бухгалтерский баланс отчет по практике

Бухгалтерский баланс отчет по практике

1. Знакомство с отчетностью организации, подготовительной работой, предшествующей составлению отчетности

2. Составление отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды

3. Составление бухгалтерской отчетности

4. Использование бухгалтерской отчетности для анализа финансового положения и эффективности деятельности организации

4.1 Анализ динамики и структуры имущества организации и источников его формирования

4.2 Анализ ликвидности бухгалтерского баланса организации

4.3 Анализ платежеспособности организации

Список использованных источников

Бухгалтерская отчетность важна не только для предприятия и государства, она может служить источником информации для различного рода организаций и отдельных лиц. Так, например, банки при принятии решения о кредитовании предприятия требуют от них предоставления многих форм отчетности.

Законодательство России требует от юридических лиц предоставления всесторонней информации о состоянии финансово-хозяйственной деятельности. Требования к финансовой отчетности организаций обусловлены тем, что их деятельность затрагивает не только их интересы, но и общества в целом. Поэтому все юридические лица обязаны вести книги, в которых фиксируются совершаемые хозяйственные операции, составлять промежуточный, годовой отчет, отчет о финансовых результатах и другие отчеты.

Цель прохождения производственной практики: изучить и описать в отчете по практике составление и использование бухгалтерской отчетности.

В процессе прохождения учебной практики были поставлены следующие задачи:

. Ознакомиться с отчетностью организации, подготовительной работой, предшествующей составлению отчетности.

. Ознакомиться с составлением отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды.

. Ознакомиться с порядком формирования промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности организации.

. Провести анализ финансового состояния предприятия.

1. Знакомство с отчетностью организации, подготовительной работой, предшествующей составлению отчетности

Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная в соответствии с правилами, установленными нормативными актами по ведению бухгалтерского учета, и ее данные дают правдивое представление о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации, а также об изменениях в финансовом положении. Следовательно, бухгалтерский учет должен осуществляться на предприятии с учетом действующего законодательства (Положений по бухгалтерскому учету, Приказов Министерства Финансов РФ и других).

На предприятие ООО «Аргус» в состав промежуточной отчетности относятся:

. бухгалтерский баланс, содержащий показатели, характеризующие величину и состав активов и источники их формирования на отчетную дату;

2. отчет о финансовых результатах, где приводятся данные по формированию финансовых результатов.

В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:

. «Бухгалтерский баланс» (форма № 1);

2. «Отчет о финансовых результатах» (форма № 2);

. «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3);

. «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4);

. «Приложение к бухгалтерскому балансу» (форма № 5);

Предприятие ООО «Аргус» на упрощенной системе налогообложения (подаёт раз в год):

декларация по упрощенному налогу

форма 2-НДФЛ (налог платится с зарплаты сотрудников ООО «Аргус»)

сведения о среднесписочной численности сотрудников

3. Отчётность в Пенсионный фонд (подаётся каждый квартал):

отчёт по форме РСВ 1

4. Отчётность в Фонд социального страхования:

необходимо регулярно (ежеквартально) сдавать в Фонд социального страхования форму 4-ФСС РФ.

подтверждение кода ОКВЭД (раз в год);

Основные нормативные документы предприятия ООО «Аргус», регламентирующие порядок формирования бухгалтерской, налоговой и отчетности во внебюджетные фонды:

Форма № 1 «Бухгалтерский баланс». Бухгалтерский баланс является важнейшей формой бухгалтерской отчетности. Он характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Именно с этой формы отчетности начинается экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности. Особенность бухгалтерского баланса как финансового документа состоит в том, что в нем сопоставляются имущество, права и обязательства. При составлении бухгалтерского баланса необходимо руководствоваться общими правилами бухгалтерского учета.

бухгалтерская отчетность финансовое положение

Бухгалтерский баланс организации ООО «Аргус» подразделяется на два подраздела на актив и пассив. Первый раздел актива баланса включает в себя следующие группы: материальные внеоборотные активы, запасы, денежные средства и денежные эквиваленты, финансовые и другие оборотные активы. Второй раздел пассива баланса включает в себя следующие группы: капитал и резервы, краткосрочные заемные средства, кредиторская задолженность.

Форма № 2 «Отчет о финансовых результатах». Отчет о финансовых результатах содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах, которые представляются в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

Отчетность по налогам и взносам

. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты физическим лицам РСВ-1. Сдается в свое отделение Пенсионного фонда.

Этапы подготовительной работе предшествующие составлению годовой бухгалтерской отчётности в ООО «Аргус».

1. Подготовка приказа о проведении инвентаризации.

. Проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.

. Проверка правильности оформления первичных учётных документов (выборочно).

. Проверка соответствия утверждённой в организации учётной политики на текущий год нормам действующего законодательства.

. Проверка внутренних организационно-распорядительных документов.

. Проверка полноты отражения на счетах бухгалтерского учёта всех операций по оприходованию либо выбытию имущества организации.

. Проверка правильности формирования себестоимости продукции (работ, услуг) на счетах бухгалтерского учёта и в целях налогообложения.

. Проверка полноты отражения в учёте доходов от реализации продукции (работ, услуг).

. Проверка полноты отражения в учёте прочих доходов и расходов.

Цикл учетной работы организации.

Цикл учетной работы за любой очередной месяц (в межотчетном периоде) можно разделить на:

. Анализ операций на основе первичных документов.

. Регистрация операций в Главном журнале.

. Перенос проводок в Главную книгу.

. Корректировка счетов в конце отчетного периода.

. Закрытие счетов в конце отчетного периода.

. Составление финансовой отчетности.

Порядок закрытия счетов учета затрат и формирования себестоимости готовой и проданной продукции.

Порядок определения финансового результата от обычных и прочих видов деятельности

Условия принятия к учету доходов и расходов:

Выручка принимается к учету при единовременном выполнении условий;

У организации есть право на получение выручки, вытекающее из условий договора или подтвержденное иным образом;

Сумма выручки может быть надежно оценена;

Право собственности на товар, работу, услугу перешло к покупателю;

Сумма расходов, связанных с полученными доходами должна быть определена.

Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним предназначен Счет 90 «Продажи».

В течение года на счете 90 собираются данные о доходах и расходах организации по обычным видам деятельности. К счету 90 открываются субсчета:

«Налог на добавленную стоимость»;

«Прибыль / убыток от продаж».

Выручка от продажи отражается по Дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и по Кредиту счета 90 «Продажи». Одновременно в Дебет счета 90 «Продажи» списывается себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу»,20 «Основное производство».

Порядок ведения налогового учета в организации ООО «Аргус»

Данные налогового учета отражают:

порядок формирования суммы доходов и расходов;

порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

порядок формирования сумм создаваемых резервов;

сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу. Подтверждением данных налогового учета являются:

Первичные учетные документы.

Аналитические регистры налогового учета.

Расчет налоговой базы.

2. Составление отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды

На предприятие ООО «Аргус» обязательные страховые взносы начисляются в три внебюджетных фонда: Пенсионный (ПФР), Медицинский (ФФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС).

Общий тариф страховых взносов:

в ПФР уплачивается 20 процентов.

Работодатели-организации начисляют взносы на выплаты, сделанные в адрес работников в рамках трудовых договоров. К таким выплатам относится, прежде всего, заработная плата, премии по итогам работы за месяц, квартал или год, а также отпускные и компенсация за неиспользованный отпуск.

Пенсионные и медицинские взносы начисляются на выплаты в пользу физических лиц, не состоящих в штате, если такие выплаты сделаны в рамках авторских или гражданско-правовых договоров.

Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на выплаты по любым гражданско-правовым договорам (в том числе по авторским и договорам подряда).

Взносы в ФСС на «травматизм» с выплат по гражданско-правовым договорам начисляются только в случае, если уплата взносов предусмотрена самим договором.

На упрощенной системе налогообложения организации в 2014-2018 годах платят только взносы в ПФР по ставке 20 процентов. По взносам в ФФОМС и ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены нулевые тарифы.

Основные нормативные документы, регламентирующие порядок оформления отчетов во внебюджетные фонды.

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014). Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

— вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

— на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство принимает следующие нормативные правовые акты:

— порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации.

3. Приказ МНС РФ «О мерах по обеспечению принятия и реализации решений по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных со счетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов» от 18.08.2000 № БГ-3-18/297 (ред. от 11.10.2013). Отражение в лицевом счете налогоплательщика денежных средств, списанных с его расчетного счета в уплату налога, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, не уменьшает показатель «недоимка (задолженность) по налогу», поскольку показатели «задолженность» или «недоимка» отражают состояние расчетов с бюджетом, т.е. средства, не поступившие на счета по учету доходов бюджетов.

. Приказ ФНС РФ «О внесении изменения в формат предоставления налоговых деклараций бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов в электронном виде (версия 3.00)» от 09.04.2007 № ММ-3-13/208 (с изм. от 08.10.2014).

Отчеты по страховым взносам во внебюджетные фонды сдаются: форма-4 ФСС, форма РСВ-1 ПФР.

Для составления отчетов по страховым взносам, заполним вспомогательную таблицу 1.

Таблица 1. Сведения для исчисления страховых взносов

3. Составление бухгалтерской отчетности

Порядок составления бухгалтерской отчетности организации состоит из двух основных этапов:

2) заполнения форм бухгалтерской отчетности на основании данных учетных регистров.

Подготовительный этап составления бухгалтерской отчетности, в свою очередь, подразумевает:

) инвентаризацию статей баланса;

2) проверку записей на счетах бухгалтерского учета;

) порядок исправления выявленных ошибок;

4) закрытие счетов учета затрат, формирование себестоимости готовой и проданной продукции;

) выявление финансового результата от продажи продукции (работ услуг), закрытие счета 90 «Продажи»;

) выявление финансового результата от прочих операций, закрытие счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

7) выявление чистой прибыли (убытка), закрытие счета 99 «Прибыли и убытки».

Схематично порядок заполнения бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах представлен в приложениях 1 и 2 соответственно.

Формирование конечного финансового результата отчетного периода отражается в отчете о финансовых результатах (форма №2), а в бухгалтерском балансе (форма №1) осуществляется его включение в состав собственного капитала.

4. Использование бухгалтерской отчетности для анализа финансового положения и эффективности деятельности организации

4.1 Анализ динамики и структуры имущества организации и источников его формирования

Определим структуру имущества организации и источников его формирования на начало и конец анализируемого периода с помощью таблицы 1

Наименование показателяКод строкНа 01.01.2012г. На 01.01.2013 г. Отклонение (+/-) Темп роста, %тыс. руб. % к итогутыс. руб. % к итогутыс. руб. % к итогу1234567 (гр.5-гр.3) 8 (гр.6-гр.4) 9 (гр.5 /гр.3) *1001 Внеоборотные активы 1.1 нематериальные активы 1110+. +114000000001.2 основные средства 115025697,2122465,06323-2,1584,421.3 долгосрочные финансовые вложения1160 +117000000001.4 прочие 1180+11900000000Итого по разделу 1110025697,2122465,06323-2,1584,422 Оборотные активы 2.1 запасы1210+12201658846,592921265,811262419,22176,12.2 дебиторская задолженность12301638846,021291429,09-3474-16,9378,82.3 краткосрочные финансовые вложения124000000002.4 денежные средства1250570,16120,02-45-0,1421,052.5 прочие12600000000Итого по разделу 212003303392,784213894,9391052,15127,563 Собственный капитал 3.1 уставный капитал1310-132000000003.2 добавочный капитал1340+135000000003.3 резервный капитал136000000003.4 прибыль (убыток) 13703021784,873441877,544201-7,33113,9Итого по разделу 313003021784,873441877,544201-7,33113,94 Долгосрочные пассивы4.1 займы и кредиты141000000004.2 прочие1420+14500000000Итого по разделу 4140000000005 Краткосрочные пассивы5.1 займы и кредиты15105221,4615223,4210001,96291,575.2 кредиторская задолженность1520486413,66844519,0235815,36173,625.3 доходы будущих периодов153000000005.4 резервы предстоящих расходов и под условные обязательства1540+143000000005.5 прочие15500000000Итого по разделу 51500538615,12996722,4545817,33185,05Заемный капитал, всего1400+1500538615,12996722,4545817,33185,05Источники имущества, всего170035603100443851008782100124,66Собственные оборотные средства1300-1100 3021784,873441877,544201-7,33113,9

Проведенный анализ состава и структуры бухгалтерского баланса на предприятие ООО «Аргус» позволяет дать хорошую оценку финансовому состоянию предприятия.

Происходит увеличение основных средств на 323 тысяч рублей или на 84,42 процента. Оборотные активы предприятия формируются в основном за счет запасов, дебиторской задолженности.

Стоимость запасов за исследуемый период значительно увеличилась на 12624 тысяч рублей.

Дебиторская задолженность в анализируемом периоде снизилась на 3474 тысячи рублей или 16,93 процента и составила 12914 тысяч рублей. Таким образом, за период с 01.01.2013 года по 01.01.2014 года оборотные активы предприятия за счет снижения общей суммы дебиторской задолженности уменьшились на 3474 тысячи рублей. В исследуемом периоде организацией использовались прочие оборотные активы.

Отобразим структуру активов организации в разрезе основных групп с помощью диаграмм, представленных на рисунке (1)

Как видно из схемы, характеризующей структуру активов предприятия, в начале и в конце анализируемого периода средства организации используются за ее пределами.

Пассив баланса по состоянию на 01.01.2013 года состоит из капитала и резервов, краткосрочных обязательств. При этом собственный капитал составляет 29,72 процента от общей стоимости источников имущества организации.

Отобразим структуру пассива организации в разрезе основных групп с помощью диаграмм, представленных на рисунке (2)

Уставный капитал организации не изменялся на всем промежутке исследования. Как на начало, так и на конец исследуемого периода в балансе предприятия присутствует нераспределенная прибыль. При этом ее уровень возрос на 4201 тысячи рублей и составил 34418 тысячи рублей.

Заемные средства предприятия как на начало, так и на конец периода состоят из краткосрочных обязательств.

Так как платежеспособность зависит от покрытия обязательств предприятия его активами, можно утверждать, что вследствие того, что обязательства организации увеличились в меньшей степени, чем стоимость активов, отношение текущих пассивов к текущим активам изменилось и повлекло улучшение платежеспособности.

