф. Шер сказал в ней последнее слово. Швейцарский ученый утверждал, что бухгалтерия есть историография (история) хозяйственной жизни, изложенная по законам систематизации. Он считал, что «предметом бухгалтерии могут быть только совершившееся внутренние и внешние хозяйственные и правовые факты», а хронологический и систематический учет следует понимать как хронологическую и прагматическую историографию, фиксирующую движение вещных (телесных) и юридических (бестелесных) благ. Бухгалтер — летописец хозяйственной’ жизни, он пользуется математическим методом, и поэтому учет «… есть отрасль прикладной математики». Бухгалтер пользуется главным образом денежным измерителем, натуральный — играет вспомогательную роль. Цель, учета состоит в двойном выводе чистого имущества, т. е. не выявление результатов хозяйственной деятельности, а расчет капитала, не динамика, а статика. Отсюда вывод: Сущность каждого счета выражается не в обороте, а в его сальдо.
В основу учета, в отличие от до него живших ученых, И.Ф. Шер кладет не счета, а баланс, строит изложение, не от частного к общему, а наоборот. В основе баланса лежит уравнение капитала, а сам баланс понимается как средство для раскрытия стадий кругооборота капитала. Поэтому теорию учета И. Ф. Шера часто называют балансовой, а по нашему мнению и справедливо. I
И. Ф Шер использует несколько уравнений капитала
Это важнейшее уравнение получило название постулата Шера:
Сумма капитала предприятия равна разности между объемом имущества и кредиторской задолженностью предприятия.
Впоследствии—Ф. Ляйтнер отметит, что в левой части подчеркивается косвенное исчисление величины собственных средств (актив минус кредиторская задолженность), в правой части — прямое определение этой величины.
Уравнение (1) показывает статику предприятия. Динамика выражается двумя другими уравнениями:
где Пр. — прибыль; У — убыток.
Уравнение (2) повторяет уравнение (1); бухгалтерское их различие состоит в том, что в первом случае финансовые результаты, как рекомендовал – Б. Котрульи, отражаются на счете капитала, а во втором случае — на счете убытков и прибылей.
Уравнение (3) повторяет — постулат Пизани. Однако И.Ф. Шер вкладывает в него иной смысл. Так, под У он понимает лишь такое расходование вещных и юридических благ, оборотного пли постоянного имущества, которое действительно уменьшает чистое имущество. С его точки зрения, транспортные расходы это не расходы, а производительные затраты, они увеличивают себестоимость, но не сумму издержек или убытков. При хорошей постановке учета (в идеале) У=0. В связи с этим И.Ф. Шер писал: «Чем более бухгалтерия совершенствуется и стремится совпасть с калькуляцией, тем меньше становится в бухгалтерии убыточных статей».
В основе баланса лежит постулат Шера, представляющий сущность предприятия. Однако в отчетной форме он выступает в виде балансового уравнения:
Уравнение (4) формирует начальный баланс:
Уравнение (5) формирует последующий баланс. Взаимосвязь, между постулатом Шера и балансовым уравнением описывается так: «Форма строится на балансовом уравнении для открытия счетов, а сущность — па уравнении капитальном. Лишь при заключительном балансе формальное балансовое уравнение, преобразуется в капитальное уравнение».
Подведя итог выше написанному, нужно отметить, что за основу учета И.Ф. Шер берет баланс. Бухгалтерия начинается с баланса и заканчивается им. Однако, давая общее определение, И. Ф. Шер имеет в виду только определенный баланс. Баланс, по его мнению, — представляет собою равенство между активом и пассивом, построенное в форме счетов в заключительный день операционного периода. Вместе с том он оговаривает, что всякая бухгалтерия, которая не опирается на вступительный баланс, несовершенна и не соответствует хозяйственным и юридическим требованиям. Кроме того, дается определение промежуточного баланса, который составляется для какого-нибудь момента, содержащегося между началом и концом операционного года.