4.2 Анализ ликвидности бухгалтерского баланса организации

Сгруппируем активы организации по степени их ликвидности в 4 группы с помощью таблицы 2

АктивНа 01.01.2012 г. На 01.01.2013 г. ПассивНа 01.01.2012 г. На 01.01.2013 г. излишек (+) или недостаток (-) активов на погашение обязательств, тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. 01.01.201201.01.20131 234567 (гр.2-гр.5) 8 (гр.3-гр.6) 1 Наиболее ликвидные активы57121 Наиболее срочные обязательства48648445-4807-84332 Быстро реализуемые активы16388129142 Краткосрочные пассивы522152215866113923 Медленно реализуемые активы16588292123 Долгосрочные пассивы0016588292124 Трудно реализуемые активы257022474 Постоянные пассивы3021734418-27647-32171 БАЛАНС 35603 44385 БАЛАНС 35603 44385 ХХ

Ликвидность баланса на начало анализируемого периода можно охарактеризовать как недостаточную. В частности она располагает излишком, как на начало так и на конец отчетного года, по второй и третей группе активов и пассивов, что свидетельствует о возможности погасить в полном объеме краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы. Вместе с тем, у организации наблюдается недостача наиболее ликвидных активов, о чем свидетельствует отрицательная разница между первой группой активов и пассивов. Однако учитывая то что в эту группу пассивов включены все кредиторские задолженность и прочие краткосрочные обязательства, которые как правило, не предъявляются кредиторами к оплате одновременно. Сложившиеся ситуация не может свидетельствовать о кризисе не платежеспособности.

Сравнение четвертой группы активов и пассивов позволяет установить наличие у ООО «Аргус» собственного оборотного капитала, являющиеся необходимым условием финансовой устойчивости организации.

Следует отметить, что к концу анализируемого года значение соотношений между отдельными группами активов и пассивов улучшаются

Отобразим структуру активов по степени их ликвидности на начало и конец анализируемого периода с помощью диаграмм, представленных на рисунке (4)

4.3 Анализ платежеспособности организации

Рассчитаем коэффициенты ликвидности на начало и конец анализируемого периода в таблице 3, сравним их с оптимальными значениями.

Коэффициент ликвидности составляет на конец года 0,21%. В тоже время у организации ООО «Аргус» возникает на ту же дату значительный запас средств, для погашения краткосрочных обязательств 1,42%.

Таким образом следует отметить, что у организации наблюдается недостаток абсолютно ликвидных активов и к концу года происходит увеличение дебиторской задолженности, что способствует росту коэффициента.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования.

В процессе прохождения учебной практики в ООО «Аргус» были решены следующие задачи:

. Ознакомление с отчетностью организации, подготовительной работой, предшествующей составлению отчетности.

. Ознакомление с составлением отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды.

. Ознакомление с порядком формирования промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности организации.

. Проведен анализ финансового состояния предприятия.

Каждая форма отчетности раскрывает какую-либо сторону хозяйственной жизни предприятия, каждая из форм представляет ценность для конкретных пользователей финансовой отчетности: руководителей, учредителей, сотрудников предприятия, а также способствует более детальному анализу происходящих на предприятии процессов.

Список использованных источников

. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 4/99, утв. Минфином РФ от 06.07.99 г. № 43н

Теги: Составление и использование бухгалтерской отчетности на предприятии Отчет по практике Бухучет, управленческий учет

Источник

Отчет по практике: Бухгалтерский баланс, его структура, содержание и порядок составления 2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Бухгалтерского учета, аудита и анализа»

« Бухгалтерский баланс, его структура, содержание и порядок составления»

Баланс является основной формой бухгалтерской отчетности организации. Основная задача бухгалтерского баланса – показать собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем. Баланс позволяет получить представление и о материальных ценностях, и о величине запасов, и о состоянии расчетов, и об инвестициях. Данные баланса широко используются для последующего анализа руководителем организации, налоговыми органами, банками, поставщиками и другими кредиторами. Таким образом, баланс отражает финансовое положение организации за отчетный период.

Предметом данной курсовой работы является бухгалтерская финансовая отчетность.

Тема: Бухгалтерский баланс, его структура и порядок составления.

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть порядок составления бухгалтерского баланса в общем и конкретно на предприятии ОАО «Алтайский завод агрегатов», выявить современную сущность его содержания, положение в системе бухгалтерского учета.

Основные задачи необходимые для достижения данной цели:

во-первых, рассмотреть теоретические основы для составления бухгалтерского баланса;

во-вторых, изучить порядок составление годового баланса в ОАО «Алтайский завод агрегатов».

Метод проведения работы: для исследования используется метод анализа бухгалтерской отчетности (метод исследования, заключающийся в рассмотрении отдельных сторон, свойств, составных частей баланса).

В процессе практической работы были рассмотрены следующие аспекты:

1) экономическая характеристика предприятия ОАО «Алтайский завод агрегатов»;

2) подготовительные мероприятия по составлению годового бухгалтерского баланса;

3) порядок заполнения бухгалтерского баланса на предприятии.

По теоретической части работы можно сделать выводы в виде следующие тезисов:

1) бухгалтерский баланс является одним из основных источников информации для внешних и внутренних пользователей. Для внутренних пользователей он служит средством определения эффективности управления, для внешних – в основном для определения платежеспособности предприятия;

2) бухгалтерский баланс построен в соответствии с классификацией хозяйственных средств, то есть любая статья бухгалтерского баланса характеризует отдельный вид этих средств;

3) разделы бухгалтерского баланса включают статьи одинаковые по экономическому содержанию;

4) в соответствии с принципом двойной записи «актив» равен «пассиву» баланса, и данное равенство является основным уравнением бухгалтерского баланса.

1 баланс как основная форма отчетности

1.1 понятие, сущность и историческое развитие бухгалтерского баланса 5

2 формирование финансовой отчетности в части бухгалтерского баланса в ОАО «Алтайский завод агрегатов» 28

В современном динамично-меняющимся мире значимость информационных ресурсов неуклонно повышается. Сказанное имеет отношение к различным сферам деятельности человеческого общества, в том числе и экономике. Имущество организации и ее обязательства непрерывно участвуют в сфере производства. Чтобы определить величину всего имущества и обязательств, дать им экономическую оценку за отчетный период, а также оперативно руководить организацией, управлять финансово-хозяйственной деятельностью, необходимо располагать обобщенными данными о ее имуществе и обязательствах. Такое обобщение достигается в процессе составления бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс является важнейшим источником информации о финансовом положении организации за отчетный период. Он позволяет определить состав и структуру имущества организации, мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности, конечный финансовый результат (прибыль или убыток). Данные бухгалтерского баланса широко используются налоговыми инспекциями и налоговой полицией, кредитными учреждениями, органами статистики и другими пользователями.

Несмотря на влияние динамической бухгалтерии, на моделирование баланса современная его форма — выражение идей, прежде всего статической модели учета. Бухгалтерский баланс занимает по праву одно из центральных мест в научной концепции учета и считается наиболее универсальной формой финансовой бухгалтерской отчетности.

Данная тема в связи с ее актуальностью сегодня широко рассматривается в профессиональных кругах, представлена в публицистических статьях, монографических исследованиях, учебно-методической литературе, методологических документах, но основными источниками получения информации являются ПБУ 4/99.

Предметом данной курсовой работы является бухгалтерская финансовая отчетность.

Тема: Бухгалтерский баланс, его структура и порядок составления.

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть порядок составления бухгалтерского баланса в общем и конкретно на предприятии ОАО «Алтайский завод агрегатов», выявить современную сущность его содержания, положение в системе бухгалтерского учета.

Основные задачи необходимые для достижения данной цели:

во-первых, рассмотреть теоретические основы для составления бухгалтерского баланса;

во-вторых, изучить порядок составление годового баланса в ОАО «Алтайский завод агрегатов».

Метод проведения работы: для исследования используется метод анализа бухгалтерской отчетности (метод исследования, заключающийся в рассмотрении отдельных сторон, свойств, составных частей баланса).

Курсовая работа состоит из реферата, введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Первая глава включает в себя три пункта, в которых будут изучены:п онятие, сущность и историческое развитие бухгалтерского баланса; классификация бухгалтерских балансов; структура бухгалтерского баланса. Вторая глава включает в себя три пункта, в которых будут изучены: краткая характеристика организации; подготовительные мероприятия и процедуры составления бухгалтерского баланса; основные правила формирования статей баланса.