На современников самое большое впечатление произвело изложение всей теории учета и бухгалтерской процедуры не от счета к балансу, а от баланса к счету. Впервые такой подход был изложен И. Ф. Шером в 1890 году. [11, c.145]
Переход к балансовой теории был совершен: в России — Н. С. Лунским в 1909 году, в Швейцарии — Г. Бидерманном в 1911 году, в Нидерландах — Ф, Венном в 1911 году и в Германии — Л. Кальмесом в 1912 году. Несколько позже последний писал: «Этот принцип состоит в том, что в противоположность обычному представлению баланса, I как конечного члена бухгалтерии, здесь, наоборот, баланс образует точку отправления — теория счетов, а с ними и бухгалтерии — выведены из баланса. Каждый счет объясняется посредством моста и эффекта соответствующей статьи баланса».
В настоящее время значение бухгалтерского баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой является отчет, т.е. совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль отчета состоит в дополнении, расшифровке тех данных, которые содержаться в балансе; баланс – стержень, вокруг которого группируются в качестве приложений к нему все остальные формы бухгалтерской отчетности, составляющие в совокупности бухгалтерский отчет. Если в указанных отчетных формах отражаются показатели, характеризующие ту или иную сторону деятельности организации, то в балансе представлено состояние всех средств организации. В основу построения бухгалтерского баланса положена классификация хозяйственных средств.
Классификация хозяйственных средств — основа построения ба ланса. В бухгалтерском балансе показывается состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату. Эти средства классифицируются по составу, источникам формирования, размещению, юридической принадлежности и т. д. Перечислим наиболее важные в бухгалтерском учете классификационные признаки хозяйственных средств:
2) источники формирования.
Хозяйственные средства по составу (рис. 1) подразделяются на внеоборотные и оборотные.
По источникам формирования хозяйственные средства подразделяются на собственные и привлеченные. Что такое собственные средства, видно из названия. Привлеченные средства не находятся в собственности организации; используют их временно в течение определенного срока, по окончании которого они возвращаются собственникам. [8, c. 85]
Подробная характеристика каждого вида средств по составу и источникам формирования будет дана в разделах, раскрывающих содержание бухгалтерского баланса, а теперь перейдем к вопросу классификации баланса.
Пониманию балансов в значительной степени содействует их классификация по определенным признакам. Классификации балансов направлены, прежде всего, на разделение балансов с точки зрения счетоводства (т. е. практики учета) по определенным характеристикам. Критериями классификации баланса могут быть источники составления, сроки составления, объем включаемой информации, методы оценки статей, содержание, форма, характер деятельности, реформирование, способ очистки.
По источникам составления балансы делятся на инвентарные, книжные и генеральные. Инвентарные составляются на основе инвентаря имущества, средств в расчетах и обязательств перед третьими лицами и должны быть подтверждены инвентаризацией. Книжные балансы основаны на принципе регистрации фактов хозяйственной жизни и составляются по данным счетов Главной книги. Генеральные балансы считаются самыми реальными, поскольку в их основу положены текущие учетные записи, подтвержденные фактическими сведениями путем проведения инвентаризации. [15, c. 178]
По срокам составления балансы классифицируются на вступительные, текущие, заключительные, санируемые, ликвидационные, разделительные и объединительные.
Вступительные составляются в момент организации предприятия. Они определяют сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность.
Текущие формируются периодически в течение всего времени функционирования предприятия и подразделяются на начальные (содержат данные на начало периода), промежуточные (составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчетного периода — финансового года), конечные (формируются в конце финансового года и служат начальными на следующий отчетный период).
Заключительные составляются на дату завершения деятельности хозяйствующего субъекта при осуществлении реорганизации его формы (слияние нескольких организаций, присоединение организации к другой, ранее действующей, разделение организаций, изменение организационно-правовой формы).
Санируемые используются лишь в исключительных случаях, когда предприятие находится на пороге банкротства и необходимо либо принять решение о ликвидации, либо убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежа. Санируемые балансы включают данные о реальном состоянии дел на предприятии, величине понесенного убытка, путях и возможности его покрытия в будущем, возможных сроках мероприятий по финансовому оздоровлению. Санируемые балансы существенно отличаются от отчетных в результате применения уценки элементов баланса, не соответствующих действительности.
Ликвидационные составляются при ликвидации предприятия и представляют информацию об имуществе организации, подлежащем распределению между ее кредиторами и собственниками с применением методов оценки статей по цене возможной реализации каждого актива. Они могут разрабатываться на начало Периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс), в Х оде периода (промежуточный) и на конец периода ликвидации (заключительный).
Разделительные формируются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких или при передаче структурных единиц одного предприятия другому на основе данных заключительных балансов (при разделении) или текущих балансов (при выделении из одного предприятия другого).
Объединительные строятся при объединении нескольких предприятий в одно на основе данных заключительных балансов (при слиянии) или текущих и заключительных одновременно (при присоединении одной компании к другой, ранее действующей). [16, c. 45]
По объему включаемой информации балансы подразделяются на единичные, сводные и консолидированные. Единичные характерны для деятельности только одного предприятия. Сводные составляются в рамках одного собственника, объединяя данные подразделений предприятия или для статистического обобщения показателей по отрасли. Консолидированные отражают положение группы юридически самостоятельных предприятий, связанных совместным контролем имущества.
По методу оценки статей выделяют коммерческие и налоговые балансы. Коммерческие основаны на модификации продажных цен активов, налоговые (или инвентарные) базируются на оценке по себестоимости.
По содержанию балансы делятся на пробные, оборотные и сальдовые. Исторически первым был пробный баланс, представляющий опись дебетовых и кредитовых оборотов и демонстрирующий равенство итогов исходя из двойной записи. Современный оборотный баланс, помимо оборотов, включает начальные и конечные остатки по счетам. Сальдовый баланс составляется исключительно на основе остатков и представляет наиболее полное выражение категории бухгалтерского баланса.
По форме выделяют шахматные, горизонтальные и вертикальные балансы.
Шахматный баланс строится в виде квадратной матрицы. Он составляется так, что из него видна корреспонденция счетов. Каждая клетка пересечения какой-либо строки со столбцами показывает определенную корреспонденцию счетов. На практике шахматный баланс применяется редко, в основном на малых предприятиях, использующих ограниченное число синтетических счетов. Его достоинство заключается в однократном отражении операций, исключающем дублирование и сокращающем трудоемкость учетного процесса.
В нашей стране традиционно применяется горизонтальная структура баланса, при которой актив (имущество) располагается слева, пассив (капитал и обязательства) – справа. Горизонтальная форма баланса может иметь и иную структуру: слева – актив (имущество) и обязательства, справа – капитал.
Вертикальная структура предполагает размещение статей баланса последователь-го друг под другом: сначала статьи, в которых отражается имущество предприятия, ютом обязательства и капитал. При этом статьи, как в горизонтальном, так и вертикальном балансе могут располагаться в зависимости от выбранного подхода к отражению ликвидности активов либо от такого же подхода к погашению обязательств (вначале менее ликвидные активы или менее срочные обязательствами наоборот). [21, c. 26]
По характеру деятельности балансы подразделяются на основной и неосновной деятельности. К основной относятся виды деятельности, зарегистрированные в уставе. Вся прочая деятельность, осуществляемая предприятием, рассматривается как неосновная.
Переформированию балансы классифицируются на реформированные и переформированные. Реформированными считаются балансы, в которых прибыль отчетного года уже распределена и отдельной строкой не показывается. В переформированных балансах отдельной строкой показана прибыль отчетного года.
По способу очистки разделяют баланс-нетто и баланс-брутто. В брутто-баланс включаются сальдо всех счетов, за исключением результатных, в том числе регулирующих, причем остатки регулирующих (как дополнительных, так и контрарных) счетов увеличивают валюту баланса. В этом балансе объекты бухгалтерского учета оцениваются и отражаются по исторической (в отдельных случаях – по восстановительной) стоимости. В валюту баланса-брутто (т.е. в общий итог актива и пассива) включают суммы, отраженные как на основных, так и на регулирующих бухгалтерских счетах.