1 Б АЛАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Прежде чем говорить о бухгалтерском балансе, следует разобрать понятие «баланс» вообще. Термин «баланс» происходит от латинского слова bis – дважды и lans – чаша весов, буквально означает двучашие и употребляется как символ равновесия, равенства. Этот термин принят в экономической науке, как правило, для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направление их использования за определенный период (интервал). Например, баланс производства и распределения валового внутреннего продукта, материальные балансы (угля, металла, хлеба и др.), баланс денежных доходов и расходов государства (государственный бюджет), населения, организации и т.п.

Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используется в планировании, учете и экономическом анализе. В систему плановых балансов входят материальные, денежные и трудовые. При помощи этих балансов планируются образование и распределение отдельных видов материалов, продукции, денежных средств и трудовых ресурсов. Балансы используются для проведения факторного анализа при изучении жестко детерминированных зависимостей. Так, при сравнительном изучении планового и отчетного товарных балансов выявляется влияние на изменение реализации товаров таких факторов, как запасы на начало и конец анализируемого периода, объем поступления товаров, величина недокументированного расхода. В подобных балансах может и не быть равенства итогов. Например, могут быть балансы активные (превышение вывоза товаров над ввозом) и пассивные (с перевесом ввоза над вывозом). [6, c. 256]

В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет двоякое значение.

1. Равенство итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и т.д.

2. Наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату. Равные итоги формы по активу и пассиву располагаются по большей части на одном уровне, занимая строго горизонтальное положение, подобно коромыслу весов, находящихся в состоянии равновесия. В отличие от балансов, используемых при планировании и анализе, бухгалтерский баланс представляет собой систему моментных показателей, характеризующих состояние средств предприятия на определенную дату (момент).

Уже к концу XIV столетия коммерсанты средневековья составляли балансы не только для кон­троля оборотов. Купцы и банкиры начинают использо­вать баланс как орудие контроля и управления хозяй­ством. В компании Медичи каждое отделение ежегодно, на 24 марта, составляло баланс, который вместе с объ­яснительной запиской управляющего отсылался в глав­ную контору во Флоренции, где выявляли просроченную и дебиторскую задолженность и делали запрос отделе­ний. Такой же запрос делали и в случае предоставления чрезмерных кредитов, которые грозили подорвать плате­жеспособность фирмы. Иногда к балансу прикладывали справку о перспективах погашения долга. Хотя в банке Медичи и существовало правило, что все его отделения должны на одно и то же число составлять отчеты, для того времени более типичным были нерегулярные сроки составления отчетности. Так, во Флорентийской компа­нии Альберти (1302 — 1329 гг.) финансовые отчеты со­ставлялись нерегулярно, так как их цель состояла в исчислении прибыли или убытка какой-либо длительной хозяйственной операции. Промежуток времени между двумя финансовыми отчетами составлял в этой компа­нии от одного до пяти лет. Венецианская практика также не знала регулярных сроков составления баланса, который имел единственной целью выверку учетных записей. [23, c. 123]

Интересным моментом средневековой практики со­ставления баланса было то, что разница между дебето­выми и кредитовыми оборотами, возникавшая в резуль­тате арифметических ошибок в подсчетах, не выверя­лась, а списывалась на прибыли или убытки.

1) дея­тельностью крупных юристов, создавших специаль­ную отрасль права — балансовое право (Штауб, Рем, Симон);

2) пропагандой баланса как основополагающей исходной концепции бухгалтерии (Шер);

3) необ­ходимостью ознакомить массы акционеров с механиз­мом основной отчетной формы — балансом, при ис­следовании структуры последнего (Губер).

Заслугой юристов было формулирование требова­ний к балансу:

1. Точность. Как считали немецкие ав­торы, степень точности зависит от мнения юристов и членов правлений, т. е. от закона и целей, которые выдвигает высшая администрация акционерных об­ществ.

2. Полнота. Капитал в балансе должен пока­зываться в полной номинальной, а не в фактически внесенной сумме. (Разность должна была показывать­ся в активе как отдельная статья дебиторской задол­женности.). Это требование отстаивало большинство авторов. Наиболее полно оно было выражено Пау­лем Герстнером и с некоторыми оговорками Рихар­дом Пассовым, который считал «способ обозначения капитала в полной сумме, определенной уставом,— единственно правильный, но лишь в силу определен­но выраженных на этот счет предписаний закона». Подхватывая эту оговорку, Рудольф Фишер писал: «Не понимает свойства счета капитала и законодатель». Поскольку Фишер, как ему казалось, понимал эти свойства, то настаивал на отражении счета капитала только по сумме фактиче­ски внесенных средств. Трактуя капитал просто как разность между активом и кредиторской задолжен­ностью, большинство немецких авторов не уставало подчеркивать что счет Капитала нельзя трактовать в юридическом смысле, как это делал, например, Кольманн. Герстнер указывал, что «это нисколько не значит, что основной капитал является долгом пред­приятия». Он дал поэтому следующее клас­сическое в немецкой литературе определение: «Основ­ной капитал есть сумма связанных статей актива, ко­торая, по покрытии всех долговых обязательств, долж­на, по уставу, остаться для распределения между ак­ционерами». В понятие полноты входил и другой старый вопрос об отражении в учете всех прав и обязательств, вытекающих из договоров. При этом получило признание мнение Симона о том, что «бух­галтерия записывает в книги не все права и обязан­ности, а лишь те, которые принято в них записывать на основании принципа двойной бухгалтерии». (Он, очевидно, имел в виду недавнюю тради­цию, так как принцип двойной бухгалтерии отнюдь не препятствует записи и всех прав, и всех обяза­тельств.)

3. Ясность. Оставалось необходимым пояснить, для кого должен быть понятен баланс — для всех специалистов, на чем настаивал Рем, или для любого грамотного, точнее — заинтересованною человека, что требовал Герстнер. Первую трактовку он на­зывал субъективной ясностью, вторую — объективной.

4. Правдивость. Баланс должен быть составлен с уче­том требований закона, и все его числа должны выте­кать из первичных документов. (Если закон абсурден, а первичные документы содержат приписки, фальси­фикацию и т. п., то баланс все равно правдив.)

5. Пре­ емственность делилась на внешнюю (сохранение из года в год структуры баланса) и внутреннюю (сохра­нение принципов оценки прошлого года в текущем го­ду).

6. Единство баланса. Баланс центра должен включать результаты балансов своих филиалов. s»r-7 Различные требования к балансам обусловили не­обходимость их классификации. [23, c. 256]

K концу XIX века в большинстве стран Европы бухгал­теры пришли к выводу, что обрели, наконец, самую за­конченную и совершенную науку. Большинство из них свято верило, что И. Ф. Шер сказал в ней последнее слово. Швейцарский ученый утверждал, что бухгалтерия есть историография (история) хозяйственной жизни, из­ложенная по законам систематизации. Он считал, что «предметом бухгалтерии могут быть только совершившееся внутренние и внешние хозяйственные и правовые факты», а хронологический и систематический учет следует понимать как хронологическую и прагматическую историографию, фиксирующую движение вещных (телесных) и юридических (бестелесных) благ. Бухгалтер — летописец хозяйственной’ жизни, он пользуется математическим методом, и поэтому учет «… есть отрасль прикладной математики». Бухгалтер пользуется главным образом денежным измерителем, натуральный — играет вспомогательную роль. Цель, учета состоит в двойном выводе чистого имущества, т. е. не выявление результатов хозяй­ственной деятельности, а расчет капитала, не динамика, а статика. Отсюда вывод: Сущность каждого счета выражается не в обороте, а в его сальдо.