В балансе-нетто объекты бухгалтерского учета оцениваются и отражаются по остаточной стоимости. В валюту такого баланса суммы, отражаемые на регулирующих счетах, не включаются. Их вычитают или прибавляют к первоначальной стоимости объектов, учитываемых на основных бухгалтерских счетах. Баланс-нетто позволяет «очистить» и упростить систему балансовых показателей, получить реальную оценку объектов бухгалтерского учета. [16, c. 289]
Рассмотрев историческую ретроспективу понимания сущности баланса и его основные классификации, перейдем к изучению непосредственно самого баланса и его внутренней структуры, чему будет посвящена следующая глава работы.
Бухгалтерский баланс, его структура и содержание формируется в соответствии с приказом Минфина РФ от 22.07.03. №67н «О формах бухгалтерской отчетности»
Актив. Раздел I. Внеоборотные активы. Они включают разнородные по своему экономическому содержанию средства: материально-вещественные, нематериальные, инвестиции и.др. Объединение этих средств в одном разделе обусловлено длительным характером их использования в хозяйственной деятельности организации (предприятия), принадлежностью к наименее ликвидным активам.
По группе статей «Нематериальные активы» (110) показывается наличие нематериальных активов, находящихся у организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Установленный порядок формирования балансовых показателей по принципу баланса-нетто предусматривает отражение нематериальных активов в бухгалтерском балансе по их остаточной стоимости (нетто-оценка). Нематериальные активы, по которым погашение стоимости не предусматривается, показываются в балансе по первоначальной стоимости. Для заполнения показателей по нематериальным активам используется информация по счетам 04 «Нематериальные активы» 05 «Амортизация нематериальных активов».
По группе статей «Основные средства» (120) отражаются материально-вещественные ценности, используемые в качестве средств труда и в течение длительного времени. Данные по основным средствам, как действующим, так и находящемся в запасе, на реконструкции, модернизации, восстановлении или на консервации, приводятся в соответствии с правилом нетто-оценки статей баланса по остаточной стоимости (за исключением объектов, по которым в установленном порядке стоимость не погашается).
По статье «Основные средства» также показываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы).
В составе этой группы статей отражается имущество, предоставляемое по договору аренды (имущественного найма) за плату во временное владение и пользование. Организация-арендатор отражает имущество, полученное по договору аренды, в целом как имущественный комплекс.
Источником информации для заполнения этой группы статей баланса являются данные по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
По статье «Незавершенное строительство» (130) показываются затраты на строительно-монтажные работы, осуществляемые как хозяйственным, так и подрядным способом; затраты по приобретению материальных объектов длительного пользования (зданий, оборудования, транспортных средств, инструментов, инвентаря и др.); прочие капитальные затраты (проектно-изыскательные, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и др.); затраты по формированию основного стада; запасы оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки; выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Информационным источником для заполнения данной статьи баланса являются данные по счетам 08 «Вложения во внеооборотные активы», 07 «Оборудование к установке»,j60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (в части расходов, связанных с осуществлением капитальных вложений).
По данной статье отражается также стоимость объектов капитального строительства, находящихся во временной эксплуатации до ввода их в постоянную эксплуатацию, а также суммы авансов, выданных подрядчикам на капитальное строительство.
Незавершенные капитальные вложения приводятся в бухгалтерском балансе в сумме фактических затрат, а оборудование к установке (требующее монтажа) — по фактической стоимости его приобретения, включая расходы по доставке.
По статье «Доходные вложения в материальные ценности» (135) показывается остаточная стоимость имущества (зданий, оборудования и других материальных ценностей), приобретенного для предоставления за плату другим организациям во временное владение и пользование (по договору лизинга, по договору проката) с целью получения дохода.
Показатели формируются по данным счетов 03 «Доходные вложения в материальные ценности» и 02 «Амортизация основных средств» (в части имущества, предоставляемого во временное пользование, временное владение).
По статье «Долгосрочные финансовые вложения» (140) показываются долгосрочные (на срок более одного года) инвестиции организации в ценные бумаги и уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ), в государственные и муниципальные ценные бумаги и пр. Источником формирования показателей является информация, учитываемая на счетах 58 «Финансовые вложения», 59 «Резервы под обесценивание финансовых вложений», 55 «Специальные счета в банках» (в части депозитных вкладов в кредитных организациях).
Финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Корректировку организация может производить ежемесячно или ежеквартально.
Финансовые вложения отражаются в ф. № 1 как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты. Остальные финансовые вложения представляются как долгосрочные и отражаются в разделе «Внеоборотные активы».
Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности по первоначальной стоимости. При этом принимается во внимание обесценивание таких финансовых вложений. Обесцениванием финансовых вложений признается устойчивое существенное снижение их стоимости ниже величины экономических выгод, которые организация рассчитывает получить от данных финансовых вложений в обычных условиях деятельности. В этом случае организация организует резерв под обесценивание финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость. В бухгалтерской отчетности их стоимость показывается с учетом сумм созданного резерва под их обесценивание.
По статье «Отложенные налоговые активы» (145) показывается часть отложенного налога на прибыль, которая приводит к уменьшению налога на прибыль и подлежит уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
Отложенные налоговые активы (ОНА) отражаются в бухгалтерском учете на отдельном синтетическом счете 09 «Отложенные налоговые активы». Сальдо по этому счету и отражается в строке «Отложенные налоговые активы» в ф. № 1.
Организация признает отложенные налоговые активы (ОНА) в том отчетном периоде, когда возникают вычитаемые временные разницы, при условии существования вероятности того, что она получит налогооблагаемую прибыль в последующих отчетных периодах.
Отложенные налоговые активы (ОНА) равняются величине, определяемой как произведение вычитаемых временных разниц, возникающих в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.
По статье «Прочие внеоборотные активы» (150) отражаются средства и вложения, не нашедшие отражения в предыдущих статьях раздела I бухгалтерского баланса.
В частности, могут быть отражены затраты, числящиеся на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по приобретенным нематериальным активам, которые на конец отчетного года не введены в эксплуатацию.
Расходы организации на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, результаты которых используются для производственных либо управленческих нужд организации, учитываются на счете 04 «Нематериальные активы». Они должны отражаться обособленно от нематериальных активов и подлежат отражению по статье «Прочие внеоборотные активы».
Итого по разделу I: строка 190 равна сумме строк 110, 120, 130, 135, 140, 145 и 150. Раздел
II. Оборотные активы. Показатели этого раздела бухгалтерского баланса характеризуют состояние оборотных активов, включающих материальные оборотные средства, средства в расчетах (дебиторская задолженность), денежные и приравненные к ним средства.
В группе статей «Запасы» (210) сосредоточены материальные оборотные средства, включающие производственные запасы, затраты на производство, готовую продукцию и товары, а также другие аналогичные запасы и затраты, подлежащие отражению в бухгалтерском балансе по соответствующим статьям.
По строке «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» отражаются запасы сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, запасных частей и других материальных ценностей, учитываемых на счете 10 «Материалы». Величина этих производственных запасов в организации зависит от характера и объема производства, отраслевых особенностей и отражается в бухгалтерском балансе по фактической себестоимости их приобретения (заготовления). При этом следует иметь в виду, что оценка производственных запасов на конец отчетного периода определяется в зависимости от принятого метода их оценки при выбытии, т.е. по стоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, стоимости первых (метод ЛИФО) или последних (метод ФИФО) по времени закупок. Кроме того, по испорченному сырью и материалам, по запасам, полностью или частично морально устаревшим, или при устойчивом снижении рыночных цен при отражении в балансе может быть принята оценка по стоимости, числящейся в бухгалтерском учете, уменьшенная на суммы созданного на конец года резерва под снижение стоимости таких производственных запасов.
Информационным источником для заполнения этой статьи баланса служат данные по счетам 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
По статье «Животные на выращивании и откорме» показываются данные о наличии принадлежащих организации и учтенных на одноименном синтетическом счете 11 молодняка, взрослых животных, находящихся на откорме, птицы, семей пчел и т.п.