В основу учета, в отличие от до него живших ученых, И.Ф. Шер кладет не счета, а баланс, строит изложе­ние, не от частного к общему, а наоборот. В основе ба­ланса лежит уравнение капитала, а сам баланс пони­мается как средство для раскрытия стадий кругооборота капитала. Поэтому теорию учета И. Ф. Шера часто назы­вают балансовой, а по нашему мнению и справедливо. I

И. Ф Шер использует несколько уравнений капитала

Это важнейшее уравнение получило название посту­лата Шера:

Сумма капитала предприятия равна разности между объемом имущества и кредиторской задолженностью предприятия.

Впоследствии—Ф. Ляйтнер отметит, что в левой части подчеркивается косвенное исчисление величины собствен­ных средств (актив минус кредиторская задолженность), в правой части — прямое определение этой величины.

Уравнение (1) показывает статику предприятия. Ди­намика выражается двумя другими уравнениями:

где Пр. — прибыль; У — убыток.

Уравнение (2) повторяет уравнение (1); бухгалтер­ское их различие состоит в том, что в первом случае финансовые результаты, как рекомендовал – Б. Котрульи, отражаются на счете капитала, а во втором слу­чае — на счете убытков и прибылей.

Уравнение (3) повторяет — постулат Пизани. Однако И.Ф. Шер вкладывает в него иной смысл. Так, под У он понимает лишь такое расходование вещных и юридиче­ских благ, оборотного пли постоянного имущества, кото­рое действительно уменьшает чистое имущество. С его точки зрения, транспортные расходы это не расходы, а производительные затраты, они увеличи­вают себестоимость, но не сумму издержек или убытков. При хорошей постановке учета (в идеале) У=0. В связи с этим И.Ф. Шер писал: «Чем более бухгалтерия совер­шенствуется и стремится совпасть с калькуляцией, тем меньше становится в бухгалтерии убыточных статей».

В основе баланса лежит постулат Шера, представляю­щий сущность предприятия. Однако в отчетной форме он выступает в виде балансового уравнения:

Уравнение (4) формирует начальный баланс:

Уравнение (5) формирует последующий баланс. Взаи­мосвязь, между постулатом Шера и балансовым уравне­нием описывается так: «Форма стро­ится на балансовом уравнении для открытия счетов, а сущность — па уравнении капитальном. Лишь при заклю­чительном балансе формальное балансовое уравнение, преобразуется в капитальное уравнение».

Подведя итог выше написанному, нужно отметить, что за основу учета И.Ф. Шер берет баланс. Бухгалтерия начинается с баланса и закан­чивается им. Однако, давая общее определение, И. Ф. Шер имеет в виду только определенный баланс. Баланс, по его мнению, — представляет собою равенство ме­жду активом и пассивом, построенное в форме счетов в заключительный день операционного периода. Вместе с том он оговаривает, что всякая бухгал­терия, которая не опирается на вступительный баланс, несовершенна и не соответствует хозяйственным и юри­дическим требованиям. Кроме того, дается определение промежуточного баланса, который состав­ляется для какого-нибудь момента, содержащегося между началом и концом операционного года.

На современников самое большое впечатление произ­вело изложение всей теории учета и бухгалтерской про­цедуры не от счета к балансу, а от баланса к счету. Впервые такой подход был изложен И. Ф. Шером в 1890 году. [11, c.145]

Переход к балансовой теории был совершен: в Рос­сии — Н. С. Лунским в 1909 году, в Швейцарии — Г. Бидерманном в 1911 году, в Нидерландах — Ф, Венном в 1911 году и в Германии — Л. Кальмесом в 1912 году. Несколько позже последний писал: «Этот принцип состоит в том, что в противоположность обычному представлению баланса, I как конечного члена бухгалтерии, здесь, наоборот, баланс образует точку отправления — теория счетов, а с ними и бухгалтерии — выведены из баланса. Каждый счет объясняется посредством моста и эффекта соответствующей статьи баланса».

В настоящее время значение бухгалтерского баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой является отчет, т.е. совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль отчета состоит в дополнении, расшифровке тех данных, которые содержаться в балансе; баланс – стержень, вокруг которого группируются в качестве приложений к нему все остальные формы бухгалтерской отчетности, составляющие в совокупности бухгалтерский отчет. Если в ука­занных отчетных формах отражаются показатели, характеризую­щие ту или иную сторону деятельности организации, то в балан­се представлено состояние всех средств организации. В основу построения бухгалтерского баланса положена классификация хо­зяйственных средств.

Классификация хозяйственных средств — основа построения ба­ ланса. В бухгалтерском балансе показывается состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату. Эти сред­ства классифицируются по составу, источникам формирования, размещению, юридической принадлежности и т. д. Перечислим наиболее важные в бухгалтерском учете классификационные признаки хозяйственных средств:

2) источники формирования.

Хозяйственные средства по составу (рис. 1) подразделяются на внеоборотные и оборотные.

По источникам формирования хозяйственные средства под­разделяются на собственные и привлеченные. Что такое собст­венные средства, видно из названия. Привлеченные средства не находятся в собственности организации; используют их временно в течение определенного срока, по окончании которого они возвращаются собственникам. [8, c. 85]

Подробная характеристика каждого вида средств по составу и источникам формирования будет дана в разделах, раскрывающих содержание бухгалтерского баланса, а теперь перейдем к вопросу классификации баланса.

Пониманию балансов в значительной степени содействует их классификация по определенным признакам. Классификации балансов направлены, прежде всего, на разделение балансов с точки зрения счетоводства (т. е. практики учета) по определенным характеристикам. Критериями классификации баланса могут быть источники составления, сроки составления, объем включаемой информации, методы оценки статей, содержание, форма, характер деятельности, реформирование, способ очистки.

По источникам составления балансы делятся на инвентарные, книжные и генеральные. Инвентарные составляются на основе инвентаря имущества, средств в расчетах и обязательств перед третьими лицами и должны быть подтверждены инвентаризацией. Книжные балансы основаны на принципе регистрации фактов хозяйственной жизни и составляются по данным счетов Главной книги. Генеральные балансы считаются самыми реальными, поскольку в их основу положены текущие учетные записи, подтвержденные фактическими сведениями путем проведения инвентаризации. [15, c. 178]

По срокам составления балансы классифицируются на вступительные, текущие, заключительные, санируемые, ликвидационные, разделительные и объединительные.

Вступительные составляются в момент организации предприятия. Они определяют сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность.

Текущие формируются периодически в течение всего времени функционирования предприятия и подразделяются на начальные (содержат данные на начало периода), промежуточные (составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчетного периода — финансового года), конечные (формируются в конце финансового года и служат начальными на следующий отчетный период).

Заключительные составляются на дату завершения деятельности хозяйствующего субъекта при осуществлении реорганизации его формы (слияние нескольких организаций, присоединение организации к другой, ранее действующей, разделение организаций, изменение организационно-правовой формы).

Санируемые используются лишь в исключительных случаях, когда предприятие находится на пороге банкротства и необходимо либо принять решение о ликвидации, либо убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежа. Санируемые балансы включают данные о реальном состоянии дел на предприятии, величине понесенного убытка, путях и возможности его покрытия в будущем, возможных сроках мероприятий по финансовому оздоровлению. Санируемые балансы существенно отличаются от отчетных в результате применения уценки элементов баланса, не соответствующих действительности.

Ликвидационные составляются при ликвидации предприятия и представляют информацию об имуществе организации, подлежащем распределению между ее кредиторами и собственниками с применением методов оценки статей по цене возможной реализации каждого актива. Они могут разрабатываться на начало Периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс), в Х оде периода (промежуточный) и на конец периода ликвидации (заключительный).

Разделительные формируются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких или при передаче структурных единиц одного предприятия другому на основе данных заключительных балансов (при разделении) или текущих балансов (при выделении из одного предприятия другого).

Объединительные строятся при объединении нескольких предприятий в одно на основе данных заключительных балансов (при слиянии) или текущих и заключительных одновременно (при присоединении одной компании к другой, ранее действующей). [16, c. 45]

По объему включаемой информации балансы подразделяются на единичные, сводные и консолидированные. Единичные характерны для деятельности только одного предприятия. Сводные составляются в рамках одного собственника, объединяя данные подразделений предприятия или для статистического обобщения показателей по отрасли. Консолидированные отражают положение группы юридически самостоятельных предприятий, связанных совместным контролем имущества.

По методу оценки статей выделяют коммерческие и налоговые балансы. Коммерческие основаны на модификации продажных цен активов, налоговые (или инвентарные) базируются на оценке по себестоимости.

По содержанию балансы делятся на пробные, оборотные и сальдовые. Исторически первым был пробный баланс, представляющий опись дебетовых и кредитовых оборотов и демонстрирующий равенство итогов исходя из двойной записи. Современный оборотный баланс, помимо оборотов, включает начальные и конечные остатки по счетам. Сальдовый баланс составляется исключительно на основе остатков и представляет наиболее полное выражение категории бухгалтерского баланса.

По форме выделяют шахматные, горизонтальные и вертикальные балансы.

Шахматный баланс строится в виде квадратной матрицы. Он составляется так, что из него видна корреспонденция счетов. Каждая клетка пересечения какой-либо строки со столбцами показывает определенную корреспонденцию счетов. На практике шахматный баланс применяется редко, в основном на малых предприятиях, использующих ограниченное число синтетических счетов. Его достоинство заключается в однократном отражении операций, исключающем дублирование и сокращающем трудоемкость учетного процесса.

В нашей стране традиционно применяется горизонтальная структура баланса, при которой актив (имущество) располагается слева, пассив (капитал и обязательства) – справа. Горизонтальная форма баланса может иметь и иную структуру: слева – актив (имущество) и обязательства, справа – капитал.

Вертикальная структура предполагает размещение статей баланса последователь-го друг под другом: сначала статьи, в которых отражается имущество предприятия, ютом обязательства и капитал. При этом статьи, как в горизонтальном, так и вертикальном балансе могут располагаться в зависимости от выбранного подхода к отражению ликвидности активов либо от такого же подхода к погашению обязательств (вначале менее ликвидные активы или менее срочные обязательствами наоборот). [21, c. 26]

По характеру деятельности балансы подразделяются на основной и неосновной деятельности. К основной относятся виды деятельности, зарегистрированные в уставе. Вся прочая деятельность, осуществляемая предприятием, рассматривается как неосновная.

Переформированию балансы классифицируются на реформированные и переформированные. Реформированными считаются балансы, в которых прибыль отчетного года уже распределена и отдельной строкой не показывается. В переформированных балансах отдельной строкой показана прибыль отчетного года.

По способу очистки разделяют баланс-нетто и баланс-брутто. В брутто-баланс включаются сальдо всех счетов, за исключением результатных, в том числе регулирующих, причем остатки регулирующих (как дополнительных, так и контрарных) счетов увеличивают валюту баланса. В этом балансе объекты бухгалтерского учета оцениваются и отражаются по исторической (в отдельных случаях – по восстановительной) стоимости. В валюту баланса-брутто (т.е. в общий итог актива и пассива) включают суммы, отраженные как на основных, так и на регулирующих бухгалтерских счетах.

В балансе-нетто объекты бухгалтерского учета оцениваются и отражаются по остаточной стоимости. В валюту такого баланса суммы, отражаемые на регулирующих счетах, не включаются. Их вычитают или прибавляют к первоначальной стоимости объектов, учитываемых на основных бухгалтерских счетах. Баланс-нетто позволяет «очистить» и упростить систему балансовых показателей, получить реальную оценку объектов бухгалтерского учета. [16, c. 289]

Рассмотрев историческую ретроспективу понимания сущности баланса и его основные классификации, перейдем к изучению непосредственно самого баланса и его внутренней структуры, чему будет посвящена следующая глава работы.

Бухгалтерский баланс, его структура и содержание формируется в соответствии с приказом Минфина РФ от 22.07.03. №67н «О формах бухгалтерской отчетности»

Актив. Раздел I. Внеоборотные активы. Они включа­ют разнородные по своему экономическому содержанию средства: материально-вещественные, нематериальные, инвестиции и.др. Объединение этих средств в одном раз­деле обусловлено длительным характером их использова­ния в хозяйственной деятельности организации (предпри­ятия), принадлежностью к наименее ликвидным активам.

По группе статей «Нематериальные активы» (110) по­казывается наличие нематериальных активов, находя­щихся у организации на праве собственности, хозяйствен­ного ведения, оперативного управления. Установленный порядок формирования балансовых показателей по при­нципу баланса-нетто предусматривает отражение нема­териальных активов в бухгалтерском балансе по их оста­точной стоимости (нетто-оценка). Нематериальные активы, по кото­рым погашение стоимости не предусматривается, показы­ваются в балансе по первоначальной стоимости. Для запол­нения показателей по нематериальным активам использу­ется информация по счетам 04 «Нематериальные активы» 05 «Амортизация нематериальных активов».

По группе статей «Основные средства» (120) отражают­ся материально-вещественные ценности, используемые в качестве средств труда и в течение длительного времени. Данные по основным средствам, как действующим, так и находящемся в запасе, на реконструкции, модернизации, восстановлении или на консервации, приводятся в соот­ветствии с правилом нетто-оценки статей баланса по оста­точной стоимости (за исключением объектов, по которым в установленном порядке стоимость не погашается).

По статье «Основные средства» также показываются на­ходящиеся в собственности организации земельные участ­ки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), капитальные вложения в многолет­ние насаждения, коренное улучшение земель (осушитель­ные, оросительные и другие мелиоративные работы).

В составе этой группы статей отражается имущество, предоставляемое по договору аренды (имущественного найма) за плату во временное владение и пользование. Организация-арендатор отражает имущество, полученное по договору аренды, в целом как имущественный комплекс.

Источником информации для заполнения этой группы статей баланса являются данные по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

По статье «Незавершенное строительство» (130) пока­зываются затраты на строительно-монтажные работы, осу­ществляемые как хозяйственным, так и подрядным спо­собом; затраты по приобретению материальных объектов длительного пользования (зданий, оборудования, транс­портных средств, инструментов, инвентаря и др.); прочие капитальные затраты (проектно-изыскательные, геолого­разведочные и буровые работы, затраты по отводу земель­ных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и др.); затраты по формированию основного стада; запа­сы оборудования, требующего монтажа и предназначенно­го для установки; выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Информационным источником для заполнения данной статьи баланса являют­ся данные по счетам 08 «Вложения во внеооборотные акти­вы», 07 «Оборудование к установке»,j60 «Расчеты с постав­щиками и подрядчиками» (в части расходов, связанных с осуществлением капитальных вложений).

По данной статье отражается также стоимость объектов капитального строительства, находящихся во временной эксплуатации до ввода их в постоянную эксплуатацию, а также суммы авансов, выданных подрядчикам на капи­тальное строительство.