Строка «Затраты в незавершенном производстве» статьи «Запасы» включает затраты по незавершенному основному производству, связанному с осуществлением уставной деятельности организации, по незавершенным работам (услугам) вспомогательных и обслуживающих производств, принадлежащих ей.
Для заполнения этой статьи баланса исходя из особенностей производственной деятельности организации используют информацию по синтетическим счетам: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам», 44 «Расходы на продажу» (в части издержек обращения).
Важное значение при заполнении данной статьи имеет реальность оценки остатков незавершенного производства. В зависимости от отраслевой специфики производства и принятой организацией учетной политики в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету незавершенное производство в балансе может отражаться: по фактическим производственным затратам на предприятиях с единичным (индивидуальным) характером производства; по нормативной (плановой) производственной себестоимости на предприятиях с серийным и массовым характером производства; по прямым статьям расходов либо только по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов в отраслях промышленности с коротким циклом технологического процесса. Если управленческие расходы признаются полностью в себестоимости проданной продукции в качестве расходов по обычным видам деятельности, то незавершенное производство оценивается без учета расходов.
Организации, выполняющие работы долгосрочного характера (строительные, научные, проектные и т.п.) и осуществляющие расчеты с заказчиками в соответствии с заключенными договорами на законченные этапы работ, отражают по этой статье и стоимость оплаченных заказчиком законченных этапов работ, учитываемых на счете 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».
По строке «Готовая продукция и товары для перепродажи» статьи «Запасы» показывается себестоимость остатка продукции, прошедшей все стадии, предусмотренные технологическим процессом, а также изделий укомплектованных, прошедших испытания и приемку согласно условиям договора. Кроме того, организации, осуществляющие свою деятельность в производственных сферах, отражают по данной статье изделия, материалы и другие предметы, приобретаемые специально для продажи, а также готовые изделия, приобретаемые для комплектации, не включаемые в себестоимость выпускаемой продукции и подлежащие возмещению покупателями отдельно. Организации торговли и общественного питания показывают по этой статье остатки товаров. При этом предприятия общественного питания включают остатки сырья на кухнях и в кладовых и остатки товаров в буфетах.
Товары по данной статье бухгалтерского баланса показываются по стоимости их приобретения.
При заполнении данной статьи бухгалтерского баланса используется информация по счетам 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» (в части, относящейся к стоимости товаров), 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».
Готовая продукция оценивается в балансе по фактической производственной себестоимости. При использовании счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» для обобщения информации о выпущенной продукции за отчетный период и выявления отклонений фактической производственной себестоимости этой продукции от нормативной (плановой) себестоимости готовая продукция в бухгалтерском балансе показывается по нормативной (плановой) производственной себестоимости.
По строке «Товары отгруженные » статьи «Запасы » отражается отгруженная покупателям продукция, выручка от продажи которой не может быть признана в бухгалтерском учете, если не исполнены условия признания выручки, исходя из требований ПБУ 9/99 «Доходы организации». По строке «Расходы будущих периодов» статьи «Запасы» показывается сумма расходов, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году, но подлежащая погашению в следующих отчетных периодах путем списания на издержки производства (обращения) или другие источники в течение срока, к которому они относятся. В составе расходов будущих периодов могут быть отражены: расходы на гороноподготовительные работы, освоение новых видов производств, подготовительные работы к производству в сезонных отраслях; расходы по неравномерно производимому ремонту основных средств (по организациям, не образующим соответствующего резерва); расходы на рекламу и подготовку кадров, оплаченные вперед за последующие периоды, и др. При заполнении этой статьи используются данные по счету 97 «Расходы будущих периодов».
По статье «Прочие запасы и затраты» показывается стоимость материально-производственных ценностей и признанных организацией расходов, не нашедших отражения в предыдущих статьях группы «Запасы». По этой статье могут быть отражены не списанные в установленном порядке суммы коммерческих расходов (расходы на упаковку и транспортировку), относящиеся к нереализованной продукции, в случае, если организация не признает учтенные расходы в себестоимости проданной продукции полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности.