Незавершенные капитальные вложения приводятся в бухгалтерском балансе в сумме фактических затрат, а обо­рудование к установке (требующее монтажа) — по факти­ческой стоимости его приобретения, включая расходы по доставке.

По статье «Доходные вложения в материальные цен­ности» (135) показывается остаточная стоимость имуще­ства (зданий, оборудования и других материальных цен­ностей), приобретенного для предоставления за плату дру­гим организациям во временное владение и пользование (по договору лизинга, по договору проката) с целью полу­чения дохода.

Показатели формируются по данным сче­тов 03 «Доходные вложения в материальные ценности» и 02 «Амортизация основных средств» (в части имущества, предоставляемого во временное пользование, временное владение).

По статье «Долгосрочные финансовые вложения» (140) показываются долгосрочные (на срок более одного года) ин­вестиции организации в ценные бумаги и уставные (скла­дочные) капиталы других организаций (в том числе дочер­них и зависимых хозяйственных обществ), в государствен­ные и муниципальные ценные бумаги и пр. Ис­точником формирования показателей является информа­ция, учитываемая на счетах 58 «Финансовые вложения», 59 «Резервы под обесценивание финансовых вложений», 55 «Специальные счета в банках» (в части депозитных вкладов в кредитных организациях).

Финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтер­ской отчетности на конец отчетного года по текущей ры­ночной стоимости путем корректировки их оценки на пре­дыдущую отчетную дату. Корректировку организация мо­жет производить ежемесячно или ежеквартально.

Финансовые вложения отражаются в ф. № 1 как крат­косрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты. Остальные финан­совые вложения представляются как долгосрочные и отра­жаются в разделе «Внеоборотные активы».

Финансовые вложения, по которым не определяется те­кущая рыночная стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности по первоначальной стоимости. При этом при­нимается во внимание обесценивание таких финансовых вложений. Обесцениванием финансовых вложений при­знается устойчивое существенное снижение их стоимости ниже величины экономических выгод, которые организа­ция рассчитывает получить от данных финансовых вложе­ний в обычных условиях деятельности. В этом случае орга­низация организу­ет резерв под обесценивание финансовых вложений, по ко­торым не определяется их текущая рыночная стоимость. В бухгалтерской отчетности их стоимость показывается с учетом сумм созданного резерва под их обесценивание.

По статье «Отложенные налоговые активы» (145) пока­зывается часть отложенного налога на прибыль, которая приводит к уменьшению налога на прибыль и подлежит уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последу­ющих отчетных периодах.

Отложенные налоговые активы (ОНА) отражаются в бух­галтерском учете на отдельном синтетическом счете 09 «От­ложенные налоговые активы». Сальдо по этому счету и отра­жается в строке «Отложенные налоговые активы» в ф. № 1.

Организация признает отложенные налоговые активы (ОНА) в том отчетном периоде, когда возникают вычитае­мые временные разницы, при условии существования ве­роятности того, что она получит налогооблагаемую при­быль в последующих отчетных периодах.

Отложенные налоговые активы (ОНА) равняются вели­чине, определяемой как произведение вычитаемых времен­ных разниц, возникающих в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.

По статье «Прочие внеоборотные активы» (150) отра­жаются средства и вложения, не нашедшие отражения в предыдущих статьях раздела I бухгалтерского баланса.

В частности, могут быть отражены затраты, числящиеся на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по приоб­ретенным нематериальным активам, которые на конец от­четного года не введены в эксплуатацию.

Расходы организации на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, ре­зультаты которых используются для производственных либо управленческих нужд организации, учитываются на счете 04 «Нематериальные активы». Они должны отражаться обособлен­но от нематериальных активов и подлежат отражению по статье «Прочие внеоборотные активы».

Итого по разделу I: строка 190 равна сумме строк 110, 120, 130, 135, 140, 145 и 150. Раздел

II. Оборотные активы. Показатели этого раз­дела бухгалтерского баланса характеризуют состояние оборотных активов, включающих материальные оборот­ные средства, средства в расчетах (дебиторская задолжен­ность), денежные и приравненные к ним средства.

В группе статей «Запасы» (210) сосредоточены матери­альные оборотные средства, включающие производствен­ные запасы, затраты на производство, готовую продукцию и товары, а также другие аналогичные запасы и затраты, подлежащие отражению в бухгалтерском балансе по соот­ветствующим статьям.

По строке «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» отражаются запасы сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов и ком­плектующих изделий, запасных частей и других матери­альных ценностей, учитываемых на счете 10 «Материа­лы». Величина этих производственных запасов в органи­зации зависит от характера и объема производства, отрас­левых особенностей и отражается в бухгалтерском балан­се по фактической себестоимости их приобретения (заго­товления). При этом следует иметь в виду, что оценка про­изводственных запасов на конец отчетного периода опреде­ляется в зависимости от принятого метода их оценки при выбытии, т.е. по стоимости каждой единицы запасов, сред­ней себестоимости, стоимости первых (метод ЛИФО) или последних (метод ФИФО) по времени закупок. Кроме того, по испорченному сырью и материалам, по запасам, полно­стью или частично морально устаревшим, или при устой­чивом снижении рыночных цен при отражении в балансе может быть принята оценка по стоимости, числящейся в бухгалтерском учете, уменьшенная на суммы созданного на конец года резерва под снижение стоимости таких про­изводственных запасов.

Информа­ционным источником для заполнения этой статьи баланса служат данные по счетам 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заго­товление и приобретение материальных ценностей», 16 «От­клонение в стоимости материальных ценностей».

По статье «Животные на выращивании и откорме» по­казываются данные о наличии принадлежащих организа­ции и учтенных на одноименном синтетическом счете 11 молодняка, взрослых животных, находящихся на откор­ме, птицы, семей пчел и т.п.

Строка «Затраты в незавершенном производстве» ста­тьи «Запасы» включает затраты по незавершенному ос­новному производству, связанному с осуществлением ус­тавной деятельности организации, по незавершенным ра­ботам (услугам) вспомогательных и обслуживающих про­изводств, принадлежащих ей.

Для заполнения этой статьи баланса исходя из особен­ностей производственной деятельности организации ис­пользуют информацию по синтетическим счетам: 20 «Ос­новное производство», 21 «Полуфабрикаты собственно­го производства», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 46 «Вы­полненные этапы по незавершенным работам», 44 «Расхо­ды на продажу» (в части издержек обращения).

Важное значение при заполнении данной статьи име­ет реальность оценки остатков незавершенного производ­ства. В зависи­мости от отраслевой специфики производства и принятой организацией учетной политики в соответствии с норма­тивными документами по бухгалтерскому учету незавер­шенное производство в балансе может отражаться: по фак­тическим производственным затратам на предприятиях с единичным (индивидуальным) характером производства; по нормативной (плановой) производственной себестоимо­сти на предприятиях с серийным и массовым характером производства; по прямым статьям расходов либо только по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов в от­раслях промышленности с коротким циклом технологиче­ского процесса. Если управленческие расходы признают­ся полностью в себестоимости проданной продукции в каче­стве расходов по обычным видам деятельности, то незавер­шенное производство оценивается без учета расходов.