По статье «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (220) отражается сумма налога по приобретенным материально-производственным запасам, нематериальным активам, основным средствам, осуществленным капитальным вложениям, выполненным работам и оказанным услугам, подлежащая отнесению в установленном порядке в следующих отчетных периодах в уменьшении сумм налога на добавленную стоимость для перечисления в бюджет или на соответствующие источники ее покрытия. Информационным источником для заполнения этой статьи являются данные счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
«Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)» (230) и «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)» (240).
В дебиторскую задолженность включаются: расчеты с покупателями и заказчиками; задолженность поставщиков по выданным им авансам; расчеты с персоналом организации по возмещению нанесенного ими ущерба; задолженность за подотчетными лицами; расчеты с разными организациями и лицами по нетоварным операциям; прочие дебиторы. Исчисление срока дебиторской задолженности с целью подразделения ее на долгосрочную и краткосрочную осуществляется с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором задолженность была принята к бухгалтерскому учету. Дебиторская задолженность, представляемая в бухгалтерском балансе как долгосрочная и предполагаемая к погашению в отчетном году, может быть представлена на начало этого отчетного года как краткосрочная с раскрытием данной информации в пояснительной записке.
Сам факт существования этой задолженности обусловлен действующей системой безналичных расчетов, при которой момент отгрузки продукции и ее оплаты по времени не совпадают. При отражении данных по расчетам с покупателями и заказчиками следует учитывать сроки исковой давности, установленные законодательством. При создании в установленном порядке в конце отчетного года резервов по сомнительным долгам за счет финансовых результатов задолженность, по которой создан резерв, в годовом бухгалтерском балансе уменьшается на сумму этого резерва. Основанием для отражения дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе служит информация, учтенная на счетах: 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (в части авансов выданных), 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (в части переплат), 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
По статье «Краткосрочные финансовые вложения» (250) показываются краткосрочные (на срок не более одного года) инвестиции организации в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, включая долговые ценные бумаги (облигации, векселя); предоставленные другим организациям займы; депозитные вклады в кредитных организациях; дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования и др. Стоимость финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость и по которым выявлено устойчивое существенное снижение их стоимости, показывается в бухгалтерской отчетности по учетной стоимости за вычетом суммы образованного резерва под их обесценивание. Учет ведется на счете 59 «Резервы под обесценивание финансовых вложений».
«Денежные средства » (260), включающей остатки денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах, а также прочие денежные средства, находящиеся на специальных счетах в банках, в денежных документах и переводах. Для заполнения этой статьи баланса используется информация, учитываемая на счетах: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути».
По статье «Прочие оборотные активы» (270) показываются суммы оборотных активов, не нашедшие отражения по другим статьям раздела II бухгалтерского баланса. При этом исходя из требования существенности информации отчетности, если данные по этой статье превышают 5% итога актива бухгалтерского баланса, то организация должна дать расшифровку состава данной статьи в пояснительной записке.
Итого по разделу II строка 290 представляет собой сумму строк 210, 220, 230, 240, 250, 260 и 270.
Пассив. Раздел III. Капитал и резервы. Показатели этого раздела бухгалтерского баланса характеризуют состав и структуру собственного капитала, включающего различные но своему экономическому содержанию, порядку формирования и использования источники финансирования деятельности организации (уставный капитал, добавочный капитал, прибыль и др.).
По статье «Уставный капитал» (410) показывается сумма средств, первоначально инвестированных собственниками (учредителями) для обеспечения уставной деятельности организации. Величина уставного капитала, отражаемая по данной статье баланса, должна соответствовать размеру, зафиксированному в учредительных документах. При заполнении данной статьи бухгалтерского баланса используется информация, учитываемая на счете 80 «Уставный капитал».
По статье «Собственные акции, выкупленные у акционеров » отражается информация о наличии собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования. При формировании показателей по данной статье бухгалтерского баланса используется информация по счету 81