Организации, выполняющие работы долгосрочного ха­рактера (строительные, научные, проектные и т.п.) и осу­ществляющие расчеты с заказчиками в соответствии с за­ключенными договорами на законченные этапы работ, от­ражают по этой статье и стоимость оплаченных заказчи­ком законченных этапов работ, учитываемых на счете 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

По строке «Готовая продукция и товары для перепро­дажи» статьи «Запасы» показывается себестоимость ос­татка продукции, прошедшей все стадии, предусмотрен­ные технологическим процессом, а также изделий уком­плектованных, прошедших испытания и приемку соглас­но условиям договора. Кроме того, организации, осущест­вляющие свою деятельность в производственных сферах, отражают по данной статье изделия, материалы и другие предметы, приобретаемые специально для продажи, а так­же готовые изделия, приобретаемые для комплектации, не включаемые в себестоимость выпускаемой продукции и подлежащие возмещению покупателями отдельно. Орга­низации торговли и общественного питания показывают по этой статье остатки товаров. При этом предприятия об­щественного питания включают остатки сырья на кухнях и в кладовых и остатки товаров в буфетах.

Товары по данной статье бухгалтерского баланса пока­зываются по стоимости их приобретения.

При заполнении данной статьи бухгалтерского баланса используется информация по счетам 43 «Готовая продук­ция», 41 «Товары», 16 «Отклонение в стоимости матери­альных ценностей» (в части, относящейся к стоимости то­варов), 14 «Резервы под снижение стоимости материаль­ных ценностей».

Готовая продукция оценивается в балансе по фактиче­ской производственной себестоимости. При использова­нии счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» для обоб­щения информации о выпущенной продукции за отчетный период и выявления отклонений фактической производ­ственной себестоимости этой продукции от нормативной (плановой) себестоимости готовая продукция в бухгалтер­ском балансе показывается по нормативной (плановой) производственной себестоимости.

По строке «Товары отгруженные » статьи «Запасы » отра­жается отгруженная покупателям продукция, выручка от продажи которой не может быть признана в бухгалтерском учете, если не исполнены условия признания выручки, исходя из требований ПБУ 9/99 «Доходы организации». По строке «Расходы будущих периодов» статьи «Запа­сы» показывается сумма расходов, признанных в бухгал­терском учете в отчетном году, но подлежащая погаше­нию в следующих отчетных периодах путем списания на издержки производства (обращения) или другие источни­ки в течение срока, к которому они относятся. В составе расходов будущих периодов могут быть отражены: расхо­ды на гороноподготовительные работы, освоение новых ви­дов производств, подготовительные работы к производству в сезонных отраслях; расходы по неравномерно производи­мому ремонту основных средств (по организациям, не об­разующим соответствующего резерва); расходы на рекла­му и подготовку кадров, оплаченные вперед за последую­щие периоды, и др. При заполнении этой статьи использу­ются данные по счету 97 «Расходы будущих периодов».

По статье «Прочие запасы и затраты» показывается стоимость материально-производственных ценностей и признанных организацией расходов, не нашедших отра­жения в предыдущих статьях группы «Запасы». По этой статье могут быть отражены не списанные в установлен­ном порядке суммы коммерческих расходов (расходы на упаковку и транспортировку), относящиеся к нереализо­ванной продукции, в случае, если организация не призна­ет учтенные расходы в себестоимости проданной продук­ции полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности.

По статье «Налог на добавленную стоимость по приоб­ретенным ценностям» (220) отражается сумма налога по приобретенным материально-производственным запасам, нематериальным активам, основным средствам, осущест­вленным капитальным вложениям, выполненным работам и оказанным услугам, подлежащая отнесению в установ­ленном порядке в следующих отчетных периодах в умень­шении сумм налога на добавленную стоимость для пере­числения в бюджет или на соответствующие источники ее покрытия. Информационным источником для заполнения этой статьи являются данные счета 19 «Налог на добавлен­ную стоимость по приобретенным ценностям».

«Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)» (230) и «Дебитор­ская задолженность (платежи по которой ожидаются в те­чение 12 месяцев после отчетной даты)» (240).

В дебиторскую задолженность включаются: расчеты с покупателями и заказчиками; задолженность поставщи­ков по выданным им авансам; расчеты с персоналом орга­низации по возмещению нанесенного ими ущерба; задол­женность за подотчетными лицами; расчеты с разными ор­ганизациями и лицами по нетоварным операциям; прочие дебиторы. Исчисление срока дебиторской задолженности с целью подразделения ее на долгосрочную и краткосрочную осуществляется с 1-го числа календарно­го месяца, следующего за месяцем, в котором задолжен­ность была принята к бухгалтерскому учету. Дебиторская задолженность, представляемая в бухгалтерском балансе как долгосрочная и предполагаемая к погашению в отчет­ном году, может быть представлена на начало этого отчет­ного года как краткосрочная с раскрытием данной инфор­мации в пояснительной записке.

Сам факт существования этой задолженности обус­ловлен действующей системой безналичных расчетов, при которой момент отгрузки продукции и ее оплаты по време­ни не совпадают. При отражении данных по расчетам с по­купателями и заказчиками следует учитывать сроки иско­вой давности, установленные законодательством. При со­здании в установленном порядке в конце отчетного года резервов по сомнительным долгам за счет финансовых ре­зультатов задолженность, по которой создан резерв, в годо­вом бухгалтерском балансе уменьшается на сумму этого ре­зерва. Основанием для отражения дебиторской задолжен­ности в бухгалтерском балансе служит информация, учтен­ная на счетах: 62 «Расчеты с покупателями и заказчика­ми», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (в части авансов выдан­ных), 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспече­нию» (в части переплат), 71 «Расчеты с подотчетными ли­цами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

По статье «Краткосрочные финансовые вложения» (250) показываются краткосрочные (на срок не более одно­го года) инвестиции организации в государственные и му­ниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других орга­низаций, включая долговые ценные бумаги (облигации, векселя); предоставленные другим организациям займы; депозитные вклады в кредитных организациях; дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступ­ки права требования и др. Стоимость финансовых вложений, по которым не опреде­ляется их текущая рыночная стоимость и по которым выявлено устойчивое существенное снижение их стоимости, показывается в бухгалтерской отчетности по учетной сто­имости за вычетом суммы образованного резерва под их обесценивание. Учет ведется на счете 59 «Резервы под обес­ценивание финансовых вложений».

«Денежные средства » (260), включающей остатки денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах, а также прочие де­нежные средства, находящиеся на специальных счетах в банках, в денежных документах и переводах. Для запол­нения этой статьи баланса используется информация, учи­тываемая на счетах: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути».

По статье «Прочие оборотные активы» (270) показы­ваются суммы оборотных активов, не нашедшие отраже­ния по другим статьям раздела II бухгалтерского балан­са. При этом исходя из требования существенности инфор­мации отчетности, если данные по этой статье превышают 5% итога актива бухгалтерского баланса, то организация должна дать расшифровку состава данной статьи в поясни­тельной записке.

Итого по разделу II строка 290 представляет собой сум­му строк 210, 220, 230, 240, 250, 260 и 270.

Пассив. Раздел III. Капитал и резервы. Показатели это­го раздела бухгалтерского баланса характеризуют состав и структуру собственного капитала, включающего различ­ные но своему экономическому содержанию, порядку фор­мирования и использования источники финансирования деятельности организации (уставный капитал, добавоч­ный капитал, прибыль и др.).

По статье «Уставный капитал» (410) показывается сум­ма средств, первоначально инвестированных собственни­ками (учредителями) для обеспечения уставной деятель­ности организации. Величина уставного капитала, отра­жаемая по данной статье баланса, должна соответствовать размеру, зафиксированному в учредительных документах. При заполнении данной статьи бухгалтерского баланса ис­пользуется информация, учитываемая на счете 80 «Устав­ный капитал».

По статье «Собственные акции, выкупленные у акци­онеров » отражается информация о наличии собственных акций, выкупленных акционерным обществом у акцио­неров для их последующей перепродажи или аннулирова­ния. При формировании показателей по данной статье бух­галтерского баланса используется информация по счету 81

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *